стена в дербенте уходящая в море

Дербентская стена

Из Википедии — свободной энциклопедии

Объект всемирного наследия ЮНЕСКО
крепость, старый город и крепостные постройки Дербента [* 1]
Citadel, Ancient City and Fortress Buildings of Derbent [* 2]
стена в дербенте уходящая в море. Смотреть фото стена в дербенте уходящая в море. Смотреть картинку стена в дербенте уходящая в море. Картинка про стена в дербенте уходящая в море. Фото стена в дербенте уходящая в море
СтранаРоссийская Федерация
Типкультурный
Критерииiii, iv
Ссылка1070
Регион [* 3]Европа и Северная Америка
Включение2003 год (27 сессия)

Дербентская стена — двойная стена времён Сасанидов, перекрывающая Каспийские ворота в Дербенте. Топоним «Дербент» означает «узкие врата», и стена перекрывает эти ворота от морского берега до крепости Нарын-кала. Стена на протяжении 15 веков использовалась в оборонительных целях кавказскими албанами, персами, арабами и монголами (ильханы, Тимуриды). Как наиболее сохранившийся памятник древнеперсидского фортификационного зодчества стена внесена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Длина стены составляет 3600 метров. Южная и северная стены идут параллельно друг другу на расстоянии 300—400 метров. Горная часть стены (Даг-бары) уходит на 40 км в сторону Кавказского хребта; это некогда грандиозное сооружение сохранилось лишь фрагментарно. Морская часть стены заходит на 500 метров в море, запирая вход в гавань. Наиболее древняя часть города заключена между этими двумя стенами. Южная стена, как более поздняя, была по большей степени снесена в XIX веке, в то время как северная в значительной степени сохраняет первозданный вид.

Нижние части стены сложены из необожжённого кирпича, но основной её объём, датируемый VI веком, выложен из крупных блоков тёсаного камня (100 на 65 на 25 см). Простенок между двумя рядами каменных блоков забутован рваным камнем; каменщиками использовался известковый раствор. Более поздние строительные периоды легко отличить по небольшим размерам блоков (в среднем 30 на 40 см). При кладке каменщики чередовали блоки «лицом» и «цоколем», что делало кладку более прочной. Средняя высота стен — 12 метров, толщина варьируется от 230 до 380 см.

Примерно на равных расстояниях друг от друга вдоль стены были возведены 73 оборонительные башни. На северной стене сохранилось 46 башен, расположенных примерно на расстоянии 70 метров друг от друга. Ворота, большей частью времён Сасанидов, отличаются своими архитектурными решениями. Из 14 первоначальных ворот сохранились девять: двое в крепости, 4 — в южной стене и 3 — в северной. Т. н. Каменные ворота были перестроены в средние века, ворота Сорока — в XVII веке, а Средние и Глашатайские ворота — после вхождения Дагестана в состав Российской империи.

Источник

Морские стены

По единодушному свидетельству арабских авторов IХ-Х веков, впервые достаточно подробно описавших Дербентские оборонительные сооружения, северная и южная городские стены далеко вдавались в море. Объясняя подобную конструкцию городских стен, местные легенды повествуют о богатом караване, который однажды подошел к Дербенту поздно вечером, после закрытия городских ворот, и поэтому стража не пустила его в город. Когда же утром открыли городские ворота, то каравана уже не было. Оказалось, что он обошел доходящие только до берега городские стены по морю, которое здесь имеет небольшую глубину. Узнав о том, что караван обошел город, по мелководью, не уплатив положенной пошлины, правитель города повелел продолжить стены в море, чтобы сделать невозможным обход города.

стена в дербенте уходящая в море. Смотреть фото стена в дербенте уходящая в море. Смотреть картинку стена в дербенте уходящая в море. Картинка про стена в дербенте уходящая в море. Фото стена в дербенте уходящая в море

Однако существуют и другие легенды, которые, повествуя о возведении персидским царем Хосровом I Ануширваном (531-579 гг.) Дербентских укреплений, сообщают, что им на продолжении восточной оконечности северной городской стены был устроен мол для судов.

Мол — оградительное сооружение защищающее порт от воздействия волн. Служит также для размещения причалов для судов.

Части городских стен уходящих в море («Морские стены») до наших дней не сохранились и поэтому о них можно судить лишь по сообщениям древних авторов, местных легенд и преданий.

По версии местной исторической хроники «Дербенд-наме» «…стена Искандера Зуль-Карнайна (Александр Македонский) шла на один фарсах (фарсах = 6-7 км) по дну моря». Согласно другой легенде: «…Искандер по прибытию на Кавказ, жители которого были огнепоклонниками, отправился в Дербент, где посредством вала с металлическими столбами, так запрудил море Каспиас (одно из древних названий Каспийского моря), что ни одному кораблю нельзя было выйти в море».

Об искусственном моле и гавани в Дербенте сообщают многие средневековые арабские авторы.

Так, по сообщению ат-Табари (IX в.), арабы, завоевав город, продолжили выстроенную ранее Хосровом I Ануширваном стену «…на 105 локтей в море» и устроили в гавани цепь, замыкавшую вход. Аль-Истархи (X в.) писал «…Город Баб аль-абваб лежит у моря, а в центре его рейд для судов. Между рейдом и морем выстроены параллельно берегу моря две стены: проход для судов тесен, а вход сделан извилистым, и в устье порта цепь, так, что не может судно ни войти, ни выйти иначе, как с разрешениям.

Некоторые арабские авторы даже описывают способ сооружения Хосровом I Ануширваном загадочных «морских стен». Согласно сообщению Баладзори (IX в.) Хосров приказал «… возить на кораблях камни и бросать их в море, а когда они оказались над водой, он построил на них стену». Подобное описание строительства стен в море сообщают и другие авторы.

Масуди (X в.) описывает другой способ строительства. По его словам, стену возводили на надутых воздухом бурдюках, которые по мере возведения стены погружались в воду. Когда же бурдюки достигали дна, ныряльщики прокалывали их ножами. Под тяжестью веса стены воздух вытравлялся из бурдюков, и стена прочно садилась на дно моря.

Все эти описания сооружения «морских стен», явились скорее осмысливанием возможной технологии строительства последующими поколениями, чем реальностью. Не последнюю роль в столь преувеличенных, а порою фантастических сообщениях арабских авторов, видимо, сыграли огромные впечатления от грандиозных сооружений Дербента, подобие которых им ранее не встречались.

По мнению отдельных нынешних исследователей, технология сооружения морских стен, возможно, очень проста — подводная часть стены была сложена из достаточно больших, хорошо подогнанных друг к другу каменных кубов, держащихся без связывающих веществ, под собственным весом, а надводная — обычной технологией.

О длине стен, уходящих в море, у средневековых авторов нет единого мнения Одни сообщают, что стены достигали длины одной мили (1 арабская миля составляет около 2 км), другие пишут о длине стен в 3 мили, третьи называет цифру в 105 локтей (1 араб, локоть равняется около 50 см), четвертые о расстоянии в 6 башен (если учесть, что расстояние между башнями на северной стене составляет около 70 м, длина стен составит 400 — 420 м), пятые утверждают, что морские стены достигали длины в 600 локтей и т.д. Сообщения последних двух авторов исследователи считают наиболее достоверными. Обследования морского дна у побережья Дербента также выявили развалы стен на удалении до 300 м от нынешней полосы прибоя.

Анализ сведений древних авторов недвусмысленно свидетельствует, что морские стены возводились и использовались не только как препятствие против обхода города по мелководью вдоль берега, но и как, мол, для искусственной гавани, и выполняли одновременно оборонительные функции. О реальности подобной точки зрения свидетельствует и тот факт, что Дербент в средние века был крупнейшим портом на Каспийском море. При всей противоречивости сообщений средневековых арабских авторов, даже если принять самые минимальные размеры (25 га), приводимых ими, Дербентская гавань имела внушительные размеры.

Однако у отдельных современных исследователей существует и несколько иное мнение. Сопоставляя остатки стен, старые рисунки и описания древних авторов, они склонны считать, что морские стены, как таковые, древними строителями не возводились. Первоначально городские стены были построены до уреза морской воды. Затем уровень моря поднялся, и некоторая часть стен оказалась в море. И то, что было не под силу человеку, совершила природа, усилив тем самым мощь и грандиозность древнего Дербента.

В поддержку этой версии говорит и давно установленное значительное колебание уровня Каспийского моря, и косвенные сообщения отдельных источников. Так, на географической карте Каспийского моря, составленной в 1320 году, имеется запись: «Море каждый год прибывает на одну ладонь, и уже многие хорошие города затоплены». А московский купец Федот Котов, побывавший в Дербенте по пути в Персию в 1624 году, писал: «…А стоит город концом на горе, а другим концом в море. И сказывают, что ещё того города море взяло башен с тридцать. А теперь башня стоит в воде, велика, и крепка».

Однако легенды о строительстве стен непосредственно в море оказались живучими, так как соответствовали легендарной истории города, желанию народа, стремившегося не только бережно сохранить сведения, полученные в наследство от предков, но и возвеличить свой город, окружив его таинственным ореолом легенд.

Веками вода размывала камни, и стены рушились. Еще арабский автор сообщал, что в X веке в Баб аль-Абвабе обрушился мол, вдававшийся в море и защищавший гавань от нападения хазар. Более поздние авторы сообщают о морских стенах Дербента уже в прошедшем времени. Так, например, Исмаил бен Насир (XIII в.), автор знаменитых «Географических таблиц», писал: «… Волны моря несколько раз разрушали стены города»

Видимо, после одного из разрушений в X-XI веках мол так и не был восстановлен. Этому в немалой степени способствовало бурное развитие естественной глубоководной бакинской гавани и то, что изменение размеров и конструкций судов со временем стало создавать определённые трудности для причаливания их в мелководной Дербентской гавани. Хотя имеются сведения о том, что персидский шах Аббас I в 1606 году начал работы по восстановлению морских стен А. Олеарий посетивший Дербент в 1638 году, писал: «… Все побережье у Дербента скалистое, так что корабельщикам здесь останавливаться неудобно и опасно».

Беспощадное время не оставило следов древней дербентской гавани. Частые разрушения морских стен, агрессивная морская среда, весьма значительные колебания уровня Каспия, потеря мелководной дербентской гаванью своего значения привели к тому, что полностью исчезли его конструкции.

В настоящее время та часть стены, которая вдавалась в море, полностью разрушена. И поэтому о длине, высоте, конфигурации и материалах морских стен города можно судить лишь по противоречивым, а порою даже взаимоисключающим, сообщениям древних авторов.
Сегодня же на волне эйфории при подготовке к празднованию юбилея города смело высказываются идеи о строительстве в Дербенте порта и даже аэропорта, хотя экономических предпосылок к этому никаких нет. Дербент не производит товаров в таких количествах с которым не справлялся бы наземный транспорт. А развитие туризма, и слоган «создадим туристический кластер» так же остается не воплощенным в реальность уже более 30 лет.

Источник

ДЕРБЕНТСКАЯ СТЕНА

Мы стоим на вершине дербентского прохода, на восточной стене нарынкалинской крепости. Солнце только что вынырнуло из-за горизонта, и умытые морем первые утренние лучи косыми пучками легли на просыпающийся город. Порозовели крыши прямоугольных домов, теснящихся в зеленой оправе садов. Ярко вспыхнул бирюзовый купол старой мечети, подсветились красноватым цветом зубчатые стены реставрированных крепостных башен.

Сколько приезжих, путешественников, поэтов, ученых вот так же не могли оторвать глаз от этой удивительной картины! Один из них, известный русский поэт-декабрист А.А. Бестужев-Марлинский, посетивший Дербент в начале прошлого века писал: «Заря ахнула от изумления, взглянувши на него впервые: это был поток камней и грязи с трещинами вместо улиц, которые сам почтенный строитель

не распутал бы среди бела дня. Все дома родились слепыми, все их черепа были расплюснуты под адской пятой, все они пищали от тесноты* ущемленные между высоких, длинных-предлинных стен. Все вместе походило, одним словом, на огромного удава, который под чешуей домов растянулся с горы на солнышке и поднял свою зубчатую голову крепостью Нарын, а хвостом играет в Каспийском море».

Именно эта хвостатая восточная часть дербентской стены вот уже тысячу лет привлекает к себе внимание ученых, историков, географов, океанологов, археологов. Будут чи скрытой под поверхностью моря, она будоражит воображение, ставит вопросы и вопросы.

Как оказалось это строение под водой? Сооружено ли оно было сразу на морском дне или злые волны поглотили его в более поздние времена? А если оно повторило судьбу Атлантиды, то когда и почему?

Почти все старые письменные источники свидетельствуют однозначно: часть дербентской стены была всегда подводной. Хосров Великий построил ее специально в воде, она нужна была для лучшей защиты «Ворот Кавказа» от набегов кочевников. Большинство арабских путешественников, посетивших Дербент в X в., пишут, что дербентская стена далеко уходит в море. Правда, единодушного мнения о ее размере они не высказывают. Так, одни из них сообщают, что длина подводной части достигает три мили, другие — одну милю, а третьи ограничивают ее всего лишь полумилей. Есть даже сообщение Хилаль ас-Саби о длине морской части дербентской стены в «шестьсот локтей», а ал-Истахри — о «шести башен».

Если арабские ученые относят сооружение подводной стены в Дербенте целиком к сасанидской эпохе, то некоторые местные легенды, отодвигая его на девятьсот лет раньше, снова возвращают нас к временам Александра Македонского.

«Александр по прибытии своем в Армению, жители которой огнепоклонники, отправился в Дербен, — пишет историк Е.И. Козубский (1906 г.), пересказывая старую легенду. — Александр посредством вала с металлическими столбами так запрудил море Калпиас (Каспий), что ни одному кораблю нельзя было войти в море, а по сухому пути он заградил проход из Таракунты (Дербент) в Калпиас, ибо не оставалось другого прохода, как через возвышавшуюся до неба гору».

Как будто для того, чтобы ни у кого не осталось никакого сомнения в бесспорности подводного происхождения дербентской стены, авторы X–XI вв., не ограничиваясь указанием ее размеров, описывают и способы ее строительства. Хотя и здесь у них тоже нет единства. Например, ал-Масуди в своей книге Мурудж ад-Дзахаб («Россыпи золота») рассказывает о применении специальных понтонов в виде надутых воздухом кожаных бурдюков. С помощью этих «плавсредств» тяжелые каменные плиты переправлялись с берега к месту их установки. Там ремни, которыми бурдюки были привязаны к плитам, перерезались, и плиты плавно ложились на морское дно.

По другой версии, которую привел ал-Баладзори в «Книге завоевания стран», строители вначале возили в море на лодках камни и бросали их в море, а потом, когда эта каменная наброска показывалась над поверхностью воды, на ней возводилась стена из «каменных глыб и свинца».

Но почему, кстати, опять свинец? Объяснения приводятся тоже разные. Ал-Мукаддаси сообщает, что свинец использовался в качестве раствора, скреплявшего каменные плиты. Хилаль ас-Саби поправляет его и сообщает, что свинец заливался в отверстия в стеновых блоках, через которые потом пропускали крепежные железные стержни. Не отсюда ли и название дербентских стен — «железные ворота»? Кстати, известно, что персидские строители, правда в других местах, действительно скрепляли каменные стены железными болтами со свинцовыми вставками (свинец вообще тогда был популярным металлом). Такая конструкция надежно предохраняла здания от разрушения во время частых в тех районах землетрясений.

Вот они, казалось бы, неоспоримые доказательства подводной гипотезы устройства морской части дербентской стены. Вот они свидетельства очевидцев, живших намного ближе нас к тому времени и своими глазами видевшими эту стену гордо возвышающейся над волнами. К нашему времени от нее, увы, не осталось почти ничего. Но может быть, они ошибались?

Читайте также

4. 1. Где китайская стена?

4. 1. Где китайская стена? Глубокие сомнения о том, был ли вообще Марко Поло в современном Китае, не покидают критически настроенного читателя на протяжении всей его книги. Сомневаются даже комментаторы-традиционалисты. Чашу их (бесконечного) терпения, наконец, переполнило

Глава 5 Дербентская эпопея эмира Маймуна и его русской дружины

Глава 5 Дербентская эпопея эмира Маймуна и его русской дружины Снова в Дербенте. Невезение эмира начинается с имени. Синоним для демократии. Интрига ширваншаха. Демократия торжествует. Загадочное письмо. Русы приходят на помощь. Падение демократии. Ширван ставит на

IV. Великая стена

IV. Великая стена ВОЙНА ХУННОВ С КНЯЖЕСТВОМ ЧЖАО Победа, которую предки китайцев одержали над окружавшими их со всех сторон враждебными племенами (жунди, кянов, маней, юэ и пр.), далась им очень нелегко и стоила недешево. Но даже после того, как внутри китайских земель были

Глава 5 Дербентская эпопея эмира Маймуна и его русской дружины

Глава 5 Дербентская эпопея эмира Маймуна и его русской дружины Снова в Дербенте. Невезение эмира начинается с имени. Синоним для демократии. Интрига ширваншаха. Демократия торжествует. Загадочное письмо. Русы приходят на помощь. Падение демократии. Ширван ставит на

Операция «Берлинская стена»

Операция «Берлинская стена» А дальше – мы просто покорим мир. Толпы людей пойдут к нам, бросая зараженное Сообществом Тени государство. Мы сыграем с неокочевниками в игру под названием «Берлинская стена». Вот здесь, за барьером, мы создали мир, где царят солидарность,

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена Это самое грандиозное сооружение древности за более чем две тысячи лет своего существования не раз ремонтировалось и перестраивалось: к нему пристраивались новые участки и проводились дополнительные ответвления. В настоящее время общая длина

Средняя стена

Средняя стена В нескольких шагах от мавзолея проходит Средняя, самая ранняя оборонительная стена с воротами, пересекавшая плато от одного края обрыва до другого. После возведения Восточной оборонительной стены Средняя стена утратила свое военное значение и подверглась

Берлинская стена

Берлинская стена Водружение Берлинской стены 12 августа стало упреждающим шагом, которого на Западе никто не ждал. Кеннеди рассчитывал, что у него в распоряжении по крайней мере несколько месяцев. В Вашингтоне рассчитывали, что Хрущев приурочит свое официальное

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена Словосочетание «Великая Китайская стена» давно уже стало устойчивым понятием, имеющим двоякий смысл. Оно воспринимается и как обособленность определенной территории от всего остального мира, и как сооружение, немыслимые масштабы которого

СТЕНА, ДВЕРЬ… ИЛИ ТОННЕЛЬ?

СТЕНА, ДВЕРЬ… ИЛИ ТОННЕЛЬ? Белую стену замечали давно. Как магический объект. Я призвал в союзники Герберта Уэллса с его рассказом «Дверь в стене».«Я увидел перед собой листья дикого винограда, освещённые ярким полуденным солнцем, темно-красные на фоне белой стены. Я

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена Тянется на 6700 км от крайней северной точки в Шанхайгуане до южной в Цзяюйгуане. Эта стена – единственное творение рук человеческих, которое можно увидеть из космоса. Китай из-за облачных высот не спутаешь ни с каким другим государством. Великая

Стена

Стена В марте 1961 года советский премьер Н. С. Хрущев созвал в Варшаве совещание руководителей стран — членов организации Варшавского договора. Ульбрихта сопровождали Эрих Хонеккер, член Политбюро и секретарь ЦК по вопросам безопасности, и глава Штази Мильке. Ульбрихт

ХРУЩЁВСКАЯ СТЕНА

ХРУЩЁВСКАЯ СТЕНА Логика развития двух германских государств с неизбежностью вела к установлению более строгого пограничного контроля. Но для этого незачем было возводить громадную стену, ставшую впоследствии символом разобщенности не только между двумя Германиями,

Стена из Чанъаня

Стена из Чанъаня «В то время как светлейший император Тайцзун во славе и блеске начал свое счастливое царствование, просвещая свой народ и мудро управляя им, в царстве Великий Цинь (Сирия) жил человек высокой добродетели, по имени Олопен; прорицая по светлым облакам, он

3.1.3. Берлинская стена

3.1.3. Берлинская стена Летом 1961 г. из восточного в западный сектор Берлина ежедневно уходили до 3000 человек. Бежали инженеры, ученые, медперсонал, некому было лечить больных. Открытая граница подстегивала контрабанду и спекуляцию. Марка ГДР не выдерживала соперничества с

Источник

Создание древней Дербентской оборонительной системы

Широко распространена легенда, упоминаемая многими восточными и европейскими авторами, которая приписывает основание Дербента и строительство Горной стены (доходившей якобы до Черного моря) Александру Македонскому (Искандеру Зулькарнаину, как его называют восточные авторы).

И хотя эта легенда не имеет под собой исторических оснований (Александр Македонский не был на Кавказе), само ее существование говорит о том значении, которое имели в древности Дербентский проход и возведенная в нем система оборонительных сооружений.

стена в дербенте уходящая в море. Смотреть фото стена в дербенте уходящая в море. Смотреть картинку стена в дербенте уходящая в море. Картинка про стена в дербенте уходящая в море. Фото стена в дербенте уходящая в море

Обнаруженный при раскопках в Дербенте керамический и нумизматический материал и другие предметы материальной культуры позволяют считать, что персы проникли в район Дербента уже в середине V в. Именно здесь в V-VI вв. проходила северная граница Сасанидской Персии. Происходившая в этот период борьба между Византией и Персией не мешала им сотрудничать в деле укрепления своих северных границ для защиты от кочевников. Византия не только сама строила на Кавказе «длинные стены», защищавшие проход между Черным морем и горами, но и принимала участие в финансировании персидских укреплений Дарьяльского и Дербентского проходов.

Строительство укреплений в Прикаспийском проходе древние авторы, как правило, связывают с именами трех царей Сасанидской Персии: Иездигерда II (438-457), Кавада (488- 531) и Хосрова I Ануширвана (531-579).

По сведениям древних авторов — Моисея Калантуйского (Каганкатваци) (VII в.) и Егише (V в.), — Иездигерд II строил укрепления на северных границах подчиненной персам с середины V в. Албании. К. В. Тревер высказала предположение, что построенная им крепость — это Бармакская оборонительная линия (самая южная в Прикаспийском проходе). Гильгинчаискую линию она считает возможным датировать временем царствования Пероза (459-484), а Дербентскую линию периодом Кавада.

Арабские авторы IX-X вв. обычно связывают строительство Дербентской оборонительной системы с именами Кавада и Хосрова I Ануширвана.

Одним из наиболее авторитетных арабских авторов, сообщающих о строительстве Дербентской оборонительной системы, можно считать Баладзори (вторая половина IX в.), который не только пользовался не дошедшими до нас источниками, но и сам много ездил, сравнивая различные версии и оставляя наиболее вероятные.

В «Книге завоевания стран» Баладзори пишет, что Кавад «построил преграду из нежженой глины (кирпича) между областью Ширван и воротами Аллан, а вдоль глиняной стены он построил триста шестьдесят городов, пришедших в разрушение после постройки ал-Баб-у-ал-абуаба [Дербента]. Когда после Кавада на престол сел его сын Кесра Ануширван … он построил … город ал-Баб-у-ал-абуаб, который был назван Абуаб (воротами) потому, что он был построен вдоль дороги на горе». Далее Баладзори пишет о строительстве Ануширваном стены в районе Дербента, которая укрепляла границу Персии против хазар, она «была проведена до вершин гор» и проложена «в море на три мили». «Окончив постройку стены, Ануширван повесил у входа ее железные ворота, поручив охрану их ста всадникам, тогда как раньше для охраны этого места требовалось пятьдесят тысяч солдат».

Это — очень ценные сведения о Горной стене, наиболее правдиво описывающие ее протяженность (7 фарсахов — около 40 км) и количество построенных вдоль нее крепостей (не фортов, а именно крепостей с постоянным населением).

стена в дербенте уходящая в море. Смотреть фото стена в дербенте уходящая в море. Смотреть картинку стена в дербенте уходящая в море. Картинка про стена в дербенте уходящая в море. Фото стена в дербенте уходящая в море стена в дербенте уходящая в море. Смотреть фото стена в дербенте уходящая в море. Смотреть картинку стена в дербенте уходящая в море. Картинка про стена в дербенте уходящая в море. Фото стена в дербенте уходящая в море стена в дербенте уходящая в море. Смотреть фото стена в дербенте уходящая в море. Смотреть картинку стена в дербенте уходящая в море. Картинка про стена в дербенте уходящая в море. Фото стена в дербенте уходящая в море

Автор X в. Масуди, сообщая о строительстве Ануширваном Горной стены, пишет: «На каждых трех милях этой стены, а то и больше или меньше, сообразно с дорогами, соответственно которым он поставил ворота, он сделал железные ворота и поселил там с внутренней части каждых ворот народ, обязанный охранять эти ворота и соседнюю часть стены. Все это служило для защиты от нападений народов, примыкающих к горам Кабх, каковы хазары, алланы, турки, сериры и иные племена кяфиров«.

Сравнительный анализ противоречивых сообщений арабских авторов дает возможность считать, что строительная деятельность Кавада и Ануширвана относится, по-видимому, к различным объектам: Кавад строил или одну из сырцовых оборонительных линий южнее Дербента, или же предшествовавшие каменным сырцовые стены Дербента, а ко времени Ануширвана относится сооружение каменных стен Дербента и Горной стены.

Датировка каменных стен Дербента уточняется благодаря тому, что на северной городской стене сохранились пехлевийские надписи, относящиеся по характеру начертания букв к V-VII вв. Всего обнаружено двадцать пехлевийских надписей, большая часть из которых повторяет один и тот же текст. Существует несколько вариантов чтения этого текста. В 1929 г. дату в надписи Г. С. Нюберг определил как 700 г. и перевел ее в наше летосчисление 453 г., то есть годом правления Иездигерда II. Е. А. Пахомов тогда же предложил другой вариант чтения даты — 37 г. (год правления Хосрова I Ануширвана) и перевел ее 567 г. В 1970 г. В. Г. Луконин предложил новый вариант чтения пехлевийского текста. В надписи, считает он, сообщается, что строил стену (наблюдал за ее строительством) чиновник сасанидского государства, причем в надписи указаны имена двух чиновников, видимо, сменивших друг друга в процессе строительства. В надписи, по мнению Луконина, говорится, что тот ряд каменной кладки, на котором выбита надпись, и вышележащие ряды (на три стопы?) выложены в 17 г. правления Хосрова I Ануширвана, поэтому он переводит эту дату в наше летосчисление 547 г. Нельзя не отметить совпадения сообщений арабских авторов и тех вариантов перевода текста и пехлевийских надписей, в которых строительство крепости датируется временем правления Хосрова I Ануширвана. Именно в годы правления Хосрова I Ануширвана Сасанидская Персия достигла своего наивысшего могущества и могла предпринять грандиозное крепостное строительство.

Разумеется, основной рабочей силой при строительстве грандиозных каменных укреплений в Дербентском проходе были местные жители и строители из близлежащих районов Кавказа. Албанский историк VII в. Моисей Каганкатваци пишет о «дивных стенах, для построения которых цари персидские изнуряли страну нашу, собирая архитекторов и изыскивая разные материалы для построения великого здания, которое соорудили между горой Кавказом и великим морем восточным».

В конце VI — начале VII в. могущество Персии падает, и : VII в. Дербент становится ареной борьбы двух сильных государств — Арабского халифата и Хазарского каганата. В VII- VIII вв. арабы неоднократно совершали походы в Дагестан, закреплялись в Дербенте и проникали в горные районы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *