стена в иерусалиме через весь город
Стена плача
Стена Плача или Западная Стена (ивр. הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי , hа-Котель hа-Маарави) — часть (длиной 485 м) подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э.
Содержание
История
Стена была возведена царём Иродом (37—4 годы до н. э.) в качестве опорной стены, поддерживающей земляную насыпь, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма. Эта стена была сложена без скрепляющего раствора из рядов гладко обтёсанных камней (средняя высота камней 1—1,2 м, длина — 1,5—3 м, некоторые достигают 12 м) со слегка выступающей прямоугольной филёнкой на лицевой стороне. Для придания стене большей устойчивости против давления земляных масс насыпи каждый последующий ряд кладки отступает от предыдущего вглубь. По мере того, как нижние ряды кладки покрывались земляными наносами (к началу XIX века над поверхностью земли оставались лишь пять верхних рядов иродианской кладки), стена надстраивалась. В настоящее время над иродианской кладкой возвышается ещё 19 рядов значительно меньших по размеру камней римской, византийской и позднейшей кладки.
В западной традиции Западная стена известна в качестве «Стены Плача», поскольку она в течение столетий являлась символом веры и надежды многих поколений евреев.
Значение в иудаизме
Стена Плача является самым святым для иудеев местом. Уже в первые века после разрушения Иерусалимского храма она стала местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране, местом, символизирующим былое величие Израиля и упование на его будущее. Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Стены Плача.
Возле Стены Плача можно найти молящихся в любое время суток. Стена Плача привлекает евреев как из самого Израиля, так и из стран диаспоры. Обычаем миллионов людей всего мира стало вкладывать записки между камней Стены Плача. На них пишут просьбы о ниспослании здоровья, достатка, спасения и удачи. Впервые эта традиция была упомянута в книге «Падэ Авраам». Книга приводит рассказ о том, как великий еврейский мудрец и знаток Каббалы Раби Хаим Бен Атар написал записку с просьбой о ниспослании достатка своему ученику и повелел этому ученику вложить её в западную Стену Храма. Знатоки утверждают, что учеником Раби Хаима Бен Атара был другой мудрец, известный как Хида. Последнему вскоре улыбнулась удача. [8] В другой книге «Мэа Шеарим» приводится важность этого обычая, так как упоминание имени человека к добру на Святых местах имеет особую силу. Согласно учению мудрецов, главный аспект молитвы — это работа, которую человек делает в сердце. Таким образом, в момент написания молитвы просьба уже сказана. Последующее упоминание имени человека и его просьбы у Стены Плача способствует лучшему и скорейшему принятию молитвы.
Миллионы паломников и туристов со всего мира ежегодно прибывают в Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену Плача и оставить записку с просьбой к Всевышнему между камней стены.
Вот как ответил на вопрос «Почему святыня иудаизма так называется?» Рав Реувен Куклин:
Стена Плача — это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В мидраше, который был записан 2 тысячи лет назад, сказано, что Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена. В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. Однако в мидраше (Бэмидбар Рабба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Б-жественное присутствие). На иврите она не называется «Стеной Плача». Её название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена». И так её часто называют на английском — The Western Wall. Её называют так, так как это фрагмент западной стены, окружавшей Храмовую Гору.
Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её «Стеной Плача». Отсюда пошло её название и в некоторых других языках, например, в английском (The Wailing Wall) и в русском. [9]
После воссоединения Иерусалима в 1967 году сложились и получили широкое распространение традиции, связанные с Западной стеной. Здесь многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста (Бар-мицва), впервые вызываются к чтению Торы, приносят присягу новобранцы отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, проводятся торжественные церемонии в День независимости Израиля и в День освобождения Иерусалима.
Претензии мусульман и Палестинской национальной администрации (ПНА)
Отрицание права евреев на Стену плача восходит к началу Арабо-израильского конфликта. В 1930-х с утверждением о том, что Иерусалим — «третья святыня ислама», выступил «печально известный» великий муфтий Иерусалима Хадж Амин эль-Хуссейни. «До этого арабские историки и учёные ссылались на Иерусалим и, прежде всего, Храмовую гору, как исключительно еврейскую святыню. Так, в XIII веке арабский историк Якут аль-Хамави писал: „Мекка — святой город для мусульман; Иерусалим — святой город евреев“». [10]
В ноябре 2010 года вспыхнул скандал, связанный с «исследованием Аль-Мутауакил Таха», заместителя министра информации в правительстве ПНА, в котором утверждалось, что «евреи не имеют исторических связей со Стеной Плача — священной собственностью мусульман».
Пресс-секретарь правительства Израиля Марк Регев назвал данное «исследование», отрицающее историческую связь евреев с Иерусалимом, подстрекательством. [14] С такой же оценкой выступил и пресс-секретарь государственного департамента США Филипп Кроули, заявивший [15] :
и подчеркнувший, что
После столь серьёзных заявлений руководство ПНА решило убрать со своего официального сайта результаты «так называемого „исследования“» [16]
Стена Плача в Иерусалиме
В иудаизме Стена Плача, или Западная Стена, на протяжении многих столетий считается Величайшей святыней, расположенной за территорией Храмовой горы. Первые упоминания о ней, связанные с верующими евреями, датируются IV столетием. В начале ХХ века древняя стена стала причиной раздора между религиозными конфессиями иудеев и мусульман.
Ха-Котель ха-Маарави (название святыни на иврите) символизирует веру и надежду целых поколений еврейских семей, а также возрождение народа на своей исторической родине. Сегодня Стена Плача превратилась в место массового паломничества и молитв, а площадь перед ней стала территорией для проведения важных государственных мероприятий, богослужений, собраний и дней памяти жертв Холокоста. Здесь принимают военную присягу и отдают дань павшим солдатам, сюда традиционно приезжают молодожены и приходят выпускники учебных заведений. Достопримечательность доступна не только верующим, но и обычным туристам. До 1967 года приблизиться к ней было невозможно.
Записки в Стене Плача
К теплым древним камням приходят помолиться или молча постоять, прикоснувшись к святыне. Стало традицией писать на небольших листочках записки с заветными просьбами и вставлять их в Стену. Первая из них появилась в расщелине в начале XVIII века. О том, кто был инициатором или вдохновителем идеи, ходит немало легенд.
В наше время записки пишут обычные туристы и знаменитости, израильтяне и жители других стран. Каких-либо правил и образцов не существует. Люди просят о помощи, здоровье и достатке. Они цитируют библию, обращаются к Богу в стихах и прозе. Значения не имеют ни язык, ни цвет или размер бумаги, ни чернила. Главное, чтобы написанные слова исходили из души и были осознанными.
Записки можно оставлять в видимой части Стены Плача и в тоннеле. Два раза в год главный раввин Западной стены и его помощники собирают людские послания и хоронят их на Масленичной горе.
Современные технологии позволяют отправить записку через интернет. Достаточно написать просьбу на официальном сайте, и волонтеры, распечатав текст на листке, вложат его в святые камни. Конфиденциальность гарантируется.
Почему «стена плача»
Традиционное арабское название стены el-Mabka переводится как «Стена Плача» или «Место Стенаний». Определение относится к еврейской традиции оплакивать разрушение Второго Иерусалимского храма римлянами в 70 году и сокрушаться о судьбе своего народа. Этот единственный видимый фрагмент стены, сохранившийся до наших дней, является тем, что осталось от главной святыни иудеев, находившейся когда-то на Храмовой горе.
Где находится
Стена Плача расположена в Еврейском квартале, занимающем южную часть Старого города Иерусалима — столицы Израиля. На площадь перед Стеной ведут две дороги:
Несмотря на то, что стена находится в восточной части квартала, ее называют Западной. Это связано с тем, что она примыкает к западному склону Храмовой горы.
Бо́льшая часть древней стены скрыта за возведенными вдоль нее строениями. Существует еще два открытых фрагмента — 80-метровый с южной стороны Храмовой горы и восьмиметровый, называемый Маленькой Западной стеной, — в Мусульманском квартале.
Тоннель Западной стены
Подземная часть доступна по всей длине Стены плача. Тоннель начинается от площади Еврейского квартала, проходит под домами Мусульманского квартала, выходит к античным каналам системы водоснабжения и заканчивается у бассейна Скрутион — большой крытой цистерны эпохи императора Адриана, служившей для сбора дождевой воды в целях обеспечения нужд города.
Первые раскопки проводились британскими исследователями во второй половине XIX столетия. Им удалось получить разрешение от османских властей с условием не приближаться к Храмовой горе ближе чем на 15 метров. Тогда удалось сделать ряд археологических открытий, в том числе обнаружить древнюю арку, предположительно поддерживавшую мост, соединявший когда-то город с Храмовой горой.
Масштабные раскопки с целью обнаружения невидимой части Западной стены начались после Шестидневной войны 1967 г., когда Израиль получил доступ к Стене Плача. Работы были сложными и трудоемкими, поэтому продолжались почти два десятка лет. Трудности вызывали существующие постройки над тоннелем, которым требовалось сохранить стабильность. Кроме того, нельзя было повредить множественные исторические артефакты, находящиеся под землей.
В тоннеле Западной стены была найдена пещера, сотни лет использовавшаяся по разрешению мусульман в качестве синагоги. Иудеи считают, что это самая близкая к Краеугольному камню точка для молитвы. В ходе раскопок был обнаружен самый огромный и массивный блок Западной стены, оголены фрагменты древних улиц и строений, подтверждены факты реконструкции стены в разные периоды мусульманского правления.
Изначально вход в тоннель Западной стены одновременно являлся его выходом, что затрудняло перемещение по подземному коридору. Долгие переговоры израильских властей с мусульманской стороной и представителями монастыря Сестер Сиона о разрешении строительства выхода со стороны бассейна Скрутион, сопровождающиеся спорами и скандалами, результатов не принесли.
Тоннель Стены Плача на Google-maps
Несмотря на несогласия, премьер-министр Израиля Биньямин Нтаньяху в 1996 г. лично распорядился соорудить выход из тоннеля под медресе (мусульманское учебное заведение) в сторону виа Долороза — улицу, по которой пролегал последний путь Иисуса Христа. Тогда в ходе многодневных протестных стычек было убито 80 человек, что не помешало сделать выход. Теперь туристы могут проходить по коридору, не возвращаясь в первоначальную точку.
Попасть в тоннель можно только в сопровождении лицензированного гида. Стоимость экскурсии составляет 35 шекелей для взрослых, 19 шекелей для детей 5–18 лет, солдат и студентов, 17,5 шекелей для пенсионеров. Кроме того, гостям Стены Плача предлагается посетить несколько программ в сопровождении гида — совершить виртуальный тур в прошлое, спуститься к раскопкам и побывать в уникальном центре «Цепь поколений». Ознакомиться со всеми предложениями можно на официальном сайте.
История
По преданию, почти половину стены, с учетом подземной кладки, возвел царь Иудеи Ирод I Великий в конце первого столетия до н. э. Семь древних слоев огромных известняковых камней, уложенных без скрепляющего раствора, сегодня можно увидеть со стороны площади перед Стеной Плача. Предположительно, глыбы добывали из каменоломен, расположенных под нынешней территорией Мусульманского квартала, или привозили из карьеров, находящихся в четырех километрах от Храмовой горы. Вес большинства камней достигал 2,5–6 тонн. Их средняя высота находилась в пределах 1–1,2 м, а средняя длина доходила до 1,5–3 метров.
В нижнем, скрытом уровне Западной стены был обнаружен монолитный каменный блок длиной более 13,5 м, высотой 3 м и предположительной толщиной 3,5–4,5 м. По подсчетам, его масса может достигать 520 тонн. Западный камень можно увидеть в тоннеле под Стеной Плача. Он считается одним из самых огромных монолитов, обработанных и перемещенных древними людьми. Достоверной информации, когда и каким образом Западный камень доставлялся к месту установки, нет. Известно лишь, что он находится в рядах, относящихся к периоду строительства стены Иродом I Великим. Исследователи высказывают предположение, что в качестве нижнего слоя кладки могли использоваться массивные блоки, установленные задолго до иродианского периода.
Ряды начали наращивать лишь спустя шесть веков после разрушения Второго храма войсками римского императора Тита, произошедшего в 70 году. В VII веке было добавлено четыре слоя, в оттоманский период — еще четырнадцать, а последние три ряда появились до 1967 года.
В истории Западной стены были периоды, когда евреям запрещали приближаться к ней и когда вновь разрешали совершать молитвы. Все зависело от правителей Иерусалима. На протяжении XIX века иудеи несколько раз пытались купить участок земли у Стены Плача, в том числе для устройства синагог, но сделки срывались по разным причинам.
Шестидневная война 1967 года решила дальнейшую судьбу Западной стены и прилегающей к ней территории. Площадь перед святыней расчистили — бульдозерами снесли марокканские дома, разрушили мечеть и исламскую школу медресе. Тогда 4-метровая зона для молитв площадью 140 кв. м, вмещавшая максимум 12 тысяч человек в день, расширилась до 20 тысяч кв. м. Сегодня она может принимать до 400 тысяч человек в день.
Правила посещения
Приближаться к Стене Плача следует со всем уважением к святости места. Мужчины и замужние женщины должны надевать соответствующие головные уборы. Отдаляться от Стены нужно спиной вперед.
Когда-то требовалось снимать обувь, но сегодня эта традиция потеряла свое значение. Нельзя откалывать фрагменты камней и собирать песок, скопившийся между щелями, так как это считается осквернением святыни. Не допускается царапать поверхности, рисовать на них или вбивать в расщелины гвозди и колья. Для амулетов можно брать лишь частички растений, произрастающих в стене.
Многие религиозные и светские евреи приходят к Стене Плача регулярно. Однако есть и те, кто воздерживается от ее посещения по причине превращения святого места в туристический объект. Ультраортодоксы считают, что это унижает истинно верующих иудеев.
Стена Плача: google-панорама
Как добраться до Стены Плача
До Дунгских (Мусорных) ворот можно доехать автобусами — № 1, 3, 51, 83, 276. Остановка «Dung gate».
До Яффских ворот следуют автобусы — № 3, 51, 124, 125, 231, 232, 234, 298. Остановка «Yaffo Gate».
Остановки и схемы движения представлены на официальном сайте компании-перевозчика Egged.
Между Первым железнодорожным вокзалом Иерусалима и Еврейским кварталом Старого города курсирует бесплатный шаттл. Отправление — каждые 20 минут ежедневно, кроме субботы:
От Яффских и Дунгских ворот до Стены Плача можно дойти пешком или доехать на туристическом поезде. Он отправляется каждые полчаса ежедневно, кроме субботы:
В пятницу и предпраздничные дни поезд курсирует с 10:00 до 14:00. Дети и евреи пользуются правом бесплатного проезда.
В Иерусалиме функционируют мобильные приложения такси — Uber, Gett, Yango и пр.
Стена плача в Израиле (Иерусалим)
Скорее всего, в мире вряд ли найдется человек, который не слышал бы о городе Иерусалиме. В переводе с иврита Иерушалаим означает «Город Мира». Он является колыбелью всего монотеизма и трех главнейших и самых распространенных религий мира, таких как Иудаизм, Христианство и Мусульманство.
Иерусалим один из самых древнейших городов на Ближнем Востоке.
На сегодняшний день очень хорошо сохранилась старая часть города, на которой располагаются святые места ключевой важности.
История возникновения Стены Плача в Иерусалиме
Сам же храм и его Святыня находились за этой стеной, на западном склоне Храмовой горы.
После падения Иерусалима и разрушения храма Иудея перестала существовать как государство, и евреи потеряли не только независимость, но и символ духовной веры. Иерусалим был полностью разрушен и сравнен с землей. Полководец Тит Флавий решил оставить лишь одну стену этого одного из величайших сооружений того времени. Дабы увековечить победу римской империи над Иудеей.
По сути, сама внешняя стена храма не являлась святым местом для евреев, но она приобрела этот статус после падения Иудеи, как символ об Иерусалимском храме и его значении для евреев после его разрушения.
Видимая часть древней стены это 57 метровый фрагмент, расположенный на склоне Храмовой горы, в центре старого еврейского квартала. На самом же деле «Западная стена» составляет 488 метров в длину, и в большинстве своем скрыта за постройками которые были возведены после разрушения храма.
Сохранился так же 80-метровый фрагмент южной стены, а так же короткий 7-метровый фрагмент стены на западном склоне, который расположен в мусульманской части Старого города около Железных Ворот.
Высота Стены Плача над землей составляет 19 метров, но общая высота стены имеет 32 метра. Она состоит из 45 слоев обтесанного камня, 28 слоев находятся над землей и 17 под ней.
Все подземные слои, а так же семь слоев над землей датируются 1 веком до н.э.
Остальные же каменные слои были достроены позже во времена правления Византийцев, а затем крестоносцев.
Происхождение названия Стены Плача
Стена Плача в Израиле в течение уже многих столетий для многих поколений евреев является символом надежды и веры, местом их молитв и паломничества. С началом зарождения движения сионистов в начале 20 столетия Стена стала одним из оснований для трений между еврейскими религиозными лидерами и мусульманскими сообществами.
Святость Западной стены в Иерусалиме
Ещё со времен составления вавилонского талмуда и по сей день между еврейскими раввинами и кодификаторами священного писания, ведется множество споров относительного того является ли Западная стена святыней. Одни кабалистические авторитеты полагают, что сама стена, как и Храмовая гора, считается священной. Другие мудрецы полагают иначе, мотивируя это тем, что сама Западная стена находится за пределами описанных границ Иерусалимского Храма.
В прошлом паломники, следуя различным текстам из Святого Писания, забивали гвозди в расщелины стены, и писали свои смена на иврите. Но со временем эта практика была полностью прекращена, после того как раввинский суд единогласно постановил что такие действия являются кощунством и компрометируют святость всей восточной стены в глазах нееврейского окружения.
Существовала и другая практика, которая состояла в том, что еврейские паломники из-за рубежа, часто выламывали в качестве талисмана кусочек камня из Стены плача, либо собирали песок, который находился в расщелинах между камнями. Но в 1898 году раввинский суд Иерусалима запретил подобные действия, указывая на то, что таким образом со временем стена может деформироваться, а то и полностью разрушится.
В древности существовала традиция, перед молитвой около стены плача снимать обувь, так же в 17 веке был составлен сборник молитв, которые следует произносить около этой святыни.
Молитва около стены
Сегодня возле стены плача можно найти молящихся в разное время суток. Эта святыня притягивает многих евреев, как в самом Израиле, так и туристов из стран диаспоры.
Религиозные евреи всего мира обязаны, молится на восток – в сторону Храмовой горы.
Существует такое каббалистическое поверье, что «любой человек, который молится в Иерусалиме, на этом святом месте как будто молится перед Престолом Славы Всевышнего, так как здесь находятся врата рая, которые открыты для всех молитв»
На сегодняшний день площадь вблизи Стены плача имеет статус святыни, и по еврейскому закону к этому месту следует относиться с уважением. Как и в синагогах, на этом месте мужчины и женщины молятся отдельно друг от друга, мужчины обязаны быть с покрытой головой, а женщины в скромной одежде.
По традиции требуется чтобы, молящийся уходящий от Стены, отходил от неё лицом не поворачиваясь к ней спиной. По субботам (в Шаббат) у стены плача, запрещено находится с электронными приборами, такими как фотокамеры и мобильные телефоны так как они могут нарушить святость Шаббата.
Молитвенные записки
Люди приходящие чтобы помолится возле Стены Плача часто помещают в ее щели и трещины листки бумаги, на которых пишут молитвы и просьбы к Всевышнему. Так начали делать более 300 лет назад. Самое ранее упоминание об этом в начале 18 века было отмечено в книге Сефер Таамеи га-минхагим У’мекореи га-диним автором, которой является Ребе Мункачер. В рукописи рассказывается о том, что к великому еврейскому мудрецу и знатоку Каббалы Рабби Хаиму бен Атарому (Ор аХаим) пришел некий человек, который был очень обеспокоен, так как очень сильно обнищал и не мог уже покупать еду для себя и своей семьи. Рабби написал для него письмо на пергаменте и повелел поместить его в щель между камнями стены. В другой известной книге «Падэ Авраам» описывается еще одна история, связанная с учеником Рабби Хаима бен Атарома, который хотел из Марокко переехать в Иерусалим. Ор аХаим повелел ему по приезду положить записку в Западную Стену, в которой было написано «Бог Всемогущий, пожалуйста, дай возможность моему ученику по имени Азулай обрести в Израиле успех». Позже став великим мудрецом ученик Ор аХаима связывал свой успех с молитвенной запиской.
Сейчас в расщелины между камнями Стены Плача ежегодно помещается более миллиона писем и записок. Это стало традицией и для туристов, которые приезжают со всего мира, и для знаменитостей мирового масштаба, посещающих Израиль из-за границы. Записки пишутся практически на всех языках и в различных форматах. Для этого используются разнообразные чернила и самая разная бумага. Иногда, например это могут быть тетрадные листки, цветная бумага или даже обёртки от конфет и жевательной резинки.
Длина писем варьирует. Могут быть записки, состоящие буквально из нескольких слов. Также бывают очень длинные обращения. Обычно записки содержат просьбы ко Всевышнему о здоровье, спасение, богатстве и процветании. Также они могут включать в себя цитаты и стихи из Библии.
Ежегодно миллионы туристов и паломников со всего мира отправляются в святой город Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену Желаний в Израиле, помолится возле нее и оставить письмо с просьбой к Богу.
Рабби Шмуэль Рабинович является главным раввином синагоги в еврейском квартале Старого города. Он получает сотни писем, которые адресованы «в Иерусалим, Всевышнему». Рабби Шмуэль все эти записки вкладывает в Стену.
Сейчас существуют онлайновые сервисы, которые предлагают просителям сайта отправить свои молитвенные письма, предназначенные для Западной Стены с помощью факса, электронной почты, текстовых сообщений. Отправленное таким образом письмо распечатывается и размещается в Стене. Такая служба была организована Израильской телефонной компанией, а также большим количеством благотворительных веб-сайтов.
Еврейский закон запрещает чтение чужих писем. Этот запрет был введен мудрецом Рабейну Гершомом. Поэтому категорически запрещается читать записки, вложенные в Западную Стену. Также их запрещено выбрасывать.
Существует несколько мнений относительно того, как поступать с записками, оставленными в Стене, стоит ли их хоронить или сжигать. Согласно мнению раввина Шмуэля Рабиновича, который является автором книги «Обычаи и законы Западной стены», сжигание является «чистым» способом обращения с письмами, но всё же хоронить их считается более почётно.
Два раза в год Рав Шмуэль Рабинович со своими помощниками собирают записки, которые были оставлены в Стене, и хоронят их на еврейском кладбище, расположенном на Масличной горе.