стойка йой дачи в каратэ киокушинкай
Названия стоек в карате: Хейсоку-дачи, Хейко-дачи, Мусуби-дачи, Хачиджи-дачи и другие
Изучая боевое искусство карате, необходимо освоить ряд сложных приемов, включая удары, прыжки и броски. Однако прежде спортсмену важно научиться владеть своим телом, отработать устойчивость и равновесие. Недаром все выдающиеся мастера карате начинали свой путь с изучения стоек – стандартных положений тела, обеспечивающих преимущество в различных боевых ситуациях.
Что в карате понимают под стойкой?
Понятие «стойка» означает исходную позицию, из которой боец может максимально эффективно воздействовать на противника. Иными словами, стойка служит базой для выполнения приемов. Исходя из того, что ситуации в бою бывают разные, задача каратиста – научиться правильно регулировать положение тела, чтобы быть готовым в любой момент атаковать соперника или наоборот – вовремя уклониться от удара.
Для чего каратисту необходимо изучать разные виды стоек?
Прежде всего, знание стоек обеспечивает защиту от возможных действий противника: подсечек, ударов или бросков. Каратист быстрее среагирует на атаку, находясь в устойчивом положении, нежели в хаотичном. Каждая стойка учит правильно распределять центр тяжести, сохранять равновесие, синхронизировать работу рук и ног.
Основные требования к стойкам в карате
Начинающему каратисту следует помнить: стойка – это всегда прямая спина. Позвоночник должен быть перпендикулярен земле, поэтому нужно избегать наклонов вперед или назад, Забыв об этом, ученик рискует потерпеть поражение в бою.
Кроме того, в стойке требуется соблюдать ряд базовых правил:
Обучение стойкам отчасти напоминает строевую подготовку в армии: ученики двигаются под счет, прислушиваясь к командам тренера. При помощи таких упражнений спортсмены привыкают к стойкам, и со временем могут без труда принять специфическое положение тела в нужный момент боя.
Разновидности стоек в карате
Зачастую стойки подразделяют на естественные, внутренние и внешние. Первый тип основывается на физиологическом положении тела, а для перехода во внутреннюю (внешнюю) стойку необходимо развернуть ноги коленями внутрь или, соответственно, развести их в стороны. Если говорить о стойках, описывая различные фазы поединка, то применяют наступательные, оборонительные и переходные позиции.
Также стойки классифицируют по расположению центра тяжести. В связи с этим выделяют классические и боевые позиции. Второй тип содержит еще три подгруппы:
Указанная классификация стоек обычно рассматривается более подробно.
Классические стойки в карате
Их второе название – естественные стойки – объясняется тем, что эти позиции напоминают обычное положение стоя. Тем не менее правильная техника классических стоек имеет свои тонкости. В карате насчитывается, по меньшей мере семь «естественных» позиций. Их часто используют на начальном этапе поединка, когда основная задача бойца – оценить силы противника и разработать тактику боя.
Хейсоку-дачи
Эта стойка применяется, когда спортсмен находится в ожидании поединка. Хейсоку-дачи обозначает полную боевую готовность. Для выполнения стойки боец должен выпрямить корпус, развернуть плечи, поставить стопы так, чтобы пятки и носки были плотно прижаты друг к другу, и слегка согнуть колени. Взгляд необходимо сосредоточить на уровне глаз противника.
Хейко-дачи
Данная позиция, наряду с Хейсоку-дачи, позволяет отрабатывать удары ногами. Кроме того, из Хейко-дачи удобно перемещаться практически в любое положение и контролировать действия оппонента. Чтобы перейти в стойку, нужно поставить ноги на ширине плеч (носки при этом слегка разведены в стороны) и опустить руки вдоль туловища, не напрягая их. Одну ногу можно немного выставить вперед. В результате выполнения Хейко-дачи вес тела правильно распределяется на обе ноги.
Мусуби-дачи
Стойка, напоминающая Хейсоку-дачи. Отличие состоит в том, что носки нужно развести в стороны под углом 45° (пятки сведены вместе). Руки опущены перед корпусом, левая ладонь накрывает правую. Одна из целей Мусуби-дачи – дать бойцу возможность сосредоточиться. По этой причине ее часто применяют в медитации.
Хачиджи-дачи
Чтобы оказаться в стойке, необходимо встать, расставив ноги на ширине плеч, и развести ступни под углом 45°. Хачиджи-дачи еще называют позицией готовности. С ее помощью удобно переходить в атаку, или же проводить защитный маневр.
Нэко-аши-дачи
Рэнодзи-дачи
Также известна как L-образная позиция. Чтобы оказаться в стойке, нужно переднюю ногу поставить так, чтобы пальцы были направлены четко вперед, а заднюю расположить перпендикулярно к пятке передней ноги. Рэнодзи-дачи выполнена правильно, если стопы образуют букву L. Большая часть массы тела переносится на заднюю ногу.
Тэйдзи-дачи
Эту стойку называют Т-образной. Выполнение аналогично Рэнодзи-дачи, но пятка передней ноги должна находиться на середине стопы задней ноги. Таким образом, стопы условно формируют букву Т.
Боевые стойки в карате
Каждому каратисту необходимо изучить как минимум пять основных боевых позиций, чтобы уверенно чувствовать себя в бою.
Дзенкуцу-дачи
Одна из самых популярных позиций в карате Кёкусинкай. Относится к категории передних стоек. Порядок выполнения: одну ногу, согнув в колене, выставить вперед так, чтобы между коленом и ступней образовался прямой угол. Заднюю ногу выпрямить (пятки обеих ног при этом прижаты к полу). Расслабить плечи, выпрямить спину, бедра слегка выдвинуть вперед. Чтобы удостовериться, что стойка выполнена верно, рекомендуется оценить расстояние между коленом задней и пяткой передней ноги: оно должно быть визуально равным длине предплечья.
Кокуцу-дачи
Киба-дачи
Известна как стойка железного всадника. С ее помощью практикуют удары и блоки. Эта позиция полезна тем, что дает возможность скрыть от противника болевые точки. Киба-дачи имеет следующий порядок выполнения: встать, расположив ноги на двойной ширине плеч. Затем согнуть колени. Следить, чтобы пальцы ног смотрели четко вперед. Мышцы ног должны быть напряжены, а корпус и плечи – расслаблены. Таким образом масса тела равномерно распределяется между ногами.
Шико-дачи
Стойка равновесия, похожая на Киба-дачи. Отличается от нее тем, что стопы нужно развернуть наружу на 45°, а бедра опустить ниже. Шико-дачи часто называют квадратной или широкой стойкой. Практикуя эту позицию, можно развить силу ног и бедер, а также научиться выполнять атакующие приемы.
Санчин-дачи
Одна из базовых позиций в карате. Ее второе название – стойка «песочные часы». Помогает расслабить мышцы, сконцентрироваться, сохранить психофизический баланс. Чаще всего используется при отработке блоков. Для перехода в стойку следует расставить ноги в стороны, одну ногу слегка выставить вперед. Согнуть колени и развернуть их внутрь. Бедра должны быть напряжены, а ступни – упираться в пол. Положение рук – как при двойном блоке (т.е., согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и находятся на уровне плечевого пояса, тыльной стороной к противнику).
Важно понимать, что каждая стойка в карате имеет свое предназначение. Умение отличать боевые стойки от естественных, а также знание того, на каком этапе поединка лучше использовать ту или иную позицию, повышает шансы спортсмена на победу. Все эти навыки приходят с практикой, поэтому необходимо регулярно тренироваться, соблюдая основные рекомендации, чтобы суметь выстоять в бою до конца.
Турнир:
Чемпионат Румынии. Высшая Лига
Позиции и стойки каратэ кёкусинкай
При работе в классических стойках (кихон, ката, выполнение приемов самозащиты) находится оптимальная «посадка» в стойке. Ее уровень при перемещениях на обеих ногах и при смене позиций остается практически неизменным. При этом ноги, несущие основную нагрузку тела, должны быть напряжены подобно упругой пружине, а туловище должно сохранять прямое, вертикальное положение (с условным наклоном вперед на 1°.
В классических стойках — дзэнкуцу-, кокуцу-, сантин- и киба-дати — выполняется основной объем работы в кихоне, они чаше всего используются в ката и самозащите. Другие классические позиции — нэкоаси-, цуруаси-, мороаси- и какэ-дати расширяют возможность маневрирования.
Боевая стойка Кёкусинкай — стандартная равноопорная позиция — имеет для контактного поединка первостепенное значение.
Некоторые стойки имеют для боя второстепенное значение, но включены в квалификационные нормативы в связи с их использованием в традиционном процессе обучения, а также в ката.
Дзэнкуцу-дати — «передняя наклонная стойка». Предназначена в основном для стремительной атаки с резким сокращением дистанции. Позволяет создать максимальное ускорение выпада при сохранении фронтальной устойчивости. Удобна для атаки любой рукой в положении «ой» или «гяку» и выполнения сильных ударов задней ногой. Идеальна для начального обучения базовой технике в перемещении, где между ногами все время сохраняется естественная ширина плеч.
При работе в паре вход в дзэнкуцу-дати следует выполнять с постановкой стопы с внешней стороны от передней ноги партнера, как бы обтекая его. Это позволяет более удобно атаковать, защищаться и контратаковать.
При отходе назад стойка позволяет эффективно защищаться на безопасной дистанции и сдерживать натиск противника ударами задней ногой, чтобы получить возможность для контратаки.
Кокуцу-дати — «задняя наклонная стойка». Смещение центра тяжести на заднюю ногу сопровождается укорочением стойки на 1 ступню (в сравнении с дзэнкуцу-дати) и постановкой ног на одной линии. Это делает удобной защиту с отходом и «обереганием» дистанцией. Стойка позволяет входить внутрь защиты противника и раскрывать его для контратаки. При освобождении от захватов переход в кокуцу-дати позволяет сохранять фронтальную устойчивость и выводить противника из равновесия. Стойка удобна для стопорных ударов на отходе передней рукой или ногой, а также «вертушек» на передней ноге с атаками задней ногой.
Сантин-дати — стойка «трех точек», равноопорная позиция на ширине плеч с выдвижением передней стоны на 1 ступень и поворотом стоп внутрь под 45°. Она имеет хорошую устойчивость во фронтальном и боковом направлениях, позволяющую жестко работать руками в ближнем бою, а также эффективно освобождаться от захватов. Стойка позволяет делать обход противника со смещением в сторону, что повышает эффективность контратак, включая низкие удары ногами.
Киба-дати — стойка «всадника», где ноги расположены на двойной ширине плеч. «Распорка» согнутых ног создает особую жесткость и боковую устойчивость позиции. Увеличивает силу ног и равновесие при «посадке» в позицию. Это, в частности, позволяет противостоять броскам, а также использовать броски в бою, например, перед добиванием противника. Стойка позволяет выполнять технику на месте, двигаться разными способами во фронтальном и боковом направлениях, использовать позицию под 45°, выполняя различные маневры, особенно с резким сокращением или разрывом дистанции. Переход из промежуточной позиции (в ходе перемещения) в конечную стойку позволяет значительно увеличивать силу ударов и защит, благодаря скручиванию тела одномоментно с тазом.
Нэкоаси-дати — «кошачья» стойка, где практически весь вес тела смещен на заднюю ногу. Как и кокуцу-дати, стойка удобна для защиты, но при большем разрыве дистанции позволяет сдерживать противника освобожденной передней ногой. Удобна для выполнения комбинаций из ударов ногами и сменяя направления атаки.
Цуруаси-дати — стойка «журавля» на одной ноге. Она является переходной позицией, позволяющей разрывать дистанцию, уходить от ударов по ноге и незамедлительно контратаковать ногой, причем в разных направлениях. Тренировки стойки способствуют развитию баланса.
Мороаси-дати — равноопорная стоика на ширине плеч с параллельно расположенными ступнями и выдвинутой вперед стопой. Предназначена для атаки или защиты стремительным «наскоком» (примерно на длину дзэнкуцу-дати). Обладает хорошей устойчивостью, близкой к сантин-дати.
Какэ-дати — «скрученная» стойка, принимаемая с заступом освобожденной ноги за опорную ногу. При скрещенном положении ног почти весь вес тела на опорной ноге как в нэкоаси-дати. Расстояние между ступнями как в кокуцу-дати. Повороты на мысках в разные стороны позволяют переходить из какэ-дати в кокуцу-дати и мороаси-дати. Специфика позиции обусловлена необходимостью гибкого маневрирования с резким сокращением дистанции, но неожиданным способом (в том числе с прыжком). Переходный характер стойки предполагает активные действия со скорейшим выходом из опасной зоны, что может осуществляться разными способами и в разных направлениях.
Боевая (равно-опорная) стойка Кёкусинкай (камаэ-тэ-дати) оптимальна для начала и завершения боя и как промежуточная идеально устойчивая и маневренная позиция. Длина позиции как в кокуцу-дати, но ноги раздвинуты на ширину плеч.
Стойка йой дачи в каратэ киокушинкай
Техника Шинкиокушинкай Каратэ
Цуки Учи Уке Кери (Гери) Кеаге Кекоми Тоби Тоби кондэ Барай Цуками Осаи Сукуи Казуши Каеши Тачи (Дачи) Ваза Кихон ваза Тачи ваза Уке ваза Цуки ваза Учи ваза Кери ваза Каеши ваза Кумитэ ваза Аши Барай ваза Тамешивари ваза Ката Идо гейко | Толчок рукой Удар рукой Защита, блок Удар ногой (хлесткий) Восходящий удар(мах) прямой ногой Проникающий Прыжковый (в прыжке) В полупрыжке (подскок) Парировать (подсекать) Захват Давящий Скручивающий (ковш) Ловушка (захват) Контр действие (контратака) Стойка Техника Базовая техника (Основа) Техника стоек Техника блоков Техника толчков руками Техника ударов руками Техника ударов ногами Техника контр действий Боевая техника Техника подсечек Техника разбивания предметов “Форма, разрезающая землю” Условный бой с воображаемыми противниками, с заранее обусловленными действиями. Техника в перемещении Базовая техника в перемещении (кихон) Техника в перемещении (техника рук) Техника в перемещении (техника ног) Связки (комбинации) |
Буки (Ударные поверхности рук):
Тэ Кен Кентос Сейкен Уракен Хиракен Тетцуи Хайкен Кокен Шотей Шуто Хайшу Хайто Нуките Иппон нукитэ Нихон нукитэ Йохон нукитэ Рютокен Накаюби иппон кен Ояюби иппон кен Тохо «вилка» Кумадэ | Рука Кулак Два основных ударных сустава в кулаке Передняя часть кулака Обратная часть кулака Плоский кулак Нижнее основание кулака Верхнее основание кулака Запястье Пята ладони Ребро ладони Тыльная сторона ладони Ребро ладони со стороны большого пальца Кончики пальцев, «Рука-копье» Удар одним пальцем Удар двумя пальцами Удар четырьмя пальцами Кулак «голова дракона» Кулак с выставленным суставом среднего пальца Кулак с выставленным суставом большого пальца Место между расставленными большим и указательным пальцами Рука «Медвежья лапа» Предплечье Локоть |
Буки (Ударные поверхности ног):
Аши Соку Тэйсоку Хайсоку Чусоку Сокуто Какато Цумасаки (Аши но юби) Хиза Сунэ | Нога Стопа Внутреннее ребро стопы Подъем стопы Подушечки пальцев стопы Внешнее ребро стопы Пятка Кончики пальцев «Копье из пальцев ноги» Колено Голень |
Нерайдокоро Когекихоко (Цели и направления):
Мае Йоко Уширо Маваши Шомэн Джодан Чудан Гедан Хидари Миги Сото Учи Саё Ороши Аге Ге Каке Хай Шита Ой Гяку | Вперёд В сторону Назад Круговой Перед собой Верхний уровень Средний уровень Нижний уровень Левый Правый Наружный, внешний Внутренний Со стороны в сторону Сверху Вверх Вниз Крюк Верхний Нижний От передней ноги От задней ноги |
Идо гейко (Передвижения):
Шомэн Сагари Сури аши Аши кондэ Фуми аши Ой аши Окури аши Фуми кондэ Ура (Коса) Кайтен | Вперёд Назад Смена ног (шаг) Скольжение ногами Движение со сменой стойки (длинный шаг) Движение вперёд с передней ноги Движение вперед с подшагом задней ногой Перемещение в поперечном направлении Движение в противоположном направлении (через спину). Вращение через грудь Движение в сторону с заступом ступнёй спереди Движение в сторону с заступом ступнёй сзади Разножка (свич) Уход, с линии атаки в сторону (всем телом). |
Фудо дачи (Шизентай) Йой дачи Мусуби дачи Хейко дачи Хайсоку дачи Учи хачиджи дачи Сото хачиджи дачи Дзенкуцу дачи Санчин дачи Цуро аши дачи Уке ваза (Защитная техника):
|