Свяжитесь с получателем средств и уточните реквизиты для зачисления денежных средств как исправить
За ошибки придётся платить. Как вернуть деньги, отправленные не тому человеку?
Редкий человек не ошибался, отправляя денежный перевод. Были времена, когда для этого приходилось заполнять платёжное поручение с миллионом цифр. Пока верно запишешь все данные, выкинешь не одну пару бланков. Поручение существует до сих пор, но его надо заполнять, только если прийти в банк лично и отправлять перевод по реквизитам. Хотя теперь люди чаще переводят средства через сайт или мобильное приложение банка по номеру карты или телефона. Цифр стало меньше, но ошибки не исчезли. Как вернуть ошибочный платёж?
Вернём быстрее всех
«Система быстрых платежей» (СБП) обладает самым оперативным механизмом возврата ошибочных переводов, утверждает «Национальная система платёжных карт» (НСПК), которую цитируют «Известия»:
Процесс выстраивается по аналогии с диспутной моделью платёжной системы «Мир», что обеспечивает решение возможных спорных ситуаций в кратчайшие сроки, значительно оперативнее, чем в других платёжных системах
Но, как показал опрос банков, проведённый редакцией «Выберу.ру», быстроты никто не заметил. В частности, директор продуктовой фабрики розничного бизнеса «РГС Банка» Денис Сорокин пояснил, что «особой разницы и отличий в процедурах в зависимости от платёжных систем нет». То ли банки ещё не успели оценить новый механизм СБП, то ли НСПК немного преувеличил.
Впрочем, здесь важен не сам процесс и его оперативность, а то, насколько он окажется действенным — деньги можно вернуть или нет?
Такие разные переводы
Ошибка в реквизитах — деньги возвращаются назад
Когда деньги переводятся по реквизитам, то отправитель указывает БИК банка получателя, счёт, инициалы и так далее. Если человек допускает ошибку в цифре, то деньги физически не могут быть зачислены. Как сообщает пресс-служба Промсвязьбанка:
В случае ошибки в реквизитах и отсутствия уточнений со стороны отправителя средства автоматически вернутся обратно
Совсем другая ситуация возникает, если перевод отправляется по номеру карты или телефона. Например, одна ошибка в цифре не означает, что такой карты нет или нет карты, привязанной к такому номеру телефона. Поэтому деньги зачисляются, даже если получатель совсем не тот, кому хотелось отправить средства.
Договор дороже денег
Дальнейшая судьба перевода зависит от того, кто получил деньги. С ним придётся договариваться о возврате. По словам начальника отдела претензионной работы «МТС Банка» Ольги Аникиной:
Перевод денежных средств физическому лицу носит безотзывный характер. По правилам платёжных систем успешный перевод денежных средств не подлежит опротестованию. Отправитель может обратиться с заявлением в банк, который, в свою очередь, сформирует запрос доброй воли и направит в банк получателя по электронной почте
При этом банк «Ренессанс Кредит» обратил внимание, что все банки имеют право списывать ошибочно зачисленные на счёт деньги.
Впрочем, Лейтес тут же замечает, что Центробанк запрещает банкам вмешиваться в отношения клиентов. В положении № 383 «О правилах осуществления перевода денежных средств» говорится:
Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банк, решаются без участия банков
Зовём банки на помощь
Таким образом, чтобы вернуть деньги, отправленные по ошибке не тому человеку, нужно с ним договориться. Можно и нужно подключать к этой работе банк. Как объяснила директор по развитию бизнеса, направление «Платежи и Переводы», банка «ФК Открытие» Виктория Ермакова:
Для повышения шансов на успешный возврат переведённых средств необходимо максимально оперативно инициировать этот процесс. Вне зависимости от получателя и вида перевода, при обнаружении ошибки отправителю необходимо обратиться в банк, из которого были переведены деньги, и составить заявление на возврат
Если мирно урегулировать ситуацию не удалось, нужно обращаться в суд и требовать взыскания денег, отправленных по ошибке, резюмирует начальник отдела претензионной работы «МТС Банка» Ольга Аникина.
Я ошибся в реквизитах при переводе денег
Всем привет. А что мне делать, если я переводил деньги и ошибся в одной цифре? Например, в номере карты или реквизитах. Куда нужно обращаться — в мой банк или в который переводил? Можно ли вообще вернуть деньги в таком случае?
Вернуть деньги можно, но способ зависит от того, как вы переводили средства и куда.
Ошиблись при переводе с карты на карту
Допустим, вы переводите деньги с карты на карту: вводите в приложении номер карты и сумму перевода. Нажимая кнопку «Перевести», вы автоматически подтверждаете, что указали все данные верно. Поэтому перед отправкой лучше еще раз проверить введенные цифры. Особенно если раньше вы уже так ошибались.
Если все-таки ошиблись и указали неверный номер карты получателя, обращаться надо в банк получателя перевода. Сначала запросите справку о совершенной операции в своем банке. Это можно сделать в отделении, по электронной почте или через чат в мобильном приложении. В справке будут указаны первые шесть и последние четыре цифры номера карты получателя — по ним банк-получатель найдет перевод. С полученной справкой обратитесь в службу поддержки банка, получившего платеж.
Если банк-получатель откажет в возврате платежа, можно вернуть деньги в принудительном порядке как неосновательное обогащение. В зависимости от обстоятельств можно написать заявление в полицию или обратиться в суд. На этом этапе лучше заручиться поддержкой юриста, чтобы все сделать правильно и не потерять время. Сверху можно взыскать неустойку и компенсации.
Ошиблись при межбанковском переводе
Если в реквизитах допустили ошибку и платеж не нашел получателя, деньги попадут в банк-получатель на счет нераспознанных платежей. Скорее всего, в таком случае с вами свяжется специалист банка: он уточнит реквизиты и в итоге зачислит средства на нужный счет.
Что делать, если банк по ошибке зачислил вам деньги
Но не все банки занимаются детальным разбором переводов.
Если вы обнаружили, что сделали ошибку в реквизитах, можно обратиться в банк, отправивший перевод. Сотрудники отправят в банк-получатель платежа письмо-уточнение о вашем переводе. Теоретически это может помочь зачислению средств на верный счет, но все зависит от внутренней политики банка-получателя.
Второй вариант — обратиться в банк-получатель с платежным поручением.
Если в течение пяти рабочих дней платеж не будет зачислен на счет получателя, деньги должны вернуться на ваш счет.
Еще можно отправить запрос на возврат средств через ваш банк. Но так делают не все банки — уточняйте в службе поддержки.
Ошиблись при переводе в бюджетную организацию
Если через пять рабочих дней платеж к вам не вернулся, значит, его зачислили на счет по ошибочным реквизитам. Тут банк-отправитель перевода ничем не сможет помочь и необходимо обращаться в банк-получатель для розыска платежа.
Как избежать таких ситуаций
Всегда проверяйте реквизиты перед переводом. В приложении Тинькофф-банка, если переводите другому клиенту банка, увидите его фамилию и инициалы при переводе.
Если вы регулярно переводите деньги друзьям или оплачиваете какие-то услуги, внесите эти платежи в избранное — сэкономите время и не ошибетесь:
Если вы обнаружили ошибку при переводе средств, не ждите пять дней, а сразу обращайтесь в банк или организацию, в которую был направлен ошибочный платеж.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Банки зафиксировали высокую долю неудачных переводов в Сбербанк через СБП
Банки зафиксировали значительный рост доли неуспешных денежных переводов через Систему быстрых платежей ЦБ после того, как к ней присоединился Сбербанк. Основная причина отказов в проведении операций — дополнительное согласие на получение переводов через СБП, которое Сбербанк просит от своих клиентов, рассказали РБК представители кредитных организаций.
Сбербанк сначала отказался от комментариев. После публикации материала представитель банка заявил, что «на первом этапе внедрения сервиса, до получения критической массы согласий пользователей, возможны неудачные переводы». «С ростом количества полученных согласий процент успешных транзакций будет расти», — прогнозируют в банке. Опция подключения и отключения переводов, как отмечают в кредитной организации, «реализована для предоставления возможности клиентам гибко управлять функционалом, в том числе учитывает потребность клиентов самостоятельно ограничивать поступление средств по номеру телефона».
Сбербанк начал постепенно подключать своих клиентов к СБП в конце марта и к концу мая, по данным ЦБ, подключил всех своих клиентов. Изначально присоединяться к системе Сбербанк не хотел, но был вынужден это сделать из-за внесенных в законодательство поправок, требовавших подключиться к СБП системно значимым банкам. Сама СБП отчасти создавалась как конкурент системе денежных переводов Сбербанка по номеру телефона, первоначально работавшей только между клиентами самого банка.
«Неудачные переводы» в Сбербанк
Число попыток клиентов ВТБ, желающих перевести деньги получателю в Сбербанк через Систему быстрых платежей, существенно превышает число фактически проведенных переводов, утверждает представитель банка: «По нашей статистике, лишь десятая часть таких операций оказывается успешной. Из ВТБ в адрес клиентов Сбербанка с помощью СБП совершено переводов на 300 млн руб., объем неудачных попыток, возникших из-за отказа на стороне банка-получателя, составляет 3 млрд руб.». Ранее уровень одобрения исходящих переводов клиентам сторонних банков превышал 90%, но с мая этого года он снизился в два-три раза, уточнили в банке.
«Основная причина заключается в том, что клиентам Сбербанка необходимо дополнительно дать свое согласие на входящие переводы в рамках СБП. Без него клиенты ВТБ и других банков-участников не могут перевести им средства», — пояснил представитель ВТБ. Эту же тенденцию фиксируют в Альфа-банке, Газпромбанке, «Ак Барсе» и Абсолют Банке. Не заметили роста доли неудачных переводов в СБП после подключения Сбербанка только в Райффайзенбанке.
«По переводам в сторону Сбербанка действительно присутствуют ошибки, которые вызваны отсутствием разрешения на получение перевода у получателя. Доля таких ошибок действительно сейчас велика», — констатировал представитель Альфа-банка. Управляющий директор Абсолют Банка (у которого сейчас в структуре всех переводов по СБП 30% занимают операции между его клиентами и клиентами Сбербанка) Антон Павлов рассказал РБК, что в случае неуспешных попыток при переводе в Сбербанк юзер видит два типа сообщений. Первый — «технологические работы в банке получателя. Попробуйте повторить через некоторое время», второй — «свяжитесь с получателем средств и уточните реквизиты для зачисления денежных средств».
«Даже в случае, когда клиенты подключили все по инструкции, сам Сбербанк при звонке в их контакт-центр предлагал для начала обращаться в офис банка-отправителя, так как с их точки зрения все сервисы подключены», — пояснил Павлов.
Банк «Зенит» в июне зафиксировал рост количества обращений от клиентов насчет переводов через СБП, сообщил заместитель председателя правления банка Дмитрий Юрин. Два собеседника в крупных банках также подтвердили в беседе с РБК наличие проблемы. Один из них уточнил, что в его банке более 60% операций в СБП являются неуспешными переводами в Сбербанк.
Клиенты Промсвязьбанка и Сбербанка провели между собой более 10 тыс. транзакций на 76 млн руб., сообщила руководитель центра компетенций инновационных технологий цифрового бизнеса ПСБ Ольга Алексюк. Она не ответила прямо, есть ли сложности с отправкой переводов, но уточнила, что банк всегда информирует своих клиентов, почему они не могут совершить перевод, что сводит число неудачных операций к минимуму.
Сложная активация услуги
В Сбербанке действительно нужно совершить неочевидные действия, чтобы найти и активировать функцию подключения СБП, отмечает руководитель группы по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ в России и СНГ Наталия Ракова (активация возможна в разделе «Соглашения» в настройках приложения или личного кабинета). Надо отдельно подключать отправку и получение платежей, а также иметь последнюю версию мобильного приложения, в то время как в подавляющем большинстве российских банков дополнительных действий по подключению СБП не требуется, отметила эксперт.
Необходимость акцептировать подключение двух вроде бы взаимосвязанных услуг (отправки и получения переводов) может иметь два резона, рассуждает партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт. С одной стороны, они могут быть технически не взаимосвязаны, несмотря на очевидность наличия такой связи для пользователя, то есть с точки зрения банка речь идет о двух совершенно разных действиях — списании средств со счета клиента и зачисления на него средств. Соответственно, де-юре клиент должен подтвердить свое согласие на подключение как услуги перевода денежных средств, так и их получения, отмечает юрист.
С другой стороны, можно предположить, «что это может быть искусственным барьером, который банк создает в целях развития собственной инфраструктуры, обеспечивающей переводы внутри самого банка», допускает Иккерт. «Если функцию получения переводов из других банков в приложении конкретной организации нужно включать, следовательно, по умолчанию она выключена», — указывает он, добавляя, что это может быть сопряжено с трудностями у пользователей, которые могут не подозревать, что им такая функция доступна вообще. «Впрочем, сам факт наличия возможности включения этой услуги означает, что банк действует в рамках закона», — заключил юрист.
Для решения проблемы банки информируют своих клиентов через соцсети и официальные сайты о настройках, которые нужны для удачной отправки денег в Сбербанк. ВТБ разработал пошаговую инструкцию в своем мобильном приложении, которую можно отправить через мессенджеры адресатам в Сбербанке, чтобы они смогли принять перевод. Внедрение подсказок в свое приложение рассматривает и Газпромбанк.
По расчетам ВТБ, ограничения на стороне Сбербанка снижают потенциальный объем переводов через СБП примерно в 2,5 раза. «Объем операций в СБП с приходом в систему Сбербанка вырос, но пока не так значительно, как ожидалось. Ежедневный прирост оборотов в начале июня находится в пределах 10%, хотя изначальные прогнозы на июнь были на уровне 40% роста. Общий объем проведенных транзакций клиентами ВТБ в СБП за три недели с 13 мая составил более 7 млрд руб.», — указал представитель ВТБ.
Отказы в проведении операций, скорее всего, носят временный характер для всех игроков, которые недавно подключились к СБП, поскольку на то, чтобы большая часть клиентской базы освоила новый сервис, нужно время, считает исполнительный директор по развитию банка «Русский стандарт» Елена Петрова.
Банк России и Национальная система платежных карт (НСПК) запустили СБП в начале 2019 года — она позволяет переводить денежные средства между счетами разных банков по номеру телефона. Глава Сбербанка Герман Греф неоднократно критиковал СБП. «Зачем регулятору создавать альтернативно-принудительное счастье вместо отслеживания недискриминационного партнерства, для меня неясно», — отмечал он. В свою очередь глава ЦБ Эльвира Набиуллина перед запуском СБП говорила, что отдельные игроки хотели бы сохранить свое монопольное положение на рынке переводов и доходность от них, что является серьезным препятствием для развития конкуренции на рынке платежей и доступности финансовых услуг для населения.
По последним открытым подсчетам Федеральной антимонопольной службы, доля Сбербанка на рынке денежных переводов составляет 94%. В прошлом году россияне совершили 6,4 млрд переводов на 35,6 трлн руб., следует из статистики ЦБ. За год работы СБП ее пользователи перевели друг другу около 70 млрд руб., совершив более 8 млн операций. ЦБ в качестве одной из мер поддержки экономики в условиях пандемии с 1 мая 2020 года запретил банкам взимать комиссии с клиентов за переводы через СБП на сумму не более 100 тыс. руб. в месяц, при превышении лимита пользователям надо будет заплатить 0,5% от перевода.
— Обновить мобильное приложение банка до последней версии;
— Найти в настройках мобильного банка Систему быстрых платежей. Сбер, например, запрятал ее в Соглашения и договоры и подключиться к Системе.
Причем к системе СБП должен быть подключен как Получатель денег, так и Отправитель.
Переводы по Системе внутри одного банка невозможны, т.е. перевести деньги по СБП например, со Сбера на Сбер нельзя.
Перевести деньги по СБП самому себе можно, но только с карты одного банка на карту другого.
Система работает, убедилась лично. Однако, в начале работы с СБП у меня возникали сложности. Ну не получается у меня самой себе перевести деньги со Сбера на Россельхоз и все тут! СБП выдает такое вот сообщение:
После перенастройки сразу не переводить деньги, подождать несколько минут. И тут наконец-то у меня все получилось!
Комиссия по СБП.
Комиссия не взимается (при переводах до 100 тыс. руб. в месяц), деньги поступают практически мгновенно.
при переводе денежных средств на сумму, превышающую 100 000 рублей в месяц — не более 0,5% от суммы перевода денежных средств, но и не более, чем 1 500 рублей за один перевод.
Еще цитата с сайта Банка России:
Система быстрых платежей (СБП) — сервис, который позволяет физическим лицам мгновенно (в режиме 24/7) переводить деньги по номеру мобильного телефона себе или другим лицам, вне зависимости от того, в каком банке открыты счета отправителя или получателя средств. Для этого необходимо, чтобы эти банки были подключены к Системе быстрых платежей.
Доступ к системе возможен через мобильные приложения банков, подключенных к СБП, как со смартфона или планшета, так и с компьютера. Чтобы сделать мгновенный перевод, нужно в мобильном приложении своего банка выбрать в меню перевод через СБП, счет, с которого надо сделать платеж, указать номер мобильного телефона получателя и сумму перевода. В течение нескольких секунд после подтверждения операции плательщиком деньги будут переведены и станут доступны получателю.
Система быстрых платежей сейчас активно рекламируется в СМИ, причем не только как система перевода денег с карты на карту, но и именно как система ПЛАТЕЖЕЙ за товары и услуги. Вот и мой любимый Wildberries, клиентом которого я являюсь многие годы, совсем недавно проводил акции:
В итоге, порядком промучившись, оплатила по-старинке, с карты Сбера, без всяких QR кодов и дополнительных 5-процентных скидок. Попытки получить какой-либо внятный ответ от WB окончились невразумительной перепиской следующего содержания:
На сайте приведен в алфавитном порядке список банков-участников СБП. Судя по всему, все банки о которых я знаю и даже те о которых не слышала, присоединились к системе быстрых платежей.
Мы видим, что есть вкладка с перечнем банков Платежи по номеру и Оплата по QR. Через строку поиска сразу находим Сбер. Раздел Переводы есть, а оплаты по QR-коду нет. Такая же ситуация и у Россельхозбанка.
Зато, например, в ВТБ, Газпромбанке, Промсвязьбанке, Авангарде, Росбанке, в банке Открытие и Тинькофф Банке оплата по QR-коду реализована.
Сбербанк и СБП. Чтобы перевести деньги нужно сильно постараться
Сбербанк жёстко сопротивляется подключению к платежной системе ЦБ, придумывая для своих клиентов различные препятствия.
Запущенная в 2019 году система быстрых платежей (СБП) по номеру телефона была создана ЦБ как конкурент системе денежных переводов Сбербанка по номеру телефона, первоначально работавшей только между клиентами самого банка. Регулятор был против высоких тарифов зеленого банка, которые составляли 1-1,5%, потому что он был монополистом на переводы в России.
Сбербанк начал постепенно подключать своих клиентов к СБП в конце марта и к концу мая, по данным ЦБ, подключил к этой системе всех клиентов.
Присоединяться к системе Сбербанк изначально не хотел, но был вынужден это сделать из-за внесенных в законодательство поправок, которые требовавали подключения к СБП всех системно значимых банков.
Неудачные переводы в Сбербанк
Но с момента подключения Сбербанка к СБП клиенты банков — участников Системы быстрых платежей испытывают трудности с отправкой переводов в Сбербанк. Например в ВТБ удаётся совершить лишь каждый десятый такой перевод.
«По нашей статистике, лишь десятая часть таких операций оказывается успешной. Из ВТБ в адрес клиентов Сбербанка с помощью СБП совершено переводов на 300 млн. руб., объем неудачных попыток, возникших из-за отказа на стороне банка-получателя, составляет 3 млрд. Руб.» — сообщает ВТБ.
По расчетам ВТБ, ограничения на стороне Сбера снизили потенциальный объём переводов через СБП примерно в 2,5 раза.
С подобными проблемами столкнулись и клиенты Альфа-банка, Газпромбанка, банка «Ак Барс» и Абсолют Банка.
«По переводам в сторону Сбербанка действительно присутствуют ошибки, которые вызваны отсутствием разрешения на получение перевода у получателя. Доля таких ошибок действительно сейчас велика», — констатировал представитель Альфа-банка.
Управляющий директор Абсолют Банка Антон Павлов рассказал о двух типах сообщений, которые видит клиент при неудачном переводе. Первый — «технологические работы в банке получателя. Попробуйте повторить через некоторое время», второй — «свяжитесь с получателем средств и уточните реквизиты для зачисления денежных средств».
«Даже в случае, когда клиенты подключили все по инструкции, сам Сбербанк при звонке в их контакт-центр предлагал для начала обращаться в офис банка-отправителя, так как с их точки зрения все сервисы подключены», — пояснил Павлов.
Сложная активация услуги
Основная причина отказов в проведении операций — дополнительное согласие на получение переводов через СБП, которое Сбербанк просит от своих клиентов. То есть необходимо дополнительно подключать переводы через систему быстрых платежей на стороне клиента Сбербанка, причём отдельно на получение и отправку.
Как это сделать, для многих не очевидно. Сама процедура запутанная и требует зайти в третий или четвертый уровень меню.
Кстати, в большинстве банков работа с системой быстрых платежей не требует никаких действий.
Для решения проблемы банки информируют своих клиентов через соцсети и официальные сайты о настройках, которые нужны для удачной отправки денег в Сбербанк. Например, Альфа-банк разослал клиентам вот такое сообщение:
А ВТБ разработал пошаговую инструкцию в своем мобильном приложении, которую можно отправить через мессенджеры адресатам в Сбербанке, чтобы они смогли принять перевод. Внедрение подсказок в свое приложение рассматривает и Газпромбанк.
По последним открытым подсчетам Федеральной антимонопольной службы, доля Сбербанка на рынке денежных переводов составляет 94%. В прошлом году россияне совершили 6,4 млрд переводов на 35,6 трлн руб., следует из статистики ЦБ.
ЦБ в качестве одной из мер поддержки экономики в условиях пандемии с 1 мая 2020 года запретил банкам взимать комиссии с клиентов за переводы через СБП на сумму не более 100 тыс. руб. в месяц, при превышении лимита пользователям надо будет заплатить 0,5% от перевода.