Йога тичерс что это
Что такое Йога Тичер Курс или Йога-ТТС?
Курс преподавателей йоги или курс для йога инструкторов, (англ. Yoga Teachers Training Course – Yoga TTC/YTTC) – успешно пройдя который вы сможете получить международный сертификат йогапреподавателя и начать преподавать йогу.
Для того чтобы стать учителем йоги, необходимо в первую очередь ваше желание передавать знание людям, помогать им, делиться своим опытом и энергией.
Хороший преподаватель йоги должен обладать базовыми познаниями в области анатомии, физиологии и психологии;
знать историю и философию йоги, классические тексты, разбираться в направлениях и школах. Нужно научиться практике асан «в потоке» и в статике, базовым пранаямам и шаткармам, техникам медитации. Потребуется освоить методики построения индивидуальных и групповых последовательностей, научиться чувствовать учеников и взаимодействовать с ними максимально эффективно. Все эти элементы подробно разбираются в программе подготовки инструкторов йоги.
Какая подготовка нужна чтобы попасть на курс для преподавателей йоги?
Конечно, чтобы попасть на курс для обучения инструкторов йоги необходима начальная подготовка.
Как минимум год регулярной йога практики асан и хотя бы небольшое знакомство с философией йоги. Стоит так же отметить, что прохождение тичерс-курса йоги не обязывает вас сразу начинать вести классы, многие проходят Йога Тичерс курсы с целью углубить личную практику, утвердится в йоге как в жизненном пути.
Знания, которые вы получите во время программы курсы йога инструкторов не доступны ни в каких других условиях.
Как выбрать йога тичерс-курс?
Программы “тичерсов” более-менее унифицированы, так что выбор будет определяться преподавательским составом, временем и местом проведения программы. Так же обратите внимание, что содержание курса может быть определено направлением йоги: базовая хатха-йога, йога Айенгара, аштанга-виньяса, кундалини или актуальная на данный момент виньяса-флоу йога – выбор зависит только от вас. Можно так же сертифицироваться как преподаватель пренатальной или детской йоги, однако, на мой взгляд, начать стоит с прохождения основного 200-часового курса преподавателей хатха йоги.
Конечно, особенно эффективно и интересно будет пройти курс для преподавателей йоги в Индии, у самых истоков классического знания.
В Индии философский аспект йоги пронизывает все аспекты жизни, это основа основ. Множество прекрасных курсов проводится в самых разных городах, но основные точки концентрации йога-учения это традиционно: Ришикеш, Пуне, Варанаси и, конечно, Керала.
В Ришикеше, мировая столица йоги, можете совместить насыщенную программу курса для инструкторов йоги с посещения безбройних храмов и ашрамов, углубиться в философии.
В Керала вы можете совместить насыщенную йога-программу с пляжным отдыхом, солнцем, фруктами и комфортными условиями проживания.
Программа курсы инстукторов йоги может быть растянута на несколько месяцев, особенно в России и Европе, подстраиваясь под расписание занятого на основной работе практикующего. В Индии же чаще всего это концентрированная ежедневная работа в течение месяца (обычно выходной один – воскресение). В России при прохождении курса от вас потребуется высокий уровень физической подготовки и даже, скорее всего, вас попросят сдать вступительный экзамен. В Индии же скорее обратят внимание на вашу способность к концентрации, потенциал развития. Ваша вдумчивость, осознанность и интерес к философии йоги тут оценят больше, чем умение завязываться в узлы.
И в том и в другом случае, если вы претендуете на получение сертификата, в конце курса йога преподавателя, вам потребуется сдать экзамен. В качестве проверки ваших знаний, вам предстоит побеседовать с учителем об основах философии и истории йоги, ответить на вопросы по базовой анатомии, провести несколько практик в качестве преподавателя (с обсуждением недочетов и сильных сторон ведения урока). Хеобходимо будет написать небольшой реферат на выбранную йогическую тему.
После прохождения базового курса обучения учителей йоги TTC-200 вы можете постепенно пройти и следующую ступень – продвинутый курс для подготовки преподавателей йоги TTC-300 и TTC-500.
Эти два курса доступны только после прохождения первой базовой ступени. Они так же называются “продвинутый курс преподавателей йоги”. На них уделяется больше внимания более сложным асанам, даются углубленные знания анатомии и философии.
Как живут йога-тичеры в России. История одной московской йогини
— Асель, почему ты стала преподавать йогу?
Про йогу я слышала. Ей занимались мои знакомые, но сама не пробовала. Постепенно жизнь привела меня к йоге: от сидячей работы стала болеть спина. Я слышала, что йога помогает, и решила попробовать.
Фото: Асель Нигметова
Да и мои друзья, которые ходили заниматься, уверяли, что таким, как я – много работающим, – надо учиться расслаблению. Я попробовала, но не могу сказать, что сразу стала заниматься системно – так, от случая к случаю. Постепенно стала знакомиться с другими практикующими, читать книги про медитации и разбирать асаны (прим. позы в йоге).
И заметила, что я стала лучше чувствовать свое тело, появилось качество осознания, все стало ярче, у меня появилось больше энергии, развилась внимательность, концентрация. Этим захотелось поделиться. Без сожаления я оставила работу в офисе, чтобы погрузиться в любимое дело.
— Где учат на инструктора йоги?
В Москве есть пара-тройка курсов по подготовке преподавателей, где даются большой объем знаний по философии йоги, анатомии, психологии преподавания и так далее. У одних курсов больше эзотерики, у других скорее формат фитнес-йоги.
Я знаю, что в некоторых фитнес-клубах люди начинают вести йогу после 2-3 недельного семинара. Только это не значит, что, мол «закончу по-быстрому курсы, растяжка у меня есть, значит все будет нормально». Нет, это не по мне. Я за все берусь основательно, поэтому решила пойти на серьезные курсы инструкторов.
Учеба длилась 9 месяцев каждые выходные с раннего утра до 18.00. Мы изучали философию йоги, отстройки асан хатха-йоги, пранаяму (прим. искусство дыхания), мантрологию, аюрведу. У моих преподавателей особо не забалуешь: не смог перечислить все названия асан с эффектами, которые они оказывают на тело? Не вспомнил все «ямы» и «ниямы» (прим. основные правила для йогов)? Ошибся, рассказывая про шаткармы (прим. очистительные практики в йоге)? Иди на пересдачу.
Многие пересдавали по 2-3 раза, поэтому я к каждому экзамену готовилась усиленно: по ночам штудировала книжки, изучала конспекты. Когда меня сейчас иногда спрашивают, училась ли я в Индии, я отвечаю:« Ребята, вы не представляете, какие в России сильные школы».
Кроме знания теории, нужно было обязательно практиковать йогу самостоятельно. Ко времени прихода на курсы надо было иметь «стаж» как минимум полтора года. На моих курсах вместе со мной учились и те, кто занимался йогой уже 5-7 лет. Как говорит Паттабхи Джойс (прим. известный в прошлом учитель йоги), йога – это 99% практики и 1% теории.
— Что нужно, чтобы быть хорошим учителем йоги?
Вопреки расхожему мнению, инструктору не надо демонстрировать сложные асаны и гибкость. Но важно владеть телом и хорошо выполнять простые позы, а главное, надо хорошо объяснять, как они делаются. Также необходимо знать подводящие асаны, найти ключи к каждому ученику.
Например, перед тем, как сесть в «лотос», нужно сделать Позу Голубя, и другие асаны на раскрытие тазобедренных суставов. Иначе человек будет пытаться сделать ее за счет излишней скрутки коленных суставов, что вредно. Еще нужно разбираться в анатомических аспектах, в вопросах травмобезопасности йоги.
— Как начать работать, где искать клиентов и на какой заработок рассчитывать?
Уже к началу обучения я могла сама составить план 1,5-часового занятия – опыт самостоятельных практик не прошел даром. На работе бесплатно предложила свои услуги коллегам, для этого мне даже выделили пространство, и мы после работы занимались.
Потом предложили вести в группе – мои знакомые хотели, чтобы я к ним приезжала. Они знали, что я начинающий преподаватель, но видели, что очень серьезно отношусь к урокам. Сейчас примерно 40% времени преподаю в группах в йога-студии, а остальное время работаю с персональными клиентами или занимаюсь с мини-группами частным образом.
Если говорить о деньгах, то персональные занятия оплачиваются дороже. Если за полтора часа группового занятия я получу 1000-1500 рублей, то за индивидуальное – 2-2,5 тысячи рублей.
Кроме йоги, продаю специальные маты для занятий – это приносит доход. Иногда консультирую людей по вопросам йоги: цена таких консультаций от 1000 рублей. Каждый месяц выходит по-разному, на жизнь хватает. Летом, конечно, меньше людей занимаются. Но к этому отношусь спокойно – остальные источники дохода позволяют не переживать по этому поводу.
Чтобы устроиться в приличную йога-студию, нужно резюме, звонки, надо предлагать свои услуги. Но лично я работу не искала. В моем случае всегда работало сарафанное радио. Просто надо любить свою работу, быть компетентным, полностью посвятить тем, кто пришел на занятия.
— Как выглядит обычный день йога-тичера?
У меня в основном вечерние уроки. Утром встала, пошла в душ, сделала немного йоги, дыхательные практики. Завтракаю в кафе или дома. Поскольку я фрилансер, сама планирую день, свободна в передвижениях. Уже около двух лет живу по системе GTD (прим. Getting Things Done – система планирования времени и учета сделанной работы).
Стараюсь успеть запланированное, для этого пользуюсь разными планировщиками. Я – любитель тайм-менеджмента. Могу читать книги о саморазвитии, бизнес – литературу и целый день провести дома за этим. В моем графике есть и личная практика йоги: почти каждый день делаю асаны, медитирую.
— Надо ли учиться дальше, повышаешь свою квалификацию?
Сертификат инструктора хатха-йоги каждый год подтверждать не нужно. Но учиться надо на протяжении всей жизни. Я регулярно посещаю семинары, слушаю лекции, читаю. Семинары стоят по разному – они бывают однодневные, недельные – диапазон цен тоже не ограничен. От 2500 до 15 тысяч рублей и выше.
Жилье у меня собственное. Трачу на книги по бизнесу и тематическую литературу. На одежду по-разному, но предпочитаю один бренд, а он для йога-тичера не дешевый. С удовольствием трачу на учебу – выходит от 4000 рублей в месяц. Абонемент в йога-клуб – 9000 на 24 занятия.
Хожу в рестораны с вегетарианской кухней, это тоже постоянный пункт расходов. Еще я откладываю деньги на будущее. «На сытую старость», – так я назвала эту копилку.
— Оправданно ли йогу вести бесплатно?
Чтобы нести эти знания ученикам, учителю нужен постоянный приток энергии в виде денег. Есть такое выражение: «Итараштам титхар каштам» – «Не надо приходить с пустыми руками». Думаю, это правильно в отношении ученика и учителя йоги.
Вступление в Федерацию
На сегодняшний день доступно два вида членства:
Членство на подготовительном уровне доступно всем, кто хочет стать членом сообщества, но пока не является сертифицированным KRI преподавателем, при этом собирается пройти обучающий тренинг в будущем. Данный вид членства доступен не более полутора лет.
Возможности на подготовительном уровне:
Членство на профессиональном уровне доступно всем преподавателям Кундалини Йоги, обладающим сертификатом KRI с золотой печатью.
Возможности на профессиональном уровне:
Так же вы сможете подать заявку на проведение классов в рамках Фестиваля Кундалини Йоги.
Полная процедура вступления:
3. Написать заявление о приеме в Федерацию по установленной форме и предоставить в Федерацию подписанный оригинал заявления (или сканированную копию в случае иногородних учителей, с последующим предоставлением оригинала). Бланк заявления можно скачать здесь.
4. Подписать Кодекс Этики Учителя Кундалини Йоги (скачать здесь) и направить в оригинале или в виде сканированной копии в Федерацию. Подписание Кодекса Этики является важным шагом для учителя, символизируя и подтверждая его решимость принять на себя и выполнять обязательства по поддержанию этических и профессиональных стандартов учителя Кундалини Йоги, а также осознавать свою ответственность в случае их несоблюдения.
5. Сделать вступительный (членский) взнос в размере, соответствующем уровню вашего членства (см. ниже). Сделать вступительный взнос возможно наличными в офисе Федерации (см. контакты) либо по безналичному расчету (квитанцию можно скачать в конце этой страницы).
6. Поддерживать Членство в Федерации в течение года.
Поддержание Членства в течение года предполагает:
Профессиональный учитель Кундалини Йоги постоянно повышает свою квалификацию и развивается, поддерживая свой уровень и общее пространство Сангата в общении и взаимодействии с другими учителями Кундалини Йоги. Федерация создает условия для такой коммуникации и развития, содействуя организации и проведению групповых мероприятий в русле Учения Йоги Бхаджана. Для поддержания членства в Федерации учителю необходимо посетить хотя бы одно из двух указанных крупных мероприятий в год.
ГУРУДАКШИНА И ЧЛЕНСКИЙ ВЗНОС
Термин «Гурудакшина» имеет ведическое происхождение, он символизирует отдачу. В Традиции Кундалини Йоги мы отдаем 10% своего дохода от преподавания на благотворительность. При этом, во избежание наработки лишней кармы, мы отдаем их в ту организацию, откуда получаем духовную пищу. Потому что мы должны быть уверенны, что эта организация направит наши пожертвования на благие цели.
В Российском сообществе такой организацией является Федерация Учителей. Членство в этой организации подразумевает ежемесячное пожертвование Гурудакшины, а именно: 10% заработка от преподавания Кундалини Йоги. В любой момент времени любой член Федерации может получить полный отчет о том, куда были использованы его благотворительные взносы.
Минимальная сумма Гурудакшины за год фиксируется, называется Членским взносом и оплачивается в начале года, в качестве поддержания членства. Сумма членского взноса за год для Подготовительного уровня составляет 3000 рублей, для Профессионального – 6000 рублей.
Деньги, полученные от Гурудакшины, используются международной организацией 3НО для создания «Библиотеки Учения Йоги Бхаджана», а так же содействуют распространению Учения Кундалини Йоги по всему миру. Таким образом, через Гурудакшину вы можете выразить признательность за то Учение, частью которого вы стали. Благодаря пожертвованиям предшествующих вам учителей вы смогли познакомиться с практикой Кундалини Йоги. В свою очередь, вы можете помочь потенциальным учителям найти «дорогу домой», поддерживая деятельность Федерации.
15 Долларов США от суммы вступительного взноса отправляется Федерацией в Международную Ассоциацию Учителей Кундалини Йоги (IKYTA), что является подтверждением профессионализма учителя на международном уровне. В последующем анкета учителя вносится в международный реестр учителей, а учителю предоставляется возможности пользоваться предоставляемыми членам IKYTA привилегиями.
Подробнее о Гурудакшине читайте здесь.
Оплатившие членские взносы:
Оплатившие вступительные взносы:
Для продления Членства в Федерации Учителей Кундалини Йоги, рекомендуемое время оплаты членских взносов: ноябрь – январь.
Сумма членского взноса с 2016 года для продления членства в Федерации Учителей составляет 4000 руб.
Как выбрать Йога-тичера?
Искусство преподавания – это искусство способствовать открытию.
Многие считают, что преподавателям йоги нужно глубоко понимать анатомию и физиологию. Есть убеждение, что человек обязан быть чрезвычайно духовным для обучения йоге. И чтобы быть «истинным» наставником, необходимо учится в ашраме в Индии, практиковать карма-йогу весь день, прежде чем погружаться в медитацию…
На самом деле, есть много вещей, вдохновляющих людей становиться преподавателями. Некоторые выбрали эту профессию, потому что хотят делиться знаниями, другие обнаружили, что йогическая практика является физически и эмоционально-терапевтической, и горят желанием поделиться своими переживаниями.
Что же все-таки делает йогина отличным учителем? На что нужно обратить внимание при выборе своего наставника?
Хотя нет критериев отбора инструктора, мы постараемся обозначить основные пункты, которые являются ключевыми и стоящими внимания!
1. Присутствие. Это одно из тех главнейших ощущений, которое вы можете испытать, когда йога-тичеры входят в комнату – их появление привлекает внимание. Их энергия способна поднять вас и заставить ощущать себя свободно, подарить чувство, что вы желанный гость, побудить заниматься йогой, даже если вы не особо настроены на занятие.
2. Доброе сердце. Люди приходят на практику, чтобы почувствовать себя не просто хорошо, а лучше, чем до того, как они ступили на коврик. Ученик должен осознавать свою вовлеченность, быть частью одного целого с группой, что определяется умением и желанием тичера подарить учащемуся чувство комфорта. Дружелюбность учителя помогает разрушить любое беспокойство, которое может испытывать новичок при посещении класса в первый раз.
Йотам Адлер с учениками на Carpathian Yoga Fest 2018
3. Легкость и положительные эмоции. Иногда йога-тренеры чересчур сосредоточены на последовательностях асан и забывают про чувство юмора. Урок проходит интересней и непринуждённее, когда в зале царит атмосфера легкости и хорошего настроения. Хороший преподаватель доступен для студентов вне класса, не воспринимает себя слишком серьезно и помнит имена своих учеников.
Панкадж Садана с учениками на Carpathian Yoga Fest 2018
4. Компетентность. Нет единой системы оценки квалификации учителя йоги. Йога охватывает широкий круг тем, начиная от философии и заканчивая техниками дыхания. Кроме того, что инструктор должен быть экспертом в йоге, также он обязан иметь знания о теле, назначении асан. Часто люди приходят заниматься после травм, важно подобрать им последовательности упражнений, которые подойдут в их случае. Способность четко передавать информацию является ключевым для понятия происходящего. Использование подсказок, включая визуализацию, или просто понятные, доступные указания, как входить, удерживать и выходить из асаны, жизненно важны для полезной и безопасной практики.
Андрей Лаппа с учениками на Carpathian Yoga Fest 2018
5. Физические качества. Лучший способ вести за собой – показать на собственном примере. Учитель должен глубоко понимать движения, постановки асан и физиологию, а также систематически оттачивать собственную практику. Хотя физическая гибкость желательна при демонстрации упражнений, тичер должен уметь адаптировать занятия к потребностям учеников, их уровню.
6. Любовь к йоге. Каждое взаимодействие с людьми – это обмен энергией. Йогин, способный передать положительную энергию учащимся, создает более комфортную атмосферу. Всегда можно заметить мастера, который любит то, что делает. Есть тичеры, чувствующие «выгорание», но есть те, которые никогда не испытывают это состояние. Йогическая практика направлена на улучшение ума, тела и духа. Когда тичер любит то, чем занимается, это ощущение передается ученикам.
Участники Carpathian Yoga Fest 2018
Юрий Сулык, руководитель Yoga IF School, соорганизатор Carpathian Yoga Fest, автор методологии «адаптационно-целостной ЙОГИ»
“Ошибочно выбирать преподавателя только по параметру «его идеи резонируют со мной”. Часто это имеет место, а часто нет. Задача преподавателя найти ваши слабые стороны, вывести вас из зоны комфорта, при этом на разных уровнях. А часто мы это воспринимаем как сопротивление и ищем для этого какое-то подтверждение.
Адекватный преподаватель вряд ли будет вам открывать чакры, поднимать кундалини и т.п. Хотя бы потому, чтобы это в реализации стало возможным, нужны десятки лет специализированной практики, которую мало кто сможет осилить. Да и большинству людей, которые приходят на занятия – этого не нужно, их цель быть здоровыми и наслаждаться жизнью. Хотя адекватность можно проверить «открытием чакр», сам преподаватель должен сделать йогу своей жизнью, это явно не одна из его профессий. Он должен быть настоящим практиком. Заниматься в традиции, иметь реального индийского ГУРУ. Это в идеале. Преподаватель должен быть опытным, практикующим много лет, провести не одну тысячу занятий. Именно тогда можно сказать “за его плечами опыт”.
Дмитрий Свет, инструктор международного уровня, мануальный терапевт, основатель духовно-образовательного портала «Живое Знание»
“Однажды я попал к очень хорошему и очень светлому учителю, и первое занятие его вызвало у меня дикое раздражение. Если бы я выбрал его по принципу, что мне там хорошо и классно я бы сбежал и не получил бы тех алмазов, которые он был способен дать. Действительно учитель должен сложить ваш мозг, порвать ваше эго. Это очень важно… Потрясающие слова про парампару, но вот лично для меня здесь, когда есть много студий и не видно нигде никакой парампары, то это кажется чем-то недостижимым. Везде мы делаем асаны и наверно важно, чтобы ваш мастер не покалечил вас. На мой взгляд, ваш учитель должен вас подталкивать к практике в осознанности. Если он изменяет в вас страсть, желание глубже, ниже, больше, я бы старался отойти от такого учителя. Есть очень харизматичные учителя, которые качают энергию, вы на подсосе просто приходите после работы он вас прокачал – очень здорово, но… подталкивает ли он вас к развитию, учит ли он вас самому наполняться, это важно. Если речь идет о практике асан очень важно чтобы вас правильно отстроили, чтобы проговаривали эти вещи, чтобы не просто проговаривали, но чтобы вы получали понимание, зачем вы это делаете, почему вас именно так отстраивают. И очень важно чтобы учитель приглядывал за залом, если вы делаете неправильно, а он просто продолжает вести занятие, ну такое…”
Автор блога
В моем активном ритме жизни, йога — способ найти баланс и внутреннюю гармонию, путь к тому, чтобы понять мир и свое место в нем. Мне нравится изучать йогу, делиться знаниями об этой древней практике, во всех ее проявлениях. Думаю, счастье должно идти от самого сердца, чтобы мы могли наполнять им мир вокруг.
3 признака хорошего йога-тичера
Внешний вид, стиль преподавания, опыт инструктора – вот на что следует обращать внимание, когда мы в первый раз приходим в новую студию на класс хатха-йоги.
Учитель должен выглядеть аккуратно, но не броско. Настоящий профи-преподаватель хатха-йоги одевается в обтягивающую одежду, чтобы ученики могли видеть работу мышц. Черный цвет слишком скрывает рельеф, поэтому его лучше избегать – и учителям, и ученикам. Скромность приветствуется – учитель не должен акцентировать на себе внимание учеников или вызывать нескромные мысли.
2. Четкий стиль преподавания
Хорошо, если урок имеет структуру и некую общую нить, сквозную тему. Структура занятия по хатха-йоге примерно такая:
Сквозная тема – акцент на группе поз (позы стоя, наклоны, прогибы, абдоминальные) или на одной сложной позе, тогда весь урок – это подготовка к позе, выполнение ее в доступном варианте и реабилитация в конце.
Язык преподавателя должен быть ясным, четким, понятным ученикам. Включения из истории и философии йоги могут себе позволить только опытные преподаватели, они умеют управлять вниманием учеников и смогут вернуть его обратно к телесной практике.
Хороший учитель учит тому, что он сам практикует. На преподавательских семинарах нам так и говорят: узнали – попробуйте сами и только потом идите с этим к ученикам. Именно поэтому сейчас крупные школы йоги стали называть институтами – хотя йога это не совсем наука, она не дает полную повторяемость результатов, однако процент попадания, тем не менее, высокий. Такой подход позволяет применять йогу как терапию тяжелых и хронических заболеваний. Это, кстати, единственное исключение из правил: у йогатерапевта нет болезней своих учеников, но опыт, накопленный внутри школы йоги, помогает ему подбирать правильные асаны для учеников с проблемами.
Подробнее о том, как найти своего учителя йоги, читайте в Yoga Journal № 69.