за казахстан будем драться всем покажем кто такие казахи
Журнал коммуниста № 4531
Разбор интервью Шальопы
Тут гражданин Шальопа «порадовал» откровениями:
Некоторые товарищи его поспешно в просоветского записали, когда он собрался 28 панфиловцев снимать. Напрасно. У гражданина даже на странице в ВК написано, что он верующий монархист. Так вот Шальопа нам поведал, что в Великую Отечественную воевали русские Иваны против немецких Фрицев, что подвиг совершила русская ментальность, что советские офицеры называли себя русскими офицерами, ну и пересказал следующий диалог из фильма:
– Покажем им, кто такие русские и какое у нас слабое место. Точно?
– Покажем. Вообще-то я казах
– А казах че, не русский? Что ты мне голову морочишь? Мы же сейчас за Россию деремся или за что?
– Да шучу я.
– Шучу. За Казахстан будем драться – всем покажем кто такие казахи
Ну, то есть Казахстан – не Россия. И воюют советские солдаты оказывается за Россию, а не за СССР.
Мои солдаты, обязанные беспрекословно исполнять каждый мой приказ, все же равные мне люди. Я для них не барин, не человек господствующего класса.
Наши дети бегают вместе в школу, наши отцы живут бок о бок, делят лишения и горе тяжелой годины.
Что мы видим? Момыш-Улы называет себя не русским офицером, а офицером Красной Армии и подчеркивает, что классовая принадлежность у него с солдатами одинаковая. Потому что в царской России было отнюдь не так! И по этим словам видно, что Момыш-Улы это отлично понимает. Еще бы. 20 лет назад только гражданская война кончилась. «Русский офицер» в головах советских граждан четко ассоциировался с белыми. Даже само слово «офицер» вызывало всё еще неприятие (оттуда же):
Видимо, слово «офицеры», которое у нас тогда только-только прививалось, резнуло Кузьминича. Он переспросил:
– Из средних командиров и политруков?
– Да.
– Никого больше. Один я.
Отдадим должное ведущему – не зря засомневался.
Переходим к ключевому вопросу: кто и за что воевал в Великой Отечественной. Грустно, конечно, что приходится объяснять то, что было очевидно каждому советскому школьнику, но что поделать – дожили.
Итак: во время Великой Отечественной войны советский народ сражался против немецко-фашистских захватчиков за свою советскую Родину. В этом ответе важно всё: именно советский народ, именно с немецко-фашистскими захватчиками, именно за советскую Родину.
В Первую Мировую русским Иванам почему-то не очень хотелось воевать против врагов-Фрицев. Что-то не так было с русской ментальностью, да, гражданин Шальопа? Или может просто русский Иван не понимал, за что он должен кровь проливать? За сверхприбыли промышленников? За проливы для вывоза зерна помещиками? За французские кредиты жизнью своей расплачиваться?
Но стоило проклятым большевикам убрать с шеи Ивана капиталистов с помещиками, начать лечить и учить Ивана, дать ему хотя бы элементарные бытовые и социальные блага, так сразу с русской ментальностью всё наладилось.
Может не в ментальности дело? Может дело именно в том, что Родина его стала советской? Что народ стал советским? Что в интересах всего народа стало защитить страну от немецко-фашистских захватчиков?
Обратите внимание: именно от немецко-фашистских захватчиков. Воевали именно с ними, а не с немецким народом. Объясняет товарищ Сталин:
Иногда болтают в иностранной печати, что Красная Армия имеет своей целью истребить немецкий народ и уничтожить германское государство. Это, конечно, глупая брехня и неумная клевета на Красную Армию. У Красной Армии нет и не может быть таких идиотских целей. Красная Армия имеет своей целью изгнать немецких оккупантов из нашей страны и освободить советскую землю от немецко-фашистских захватчиков. Очень вероятно, что война за освобождение советской земли приведет к изгнанию или уничтожению клики Гитлера. Мы приветствовали бы подобный исход. Но было бы смешно отождествлять клику Гитлера с германским народом, с германским государством. Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остается.
Да, у власти в СССР были коммунисты, поэтому никто немцев не загеноцидил, когда Красная Армия вошла в Германию. Кровавые большевики были настолько кровавы, что почему-то Фрицев в печках не позжигали. Хотя за то, что немцы у нас устроили, вполне могли бы. Все основания имелись.
Прям разгромил я режиссера за это интервью. Тем не менее его фильм посмотреть стОит. Просто делайте поправку на взгляды автора.
Причина почему я будучи казахом, недолюбливаю казахов
Мне семнадцать лет и на этом посту я хочу высказаться о том, каким на самом деле является казахский народ.
Начнём с того почему я решил высказаться о своём народе. Причина очень проста, я начинаю мягко говоря недолюбливать свой народ.
1) Первый пункт начнём с того кем на самом деле являются казахи. Я видел достаточно много лжи в словах своего народа. Запомните, вам будет трудно найти более лицемерный и шовинистический народ в одном флаконе. Если вы ведёте диалог с казахом, то можете быть уверены что в его глазах вы уже стоите на одну или же на более ниже ступеней чем он, а если вы ещё и не мусульманин то. об этом чуть позже. В общем знайте что казахи может в открытую и не скажут что вы хуже него, но за вашими спинами выражаются как хотят.
2) Второй пункт это дебилизм и наивность казахов. Казахов просто обвести вокруг пальца потому что это в основном народ без своего мнения которое является лишь стадом баранов которые просто идут за тем кто впереди. Они не обращают внимание на то, что происходит вокруг них, им плевать. Государство их грабит плевать, живут в говне, но им плевать, но если ты хоть что-нибудь скажешь что-то, что им не понравится, или же хотя бы косо посмотришь, то всё собирай своих пацанов, и встречаемся за гаражами.
3) Третий пункт это миф о том что казахи это очень дружный народ. НИ ЧЕРТА ПОДОБНОГО! В масштабном плане у казахов бывают конфликты на родовом уровне, поэтому они из-жа своего довольно низкого в общем плане интеллекта начинают конфликты. О какой дружбе может идти речь, если казахи не могут быть едины между собой. Даже локальная дружба друг с другом идёт с условием того, что в будущем они друг другу понадобятся. Возможно на молодое поколение это не особо то и касается, но тем кто за тридцать. если эти люди заводят знакомых, или же не дай бог дружбу (а дружбу заводят только с богатыми и влиятельными людьми) то можете быть уверенными что однажды они их о чём нибудь попросят.
4) Насчёт низкого интеллекта я не утрировал. Процентов так восемьдесят казахов являются по большей части идиотами которым лень и скучно взять в руки книгу, или же на худой конец зайти в интернет и узнать что-то новое. Также их идиотизм заключается в том, что по большей части молодые парни и девушки живут сегодняшним днём, и не думают о завтрашнем, и поэтому бабы раздвигают ноги в четырнадцать-пятнадцать лет, а дебилы парни на это ведутся. Итог тебе двадцать лет, у тебя жена и двое детей, вы живете в нищей коммуналке, а зарплата у тебя кот наплакал. Также с казахами зачастую трудно вести диалог на научные темы, поскольку опять же, они идиоты.
5) Пятый пункт чрезмерное влечение к религии (а именно к Исламу). Знайте если вы видите казаха который по поведению напоминает гопника, то знайте что он по любому верующий человек. Нет я не против религии (разве что чуть-чуть поскольку являюсь атеистом), я против верующих людей, который являются лицемерами, и при этом ещё и верующими. По большей весь контингент верующих людей среди казахов это быдло население. Они не желают проводить с другими дискуссии, и попробовать узнать чуточку, больше, и при этом попытаются навязать вам свою идею и религию. С такими людьми как по мне нежелательно вообще связываться.
6) Также шестой пункт это отсутствие цели, или же низкая мотивация. Чтоб вы понимали, у казаха к 35-40 годам лишь одна цель вкусно поесть, сладко поспать, и глубже всадить ВСЁ! никакого детского воспитания, никакого самого развития, никакого здорового образа жизни. А что семь построил? Построил. крыша над головой есть? Есть. на хлеб хватает? Хватает.
Под конец хочу сказать что это относится не всем. Есть среди казахов и нормальные люди, вот только их очень мало, и они растворяются среди других. Также среди казахов есть и плюсы, но по большей части все исчезают рядом с минусами.
Правда, которую скрывают от нас в Казахстане: Массовая драка была не бытовой
Казахстан всячески пытается замолчать правду о массовой драке и списать на бытовой конфликт. Царьграду удалось выяснить, что эта расправа – продолжение истории с изгнанием русских. Это однозначно был очередной выпад с запахом украинского национализма.
Десять погибших. Сожжённые дома и автомобили. Сотни беженцев, рванувшие от избиения в соседнюю страну.
Таковы только внешние проявления якобы «бытового конфликта», «спора на дороге», в результате которого, однако, в Джамбульской области Казахстана пронеслась настоящая война насилия. Которую, если предпочесть лукавой политкорректности грубую истину, можно охарактеризовать только одним словом: погром. И это определение будет исчерпывающим…
Что произошло?
По официальным данным – от министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева – произошло следующее: «7 февраля в семь вечера в дежурную часть Департамента полиции Жамбылской области поступило сообщение, что на окраине села Масанчи Кордайского района собралось около 70 агрессивно настроенных жителей, между которыми из хулиганских побуждений началась групповая драка. На место прибыли сотрудники Кордайского РОВД. Одновременно провокаторы и очевидцы конфликта снимали происходящее на видео, через мессенджеры и социальные сети они призывали граждан к противозаконным действиям. Это привело к эскалации конфликта и увеличению количества участников групповой драки. В результате из соседних населённых пунктов прибыло еще около 300 человек».
Сразу можно отметить: «агрессивно настроенные жители», «провокаторы», прочие «участники драки», которые оказывали «активное сопротивление сотрудникам полиции и грубое неповиновение их законным требованиям», никоим образом не названы. Перформанс без автора, так сказать. Новое слово в искусстве концептуализма. Даже те «хулиганы», что «применили металлические предметы, камни, огнестрельное оружие», в том числе и по полицейским, тоже остались в анонимах.
«Конфликтами также были охвачены села Аухатты и Булан-Батыр, – гласит далее официальная сводка. – В результате хулиганских действий, сопряжённых с поджогами, по предварительным данным, было повреждено более 30 частных домов, 15 объектов торговли, 23 автомашины».
В результате хулиганских действий, сопряжённых с поджогами, по предварительным данным, было повреждено более 30 частных домов, 15 объектов торговли, 23 автомашины. Фото: Vladimir Voronin / AP/ ТАСС
Есть ещё более авторитетное заявление. Казахстанский президент Касым-Жомарт Токаев дал следующее определение: «Групповой дракой из хулиганских побуждений попытались воспользоваться провокаторы».
Неофициальные же истории разнятся. В них фигурируют и сотрудники полиции, что остановили автомашину из-за несоответствия номера стандарту, а водитель попытался скрыться во дворе своего дома, где вместе с родственниками оказал физическое сопротивление. Фигурируют и некие люди, которые «выезжали на большой машине, КамАЗе, и загородили трассу», в результате чего «двое братьев подрались с четырьмя», что высказали недовольство перекрытием дороги. И старичок есть, которого во время этой драки «не избивали, его случайно толкнули и поранили, вроде бы нога у него сломалась».
Да, и гаишники опять фигурируют. Только так, будто сразу же 15 экипажей прибыли к месту инцидента и начали «подряд останавливать все машины и, как всегда, начали просить у них деньги».
Бытовуха? На первый взгляд, она самая. Но то, что из одной драки на дороге, пусть и с пострадавшим дедушкой, выросли настоящие погромы, да на несколько сёл распространившиеся, – это уже как-то бытовым конфликтом и не пахнет. А пахнет чем-то куда более значимым и куда более страшным.
Погром как диагноз
А здесь был именно межнациональный конфликт. В той концептуальной – она же от наивного искусства – драке на дороге участвовали казахи против дунган.
Кто такие казахи – относительно ясно. Относительно – потому, что сам этот этнос состоит из разных племён и родов, находящихся друг с другом подчас в весьма непростых отношениях. Да сверху на это ещё налагается деление народа на три больших жуза – этакие исторически сложившиеся три племенных союза.
А вот дунгане – не казахи. Скорее, точнее, для простоты, их можно назвать китайцами. Только такими, которые исповедуют ислам. Этнически это достаточно пёстрое население, где намешана кровь и арабов, оказывавшихся с древних времён на землях Срединной империи, и не ханьских племён китайского запада, и самих ханьцев, принявших мусульманство. На территории Российской империи – и ныне новых государств Центральной Азии – они оказались после бегства от ханьского геноцида в 1870-х годах, когда тогдашняя империя Цин разгромила антикитайское восстание народов западного Китая.
Не казахи, но – мусульмане. Сунниты-ханафиты, то есть в целом люди того же толка ислама, что распространён на территории Российской империи и её нынешних наследников. Кроме Азербайджана, если кому потребна точность. Там – шииты.
Дунгане – не казахи, но – мусульмане. Сунниты-ханафиты, то есть в целом люди того же толка ислама, что распространён на территории Российской империи и её нынешних наследников. Кроме Азербайджана, там – шииты. Фото: V.Baturin / Shutterstock.com
Итак, некоего межцивилизационного или межконфессионального противостояния тут можно не подозревать. Тем не менее даже сегодня, когда самое выгодное для всех участников дела – затихнуть, здешние казахи откровенно признают: «У нас время от времени конфликты с дунганами».
И, похоже, очень серьёзные, раз вспухли настоящим погромом. И, похоже, не только здесь, в Джамбульской области, если вспомнить едва ли не ежегодные сводки с подобных же эксцессов на территории всего Казахстана, от востока на запад и от севера на юг. И самое впечатляющее, что везде и всегда все конфликты, даже подлинно социальные, в конце концов принимали межнациональный характер.
«Я уверен в том, что называть это всё бытовым конфликтом – чем, собственно, казахстанские власти всегда в таких случаях и занимаются, – это значит стараться залакировать, затушевать проблемы, которые есть, – прокомментировал Царьграду эту историю известный политолог, один из ведущих востоковедов России, руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. – Даже если изначально имел место бытовой конфликт, то на следующих стадиях он перерос в межэтнический погром. С этим не поспоришь. Потому что посмотрите списки убитых. Там нет ни одного казаха. Это всё дунгане. Хорош конфликт на бытовой почве, где 10 дунган погибло, где дома сожжены у дунган, где магазины, машины сожжены не казахские. Как это можно назвать иначе, кроме как погромом?»
Но очень важно при этом, подчеркнул он, что это событие – не нечто экстраординарное. Подобного рода случаи, свидетельствует прекрасно знающий Казахстан учёный, происходят с завидной регулярностью. «Бьют армян, бьют уйгуров, бьют турков-месхетинцев, бьют узбеков, потом опять бьют уйгуров, и так далее, – говорит Грозин. – Русских не бьют, просто потому что обычно подобного рода конфликты происходят в сельской местности, а не в мегаполисах, где в основном и проживает русскоязычное население. То есть чисто урбанистическая среда и демографические особенности пока уберегают русскоязычную диаспору».
Так что же получается? Казахское общество больно погромами, как нарывами? Или, точнее, оно больно национализмом, который и прорывается этими погромами?
Официальный национализм в Казахстане? Или – уже нацизм?
Эти вопросы Царьград задал опять Андрею Грозину как одному из самых профессиональных знатоков Казахстана, да и всей Центральной Азии.
Царьград: Вот с чем связаны вот эти регулярные вспышки казахского бешенства? С тем, что эта нация только формируется – как водится, через эксцессы, – или с тем, что такова скрытая, но государственная национальная политика?
Андрей Грозин: Она не скрытая, она достаточно открытая. Это уже сейчас медицинский факт, казахи стали абсолютным большинством в стране. Им об этом постоянно говорят. И везде говорится о всемирной исторической роли казахского народа. Подчёркивается, что все остальные этносы – это приживалы. Что земля казахская, а вот все остальные тут понаехали. И казахи укрепляются во мнении о том, что они здесь главные. И всех, кто на самом деле или так им кажется, сомневается в этом, – тех надо поставить на место.
И кроме того, официальная пропаганда им каждый день дует в уши о величии духа, о наследии Чингисхана, о том, что Казахстан современный – это правопреемник Золотой Орды, и прочую околоисторическую чушь. Так что и официальная национальная политика – она последние лет пять всё больше упирает отнюдь не на общегражданские ценности. А уж то, что говорится на низах…
Почитайте отзывы в казнете, вчерашние и сегодняшние. Волосы дыбом встают! Это же такой нацизм, который раньше можно было читать только в украинских сетях. Вот, мы дали урок, вот, мы продемонстрировали, вот, давным-давно пора их было поставить на место, вот, эти уйгуры, дунгане подмяли под себя то, это… Они жируют на наших бедных тощих телах, они кровососы, всех бы их вырезать! Это нацизм, чистый такой, знаете, неразбавленный. Разницы с национально озабоченной Украиной нет никакой. Может быть, даже и похлеще ещё.
Никакие общегражданские ценности здесь не подходят. Просто по определению – потому, что они менее эффективны для элит в качестве инструмента удержания власти. А национализм… Тут дело, на мой взгляд, не в казахах как этнической группе и не в особенностях политического режима этой страны. Проблема шире. Украина и другие государства постсоветского пространства, кто в большей, кто в меньшей мере указывают на одну общую тенденцию: если ты строишь этнократический режим, – а он везде в той или иной мере на постсоветском пространстве этнократический, кроме России, – то тебе надо апеллировать к национальным ценностям. Вот это «кровь и почва», эта дичь древняя, прущая из аулов и из пригородов, вот это вот – главное их орудие!
Ц.: Что же, и опыт Украины не отрезвляет казахские власти?
А.Г.: Во власти все всегда думают, что они будут свой национализм контролировать… Смогут это делать. Но попытки заигрывания с национализмом – они всегда обычно заканчиваются погромами. Или в масштабах страны, как это было в одной соседней с нами стране на юго-западе, либо в масштабах отдельной области, как пока что в Казахстане. Потому что вообще грань между национальной демократией, национал-либеральной, и нацистской демократией – она очень размыта. Она гибкая. Она проницаема для самых разнообразных манипуляций. И когда попытки построить вот эту национальную, национально ориентированную демократию в государстве, в котором теоретически все равны, но казахи равней всех остальных, причём на порядки… Когда эти попытки заходят слишком далеко – это приводит вот к таким погромам.
Это было и раньше. Это просто сейчас процесс пошёл дальше. И приобрёл уже гораздо бОльшие масштабы, чем это было при первом президенте. Хотя запущен этот процесс был при нём. При нём формировались все эти дикие концепции. Которые в итоге в не шибко образованных казахских массах, тупеющих из-за перманентных реформ, и порождают вот эти совершенно дикие проявления. Плюс внешнее влияние, плюс криминал, плюс внутриэлитные разборки. Всё это вместе создаёт вот такой коктейль – и всё…
Ц.: И каков ваш прогноз? Или хотя бы вектор, хотя бы в каком направлении будет развиваться ситуация в Казахстане…
А.Г.: Очевидно, что дальше будет то же самое. Динамика подобного рода процессов в Казахстане – она однозначно говорит, что это и не первое, и не последнее побоище. Ну, наверное, масштабы будут больше. Потому что этот идеологический процесс коренизации идёт к своему, что называется, логическому завершению. Его сейчас назад, вспять повернуть… ну, Токаев теоретически, наверное, мог бы. Но кто ж ему даст. Это же будет однозначно расценено и элитами, и обществом, как попытка при живом первом президенте ревизовать один из столпов его идеологического постамента, который он себе при жизни строил. Построил уже, можно сказать. Этого сделать никто не даст ему. Да у него и сил нет, да и желания, наверное, особого. Отсюда и разговоры про каких-то вот этих непонятных провокаторов. Но он их никак не называет и никак не наказывает. Так что очевидно, что и дальше будет то же самое.
«Не забывайте, кто вы тут» В Казахстане объявили войну русскому языку. Почему его считают угрозой для страны?
Еще после ухода Нурсултана Назарбаева с поста президента Казахстана многие заговорили о том, что новые власти могут ускорить процесс дерусификации страны. А недавний конфликт, разгоревшийся из-за «языковых патрулей» националистов, только усилил эти опасения. Организаторов «патрулей» возмущало, что многие соотечественники используют в повседневном общении русский язык вместо казахского. Конфликт удалось уладить, но проблема осталась. В Казахстане продолжается процесс отказа от кириллицы, а статус русского языка постепенно снижается. Представители политической элиты открыто поддерживают этот процесс и называют его необходимым условием для укрепления суверенитета. Что стоит за дерусификацией Казахстана и угрожает ли она интересам России в Средней Азии — разбиралась «Лента.ру».
После «языковых патрулей»
Скандал вокруг «языковых патрулей» несколько недель был главной темой в Казахстане. Группа националистов, связанных с YouTube-каналом Til Maydani Куата Ахметова, провоцировала конфликты из-за использования русского языка в общественных местах. Русскоязычным жителям, которые пытались им возражать, угрожали и заставляли извиняться на камеру перед «казахским народом». Позже эти видеоролики выкладывали на том же YouTube-канале Ахметова.
Публикация этих роликов вызвала большой резонанс не только внутри страны, но и за рубежом, прежде всего — в России. Действия казахских националистов осудили в том числе в Россотрудничестве и Госдуме. Против инициатора «языковых патрулей» Куата Ахметова даже возбудили уголовное дело, и он бежал на Украину. Заместитель руководителя администрации президента Казахстана Даурен Абаев раскритиковал «экстремистов» и назвал созданные ими «патрули» проявлением «пещерного национализма».
Однако не все представители казахской политической элиты выступили с критикой. Так, советник президента Ерлан Карин фактически вступил в полемику с Абаевым, связав «языковые патрули» с «информационной паникой в соседней северной стране», то есть в России. «На русский язык воздействуют неуместно и непоследовательно», — пояснил он и лишь призвал националистов «быть осторожнее в мнениях и действиях».
На этом фоне в казахской прессе продолжалась агрессивная кампания против русского языка. «Думающая по-русски молодежь перестает быть казахами, принимает чужое сознание», — негодовали журналисты газеты «Алаш айнасы». Издание «Жасалаш» предложило и вовсе запретить межнациональные браки, дети в которых чаще говорят по-русски. А авторы «Камши» начали настаивать на введении платы за обучение в русских школах, поскольку они оказываются популярнее казахских.
Фото: Shamil Zhumatov / Reuters
На эти провокационные выступления реагируют и чиновники, которые подготовили законопроект об обязательном минимуме знания казахского языка государственными служащими. Даже несмотря на то, что текущая нормативная база позволяет вести делопроизводство на русском — официальном языке Казахстана.
Трудности казахизации
Происходящее сейчас — не первая попытка «казахизации» в республике, которая вопреки лозунгам и идеологии остается преимущественно русскоязычной. По данным социологов, русский язык в бытовом общении предпочитает использовать 75 процентов граждан страны. На русском выпускается 90 процентов продаваемых книг, 58 процентов газет и 80 процентов журналов. Показательно, что и более 96 процентов поисковых запросов в национальном сегменте интернета делается на русском. И несмотря на попытки насаждения казахского на телевидении, 54 процента передач, которые смотрит местная аудитория, также выходят на русском.
Численность учеников русскоязычных классов растет быстрее, чем в казахоязычных школах. Сейчас на русском языке обучается 41 процент школьников, и министерство образования Казахстана, видя эту картину, начинает скрывать реальную статистику использования языков в образовательных учреждениях: заявления официальных лиц и публикуемые данные сильно расходятся.
При этом сам государственный аппарат предпочитает говорить на русском. «Картина не меняется 30 лет (. ) лица чиновников казахские, а язык — русский», — жалуются журналисты популярной газеты «Жасалаш». Причем речь не только об абстрактных бюрократах, а о педагогах и медицинских работниках, которым ежедневно приходится общаться с населением.
В больницах практически вся документация заполняется на русском, потому что многие медработники не владеют казахским на базовом уровне, хотя около 80 процентов врачей — этнические казахи. Достаточно вспомнить, что одной из жертв «языковых патрулей» стала как раз врач-невролог Эмилия Гречаник, говорившая на работе по-русски.
Показательная ситуация и в сфере образования. Многие школьные учителя в смешанных школах плохо владеют казахским, что не мешает им преподавать лучше своих казахоязычных коллег. В русскоязычных классах уровень читательской грамотности выше на 21 процент, естественно-научной — на 19 процентов, математической — на 11 процентов (по данным тестирования PISA).
Иными словами, население само сделало свой выбор и решило языковой вопрос, предпочитая общаться на русском при сохранении казахского языка как второго национального. Однако в политической элите явно действует «непотопляемая» партия националистов, пытающаяся навязать казахский русскоязычному большинству.
Влиятельные националисты
Визит премьер-министра России Михаила Мишустина в Казахстан, в ходе которого обсуждалось положение русского языка и экстремистские «патрули», был ознаменован скандальным демаршем. Ровно в день визита, который состоялся в середине августа, к семилетнему сроку тюремного заключения был приговорен правозащитник Ермек Тайчибеков, выступавший за развитие евразийской интеграции.
Председатель правительства России Михаил Мишустин и премьер-министр Казахстана Аскар Мамин
Фото: Александр Астафьев / РИА Новости
В эту же дату вице-министром информации Казахстана был назначен Аскар Умаров, известный своей крайней русофобией.
С русскими проблемами языка и культуры — в Россию, пожалуйста. Не забывайте, что вы тут навязанная диаспора
Умаров также прославился тем, что в период его руководства агентством «Казинформ» оно опубликовало новую карту Казахстана, где к стране были «прирезаны» российские и узбекские территории. Причем Умаров не единственный пример националиста, интегрированного в политическую элиту.
От лица скандально известной Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий, защищающей в том числе членов преступных банд, с антироссийскими заявлениями выступает депутат парламента Айдос Сарым. Еще два года назад он был членом политического совета прозападного движения «Жана Казахстан», куда также входили бывший премьер Акежан Кажегельдин, заочно приговоренный к десятилетнему сроку, и Серикжан Мамбеталин, сидевший за разжигание межнациональной розни.
Фото: Артур Лебедев / РИА Новости
Политический совет «Жана Казахстан», включая Сарыма, в полном составе посещал Вашингтон, был принят в Госдепе и сенате Конгресса США, где согласовывал свой меморандум о признании массового голода 1930-х геноцидом казахского народа. Однако неизвестные покровители помогли Сарыму после возвращения из американской поездки вступить в правящую партию «Нур-Отан», войти в число депутатов парламента и состав упомянутой комиссии.
Это не единичный эпизод. Уже упоминавшийся советник президента Ерлан Карин в 2019 году приглашал вступить в общественный совет при президенте лидеров националистического движения «Оян, Казахстан». В тот момент организация отказывалась признавать итоги президентских выборов и призывала молодежь выходить на улицу. Сама идея включить «ояновцев» в структуру при президенте кажется сомнительной инициативой, но существует версия, что пропуск в элиту им решили дать за американские связи.
Власть и деньги
Карьера в политике и государственном аппарате Казахстана часто зависит от семейно-клановых связей, где старшие продвигают по карьерной лестнице младших и формируют сети влияния. В этой системе отношений первичны не профессиональные качества, честность или отсутствие порочащих связей, а верность клану. Но попасть в такой клан сложно, он доступен только по праву рождения или реже — в результате удачного брака.
Альтернативой является карьера с опорой на созданные США сетевые структуры влияния, как правило, сообщества участников учебных проектов. Они получают денежную и информационную поддержку, а затем продвигают друг друга наверх.
Фото: Данила Егоров / Коммерсантъ
Например, Ерлан Карин начинал карьеру школьным учителем в Актобе, но вскоре стал директором НПО «Центрально-Азиатское агентство стратегических исследований», участвовавшего в проектах фондов «Интерньюз» (США) и «Фонда Эберта» (Германия). Также он значился преподавателем Американского университета в Вашингтоне. Неудивительно, что Карин, став советником президента, старался помочь войти в политическую элиту «ояновцам», которые также развиваются в американской системе.
Министр образования Казахстана Асхат Аймагамбетов, прославившийся своими заявлениями о необходимости перевода школьного образования на казахский, начинал как мелкий функционер самоуправления Карагандинской области. Но в 2006 году его отправили в Москву для обучения на курсах НПО «Московская школа политических исследований» (внесена Министерством юстиции России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента), которые финансировались из США и Великобритании.
Усилия не остались без награды. В течение двух лет Аймагамбетов и его организация «Лига молодых «Ансар»» получили гранты «Фонда Сороса» на общую сумму около 200 тысяч долларов. Позже, во главе Министерства образования Казахстана, он поддерживал реализацию проектов американского фонда в школах. Но эти скандальные факты, не исключающие коррупции, не помешали ни ему, ни Умарову, ни Карину войти в казахстанскую политическую элиту.
«Лига молодых «Ансар»»
Взаимная поддержка националистов в элите позволяет им накапливать политическую власть и финансовые ресурсы. Тот же Аймагамбетов, заняв в 2017 году пост вице-министра образования, поддержал создание фонда «Национального бюро переводов» (НБП) для издания учебников на казахском. В руководство вместе с ним вошли Ерлан Карин и Айдос Сарым. Фонд успешно получил средства на 2,5 миллиарда тенге (около 6 миллионов долларов) на перевод литературы.
Кроме того, именно проамериканские националисты превратили Государственную комиссию по полной реабилитации жертв политических репрессий в площадку для провокационных выступлений. Они призывают реабилитировать предателей времен Великой Отечественной войны, которые «просто убивали красных», и признать голод 1930-х «геноцидом казахов».
Система административно-политических связей и обязательств позволяет спаянной политической группе националистов влиять на государственную систему. Подрыв влияния русского языка в Казахстане становится для них ключевой задачей, так как общее информационное и языковое пространство формирует дружеские отношения с Россией. Исследование, проведенное в Казахстане по заказу Министерства обороны США в 2020 году, показывает, что 74,1 процента жителей страны выступают за союз с Москвой и лишь 27 процентов — с Вашингтоном.
Попытки «казахизации» республики, проводимые проамериканскими националистами во власти, нацелены на то, чтобы нарушить языковую связь между народами двух стран и дать больше шансов США влиять на внутриполитические процессы в стране. Именно поэтому активно провоцируются и скандалы в казахско-российских отношениях. Либо сверху, как в случае с Государственной комиссией по реабилитации, либо снизу — в виде «языковых патрулей» и русофобской пропаганды в СМИ.