заблокировали в диди что делать
В Китае удалят приложение такси DiDi из магазинов из-за сбора данных
Администрация кибербезопасности Китая распорядилась удалить приложение сервиса такси DiDi из виртуальных магазинов из-за нарушений закона о сборе данных клиентов, говорится на сайте ведомства.
«После проверки приложения DiDi Travel было обнаружено серьезное нарушение законов при сборе и использовании личной информации. В соответствии с положениями закона КНР «О сетевой безопасности» Администрация кибербезопасности уведомила магазин приложений об удалении приложения DiDi Travel и потребовала от DiDi Travel Technology Co., Ltd соблюдать требования законодательства, а также исправить существующие проблемы для того, чтобы эффективно защищать личную информацию огромного числа пользователей», — говорится в сообщении администрации.
DiDi собирает большое количество данных о перемещении людей в реальном времени, сообщал Reuters. Некоторые данные компания использует в технологиях автономного вождения, а также для анализа ситуации на дорогах. Сервис также утверждал, что хранит все данные о китайских пользователях своих услуг на территории страны.
В пятницу, 2 июля, стало известно, что Администрация кибербезопасности Китая начала расследование в отношении агрегатора такси для защиты национальной безопасности и общественных интересов. В ведомстве также поясняли, что это необходимо для обеспечения безопасности данных пользователей в Китае. На время проверки DiDi запретили регистрировать новых пользователей.
Financial Times писала, что обычно такие проверки могут длиться до 30 рабочих дней, в сложных случаях — до 45 дней.
Сервис такси заявлял, что готов сотрудничать с властями и проводить всестороннюю экспертизу рисков безопасности.
«Китайский Uber» приостановил экспансию в России
Начавший свою работу в Казани в июле этого года китайский сервис такси DiDi не смог выйти в другие регионы, в частности, столицу. Об этом «Газете.Ru» рассказал собеседник в московском транспортном бизнесе. Он отметил, что компания временно отказалась от экспансии из-за противодействия, с которым столкнулась в лице региональных властей.
«Они уже встретили сопротивление в Москве, они пытались в город прийти», — уточнил источник к таксомоторном бизнесе.
О том, что DiDi планирует в сентябре-декабре этого года выйти на рынок Москвы, а также Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга, ранее сообщала газета РБК со ссылкой на свои источники. Китайцы остановились в Казани и не могут расшириться за пределы Татарстана, также сообщил «Газете.Ru» председатель координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков.
«Китайцы понадеялись на российских партнеров, а те взяли деньги и ничего не решили. Из-за плохой организации не получается (расширить бизнес — «Газета.Ru»)», — пояснил Попков.
О том, что агрегатор не стал расширять географию присутствия, также знает председатель «Московского профсоюза таксистов» Николай Кодолов.
«Насколько мне известно, пока у них все довольно-таки грустно — в Казани они зависли. Их приложение уже взломали, появились альтернативные программы, которые позволяют получать дополнительные бонусы от работы (увеличивать число выполненных поездок для получения бонусов — «Газета.Ru»). Так что водителей там прокатывают по деньгам очень хорошо», — отметил в беседе с «Газетой.Ru» Кодолов.
Помимо проблем с выходом на другие региональные рынки страны DiDi могла столкнуться с трудностями из-за географических карт Google, которые использует сервис в своем приложении для шоферов.
Неточность карт — одна из наиболее распространенных жалоб, которые пользователи указывают в отзывах к приложению в магазине «Play Маркет».
Коме того, таксисты в отзывах выражают недовольство преимуществом в заказах, которое получили владельцы машин с фирменным брендированием DiDi на кузовах автомобилей. Среди наиболее частой критики со стороны водителей также дальние заказы, когда таксист вынужден проехать большое расстояние до следующего клиента.
В компании DiDi на вопрос о корректности работы своего приложения в России сообщили, что получают комментарии и отзывы от пользователей и водителей и это помогает им «улучшить сервис и постоянно адаптировать его к потребностям и реалиям города». От ответа на вопросы о дальнейших планах развития бизнеса и расширении географии присутствия в России представители сервиса уклонились.
«Компания DiDi пришла в Казань с желанием оказывать качественные услуги, и мы очень благодарны за теплый прием, который мы получили от водителей и пользователей.
Наше ценовое предложение является реальной альтернативой для заработка водителей, а также экономным и безопасным вариантом для пользователей в это сложное время»,
— заявили «Газете.Ru» в пресс-службе агрегатора.
Российское представительство DiDi обладает огромным потенциалом в лице материнской компании, но оно вынужденно заняло выжидательное положение, сообщил депутат Госдумы Вячеслав Лысаков со ссылкой на собственную информацию. Китайский агрегатор ожидает, когда будет принят «Закон о такси», чтобы выстроить экспансию по его рамкам, уверен парламентарий.
«В эту компанию перешел работать почти весь персонал из российского подразделения Uber. Эти люди все понимают, что происходит, они в теме давно.
И они, как тот китайский герой, ожидающий исхода схватки тигров, смотрят за нынешней борьбой профсообщества такси с Госдумой в вопросе законодательного регулирования этой сферы.
До того момента, пока все не разрешится, им дергаться нет смысла и опасно. Но как только правила игры будут закреплены на уровне закона, DiDi сможет проглотить всех игроков, потому что там фантастический масштаб капитализации у материнской компании», — отметил Лысаков.
В комитете Госдумы по транспорту и строительству несколько лет находился принятый в первом чтении законопроект о регулировании сферы такси. За это время в документ было внесено около 200 поправок. Этот законопроект получил несколько отрицательных отзывов государственно-правового управления президента РФ. По словам Лысакова, переработанный без обсуждения с коллегами депутатами и профсообществом вариант нового «Закона о такси» пока никто не видел.
Не «везёт». Почему китайское такси Didi может провалиться в России
У нового агрегатора много достоинств, но о полноценной работе во всех регионах России речь пока не идёт, да и система далека от совершенства.
Как устроен российский рынок такси
Эксперты по электронной коммерции и транспортным услугам условно разделяют российский рынок на два сектора: столичный (с самыми высокими показателями перевозок как по количеству, так и по ценам) и региональный. На первом длительное время работают две крупные компании. Первая — известная на всю страну и ближнее зарубежье «Яндекс.Такси», вторая — «Ситимобил», масштабированная до федерального уровня из столичного оператора такси.
Машина из такси Нью-Йорка, Rolls-Royce и кабриолет Aurus. На каких автомобилях принимали парады Победы
Региональные игроки не располагают таким же ресурсом, как две крупные столичные компании, однако на долю регионов приходится до 40 процентов всех перевозок на рынке такси. 27 июля в России начал работать китайский агрегатор такси Didi. Его характеризовали по-разному. Одни считали, что «китайский Uber» может уничтожить «Яндекс», другие стали сомневаться, что китайский агрегатор сможет выжить на российском рынке.
И те и другие правы. Didi не просто агрегатор. Это технологический гигант и ведущий оператор такси в Китае с клиентской базой 600 миллионов человек, выдавивший из страны Uber. С другой стороны, как пояснил эксперт по транспортному рынку и электронной коммерции Роберт Ян, Didi делает лишь первые шаги в России, до уровня «Яндекс.Такси» и «Ситимобила» доберётся ещё не скоро.
Ничего нового Didi не изобретает. Они идут тем же путём, что и другие агрегаторы, которые вышли на федеральный уровень. Они делают низкие цены для пассажиров и доплаты для водителей, но в России агрегатор столкнулся с проблемой. Они (агрегатор. — Прим. Лайфа), видимо, привыкли работать на цивилизованных рынках, где у людей высокая финансовая сознательность. У нас в стране надежда мало ездить и много зарабатывать есть, потому что Didi действительно доплачивает за заказы, но людей потихоньку начинают ограничивать в таких возможностях. Однако на сегодняшний день водители считают, что те ограничения, которые вводят на данном этапе, не мешают им зарабатывать
Эксперт по транспортному рынку и электронной коммерции
Наказание за обман
Труд водителя такси в России нельзя назвать лёгким — работа по 12–14 часов в день выматывает, нервирует и изнашивает. Но и честности от российских пользователей, прямо скажем, не очень много. Сразу после запуска сервиса в Казани в социальных сетях появились сообщения о многократных регистрациях в сервисе Didi на виртуальные мобильные номера. Целью таких «бонус-атак» называют получение купонов на скидки и бесплатные поездки.
Тут есть небольшой конфликт. У Didi пока технические проблемы: ошибки с оплатами, доплатами, ошибки с расчётом цен. Поэтому у меня лично есть сомнения, что Didi справится с возможными мошенничествами, поскольку у них есть проблемы с контролем текущего состояния. К тому же мошенничество есть не только со стороны водителя, но и со стороны пассажиров. Скидка 300 рублей, а стоимость виртуальной сим-карты 20 рублей. Didi доплачивает водителям, делает скидки пассажирам, и деньги отдают живые, а прибыли нет. Основной метод борьбы — это пожизненная блокировка как водителей, так и пассажиров, но пока такого не происходит
Эксперт по транспортному рынку и электронной коммерции
Так будут конкурировать или нет?
Если изучить объём денег, вложенных только на этапе входа на российский рынок, можно обнаружить, что расходы Didi на данный момент несопоставимы с прибылью. Однако цели стать номером один на российском рынке транспортных услуг, по словам Роберта Яна, Didi не преследует, да и конкурировать «по-взрослому» пока не получится.
Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию
Служба такси DiDi Chuxing в 2016 году наделала немало шума, когда получила от Apple целый миллиард долларов инвестиций. По последним слухам, сервис активно готовится к приходу в Россию и уже начинает набирать штат сотрудников в Санкт-Петербурге.
Если что, didi с китайского – это имитация сигнала автомобильного гудка. Би-би, в общем.
Перспективы прихода такой крупной компании на рынок такси в России взбудоражили интернет. Но что конкретно предлагает DiDi, и стоит их бояться Яндексу с другими сервисами? Разбираемся далее.
1. DiDi – главное китайское такси
Сервис появился в июне 2012 года и сейчас работает в 400 городах КНР.
Услугами сервиса пользуются 450 млн жителей страны – около трети населения Китая! DiDi захватила 99% рынка такси и 80% рынка частного извоза. Ещё 100 млн пассажиров дают другие страны.
2. Основатель DiDi Чен Вэй восемь лет проработал в Alibaba
Собственную службу такси он создал в 29 лет, потому что часто не мог поймать машину в час пик и несколько раз даже пропускал из-за этого самолеты. В 2016 году Вэй стал бизнесменом года по версии Forbes Asia.
3. Если бы не ошибка на экзамене, DiDi могла бы и не появиться
Вообще Вэю долго не везло. На вступительном экзамене по математике он не увидел три вопроса на последней странице и недобрал баллов. Пришлось поступать на непрестижный бизнес-менеджмент в Пекинский университет химтехнологий вместо ИТ-направлений в топовых вузах.
В университете Вэй работал страховым агентом. Но не продал ни одного полиса.
Затем он устроился в сеть массажных салонов помощником менеджера. Но делали там отнюдь не массаж. Пришлось уволиться.
В итоге работа в Alibaba стала спасением. И только здесь Вэй смог реализовать свои таланты, подучиться и основать собственную компанию.
4. Первым инвестором DiDi стал друг Вэя
Когда Вэй достиг потолка в Alibaba, то решил уйти в собственный бизнес. В идею Вэя поверил его друг Ван. Он дал 800 тыс. юаней (121 тыс. долларов) на старт бизнеса.
Инвестиция оказалась очень выгодной. За восемь лет доля Вана выросла в цене до 1 млрд долларов.
5. DiDi – гораздо больше, чем такси
Изначально DiDi предоставлял только услуги такси. Сейчас это и такси-агрегатор, и каршеринг, а также сервис совместных поездок, тест-драйвов, аренды авто, заказа автобусов и даже проката велосипедов.
6. Водителей DiDi около 20 млн
Это 0,25% населения планеты, или каждый 400-й. Больше, чем живет в Казахстане, Румынии или Чили. Более 10% водителей – женщины.
7. Каждый день с DiDi совершается 30 млн поездок
В 2015 году DiDi отчиталась о 1,43 млрд завершенных поездок на такси и 20 млн поездок ежедневно. Сейчас цифры выросли до 11 млрд в год.
8. В DiDi вложились все китайские гиганты. И не только!
Tencent впервые вложился в DiDi ещё в 2012 году. Дал сразу 15 млн долларов. На старте это очень много. Главного конкурента Didi, Kuaidi, тогда поддерживала как раз Alibaba.
В мае 2016 года DiDi закрыла очередной раунд инвестиций. Apple со своим миллиардом его возглавила. Ещё столько же вложили Tencent, Alibaba и другие крутые инвесторы. Оценка достигла 28 млрд.
В 2017 году DiDi провела ещё два раунда инвестиций – уже на 4,5 млрд и на 5,5 млрд долларов. Вложились Alibaba, Tencent, Baidu и ещё под сотню инвесторов.
В результате оценка компании подскочила до 56 млрд, и DiDi стала самой дорогой начинающей компанией планеты.
9. Даже россияне инвестировали в DiDi
Самый известный российский инвестор DiDi – Юрий Мильнер, бывший совладелец и председатель совета директоров Mail.Ru Group. Он владеет венчурным фондом DST Global, который вложился в Facebook, Twitter, Spotify, Groupon, JD.com, AirBnB, WhatsApp, Xiaomi и др.
Именно Мильнер пытался подружить Alibaba и Tencent перед слиянием DiDi и Kuaidi. И ему это удалось.
Кроме того, в 2015 году в DiDi инвестировал РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций) через РКИФ (Российско-китайский инвестиционный фонд).
10. Как DiDi борется с конкурентами
С главным конкурентом Kuaidi компания объединилась. Новый сервис оценили в 6 млрд долларов. Собственно, с февраля по сентябрь он назывался DiDi Kuaidi, но потом стала Didi Chuxing.
Частные таксисты опасались монополии и протестовали. Компания закрыла офисы в Лояне. Но этим всё и ограничилось.
Что дальше? Новые инвестиции в новых конкурентов и конкурентов конкурентов. Хочешь агрессивно расширяться и захватывать рынок – плати. Взамен получишь технологии и новых инвесторов.
Бразилия, Мексика, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Европы и Африки – везде политика DiDi примерно одинаковая. Инвестиции, десятки миллионов на рекламу, поощрение водителей, дотации и бонусы за установку приложений – и дело в шляпе.
11. Didi смогла победить даже Uber
Как ослабить Uber? Вложиться в его соперников. Uber потеряет позиции, и его будет легче обойти. Именно поэтому Didi стала инвестировать в агрегаторы Grab, Lyft и Ola.
Американский такси-сервис появился в Китае в 2013 году, но из-за жесткой конкуренции с DiDi и Kuaidi терял по миллиарду долларов в год. В августе 2016 года конгломерат DiDi купил китайское подразделение Uber.
Сделка на 30 млрд долларов обеспечила Чену Вэю место в правлении Uber. А главе Uber Трэвису Каланику – место в правлении DiDi.
12. Сервис начинал с 200 машин и офиса площадью 100 кв. м
Сначала было только мобильное приложение DiDi Dache, и Вэй никак не мог договориться с таксопарками о сотрудничестве. У него не было разрешения на ведение бизнеса от транспортной комиссии, и такси-сервисы это не устраивало.
Через месяц всё же нашелся таксопарк с 200 машинами (в Китае это ни о чем), который согласился работать с DiDi. Чтобы закрепиться на рынке и заявить о себе, этого хватило.
13. Почему китайские водители строем пошли в DiDi?
Главный инструмент продвижения: DiDi рекламировала свое бесплатное приложение и доплачивала за новые скачивания. В итоге о компании узнавали благодаря сарафанному радио.
Дальше было много заказов и субсидии водителям. Если в Uber-подобных стартапах в Китае таксисты зарабатывали в среднем 6 тыс. юаней (1 тыс. долларов) в месяц, то DiDi обещал 20 тыс. юаней (3,3 тыс. долларов) – очень жирную сумму.
Воюя с Uber в Китае, в DiDi тратили на дисконты космические суммы. То же самое приходилось делать Uber. За 2015 год американский сервис влил в рынок 1 млрд долларов и всё равно проиграл.
После покупки Uber китайский гигант не остановился. В первой половине 2018 года DiDi раздал субсидий на 11,7 млрд юаней (2 млрд долларов).
Водители DiDi получали премии за всё. Выполнение плана, работа в часы пик, бонусы за отличное обслуживание, электронные чаевые. Всё это позволяло заработать больше, чем в Uber.
14. Как у DiDi обстоят дела с безопасностью поездок
В 2018 году DiDi столкнулся с «кризисом смертей». Компанию обвинили в безответственности после двух убийств молодых женщин. В Китае призывали бойкотировать сервис.
Власти потребовали от DiDi экстренных мер. Семь сервисов DiDi на время перестали работать ночью. Компания объявила награду в 1 млн юаней (157 тыс. долларов) за информацию о водителе.
Также DiDi обвиняли в том, что компания не отсеивает водителей с уголовным прошлым и не реагирует на жалобы пассажиров. Так, одна женщина сняла видео о неподобающем поведении водителя во время поездки.
В общем, в итоге Вэю пришлось всерьёз заняться безопасностью.
Теперь в приложении DiDi есть тревожная кнопка. Она автоматически соединяет с местной полицией и позволяет отправить аудиосообщение о проблеме.
Можно вызвать такси с водителем того же пола, что и вы. Есть опция, которая позволяет задать экстренный контакт – с ним свяжутся, если с пассажиром что-то случится.
В приложении есть функция записи аудио в течение всей поездки. Данные водителей проверяются умными методами больших данных. Лицо водителя распознается ежедневно, так что продать аккаунт нельзя.
Аудиозаписи поездок хранятся в течение недели на удаленных серверах. За 2018 год водители DiDi вернули пассажирам 1,13 млн забытых вещей.
15. DiDi очень много вкладывается в технологии, и это заметно
Просто массой сейчас конкурентов не задавишь. В DiDi это понимают и делают ставки на технологии.
Конгломерат основал исследовательский институт в Китае, чтобы оптимизировать работу диспетчеров и планирование маршрутов. Затем открылось DiDi Labs в Силиконовой долине (Маунтин-Вью, Калифорния) – здесь также работают над ИИ и умными технологиями вождения.
DiDi получает данные с датчиков на улицах и в своих авто. Это помогает распределить нагрузку в реальном времени и подавать такси быстрее.
16. Можно сказать, что DiDi приближает будущее
В самых технологичных городах вроде Цзинаня, Шэньчжэня, Гуйяна и Уханя работают умные светофоры, транспортные экраны и другие решения DiDi. Разрабатываются интеллектуальные решения на уровне города.
В начале января DiDi представил технологию распознавания лиц в автомобилях. Она позволит идентифицировать водителя и пассажиров, а также искать признаки сонливости. Сонный таксист – опасный таксист.
Наконец, DiDi создает беспилотные такси. Но когда они появятся на дорогах, пока сказать сложно.
17. DiDi уже набирает сотрудников в России
В начале января на заблокированном в России LinkedIn появилась вакансия PR-менеджера DiDi с офисом в Санкт-Петербурге. Специалисту предстоит работать с «профильными ассоциациями и государством».
Кроме того, ищут главу российского подразделения. Но такие вакансии на сайтах не публикуются, это инсайдерская информация. С кандидатами уже провели несколько собеседований.
Правда, пока непонятно, чем компания собирается заниматься в России. Возможно, запустят только аналитический центр. Он позволит DiDi понять, стоит ли вообще заходить в Россию или нет.
Но планы DiDi о выходе на российский рынок озвучили еще в 2017 году. Тогда глава РФПИ Кирилл Дмитриев утверждал, что сервис придет в Россию через инвестиции в местную компанию.
18. Что ждет DiDi в России
Объем легального рынка такси в России в 2019 году оценивается в 709 млрд рублей. Рост по сравнению с 2018 годом составил 5,6%.
Ещё 101 млрд рублей дает теневой рынок. Он вырос сильнее, на 6,3%. В Москве нелегальных таксистов 15%, а в Калмыкии, например, на 100 машин с разрешениями приходится 165 без них.
Лидером российского рынка такси является «Яндекс.Такси» с долей 27%. У ГК «Везет» 12%, у «Максима» 9%, у Gett 5%, около 1% у «Ситимобил». Остальные агрегаторы в сумме дают ещё 6%.
Через агрегаторы заказывают 60% поездок. С учетом нелегалов это 53% от общего количества.
DiDi вполне может купить один из мелких сервисов. Затем влить деньги субсидиями водителям и приблизиться к «Яндекс.Такси». А дальше как карта ляжет.
19. Сколько водителей может переманить DiDi
В РФ более 600 тыс. водителей такси и около 22 млн людей, которые регулярно вызывают «шашечки». Это 15,4% населения страны.
Средний доход таксиста в Москве равен 83 тыс. рублей в месяц, по стране в целом – около 63 тыс. рублей. Это 64% от стоимости поездки, остальное уходит агрегатору, тратится на аренду, топливо и техобслуживание. Цифры приведены по легальному доходу.
Водители работают в основном по 11 часов в день. Лишь 22% могут себе позволить работать до 8 часов, а 4% работают более 16 часов в сутки.
У DiDi есть всё, чтобы предложить водителям и пассажирам более комфортные условия. И “подрасти” на несколько сотен водителей и миллионы поездок ежедневно.
20. С какими проблемами может столкнуться DiDi в РФ
Цифры, может быть, и хороши. Но в декабре 2019 года в РФ в первом чтении приняли законопроект об агрегаторах такси. В документе говорится:
Участником рынка заказа такси «должно быть только юридическое лицо, и оно не может быть филиалом какой-то иностранной компании, это должны быть только российские компании с российским капиталом».
До второго чтения этот текст не дошел. А в альтернативном законопроекте об иностранных компаниях и юрлицах ничего не сказано.
До третьего чтения в документ могут внести поправки. И вполне возможно, что он будет защищать отечественные компании. Тогда у DiDi действительно останется только вариант старта в России через третье лицо.
Ну а мы, простые пассажиры, будем с интересом следить за дальнейшими событиями. Конкуренция всегда на пользу.
Бонус: президент DiDi – дочка основателя Lenovo
Лю Цин более известна в Европе как Жан Лю. Она отдала 12 лет Goldman Sachs и стала для DiDi связующим звеном между Европой и Азией.
У Лю Цин трое детей. А ещё степени бакалавра в области компьютерных наук в Пекинском университете, магистра в области компьютерных наук в Гарвардском университете и почетная степень доктора экономических наук Нью-Йоркского университета.