заболела в чужом городе что делать
Если у вас коронавирус: отвечаем на 10 главных вопросов о правах пациентов при заражении COVID-19
Вместе с экспертами по ОМС мы изучили действующие рекомендации для врачей и органов здравоохранения.
Количество заразившихся коронавирусом растет, число запросов о ковиде в поисковых системах увеличивается, а получить достоверные ответы на некоторые вопросы не так-то просто.
На этой неделе нехваткой доступной информации о лечении COVID-19 возмутилась на своей странице в соцсетях главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян. Тут же последовал ответ замминистра здравоохранения Олега Салагая. Представитель Минздрава пояснил, что все подробности о диагностике, терапии, реабилитации после ковида и т.д. можно найти в соответствующих рекомендациях ведомства. Однако документ это объемный, сложный, предназначенный в первую очередь для медиков и органов здравоохранения.
Мы изучили обновленную версию методички Минздрава вместе с кандидатом медицинским наук, экспертом по обязательному медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергеем Шкитиным. В этом материале вы найдете ответы на 10 главных вопросов, которые чаще всего возникают у заразившихся коронавирусом и их близких.
1. При каких симптомах к пациенту на дом обязан прийти врач из районной поликлиники?
Врача на дом можно вызвать, если есть повышение температуры — выше 37,2 градуса и/или признаки ОРВИ: кашель, заложенность носа, затрудненное дыхание, одышка, боли в груди, слабость, головная боль, потеря обоняния.
Кроме того, есть условия, когда вызов врача на дом при таких симптомахне просто желателен, а строго необходим. Это:
! Обязательно сообщите об этих фактах, вызывая врача.
2. В течение какого времени должен прийти участковый терапевт из «районки»?
По законодательству врач, вызванный на дом, должен прийти в течение 24 часов.
3. Когда звонить в «скорую»?
Сегодня диспетчеры службы скорой медицинской помощи (СМП) занимаются распределением вызовов. Поэтому сюда можно звонить, если чувствуете, что состояние ухудшается, а ждать врача на дом еще долго. Либо сразу при появлении тяжелых симптомов: температура выше 38,5 градусов, боли в груди, чувство нехватки воздуха и т.д.
При поступлении вызова на пульт СМП оператор проводит опрос позвонившего. Кроме жалоб важно сразу назвать свой возраст, сопутствующие болезни и сообщить, если были контакты с зараженными коронавирусом. По итогам опроса принимается одно из трех решений:
4. Что должны сделать прибывшие медики?
По правилам осмотр пациента включает:
5. Когда и у кого должны взять мазок из носоглотки на коронавирус?
В Методических рекомендациях Минздрава сказано, что подозрительным на COVID-19 считается случай, когда у пациента температура выше 37,5 °C и есть один или более из следующих признаков: кашель (сухой или со скудной мокротой), одышка, ощущение заложенности в грудной клетке, уровень кислорода в крови ≤ 95%, боль в горле, заложенность носа, нарушение или потеря обоняния, конъюнктивит, слабость, мышечные боли, головная боль, рвота, диарея, кожная сыпь – при отсутствии других известных причин для таких симптомов (скажем, отравления, обострения давней хронической болезни и т.п.).
Кроме того, по правилам обязательно должны брать мазок на коронавирус:
Забор анализа проводит выездная бригада медицинской организации. Либо врач поликлиники при первичном осмотре, если есть подозрения на covid- инфекцию (см. выше).
Результаты анализа должны сообщить пациенту в разумный срок, ориентировочно в течении 2-3 суток.
6. Когда и как сдается анализ крови?
Необходимость проведения лабораторных исследований крови определяется врачом. В методичке Минздрава сказано, что при легком течении COVID-19 и лечении пациента на дому, как правило, не требуются ни анализ крови, ни лучевая диагностика (рентген, компьютерная томография, УЗИ). Если пациента госпитализируют — в основном, начиная со среднетяжелого состояния, то при госпитализации должны сделать общий анализ крови и биохимический анализ крови.
Если больного оставляют лечиться на дому, сажают на режим изоляции и врач считает необходимым лабораторное исследование крови (в частности, при сопутствующих хронических болезнях), то для забора анализа должна прибыть выездная бригада поликлиники.
Как определяется степень тяжести COVID-19
! Легкое течение
— частота дыхания > 22/мин
— одышка при физических нагрузках
— изменения при КТ/рентгенографии: объем поражения минимальный или средний (КТ 1-2)
— уровень С-реактивного белка в крови >10 мг/л
! Тяжелое течение
— частота дыхания > 30/мин
— нестабильная гемодинамика: систолическое (верхнее) артериальное давление менее 90 мм рт.ст. или диастолическое (нижнее) давление менее 60 мм рт.ст.)
— объем поражения легких значительный или субтотальный (КТ 3-4)
— снижение уровня сознания, ажитация.
7. Как решается вопрос о проведении компьютерной томографии легких?
Необходимость такого обследования определяет врач. При этом должны учитываться возраст пациента, наличие сопутствующих хронических болезней, жалобы, объективное состояние и клиническая картина развития пневмонии (по итогам «прослушивания» легких, измерения сатурации, частоты дыхания и т.д.).
Методичка Минздрава рекомендует назначать КТ, если есть признаки среднетяжелой формы COVID-19 (см. выше «Справку «КП»). Порядок и сроки проведения КТ определяются возможностями региональной системы здравоохранения, говорится в документе.
8. При каких симптомах больного должны госпитализировать?
Согласно Рекомендациям Минздрава, если больному поставлен диагноз COVID-19 и он лечится дома, ему полагается госпитализация при сохранении температуры ≥ 38,5 °C в течение 3 дней.
Также должны госпитализировать пациентов в состоянии средней тяжести, у которых есть любые два из следующих показателей:
* признаки пневмонии с распространенностью изменений в обоих легких более 25% (при наличии результатов КТ легких).
Кроме того, госпитализируются вне зависимости от тяжести ковида пациенты, относящиеся к группе риска, а именно:
* с сопутствующими заболеваниями и состояниями: артериальной гипертензией; хронической сердечной недостаточностью; онкологическими заболеваниями; гиперкоагуляцией; ДВС-синдромом; острым коронарным синдромом; сахарным диабетом; болезнью двигательного нейрона; циррозом печени; длительным приемом ГК и биологической терапии по поводу воспалительных заболеваний кишечника; ревматоидным артритом; пациенты, получающие гемодиализ или перитонеальный диализ; иммунодефицитными состояниями, в том числе с ВИЧ-инфекцией без антиретровирусной терапии; получающие химиотерапию);
* пациенты, проживающие в общежитии, многонаселенной квартире, с лицами старше 65 лет, с лицами, страдающими хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем.
9. В каком порядке госпитализируют больных с коронавирусом и можно ли выбрать больницу?
Госпитализация происходит по направлению участкового врача или врача «скорой». Медик запрашивает по телефону наличие свободных мест в ближайших ковидных стационарах и принимает решение, куда направить больного. Права выбора у пациента в данном случае нет.
Человека с подозрением на коронавирус или подтвержденной covid-инфекцией должны везти в больницу на машине Скорой или специальным медицинским транспортом (если направление дает участковый).
10. Что делать, если нарушаются перечисленные правила?
Можно звонить на единую «горячую линию» по коронавирусу: 8-800-2000-112; на «горячие линии», работающие в каждом регионе.
В то же время, как показывает практика, один из наиболее действенных способов – обращение к своему страховому представителю по ОМС. Напомним, страховые компании, выдающие нам полисы ОМС, занимаются бесплатным консультированием и защитой прав пациентов. Сейчас работа страховых представителей «заточена» на помощь больным, столкнувшимся с проблемами при заражении коронавирусом, рассказали «КП» во Всероссийском союзе страховщиков. Звонить в свою страховую медицинскую организацию можно в любое время суток, телефон найдете на полисе или через поиск в Интернете по названию компании.
Отдохнем на полисе
Я уехала на все лето с ребенком в другой город, к моим родителям. Но в августе нам надо делать плановую прививку. Куда мне обратиться?
Поэтому обратиться вам нужно в детскую поликлинику в городе, где вы сейчас находитесь. Правда, к прививке надо подготовиться: у вас должна быть на руках выписка из амбулаторной карты ребенка с указанием даты, когда нужно сделать очередную прививку, и прививочный сертификат.
В случае если вас откажутся принять, нужно обратиться к руководителю медицинского учреждения. Кроме того, помочь могут в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и местном департаменте здравоохранения.
Могу ли я встать на учет по беременности, находясь в другом городе? Откладывать до возвращения из отпуска домой не хочу, чтобы не потерять выплату пособия, которое полагается беременным, которые встают на учет в ранние сроки.
Если возникнут проблемы, нужно обратиться к главному врачу (руководителю) женской консультации, в территориальный Фонд ОМС или в страховую медорганизацию, которая выдавала вам полис (то есть в которой вы зарегистрированы в качестве застрахованного лица».
До осени мы с мужем живем на даче, это почти 200 км от Москвы. Оба хроники, врач может понадобиться в любую минуту, а домой в столицу не наездишься. Нужно ли нам прикрепляться к поликлинике в райцентре (он от нас недалеко), или в случае чего нам помогут и так, без прикрепления?
— Главное, отправляясь надолго из дома, не забыть взять с собой ваш полис ОМС. По этому документу вы можете получить первичную медицинскую помощь в любом медицинском учреждении, работающем по программе обязательного страхования. Поэтому специально прикрепляться к ближайшей поликлинике или другой медорганизации не нужно. Если возникнет необходимость, вы просто придете туда на прием с полисом и паспортом. Отказать вам права не имеют. Полис ОМС действителен на всей территории страны, во всех регионах и населенных пунктах, во всех медицинских организациях, работающих в системе ОМС.
Могу ли я пройти диспансеризацию, находясь в другом городе?
Что делать, если вам все же отказывают в приеме?
— Нужно, во-первых, не нервничать и действовать спокойно, но решительно. Если вам отказывают в предоставлении медицинской помощи, ссылаясь на то, что вы «не прикреплены» к этой поликлинике или что ваш полис выдан в другом регионе, вам нужно сделать три последовательных шага:
1 Обратиться с жалобой к руководителю медорганизации (главврачу, заведующему лечебной частью).
2 Сообщить в территориальный Фонд ОМС по месту оказания (неоказания) медицинской помощи.
3 Позвонить в страховую медорганизацию, в которой вы зарегистрированы в качестве застрахованного лица. Во всех страховых компаниях работают круглосуточные «горячие линии». Поэтому запастись нужным телефоном стоит заранее, собираясь выезжать на отдых.
Заплати и отдыхай спокойно
Зачем нужно оформлять медицинскую страховку на время зарубежной поездки?
Дмитрий Кузнецов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков, президент Межрегионального союза медицинских страховщиков:
— Некоторые страны уже при оформлении визы требуют наличие страхового полиса. То есть в этом случае получение страховки можно считать обязательным. Как правило, договор страхования оформляется на срок поездки.
Также стоит подумать, может ли вам понадобиться стоматологическая помощь, которая в стандартный пакет также не входит.
Иногда туристы покупают более дешевую страховку с франшизой. Но тут надо учесть: франшиза подразумевает наличие обязанности застрахованного в случае обращения за медицинской помощью самостоятельно оплачивать некоторую сумму. Например, франшиза составляет 50 долларов, и если нужна только консультация врача такой стоимости, ее оплачивает сам гражданин. Если потребуются более дорогие услуги, стоимость которых превышает указанную в договоре сумму, их уже оплатит страховая компания.
В любом случае я бы рекомендовал не покупать страховку втемную, как это часто у нас делается: за пять минут, в очереди у посольства, а внимательно ознакомиться с договором, понять, какие виды помощи будет покрывать ваш полис, какие действия нужно предпринять, если произошел страховой случай.
Обычно первое, что нужно сделать, это связаться по телефону со страховой компанией.
Как получить помощь при острых отравлениях и травмах
По экстренным показаниям медицинская помощь должна оказываться безотлагательно. «Скорая помощь» обязана выезжать к таким пациентам, даже если у них отсутствует полис ОМС. В поликлинике их обязаны принять без предварительной записи, вне общей очереди. Отсутствие полиса и личных документов и в этом случае не является причиной для отказа в экстренном приеме. Это же правило действует при оказании экстренной стоматологической помощи. В случае возникновения острой боли пациента должны принять в стоматологической поликлинике в экстренном порядке, без очереди.
В летнее время, по данным медицинских страховых организаций, самые частые поводы обращения за помощью:
Обострение хронического заболевания (гастрит, астма, гипертония и т.д.).
Роспотребнадзор по РТ объяснил, что делать при заражении Covid в другом регионе
На всей территории Российской Федерации медицинская помощь заболевшему новой коронавирусной инфекцией будет оказана в необходимом объеме.
(Казань, 3 августа, «Татар-информ», Эвелина Киселёва). При появлении признаков Covid-19 жители Татарстана, находящиеся в другом субъекте России, должны довериться местным врачам и Роспотребнадзору. Об этом на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» рассказала заместитель руководителя республиканского ведомства Любовь Авдонина.
«При появлении каких-либо симптомов, находясь на отдыхе или в служебной командировке, необходимо прежде всего обратиться к врачу, если вы отдыхаете самостоятельно. В некоторых отелях может быть врач, если же нет, то всегда есть возможность вызова скорой помощи», — отметила спикер.
Любовь Авдонина заверила, что в любом субъекте Российской Федерации медицинская помощь заболевшему будет оказана в необходимом объеме.
«Если же человек заболел в организованном коллективе в другом городе, это может быть теплоход или летний оздоровительный лагерь, в этом случае проводится комплекс противоэпидемических мероприятий тем территориальным органом Роспотребнадзора, который находится в данном конкретном субъекте», — отметила замруководителя Управления Роспотребнадзора по РТ.
Лица с симптомами Covid-19 отправятся на изоляцию на территории субъекта пребывания, за ними установят медицинское наблюдение и выявят контактные случаи (если они есть), проведут дезинфекцию и приступят к лечению заболевшего.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Как получить помощь врача в другом городе бесплатно
Собираясь на отдых или в поездку, редко задумываешься о том, что может потребоваться медицинская помощь. Мы расскажем о некоторых моментах, зная которые вы не останетесь без нее.
1. Не забудьте взять с собой полис ОМС.
Полис ОМС дает право на бесплатное лечение на территории Российской Федерации. При возникновении новых или обострении уже существующих заболеваний вам обязаны оказать помощь в объеме, предусмотренном Базовой программой ОМС. В эту программу включена помощь при заболеваниях всех органов и систем организма, включая стоматологию. То есть вам должны помочь бесплатно, если ваше здоровье не терпит отлагательств. Например, вы с уверенностью можете обратиться за бесплатным лечением, если у вас ангина, простуда, воспаление легких, зубная боль или вы отравились. Перечень медицинских организаций, работающих в системе ОМС, куда вы можете обратиться за услугами, можно найти на сайте Территориального фонда ОМС региона вашего пребывания.
2. Что делать, если полис ОМС остался дома?
Важно знать, что для получения медицинской помощи в медучреждении вам необходимо предъявить оригинал полиса ОМС. Но в случае, когда полис ОМС отсутствует, проверить его наличие сотрудники медицинской организации могут через официальный сервис проверки на сайте Территориального фонда ОМС вашего региона. Отметим также, что при возникновении любых конфликтных ситуаций вы можете позвонить на «горячую линию» Территориального фонда ОМС региона вашего пребывания.
Экстренная медицинская помощь в угрожающих жизни состояниях оказывается бесплатно.
Поликлиника не для местных: как получить медпомощь, если живёшь в одном районе, а прописан — в другом
Болеть всегда неприятно, а когда на улице на редкость хорошая погода, и все ходят в шортах и футболках, наслаждаясь последними тёплыми днями – становится совсем грустно. «Угораздило же!» – недовольно думаю я. Самолечение не помогает, и единственная здравая мысль – вызвать врача на дом… но если ты живёшь не по месту прописки, сделать это не так-то просто. Корреспондент «Диалога» на собственном опыте выяснил, как обратиться в поликлинику и получить помощь в такой ситуации.
фото предоставлено ГУ МЧС по Санкт-Петербургу
Медицинский квест: личный опыт
Так уж вышло, что прописана я в одном конце города, а последние пару лет живу в другом. О том, чтобы прикрепиться к местной поликлинике, честно говоря, не думала. Как говорится, пока гром не грянет… Поэтому решать этот вопрос пришлось уже по факту – когда заболела.
Звоню в поликлинику, которая рядом с домом: выясняется, что она не относится к моему адресу, а это значит, что вызвать врача на дом не получится. Мне предложили прийти лично – в такой ситуации принять меня смогут. После решаю найти свою поликлинику. И тут вопрос – как? Поисковик подсказал – это можно сделать на сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Уже позже я выяснила, что есть и другие варианты: позвонить по бесплатному номеру в страховую компанию, которая выдала полис ОМС (номер указан на самом документе), воспользоваться порталами «Госуслуги» или «Здоровье петербуржца».
Номер найден, но вызвать врача на дом не удаётся. Проблема та же – не прикреплена. Попасть к терапевту получилось на следующий день, когда температура спала. Перед этим на сайте учреждения узнаю, кто мой лечащий врач (это выясняется по адресу проживания), и когда он работает. В поликлинику прихожу немного раньше, чтобы успеть пройти все бюрократические процедуры.
На деле оказалось, что процедура не сложная, но с учётом состояния здоровья – не самая приятная. И это мне ещё повезло: я почти не стояла в очередях, о которых, как и во всех госучреждениях, ходят бородатые байки.
Процедура шаг за шагом: инструкция от специалистов
Согласно российскому законодательству, экстренная и неотложная медицинская помощь может быть оказана в любом медицинском учреждении – но если речь не идёт о тяжёлой ситуации, человеку нужно прикрепиться к поликлинике, выбрать при этом можно любую. Делается это по официальному заявлению, форму которого выдают в медучреждении. Удалённо – в режиме онлайн – перевестись в другое медицинское учреждение, к сожалению, не получится. И, опять же, к своему выбору стоит подходить ответственно.
«Если вы хотите получать медицинскую помощь на дому, лучше сохранить в качестве базового лечебного учреждения поликлинику по месту жительства. Дело в том, что другое медицинское учреждение может не иметь возможности оказывать эту услугу», – рассказали в пресс-службе городского комитета по здравоохранению.
Если же говорить о несовершеннолетних пациентах, то для них правила те же – только вместо паспорта необходимо свидетельство о рождении. Но условия вызова врача на дом проще.
«Для детей, особенно первого года жизни, рекомендуется прикрепление к поликлинике по месту жительства, так как оказание медицинской помощи в таком возрасте осуществляется в большей степени на дому: патронажи, наблюдение за больным ребёнком. Если же семья фактически проживает по другому адресу, то вызов врача на дом осуществляет та медицинская организация, за которой закреплен данный врачебный участок», – объясняет главный врач городской поликлиники №122 Елена Литвинова.
Медики советуют – да и ровно это же показал пережитый опыт – решать вопрос, в какое медучреждение обратиться за помощью в случае болезни, стоит заранее. Иначе процедура (ещё и на фоне плохого самочувствия) может превратиться из формальной в довольно нервную и длительную.
Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»