забутанивание газгольдера что делать
Конденсат в газгольдере
Образование конденсата в ёмкости газгольдера может случиться по самым разным причинам. Его приходится чаще заправлять, аппарат начинает нестабильно работать, может окончательно выйти из строя. Чтобы этого не произошло, жидкость приходится откачивать. В ряде случаев подобного можно избежать и выйти из трудного положения даже сэкономив.
Причины появления конденсата
Чаще всего не испаряемой фракцией в сжиженном природном газе является бутан, иногда другие составляющие смеси. Основные причины явления три:
Нужда ли откачка конденсата из ёмкости газгольдера
Бутан, так же как и пропан, считается рабочим телом в системе газоснабжения. Возникает вопрос – стоит ли его вообще откачивать. Настанет лето, тогда он сам начнёт испаряться, попадать в газовые горелки. Если вы не планируйте весной заправляться по новой, так поступить можно, правда рисково. Не факт, что за лето весь конденсат испарится. Перед заправкой сжиженный бутан точно надо удалять, иначе он добавится к вновь поступившей пропан-бутановой смеси и соотношение её компонентов изменится не в лучшую сторону.
При откачке конденсата компания зарабатывает дважды: сначала получает за удаление бутана весьма приличную сумму, а потом смешивает его с пропаном и продаёт получившуюся смесь.
Самый правильный выход – попросить заправщиков добавить в газгольдер смесь, с повышенным содержанием пропана. Обойдётся дороже, чем купить суг с обычным составом, но если к стоимости заправки стандартной пропан-бутановой смесью приплюсовать стоимость откачки, то первый вариант получается выгоднее.
Выявление других тяжёлых фракций в ёмкости газгольдера
Самостоятельно определить присутствие таковых невозможно, а откачивать нужно обязательно. Приходится вызывать специалиста. Через дренажный вентиль он берёт пробу смеси и проводит её анализ (определяет плотность и ряд других характеристик). Часто наличие чужеродной фракции удаётся установить более простым способом. Обычная смесь при нормальном атмосферном давлении и летней температуре быстро испаряется, оставшийся осадок и есть чужая, не нужная жидкость.
Откачка конденсата из газгольдера – реальная или мнимая услуга?
Наличие не испаряемых жидких остатков в газохранилище может возникать по разным причинам. Нужна ли в таком случае откачка конденсата из газгольдера, тем более что подобная услуга нередко встречается на рынке. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Причины образования не испаряемых осадков и забутанивания емкостей
В качестве не испаряемых осадков могут выступать тяжелые фракции продуктов, которые остаются после переработки нефти, или жидкий бутан, не способный переходить из жидкого состояния в газообразное. Причин этому может быть несколько:
Нужна ли откачка конденсата из газгольдера
Если осадком является жидкий бутан, который наряду с пропаном считается рабочим компонентом системы автономного газоснабжения, возникает резонный вопрос – стоит ли выполнять его откачку. Следует понимать, что откачанный “конденсат” никто не утилизирует. Как правило, его смешивают с пропаном, после чего поставляют другим клиентам.
Можно ли назвать такую деятельность мошенничеством? Скорее это лукавство со стороны поставщика, поскольку жидкий бутан по своей сути не является не испаряемым осадком и при изменении условий эксплуатации вполне может перейти в газ. Подробнее про различные виды мошенничества можете узнать в статье «Заправить газгольдер и не быть обманутым».
В случае забутанивания более правильным подходом является постепенное добавление СУГ с высоким содержанием пропана. В результате бутан будет постепенно смешиваться с пропаном и вырабатываться. Если же поставщик настойчиво предлагает именно услугу откачки, то следует поинтересоваться о дальнейшей судьбе газового “конденсата” газгольдера и по результатам ответа сделать соответствующие выводы о компании.
Как выявить тяжелые фракции в пропан-бутановой смеси
В отличие от забутанивания, присутствие тяжелых фракций в газохранилище вызывает необходимость их откачки. Однако определить наличие посторонних компонентов может только профессионал. Для этого через дренажный вентиль сливается часть сжиженной смеси и производится ее анализ (определяется плотность и некоторые другие характеристики). Чистый пропан-бутан при нормальной температуре и атмосферном давлении быстро испаряется, не оставляя следов, тогда как влажный осадок свидетельствует о присутствии посторонних нефтепродуктов в смеси.
Проблемы с газовым конденсатом в газгольдере – это результат неправильной эксплуатации или заправка резервуара некачественным продуктом. Сотрудничая с надежной компанией, такой как “Промтехгаз”, вы избежите подобных ситуаций и будете иметь в распоряжении работоспособную систему автономного газоснабжения на протяжении всего года.
Причины забутанивания газа
Технология установки газгольдера, среди прочего, на начальном её этапе предусматривает проведение земельных работ, а именно подготовку котлована для размещения в нём резервуара и траншеи для прокладки газопровода к зданию.
Зачастую, уже на этом этапе некоторые недобросовестные исполнители, пользуясь незнанием заказчиком сути дела, совершают непоправимые ошибки, которые и приводят к так называемому «забутаниванию» газгольдера, и являются причиной снижения производительности резервуара в целом.
На что необходимо обратить особое внимание
1. Глубина котлована для газгольдера должна быть такой, чтобы верхняя образующая резервуара находилась ниже точки промерзания грунта, которая в Московской области составляет не менее 1,2 метра.
2. Засыпка газгольдера. На сегодняшний день основными поставщиками газгольдеров в Россию являются европейские производители. Вместе с резервуарами к нам приходит и сама технология их установки, которая иногда вовсе не учитывает особенностей климата нашей страны. Достаточно отметить тот факт, что некоторые зарубежные производители поставляют в Россию газгольдеры с высотой горловины всего 50 см. В результате – как минимум одна треть такого резервуара будет находится на глубине выше точки промерзания грунта. Для относительно мягкого европейского климата такой газгольдер вполне уместен, для России и в частности для Московской области – нет.
Вместе с тем, европейская технология установки газгольдера вполне допускает песчаную засыпку всего газгольдера на завершающем этапе работ. Многие так поступают и в нашей стране, совершенно не учитывая тот факт, что песок на протяжении всего летнего и осеннего периода очень хорошо впитывает в себя всю дождевую влагу, которая в зимний период превращает около резервуарную зону в своеобразный холодильник. Этот факт и является основной причиной снижения производительности газгольдера, его «забутанивания».
Кроме того, песок хорошо проводит тепло, идущее из глубин земли к резервуару и, если песком засыпан весь котлован, оно, не задерживаясь, спокойно добирается до поверхности. Поэтому, если и использовать песок в процессе установки газгольдера, то исключительно в качестве подсыпки, которую ещё называют «песчаной подушкой». Именно она позволит не только выровнять дно, что так же немаловажно при установке газгольдера, но и позволит сохранить теплопроводный слой под бетонной плитой газгольдера.
Зачастую на такой глубине котлована уже есть песчаный слой. В этом случае явной необходимости в подсыпке песком попросту нет.
Засыпка оставшейся части котлована производить лучше тем же грунтом, который и был изначально на этом месте. В большинстве случаев этот грунт более плотный. Окончательная засыпка котлована вместе с газгольдером этим грунтом позволит решить две задачи:
Придерживаясь всего двух правил при установке газгольдера – выдерживание правильной глубины котлована и правильная его засыпка – позволят минимизировать риск нестабильной производительности газгольдера.
Для того, чтобы разобраться, что же такое «забутанивание газгольдера» необходимо понять состав газовой смеси. ПТ – пропан технический, c содержанием пропановой составляющей 25% и бутана 75%. Ввиду отсутствия в нашей стране ГОСТа, который бы чётко регламентировал эти пропорции, содрежание пропана и бутана у разных проихводителей в смеси может незначительно колебаться, в пределах 5%.
Для того чтобы быстрее разобраться, нужно запомнить два момента: бутан – это тяжёлый газ, а пропан – лёгкий. Процесс испарения пропан-бутановой смеси при отборе паровой фазы из емкости происходит фракционно — по мере испарения постоянно увеличивается доля бутановых фракций в жидкой фазе. За счет меньшей плотности пропановая составляющая испаряется в первую очередь, и происходит т.н. «забутанивание» газгольдера.
5 проблем и решений по газгольдеру: опыт владельцев и комментарии инженера
Мы отобрали пять ситуаций с емкостями, которые описали пользователи форума ForumHouse. Все случаи проанализировал наш инженер Евгений Калинин. Он занимается монтажами с 2013 года и провел более 1800 установок.
Вся статья в 3 пунктах
2 из 5 проблем возникли из-за ошибок в эксплуатации: избыток сжиженного углеводородного газа (СУГ) в емкости и три года отопления на одной заправке.
3 из 5 проблем связаны с неправильным выбором или монтажом газгольдера: низкие патрубки и слишком/недостаточно глубокая установка.
Если правильно выбрать резервуар и редуктор, провести качественный монтаж и заправиться хорошим газом — проблем не будет.
Замерзает редуктор
Комментарий по ситуации
Редуктор контролирует давление между емкостью и газопроводом. Прибор снижает показатель 1.5-16 бар до 22-100 мбар. Если давление не настроить, оборудование в доме нельзя использовать: котел уйдет в ошибку, плита станет опасной для готовки.
Внутри редуктора находится подвижная подпружиненная мембрана. Она реагирует на изменение входного давления и обеспечивает одинаковое выходящее. Для нормального перемещения мембраны с внешней стороны корпуса выполнено «дыхательное» отверстие.
Именно через отверстие в прибор попадает вода при затоплении. Жидкость не мешает движению мембраны, но при понижении температуры превращается в лед и блокирует работу редуктора.
Причины замерзания редуктора
Владелец выбрал емкость с низкими патрубками. Арматуру затапливает, вода проникает в корпус через «дыхательное» отверстие.
Монтажники неправильно установили газгольдер с высокими патрубками. Резервуар закопали слишком глубоко — арматура на 10-5 см ниже уровня земли. Чтобы не затапливало, нужно поднимать редуктор и крышку ковера.
Лед образуется изнутри в узких каналах из-за водяных паров в составе СУГ.
Выдержка из «Справочника газоснабжения» для проектных институтов
Ответ инженера Евгения Калинина
Речь идет о редукторе Rego (США). Это менее надежная модель, чем немецкий GOK. С ним 2-5 раз в год случаются проблемы без затопления. Если попадания воды не было, редуктор можно поменять по гарантии.
Оборудование нужно почистить: снять, прогреть, слить воду, просушить. Чайником отогревать можно. Но лучше обмотать энергообогревающим кабелем. Затратнее по электричеству, зато надежнее.
Есть модели с высокими трубками, которые не боятся воды — стоят в 2 раза дороже. По запросу мы можем такие установить. Присоединение трубки к дыхательному отверстию невлагостойкого оборудования не поможет.
Самое хорошее решение в этом случае — подъем редуктора до оттепели. Не ждите весны и не откладывайте проблему. Например, в этом году в конце декабря выпало много снега, в феврале он растаял. При первых заморозках мокрый редуктор снова перестанет работать.
Как восстановить редуктор
Чтобы устройство снова заработало, нужно удалить лед — то есть прогреть и просушить корпус. На видео показан пример с разборкой:
Некоторые модели затруднительно разобрать, поэтому их прогревают и продувают строительным феном.
Как предотвратить обмерзание редуктора
Выберите модель с высокими патрубками, чтобы арматура и редуктор были доступны в любой ситуации. Проследите, чтобы емкость не закопали слишком глубоко.
Поднимите редуктор — даже при затоплении корпус остается над поверхностью.
Используйте качественное топливо с минимальным содержанием воды в растворенном виде. Вовремя откачивайте конденсат.
Затопило горловину
Комментарий по ситуации
Появление воды не страшно: даже если арматура затоплена — газовое оборудование продолжает работать. Проблемы начнутся, когда жидкость замерзнет. Или если редуктор останется сырым при заморозках.
В моделях с низкими патрубками слой воды или льда перекрывает доступ к арматуре. Это мешает заправке и обслуживанию. Если арматура скрыта льдом, владелец не может быстро отключить систему при аварии. Ситуация показана в видео:
Вывод: воды в горловине быть не должно. Но если вода появилась — ее необходимо откачать, а затем просушить оборудование.
Причины затопления горловины
Монтажная бригада неправильно установила емкость с высокими патрубками. Край ковера (колодца) расположен слишком низко, и вода во время дождя и паводков натекает сверху.
У газгольдера низкие патрубки, поэтому горловина постоянно в воде.
На этапе монтажа емкости владелец не учел паводки или высокие грунтовые воды.
Ответ инженера Евгения Калинина
Обратите внимание: проблемы начались когда хозяйка откачала жидкость, до этого отопление работало. Под слоем воды была положительная температура. Когда жидкость удалили — влажный редуктор быстро замерз.
Владелица все сделала правильно: через несколько часов вода могла замерзнуть вместе с редуктором. Для ремонта пришлось бы сначала отогревать оборудование. После откачивания жидкости обязательно снимите и просушите оборудование.
Если хотите устранить проблему, лучшее решение — подъем редуктора. Дренаж в этом случае не поможет. Весной горловину все равно затопит.
Осушение почвы работает так: перфорированная труба диаметром 30-40 см укладывается кольцом вокруг ковера и засыпается грунтом. Отвод расположен под уклоном, поэтому вода уходит в землю подальше от ковера.
Весной земля успевает оттаять только сверху, на полметра в глубину грунт еще мерзлый. Талая вода собирается в трубке, но отвод находится в промерзшей почве. Поэтому не может увести жидкость в землю. Ковер затопляется.
Как устранить затопление
Откачайте воду насосом или удалите вручную.
Просушите арматуру до полного удаления влаги.
Если в воде оказался редуктор — перекройте газ, снимите узел и просушите отдельно.
Как предотвратить погружение арматуры в воду
Если на участке высокие грунтовые воды — используйте модель с высокими патрубками или горловиной. Проследите за правильной установкой емкости.
Соорудите вокруг горловины дополнительный выступ. Например, железобетонное кольцо.
Не хватает давления в мороз
Комментарий по ситуации
Владелец обнаружил сбои в подаче топлива. Перед «укутыванием» редуктора нужно измерить давление газа на выходе из прибора. Если показатели нормальные, то причина в замерзшем трубопроводе и цокольном вводе. Если нет, можно попытаться отогреть редуктор.
Причины снижения давления
Неправильный монтаж. В Московской области глубины 50 см мало для закладывания газопровода. По справочнику «Российская Федерация: Центральная Россия» грунт в среднем промерзает на 65-70 см. На практике глубина обледеневшего слоя зависит от строения грунта и достигает 1-1.2 м.
Некачественное топливо. Если в смеси СУГ содержание бутана превышает 25% — неприятности зимой обеспечены. В этом случае давление в емкости падает при рабочем уровне жидкого топлива, газоснабжение отключается.
Ответ инженера Евгения Калинина
Чтобы установить источник сбоя, я рекомендую проверку трех гипотез:
Проблема с редуктором REGO.
Оборудование менее морозостойкое и чаще сбоит на холоде, чем GOK. Ошибки в регулировке давления возникают без попадания воды. Прибор можно починить или заменить по гарантии. Греть не нужно.
Код 02 для модели Kiturami — дефект пламени. Причины: неисправность электронной платы или фотоэлемента, короткое замыкание между блоком управления и электродом. Замените детали, проверьте соединение контактов, очистите электрод от сажи.
Код 97 — утечка газа или попадание воздуха. Причины: микротрещины в теплообменнике, негерметичные стыки, засорение клапана спуска воздуха. Перекройте газовый вентиль и вызовите мастера.
Проблема с конденсатом.
При неправильном монтаже температура в газопроводе опускается до 0°С и ниже. Бутан в газгольдере испаряется и в парообразном состоянии поступает в трубу. Там газ снова конденсируется из-за низкой температуры и создает пробку. Поэтому давление падает.
Как восстановить нормальную подачу газа
Если причина в плохом качестве СУГ — нужно провести дозаправку. В зимней смеси по ГОСТ 20448-90 должно быть не менее 75% пропана.
Перед новым запуском желательно отсоединить и продуть газопровод. Как временную меру можно использовать утепление цокольного ввода энергообогревающим кабелем.
Как предотвратить падение давления
Следите за прокладкой газопровода. Мы выкапываем траншею глубиной 1.7 м.
Заправляйтесь «зимней» смесью с высоким содержанием пропана — 70-80%.
Контролируйте работу оборудования: редуктора и газового котла. При первых сбоях вызывайте специалиста.
Пропан вышел, бутан остался
Комментарий по ситуации
Причины увеличения содержания бутана
Пропан сгорает первым из-за неравномерного использования оборудования. Если включать отопление только в мороз, то за несколько лет весь пропан израсходуется. Хотя уровнемер может показывать 20-30% объема жидкой фазы. В примере с форума — 51-52%.
Ответ инженера Евгения Калинина
Непонятно качество газа — какое было процентное соотношение при заправке. В целом причина проблемы в замедлении парообразования СУГ. Бутан испаряется медленно, поэтому давления хватает на несколько часов работы.
Не стоит консервировать заправленную емкость на срок больше 2 лет. Газ не перемешивается и расслаивается. При сезонном использовании одну бочку можно расходовать 2-2.5 года. Зависит от качества газа, резервуара и монтажа.
Как восстановить работу котла, когда внутри остался только бутан
Закажите дозаправку зимней смесью с содержанием пропана от 75% — это единственный способ быстро увеличить скорость испарения и давление.
Установите испаритель для принудительного перевода бутана в паровую фазу. Тогда емкость станет просто хранилищем топлива.
Маленький газгольдер на 1 кубометр можно обернуть энергооберегающим кабелем, чтобы избежать забутанивания.
Как предотвратить повышение содержания бутана
Полностью избавиться от неравномерного расхода компонентов СУГ не получится. Чтобы замедлить процесс забутанивания, заправляйтесь топливом с повышенным содержанием пропана. Особенно если система отопления используется периодически и только в мороз.
Заправка под горловину (более 85%)
Комментарий по ситуации
Ограничение на 85% необходимо, чтобы топливо испарялось и переходило в газообразную фазу. Но главное — свободное пространство защищает трубопровод от попадания жидкости при кипении.
Автор отзыва в следующем комментарии признается, что уровнемер «заклинило» на 70% и дальше заправляли на глазок. Так делать нельзя!
Ответ инженера Евгения Калинина
После перезаправки возникают две ситуации:
клапан отбора «плюется» жидким газом и создает пожароопасную ситуацию;
жидкость может повредить редуктор.
Лишнее топливо нужно откачать. Вызов газовоза стоит 15 тысяч рублей до большой бетонки. Редуктор необходимо утеплить и обогреть.
Опасность создает именно постоянное стравливание газа для сброса давления. Сама емкость не взорвется — внутреннее давление будет в районе 15 бар максимум.
Современные емкости с исправным оборудованием невозможно вывести из строя заправкой свыше 85%. Но если поплавок с отсекателем заклинило — не пытайтесь залить под завязку, это опасно!
Как удалить излишки
Вызовите газовоз и откачайте СУГ через клапан отбора жидкой фазы. Можно воспользоваться клапаном вывода конденсата — одновременно с водой слить и часть топлива.
Если перелито немного (3-5%), есть вероятность, что топливо само «успокоится» и выброс жидкой фазы прекратится.
Подытожим
Проблемы использования газгольдера появляются в результате нарушений:
Неправильный выбор конструкции и монтаж — арматура погружается в воду, редуктор замерзает, падает давление в подающем трубопроводе.
Ошибки в эксплуатации — заливка некачественного топлива (образуется конденсат), избыточное наполнение емкости, использование одной заправки 3 года (быстро кончается пропан).
Совет
Позаботьтесь о защите оборудования от затопления. Если на участке есть грунтовые воды, лучше перестраховаться и купить емкость с высокими патрубками.
Подъем запорной арматуры и редуктора над уровнем воды снижает риск затопления. Процедура решает большинство проблем при использовании газгольдера.
Причины остановки подачи газа от газгольдера
Многим владельцам газгольдеров знакома ситуация, когда казалось бы ничего не сломано, а газ либо вообще не поступает в систему отопления, либо поступает в недостаточном количестве. В подавляющем большинстве случаев такое бывает по следующим причинам:
Поговорим о каждой из них подробнее.
Неисправный редуктор
Напомним, что редуктором в газгольдере называется устройство, использующееся для поддержания давления газа на оптимальном для работы уровне.
По конструкции редуктор состоит из двух частей, разделённых гибкой мембраной, которая является регулировочным элементом устройства. В нижней части проходит газ, верхняя соединена с атмосферой.
Обычно заливка редуктора случается из-за неправильной установки газгольдера. При значительных атмосферных осадках или весной, во время таяния снега, вода легко находит доступ к устройству, находящемуся ниже уровня земли. При отрицательных температурах всё замерзает и способность пропускать газ резко уменьшается, а то и вовсе сходит на нет.
Ещё одна причина неисправности редуктора – водный конденсат. Он выпадает внутри из-за разности температур внутри редуктора и снаружи. Влага накапливается, при замерзании, как и в выше описанном случае, газ поступать не может.
Решение проблемы
Наша компания предлагает доставку газа круглосуточно. Стоимость заправки газгольдера вас точно не разочарует.
Забутанивание
Решение проблемы
Всё довольно просто.
Повреждение газопровода
Если газопровод от газгольдера проложен выше линии промерзания грунта, то при отрицательных температурах на отдельных его участках может скапливаться осадок бутана. Постепенно труба забивается и подача газа сокращается до полного прекращения. Учтите, накопленный бутан может не только стать причиной неисправности котла, но и привести возгоранию.
Механические повреждения магистрали случаются крайне редко, однако совсем их сбрасывать со счетов не стоит.
Решение проблемы
Сделать нужно следующее: