завгар решала кто такой
«У меня нет чувства вины» Решальщик — о своем ремесле, миллионных гонорарах и продажных судьях
В «Криминальном чтиве» Квентина Тарантино есть такой герой — мистер Вульф, специалист по решению деликатных проблем. В криминальном мире современной России этих персонажей называют «решальщиками». Действуя по обе стороны закона, они помогают людям в тех вопросах, с которыми не обратишься в правоохранительные органы — в первую очередь потому, что за это можно сесть. Один из таких специалистов на условиях анонимности рассказал «Ленте.ру» о своем необычном ремесле.
О «профессии»
Решалы были всегда. Всегда были люди, которые не стеснялись продавать свои связи и возможности. Мы посредники у правоохранителей и чиновников для тех, кто ищет «черные ходы». Многие из решальщиков верующие люди — православные, мусульмане. У меня нет никакого чувства вины за разложение государственной системы; то, что мы делаем — просто бизнес, на который есть спрос. Есть проблема — и мы помогаем человеку. Настоящий решальщик — это чей-то родственник, бывший чиновник или бывший силовик, знающий всю «кухню»: кому надо занести, чтобы все решить.
О посредничестве
При судах, министерствах, силовых структурах есть свои винтики. Скажем, председатель суда всегда в курсе, кто что берет и за что. В этой системе, да и в правоохранительной, честных нет, берут все. Судья никогда сам не пойдет за деньгами, если только он не конченный идиот. Он близко знает трех-четырех людей, с которыми можно уединиться, чтобы получить деньги, и все, этого вполне достаточно. Обычно при судье есть какой-нибудь клерк, родственник, который занимается этими вопросами.
Всегда есть посредники. Правда, бывает совсем крутой уровень: когда ты лично знаешь генерала и заносишь ему напрямую. Как, например, Никандров (замглавы столичного главка Следственного комитета России (СКР) Денис Никандров в настоящее время — обвиняемый по делу о взяточничестве, прим. «Ленты.ру»): и то он человек не самый умный, и то, что он попался, говорит о том, что они стыд потеряли, расслабились и не принимали элементарных мер конспирации и предосторожности.
Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»
О ремесле
Зачастую коррупция сдерживает репрессивный аппарат: деньги останавливают давление на бизнес. Идет, например, рейдерский захват. С одной стороны, занесли деньги, чтобы отжать чей-то бизнес, возбудили дело, человека закрыли и пока он сидит, его предприятие разоряют, банкротят. Находится решальщик, который вытаскивает его из тюрьмы — и фактически помогает остановить этот беспредел и сохранить бизнес. Это коррупция? Да. Но она позволяет остановить разорение большого завода, помочь людям сохранить рабочие места. У нас одна коррупция борется с другой коррупцией. Если бы этого не было, мы, наверное, уже жили бы снова в ГУЛАГе. Решальщики стали непременным атрибутом при любой государственной власти и правоохранительной системе. Это часть системы. Ты можешь пойти пешком, а можешь вызвать такси. Результат вроде бы тот же, но на такси быстрей и удобней. Но придется заплатить.
О принципах в делах
Если тебе нужен решальщик, надо постараться найти выход на него, как правило, только по рекомендации. Это те, кто действительно могут решить ваши проблемы. Нормальные решальщики никогда не возьмутся за слишком проблемные дела, например, громкое дело. Не возьмутся, если клиент неадекват. Он завтра всем раструбит, что за решение проблемы он заплатил столько-то: мол, вот я такой молодец, у меня все куплено. Я еще не беру дело, когда необходимо собирать нужную сумму. Вот приходит человек и говорит, что у него такой суммы нет, но он может что-то вывести с предприятия, с офшора, занять в долг у партнера, что-то братва соберет, из общака дернет. В таких случаях увеличивается риск огласки, слишком много людей знает, что собирается взятка. У нас сейчас война спецслужб, одни ловят других. Оперативники тут же будут вычислять, кому взятка предназначается. Поэтому такие вопросы требуют максимальной тишины. Никто вам ничего не гарантирует — здесь всегда есть риск: вот сегодня я твой вопрос решил, а в следующий раз что-то соскочило, но никто вам ваши деньги не вернет.
О качествах решальщика
Для того чтобы стать успешным, нужен кураж, чтоб тебя перло. Это, как шахматы, нужно все рассчитать, где, как, с кем сойтись, чтобы решить проблему. Здесь дал, здесь взял. Нужен авантюризм, умение дружить, чтобы общаться со всеми на равных. Завязать невозможно. Вы можете себе представить игрока, который выйдет из-за стола, когда ему прет? Так и здесь, сами не уходят. Но среди решальщиков все-таки иногда происходит ротация. Скажем, кто-то работает с определенным чиновником или генералом, и когда того переводят на другую работу или на пенсию, то с ним и решальщик отходит от дел.
Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»
О посадках
У решалы практически всегда есть прикрытие от силовиков. Он неприкасаемый. Но, бывает, сажают. Лучше на мошенничестве погореть, чем на взятке, где наказание жестче. Поэтому выгоднее сказать, что это — мошенничество, и никого не сдать. Мурыжится [страдает] один, и все счастливы, его прикрывают — и он выходит быстро. К человеку, который не сдал своих, потом безоговорочное доверие, можно вернуться в строй с повышением, как заслужившему доверие. Те, кто будут с ним сотрудничать, будут работать уже без оглядки, зная, что он никого не сдал. Это надежный, проверенный человек, достойно прошедший тюрьму.
О кинутых клиентах
Вот ты дал 10 миллионов рублей на решение вопроса. Значит, ты взяткодатель. По закону своевременно сообщивший о совершенном преступлении освобождается от уголовной ответственности, но деньги пойдут в доход государства. И получается, что мотивация человека, которого кинули и он написал заяву [заявление в полицию на решальщика], сводится только к мести, при этом месть сопровождается кучей бюрократии. Поэтому мало кто пишет. Если их [потерпевших] кинули, они иногда ищут правду по другим каналам. Если решальщик ходит с охраной, значит успел кого-то серьезно кинуть. Настоящий решальщик запрашивает космические суммы по сравнению с теми, кто может просто кинуть. Он понимает, что ему нужно много заработать, отдать туда и туда. Суммы за решение по судебному делу начинаются от миллиона долларов.
О лжерешальщиках
Есть решальщики, есть мошенники. Тех, кто выдает себя за решальщиков, — 99 процентов. Как отличить настоящего решальщика от мошенника? Прежде всего — по понтам: когда мошенник приезжает на встречу с потенциальной жертвой, чтобы отгрузить [получить] немного бабла, то первым делом начинает перечислять свои знакомства с известными людьми, светить дорогим телефоном, пихать золотые часы, которые часто оказываются репликой. Мошенники будут гарантировать 100-процентное решение по любому вопросу и называть приемлемые и доступные суммы: два-три миллиона рублей. Это [быть жертвами мошенников] участь богатых людей. Вместо того, чтобы платить хорошим адвокатам, они раздают миллионы под обещания мошенников. Перед ними выстраивается очередь из желающих с мешками в руках. Если у тебя проблемы, мошенники сами тебя найдут.
О нечистоплотных адвокатах
О перспективах
На фоне усиливающейся борьбы с коррупцией мы, решальщики, будем существовать как и раньше. Это — жирный бизнес. Чем градус репрессий со стороны силовиков будет выше, тем лучше будут жить решальщики. Репрессии не оставляют выбора бизнесменам. По закону оправдаться невозможно, поэтому единственная надежда на какого-нибудь Васю, который обещал все решить. Здесь торг неуместен, потому что за свободу человек готов отдать все.
Решальщики или маскирующиеся под них мошенники не любят встречаться с адвокатами, поскольку это чревато разоблачением. Но клиенты настаивают, и я за свою практику видел десятки клоунов, которые «дружат» с самыми высокопоставленными лицами страны и «кладут» записки им на стол.
Психология такая: люди верят подобным мошенникам, как верят в финансовые пирамиды. Обещание за две копейки через месяц получить миллион действует на людей безотказно, никто не думает о негативных последствиях, о рисках. Он в голове уже потратил все несуществующие деньги, поэтому все остальное портит аппетит и омрачает настроение. Человек уже вцепился в свою мечту и не хочет ее отпускать. А свободу сложно оценить вообще какими-либо деньгами, и когда вы говорите, что перед ним мошенник, человек это воспринимает так, будто вы хотите отобрать у него мечту, в которую он уже поверил. Люди настолько ослеплены шансом, которые им несут продавцы воздуха, что они готовы уверовать в самый дикий бред.
Не все берут деньги: я знаю много достойных следователей, которые не берут, и не потому, что боятся брать. Вообще, если за коррупционером не пришли вчера, это не значит, что не придут через год. Но, к сожалению, зачастую коррупционный компромат на следователя или чиновника становится не основанием для возбуждения уголовного дела, а инструментом манипуляции ими со стороны вышестоящих коррупционеров. О борьбе с коррупцией говорят уже лет 20, но если мы посмотрим на статистику, то под серьезную раздачу (8-10 лет реального лишения свободы) попадают единицы. Большинство коррупционеров под стражу не отправляют, судом избирается, как правило, домашний арест. К взяткополучателям относятся лояльно, как к классово близким.
В прокат выходит криминальная народная драма «Решала. Нулевые»
Картина снималась в Улан-Удэ, это был малобюджетный проект, созданный энтузиастами. Фильм «Решала» был выложен в Сеть и неожиданно «выстрелил». Кино посмотрели несколько десятков миллионов человек, отметившие, что картина создана без романтики «большого кино», что «парни знали, о чем снимали», что это «жизненное кино, которое многому учит».
Через несколько лет вышел второй «Решала», у которого уже был ограниченный прокат. Без маркетинга и промо, только на ожиданиях поклонников и «сарафане», он собрал в 2015 году 28 миллионов рублей на небольшом количестве экранов, в основном в Сибири и Казахстане. На тот момент сиквел вошел в десятку лидеров проката России. Как отметил тогда в интервью агентству «Восток-Телеинформ» автор фильма Евгений Замалиев, фильм «Решала» можно назвать прецедентом российского масштаба:
«Мы доказали, что местное отечественное кинопроизводство, во-первых, востребовано, во-вторых, может без поддержки государства и иных структур быть рентабельным. Вся киноиндустрия обратила на нас внимание. Сегодня бурятское кино — это уже некая определенная марка».
Исполнитель роли Кости Константин Озеров: «Когда мы отсняли первую часть «Решалы», то очень боялись, что нам скажут: «Что вы снимаете? «Решала»?» Многие смеялись тогда над названием. Для нас оно было рабочим, но по окончании монтажа поняли, что оставим его. Мы жутко боялись, что фильм провалится: кому нужна криминальная драма, снятая где-то в регионе, да еще и с таким названием. Но одновременно мы понимали: если фильм «выстрелит», это будет попадание в цель.
Я помню момент, как мы ехали из Улан-Удэ в Иркутск. Где-то на середине дороги нашему продюсеру Евгению Замалиеву позвонили и сказали, что выкладывают трейлер в Сеть. Женя Замалиев повернулся к нам и сказал: «Ребята, сейчас час икс. Пока мы едем до Иркутска, все встанет на свои места. Либо нас затроллят, либо скажут, что круто». В результате, фильм «Решала» стал прорывом в региональном кино».
Сценарист и режиссер Александр Кузьминов: «Такой успех фильма «Решала» до сих пор не укладывается у меня в голове. Когда мы приезжали на съемки в любой город, нам помогали сразу после того, как мы говорили, что сняли «Решалу». И, конечно, все хотели сняться в новом «Решале». На кастинг для эпизодов в Иркутске пришло около 150 человек».
Действие первой части драмы происходит в Улан-Удэ. Костя — юрист и известный в городе человек, который вынужден спасать своего непутевого брата от криминальных авторитетов. События второй части разворачиваются спустя 4 года. Съемки фильма проходили в трех городах — Саратове, Иркутске и Улан-Удэ. Фильм «Решала. Нулевые» — приквел, где рассказывается предыстория отношений героев, Кости и криминального авторитета Завгара, которых сыграли, как и в первом фильме, Константин Озеров и Мосэ Куртанидзе.
Исполнитель роли Кости Константин Озеров: «Кто мой герой? Решала. Не могу понять, как я им стал. В Москве еще нормально, а в регионах я даже на вокзале нормально появиться не могу. Вокзалы, рынки, таксопарки, эстэошники — теперь моя фанзона. Часто задают вопрос: «А вы, Константин, жили такой криминальной жизнью? Вас улица воспитала?» Нет. Я рос нормальным парнем, учился в академии культуры. Люди удивляются, как мне тогда удалось так правдоподобно сыграть эту роль. Понятно, что это все достигается художественными методами, но, если честно, был прототип. Когда мне было лет 20, я жил в городе Братске, там был один парень, известный в криминальных кругах. Я опирался на него. Мой герой — заблудившийся человек.
Если бы не обстоятельства, то он бы был хорошим отцом, хорошим бизнесменом, хорошим другом, верным, порядочным. Мне трудно оценивать его со стороны. Людям «Решала» нравится. Они хотят иметь такого друга, защитника. Такие люди нужны. Честные, идущие до конца, уважающие не принципы, а правду, справедливость. Если брать совсем молодых людей, то они в моем герое видят человека, который решает вопросы по взмаху волшебной палочки. Сильного, волевого. А люди постарше ему сострадают. Они понимают, что обстоятельства привели его к проблемам».
«Решала. Расплата» — продолжение бурятской криминальной драмы
Мнение о первом «Решале». Честно говоря, я не любитель «воровской романтики», шансона, криминальных или ментовских фильмов НТВ-шного формата, где чуваки нарочито сленгово «базарят» за тёмные делишки, живут по своим понятиям, ездят на Геликах и Прадиках, участвуют в разборках и не моргнув глазом лишают людей жизни. Но раз бандитское кино до сих пор снимают на постсоветском пространстве (на уме совсем недавний, крепко сделанный, пусть и не без минусов, «Рэкетир 2» Акана Сатаева), а в стране каждый день происходят серьезные происшествия и скандалы, которые потом активно обсуждаются в соцсетях (дело Алиби, автомобильные «похождения» Усенова, дело Кузнецова, бесконечная коррупция, воровство и беспредел во власти и среди обывателей, дело Антонины Громцевой и мн. др.), то почему бы и не посмотреть сие творение? Тем более, что некоторые моменты до сих пор актуальны, а сам фильм из Бурятии, где всё практически также как у нас: азиатские лица в одном кадре с европейскими и общие вышеназванные проблемы.
Если преодолеть в себе эстета и, всё-таки, досмотреть фильм до конца, то итоговая оценка «Решале» в общем-то будет неплохой. Поучительную финальную развязку, тему братской любви и семьи, саундтрек от «Ssuriken Records» (рэп-исполнители «Karim & Karsa», «Снейл» и «Своим Ходом»), а также неплохую актерскую игру главных героев отнесу к сильным сторонам картины. Тяжело переносить на слух отвратный «пацанский» сленг Каши. Главный технический минус картины – плохой звук. Черновой, несбалансированный звук. Потому как им занимались сам режиссёр Роман Асхаев и оператор Евгений Очиров из-за малого бюджета постановки. К картинке особо претензий нет, но и похвалить особо нечего. Манера съёмки немного напоминает интернет-сериал «Наркоман Павлик», не в плане того, что съемка идёт от первого лица, а то, что оператор следует за героями, часто снимая их из-за спины в движении.
Цитаты. «Тебя сказали не трогать. Живи с этим…»
Хочу поделиться с читателями избранными комментариями к первой части, выложенной в YouTube. Отмечу, что они достаточно разнообразны:
«Поначалу однообразный «тупой сюжет» вызывает скуку. Потом доходит, что смысл в том, что «решить» можно многое, но не «решаются» личностные пороки. Говну положено было подохнуть, а не тащить вместо себя других. «Решала» пытался обмануть судьбу для своего братана. Не получилось. »
«Концовка хорошая, хоть и трагичная, многих может вразумить. Вообще молодцы буряты, что подняли тему коррупции и беспредела в регионах. Несмотря на банальность названия и сюжета ставлю лайк.»
«Фильм для быдла.»
«Фильм скучный, романтизирует бандитизм и гопоту. Как уже подметили, может вредно влиять на неокрепшие умы молодежи. Главный герой в жизни уже бы давно «порешал» бы своего брата-урода, чтобы не мешал дела делать. Банальное.»
«Бля, концовка пи*дец. («
«Главные заебца отыграли, чётко, я даже в Каше пацана с района одного узнал, очень похожее поведение.)»
«В этом фильме говорится, что рано или поздно все равно придется ответить за свои поступки.»
Но мой самый любимый коммент написал чел под ником «Kravtsovss»:
«Я ожидал, что фильм будет про озверевшего маньяка-математика, которого жизнь загнала в угол и он вынужден решать, решать, решать, пока не лопнут стекла у очков. а тут совсем про другое(((«
После некоторого успеха фильма, создатели решили снять сиквел. Премьера «Решалы 2» ожидалась еще в апреле этого года, но создатели решили продлить постпродакшн, найти более спокойную дату для релиза и договориться о прокате картины не только в своём регионе, но и в крупных городах России и Казахстана.
Сюжет. После событий, произошедших в первой части, прошло 4 года. Обстановка в Улан-Удэ напряженная, за сферы влияний борются два криминальных авторитета — Витя Черный и Добрый. В это время из тюрьмы выходит Завгар (Моисей Куртанидзе), и Витя Черный надеется на его поддержку. Но Завгар горит желанием отомстить Каше (Александр Фролов), ведь по его наводке он отправился за решетку. Каша уехал в другой город, он впервые в жизни по-настоящему счастлив. У него жена, маленький сын, но прошлое напоминает о себе, и теперь Каша вынужден решать, как жить дальше.
Слоган фильмов: «Что не сделали родители – вынуждено доделывать общество».
Все актёры хорошо справились со своими ролями. Особенно отмечу главгада Завгара (Моисей Куртанидзе) и исправившегося Кашу (Александр Фролов).
Как в первой, так и во второй части преобладает тема мести, семьи и братской любви. Есть правильные нравственные посылы о том, что нужно жить по совести и по-божески. Если ты совершал плохие дела ранее, то они обернутся против тебя по принципу бумеранга. Можно назвать это плохой кармой или как-то иначе. Главное, не делать ничего зловредного – и всё будет хорошо.
Фильм «Решала»
В эфире радиостанции «Эхо Москвы» — Моисей Куртанидзе, актер фильма «Решала»; Константин Озеров, актер фильма «Решала»; Александр Фролов, актер фильма «Решала».
Эфир ведет Яна Розова.
Я. Розова ― В студии – Яна Розова. Здравствуйте! Рядом со мной актеры фильма «Решала». Моисей Куртанидзе.
М. Куртанидзе ― Здравствуйте!
Я. Розова ― Константин Озеров.
К. Озеров ― Здравствуйте!
Я. Розова ― И Александр Фролов.
А. Фролов ― Здравствуйте!
Я. Розова ― В ближайшее время поговорим о картине «Решала. Нулевые». Почему нужно смотреть этот фильм, премьера которого состоится, я так понимаю, 5-го декабря, то есть совсем скоро?
К. Озеров ― Так, почему нужно смотреть?
Я. Розова ― Константин.
К. Озеров ― Я даже не могу ответить на этот вопрос.
А. Фролов ― Во-первых, потому что мы его сделали, наверное.
К. Озеров ― Его многие ждали. Мы потому что сняли первую часть, ее посмотрело около 10 млн человек. Мы сняли вторую. И отзыв был такой же. По-моему, где-то на сайте «Кинопоиска» перед премьерой второй части рейтинг ожидания фильма был 9,2, то есть это выше, чем многие голливудские картины, которые выходят. Мы сами этого не ожидали. Мы не понимаем, почему так происходит, почему его любят.
Я. Розова ― Ну давайте тогда начнем с истории, что все это началось в 2012-м году.
К. Озеров ― Да. Затратили 3 тысячи рублей, подчеркиваю.
Я. Розова ― 3 тысячи рублей?
К. Озеров ― Да. Мы где-то среди киношников говорили об этом.
Я. Розова ― Полный метр?
К. Озеров ― Да. Нам говорят: «Слушайте, 3 тысячи долларов – это как-то маловато». Мы говорим: «Каких долларов? Это рублей. Мы потратились на бензин. Вот и все». Остальное… Нам помогали снимать, конечно. Это люди, которые живут в Улан-Удэ, люди, которые болеют кино, люди, которые переживали за нас. И это был наш первый опыт, наш дебют снять криминальную драму в регионе, так чтобы она хотя бы не просто понравилась, хотя чтоб ее не охаяли. То есть был большой риск.
Я. Розова ― Но вы тогда все были не профессионалами. К кино прямого отношения не имели.
К. Озеров ― Да никакого, мне кажется. Режиссеры фильма «Решала» первой части – это Роман Асхаев, Александр Кузьминов. Вот Саша здесь сидит. И это люди, которые имеют отношение какое-то к КВН, к музыке, но никакого отношения к кино не имели. Благо у руля стоял человек – Евгений Замалиев. За ним все шли. Просто он говорил: «Мы снимем кино. У нас получится». И мы как-то ведомые за ним: «Ну ладно». Так вот я вам больше скажу. Название «Решала» было рабочим, и мы хохотали над этим названием, пока снимали фильм. Саш, помнишь?
К. Озеров ― Говорили: «Слушайте, не будем так называть фильм. Это слишком как-то пафосно, резко».
А. Фролов ― Ухо резало.
К. Озеров ― Да. Ухо резало. И резко, как-то дерзко. Я говорю: «Ну, это не такое». Мы даже думали названия какие-то. И команда собиралась, пытались что-то передумать. А фильм уже выходит, он уже постпродакшн прошел и вот-вот он выйдет в кинотеатрах. Мы говорим: «Ну какой? Ну, братская любовь или брат за брата, спина к спине». Чего только мы ни передумали. А рабочее название было «Решала». Мы даже хохотали все, такие: «Решала-решала».
Я. Розова ― Давайте напомним сюжет первого фильма, чтобы понять, откуда все, опять возвращаясь к началу, началось, и о чем будет третий фильм.
А. Фролов ― Началось все с истории о двух братьях, один из которых очень успешный юрист.
Я. Розова ― Это Константин.
А. Фролов ― Это Константин. А второй – герой, которого играл я – был обычным среднестатистическим молодым человеком из глубинки, на которого огромное влияние оказала улица, так как родители рано покинули.
Я. Розова ― Безбашенный.
А. Фролов ― Да, безбашенный. И который подкидывал проблемки своему старшему брату.
Я. Розова ― Непростые.
А. Фролов ― Да, еще такие непростые проблемки. И брат, решая свои проблемы, еще умудрялся доставать из всяких плохих мест своего младшего брата. В общем, вот об этой братской любви повествовал фильм.
Я. Розова ― Трагический финал.
А. Фролов ― Трагический финал.
Я. Розова ― Из-за младшего брата старший погибает.
А. Фролов ― Но когда мы снимали первую часть, мы не думали, что мы еще будем снимать вторую и третью, потому что хотели…
К. Озеров ― Точку поставили.
А. Фролов ― Да, отдельная история. Но потом, после того, как на Ютюбе люди стали смотреть уже после проката (10 млн) и стали просить еще, еще, давайте еще, мы давай думать, как же нам реанимировать. Вторую часть еще вроде как-то сделали. А третью уже пришлось делать как приквел, предысторию.
К. Озеров ― Слушайте, ну я вам скажу, если вы спрашиваете, почему смотреть. Потому что, наверное, эти истории, которые мы отразили в трех картинах, люди подходят и спрашивают: «Слушайте, это же на настоящих событиях основанный фильм?». Я говорю: «Да нет». То есть там выдумано это все. Я говорю: «Ну, где-то какие-то соприкосновения могут быть, схожесть какая-то, что-то мы слышали, где-то с кем-то консультировались. Такое было.
Но нет такого, что в фильме взята какая-то история, которая конкретно была с конкретно какими-то людьми». А схожесть присутствует. И мне в социальных сетях очень много людей пишут и говорят: «Слушайте, у меня такой же брат».
А. Фролов ― Мне тоже пишут так.
Я. Розова ― Нет, но вы же в одном из интервью сказали, что у вашего героя был прототип.
К. Озеров ― Нет, прототип был. То есть когда я как актер, я же должен как губка, наверное, впитать, наполнить этого героя, как-то преобразить даже в манере одежды, в манере разговора и так далее, и тому подобное. И я как непрофессиональный актер не знал, как это сделать. И я вспомнил, что у меня был в жизни приятель, такой человек. И вот манеру его общения я полностью взял от него.
Благо вот Женя Замалиев как-то рихтовал это еще, то есть как-то поправлял где-то. Потому что, я не скрою, были сцены, когда вот идет сцена, я играю, играю, Женя приезжает и говорит: «Слушайте, там ерунда полная. Ты как разговариваешь? Ты же решала. Ты юрист. Юридический язык должен быть тонкий, четкий, резкий. Там ты мягкий. Нет, переснимаем». И мы переснимали.
Я. Розова ― Много дублей приходилось снимать?
К. Озеров ― В фильме есть несколько моментов. И люди, когда говорят, слушайте, вот этот момент, когда у меня брат в первой части просит денег, а я ему говорю, ты мне еще за прошлое не отдал – это переломный момент, когда он показывает свое лицо нехорошего брата. Я скажу, что это 50-й дубль. Это когда команда уехала уже, остался оператор, Сашка остался один и я. И говорим: «Давай попробуем». – «Ну давай». Вот мы делаем крайний 50-й… Ну, я вру. Может, где-то 40-й, 37-й. Но мне кажется, их было 50. И вот этот крайний дубль взяли.
Я. Розова ― Но если в первом фильме как-то согласно сценарию все довольно плавно, понятно и практически нет никаких противоречий, на чем можно было бы поймать группу, то во втором все равно непонятно появление вашего героя.
К. Озеров ― Надо быть внимательным. Потому что там есть момент воспоминаний. Прям сидят и вспоминают меня. То есть мой брат с моим другом во второй части вспоминают, каким я был.
Я. Розова ― То есть реанимация была в виде воспоминаний.
К. Озеров ― Да. Это киношный язык – флешбэк такой, возвращение в прошлое. Вспышка такая, каким я парнем классным был, да если бы он сейчас был рядом, да было бы все по-другому.
Я. Розова ― А третий фильм – это то, что было как раз до того, как произошли все события в первом фильме, и когда еще два врага…
К. Озеров ― Да, антипода.
Я. Розова ― …Антипода были друзьями. Как это произошло?
М. Куртанидзе ― Тут я подключусь.
Я. Розова ― Моисей. Как зовут вашего героя?
М. Куртанидзе ― Завгар.
К. Озеров ― Заведующий гаражом.
М. Куртанидзе ― По фильму его зовут Станислав, но погремушка у него Завгар, если так можно сказать.
К. Озеров ― Прозвище.
М. Куртанидзе ― Прозвище Завгар, да. Первая часть о том, как деньги разрушают дружбу, недоверии, когда два приятеля не договаривают друг другу, не открываются полностью про свои планы. Я думаю, об этом. Если первый фильм у нас был: то, что не сделали родители, должно доделать общество. Был такой…
К. Озеров ― Рефрен, слоган был в фильме.
М. Куртанидзе ― Да, слоган фильма был. Второй. Я думаю, что там речь идет о том, что нужно вовремя развернуться лицом к проблеме, чтобы ее решить. Остановить как-то то, что не сделал Каша, вовремя.
Я. Розова ― Это младший непутевый брат.
А. Фролов ― Когда он захотел стать путевым, его догнала эта старая проблема и все рухнуло.
М. Куртанидзе ― В третьем фильме вся суть про дружеские все-таки отношения: стоит ли подвергать их испытаниям или нет?
К. Озеров ― Знаете, есть такая фраза крылатая в народе: «Хочешь потерять друга – займи ему денег». Слышали наверняка. И у нас такая сквозным действием, эхом звучит фраза: «Хочешь потерять друга близкого – делай с ним общий бизнес». Хотя я знаю много примеров в жизни, когда люди хорошо дружат и у них есть общий бизнес. Они сосуществуют. Получается разделять. Бизнес бизнесом, дружба дружбой.
Я. Розова ― Но это повезло, конечно.
К. Озеров ― Но я вам скажу, мне так везло с Евгением Замалиевым, когда мы обсуждали какие-то гонорары. Ну какие они? Смешные же были. Но при этом получалось у нас дружить. Было сложно, когда мы с Моисеем играем врагом в первой части, врагов во второй части заклятых. И тут а-ля давайте-ка, ребят, нулевая и вы тут прямо лучшие друзья. Представляете, каково нам? То есть мы непрофессиональные актеры, мы отжили несколько лет в этом сопротивлении, да даже и в жизни так как-то у нас не получалось контакта. То есть после отснятой нулевой части мы более-менее с тобой стали как-то дружить и сосуществовать даже в жизни.
М. Куртанидзе ― Да. Потому что во время съемок первой части мы стали друг друга действительно недолюбливать. У нас такая вражда после. Стоп камера, мы расходились, мы никогда не общались вместе.
Я. Розова ― Перевоплотились полностью.
М. Куртанидзе ― А в третьей уже да.
Я. Розова ― У вас там природы много, я так понимаю, в третьей части, в отличие от первых двух.
К. Озеров ― Мы хотели. Да, это режиссерская и сценарная была такая фишка. – «Ребята, у нас такие места, которые надо показывать».
Я. Розова ― Байкала много, леса много.
К. Озеров ― Конечно. Я вам скажу, много сейчас Байкала в кино, которые написаны сценарии, уже лежат готовые и мы готовы моториться. И в этих фильмах во многих сценариях прописаны все эти пейзажи прибайкальского региона красивейшие. И, если даст бог, мы будем снимать продолжать кино.
Я. Розова ― Что, опять «Решала»?
К. Озеров ― Слушайте, ну мы иногда хохочем. Мы как-то ехали, разгоняли: «Слушайте, нулевую часть сняли. Ха-ха, давайте еще отдельно снимем историю про Завгара, отдельно историю про Кашу, отдельно про меня». Я говорю: «Да, давайте. Вообще, Вселенная «Решала» у нас будет». И мы: «Ха-ха-ха». Нет, мы не делаем из этого бизнес.
Я. Розова ― Ну, то есть если есть спрос, значит и есть предложение.
К. Озеров ― Да, ведет зритель, просто. И если есть какая-то отзывчивость, обратная связь, люди ждут. И у меня Direct просто завален. И меня просят спойлерить, просят рассказать: «А почему? Как это друзья?». Я вам больше скажу, нулевую часть люди кто посмотрит, у них все встанет на свои места. Как говорят в народе, паззлы сложатся, и все станет понятно, почему Завгар в первой части так не переваривает моего героя и почему он так давит на Кашу, и почему это время такое получилось.
М. Куртанидзе ― Более того, там в третьей части много отсылок, много будет сразу будет понимания, сразу захочется пересмотреть первую часть и вторую. Первую в первую очередь, потому что там много реплик, которые связаны.
К. Озеров ― Они перекочевали в первую часть.
М. Куртанидзе ― Случайно, эмоционально так сложилось, что они связаны стали.
К. Озеров ― Понимаете в чем прикол, я не знаю, как это объяснить. Это нигде не было прописано сценаристами, чтоб это стреляло. Но с нашими героями это происходит. И когда мы посмотрели уже рабочую версию фильма, мы смотрим и говорим: «Слушайте, а как так получилось, что реплики, сказанные в нулевой, они вот сейчас к первой подошли прям?». То есть они прописаны были. Никто не продумывал так делать.
Я. Розова ― Вообще, мне казалось, что мода на криминальную драму ушла.
К. Озеров ― Слушайте, ну мы вот разговариваем про эту тему. Знаете, это а-ля Голливуд. Не буду сейчас сравнивать российский кинематограф и тем более кинематограф из региона с Голливудом, но там была мода (и до сих пор существует) на вестерны, то есть фильмы про ковбоев. А это время-то короткое было в истории Голливуда, если брать вообще историю Америки. Это короткое время. Но про него продолжают снимать фильмы. – «Великолепная восьмерка», «Великолепная семерка», «Омерзительная восьмерка». Это очень модно. И чем больше времени проходит, тем больший спрос на вестерны происходит.
Наши вестерны – это 90-е года. Если 10 лет назад фильмы про 90-е было больновато смотреть, еще осадок оставался, и многие не ходили, говорили: «Да зачем эта чернуха?», то сейчас фильмы про 90-е смотришь – навеивает романтика. И сейчас фильмы про 90-е когда снимаешь, можно вставлять иронию и юмор. И он заходит. Попробуй пошути про 90-е 10 лет назад. Да тебя не поймут. Скажут: «Да ты чего?». Но вы жили в 90-х.
Я. Розова ― Это история для провинции или все-таки для всей страны?
К. Озеров ― Ну, если можно назвать, я не знаю, Владивосток, Красноярск, Новосибирск, Калининград, Подмосковье – я не говорю сейчас за Москву – Киров, Казань, Находка, Хабаровск, Якутия, если это можно назвать Россией, то в этих городах эти фильмы любят. Не так, как, кстати, в Улан-Удэ. В Улан-Удэ как-то вот уже попривыкли. Наш регион Прибайкалье…
Я. Розова ― Ленин еще на месте в Улан-Удэ?
К. Озеров ― Стоит. И он будет в фильме обязательно.
Я. Розова ― Потому что в первой части его не было. Я все ждала, когда центральная площадь, вы покажете его, эту достопримечательность городскую.
К. Озеров ― Я больше скажу, другого Ленина там тоже взяли. У нас, просто, на памятники Ленина особое восприятие. Очень любим архитектуру советскую. Я имею в виду, да, фильм имеет какого-то своего зрителя. Я говорю, я как-то приезжал после первой части в Москву, я иду по торговому центру большому (не буду говорить, какому, чтобы не прозвучало как реклама), я иду и слышу звонок, который, вы помните, у меня был рингтон на телефоне, он был особый. И я иду и слышу этот рингтон. Я думаю: «Мне показалось». Я оборачиваюсь, а парень берет телефон: «Але», и смотрит на меня. Прошло 3 года как фильм вышел в сеть.
Я. Розова ― Ну да. То, что вы до эфира рассказали про Александра, когда вас покалечила барышня.
А. Фролов ― Да, было такое.
Я. Розова ― Ну расскажите.
А. Фролов ― Я эту историю везде рассказываю.
К. Озеров ― Потому что так было.
К. Озеров ― На пресс-конференции сидели. У тебя было расцарапанное лицо. Так было.
А. Фролов ― Ну, я не знаю, человек, просто, попутал как-то, видимо, реальность с вымыслом. Конечно, не трезв он был. В одном из заведений нашего города…
Я. Розова ― В Улан-Удэ.
А. Фролов ― В Улан-Удэ, да. Я там, по-моему, работал. Ну и пятница была, остался тоже отдохнуть. И там сидела компания женщин. Больших таких женщин.
К. Озеров ― Бурятской национальности.
А. Фролов ― Наших таких.
К. Озеров ― Кровь с молоком.
А. Фролов ― Да. И вот что-то с ней случилось. В курилке она напрыгнула на меня. Так как она была больше, она меня смела с ног. Я ударился головой об кафель. Слава богу, люди, рядом стоящие, сочувствовали, оттянули ее с большим трудом. Но вот эта фраза, что «из-за тебя убили брата» и «я тебе никогда не прощу»…
Я. Розова ― А вы реально встречались с авторитетами кто-то из вас, общались?
К. Озеров ― Моисей. Вопрос тебе, да? Ну да. У меня да.
А. Фролов ― Я тоже да.
М. Куртанидзе ― Я думаю, все встречали в жизни так или иначе.
Я. Розова ― Они и сейчас говорят вот на этом языке?
М. Куртанидзе ― Ну, я, например, вложил в персонаж Завгара несколько таких грязных ублюдков, которых я встречал в жизни, да.
К. Озеров ― Собранный образ.
М. Куртанидзе ― Собранный образ получился.
К. Озеров ― Собирательный,
А. Фролов ― И я тоже.
М. Куртанидзе: В 90 ― е годы, когда мы росли, были детьми, видели, да.
К. Озеров ― Я вот сейчас как-то в дополнение. Вы знаете, для меня было большим удивлением, что поклонники фильма «Решала» — это люди из органов. Когда я где-то с кем-то встречаюсь и начинаю разговаривать, 50%, половина фанатской какой-то зоны, если можно так назвать, люди, которые любят это кино – это люди из органов.
Я. Розова ― А вы на что снимали первый фильм, если вложили всего 3 тысячи рублей?
К. Озеров ― Фотоаппарат. Да мы портили же картинку. Почему вот один из деятелей киноискусства… А можно говорить, какой? Ну, я не буду говорить фамилию. Он сказал: «Это какой-то эффект «Решалы». Такое впечатление, после фильма «Решала» люди в регионах, парни молодые, которые на улице всю жизнь проводят, они взяли фотоаппараты и начали снимать кино». И пусть это «кино» громко сказано. Понятное дело, там далеко до профессионализма и до каких-то там специальных знаний.
Я. Розова ― Ну вам удалось что-то заработать на первом фильме?
К. Озеров ― Да я не скажу. Нет.
Я. Розова ― Потому что второй фильм уже позволил вам заработать. Он был, в общем, единственным, я так понимаю, фильмом, который сам себя окупил без вложений спонсоров.
К. Озеров ― Да, где-то писали в журнале, что это единственная российская картина, которая окупила себя в прокате в 4 раза. Я вот скажу, что когда фильм «Решала» планировался, не было задачи заработать. Была задача показать – а мы можем снять криминальную драму. Это же жанр такой. Вы понимаете, он не прощает ошибок.
Я. Розова ― Просто, мы можем или мы сибиряки можем?
К. Озеров ― Нет, это мы именно. Мы не относили себя. Потому что многие ребята уже и в Москве где-то в Высшей лиге КВН засветились. И каждый был по-своему уже известен. Дело в том, что снять криминальную драму, чтобы тебе люди поверили, даже из этих кругов… Когда подходили и говорили: «Ребята, а кто консультировал?», мы говорим: «Да никто». Он говорит: «А вы жили этой жизнью?». Я говорю: «Как-то нет особо». – «А как это вы? Непонятно. Тут есть рука человека, который, видимо, как-то имеет отношение». Я говорю: «Да нет, это чистой воды творчество, которое мы смогли как-то передать». Вот и все.
М. Куртанидзе ― Хотелось бы вернуться к вашему первому вопросу: для чего нужно прийти: Чтоб посмотреть этот фильм. Много поклонников, которые пишут после выхода первой части спустя 2 года. Мы еще даже не разговаривали про выход второй части. Люди, видимо, время оттянули, не пришли в кинотеатр, увидели в интернете и стали на улице активнее подходить узнавать. Поэтому нужно прийти и посмотреть третью часть в кинотеатрах, чтобы у нас была возможность творить, чтобы мы понимали, что это не просто так. Хватит разговаривать и ждать, когда это будет в интернете. Нужно быть ответственными всем.
К. Озеров ― Слушайте, а я вот хочу дополнить. Я помню, я же задавал этот вопрос Жене Замалиеву и спрашивал: «Жень, а почему мы снимаем «Решала. Нулевые»? Почему не называется «Решала. Приквел»? Почему «Нулевые»?». Нулевые – это вроде как и нулевая часть, и нулевые года, которые, как Женя мне тогда сказал, это самые интересные года для России. Это когда наши обыграли голландцев 8:4, когда вся Россия вышла на улицы. Мы это вставили. Это когда вот эти перипетии пошли в России. 90-е прошли, начались нулевые.
М. Куртанидзе ― Надежды когда были у людей.
К. Озеров ― Появилась надежда, появилось какое-то будущее. Люди во что-то стали верить и так далее.
Я. Розова ― Ну, вы сказали, что после выхода этого фильма в регионе активизировался кинематограф. И насколько, вообще, вот это региональное кино отличается от, не знаю, московского? Столичного, хорошо.
К. Озеров ― Правдой, наверное, да, какой-то?
М. Куртанидзе ― Ну, в общем, я думаю, что оно отличается малым бюджетом, огромным стремлением к творчеству и плохим качеством.
А. Фролов ― Но мы над этим работаем.
М. Куртанидзе ― Это в общем.
К. Озеров ― Вы зря сейчас наговариваете про качество. Вот многие, кто выходили с «Решала. Нулевые», говорили: «Слушайте, ну картинка вообще другая». Это другой фильм. Это не первая и не вторая часть.
М. Куртанидзе ― Я, кстати, Константин, сказал не про наше кино. Про все остальное.
Я. Розова ― Это вообще, да?
К. Озеров ― Да, наше профессиональное. Но я напоминаю, что в фильме мы сохранили тот момент, мы любим и гордимся этим, что в фильме «Решала», что в первой, что во второй, что в нулевой части, принимают участие люди, которые не имеют к искусству никакого отношения. И эту потрясающую способность команде передал Женя Замалиев видеть в простых людях, прохожих человека, который может войти в кадр и сыграть. К примеру, авторитета в первой части (Витю Черного) играет многодетный отец, который занимается каким-то своим бизнесом. И Женя ходил и уговаривал 2 месяца, чтобы он сыграл авторитета.
М. Куртанидзе ― Константин, я вынужден тебя поправить. На самом деле, у Евгения был талант видеть в людях то, что они не простые, а творческие. На самом деле, все, кто там принимал участие, жили простой жизнью, но были творческие. У них было хобби. Так же, как и я.
К. Озеров ― Но угадать роль под каждого сложно было.
М. Куртанидзе ― Так же, как и Витя Черный.
М. Куртанидзе ― Гитарист, исполнитель собственных песен. Как можно сказать, что он не творческий человек?
К. Озеров ― Я имею в виду к кино не имеющие отношение.
Я. Розова ― А в третьей части тоже нет профессионалов? Ну, если уже вас не считать.
К. Озеров ― У меня режиссерское образование – режиссура эстрады. Как и у Саши Фролова. Актерское было вроде как в базе и все. Есть актер профессиональный, зовут его Рауш. В фильме «Решала. Нулевые» потрясающий герой. Он играет майора. Там вы увидите момент. Это в фильме «Решала. Нулевые» мы позволили себе составлять уже иронию, какой-то юмор. И он там есть. Тонкий знаменитый бурятский юмор, который многие ценят.
Я. Розова ― Ну приведите пример бурятского юмора.
К. Озеров ― Ну, тут, наверное, спойлеры пойдут, если я сейчас об этом скажу. Лучше посмотреть картину. Вы все поймете сами. И для меня было удивление, когда «Нулевые» посмотрели… У нас была фокус-группа. И это были люди из так называемых этих кругов криминальных. Это были и люди из органов, это были бизнесмены, блогерши, девочки, которые далеки от кино, занимаются фитнесом и собой.
И, к моему удивлению, большой отклик был у девочек, которым не понравилась ни первая, ни вторая часть, они сказали: «Ну это я прям с удовольствием смотрела». Слушайте, потом мужики-работяги говорили: «Это отлично. Я вот такое кино хочу смотреть». Кто в кинотеатры вообще не ходит и разочаровался где-то в кинематографе, здесь они говорят: «Слушайте, это вот прям да, это то».
Я. Розова ― А вы же сделали какие-то выводы после первого, второго фильма, что не понравилось и что попытались изменить в третьем? Работу над ошибками.
К. Озеров ― Ну вот слушайте, я, наверное, в собственном плане отвечу. Я сделал для себя вывод, что эта картина забирает кусок жизни. То есть как бы мистически ни звучало, эта картина «Решала» имеет отношение к моей личной жизни. Она отпечаток очень огромный наложила на мою личную жизнь, на мое мировоззрение. Поэтому мы относимся к этому фильму как к какому-то детищу, ребенку. И когда создаем его, понятное дело, самоотдача в команде стопроцентная.
А. Фролов ― Я, вообще, хочу сказать, что в третьей части меня как персонажа нет, моего героя.
К. Озеров ― Ты сказал все-таки это. Мы хотели это оставить в тайне.
Я. Розова ― А было понятно. Я уже вначале проанонсировала.
А. Фролов ― Там было понятно, да. Поэтому мы очень надеемся, что будет еще четвертая часть, которая поставит такую большую жирную точку в этой истории.
Я. Розова ― Двух братьев, да.
К. Озеров ― Ну, есть в планах снять историю Каши.
А. Фролов ― Сценарий как бы уже есть. Он мне безумно нравится. Хотелось бы, чтобы наш фильм как-то окупился, принес какие-то дивиденды…
Я. Розова ― Чтоб вы смогли снять продолжение.
А. Фролов ― Чтоб мы смогли снять еще четвертую часть, где я буду солировать, скажем так.
Я. Розова ― У нас заканчивается программа. Давайте напомним, что премьера вашего фильма «Решала. Нулевые» (третьей части) состоится 5-го декабря, то есть совсем скоро. И всех приглашаем. Моисей Куртанидзе, Константин Озеров и Александр Фролов были в программе на «Эхе».