жало змеи правильно ли такое выражение

О ЖАЛЕ ЗМЕИ

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Мы говорим: жало змеи; змея жалит, и даже знаем, как это жало выглядит: раздвоенное такое, торчит из змеиной пасти и очень неприятно подергивается. Достаточно широко известно, что жало змеи фигурирует в том эпизоде Библии, когда Бог наказывает змея за то, что обманул Еву и тем способствовал грехопадению людей. Но в действительности здесь в тексте стоит глагол жалить, причем это единственное его употребление в Библии (Быт. 3, 15).

Так что же, будем поправлять Писание? И тогда уже и Пушкина (жало мудрыя змеи)? Но сначала давайте посмотрим что-то еще.

Упорствующий в стремлении усовершенствовать Писание может еще раз вернуться к тому, что все-таки сказано жалить. Несомненно, это так, но сомнительно, что каждый раз, когда мы говорим уязвлять, мы имеем в виду нарушение кожных покровов с последующим воспалением. Неужели невозможно представить себе некий аналогичный перенос значения и у глагола жалить? Языковая метафора, как правило, строится на реальных основаниях: действительно, в прямом смысле жалят насекомые, и натуральные жала есть у них. Всякое же иное употребление соответственного имени и глагола – расширительное, переносное.

Существует такое понятие как языковая картина мира. В ней далеко не все устроено так, как в окружающей нас видимой физической картине: здесь гнев пылает, уподобляясь огню, радость бьет через край, а песня льется, как будто они жидкие, звуки улетают на крыльях ветра, которых вообще-то нет. И упорно всходит и заходит солнце, хотя многие поколения прилежно заучили, что это Земля вокруг него вращается. У языка свои законы, объясняемые интересно, но непросто, и мы используем язык примерно так же, как электричество, то есть мало задумываясь о его природе и свойствах.

Но если уж сказано о земле и солнце, то кто может объяснить такую странность: столь же прилежно мы учили, что Церковь противилась признанию гелиоцентрической модели, потому что эта модель означала гибель Церкви. И вот, модель давным-давно принята, а Церковь тем не менее живехонька. Так, может быть, бросить силы, сэкономленные в попытках усовершенствовать Писание, на пересмотр школьных программ по истории?

Источник

Мельница мифов: эти загадочные змеи

Все змеи — существа крайне скрытные. Они достаточно редко попадаются на глаза людям даже в тех районах, где их численность весьма значительна. Именно эта поведенческая черта и является поводом для того, чтобы о данных существах сочиняли самые различные мифы. Причем многим из них уже насчитывается не одна сотня лет, но в них продолжают верить!

жало змеи правильно ли такое выражение. Смотреть фото жало змеи правильно ли такое выражение. Смотреть картинку жало змеи правильно ли такое выражение. Картинка про жало змеи правильно ли такое выражение. Фото жало змеи правильно ли такое выражение

«Правда.Ру» в преддверии года Змеи (который, если быть совсем точным, наступит не 1 января, а 10 февраля 2013 года) решила разоблачить самые популярные мифы о змеях.

Ядовитых змей куда больше, чем неядовитых

Змея всегда нападает первой

Авторами этого суеверия были явно невнимательные люди, которые просто не заметили, что перед атакой змея приняла так называемую «позу угрозы». У всех рептилий она разная —

То есть на самом деле любая змея стремится избежать столкновения с крупным животным, которым для нее является и человек.

Из-за этого рептилия и принимает «позу угрозы» — она пытается предупредить агрессора, что является опасной и к ней не следует приближаться. Увы, современные люди в большинстве случаев не понимают язык змей — поэтому-то и происходят несчастные случаи, часто оканчивающиеся гибелью человека.

Змея часто преследует человека

Такое впечатление, что ей больше делать нечего! Весь смысл «позы угрозы» и ложных выпадов (когда змея имитирует атаку, но на самом деле не кусает) состоит в том, чтобы отпугнуть агрессора. Если он понял намек и сам удалился, то цель достигнута, змея может ни о чем не беспокоиться. У нее не так много энергии, чтобы тратить ее на ненужное преследование.

Впрочем, некоторые змеи, которые охраняют кладку, например, королевская кобра (Ophiophagus hannah), могут еще какое-то время следовать за сбежавшим противником — но только для того, чтобы убедиться, что он действительно уходит. Как правило, при этом змея не пытается атаковать.

Кроме того, степень опасности зависит и от того, насколько высока вероятность встречи человека с рептилией. Так, свирепый тайпан (Oxyuranus microlepidotus) считается самой ядовитой змеей в мире, но поскольку он живет в самых засушливых уголках австралийских пустынь, то большой опасности для людей не представляет — туда просто редко кто забирается. А вот его собрат, Oxyuranus scutellatus, хоть и стоит на третьем месте по силе яда, куда более опасен, так как предпочитает жить на полях сахарного тростника. Кроме того, он весьма агрессивен и быстр — при виде опасности приподнимает голову, покачивая ею (это и есть «поза угрозы», но длится она меньше минуты), а потом молниеносно атакует противника, причем может сделать несколько выпадов, тогда как Oxyuranus microlepidotus более медлителен.

Сила яда змеи совершенно не зависит от времени года, а также от температуры, влажности, настроения и прочих факторов. Поэтому весной змея не будет более ядовитой, чем обычно.

Другое дело, что у многих отечественных змей весной наступает сезон размножения, и они становятся более активными. То есть просто повышается вероятность их встреч с человеком.

Это, пожалуй, самый старый миф — ему насчитывается не одна тысяча лет. Однако за все это время большинство людей так и не поняли, что у змей не бывает постоянных пар. Партнеры забывают о существовании друг друга через несколько минут после окончания процесса. Им вообще нет дела друг до друга — змея по природе своей одиночка. Поэтому если партнера случайно убьют во время спаривания, змея просто уползет на поиски другого и все.

Кстати, такое понятие, как взаимовыручка, змеям вообще не свойственно — в экстремальной ситуации каждая из этих рептилий спасается сама по себе.

Змеи склизкие и холодные на ощупь и потому неприятны

Эту байку придумал тот, кто ни разу не держал змею в руках. Автор этих строк делал подобное неоднократно, поэтому может с уверенностью заявить — змеи вовсе не склизкие. Многие из них на ощупь примерно такие, как джинсовая ткань. Но у некоторых данных рептилий может быть острая чешуя, о которую можно поранить руки (например, гремучих змей все же лучше брать в перчатках).

И змеи вовсе не холодные — их температура зависит от таковой окружающей среды, поэтому если вы берете змею на руки в теплый летний день, то она будет теплой. Ну, а зимой это сделать несколько сложно, поскольку данные рептилии впадают в спячку.

Жало змеи находится на языке, и ядовитую змею можно отличить от неядовитой по тому, раздвоенный язык или нет

Кстати, меня змеи достаточно часто трогали языком, могу сказать, что они весьма приятны, поскольку язык у данной рептилии совершенно сухой и очень нежный. Ощущение такое, словно травинкой или ваткой по коже провели.

У совсем молодых и очень старых змей яда нет

Змеи — очень умные существа

Если сравнивать этих животных с другими рептилиями, например, с

то следует заметить, что змеи — достаточно тупые существа. Они куда хуже обучаются, у них медленно вырабатываются новые условные рефлексы, кроме того, данные пресмыкающиеся отличаются весьма короткой памятью. Все это признаки, скорее, низко развитого интеллекта.

Однако ум змеям не нужен — дело в том, что они обитают в достаточно устойчивой и консервативной среде, им не нужно постоянно приспосабливаться к чему-то новому. Да и способ добычи пищи у них один и тот же, следует заметить, всегда достаточно эффективный. Поэтому-то змее достаточно ряда базовых рефлекторных программ для того, чтобы чувствовать себя совершенно удовлетворенной жизнью. Можно сказать, что змея глупа потому, что является убежденным консерватором.

Итак, как видите, змеи вовсе не такие, какими их часто представляют. А все из-за того, что они вообще не любят общества, и в частности — человеческого. Но это не значит, что со змеей нельзя подружиться. Многие из них быстро привыкают к присутствию рядом человека и с удовольствием используют его в качестве рефлектора, то есть заползают на колени погреться. Однако более сильного выражения чувств от данных рептилий добиться невозможно…

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

жало змеи

Смотреть что такое «жало змеи» в других словарях:

ЖАЛО — ЖАЛО, жала, ср. 1. Орган защиты и нападения у самок пчел, ос, муравьев, шершней, шмелей и др. перепончатокрылых, в виде заостренных пластинок, из которых во время укола изливается обычно ядовитая жидкость. || Длинный, раздвоенный на конце язык… … Толковый словарь Ушакова

ЖАЛО — колющая часть органа нападения и защиты у самок некоторых перепончатокрылых насекомых. Жало у скорпионов (паукообразные) игла (с каналом) на конце брюшка, у основания которой лежит ядовитая железа. Иногда жалом называют хоботок комара, а также… … Большой Энциклопедический словарь

ЖАЛО — ЖАЛО, колющий орган, соединенный с железами, выделяющими яд; служит орудием для прокалывания кожных покровов и для введения яда. В собственном смысле слова Ж. имеется у скорпионов и у перепончатокрылых насекомых. Ж. скорпиона помещается на заднем … Большая медицинская энциклопедия

жало — а; ср. 1. Колющая часть органа защиты и нападения самок некоторых насекомых (пчёл, ос, муравьёв и др.), по которой при укусе стекает ядовитая жидкость. Ж. пчелы. Пчелиное, осиное ж. // Колюще сосущий хоботок некоторых насекомых (комара, овода и… … Энциклопедический словарь

Жало у насекомых — орган нападения и защиты, существующий у самок некоторых перепончатокрылых насекомых. По своему строению Ж. представляет особое видоизменение яйцеклада. Подобно последнему, оно образуется в стадии куколки из выростов кожи на 8 м и 9 м сегменте… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Жало, у насекомых — орган нападения и защиты, существующий у самок некоторых перепончатокрылых насекомых. По своему строению Ж. представляет особое видоизменение яйцеклада. Подобно последнему, оно образуется в стадии куколки из выростов кожи на 8 м и 9 м сегменте… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

жало — а; ср. см. тж. жальце 1) а) Колющая часть органа защиты и нападения самок некоторых насекомых (пчёл, ос, муравьёв и др.), по которой при укусе стекает ядовитая жидкость. Жа/ло пчелы. Пчелиное, осиное жа/ло. б) отт. Колюще сосущий хоботок… … Словарь многих выражений

Жало — колющая часть жалящего аппарата самок перепончатокрылых насекомых подотряда жалящих (Aculeata). Жалящий аппарат расположен на конце брюшка и представляет собой видоизменённый яйцеклад, утративший функцию откладки яиц и служащий лишь для… … Большая советская энциклопедия

Жало — I ср. 1. Орган защиты и нападения у самок некоторых насекомых (пчел, ос, шмелей, муравьев и т.п.) в виде заостренной пластинки, из которой при уколе стекает ядовитая жидкость. 2. Длинный раздвоенный на конце язык ядовитой змеи. 3. перен. Что либо … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ЖАЛО — колющая часть органа нападения и защиты у самок нек рых перепончатокрылых насекомых. Ж. у скорпионов (паукообразные) игла (с каналом) на конце брюшка, у основания к рой лежит ядовитая железа. Иногда Ж. наз. хоботок комара, а также (ошибочно)… … Естествознание. Энциклопедический словарь

Источник

жало змеи

1 жало змеи

См. также в других словарях:

ЖАЛО — ЖАЛО, жала, ср. 1. Орган защиты и нападения у самок пчел, ос, муравьев, шершней, шмелей и др. перепончатокрылых, в виде заостренных пластинок, из которых во время укола изливается обычно ядовитая жидкость. || Длинный, раздвоенный на конце язык… … Толковый словарь Ушакова

ЖАЛО — колющая часть органа нападения и защиты у самок некоторых перепончатокрылых насекомых. Жало у скорпионов (паукообразные) игла (с каналом) на конце брюшка, у основания которой лежит ядовитая железа. Иногда жалом называют хоботок комара, а также… … Большой Энциклопедический словарь

ЖАЛО — ЖАЛО, колющий орган, соединенный с железами, выделяющими яд; служит орудием для прокалывания кожных покровов и для введения яда. В собственном смысле слова Ж. имеется у скорпионов и у перепончатокрылых насекомых. Ж. скорпиона помещается на заднем … Большая медицинская энциклопедия

жало — а; ср. 1. Колющая часть органа защиты и нападения самок некоторых насекомых (пчёл, ос, муравьёв и др.), по которой при укусе стекает ядовитая жидкость. Ж. пчелы. Пчелиное, осиное ж. // Колюще сосущий хоботок некоторых насекомых (комара, овода и… … Энциклопедический словарь

Жало у насекомых — орган нападения и защиты, существующий у самок некоторых перепончатокрылых насекомых. По своему строению Ж. представляет особое видоизменение яйцеклада. Подобно последнему, оно образуется в стадии куколки из выростов кожи на 8 м и 9 м сегменте… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Жало, у насекомых — орган нападения и защиты, существующий у самок некоторых перепончатокрылых насекомых. По своему строению Ж. представляет особое видоизменение яйцеклада. Подобно последнему, оно образуется в стадии куколки из выростов кожи на 8 м и 9 м сегменте… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

жало — а; ср. см. тж. жальце 1) а) Колющая часть органа защиты и нападения самок некоторых насекомых (пчёл, ос, муравьёв и др.), по которой при укусе стекает ядовитая жидкость. Жа/ло пчелы. Пчелиное, осиное жа/ло. б) отт. Колюще сосущий хоботок… … Словарь многих выражений

Жало — колющая часть жалящего аппарата самок перепончатокрылых насекомых подотряда жалящих (Aculeata). Жалящий аппарат расположен на конце брюшка и представляет собой видоизменённый яйцеклад, утративший функцию откладки яиц и служащий лишь для… … Большая советская энциклопедия

Жало — I ср. 1. Орган защиты и нападения у самок некоторых насекомых (пчел, ос, шмелей, муравьев и т.п.) в виде заостренной пластинки, из которой при уколе стекает ядовитая жидкость. 2. Длинный раздвоенный на конце язык ядовитой змеи. 3. перен. Что либо … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ЖАЛО — колющая часть органа нападения и защиты у самок нек рых перепончатокрылых насекомых. Ж. у скорпионов (паукообразные) игла (с каналом) на конце брюшка, у основания к рой лежит ядовитая железа. Иногда Ж. наз. хоботок комара, а также (ошибочно)… … Естествознание. Энциклопедический словарь

Источник

Жало мудрыя змеи

Всё это может показаться мало совместимым с высоким стилем «Пророка», но в его проблематике присутствует и это, потому-то будущий пророк «духовной жаждою томим». Духовная жажда в стихотворении утоляется весьма необычным, жестоким, даже кровопролитным способом. Если признать, что Пушкин в своей поэзии руководствовался чувством соразмерности и сообразности, спрашивается, не поступается ли он этим чувством как раз в стихотворении «Пророк». Серафим касается «моих зениц» «перстами легкими, как сон». Если это прикосновение подобно прикосновению сна, зеницы должны закрываться, а они отверзаются. Те же самые легчайшие персты коснулись ушей, и их наполнил «шум и звон», но неужели как «шум и звон» могут восприниматься «неба содроганье», горний полёт ангелов, подводный ход морских гадов, и «дольней лозы прозябанье»? Далее те же самые ангельские персты вырывают у человека язык и сердце. О какой соразмерности и сообразности можно здесь говорить? Владимир Соловьёв задает вполне резонный вопрос: «Отчего этот Серафим, божественно-невозмутимый и женственно-нежный, с перстами лёгкими, как сон, вдруг, вместо божественной невозмутимости, начинает проявлять невозмутимость опытного хирурга, а женственную нежность заменяет свирепостью краснокожего индейца?». Читательское сознание полагается при этом на некую внутреннюю отсылку к библейскому первоисточнику, но если считать таким первоисточником шестую главу из ветхозаветной книги пророка Исаии, ничего подобного мы там не находим. Серафим лишь берёт клещами с жертвенника горящий уголь и касается этим углем «уст моих» со словами: «вот, это коснулось уст твоих и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». В библейской книге нет даже намёка на то, чтобы вырвать у человека язык или вложить ему вместо сердца уголь, а в стихотворении мы не находим ничего такого, что можно было бы счесть прямой или скрытой цитатой из пророка Исаии. Пророк при этом не «в пустыне мрачной», а перед престолом Божиим, и он боится погибнуть, так как он человек с нечистыми устами, а глаза его видели Царя, Господа Саваофа, почему Серафим и прижигает ему уста. После этого библейский пророк вовсе не лежит, как труп, а когда Бог спрашивает, кого послать Ему, сам вызывается: вот я, пошли меня.

Но если поэт – пророк лишь в том смысле, что он тайновидец и тайноведец космоса, почему он глаголом жжёт сердца людей? Казалось бы, ответ на этот вопрос прост. Потому что у него самого вместо сердца «угль, пылающий огнём», а его глагол обладает заразительностью, в которой Лев Толстой видит суть искусства. Разумеется, глагол исходит из сердца, но распространяется при посредстве языка, а вместо языка у пророка – жало мудрыя змеи, и в этом, наверное, величайшая загадка стихотворения, ибо жало мудрыя змеи склонило человека ко грехопадению и, во-первых, невозможно себе представить библейского Серафима, влагающего подобное жало в человеческие уста, и, во-вторых, ещё менее возможно представить себе библейского пророка, пророчествующего змеиным жалом. Здесь перед нами особенность, необычная для поэзии Пушкина. Уголь вместо сердца, змеиное жало вместо языка можно себе представить как аллегории, но порывая с дидактическим рационализмом восемнадцатого века, Пушкин избегает аллегорий. А тогда для Пушкина тем более немыслимо, чтобы вместо сердца у человека был настоящий уголь, а вместо языка – настоящее змеиное жало. В отличие от однозначной аллегории то и другое означает у Пушкина нечто иное, многозначное – инобытие, явленное через иносказание.

Примерно через год после стихотворения «Пророк» Пушкин пишет стихотворение «Поэт», в котором почти зеркально отражается «Пророк»:

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл.

Мы видим в этих строках те же самые образы, хотя до чуткого слуха касаются не персты легкие, как сон, а сам божественный глагол, который в «Пророке» должен жечь сердца людей, но слух поэта уже настолько чуток, что и без ангельского прикосновения улавливает этот глагол, и душа может уже встрепенуться, как пробудившийся орёл, а не как испуганная орлица. Но если в стихотворении «Пророк» поэт послан к людям, чтобы обходить моря и земли, то в стихотворении «Поэт» он бежит от людей:

Бежит он дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы.

Очевидно, он туда бежит, потому что там свобода. Пушкин никогда не скрывал, что свобода – главная, едва ли не единственная тема его поэзии. Уже в лицейском стихотворении он писал: «Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой». И толпа, слушая поэта, признаёт:

Как ветер, песнь его свободна,
Зато, как ветер, и бесплодна:
Какая польза нам от ней?
Толпа не отрицает, что поэт жжёт глаголом сердца:
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *