жангир хан кто такой

Жангир хан кто такой

жангир хан кто такой. Смотреть фото жангир хан кто такой. Смотреть картинку жангир хан кто такой. Картинка про жангир хан кто такой. Фото жангир хан кто такой

Современники указывают, что Жангир строго придерживался традиций и обычаев своего народа. Он среди своих – кочевник, в ученой среде – ученый. К его суждениям люди прислушивались с особым интересом и вниманием. Он из общества рабской покорности, из среды жалобных песен во время бесконечных кочевок шагнул в общество потенциальных ученых, составляющих мир мыслителей, государственных деятелей России и Европы.

Жангир общался с выдающимися деятелями науки и культуры Евразии. Хана как образованного правителя высоко ценили энциклопедист Александр Гумбольт, ботаник Карл Клаус, химик А. Бергман, профессор Тартуского университета Ф. Гебель, друг А. С. Пушкина С. А. Раевский, этнограф и сподвижник Г. Карелин.

С Жангир ханом поддерживали отношения лингвист и составитель «Толкового словаря» В. И. Даль, профессор Казанского университета Карл Фукс, государственный деятель Н. Мусин-Пушкин, ученый-путешественник Е. Ковалевский, известные востоковеды В. Григорьев и П. Небольсин, географы Я. В. и Н. В. Ханыковы, антрополог А. Харузин.

Жангир первым из казахских ханов понял, что нельзя более или менее эффективно защищать интересы народа без определенного приобщения к знаниям, к просвещению и культуре. Хан издал предписание, обязывающее правителей родов и старших крупных родовых отделений собирать средства на строительство мечетей с начальными школами – мектебами. Это нашло должное понимание у казахского населения.

Уже к середине 30-х годов XIX века Жангир обдумывает возможность организации центральной школы в ханской ставке. По его замыслу она должна была готовить детей к поступлению в российские специальные учебные заведения. Открытие этой школы состоялось в ханской ставке Орды в 1841 году. Затраты на содержание школы хан взял на себя. До самой смерти, то есть 1845 года, школу хан содержал за счет своих доходов, сам экзаменовал обучавшихся – по существу он был первым учителем школы, а его помощником в школьном деле – татарин Садриддин Аминов.

Эта школа была единственной в то время во всем Казахстане, следовательно, Жангир был первым казахским просветителем. Школа хана способствовала пробуждению у казахского населения определенной тяги к грамоте, образованию и связи с культурой.

Выпускники школы, оканчивающие Оренбургский кадетский корпус, получали, кроме знаний, офицерские чины. Школа сыграла немаловажную роль в общекультурном движении в Казахстане. Жангир писал: «Я объявляю, что наши дети, обучаясь, узнают все науки для доброго служения обществу. Все это меня радует, ибо доступ к образованию – великое счастье для моего народа».

Жангир хан был сторонником оседлой жизни, ввел частную собственность на землю. Чтобы поднять уровень товарооборота и привлечь большее количество купцов, его торговая политика была направлена на организацию ярмарок. Он в 1832 году в Букеевской Орде организовал торговую ярмарку, создал медицинские отделения, аптеку (1838), архив, карту ханства.

Казанский университет в XIX веке был форпостом российской науки. Поэтому взоры хана были обращены на Казань – университетский город, центр учебного округа, куда территориально относилась Букеевская Орда.

жангир хан кто такой. Смотреть фото жангир хан кто такой. Смотреть картинку жангир хан кто такой. Картинка про жангир хан кто такой. Фото жангир хан кто такой

В 1826 году хан Букеевской Орды Жангир на обратном пути из Москвы, куда он был приглашен на коронацию царя Николая I, прибыл в Казань. Жангир свое пребывание в Казани начал с Казанского университета. Профессор Карл Фукс рассказывает, что Жангир, осматривая Казанский университет, задавал вопросы скромно, осторожно. Внимание его особенно было привлечено собранием арабских и татарских монет, причем он с удовольствием рассматривал многие арабские и татарские манускрипты, красиво писаные алкораны и печатные книги. Затем хану объяснили назначение глобуса. В зоологическом кабинете Жангир рассматривал чучела птиц и искал кречета, с которым казахи любят охотиться. В разговоре с Карлом Фуксом Жангир высказывал пожелание, чтобы оба его сына, когда подрастут, воспитывались в Казанском университете. «Придет время, – говорил он, – когда наши казахи станут учиться у себя в собственной школе!»

Сопровождавший хана Карл Фукс написал статью «Пребывание в Казани киргизского хана Джангира», опубликовал ее и выслал в Букеевскую Орду.

Жангир хан имел тесные личные контакты с первыми ректорами Казанского университета Карлом Фуксом и Н. И. Лобачевским, состоял в переписке с ними, был меценатом вуза, очень многое сделал, чтобы казахская молодежь могла там обучаться. Он занимался изучением народного творчества и сбором родословных книг казахов, сам написал ряд эпических произведений.

Хан не прерывал контактов с университетом. В 1839 и 1844 годы вновь посетил Казань и подарил библиотеке университета 6 ценных древних рукописей на арабском, персидском и тюркском языках, пополнив фонд библиотеки восточного факультета. Незадолго до своей смерти Жангир отправил в дар университетской библиотеке три редких рукописных сочинения на персидском языке. Во время последнего посещения 1844 года он был на многих обедах, балах и на литературном вечере у Карла Фукса.

Находясь в Казани, хан Жангир обратился с просьбой к профессору Казанского университета, знаменитому востоковеду Казым Беку, оказать содействие в издании важной для мусульман книги. Он подготовил и издал древнее арабское сочинение «Мюхтесерюль-викгает» («Сокращенное законоведение»), которое считают во всех мусульманских школах-мектебах классическим сочинением. Казым Бек, почитая Жангира как усердного покровителя просвещения, исполнил пожелание хана, за что 18 ноября 1844 года Хан Жангир письменно поблагодарил ученого, отметив отличное исполнение его просьбы во всех отношениях. Книга была издана впервые на территории Евразии при финансовой поддержке Жангир хана. Знакомство с А. Казембеком переросло в дружбу. Они переписывались. На характер их отношений повлияло и то, что они были ровесниками.

В 1844 году ученые Казанского университета высоко оценили разносторонние знания, мысли и суждения хана Жангира. Учитывая, что Жангир много внимания уделяет просвещению, активно участвует в исследованиях по восточной истории, ценя его знания и полезные содействия науке, ученые единодушно поддержали решение избрать его почетным членом Казанского университета. Жангир гордился столь почетным званием. Этой чести хан удостоился и за вклад в материальную базу университета. Жангир подарил библиотеке вуза шесть редких рукописей VIII–XI веков. Он был любителем, искателем и знатоком раритетов в этом роде. В числе материалов, переданных ханом, были, в частности, варианты эпических поэм казахов, передаваемых из уст в уста в народе в течение ряда веков.

Полученный им патент-грамоту об этом он хранил в гостиной в почетной рамке. Корреспондент С.-Петербургской газеты «Северная пчела» (1844) сформулировал свое мнение о хане Жангире в следующих словах: «Невозможно не удивляться, встречая почти неожиданно в степном обитателе владетеля, необузданной тайны, человека с таким образованием, каков Жангир. Суждения его и вообще обращение обнаруживают, что он усвоил себе весьма многое из европейской цивилизации».

жангир хан кто такой. Смотреть фото жангир хан кто такой. Смотреть картинку жангир хан кто такой. Картинка про жангир хан кто такой. Фото жангир хан кто такой

Казанский университет в XIX веке был форпостом российской науки. В университете по сей день работают актовый зал и аудитория юридического факультета, где слушали лекции студенты Лев Толстой, В. Ульянов (Ленин), А. Рыков. На видном месте музея расположены портреты двух выпускников, а в дальнейшем – ректоров Казанского университета: математика, создателя неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевского и химика, создателя теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова. Питомцами Казанского университета являются С. Аксаков, В. Хлебников А. В. Вишневский, А. Е. Арбузов. Абитуриентом университета был А. М. Горький. Здесь довольно рано и часто бывал Федор Шаляпин. Тут имеется комплекс экспонатов выдающегося физиолога, психиатра и психолога В. М. Бехтерева. В Музее истории Казанского университета сохранены редчайшие реликвии прошлого: записная книжка лауреата Нобелевской премии Л. Ландау, автографы лауреатов Нобелевской премии В. Гинзбурга и И. Тамма и много других уникальных экспонатов.

В период становления русско-казахских культурных связей в России расцветала наука и образование. Увеличение количества учебных заведений в XIX веке способствовало распространению образования не только в самой России, но и втягивало в этот процесс национальные окраины.

Возникла потребность в грамотных людях внутри казахского общества. Такая потребность обуславливалась также усилением внешних связей ханства с северным соседом. Хан Жангир действовал активно и неоднократно бывал в С.-Петербурге, Москве, участвовал в коронации императора, посещал Казань, Оренбург, Астрахань.

С целью пропаганды просвещенного образа жизни, Жангир организовывал в ставке собрания знати, призывал отдавать детей учиться. С конца 30-х годов ХIХ века обучение казахских детей и юношей в учебных заведениях России получило общественное признание в Букеевском ханстве. Агитация за обучение детей в российских учебных заведениях стала составной частью политики хана Жангира. Пример самого хана, отдавшего всех своих детей, в том числе девочек, в русские учебные заведения, оказал сильное влияние на население Орды.

Жангир добился разрешения открытия вакансий на принятие молодых казахов в учебные заведения С.-Петербурга, Астрахани, Оренбурга, Казани. Один из образованнейших казахов середины ХIХ века и один из первых выпускников школы Жангира в Орде Мухамбет-Салык Бабажанов, который был избран членом Русского географического общества и награжден большой серебряной медалью (второй казах избранный в члены Русского географического общества после Ш. Уалиханова и первый казах, официально награжденный серебряной медалью за научные труды), писал: «До 1801 года казахам слово «письмо» было непонятно. Оно представлялось каким-то баснословным действием как, например, парение в воздухе. С этого времени, то есть с перехода на правую сторону Урала, у нас стали понимать, что письмо не миф, что в иных случаях оно могущественнее словесного выражения желания».

Образовательная программа хана и цель открытия школы отражены в его письме правителю рода Ч. Нуралиеву. В 1841 году Жангир писал: «Я уверен, что вы употребите надлежащие старания и вразумления родных и друзей ваших и всех, кого следует, что если и ныне науки приносят столь великую пользу, то внукам нашим хорошо жить без них нельзя будет. Что впредь безграмотных и по-русски не знающих не будут определять на ответственные должности. Нам весьма полезно и выгодно иметь лекарей из казахов. Всякое старание, всякая издержка денежных средств принесут во сто раз более плода, если они будут употреблены на обучение юношества. Лучше употребить денег на развитие наук, благородных идей и честную службу народу».

Усилия хана не были напрасными. Из года в год число желающих учиться в ханской школе в Орде и в других мектебах-школах Букеевского ханства увеличивалось. Достижения в просветительской культурной деятельности в Букеевском ханстве в период правления Жангира оказали влияние и на другие регионы Казахстана.

Источник

Жангир хан: биография правителя

жангир хан кто такой. Смотреть фото жангир хан кто такой. Смотреть картинку жангир хан кто такой. Картинка про жангир хан кто такой. Фото жангир хан кто такой

Жангир хан: YouTube/The2mproduction

Одной из самых примечательных и выдающихся личностей в истории Казахстана по праву считается Жангир хан. Этот правитель обладал управленческим талантом и имел огромную тягу к знаниям. Кто такой хан Жангир? Чем он прославился, какой след оставил в истории? Ответы найдете, дочитав статью до конца.

Жангир хан: биография первого казахского хана-просветителя

Бокейулы Жангир — один из самых известных казахских политических деятелей XIX века. Он родился в 1801 году у Атан-ханым — второй жены основателя хана Букея. Образование Букеевского ханства историки связывают с его именем.

Фактически Букеевское ханство — вассальное кочевое государство в составе Российской империи — существовало с 1801-го по 1845-й. Но некоторые историки утверждают, что держава кочевников прекратила существование после смерти сына и преемника Жангир хана Сахиб-Керея в 1847 году.

Чем примечательна личность хана Жангира? Многие исследователи, изучающие историю и культуру Казахстана, утверждают, что Жангир — это казахский хан-просветитель, который придавал огромное значение образованию и культурному обогащению народа. Он вошел в историю как реформатор.

Рассмотрим подробнее жизненный и политический путь великого Жангира:

Юные годы

С юных лет Жангир понимал, что ему уготовано великое будущее — он станет преемником хана-отца. И обладая гордым и упорным нравом, как и многие представители казахского народа, юноша начал постигать науки.

Можно с уверенностью утверждать, что будущий хан получил отличное по тогдашним меркам образование:

Власть

Жангир — третий по счету казахский хан, управляющий Букеевской Ордой. Несмотря на то что он старший сын и наследник Букея, управлять общиной Жангир не мог до 22 лет. Отец умер, когда мальчику едва исполнилось 14 лет. Взять на себя бразды правления он не мог, поэтому фактически Внутренней Ордой до его совершеннолетия управлял родной дядя Шигай.

После достижения Жангиром зрелости император Александр I назначил его ханом Букеевского ханства. Период правления хана Жангира в казахском государстве составляет почти 22 года. Почетный пост Жангир занимал с 1823-го по 1845-й год.

Семья

Жангир был не только умелым правителем, но и любящим семьянином. У хана было три жены-красавицы — Юзум, Фатима и Салиха.

жангир хан кто такой. Смотреть фото жангир хан кто такой. Смотреть картинку жангир хан кто такой. Картинка про жангир хан кто такой. Фото жангир хан кто такой

Жангир хан со своей женой: Facebook/Кочевники Великой степи

Любимые женщины подарили правителю 11 потомков: восемь сыновей и трех дочерей. Один из старших сыновей, Сахиб-Керей, по слухам, был любимчиком Жангира. Поэтому он унаследовал ханские полномочия после смерти великого правителя. Также вошло в историю имя самой старшей дочери хана — Зулейхи: она вышла замуж за видного политического деятеля, потомка татарского дворянства, полковника Александра Тевкелева.

Смерть

Смерть настигла хана рано: он скончался в возрасте 44 лет. Исторические источники выдвигают три версии скоропостижной смерти великого Жангира:

О том, что хан и его Орда стали неугодны русским правителям, свидетельствует и тот факт, что приемник Жангира, его 16-летний сын Сахиб-Керей внезапно погиб по пути домой из Петербурга. После этого ханский титул упразднили, а главным органом власти в ханстве стал Временный совет.

Жангир хан — великий реформатор

Некоторые историки утверждают, что Жангир обладал достаточно жестким нравом. Не лишенный честолюбия хан пытался усилить свою власть в Орде, ориентируясь на русскую самодержавную модель государственного правления. Но надо отдать хану должное — он многое сделал для своего народа:

Реформа образования

В период становления Букеевская Орда находилась на невысоком культурном уровне развития. Кочевой образ жизни не способствовал внедрению школьного образования. Сам хан, получивший достаточно неплохое образование, был уверен, что знания — ключ к улучшению благосостояния и укреплению позиций казахского народа на политической арене.

Когда хан начал посещать Казанский университет, то стал все чаще задумываться над идеей создания института образования во Внутренней Орде. Вот несколько действенных шагов, которые предпринял Жангир, чтобы улучшить ситуацию с образованием казахов:

За годы правления Жангиру удалось поднять жизнь в Букеевском ханстве на качественно новую ступень. Заслуги хана высоко оценили и его потомки. Недаром Западно-Казахстанский аграрно-технический университет с мая 2003 года носит его имя. Ныне известное и престижное высшее учебное заведение официально именуется ЗКАТУ имени Жангир хана.

жангир хан кто такой. Смотреть фото жангир хан кто такой. Смотреть картинку жангир хан кто такой. Картинка про жангир хан кто такой. Фото жангир хан кто такой

Памятник Жангир хану на фоне ЗКАТУ (пгт Зачаганск, Уральская область): Wikimedia

Реформа социально-экономического устройства

Жангир, как наиболее образованный среди предшествовавших ему казахских правителей, предпринимал попытки укрепить позиции своей державы и улучшить условия жизни народа. Он инициировал ряд нововведений:

Но усилия хана не дали желаемых результатов. Земли на всех не хватало, и чаще она доставалась людям не бедным и со связями. Огромная часть населения не получила права на использование земельных ресурсов. Это и усугубило социальные разногласия.

Народные волнения впоследствии вылились в восстание, предводителями которого стали Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов. Хану Жангиру ничего не оставалось, как обратиться за помощью к русскому правителю и с помощью его вооруженной армии подавить восстание.

Дипломатия Жангир хана

Как известно, Жангир хан фактически пребывал на службе у русского императора. Он был обязан проводить колониальную политику царизма. И хан неукоснительно соблюдал запрет на заселение казахами близлежащих территорий, которые принадлежали Российской империи.

Такая политика вызывала непонимание и возмущение со стороны соплеменников. Конечно, нельзя сказать, что казахский хан был искренним народолюбцем. Но это не умаляет его заслуг в сфере просвещения.

Жангир хан — выдающийся политический и общественный деятель, который много времени и сил посвятил просвещению казахского народа. Новаторские реформы, внедренные на территории Букеевского ханства, имели огромное влияние на развитие других регионов Казахстана.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Первый казахский просвещенный правитель

жангир хан кто такой. Смотреть фото жангир хан кто такой. Смотреть картинку жангир хан кто такой. Картинка про жангир хан кто такой. Фото жангир хан кто такой

жангир хан кто такой. Смотреть фото жангир хан кто такой. Смотреть картинку жангир хан кто такой. Картинка про жангир хан кто такой. Фото жангир хан кто такой

Жангир хан, чьим основным увлечением была наука, а смыслом недолгой жизни – просветительство, опережал первого казахского ученого Шокана Уалиханова на 34 года, первого казахского педагога Ибрая Алтынсарина – на 40 лет и великого казахского мыслителя Абая Кунанбаева – на 44 года.

В этой прописной истине, не раскрученной у нас по непонятной нам причине, я убедился в прошлом году, оказавшись по случайному стечению обстоятельств в Казанском университете. Директор Национальной библиотеки Татарстана, узнав, что я приехал в университетскую библиотеку имени Н.И. Лобачевского, а работаю в Музее истории казахстанской науки РГП «Ғылым ордасы», мне в тот же день посоветовал посмотреть Музей истории Казанского университета и Национальный музей Республики Татарстан.

Оказалось, что в Казанском университете, созданном в 1804 году, работают 10 музеев: археологии, геологии, ботаники, зоологии, этнографии, истории педагогики, истории университета, казанской химической школы, старинных вещей и музей-лаборатория.

В Музее истории Казанского университета на самом видном месте оформлена галерея портретов почетных членов Казанского университета. Рядом с портретами выдающихся деятелей науки и просвещения России я увидел портрет казахского хана Букеевской Орды Жангира. Там, далеко от Казахстана, воздано должное за его заслуги в области науки и просвещения!

Под впечатлением я невольно вспомнил нашу далекую историю о том, что между казахскими и татарскими народами всегда существовали политические, экономические и культурные связи, что мы раньше имели общую государственность, когда в VI–VIII веках казахи и татары входили в состав Тюркского Каганата. Также в XIII–XIV веках земли Поволжья и Казахстана входили в состав Улуса Джучи, известного в истории Золотой Орды. А в XVII–XVIII веках в башкирских восстаниях вместе с татарами участвовали и казахи.

Также в 1730-1750 годах татарский мурза Алексей Тевкелев вел переговоры с предводителями Малого жуза казахов о принятии ими российского подданства. С конца XVIII века и до начала XX века татарские муллы и купцы внесли огромный вклад в просвещение казахов и развитие экономики городов Казахстана с наличием рыночной инфраструктуры.

Известно, что с 1803 года по 1917 год Казань являлась центром учебного округа. Инспекторы Казанского округа курировали и казахские учебные заведения. В Казанском университете и Казанском ветеринарном институте в XIX-ХХ веках училось много казахов, которые впоследствии стали учеными, государственными деятелями.

В фондах профессоров-тюркологов Казанского университета Н.И. Ильминского и Н.Ф. Катанова хранятся документы по этнографии и фольклору казахского народа, полученные ими от просвещенного, на удивление, казахского хана.

Жангир (1801-1845) – последний хан Букеевской орды 1823-1845 годов, сын Букей хана, правнук хана Абулхаира, настоящее имя – Жихангер, что означает «Покоритель мира». Имя человека многое означает и ко многому обязывает: как лодку назовешь, так она и поплывет.

жангир хан кто такой. Смотреть фото жангир хан кто такой. Смотреть картинку жангир хан кто такой. Картинка про жангир хан кто такой. Фото жангир хан кто такой

Букеевская орда тогда занимала территорию в низовьях рек Урал и Волга. В юности он получил начальное образование у домашнего учителя-муллы, затем воспитывался по настоянию отца в семье астраханского губернатора. Там же приобрел знания по административным методам управления ханством. Он имел великолепное образование: знал русский, персидский, арабский и частично немецкий языки. Польза от образования им осознавалась уже в молодые годы, и намерение об открытии у себя в Орде школы высказывалось в то время, когда не было ни одного дома, даже ханской ставки тогда не существовало.

Современники указывают, что Жангир строго придерживался традиций и обычаев своего народа. Он среди своих – кочевник, в ученой среде – ученый. К его суждениям люди прислушивались с особым интересом и вниманием. Он из общества рабской покорности, из среды жалобных песен во время бесконечных кочевок шагнул в общество потенциальных ученых, составляющих мир мыслителей, государственных деятелей России и Европы.

Жангир общался с выдающимися деятелями науки и культуры Евразии. Хана как образованного правителя высоко ценили энциклопедист Александр Гумбольт, ботаник Карл Клаус, химик А. Бергман, профессор Тартуского университета Ф. Гебель, друг А.С. Пушкина С.А. Раевский, этнограф и сподвижник Г. Карелин.

С Жангир ханом поддерживали отношения лингвист и составитель «Толкового словаря» В.И. Даль, профессор Казанского университета Карл Фукс, государственный деятель Н. Мусин-Пушкин, ученый-путешественник Е. Ковалевский, известные востоковеды В. Григорьев и П. Небольсин, географы Я.В. и Н.В. Ханыковы, антрополог А. Харузин.

Жангир первым из казахских ханов понял, что нельзя более или менее эффективно защищать интересы народа без определенного приобщения к знаниям, к просвещению и культуре. Хан издал предписание, обязывающее правителей родов и старших крупных родовых отделений собирать средства на строительство мечетей с начальными школами – мектебами. Это нашло должное понимание у казахского населения.

Уже к середине 30-х годов XIX века Жангир обдумывает возможность организации центральной школы в ханской ставке. По его замыслу она должна была готовить детей к поступлению в российские специальные учебные заведения. Открытие этой школы состоялось в ханской ставке Орды в 1841 году. Затраты на содержание школы хан взял на себя. До самой смерти, то есть до 1845 года, хан содержал школу за счет своих доходов, сам экзаменовал обучавшихся. По существу он был первым учителем школы, а его помощником в школьном деле – татарин Садриддин Аминов.

Эта школа была единственной в то время во всем Казахстане, следовательно, Жангир был первым казахским просветителем. Школа хана способствовала пробуждению у казахского населения определенной тяги к грамоте, образованию и связи с культурой.

Выпускники школы, оканчивающие Оренбургский кадетский корпус, получали, кроме знаний, офицерские чины. Школа сыграла немаловажную роль в общекультурном движении в Казахстане. Жангир писал: «Я объявляю, что наши дети, обучаясь, узнают все науки для доброго служения обществу. Все это меня радует, ибо доступ к образованию – великое счастье для моего народа».

Жангир хан был сторонником оседлой жизни, ввел частную собственность на землю. Чтобы поднять уровень товарооборота и привлечь большее количество купцов, его торговая политика была направлена на организацию ярмарок. Он в 1832 году в Букеевской Орде организовал торговую ярмарку, создал медицинские отделения, аптеку (1838), архив, карту ханства.

Казанский университет в XIX веке был форпостом российской науки. Поэтому взоры хана были обращены на Казань – университетский город, центр учебного округа, куда территориально относилась Букеевская Орда.

В 1826 году хан Букеевской Орды Жангир на обратном пути из Москвы, куда он был приглашен на коронацию царя Николая I, прибыл в Казань. Жангир начал свое пребывание в Казани с университета. Профессор Карл Фукс рассказывает, что Жангир, осматривая Казанский университет, задавал вопросы скромно, осторожно. Внимание его особенно было привлечено собранием арабских и татарских монет, причем он с удовольствием рассматривал многие арабские и татарские манускрипты, красиво писаные алкораны и печатные книги. Затем хану объяснили назначение глобуса. В зоологическом кабинете Жангир рассматривал чучела птиц и искал кречета, с которым казахи любят охотиться. В разговоре с Карлом Фуксом Жангир высказывал пожелание, чтобы оба его сына, когда подрастут, воспитывались в Казанском университете. «Придет время, – говорил он, – когда наши казахи станут учиться у себя в собственной школе!»

Сопровождавший хана Карл Фукс написал статью «Пребывание в Казани киргизского хана Джангира», опубликовал ее и выслал в Букеевскую Орду.

Жангир хан имел тесные личные контакты с первыми ректорами Казанского университета Карлом Фуксом и Н.И. Лобачевским, состоял в переписке с ними, был меценатом вуза, очень многое сделал, чтобы казахская молодежь могла там обучаться. Он занимался изучением народного творчества и сбором родословных книг казахов, сам написал ряд эпических произведений.

Хан не прерывал контактов с университетом. В 1839 и 1844 годы вновь посетил Казань и подарил библиотеке университета 6 ценных древних рукописей на арабском, персидском и тюркском языках, пополнив фонд библиотеки восточного факультета. Незадолго до своей смерти Жангир отправил в дар университетской библиотеке три редких рукописных сочинения на персидском языке. Во время последнего посещения 1844 года он был на многих обедах, балах и на литературном вечере у Карла Фукса.

Находясь в Казани, хан Жангир обратился с просьбой к профессору Казанского университета, знаменитому востоковеду Казым Беку, оказать содействие в издании важной для мусульман книги. Он подготовил и издал древнее арабское сочинение «Мюхтесерюль-викгает» («Сокращенное законоведение»), которое считают во всех мусульманских школах-мектебах классическим сочинением. Казым Бек, почитая Жангира как усердного покровителя просвещения, исполнил пожелание хана, за что 18 ноября 1844 года Хан Жангир направил ученому благодарственное письмо, отметив отличное исполнение его просьбы во всех отношениях. Книга была издана впервые на территории Евразии при финансовой поддержке Жангир хана. Знакомство с А. Казембеком переросло в дружбу. Они переписывались. На характер их отношений повлияло и то, что они были ровесниками.

В 1844 году ученые Казанского университета высоко оценили разносторонние знания, мысли и суждения хана Жангира. Учитывая, что Жангир большое внимание уделяет просвещению, активно участвует в исследованиях по восточной истории, ценя его знания и полезные содействия науке, ученые единодушно поддержали решение избрать его почетным членом Казанского университета. Жангир гордился столь почетным званием. Этой чести хан удостоился и за вклад в материальную базу университета. Жангир подарил библиотеке вуза шесть редких рукописей VIII-XI веков. Он был любителем, искателем и знатоком раритетов в этом роде. В числе материалов, переданных ханом, были, в частности, варианты эпических поэм казахов, передаваемых из уст в уста в народе в течение ряда веков.

Полученный им патент-грамоту об этом он хранил в гостиной в почетной рамке. Корреспондент С.-Петербургской газеты «Северная пчела» (1844) сформулировал свое мнение о хане Жангире в следующих словах: «Невозможно не удивляться, встречая почти неожиданно в степном обитателе владетеля, необузданной тайны, человека с таким образованием, каков Жангир. Суждения его и вообще обращение обнаруживают, что он усвоил себе весьма многое из европейской цивилизации».

В Казанском университете по сей день работают актовый зал и аудитория юридического факультета, где слушали лекции студенты Лев Толстой, В. Ульянов (Ленин), А. Рыков. На видном месте музея расположены портреты двух выпускников, а в дальнейшем ректоров Казанского университета: математика, создателя неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевского и химика, создателя теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Питомцами Казанского университета являются С. Аксаков, В. Хлебников, А.В. Вишневский, А.Е. Арбузов. Абитуриентом университета был А.М. Горький. Здесь довольно рано и часто бывал Федор Шаляпин. Тут имеется комплекс экспонатов выдающегося физиолога, психиатра и психолога В.М. Бехтерева. В Музее истории Казанского университета сохранены редчайшие реликвии прошлого: записная книжка лауреата Нобелевской премии Л. Ландау, автографы лауреатов Нобелевской премии В. Гинзбурга и И. Тамма и много других уникальных экспонатов.

В период становления русско-казахских культурных связей в России расцветала наука и образование. Увеличение количества учебных заведений в XIX веке способствовало распространению образования не только в самой России, но и втягивало в этот процесс национальные окраины.

жангир хан кто такой. Смотреть фото жангир хан кто такой. Смотреть картинку жангир хан кто такой. Картинка про жангир хан кто такой. Фото жангир хан кто такой

Первая русско-казахская школа в поселке Урда (бывшая ханская ставка)

Возникла потребность в грамотных людях внутри казахского общества. Такая потребность обуславливалась также усилением внешних связей ханства с северным соседом. Хан Жангир действовал активно и неоднократно бывал в С.-Петербурге, Москве, участвовал в коронации императора, посещал Казань, Оренбург, Астрахань.

С целью пропаганды просвещенного образа жизни Жангир организовывал в ставке собрания знати, призывал отдавать детей учиться. С конца 30-х годов ХIХ века обучение казахских детей и юношей в учебных заведениях России получило общественное признание в Букеевском ханстве. Агитация за обучение детей в российских учебных заведениях стала составной частью политики хана Жангира. Пример самого хана, отдавшего всех своих детей, в том числе девочек, в русские учебные заведения, оказал сильное влияние на население Орды.

Жангир добился разрешения открытия вакансий на принятие молодых казахов в учебные заведения С.-Петербурга, Астрахани, Оренбурга, Казани. Один из образованнейших казахов середины ХIХ века и один из первых выпускников школы Жангира в Орде Мухамбет-Салык Бабажанов, который был избран членом Русского географического общества и награжден большой серебряной медалью (второй казах, избранный в члены Русского географического общества после Ш. Уалиханова, и первый казах, официально награжденный серебряной медалью за научные труды), писал: «До 1801 года казахам слово «письмо» было непонятно. Оно представлялось каким-то баснословным действием как, например, парение в воздухе. С этого времени, то есть с перехода на правую сторону Урала, у нас стали понимать, что письмо не миф, что в иных случаях оно могущественнее словесного выражения желания».

Образовательная программа хана и цель открытия школы отражены в его письме правителю рода Ч. Нуралиеву. В 1841 году Жангир писал: «Я уверен, что вы употребите надлежащие старания и вразумления родных и друзей ваших и всех, кого следует, что если и ныне науки приносят столь великую пользу, то внукам нашим хорошо жить без них нельзя будет. Что впредь безграмотных и по-русски не знающих не будут определять на ответственные должности. Нам весьма полезно и выгодно иметь лекарей из казахов. Всякое старание, всякая издержка денежных средств принесут во сто раз более плода, если они будут употреблены на обучение юношества. Лучше употребить денег на развитие наук, благородных идей и честную службу народу».

Усилия хана не были напрасными. Из года в год число желающих учиться в ханской школе в Орде и в других мектебах-школах Букеевского ханства увеличивалось. Достижения в просветительской культурной деятельности в Букеевском ханстве в период правления Жангира оказали влияние и на другие регионы Казахстана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *