жедепом что это такое
Жё-де-пом
Игра получила распространение в XIII—XIV вв. во Франции, Италии и Англии; только в одном дореволюционном Париже насчитывалось 200 залов для игры в мяч. В XVI веке ей на смену пришёл настоящий теннис, из которого в XIX веке родился современный, или большой теннис. Жё-де-пом также считается прародителем ракетбола и гандбола.
Содержание
Техника игры
Существовали две разновидности: лонг-пом (длинный пом) и курт-пом (короткий пом). Площадка для лонг-пома открытая, 60-80×14 м, разделена верёвкой на высоте 1 м, партия — 5-7 игр; для курт-пома — зал 28,5×9,5 м, высота не менее 7 м, высота сетки 0,92 м в центре и 1,5 м по краям, партия — из 6 игр.
Мяч из двух пробковых полушарий, обтянут мягкой тканью, диаметр около 6 см, вес 16-20 г (лонг-пом) и 60-65 г (курт-пом). Способ подсчета очков, принятый в игре (15, 30, 40, игра) используется в современном теннисе.
Спортивная дисциплина
Проводились соревнования одиночные и командные (в команде 2, 4 или 6 человек).
Жё-де-пом (курт-пом) входил в программу Олимпийских игр 1908, на Олимпийских играх 1928 проводились показательные выступления.
Клятва в зале для игры в мяч
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Жё-де-пом» в других словарях:
помёрзнуть — помёрзнуть, помёрзну, помёрзнем, помёрзнешь, помёрзнете, помёрзнет, помёрзнут, помёрз, помёрзла, помёрзло, помёрзли, помёрзни, помёрзните, помёрзший, помёрзшая, помёрзшее, помёрзшие, помёрзшего, помёрзшей, помёрзшего, помёрзших, помёрзшему,… … Формы слов
помёрзлый — помёрзлый, помёрзлая, помёрзлое, помёрзлые, помёрзлого, помёрзлой, помёрзлого, помёрзлых, помёрзлому, помёрзлой, помёрзлому, помёрзлым, помёрзлый, помёрзлую, помёрзлое, помёрзлые, помёрзлого, помёрзлую, помёрзлое, помёрзлых, помёрзлым, помёрзлой … Формы слов
помётный — помётный, помётная, помётное, помётные, помётного, помётной, помётного, помётных, помётному, помётной, помётному, помётным, помётный, помётную, помётное, помётные, помётного, помётную, помётное, помётных, помётным, помётной, помётною, помётным,… … Формы слов
помёрзнуть — помёрзнуть, помёрзну, помёрзнет; прош. помёрз (устарелое помёрзнул), помёрзла, помёрзло, помёрзли; прич. помёрзший и помёрзнувший; дееприч. помёрзнув … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ПОМ — пневматическая отсадочная машина для обогащения каменного угля энерг. ПОМ передающий оптический модуль передающий оптоэлектронный модуль техн., физ. ПОМ план оперативной маскировки … Словарь сокращений и аббревиатур
ПОМЁТЫВАТЬ — 1. ПОМЁТЫВАТЬ1, помётываю, помётываешь, несовер. (разг.). Метать (см. метать1 в 1 знач.) понемногу, от времени до времени. Помётывать копья. 2. ПОМЁТЫВАТЬ2, помётываю, помётываешь, несовер. (разг.). Метать (см. метать2) понемногу, от времени до… … Толковый словарь Ушакова
ПОМЁТЫВАТЬ — 1. ПОМЁТЫВАТЬ1, помётываю, помётываешь, несовер. (разг.). Метать (см. метать1 в 1 знач.) понемногу, от времени до времени. Помётывать копья. 2. ПОМЁТЫВАТЬ2, помётываю, помётываешь, несовер. (разг.). Метать (см. метать2) понемногу, от времени до… … Толковый словарь Ушакова
пом — paume f. устар. Игра в мяч, напоминающая лапту. Танцы был некогда приятным и для здоровья полезным упражнением, как верховая езда, фехтование, игра в волан или в пом: тогда мог всякий без претензий в них участвовать. Вигель Зап. 1 64. Длинный пом … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПОМЁРЗНУТЬ — ПОМЁРЗНУТЬ, помёрзну, помёрзнешь, прош. вр. помёрз, помёзла, совер. (к померзать) (разг.). То же, что вымерзнуть (см. вымерзать в 1 знач.). Все яблони в саду померзли. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
пом. — пом. помещ. помещение пом. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. помещ. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. пом пом … Словарь сокращений и аббревиатур
жё де пом
Полезное
Смотреть что такое «жё де пом» в других словарях:
помёрзнуть — помёрзнуть, помёрзну, помёрзнем, помёрзнешь, помёрзнете, помёрзнет, помёрзнут, помёрз, помёрзла, помёрзло, помёрзли, помёрзни, помёрзните, помёрзший, помёрзшая, помёрзшее, помёрзшие, помёрзшего, помёрзшей, помёрзшего, помёрзших, помёрзшему,… … Формы слов
помёрзлый — помёрзлый, помёрзлая, помёрзлое, помёрзлые, помёрзлого, помёрзлой, помёрзлого, помёрзлых, помёрзлому, помёрзлой, помёрзлому, помёрзлым, помёрзлый, помёрзлую, помёрзлое, помёрзлые, помёрзлого, помёрзлую, помёрзлое, помёрзлых, помёрзлым, помёрзлой … Формы слов
помётный — помётный, помётная, помётное, помётные, помётного, помётной, помётного, помётных, помётному, помётной, помётному, помётным, помётный, помётную, помётное, помётные, помётного, помётную, помётное, помётных, помётным, помётной, помётною, помётным,… … Формы слов
помёрзнуть — помёрзнуть, помёрзну, помёрзнет; прош. помёрз (устарелое помёрзнул), помёрзла, помёрзло, помёрзли; прич. помёрзший и помёрзнувший; дееприч. помёрзнув … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ПОМ — пневматическая отсадочная машина для обогащения каменного угля энерг. ПОМ передающий оптический модуль передающий оптоэлектронный модуль техн., физ. ПОМ план оперативной маскировки … Словарь сокращений и аббревиатур
ПОМЁТЫВАТЬ — 1. ПОМЁТЫВАТЬ1, помётываю, помётываешь, несовер. (разг.). Метать (см. метать1 в 1 знач.) понемногу, от времени до времени. Помётывать копья. 2. ПОМЁТЫВАТЬ2, помётываю, помётываешь, несовер. (разг.). Метать (см. метать2) понемногу, от времени до… … Толковый словарь Ушакова
ПОМЁТЫВАТЬ — 1. ПОМЁТЫВАТЬ1, помётываю, помётываешь, несовер. (разг.). Метать (см. метать1 в 1 знач.) понемногу, от времени до времени. Помётывать копья. 2. ПОМЁТЫВАТЬ2, помётываю, помётываешь, несовер. (разг.). Метать (см. метать2) понемногу, от времени до… … Толковый словарь Ушакова
пом — paume f. устар. Игра в мяч, напоминающая лапту. Танцы был некогда приятным и для здоровья полезным упражнением, как верховая езда, фехтование, игра в волан или в пом: тогда мог всякий без претензий в них участвовать. Вигель Зап. 1 64. Длинный пом … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПОМЁРЗНУТЬ — ПОМЁРЗНУТЬ, помёрзну, помёрзнешь, прош. вр. помёрз, помёзла, совер. (к померзать) (разг.). То же, что вымерзнуть (см. вымерзать в 1 знач.). Все яблони в саду померзли. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
пом. — пом. помещ. помещение пом. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. помещ. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. пом пом … Словарь сокращений и аббревиатур
Словари
ЖЁ Д’АНТРАКТ * jeu d’entractes. театр. Игра в антрактах. К число странностей Дидро относится мысль. что полежно каждому акту давать особое заглавие. что в антрактах действие должно продолжаться за сценою (!). Этою неудачною мыслию впоследствии воспользовался Бомарше, с своими «jeux d’entractes», забывая, вместе с Дидро, что у зрителя, кроме души, естьт ноги и спина. А. И. Урусов Натурализм.
ЖЁ Д’ЭСКРИМ * jeu d’escrime. Фехтовальный поединок. перен. Он <граф> любил вмешиваться в их <энциклопедистов> прения, которыя называл «jeu d’escrime», но был одинаково равнодушен к теориям Руссо, Вольтера или Гельвеция. Толычева Предания Золотого клада. РВ 1880 4 414.
ЖЁ ДЕ БУЛЬ * jeu de boule. Игра в мяч. У нас был небольшой садик, в котором мы могли играть в кегли или в jeu de boule, причем во время последнего поднимался такой гам, на который способны только французы и южане. Кропоткин Зап. 412.
ЖЁ ДЕ ГЕР * jeu de guerre. Помимо огромного числа игр, в которых используются обычные карты, существуют и такие, где играют специальными картами. Здесь представлены три такие карты из французской колоды 18 века, служившие для игры под названием «же де гер» военная игра. Они <изображенные карты> соответствуют семерке, восьмерке и девятке треф в современной колоде. Семерка треф. Изобржаение осдаы города. Вайкс 114-115.
ЖЁ ДЕ КАТР КУЭН * jeu de quatre coins. В виде четырехугольника. 1896. Дирижер 185. Обманчивый круг (фигура котильона). Кавалер-кондуктор выбирает трех дам, которых вместе со своею ставит в некотором расстоянии одну от другой, как в игре в четыре угла (Jeu de quatre coins). Целлариус 1948 82.
ЖЁ ДЕ МО * jeu de mots. Игра слов, основанная на каламбурном их сближении. Знаете, ведь название его лошади <победа> очень удобный повод для нескончаемых jeux de mots! И. Тасм В молодые годы. // РВ 1891 2 Прил. 75.
ЖЁ ДЕ ПОМ * jeu de paume.
Словари
11336 же
1. Употребляется при противопоставлении предложений, соответствуя по значению союзу: а.
Употребляется при выделении или при подчеркивании значения слова, после которого стоит.
1. противительный. В повествовательной речи обозначает противопоставление двух предложений, близко по значению к союзу а в 1 знач. Врач велел мне бросить курить, сам же две коробки в день выкуривает. Старики сидят дома, дети же ушли гулять.
|| После первого слова реплики увеличивает силу выражения, близко по значению к «ведь». Ты же хотел итти, а теперь почему-то раздумал.
2. присоединительный. Присоединяет вводное предложение (срн. союз а во 2 знач.). С тех пор, как я его знаю, знаю же я его с детства, я не переставал дружишь с ним.
|| Усиливает значение первого или в смысловом отношении наиболее важного слова реплики (разг.). Хорошо же ты ему ответил, нечего сказать. Ну и хитер же ты, братец мой. Ведь выдумает же! Есть же такие мерзавцы на свете!
1. союз. Употр. при противопоставлении двух предложений в знач. союза «а» (в 1 знач.). Я уезжаю, товарищ же остаётся.
2. союз. Употр. для присоединения вставного предложения. Когда мы приехали (приехали же мы летом), стояла солнечная погода.
3. частица. Подчеркивает сказанное с нек-рым оттенком раздражения, недовольства по поводу того, что приходится говорить об известном, очевидном, повторять сказанное, напоминать или требовать снова. Ты же знаешь, что этого нельзя делать. Я же не спорю, не нужно сердиться. Дождь же, надень плащ.
4. частица. Выражает полное совпадение, идентификацию. Всё те же лица. Остался там же, где был. Погода такая же, как вчера.
ЖЕ неизм.; ср. Название буквы «ж».
ЖЕ, Ж (после слов, оканчивающихся на гласный звук), частица и союз.
1. Употр. для смыслового выделения, подчеркивания значения слова, после которого ставится. На первом же экзамене провалился. Всё выяснилось в тот же день. Ну и пуглив же ты! Дайте же мне сказать! Да не кричите же так! // Употр. для подчёркивания, усиления смысла сказанного (при сопоставлении, противопоставлении); ведь. Что ты стоишь? Тебя же ждут! Что ты в этом понимаешь? Ты же не специалист. Людям это не под силу, они же не боги!
2. После указательного местоимения и наречия употребляется для подчёркивания полного совпадения с тем, о чём ведётся повествование, или подчёркивания постоянства, неизменности чего-л. Снится один и тот же сон. Я живу всё там же. На тебе точно такой же пиджак, как у меня. А ты всё такой же, не изменился!
1. Употр. для противопоставления одного предложения другому. Так было ещё вчера, сегодня же всё разительно переменилось. Он предложил гостю кресло, сам же уселся на диване. Многие любят его, другие же считают чуть ли не чудаком.
2. Присоединяет одно предложение, содержащее какие-л. дополнительные сведения, к другому. Это наш бригадир, он же председатель профкома. Когда мы вышли из дому (вышли же мы довольно рано), стояла уже изрядная жара.
◊ Всё ж; Всё же. Тем не менее, всё-таки. Всё ж он прав! Как же! Разг. Как бы не так! Позвонит он, как же!
же (жес), группа индейских народов (бороро, кайнганг, канела и др.) в Бразилии. Численность около 40 тыс. человек (1995). Языки семьи же. Сохраняют традиционные верования.
нескл., ср. Название буквы „ж».
Употребляется для соединения противопоставляемых или сопоставляемых предложений.
Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину. Куприн, Поединок.
Работа эта шла внутри острога, снаружи же, у ворот, стоял, как обыкновенно, часовой с ружьем. Л. Толстой, Воскресение.
Употребляется для присоединения предложений, содержащих добавочные сообщения, пояснения и т. п. по поводу того, о чем сообщается в первом предложении.
По обе стороны переулка шел плетень, за которым тянулись огороды прилежащих домов; переулок же выходил на мостки через нашу вонючую и длинную лужу, которую у нас принято называть иногда речкой. Достоевский, Братья Карамазовы.
Подполковник Ларри остался при Миллере, Миллер же удерживался в Архангельске только благодаря общей обстановке того времени. Н. Никитин, Северная Аврора.
и ж, частица усилит.
1. Употребляется для усиления, подчеркивания значения слова, после которого ставится, а также для усиления смыслового содержания (утверждения, вопроса, побуждения и пр.) высказываемого.
Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Лермонтов, Бородино.
Но на первом же шагу встречается препятствие. Салтыков-Щедрин, Губернские очерки.
[Маша:] Дайте же мне сесть! Расселись тут с картами. Чехов, Три сестры.
И как же неуютна и пуста показалась мне комната, в которой я прожила столько лет! Каверин, Два капитана.
2. Употребляется после местоимений и местоименных наречий для подчеркивания одинаковости, сходства или неизменности, постоянства чего-л.
Такая же погода. Такой же климат. Этот же человек. Жить все там же. Приехать тогда же.
[Григорий:] Все тот же сон! возможно ль? в третий раз! Проклятый сон! Пушкин, Борис Годунов.
В отряде остались те же собаки: Леший и Альпа. Арсеньев, Дерсу Узала.
Над пухлой спинкой кожаного кресла седая голова флагмана. Напротив, в таком же кресле, флаг-капитан. Лавренев, Стратегическая ошибка.
част. 1) а, но (употр. после местоим. тот и в конце некот. слов); 2) повелительная частица.
очень усилительная частица.
(К. Паустовский. «Рассказы о Бабеле»).
* Старый одесский портной делится с другом:
— Если би я бил цар, я би бич его богаче.
— Я би еще же немножечко шил.
же 1, нескл., ср. (название буквы)
предл, кол-во синонимов: 3
название восьмой буквы русского алфавита
союз обозначает противопоставление одного предложения другому
Петя ушел в отпуск, мне же пришлось работать одному.
союз, присоединяет вставное предложение
частица служит для эмоционального выделения, подчёркивания
Что же вы не сообщили свой адрес?
Я же не знал, что так будет.
частица служит для обозначения тождества, одинаковости
Это тот же самый человек.
Это то же, что вы видели в магазине.
Общеслав. Исходная форма *ge. Того же корня, что и го в сербо-хорв. него «однако, а, нежели»; g > ж (см. ждать). См. нежели.
ЖЕ I jais m. Жэ (стеклярус), дешевый черный камень, единственная допускаемая модой отделка полутраурных костюмов. Жэ в виде бус, смешанных со стальным бисером, составляет красивую отделку шляп и пелерин, образуя настоящий дождь темного огня. 1892. Г. Прево Иск. одеваться 98. // Кирсанова 1995 261. Аграфы из же. Модистка 1888. Малиновое бархатное <платье> с черными jais. 1897. Барятинский Потомки 60.
1. Символ ускорения свободного падения. См. Ж. Перегрузки при высшем же пилотаже реактивного истребителя достигают 9 g. Некрупный человек весит шесть центнеров. М. Веллер Самовар. // ДЕ 1997 3 35.
2. В названии системы абсолютных единиц физической системы измерения CGS., сэ-жэ-эс (сантиметр-грамм-секунда). Коренблит 1934 1 463.
ЖЕ III В названии немецкой ноты G соль, произносимой на французский манер. Потом разговор необыкновенно быстро свернули на пение, причем дьячок уже стал утверждать, что цис-дур и же-моль в сущности одно и то же <Же-моль (вернее: ге-моль. Прим. коммент.>. В. А. Слепцов Спевка. // Миньона 103.
— Группа индейских народов (бороро, каинганг, канела и др.) в Бразилии.
— Группа индейских народов (бороро, каинганг, канела и др.) в Бразилии.
2. филос. Не является ли понятие «я сам» скорее нормой, оправдывающей употребление определенных, отличающихся друг от друга понятий, таких, как: свое ( Soi ), я (Je), мое ( Moi ), душа ( âme). Бахтинология 68.
ЖЁ Д’АНТРАКТ * jeu d’entractes. театр. Игра в антрактах. К число странностей Дидро относится мысль. что полежно каждому акту давать особое заглавие. что в антрактах действие должно продолжаться за сценою (!). Этою неудачною мыслию впоследствии воспользовался Бомарше, с своими «jeux d’entractes», забывая, вместе с Дидро, что у зрителя, кроме души, естьт ноги и спина. А. И. Урусов Натурализм.
ЖЁ Д’ЭСКРИМ * jeu d’escrime. Фехтовальный поединок. перен. Он <граф> любил вмешиваться в их <энциклопедистов> прения, которыя называл «jeu d’escrime», но был одинаково равнодушен к теориям Руссо, Вольтера или Гельвеция. Толычева Предания Золотого клада. РВ 1880 4 414.
ЖЁ ДЕ БУЛЬ * jeu de boule. Игра в мяч. У нас был небольшой садик, в котором мы могли играть в кегли или в jeu de boule, причем во время последнего поднимался такой гам, на который способны только французы и южане. Кропоткин Зап. 412.
ЖЁ ДЕ ГЕР * jeu de guerre. Помимо огромного числа игр, в которых используются обычные карты, существуют и такие, где играют специальными картами. Здесь представлены три такие карты из французской колоды 18 века, служившие для игры под названием «же де гер» военная игра. Они <изображенные карты> соответствуют семерке, восьмерке и девятке треф в современной колоде. Семерка треф. Изобржаение осдаы города. Вайкс 114-115.
ЖЁ ДЕ КАТР КУЭН * jeu de quatre coins. В виде четырехугольника. 1896. Дирижер 185. Обманчивый круг (фигура котильона). Кавалер-кондуктор выбирает трех дам, которых вместе со своею ставит в некотором расстоянии одну от другой, как в игре в четыре угла (Jeu de quatre coins). Целлариус 1948 82.
ЖЁ ДЕ МО * jeu de mots. Игра слов, основанная на каламбурном их сближении. Знаете, ведь название его лошади <победа> очень удобный повод для нескончаемых jeux de mots! И. Тасм В молодые годы. // РВ 1891 2 Прил. 75.
ЖЁ ДЕ ПОМ * jeu de paume.
Что такое метавселенная и когда она появится
Технологические корпорации считают, что интернет в его нынешнем виде станет неактуальным уже в обозримом будущем. На его место придет метавселенная — глобальное виртуальное пространство, в котором можно будет жить, работать, встречаться с друзьями и заниматься всеми прочими повседневными делами.
В идеале это что-то вроде мира «Матрицы» или, если подобрать менее депрессивный пример, «Оазиса» из «Первому игроку приготовиться». Но возможны и более приземленные варианты вроде уже существующих экосистем. Отдельные компании делают на метавселенные большую ставку: взять тот же бывший холдинг Facebook, который недавно переименовался в Meta.
В этой статье расскажу, как будет работать метавселенная, зачем она нужна и насколько реально ее появление в ближайшие годы.
Курс о больших делах
Что такое метавселенная
Обратимся к литературным истокам. Слово metaverse придумал фантаст Нил Стивенсон для своего киберпанк-романа «Лавина» (Snow Run) — там так называлась трехмерная виртуальная реальность, охватившая весь мир. В ней люди работали и проводили свободное время: главный герой, например, в реальной жизни был простым разносчиком пиццы. Зато в метавселенной — крутым ниндзя-хакером.
Этот роман популяризировал слово «аватар» и сам феномен глобальных виртуальных миров. И хотя будущее у Стивенсона описано как антиутопия, идея эдакой «второй жизни» в компьютерном пространстве с тех пор захватила ученых, программистов и писателей.
Какого-то общего определения у метавселенной пока нет. Венчурный инвестор Мэттью Болл, автор объемного эссе об этом феномене, определяет его как «обширную сеть постоянных, визуализируемых в реальном времени трехмерных миров и симуляций, которые поддерживают непрерывность идентичности, объектов, истории, платежей и прав и могут быть испытаны синхронно практически неограниченным числом пользователей, каждый из которых обладает индивидуальным ощущением присутствия».
На сайте Meta определение звучит полегче: «Набор виртуальных пространств, которые вы можете создавать и исследовать вместе с другими людьми, находящимися не в том же физическом пространстве, что и вы».
Тим Суини, глава компании Epic Games, определяет метавселенную как « что-то вроде онлайн игровой площадки, где вы можете в один момент развлекаться с друзьями в Fortnite, а в следующий — смотреть вместе Netflix». Но проще всех выразился Марк Цукерберг, создатель Facebook. Он говорит, что метавселенная — это «объемный интернет».
Действительно, играть в Fortnite с друзьями или смотреть вместе фильм мы можем и сейчас. Принципиальное отличие метавселенной в том, что все игры, приложения и прочие виртуальные «миры» находятся в едином пространстве. Вы, прямо как в «Первому игроку приготовиться», надеваете VR-шлем и отправляетесь в огромную симуляцию, где можно не только развлекаться, но и, скажем, ходить в магазины, учиться или работать в офисе.
Тот же Мэттью Болл назвал 7 основных принципов метавселенной. Она должна:
Зачем нужна метавселенная
Мобильный интернет изменил отношение людей к сети: она стала доступна в любой момент и в любом месте. Метавселенная кажется следующим логичным шагом в развитии интернета.
Как говорит Цукерберг, прелесть метавселенной не в том, что люди начнут активнее взаимодействовать с интернетом — многие и сегодня проводят в сети большую часть времени. Но само взаимодействие станет более органичным. В том смысле, что люди больше не будут смотреть на плоские маленькие экраны — виртуальное пространство станет объемным и осязаемым. Как и люди, с которыми вы общаетесь по сети.
Глава Meta приводит следующий пример возможного использования метавселенной. Например, в своих очках дополненной реальности вы идете в настоящую кофейню, садитесь, берете свой напиток. Один взмах руки — и перед вами оказываются рабочие мониторы, любого размера и в любом количестве. Если хотите, можете даже позвать коллегу, находящегося на другом конце света, и он с помощью своих очков окажется с вами в одном пространстве и будет смотреть на те же самые мониторы.
А еще метавселенная — это совершенно новый способ взаимодействия людей и брендов. Сейчас социальные сети — относительно закрытые системы, которые с помощью сложных алгоритмов решают, какую рекламу и в каком количестве показывать пользователям.
С развитием метавселенной брендам придется креативнее подходить к маркетингу. Ведь это открытый мир, в котором людей не ограничишь новостной лентой: взаимодействие с сетью будет больше напоминать игру в виртуальной реальности, которую можно свободно исследовать. Тим Суини считает, что эпоха закрытых систем вскоре сойдет на нет, а люди поймут, что «в последнее десятилетие [бренды] ими пользовались». В метавселенной компаниям нужно будет стать ближе к пользователям.
В конце концов метавселенная создаст много новых рабочих мест. Компании еще в период пандемии начали активно экспериментировать с дистанционной работой, но с созданием глобального виртуального пространства проблема вовсе исчезнет. Люди смогут посещать офис из любой точки света с помощью очков виртуальной или дополненной реальности.
В этом смысле метавселенная прекрасно отвечает на запрос общества, которое с каждым годом все меньше привязывается к определенным местам на карте. Цукерберг даже называет метавселенную самим близким аналогом телепорта — люди действительно смогут мгновенно перемещаться между пространствами. Пускай и не физически.
К каким сложностям стоит готовиться метавселенной
До того как метавселенная из фантазии превратится в реальность, мегакорпорациям придется как минимум уладить разногласия между собой. Ведь это единое виртуальное пространство, которое может быть создано только общими усилиями крупных брендов и обычных пользователей.
Соответственно, у этой системы должны быть единые стандарты, чтобы разные приложения — даже от конкурирующих компаний — оставались совместимыми друг с другом. В конце концов, метавселенная как виртуальное пространство должна быть сделана на единой платформе, иначе никакой бесшовности не получится.
Сейчас это сложно представить. Например, Apple создала эффективную экосистему внутри своих устройств и приложений — но это закрытый мир, недоступный для разработчиков не из корпорации. И вряд ли подход компании изменится в ближайшее время.
Гигантский объем данных, необходимый для постоянной работы метавселенной, нужно где-то хранить, причем децентрализованно — ведь у метавселенной нет одного конкретного создателя. Найти столько места получится разве что в облачных хранилищах, которыми сейчас активно занимаются мегакорпорации вроде Microsoft и Amazon.
Проблемы могут возникнуть и, например, с общей валютой. Сейчас во многих видеоиграх есть внутренние «деньги», но они никак не совместимы друг с другом и, за редкими исключениями, не переводятся обратно в доллары, евро или рубли.
Помочь стандартизировать покупки в сети могут NFT, невзаимозаменяемые криптографические токены — эдакий сертификат обладания цифровым объектом. Теоретически с помощью них можно будет переносить вещи для вашего аватара из одной игры в другую.
Также для создания метавселенной нужны более продвинутые технологии, чем мы имеем сейчас. Например, пока шлемы виртуальной реальности слишком тяжелые и несовершенные, чтобы можно было с удобством и без вреда для здоровья проводить в них много времени, не говоря уже о полноценной работе или учебе.
То же с устройствами дополненной реальности: в идеале люди будут носить их как обычные очки и использовать в повседневной жизни, при этом по мощности те не должны уступать полноценным персональным компьютерам. Google Glass или Dream Glass — лишь предтечи подобных технологий.
Насколько скоро мы увидим метавселенную
Несмотря на все очевидные сложности и несовершенство технологий, в последние годы фантастический концепт все ближе подбирается к реальности. Создатель Facebook Марк Цукерберг, например, надеется, что уже в течение пяти лет его компания перейдет от социальных сетей к работе над метавселенной. А корпорация Roundhill Investments не так давно основала биржевый фонд для поддержки компаний, занимающихся этим направлением.
На самом деле предшественники метавселенной начали появляться уже давно. Например, еще в 2003 году вышла Second Life — эдакая виртуальная социальная сеть, в которой пользователи могли работать, жить и зарабатывать реальные деньги в полностью цифровом мире. Еще раньше — в 1995 — похожий проект Cybertown позволял людям общаться, покупать и продавать вещи в компьютерном 3D-пространстве. Из более современных примеров можно вспомнить виртуальные школы в Minecraft, где дети учились во время пандемии.
В этих примерах, правда, не идет речи об эффекте присутствия, очень важном для метавселенной. Устройства виртуальной реальности только в последние годы стали достаточно доступными и технологичными, чтобы ими могли пользоваться простые люди. В том числе поэтому разработчики и главы корпораций начали задумываться о создании метавселенной.
Уже сейчас, говорит Марк Цукерберг, люди используют VR-шлем Oculus Quest не только для игр. Они общаются в виртуальных комнатах, занимаются фитнесом в приложениях вроде FitXR, тренируются на боксерском ринге или на танцевальной площадке.
Как и 20 лет назад, ближайшие аналоги метавселенной можно найти в игровой индустрии. Глава Epic Games Тим Суини не просто так озабочен следующим шагом в развитии интернета и социальных сетей. Самая популярная игра его компании — Fortnite — это и есть метавселенная в миниатюре.
В ней уже проводятся концерты популярных исполнителей вроде Трэвиса Скотта, на которых в виртуальном пространстве могут присутствовать одновременно до ста участников. В Fortnite одновременно для всех игроков показывают премьеры трейлеров новых фильмов — так было с «Доводом» Кристофера Нолана. А компания Ferrari добавила в игру свою Ferrari 296 GTB, продемонстрировав, как именно большие бренды могут взаимодействовать с будущей метавселенной.
В Fortnite персонаж из «Очень странных дел» от Netflix может встретиться с героем диснеевских «Звездных войн». Мастер Чиф из Halo, игры Microsoft, делит экран с Кратосом, персонажем из God of War от Sony. Epic Games не словом, а делом сводит конкурирующие компании вместе, показывая начало той самой беспрецедентной совместимости. Это уже давно не игра, а полноценный виртуальный мир, который постоянно меняется и развивается.
Все больше начинает напоминать метавселенную и Roblox. Сегодня это не просто игра, а место досуга, где пользователи создают собственные миры и те самые экспириенсы, о которых писал Болл. Где есть полностью работающая внутренняя экономика, а между разными видами развлечений можно переключаться почти бесшовно.
Та же Epic Games активно борется с закрытостью систем. Компания прямо сейчас судится с Apple из-за того, что та запрещает сторонним разработчикам продавать свои приложения в обход официального магазина. Если Epic Games вдруг выиграет дело — суд уже вынес решение не в пользу игровой студии, но та подала апелляцию, — появится очень любопытный прецедент. А идея метавселенной станет чуть ближе к осуществлению.
До полноценного создания метавселенной — той, которую мы видели в «Первому игроку приготовиться», — пройдет еще немало времени. Генеральный менеджер Epic Games Марк Петит считает, что человечество делает только первые «детские шаги». И описывает процесс как «поедание слона по одной ложке за раз».
Но все же это больше не далекое будущее из научной фантастики. А то, что мы все вполне можем застать и увидеть своими глазами. Вполне вероятно, для следующего поколения всемирная сеть в нынешнем виде станет таким же пережитком прошлого, как для нынешних подростков — домашние телефоны или интернет по карточкам.