желтые жилеты во франции кто это такие
Желтый пресс: что случилось с французским протестным движением за год
Французские «желтые жилеты» 17 ноября отмечают годовщину со дня своего создания. Начавшись со спонтанных акций протеста против повышения цен на топливо, вскоре движение приобрело характер общенациональной стачки против политики французских властей в целом. А к сегодняшнему дню трансформировалось в гражданское движение с социально-ориентированной повесткой. За год протестов «желтым жилетам» удалось вынудить правительство снизить налоги, но борьба за социальную справедливость, где цель далеко не всегда оправдывала средства, стоила экономике Франции миллионы евро убытков, а туристической сфере — сотни тысяч потерянных туристов.
Жилетный инстинкт
17 ноября 2018 года около 280 тыс. человек вышли на улицы по всей Франции в знак протеста против введенного годом ранее повышенного налога на дизель и бензин. Менее чем за год стоимость топлива подросла почти на четверть. И это затронуло как автомобилистов, так и жителей французской сельской глубинки, использующих газ в баллонах для отопления. Символом протеста недовольные избрали автомобильный атрибут — желтый жилет, который по правилам безопасности должен быть в багажнике у каждого.
Протест желтых жилетов в Ницце, Франция, 17 ноября 2018 года
В 2018 году во Франции была самая большая налоговая нагрузка среди всех стран Евросоюза: по данным агентства Eurostat, соотношение суммы налоговых поступлений к объему ВВП составляло 48,4% (даже в зажиточной Дании, известной своими высокими налогами, оно было меньше — 45,9%). При этом в первые два года у власти Эммануэль Макрон, бывший до прихода в политику инвестбанкиром в Rothschild и получивший за это ярлык «президента для богачей», ввел налоговые послабления для бизнеса. На этом фоне неудивительно, что повышение налога на топливо, ударившее по тем, кто и так еле сводил концы с концами, произвело эффект разорвавшейся бомбы.
Уже к началу декабря власти Пятой республики вынужденно пошли на попятную. Эммануэль Макрон объявил полугодовой мораторий на рост цен на топливо, продлив его затем на весь 2019 год. А уже в январе глава Елисейского дворца повысил на €100 минимальный размер оплаты труда, отыграл назад с планировавшимся повышением налогов для некоторых категорий пенсионеров и пообещал не облагать сбором ежегодные премии. А также снизил налогообложение для семей с низким доходом, что обошлось бюджету в €10 млн.
Протестующие в Нанте
Но унять революционный настрой французов президентский вираж влево не помог. Субботние акции протеста стали традиционными, хотя к осени они и сдулись до нескольких тысяч участников.
Обратная сторона медали
Протесты «жилетов» на начальном этапе являли собой моменты небывалой гражданской солидарности — и левые, и правые встали под знамена недовольства политикой правительства. Как восхищенно рассказывали в первые месяцы участники акций, даже дни рождения отмечались прямо на круговых развязках — они стали излюбленным местом протестов в провинции.
— Появление такой солидарности и понимания, что люди, испытывающие финансовые сложности в конце каждого месяца, не только не одиноки, но и представляют собой силу, стало одним из главным достижений «желтых жилетов», — сказал «Известиям» председатель Коллектива гражданских ассоциаций Жан-Клод Буаль. — И такая мобилизация смогла выдвинуть «социальный вопрос» в главное требование к власти, чего не смогли добиться многочисленные профсоюзы.
Но ореола благородных борцов за социальное равенство «жилеты» не получили. Практически сразу их акции переросли в беспорядки, столкновения с полицией и акты вандализма (одной из первых «жертв» стала Триумфальная арка в Париже). На протяжении долгих месяцев шокирующие новости из Франции не переставали держать в напряжении добрую половину человечества: перекрытые автотрассы, горящие баррикады, сожженные машины, разбитые витрины магазинов и кафе вдоль центральных улиц Парижа. Это не всегда было виной самих «жилетов», в основном за погромами стояли члены «черных блоков» — анархического движения, влившегося в ряды протестующих. Но такие тонкости сторонних наблюдателей мало занимали.
На этой неделе Национальная обсерватория по вопросам преступности и уголовного правосудия сообщила, что с ноября прошлого года почти 11 тыс. полицейских и жандармов получили ранения, 25 человек были убиты при исполнении своих обязанностей. Далеко не все случаи были связаны с беспорядками «жилетов», но именно протесты взвинтили нервы полиции до предела. Стражи правопорядка отвечали предсказуемо жестко: за год протестов 23 их участника потеряли зрение от попадания резиновых пуль в глаза, пятеро лишились кистей рук, число раненных превысило несколько тысяч.
Полиция на манифестации 1 мая 2019 года
За год по всей Франции было открыто свыше трех сотен дел, рассматривающих поведение полицейских в ходе подавления протестов «желтых жилетов». И недавно двоих осудили за превышение силы. Но злость полицейских выплеснулась не только на уличных бунтарей, но и против власти. В октябре стражи правопорядка устроили в Париже «марш гнева» против плохих условий труда, недостаточного технического обеспечения и того, что необходимость подавлять протесты целый год сделала полицию парией в глазах народа.
Убыточное предприятие
По данным Французской федерации страховщиков, за первые четыре месяца субботних желтожилеточных протестов страховые претензии достигли €170 млн. И это было еще до масштабного погрома на Елисейских полях в середине марта — тогда были разграблены более 90 магазинов, включая бутики многих мировых брендов класса «люкс».
Как заявили «Известиям» в Национальном институте статистики и экономических исследований Франции, в декабре прошлого года акции «желтых жилетов» замедлили рост ВВП в IV квартале 2018 года на 0,1%.
— Это движение имело последствия для сектора туризма в регионе Иль-де-Франс в виде упавшей посещаемости отелей в декабре 2018. В сферах розничной торговли, аренды жилья и сферы продовольствия после резкого ухудшения делового климата в декабре 2018 года, затем ситуация довольно быстро выправилась. На макроэкономическом уровне краткосрочное воздействие протестов было умеренным или даже ограниченным, — сказал представитель пресс-службы Института Йохан Дварка.
Тем не менее в конце октября министерство финансов Франции заявило о пересмотре давней цели довести число иностранных туристов в 2020 году до 100 млн. Свою роль в недоборе иностранных гостей сыграло и ослабление фунта стерлинга (британцы — одни из самых частых гостей в Британии), признало ведомство, но главным образом туристов отпугнули именно «желтые жилеты».
С улиц в органы местного самоуправления
Осенью группки облаченных в желтые жилеты людей всё еще можно было увидеть на окраинах столичных дорогах. В самом же Париже «жилеты» в последнее время были практически незаметны. В качестве чуть ли не единственного намека на былые протесты остались черные пакеты, которые участники акции наматывали на радары на автотрассах, поделилась своими впечатлениями с «Известиями» жительница парижского пригорода Валери Ле Блан.
Протесты в Париже, ноябрь 2018 года
— Во Франции традиционно очень сильны общественные движения, профсоюзы играют огромную роль. Вчера бастовали пожарные, завтра — сотрудники аэропорта или железной дороги. «Желтые жилеты», конечно, смогли запомниться, но движение уже давно сошло на нет. И вряд ли через год-два о нем кто-то вспомнит, — сказала Валери.
Эксперт по современной Франции из британского Университета Ноттингема Пол Смит, в свою очередь, призвал не списывать «жилетов» полностью со счетов, но отметил, что их изначальная повестка в заметной степени вернулась к более традиционным вещам — например, к дебатам по поводу пенсионной реформы, что порадовало профсоюзы (к слову, уже 5 декабря во Франции намечена забастовка против идей Макрона в этой сфере).
— Конфронтация между обществом и властями осталась, но в той манере, с которой обе могут справиться. А пока в центре политических дебатов оказались иммиграция, светское государство и «столкновение цивилизаций» — то, что, к сожалению, гораздо больше на руку крайне правым, — сказал эксперт «Известиям».
«Желтые жилеты» на акции протеста в Антибах, Франция
По мнению Жан-Клода Буаля, опыт совместных акций был полезен тем, что привел «жилеты» к созданию ассоциаций и сообществ. Еще накануне майских выборов в Европарламент во Франции заговорили о выдвижении партии «желтых жилетов», но тогда они так и не смогли сформировать списки. Зато на местном уровне политическая вовлеченность дала плоды — некоторые активисты движения уже выдвинули свои кандидатуры на грядущие весной 2020 года выборы в органы местного самоуправления.
Кто придумал «желтые жилеты»: Франция бунтует третью неделю
Президент Франции Эммануэль Макрон в срочном порядке созвал всех министров на совещание, чтобы обсудить сложившуюся в связи с протестами и беспорядками обстановку в стране. Царьград собрал все самое главное, что нужно знать о том, почему благополучная Франция вновь разбушевалась
Протесты во Франции, которые продолжаются уже более двух недель, приобретают все более шокирующий размах. Все начиналось в середине ноября с выступлений против повышения цен на топливо, теперь все чаще звучат требования радикальных мер вплоть до отставки правительства и главы государства.
Один из главных символов Франции придется отмывать
Новая волна протестов началась в стране в минувшие выходные. Их характер стал значительно агрессивнее, а последствия, в первую очередь для Парижа и других крупных городов – все плачевнее. Молодые люди, закрывающие лица масками, принялись поджигать автомобили и здания, разбивать витрины магазинов (не обходилось и без грабежей), атаковать полицейских.
Триумфальная арка. Фото: www.globallookpress.com
Пострадала даже Триумфальная арка, которую вандалы «разукрасили» многочисленными граффити. Стражи порядка в долгу не оставались, применяя для противодействия инициаторам беспорядков всевозможные средства: от водометов и резиновых пуль до слезоточивого газа и светошумовых гранат.
Нелепая смерть
#Breaking: Ongoing anti-Government protests and riots in Paris, France, have left over 100 people injured. At least 140 people have been arrested. #Paris #YellowVests pic.twitter.com/3SIzGhrx0l
Число задержанных стражами порядка достигло 680 человек (более 400 из них – в Париже), уже состоялись первые слушания, по итогам которых принято решение 111 правонарушителей оставить под стражей для дальнейших разбирательств. Им будут предъявлены различные обвинения.
Фото: www.globallookpress.com
Непонятно, кто лидер
Главной особенностью этих волнений, движущей силой которых являются «желтые жилеты» (протестующих можно узнать по аварийным жилетам соответствующего цвета), стало то, что за ними вроде как никто не стоит. Ни одна политическая сила не связывает себя тесно с происходящим. Понятно, что в поддержку вышедших на улицы людей традиционно выступают профсоюзы, различные общественные организации, а также Ассоциация фермеров, по которым повышение цен на тот же дизель уже бьет очень больно. Однако все они просто имеют нечто общее с протестующими в претензиях к французским властям, никоим образом не занимаясь координацией самих выступлений.
А претензий этих накопилось действительно немало, и ужесточение налогообложения, которое по задумке президента Эммануэля Макрона должно снизить зависимость Франции от ископаемых, здесь лишь верхушка пирамиды, которая к своему основанию расширяется, пополняясь все новыми требованиями. Это и повышение минимального размера оплаты труда, и снижение пенсионного возраста до 60 лет, и урезание расходов на содержание чиновников, а также ужесточение контроля за прибытием мигрантов в страну.
Макрон отстранился от проблемы
Э. Макрон. Фото: www.globallookpress.com
Сам президент от детальных комментариев старается воздерживаться, ограничившись тем, что назвал действия «желтых жилетов» позорными и портящими имидж страны. Глава государства переложил бремя решения возникших проблем на премьер-министра Эдуара Филиппа. Во Франции это дело, кстати, обычное. Внутриполитические вопросы чаще всего приходится решать именно второму лицу государства, в то время как первое занимается внешней политикой. Правда, Макрон уже отменил свой визит в Сербию. Однако выходить на прямой диалог с протестующими явно не собирается.
#GilletJaunes protesters kicking a riot police officer today in #Paris. Police are firing rubber bullets. Protesters are throwing rocks. Looks messy. pic.twitter.com/tzRIV79NYu
В понедельник, 3 декабря, наконец, премьер-министр встретился с лидерами политических партий и представителей «желтых жилетов». Еще за два дня до этого последние отказывались от встречи, мотивируя отказом в прямой трансляции переговоров. «Нам отказали в трансляции переговоров по телевидению в прямом эфире. В связи с этим мы решили не идти на компромиссы», — заявил в субботу, 1 декабря, один из восьми уполномоченных делегатов Джейсон Герберт.
Тем не менее встреча состоялась, однако ее итоги вряд ли кто-то назовет удовлетворительными. Единственным сколь-нибудь значимым результатом стало решение о проведении парламентских слушаний по обозначенным проблемам, однако один из участников переговоров, лидер правоцентристских республиканцев Лоран Вокье, заявил, что правительство не осознает всей глубины народного гнева. Также в эфире радио Europe-1 представитель протестующих Кристоф Шаленсон озвучил новое требование «желтых жилетов», согласно которому правительство должен возглавить бывший начальник Генштаба Вооруженных сил Франции Пьер де Вилье. Необходимость отставки Макрона уже считается как само собой разумеющееся, тем более что его рейтинг еще ниже, чем у Эдуара Филиппа на 10%, опустившись ниже 25%.
Фото: www.globallookpress.com
Франции грозит дефицит дизеля и бензина
Тем временем ситуация продолжает накаляться. В тот же день протестующие перекрыли дороги сразу к 11 топливным хранилищам нефтегазового концерна Total, что стало причиной нехватки бензина и дизеля на сотнях заправок. Издание Le Figaro указывает, что на 2,2 тысячи заправок топливо вот-вот закончится, причем Total принадлежат лишь 75 из них.
Agence France-Presse сообщает о волнениях сразу в нескольких регионах страны, причиной которых стали не только проблемы в нефтегазовой отрасли. В частности, в порту Фо-сюр-Мер на Лазурном берегу «желтые жилеты» раз за разом отрезают от центральных дорог въезд в морскую гавань. Полиции удается периодически разгонять их пикеты, однако вскоре все начинается сначала. Практически по всей Франции протестующие продолжают блокировать автомагистрали, ломают дорожные видеокамеры, мешают работе пунктов оплаты на платных дорогах.
Дошло уже до того, что бунтовать начали школьники. Они выражают протест в связи с реформой образовательной системы во Франции, попутно выражая свою поддержку и «желтым жилетам». Учащиеся заблокировали более сотни лицеев в разных регионах страны, в некоторых из них даже происходили столкновения с полицией. Так, в одном из пригородов Парижа школьники подожгли мусорные баки и припаркованный неподалеку от их учебного заведения автомобиль. В других случаях для блокировки используются деревянные палеты и ящики. В регионе Овернь-Рона-Альпы блюстители порядка даже применили против агрессивных молодых людей слезоточивый газ.
Фото: www.globallookpress.com
Полвека спустя
Происходящее сейчас во Франции уже сравнивают с событиями 1968 года, когда социальный кризис, начавшийся со студенческих выступлений и демонстраций, перерос в беспорядки и многомиллионные забастовки. В итоге все закончилось отставкой президента Шарля де Голля и сменой правительства.
Конечно, до такого радикального исхода ещё очень далеко, однако упомянутые сравнения звучат не только в СМИ. Их можно услышать и от чиновников. Так, мэр Парижа Анна Идальго, оценивая последствия беспорядков и масштаб насилия, их сопровождающего, вспомнила как раз о событиях полувековой давности.
Стабильность Франции рушат из-за границы?
Фото: www.globallookpress.com
Как бы то ни было, происходящее в году 2018-м показывает, что хваленая евростабильность не просто дала трещину, но и начинает проявлять признаки разрушения. При этом существуют мнения, что отсутствие явного лидера протестного движения внутри страны говорит о том, что процессом управляют из-за рубежа. Например, Германия или США. Такую мысль высказала в комментарии Царьграду и журналист Екатерина Гадаль. По ее мнению, «желтый жилет», который по закону должен быть у каждого автомобилиста во Франции, уж больно удачно стал символом событий, начавшихся в середине ноября в Пятой Республике. Гадаль уверена, что за ними стоят политтехнологи, причем, скорее всего, зарубежные. Журналист считает, что США не нравится проводимая Макроном политика и его желание выделиться, а Германия всегда старалась первенствовать в их с Францией паре.
Snipers spotted on Paris rooftops as anti-Macron riots turn violent pic.twitter.com/2Ejxm2xGlp
Сейчас от президента ждут каких-то серьезных компромиссов, а он прикрывается премьер-министром. Люди ждут, что глава государства обратится к людям с телевизионным обращением, хотя бы покажет, что слышит глас народа, но этого не происходит. Учитывая необычный характер и структуру протестного движения, предсказать дальнейшее развитие событий непросто. Отказаться от непопулярных изменений в налоговом законодательстве и удовлетворить хотя бы часть требований протестующих означает признать свою слабость. Макрон, чуть более года находящийся на своем посту, на это не готов. Во всяком случае пока.
Тем не менее президент Франции 3 декабря собрал в Елисейском дворце всех глав министерств. Результаты совещания пока неизвестны, сообщается лишь, что в нем приняли участие премьер-министр страны Эдуар Филипп и в срочном порядке вернувшийся из Брюсселя министр финансов Брюно Ле Мэр. Похоже, впервые с 17 ноября Макрону стало по-настоящему страшно. Пример украинского Майдана еще свеж в памяти Европы.
Макрон против «маленького человека»: почему год спустя «жёлтые жилеты» остаются угрозой для французского президента
Пока глава страны налаживает отношения в Европе и с Россией, затяжные митинги продолжают бить по его рейтингам.
21 сентября Париж вновь охватили акции протеста: чтобы сдержать «жёлтые жилеты», полиция применила слезоточивый газ, а суммарное число задержанных составило 160 человек. В ноябре беспорядкам во Франции исполнится год, но едва ли кто-то может уверенно сказать, когда они закончатся. Движение, созданное исключительно при помощи интернета и социальных сетей, не имеет чётких лидеров и отличается высокой самоорганизацией.
Акции гражданского неповиновения изначально возникли как выступления автомобилистов против повышения цен на топливо (бензин, впоследствии также нефтепродукты) в Париже. Но нынешний масштаб протестного движения значительно вырос, охватив Францию.
Требования митингующих постепенно превратились из социальных в политические — теперь «жёлтые жилеты» выступают за отставку правительства, а также президента страны Эмманюэля Макрона. Подобные события спровоцировали полноценный политический кризис, который, прежде всего, поставил «под удар» Макрона и всю его команду.
Подробнее о президентстве Макрона можно прочитать в этом материале TJ.
Эмманюэль Макрон приходил к власти в качестве альтернативы левым и правым, провозглашая курс на либеральный глобализм. При этом французский президент уделяет много внимания проблемам экологии, поднимая вопросы загрязнения окружающей среды. В 2017 году он выступил с речью, в которой обратился к президенту США Дональду Трампу и подверг жёсткой критике экологическую политику американского лидера, а также его стремление к выходу из Парижского соглашения по климату.
Чтобы стимулировать граждан «пересаживаться» на электромобили, электробусы и гибридные автомобили, Франция в рамках Парижского соглашения повысила цены на бензин и дизель. Однако налоги составляют из конечной стоимости топливного продукта около 60%. Многие французы не в состоянии оплачивать такое дорогое топливо для своего автомобиля.
К осени 2019 года стоимость дизельного топлива и бензина во Франции составляет около 1,6 евро (112 рублей) за литр. Рост цен спровоцировал массовое недовольство, в основном среди владельцев автомобилей с дизелем. Население, проживающее во французских провинциях, предпочитает именно такой вид транспорта.
Повышение налогов сильно «ударило» по среднему классу. Большинство оказались не готовы перераспределить доходы таким образом, чтобы значительно увеличить расходы на содержание автомобиля, потребляющего бензин или дизель.
Изменения на рынке топлива очень быстро стали ассоциироваться с деятельностью Макрона на посту президента. При нём французы ощутили наиболее существенный рост цен на бензин. Поддержка избирателя, которой смог заручиться политик, стала падать. Как итог — в стране возникла опасность «острого» политического кризиса.
В ноябре 2018 года произошло массовое блокирование Парижской окружной дороги, а также других магистралей при помощи заграждений на пунктах взимания платы за проезд, что спровоцировало рост недовольства среди населения в общенациональном масштабе. Символом движения стал жёлтый жилет, который, по французским законам, должен храниться в каждом автомобиле на случай остановки из-за неполадок на трассе. Водители обязаны надевать такие жилеты, чтобы быть более заметными на дороге. Таким образом митингующие хотели выделить себя на фоне других манифестантов.
Первая акция протеста 17 ноября 2018 года, начавшаяся с блокировки Парижской окружной автодороги, собрала в общей сложности более 285 тысяч человек. В ходе жёстких столкновений с полицией погиб один человек, более 400 получили ранения, а 117 арестовали.
Каждая новая манифестация «жёлтых жилетов» становилась всё более агрессивной и стихийной. В Париже многие акции заканчивались противостоянием протестующих с полицией. Манифестанты бросали в полицейских камни, бутылки и пакеты с мусором. В ответ силовики применяли слезоточивый газ, а также массово задерживали протестующих. Митингующие также врывались в рестораны и бары, опрокидывали столы и стулья, били посуду, разбивали витрины магазин и устраивали разгромы бутиков с одеждой.
Министр внутренних дел Франции Кристоф Кастанер назвал происходящее в столице страны «хаосом» и осудил действия демонстрантов. По его мнению, всё, что можно было наблюдать на улицах Парижа, можно охарактеризовать только лишь как «насилие».
В Би-би-си демонстрации назвали «актами вандализма». По мнению журналистов, «погромы» вышли за «рамки мирных акций» и обретают очертания массовых беспорядков.
В апреле Макрон выступил с телеобращением к французскому народу, заявив, что прислушался к требованиям протестующих. Он пообещал снизить налоги, оказать дополнительную финансовую помощь пенсионерам и либерализовать законодательство при проведении референдумов.
С первых дней в должности Макрон получил прозвище «президент богатых». И подобный «ярлык» появился не просто так. В июле 2017 года политик отказался отвечать на вопросы прессы, объяснив свой поступок тем, что его «мысли слишком сложны для журналистов». Вскоре президент сократил социальные льготы для студентов, пенсионеров и безработных. При этом налоговую политику он тоже поменял, сократив нагрузку на доходы для сверхбогатых граждан и снизив налоги для среднего класса. Французский лидер настроил против себя и военных, значительно урезав расходы на оборону.
В начале протестных акций Макрон отнёс «жёлтых жилетов» к «бездельникам». Он также назвал неудачниками тех, кто не смог заработать себе достаточно денег для комфортной жизни и заметил, что «вокзал — вот где встречаются достигшие успеха в жизни и те, кто ничего не может».
На фоне подобных высказываний и массовых протестов по всей Франции рейтинг Макрона начал стремительно падать и вскоре достиг отметки в 23%. Подобный результат — повторение политического антирекорда, который был зафиксирован у предшественника Эмманюэля Макрона — социалиста Франсуа Олланда.
В апреле 2019 года из-за пожара в соборе Парижской Богоматери Макрон отменил речь, с которой планировал обратиться к протестующим. Вместо этого он отправился на место трагедии, а также организовал сбор средств на реконструкцию собора. Одними из первых, кто пожертвовал деньги на восстановление собора Парижской Богоматери стали французский бизнесмен Франсуа-Анри Пино и миллиардер Бернар Арно.
После этого многие вспомнили прозвище Макрона — «президент богатых», так как состоятельные люди первыми откликнулись на призыв президента. Представители «жёлтых жилетов» посчитали, что собранные за несколько часов после трагедии 600 миллионов евро следовало потратить на нужды необеспеченных слоёв населения. К тому же, протестующие расценили игнорирование темы митингов (Макрон не высказывался об акциях в течение почти двух недель) как попытку замалчивания проблемы на фоне трагедии и набора политических очков за счёт пожара.
В июле 2019 года, лишь через девять месяцев после начала протестов, Макрон признал, что «жёлтые жилеты», прежде всего, добиваются социальной справедливости и улучшения финансового положения.
В нашей стране продолжают оставаться нерешёнными давно известные нам глубокие проблемы, вызванные существующей несправедливостью и экономическими трудностями населения.
Президент Франции отметил, что часть проблем, которые поднимают манифестанты уже решили. Оставшиеся задачи требуют дальнейшей работы, которая может занять достаточно много времени. Также Макрон подчеркнул, что некоторые из требований всё же выполнить в настоящий момент невозможно.
Политологи во Франции и других странах Европы обратили внимание именно на социальное неравенство. Например, с высказыванием Макрона о «глубоких» проблемах французского общества согласна эксперт Германо-французского института в Людвигсбурге Айлин Келлер. Она считает, что митинги «жёлтых жилетов» — это своеобразный протест «маленького человека» против несправедливости и бедности.
Многие европейские эксперты сдержанно оценивают успехи протестующих. Социолог Дитер Рухт из берлинского Института исследования протестов и движений утверждает, что «достаточно было лишь маленькой искры, поскольку недовольство охватило широкие массы населения». Впрочем, это не означает, что протестные акции на сегодняшний день успешны. Правительство не идёт на уступки «жёлтых жилетов», полагает Рухт.
Эксперт Германо-французского института в Людвигсбурге Айлин Келлер уверена, что уличное протестное движение вряд ли сможет добиться успеха и заставить Макрона в полной мере выполнить его требования.
Заведующий кафедрой международных отношений университета Лиона, политолог Анри Жу высказывает схожее с Келлер мнение, считая, что недовольство «жёлтых жилетов» — это «предсказуемый исторический виток».
Движение «жёлтых жилетов» ― это не гражданская революция, а небольшое социальное восстание. Да ― это восстание, да ― социальное. Но не массовое и не масштабное, таким, каким его выставляют в других странах. И уж тем более не революция. Это самый предсказуемый исторический виток, о котором вскоре все забудут.
Возможно, «жёлтые жилеты» смогут добиться успеха не на улице, а в политике, предполагает сотрудник социальных и политических исследований Института Европы РАН Сергей Фёдоров. Одна из лидеров «жилетов» Жаклин Муро заявила о планах создать новую партию, которая представит интересы протестующих. «Создание новой партии на волне поддержки — это шаг, который может в политическом плане принести успех», считает Фёдоров.
К осени 2019 года около 70% французов высказываются в поддержку «жёлтых жилетов», но среди сторонников протестующих есть и те, кому нравится курс Макрона. Новая политическая культура, которая в настоящее время формируется во Франции возникла именно благодаря «жилетам».
Многие из выходящих на улицы далеки от условных политических делений на «правых» и «левых». Большинство активистов не относит себя ни к одному политическому течению или партии. Это новая политика, которая игнорирует любую терминологию. Но подобные ценности не позволяют создать прочное общественное движение, так как реализовать политическую программу на основе требований «жёлтых жилетов» довольно трудно. Поэтому перспективы движения слишком неустойчивы.
В сентябре популярность Макрона выросла до 37%, а протесты перестают быть «острыми» и массовыми, становясь локальными. Запрос на классическую политику вновь преобладает.
Этот тезис подтверждается материалом испанского издания ABC, в котором положительно оцениваются действия Макрона по прекращению беспорядков.
Как считает издание, президент «продолжает эффективно защищать и восстанавливать порядок» во Франции. Постепенный спад уличной активности «жёлтых жилетов» может привести к устойчивому росту рейтинга Макрона и, таким образом, увеличить шансы французского президента на переизбрание в 2022 году.
Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.