желтый военный билет что это значит
Какие бывают военные билеты по цвету
6 минут Автор: Елена Павлова 45
Служба в армии – долг каждого молодого человека призывного возраста. Но не каждый призывник проходит службу. Многие получают билеты, которые освобождают их от призыва. Что такое белый военный билет, и какого цвета ещё бывают эти армейские документы, а также кому положены, какие привилегии предоставляют – читайте далее.
Что такое военный билет и для чего он необходим
Военный билет – основной учётно-воинский документ, выдаваемый мужчинам в возрасте от 18 до 26 лет после прохождения службы или из-за отмены призыва для конкретного гражданина. Документ свидетельствует, что у юноши все вопросы с военным комиссариатом улажены и в мирное время он не подлежит призыву.
В документе указаны данные о семейном положении, спортивных достижениях, воинском учёте, категории годности. Не стоит уклоняться от получения «военника». Все, кто пытаются «откосить», меняя место жительства, чтобы не получить повестку, и используя иные ухищрения, после обнаруживают, что отсутствие билета приносит ряд проблем.
Если парень служил, он воспринимается как более серьёзный, организованный сотрудник. К тому же это обязательное условие получения должности в силовых структурах. Без билета юношу не примут в ВУЗ, не выдадут кредит. Финансовые организации не готовы брать на себя риск в обслуживании клиента, который может стать неплатежеспособным из-за получения повестки.
При получении военного билета в нём отмечается 1 из 5 категорий годности призывника. Вот расшифровка:
Кроме проблем со здоровьем, препятствиями к прохождению службы могут быть прохождение службы в другой стране, погибшие родственники во время прохождения службы, научная степень.
Разновидности военных билетов
Многие юноши интересуются, какие бывают билеты и что каждый из них обозначает. Их существует несколько видов, внешне они различимы. Итак, призывнику могут вручить красный, зелёный, белый или жёлтый военный билет.
Белый
Идиома имеет советские корни. В тот период белый билет получали лишенцы – люди, лишённые избирательного права. Их отправляли не в боевые части, а в тыл. С тех пор значение документа изменилось – им «награждаются» все новобранцы, которые освобождены от службы в армии по состоянию здоровья.
Примечательно, что внешне билет выглядит как стандартный документ военно-учётного типа и имеет красную расцветку. Стоит развеять все мифы о визуальном различии красного и белого билетов. Это идентичные «книжки» со строго обозначенным формуляром. В разделы вносят всю необходимую информацию по воинскому учёту, даже если есть категория «В».
Доподлинное происхождение названия «белых» билетов установить трудно. По одной из версий, в дореволюционной России их выдавали рекрутам, непригодным к службе. Тогда документ имел белый цвет. Другая версия объясняет происхождение названия пустыми, то есть «белыми» страницами, на которых должна фиксироваться информация о прохождении службы.
Белый билет в армии подразумевает присвоение одной из двух категорий – «В» или «Д». Решает этот вопрос военная комиссия после полного осмотра призывника. Наличие серьёзных отклонений здоровья должно фиксироваться в медкарте, заверяться печатью и подписью лечащего врача.
Ознакомиться с перечнем болезней, являющихся основанием для получения освобождения от службы, любой желающий может в «Положении о военно-врачебной экспертизе».
Красный
Красный военный билет – стандартный военный документ, к которому привыкло большинство отслуживших граждан. Внешне он не отличается от так называемого «белого» билета. Различие – в содержании: на страницах полностью присутствует информация о пройденной службе.
Красный билет получает солдат-срочник. Отправленные в запас с различной формулировкой юноши тоже получают документ красного цвета, но с пустыми страницами (с указанием ограничительной категории).
Зелёный
Существует билет и зелёного цвета. Он положен всем мужчинам, имеющим офицерское звание (майор, генерал). На обложке так и указано: «Российская Федерация. Военный билет офицера запаса Вооружённых сил». Соответственно, красные положены рядовым, сержантам, матросам, прапорщикам.
В законе закреплено 2 типа военных билетов:
Жёлтый
Жёлтый билет на слуху реже остальных. Что это значит? Дело в том, что законом такой вид военного документа не предусмотрен и попросту не существует. Но в народе освобождение от службы часто именуется как «получение жёлтого билета». Владельцы жёлтых билетов – парни, снятые с призыва из-за инвалидности.
Интересно, что в России в дореволюционный период женщинам, занимающимся проституцией, вместо паспорта выдавали заменительный документ, называемый «жёлтым билетом». Такая книжка из 8 страниц легализировала их промысел.
Плюсы и минусы непригодности
Получив категорию «Д», что означает полную непригодность призывника, не торопитесь радоваться. Она имеет ряд недостатков, но сначала плюсы:
Минусов больше, они намного существеннее:
Категории в запасе
После получения билета с обозначением «В» (зачисление в запас) мужчины сталкиваются с присвоением им подкатегории. Всего выделяют 3 подкатегории. Все они ранжируются по возрастному признаку и званию:
Капитаны первого ранга и высшие офицеры независимо от возраста относятся к первому разряду из-за того, что командный состав представляет самую большую ценность резерва. Поэтому эти категории мобилизуют в первую очередь.
На форумах многие юноши спрашивают, дают ли военный билет при категории «Б». Категория годности «Б» предполагает прохождение службы в рядах российской армии, но с ограничением по выбору войск. Так что служить придётся в любом случае. Возле буквы выставляют цифру от 1 до 4 – чем выше этот показатель, тем больше ограничений.
Например, мужчина категории годности «Б-1» имеет право служить в ВДВ и погранвойсках, с категорией «Б-2» – пойти в подводники или водители и члены экипажей танков, инженерных машин. С категорией «Б-3» возьмут в водители и экипаж БТР и БМП, в караульные, химические и ракетно-зенитные части. «Б-4» – это связисты, специалисты охраны и обороны.
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
ПОЛУЧЕНИЕ ВОЕННОГО БИЛЕТА ПО ЗДОРОВЬЮ – САМАЯ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ПРИЧИНА ОСВОБОЖДЕНИЯ ПРИЗЫВНИКА ОТ АРМИИ. В ЭТОЙ СТАТЬЕ Я НА ПРАКТИКЕ РАЗБЕРУ, КАК ПРИЗЫВНИКУ ПОЛУЧИТЬ ВОЕННЫЙ БИЛЕТ ПО БОЛЕЗНИ.
ПОЛУЧЕНИЕ ВОЕННОГО БИЛЕТА ПО ЗДОРОВЬЮ – САМАЯ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ПРИЧИНА ОСВОБОЖДЕНИЯ ПРИЗЫВНИКА ОТ АРМИИ. В ЭТОЙ СТАТЬЕ Я НА ПРАКТИКЕ РАЗБЕРУ, КАК ПРИЗЫВНИКУ ПОЛУЧИТЬ ВОЕННЫЙ БИЛЕТ ПО БОЛЕЗНИ.
ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ВОЕННЫЙ БИЛЕТ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ?
Чтобы законно получить военный билет по болезни, призывник должен пройти призывные мероприятия и получить на заседании призывной комиссии категорию годности «В» или «Д». Такое решение принимается, только в том случае, если:
у молодого человека есть болезнь, несовместимая с исполнением воинской обязанности,
если заключение врача, проводившего обследование от военкомата, полностью совпадает с формулировками Расписания болезней.
Чтобы выполнить оба пункта, нужно правильно подготовится к призыву, своевременно приобщить документы к личному делу и проконтролировать процесс организации мероприятий, связанных с призывом на службу.
КАК ПОЛУЧИТЬ ВОЕННЫЙ БИЛЕТ ПО ЗДОРОВЬЮ
1. Подготовьтесь к призыву. Соберите медицинские документы и сопоставьте их с Расписанием болезней. Если документов нет, обратитесь в поликлинику по месту жительства с жалобами на здоровье и пройдите назначенные обследования.
2. Пройдите медкомиссию. Покажите профильному по заболеванию врачу собранные документы и расскажите о диагнозе.
3. Получите направление на дополнительное обследование и пройдите его. Отнесите заполненный акт в военкомат.
4. Пройдите призывную комиссию. Если комиссия утвердит вам непризывную категорию, подготовьте документы для получения военного билета.
ПОЛУЧЕНИЕ ВОЕННОГО БИЛЕТА ПО ЗДОРОВЬЮ: НЮАНСЫ
Выше описан идеальный сценарий получения военного билета по состоянию здоровья, но на практике процесс может быть сложнее. К примеру, после призывной комиссии личные дела призывников направляют на КМО для уточнения вынесенной категории. Для молодых людей этот процесс проходит незаметно, так как им не нужно ехать в военкомат и проходить очередные комиссии, а решение о призыве принимается по медицинским документам из личного дела. Но если сведений недостаточно для постановки категории, то молодого человека вызывают на очное контрольное медицинское освидетельствование.
Постановка категории годности «В» или «Д» на районной призывной комиссии не гарантирует освобождение от армии, так как:
1. Вышестоящая призывная комиссия может отменить решение о зачислении в запас.
2. Если КМО не успеет утвердить категорию до окончания призывной кампании, то решение районной призывной комиссии аннулируется. Призывнику придется заново проходить призывные мероприятия в следующем призыве.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Воинский учёт работников
По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.
В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.
Зачем нужен воинский учёт
В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.
Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.
Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.
Общий и специальный воинский учёт
Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.
Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.
Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.
В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.
Кто не подлежит воинскому учёту
Кто подлежит воинскому учёту
Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.
Документы воинского учёта
На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:
По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.
Кто ведёт воинский учёт
За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как вести воинский учёт
3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.
Сообщайте о вызовах в военкомат и вручайте повестки. Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».
4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.
5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:
6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.
Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.
Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».
7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.
Чем грозит нарушение воинского учёта
С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.
До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.
За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.
Вот суммы штрафов за нарушения воинского учёта:
В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте
В срок не ответить на запрос военкомата
Не отправить в военкомат списки несовершеннолетних сотрудников
Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат
Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.
Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2021 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур