жена не рукавица с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь что значит
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу».
— А кого же на примете
Ты имеешь? — «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?»
Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
«Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом —
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом».
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всем
Передумал он путем;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушки своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
«Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе,
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.
Александр Сергеевич Пушкин. СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Русские пословицы и свадебный ритуал, Русская Воля, Москва
С детства нам всем хорошо знакомы сказки А.С. Пушкина и такие строки:
«Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь,
Да за пояс не заткнёшь».
В них поэт соединил две пословицы — «Жена не рукавица, с руки не сбросишь» и «Жена не рукавица, за пояс не заткнешь». В русском фонде пословиц имеются и другие изречения о супругах, построенные по единому принципу: «Муж не башмак, с ноги не сбросишь»; «Жена не сапог (не лапоть), с ноги не снимешь (не скинешь)»; «Жена не гусли: поиграв, на стенку (на спичку) не повесишь»; «Жена не икона, не на полочку ее ставить»; «Жена не седло: со спины не сымешь»; «Невеста не лошадь, без сбруи не сбудешь».
Почему русские люди сравнивают невесту с конем, жену с рукавицей, сапогом, лаптем, иконой, гуслями и седлом, а мужа с башмаком? Как появились эти образы? В чем заключался смысл подобных ра-зуподоблений в момент их создания? Представляется, что своим происхождением пословицы обязаны не остроумному оригинальному мышлению их создателей, а межжанровым взаимодействиям устного народного творчества, цитатному механизму малого жанра фольклора, связанного со всем укладом народной жизни. В приведенных пословицах о жене и муже широкое отражение нашла свадебная символика. Свадебный ритуал включал в себя множество обрядовых действий, песен и причитаний, танцев и драматических сценок, заговоров и примет. С определенной оговоркой к свадебным обычаям могут быть отнесены и гадания о суженом (суженой).Черезразные этапы свадебного обряда красной нитью проходили и мотивы коня, обуви, гуслей.
Известно, что в народных гаданиях и приметах нога и обувь вещают о выходе из отеческого дома, по обуви девушки узнавали о будущем муже. Одним из самых популярных девичьих гаданий на святках было бросание башмака (или лаптя) за ворота: куда носком ляжет, туда замуж идти. Пословица «Муж не башмак, с ноги не сбросишь» является напоминанием об этом обычае. По обуви судили и о материальном состоянии будущего мужа.
Вот как описал гадание фольклорист-собиратель И.П. Сахаров: «Нянюшки с вечера обсевают золой башмаки и прячут под кровати, утром девушки встают и смотрят: на чьих башмаках будет больше золы, тем предрекается большее богатство».
Об этом же читаем в сборнике пословиц В.И. Даля: «Суженый богатый, ступи сапогом; суженый бедный, ступи лаптем (рассе-вают золу и по следу заключают на другой день о женихе)».
Башмачки как знак перехода невесты из дома родителей в семью мужа неоднократно появлялись в свадебных песнях, исполнявшихся на разных этапах обряда, в том числе, утром свадебного дня:
Со высока на высок
«Не могу идти: башмачки
Пяточки щемлят, гвозди
Гвозди щиплятся, полы
Подьте, братцы, приведите
Батюшков конь не пошел,
Ко Божьей церкви, ко злату
Ко злату венцу — к золоту
Затем повторяются жалобы невесты на тесную обувь. Вновь невеста обращается к братьям:
«Подьте, братцы, приведите
Иванов-то конь и пошел,
Ко Божьей церкви, ко злату
Ко злату венцу — к золоту
Играйте, играйте, играйте!
Горазже, горазже, горазже!
Обязательным элементом свадебного обряда, существовавшего со времен язычества и практиковавшегося не только в крестьянской среде, но и в царской семье, был обряд снимания сапога в первую брачную ночь: молодая раздевает и разувает молодого, у которого в одном сапоге плетка, в другом — деньги. Кроме того, сапог использовался и в святочных гаданиях. Мужчина, ложась в постель с одним сапогом на правой ноге, загадывает о суженой: «Суженая моя, ряженая, приди ко мне и сними с меня сапог». Отсюда и сравне-ние-разуподобление «Жена не сапог (не лапоть), с ноги не снимешь», а также заключение о том, что «Жениться, не лапоть надеть».
Отрицание идентичности жены и рукавицы в пословицах «Жена не рукавица, с руки не сбросишь»; «Жена не рукавица, за пояс не заткнешь» также связано со свадебной атрибутикой. В описании русской свадьбы в Заонежье — заповедном крае русской культуры, находим свидетельства знаковой, охранной функции рукавиц: перед тем, как войти в дом невесты, сваты опахивали от снега обувь собственными рукавицами (дельницами); войдя в дом, рукавицы клали на воронец большим пальцем вверх, чтобы — по примете — взять верх над хозяевами и чтобы скорее отдали невесту. Иногда сваты клали рукавицы на край стола — по этому жесту хозяева сразу догадывались о цели визита неожиданных гостей. До венчания дельницами не пользовались и хранили их отдельно, «чтобы дело не расстроилось». Сильно было убеждение и в магической силе рукавиц, о чем находим свидетельство в Толковом словаре В.И. Даля: «Знахарь перекинул рукавицу поперек свадебного поезда, испортил свадьбу». Образное сравнение «Жена не икона, не на полочку ее ставить» также восходит к обязательному атрибуту и символу христианского свадебного ритуала — иконе. Икона освящала и узаконивала основные этапы бракосочетания. Так, важнейшим элементом обряда рукобитья (руковития) была совместная молитва.
Вот как описывают данный обряд В.П. Кузнецова и К.К. Логинов: «Перед иконами в углу расстилали покупной коврик. На него вставали жених и невеста, сбоку и позади жениха — его родители и остальная родня, соответственно около невесты — ее родные. Мать невесты брала из загнетка печи огонь на лучину и подавала ее отцу, он в свою очередь зажигал от этой лучины свечу перед иконами. Все присутствующие молча молились и трижды крестили глаза». Лишь после молитвы следовало непосредственно руковитие, затем невеста в своих причитаниях воспроизводила и сам обряд сватовства, и обязательное моление перед иконой:
Я не в зеленом садочку
побывала, Я не шелкову траву
да потоптала, Постояла во почетном
Против образа столичного,
Против древа кипарисного.
Свечи топятся, туманятся,
Богородица сидит сама
Знать жалеет невольну
В день свадьбы посаженую икону (от древнерусского слова посаг — бракосочетание) украшали и прикрепляли в доме невесты над местом, где сидели жених и невеста. В завершение свадебного застолья икону снимали со стены и благословляли жениха с невестой перед венчанием, после которого украшенную икону вешали уже в избе мужа над лавкой там, где должны были сидеть молодые. Посаженая икона предназначалась невесте в приданое и переходила по наследству из поколения в поколение, будучи наиболее почитаемой В свадебной песенной поэзии характерным мотивом сватовства, встречи доброго молодца с девицей-красавицей является конь под седлом:
Заседлайте ворона коня,
Я поеду себе сужену
При первой встрече молодец просит девицу напоить коня, поправить седло и так далее. После свадьбы родители молодой жены дарят зятю коня и седло. Таким образом, в народной поэзии женитьба сближается с оседланием коня и имеется представление о жене как о седле для мужа-коня, что получило дальнейшее развитие в форме отрицания данного уподобления в пословицах «Невеста не лошадь, без сбруи не сбудешь»; «Жена не седло: со спины не сымешь».
В пословице «Жена не гусли: поиграв, на стенку (на спичку) не повесишь» наблюдается прямая связь с еще одним символом свадебной обрядности — гуслями. В «Очерках русской народной словесности» В. Миллер отметил, что «в великорусских свадебных песнях жених… представляется играющим на гуслях, а невеста слушающей его игру». Тот мотив рефреном звучал в песнях, исполнявшихся на разных этапах свадебного ритуала, начиная с действий, предшествовавших сватовству, и кончая традиционным визитом зятя к теще на следующий день после свадьбы. Приведем в качестве примера песню первого этапа сватовства:
уговаривали, Двое-трое Андреевны
наказывали: «Да не ходи ты, Анна,
Да ты не слушай хоть, Анна,
Да ты не слушай хоть, Анна,
Да что Василья-то гусельцы
Они звончаты гусли,
перебарчатые, Да они скоро-то перезовут на чужу сторону. Да на чужу сторону к чужу
батюшку, Да на чужу сторону к чужой матушке».
А после свадьбы играть на гуслях, сослуживших свою службу, станет некому, о чем поется в гостях у тещи:
Как во тереме гусельцы
лежали, Как во высоком звончаты
лежали. Уж как некому во гусельцы
играти, Что хозяина-то дома не
случилось: Он у ласкового тестя за
столами, У ласковой тещи за
Итак, рассмотренные выше образцы русских пословиц о супругах не являются случайной игрой живого воображения или результатом оригинального мышления. Напротив, все они связаны с атрибутами и символами свадебного обряда, иными словами, основаны на стереотипах, веками бытовавших в народе. При этом пословицы вступают в диалог с традиционными представлениями, оспаривают их, указывают на условный характер такого сближения, как, например, муж — башмак; жена — гусли.
Эзотерический смысл сказки о царе Салтане. Часть 4
Душа – невеста
Когда человек становится на Путь ученика Христа, Светлые Силы берут его под свою защиту.
«…Ветер по морю гуляет
Корабельщики в ответ:
Мы объехали весь свет; торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом, и теперь нам вышел срок…».
Выдержав брань и перейдя на следующую ступень развития, человечество пробуждает в себе более высокое сознание- супраментальный проводник- абстрактное мышление, т.е. уровень наших ученых, философов. В развитии своем достигает фазы надсознания, то есть физическое тело и чувства уже подчиняются уму. Но это еще не духовный разум.
Корабельщики отчитались перед царем-батюшкой в третий раз о том, что видели на острове:
«…Царь Салтан дивится чуду…»
«… Бабариха, усмехнувшись, говорит:
В свете есть такие ль дива? Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама – то величава, выступает будто пава;
А как речь – то говорит, словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо: это диво так уж диво…»
Свадьба
Вновь вернулся князь опечаленный:
«…Грусть – тоска меня съедает. Люди женятся; гляжу
Неженат лишь я хожу…»
И описал князь свою мечту – девицу, подсказанную Бабарихой.
«…Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь белая молчит и, подумав, говорит:
Да, такая есть девица. Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь…»
Князь стал божиться, что готов уже жениться и готов идти далеко за царевною своей.
«…Лебедь тут, вздохнув глубоко, молвила: зачем далеко?
Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта – Я…»
«…И царевной обернулась: месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…»
Лебедь белая – душа землян,- очищенная любовью Христовой, она сама набирает силу любви и становится его « женой».
Звезда и полумесяц- символика христианства.
Человек станет совершенным, когда в нем соединятся земное (месяц – отраженный свет) и небесное (свет звезды) начала. И земное подчинится небесному.
«Месяц под косой» — земная энергия поднята до центра творчества (горловой энергетический центр) и служит сотворчеству человека с Богом. Волевой центр – звезда (третий глаз, волевой центр) в человеке подчинен высшему началу: «А во лбу звезда горит». Звезда во лбу – символ космического сознания. (В.М. Сидоров «Непадшее человечество».)
Муж – князь – дух, жена – Лебедь – душа – все возрастающая сила материи.
«…Князь царевну обнимает и ведет ее скорей к милой матушке своей…»
«…Бог вас дети наградит…»
«…Князь недолго собирался, на царевне обвенчался…»
Встреча Отца и Сына
«…Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Пристают к заставе гости. Князь Гвидон зовет их в гости.
Корабельщики в ответ: мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром неуказанным товаром…»
Чтобы вывести человечество на новый уровень сознания, необходимо, чтобы кто – то первым сообщил людям информацию о духовно – нравственных качествах этого уровня, то есть произнести новое Слово в «пустыне». Новое, никогда еще не сказанное, всегда является словом, проповедуемым в пустыне непонимания и неприятия, поскольку не получает еще отзвука в душах слушающих (как слепому говорить о свете или глухому о музыке?). Поэтому толпа всегда распинала Миссию. (В.М.Сидоров «Непадшее человечество»).
«… Если буддизм (настоящий, классический, не извращенный поздними течениями) дал цель: через преодоление страстей и желаний выйти из «зоны страдания», то есть дал учение об очищении чаши накопления от кармического мусора веков, то христианство – религия следующей ступени цивилизации – дало то главное, чем заполнить очищенную чашу, — Свет Любви и Путь спасения. Поэтому буддизм и христианство по своему воздействию на человека подобны мертвой и живой воде (в сказках): первая убивает желания, искореняет страсти, а вторая, восстанавливая подобие Божие в человеке, наполняет очищенный сосуд истинным смыслом бытия. Это и есть эстафета религиозных учений, перетекание единого смысла в сосуды новых форм. Человек с неотработанными желаниями возьмет для себя много полезного у восточной философии перед принятием Живого Христа…»
«…А лежит нам путь далек восвояси на восток,
В царство славного Салтана…»
«…Князь им вымолвил тогда: Добрый путь вам, господа,
По морю, по Окияну к славному царю Салтану;
Да напомните ему, государю своему: к нам он в гости обещался,
А доселе не собрался – шлю ему я свой поклон.
Гости в путь, а князь Гвидон дома на сей раз остался
И с женою не расстался…»
«…На этом пути человек путешествует на ладье своего интеллекта, точно также, как вчера летал на призрачных воздушных кораблях своих чувств и эмоций. Ментальный разум «выдергивает» одну грань познания из целостной картины бытия и заключает ее в узкие рамки своего интеллекта. Так возникают всевозможные доктрины, философские концепции, трактаты, когда одна грань цельного кристалла претендует на объяснение всей целостной картины мира. В таком случае необходимо прекратить накопление знаний, иначе не хватит времени в земной жизни пропустить эти знания через себя. Нужно количество накоплений перевести под контроль духа. Земной ум покоряется высшему разуму, и человек получает просветление Духа. Отступают соблазны, устанавливается строгий контроль одновременно и над физическим, и над астральным, и над ментальным телами.
Сердце и мозг, духовные центры и высшие энергоцентры (чакры) человека соединяются невидимым энергетическим потоком, в котором разум, по словам Святых Отцов, опускается в сердце, а сердце восходит к разуму как Сын Христос взошел к Небесному Отцу. Человечество научится в равной степени и образному и логичекому мышлению: оба полушария мозга будут развитыми, таким образом человек разовьет в себе фазу сверхсознания». Для этого Господь и создал религии на земле – помощь людям.
Корабельщики прибыли к царю Салтану и ответ держали перед ним. Все рассказали, что на чудном острове увидели и передали поклон князя Гвидона:
«…Да тебе пеняет он: к нам – де в гости обещался, а доселе не собрался…»
«…Тут уж царь не утерпел, снарядить он флот велел…»
«Теперь уже четко осознается обратный процесс, происходящий одновременно с восхождением: Воля Высшего Начала вновь опускается в сердце человеческое. Поток устремления в высшие миры (князь Гвидон летал к царю Салтану) встречается с потоком нисходящей духовной энергии, и они уже не могут существовать раздельно друг от друга — Отец сошел к Сыну.
Чтобы услышать голос Господа в своем сердце, необходимо создать тишину в своих мыслях и чувствах:
«…В город он повел царя ничего не говоря…»
«Цель духовного Учителя – помочь стать сознательными нашим чувствам, эмоциям, мыслям и на основе совершенной любви подчинить себя Небесному Отцу.
Что мешает такой работе? Сопротивление гордыни, земного интеллекта, не терпящего над собой верховной власти, если воля и стойкость человеческого духа не подчинят себе эту силу разрушения, не признающую высшего руководства. Сделать это можно только при полной отдаче себя Высшему Божественному Началу, что и смогли выполнить на земле наши великие Святые.
Так обретается фаза объединенного космического сознания. Человек становится сотворцом Господа.
«…Великие и мудрые Сущности, выполняющие волю и замысел Бога, поместили нас в эту физическую сферу для изучения великих и важных уроков, которые при других условиях выучены быть не могут, и нашим долгом является использовать наше знание высших Планов Бытия, чтобы выучить оптимальным для наших возможностей образом те уроки, которые этот материальный мир имеет нам преподать. Если бы мы были знакомы лишь с Высшими Мирами, мы бы делали много ошибок, которые становятся очевидными только с привнесением физических условий в качестве критерия. Ведь мы большему научаемся из наших ошибок, чем из наших успехов, и, если рассматривать этот физический мир в правильном свете, это школа ценного опыта, в которой мы получаем уроки колоссальной важности…» К примеру, если посадить за руль скоростной машины человека, не обученного вождению, он наделает много беды. Обучение же происходит на малых скоростях. Обретя навыки, изучив правила безопасной езды, скорость можно увеличить (гоночные машины, управляемые космические ракеты и т.д.). Являясь болельщиками этих соревнований, мы можем видеть как немного в мире гонщиков, умеющих владеть автомобилями на таких скоростях. Овладев в нашем замедленном мире, где наше сознание пребывает в кожаных одеждах, энергией мысли (сделать хотел утюг, слон получился вдруг и т.д.) мы научимся силой мысли создавать все подобно тому, как Творец силой своей мысли создал для нас Вселенную и нас самих. А теперь ждет, когда из младенцев, сотворенных в Эдеме, мы превратимся в сотворцов – Его помощников. А далее возвращение в Эдем!
жена не рукавица!
Жена не рукавица, за пояс не заткнешь! Русский язык богат на мудрости! «Жена не рукавица!» классно сказано. Смысл всем понятен – жить тебе с человеком, у которого характер. Как с вещью обращаться не получиться. Искала что-то подобное про мужа. Ведь муж тоже не перчатка! В сумочку не бросишь! Но почему-то некоторые жены так не считают. Похоже, что они ув ерены в своих правах на мужа как на собственность. Особенно ярко это проявляется, когда муж решает уйти к другой! «Как он посмел! Вернуть немедленно!» Семья развалилась. И развалилась не вдруг. Где твои глазоньки были раньше? Главное он был рядом (рядом, я сказала!)))) А что у него было на душе, хорошо ему было с тобой, не важно! До развода говорят, что никогда (. ) не простила бы измену, а тут прям сразу готова простить только, чтоб вернулся. Спрашиваю, тебе зачем чтоб вернулся? Недоумение в голосе и во взгляде: как это зачем, он МОЙ муж! Типа подруга чашку любимую утащила, пусть возвернет! И плачет-рыдает, слезы на кулак наматывает! Ах он подлец, такой-сякой, как он мог, так-перетак уйти от меня! У ругает его на чем свет стоит. Хорошо, говорю, подлец, такой-сякой, так зачем тебе такой-сякой нужен? Опять то же мочало, начинай сначала! Мой муж, должон быть рядом! Хочется спросить как Раиса Захаровна из «Любовь и голуби»: а как же любовь?! – Кака така любовь? Ах да, любовь. Люблю его заразу, подлеца. Вот пусть и возвращается. Вот так и живем. Вышла замуж и все, успокоилась! Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники! Запудрили мозги народонаселению! Все сказки заканчиваются на свадьбах. Будто потом уже и ничего особенно интересного и нет. Так как раз самое интересное и начинается! Но народу невдомек! Женился я на тебе, будь довольна и сиди дома! Вышла я замуж, так что ты теперь МОЙ. (сама мой!))) Шутки шутками, люби и саночки возить!
А. С. Пушкин
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушке своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
» Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+