женевская конвенция зачем нужна

Женевская Конвенция об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 г.)

Статья 3, излагающая гуманитарные принципы, лежащие в основе уважения человеческой личности в случае вооруженного конфликта, не носящего международный характер, является общей для Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. (См. Протокол II)

В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения:

С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

b) взятие заложников,

с) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение,

d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь. Беспристрастная гуманитарная организация, такая, как Международный Комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.

Кроме того, находящиеся в конфликте стороны будут стараться путем специальных соглашений ввести в действие все или часть остальных положений настоящей Конвенции.

Применение предшествующих положений не будет затрагивать юридического статуса находящихся в конфликте сторон.

Источник

Женевские конвенции: основа международного гуманитарного права

Конвенции и Протоколы призывают принимать меры к тому, чтобы предотвратить любые нарушения права или положить им конец. В них содержатся строгие нормы относительно так называемых «серьезных нарушений». Лиц, ответственных за серьезные нарушения, следует разыскивать, судить или выдавать другой стране вне зависимости от их гражданства.

Женевские конвенции 1949 г.

Первая Женевская конвенция защищает раненых и больных солдат во время войны на суше

Эта Конвенция является четвертым переработанным вариантом Женевской конвенции о раненых и больных; предыдущие были приняты в 1864, 1906 и 1929 гг. В Конвенции 64 статьи, которые предусматривают защиту раненых и больных, а также медицинского и духовного персонала, медицинских формирований и санитарно-транспортных средств. Конвенция также признает отличительные эмблемы. В двух приложениях к Конвенции содержатся проект соглашения о санитарных зонах и форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Вторая Женевская конвенция защищает раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих во время войны на море

Эта Конвенция заменила Гаагскую конвенцию 1907 г. о применении принципов Женевской конвенции к морской войне. По своей структуре и содержанию она во многом повторяет положения Первой Женевской конвенции. В ней 63 статьи, специально предназначенные для применения к войне на море. К примеру, она защищает госпитальные суда. В единственном приложении содержится форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Третья Женевская конвенция применяется к военнопленным

Эта конвенция заменила Конвенцию о военнопленных 1929 г. В ней 143 статьи, тогда как в Конвенции 1929 г. было всего лишь 97. Был расширен перечень категорий лиц, имеющих право на статус военнопленных, в соответствии с Конвенциями I и II. Получили более четкое определение условия и места содержания в плену, в частности, в том, что касается труда военнопленных, их финансовых средств, получаемой ими гуманитарной помощи и возбуждаемого против них судебного преследования. Конвенция устанавливает тот принцип, что военнопленные должны быть без промедления освобождены и репатриированы после окончания активных военных действий. К Конвенции имеется пять приложений, содержащих различные типовые соглашения, правила, удостоверение личности и образцы карточек.

Четвертая Женевская конвенция предоставляет защиту гражданским лицам, в том числе на оккупированной территории

Женевские конвенции, принятые до 1949 г., касались только комбатантов, но не гражданских лиц. События Второй мировой войны показали, сколь катастрофичны последствия того, что не существует конвенции для защиты гражданских лиц во время войны. В Конвенции, принятой в 1949 г., учтен опыт Второй мировой войны.

Основная часть положений Конвенции касается статуса лиц, пользующихся защитой, и обращения с ними, различия между положением иностранцев на территории одной из сторон в конфликте и положением гражданских лиц на оккупированной территории. Она проясняет обязательства оккупирующей державы по отношению к гражданскому населению и содержит подробные положения о гуманитарной помощи, оказываемой населению оккупированной территории. В ней также предусмотрены конкретные нормы об обращении с интернированными гражданскими лицами.

Три приложения к Конвенции содержат проект соглашения о санитарных зонах, проект правил, касающихся гуманитарной помощи, и формы карточек.

Общая статья 3

Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций, стала настоящим прорывом, поскольку она впервые предусматривала нормы, относящиеся к ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.

Существует много типов подобных конфликтов. Среди них традиционные гражданские войны, внутренние вооруженные конфликты, которые захватывают территорию других государств, или внутренние конфликты, в которые, помимо правительства, вмешиваются третьи государства или многонациональные силы.

Общая статья 3 устанавливает основополагающие нормы, отступление от которых недопустимо. Она напоминает мини-конвенцию в рамках Конвенций, поскольку содержит главные нормы Женевских конвенций в сжатом виде и делает их применимыми к конфликтам немеждународного характера:

Учитывая, что сегодня большинство вооруженных конфликтов носят немеждународный характер, применение общей статьи 3 имеет огромное значение. Необходимо полное ее соблюдение.

Когда применяются Женевские конвенции?

Женевские конвенции вступили в силу 21 октября 1950 г.

С каждым новым десятилетием все больше государств ратифицировали Конвенции: в течение 1950-х гг. их ратифицировали 74 государства, в 1960-х – 48 государств, в 1970-х гг. – 20 государств, и еще 20 государств – в 1980-х гг. В начале 1990-х гг., в основном, после распада Советского Союза, Чехословакии и бывшей Югославии, Конвенции ратифицировали 26 стран.

После 2000 г. Конвенции были ратифицированы еще семью странами, таким образом, общее число их участников составило 194, и Женевские конвенции теперь применяются всеми государствами мира.

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям

Источник

Женевская Конвенция об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 г.)

А. Военнопленными по смыслу настоящей Конвенции являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:

1) Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил.

2) Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,

b) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак,

d) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

3) Личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой.

4) Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца.

5) Члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо других положений международного права.

В. Следующие лица будут подвергаться такому же обращению, как и военнопленные, в соответствии с настоящей Конвенцией:

1. Лица, принадлежащие или принадлежавшие к вооруженным силам оккупированной страны, если оккупирующая Держава считает необходимым по причинам их принадлежности интернировать их, даже если она вначале освободила их, в то время, когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территории, особенно, когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным силам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в военных действиях, или когда они не подчинились вызову, сделанному с целью их интернирования.

С. Эта статья никоим образом не затрагивает статуса медико-санитарного и духовного персонала, предусмотренного в статье 33 настоящей Конвенции.

Источник

11 вопросов о правилах ведения войны

В 2019 году исполнилось 70 лет с момента подписания Женевских конвенций — международных соглашений, регулирующих методы ведения войны. Когда люди поняли, что правила нужны даже на поле боя? Их соблюдает? А кто следит за нарушениями и судит военных преступников? Arzamas попросил рассказать об этом регионального советника Международного Комитета Красного Креста по правовым вопросам профессора Андрея Козика

1. Кто придумал Женевские конвенции?

женевская конвенция зачем нужна. Смотреть фото женевская конвенция зачем нужна. Смотреть картинку женевская конвенция зачем нужна. Картинка про женевская конвенция зачем нужна. Фото женевская конвенция зачем нужна

женевская конвенция зачем нужна. Смотреть фото женевская конвенция зачем нужна. Смотреть картинку женевская конвенция зачем нужна. Картинка про женевская конвенция зачем нужна. Фото женевская конвенция зачем нужна

«25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить себе человеческое воображение. Все поле битвы усеяно трупами людей и лошадей; дороги, канавы, овраги, кустарник, луга — все буквально завалено мертвыми телами, а в окрестностях Сольферино земля сплошь покрыта ими.

Там несчастные, не только раненные пулями и осколками снарядов, но еще и с раздроблен­ными руками или ногами от проехавших по ним артиллерийских орудий. От ударов цилиндриче­ских пуль кости разлетаются во все стороны, так что эти раны всегда очень опасны. Осколки гранат и конические пули дробят кости, тоже вызывают сильную боль и нередко наносят ужасные внутренние повреждения. Всевозможные осколки, обломки костей, клочки одежды, остатки снаряжения, земля, куски свинца раздражают раны и усиливают мучения раненых».

«Воспоминания о битве при Сольферино», опубликованные через три года после сражения, стали чрезвычайно популярны в Европе, книгу перевели на несколько языков. В ней Дюнан предложил создать национальные общества помощи раненым и разработать специальную конвенцию, которая наделила бы лиц, оказывающих медицинскую помощь, во время войны нейтральным статусом. В 1863 году вместе с единомышленниками он основал Междуна­родный Комитет Красного Креста, а еще через год 62 делегата из 16 стран приняли первую Женевскую конвенцию, защищающую раненых и больных солдат. В 1901 году Анри Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира.

2. Женевских конвенций много?

На сегодняшний день принято четыре Женевские конвенции. Каждая посвящена своей теме:

В соответствии с первой и второй конвенцией государства обязаны гуманно обращаться с ранеными и больными в армиях и на флоте. Конвенции закрепили статус отличительных эмблем, в том числе красного креста на белом фоне.

Третья конвенция определила особый порядок обращения с военнопленными. В частности, положение, согласно которому ответственность за военнопленных возлагается на удержи­вающее их государ­ство, а не на отдельные воинские части или коман­диров. Статус военноплен­ного не только гарантирует жизнь и физическую неприкос­новенность, но и дает другие важные права. Например, каждый военнопленный при допро­се обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и лич­ный номер. С пленным должны обращаться в соответ­ствии с чином (к приме­ру, офицеров нельзя принуждать к работе), они имеют право на медицинскую помощь и связь с родными. Военнопленного даже могут освободить под чест­ное слово, что тот больше не будет принимать участия в вооруженном кон­флик­те. В третьей конвенции государства также обязались как можно скорее возвращать военнопленных на родину.

Все четыре конвенции были подписаны на конференции под эгидой Между­народного Комитета Красного Креста вскоре после окончания Второй мировой войны — в августе 1949 года.

3. До Женевских конвенций были правила ведения войны?

В 1899 и 1907 году в ходе Гаагских конференций мира приняли так называемую оговорку Мартенса Федор Федорович Мартенс — российский юрист и дипломат. Работы Мартенса во многом заложили основу современного международного гуманитарного права. : правило, согласно которому воюющие стороны должны руководствоваться принципами гуманности, человечности и здравого смысла, даже если они не брали на себя соответ­ствующих договорных обязательств.

4. Разве на реальной войне соблюдает правила?

В своей речи в защиту Тита Анния Милона Цицерон сказал: «Silent enim leges inter arma» — «Молчат законы среди лязга оружия». Очень многие считают, что с помощью права в принципе невозможно регулировать военные действия, потому что цель войны — победа любой ценой. На самом деле все совсем не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить количество жертв, жестокость методов и средств ведения войны в Первую или Вторую мировую и современные конфликты.

Это не означает, что система работает идеально: эксцессы случаются. Но это и не означает, что система не работает вовсе. Можно провести аналогию с правилами дорожного движения: их нарушают, но ни у кого не возникает мысли, что они нам не нужны.

Скептическое отношение к международному гуманитарному праву связано еще и с тем, что обычно журналисты пишут о фактах нарушения права, а не о слу­чаях его соблюдения. В науке это называется генерализацией частных случаев: люди узнают о нега­тивных эпизодах и на этом основании судят о явлении в целом. Этот эффект только усиливается тем, что речь идет о военных конфликтах и информация о нарушениях часто искажается сознательно.

5. Откуда обычные солдаты узнают о правилах? Или в ответе только генералы?

Здесь лучше начать с ответа на второй вопрос — про ответственность. За нару­шения Женевских конвенций отвечают и те, кто отдавал преступный приказ, и те, кто его сознательно исполнял.

Безусловно, военные, которым отдают преступный приказ, находятся перед тяжелым выбором: нарушить присягу или закон. Чем выше в государстве уважение к праву в целом, тем лучше соблюдается и международное гумани­тарное право.

Широко известен пример австралийских летчиков, десятки раз отказавшихся исполнять приказы командования в 2004 году в Ираке: если пилоты сомне­вались, что атакуют законную цель, они не выпускали ракеты или даже уничтожали уже выпущенные. К слову, это еще одна иллюстрация, что гуманитарное право работает.

Международное гуманитарное право изучают в академиях и на службе. Соответствующие правила внесены в воинские уставы. Во многих странах с этими правилами знакомят не только военных, но и медицинский персонал, военных корреспондентов, а в идеальном случае — каждого школьника.

6. Должно ли государство соблюдать Женевские конвенции, если противник ими пренебрегает?

Да, должно. Особенность международного гуманитарного права в том, что оно не основано на взаимности и запрещает репрессалии — совершение незакон­ного акта по причине взаимности. Как правило, такие решения принимаются на эмоциях, не приносят никакой военной пользы и серьезно нарушают Женевские конвенции.

7. Как быть, если государство не объявляло войны или отрицает свое участие в ней?

Устав ООН запрещает любую агрессивную войну, так что с точки зрения права не особенно важно, была ли она объявлена. Международное гумани­тарное право начинает применяться с первым столкнове­нием вооружен­ных сил или с момента оккупации, независимо от того, объявляли войну или нет.

Само собой, позиция государства — призна­вать или не признавать воору­женный конфликт — никак не влияет на индиви­дуаль­ную уголовную ответственность тех, кто совершает военные преступления.

8. Если страна не присоединилась к Женевским конвенциям, это снимает с нее ответственность?

На сегодня в мире не осталось признанных государств, которые не присоеди­нились к Женевским конвенциям. Но и сами Женев­ские конвенции давно получили статус международ­ных обычаев — норм, обязательных для любых, даже вновь созданных государств.

Но не все договоры по международному гуманитарному праву стали обычаями и признаны всеми странами, и поэтому они действуют только между теми госу­дарствами, которые их подпи­сали. Напри­мер, Оттавская конвенция, запре­тившая проти­вопехотные мины, действует сегодня в отношении 164 го­сударств, но некото­рые крупные державы, включая Россию, США и Китай, не участвуют в этом договоре.

Соответствующий договор разработан (Договор о запрещении ядерного оружия), его торже­ственно подписали 26 сентября 2019 года в Нью-Йорке. Но государства с ядерным арсеналом договор не поддержали.

10. Как судят за нарушения правил ведения войны?

Кроме государств в целом ответственность несут и конкретные люди. Каждое государство обязалось расследовать случаи нарушения и предавать суду военных преступников.

Также существует так называемый принцип универсальной юрисдикции. В соответствии с ним любое государство может и даже обязано судить инди­видов (конкретных людей) вне зависимости от того, какое у них гражданство и в какой точке планеты они совершали военные преступления. Точкой отсчета в вопросе индивидуальной ответственности можно считать Нюрнберг­ский процесс. Он не только осудил нацист­ских преступников, но и инициировал суды против политиков и военных во многих странах. И, что крайне важно, вызвал саму дискуссию об ответственности высокопоставленных лиц. До Нюрнберга их никогда не судили за военные преступления.

С начала 19 Совет Безопасности ООН создал несколько международ­ных трибуналов для суда над военными преступниками. Два ярких примера — Международный уголовный трибунал по Руанде и Международный уголовный трибунал по Югославии. 17 июля 1998 года был принят Римский статут, учре­дивший Международный уголовный суд. Статут вступил в силу в 2002 году. В отличие от трибуналов Международный уголовный суд — постоянно дей­ствую­щий орган. Если государство отказывается предать лицо суду или не мо­жет это сделать, дело может быть принято Международным уголовным судом. Отказ осудить преступника не единственное условие принятия дела судом, но ключевое.

Некоторые государства пытаются изъять своих граждан из-под иностранной и международной юрисдикции. Но сделать это становится все сложнее. И если посмотреть на процесс индивидуальной ответственности в ретроспек­тиве, за 30 лет человечество сделало большой шаг. Избе­жать наказания за военное преступ­ление существенно сложнее, чем прежде. Под международным давле­нием государства все активнее самостоятельно выявляют и осуждают военных преступников.

Политические спекуляции и общее несовершенство системы международного права всегда будут сопровождать любые дискуссии об ответственности госу­дарств или индивидов. Но факт остается фактом — впервые за всю историю человечества риск привлечения к уголовной ответственности за совершение военных преступлений становится фактором, реально влияющим на поведение воюющих.

11. Люди выдумывают все новые вооружения — для боевых роботов уже есть свои правила?

Главные вопросы об автономном системном вооружении (такое обозначение точнее, чем «боевые роботы») — в том, как оно должно действовать в случаях, если принимает решение о нападении без участия человека. Кто должен нести ответственность за действия машины? Какие правила необходимы для исполь­зования таких машин и необходимы ли? Об этом сейчас много дискутируют, и Россия тоже активно участвует в обсуждениях. Международный Комитет Красного Креста и многие другие организации настаивают, что самое важное — сохранить определенный контроль человека над автономными системами вооружения.

Узнать больше о том, как люди разных эпох проявляли милосердие на войне, вы можете из аудиоматериалов, которые мы подготовили совместно с Международным Комитетом Красного Креста.

Источник

Женевская конвенция зачем нужна

* Конвенция вступила в силу 21 октября 1950 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 17 апреля 1954 г. с оговорками по ст. 11 и ст. 45, сделанными при подписании. Ратификационная грамота Союза ССР депонирована Правительству Швейцарии 10 мая 1954 года. Конвенция вступила в силу для СССР 10 ноября 1954 года.

Нижеподписавшиеся, Уполномоченные Правительств, представленных на Дипломатической Конференции, которая заседала в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года с целью выработки конвенции о защите гражданского населения во время войны, заключили следующее соглашение:

Раздел I

Статья 1

Высокие договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую Конвенцию.

Статья 2

Помимо постановлений, которые должны вступить в силу еще в мирное время, настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны.

Конвенция будет применяться также во всех случаях оккупации всей или части территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления. Если одна из находящихся в конфликте Держав не является участницей настоящей Конвенции, участвующие в ней Державы останутся тем не менее связанными ею в своих взаимоотношениях. Кроме того, они будут связаны Конвенцией в отношении вышеуказанной Державы, если последняя принимает и применяет ее положения.

Статья 3

В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения:

С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

b) взятие заложников,

с) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение,

d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.

Беспристрастная гуманитарная организация, такая, как Международный Комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.

Кроме того, находящиеся в конфликте стороны будут стараться путем специальных соглашений ввести в действие все или часть остальных положений настоящей Конвенции.

Применение предшествующих положений не будет затрагивать юридического статуса находящихся в конфликте сторон.

Статья 4

Под защитой настоящей Конвенции стоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются.

Граждане какого-либо Государства, не связанного настоящей Конвенцией, не состоят под ее защитой. Граждане какого-либо нейтрального Государства, находящегося на территории одного из воюющих Государств, и граждане какого-либо совоюющего Государства не будут рассматриваться в качестве покровительствуемых лиц до тех пор, пока Государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при Государстве, во власти которого они находятся.

Однако положения раздела II имеют более широкое поле применения, определенное в статье 13.

Статья 5

Если находящаяся в конфликте сторона имеет серьезные основания полагать, что на ее территории какое-либо отдельное лицо, находящееся под покровительством Конвенции, подозревается на законном основании в деятельности, враждебной для безопасности этого Государства, или когда эта деятельность действительно установлена, такое лицо не будет иметь права претендовать на такие права и преимущества, предоставляемые настоящей Конвенцией, которые наносили бы ущерб безопасности этого Государства, если бы они предоставлялись данному лицу.

Если на оккупированной территории отдельное лицо, находящееся под покровительством Конвенции, задержано в качестве шпиона или диверсанта или в качестве подозреваемого на законном основании в деятельности, угрожающей безопасности оккупирующей Державы, в тех случаях, когда этого требуют настоятельные соображения военной безопасности, данное лицо может быть лишено прав на связь, предоставляемых данной Конвенцией.

В каждом из этих случаев лица, предусмотренные в предыдущих абзацах, будут, однако, пользоваться гуманным обращением и в случае судебного преследования не будут лишаться своих прав на справедливый и нормальный суд, предусмотренный настоящей Конвенцией. Им будут также полностью предоставлены в возможно кратчайший срок, совместимый с безопасностью Государства или, в соответствующем случае, оккупирующей Державы, права и преимущества, предоставляемые покровительствуемому лицу в соответствии с настоящей Конвенцией.

Статья 6

Настоящая Конвенция будет применяться с начала всякого конфликта или оккупации, упомянутых в статье 2.

На территории сторон, находящихся в конфликте, применение Конвенции прекращается после общего окончания военных действий.

Покровительствуемые лица, освобождение, репатриация или устройство которых будет иметь место после этих сроков, будут тем временем оставаться под защитой настоящей Конвенции.

Статья 7

Помимо соглашений, специально предусмотренных статьями 11, 14, 15, 17, 36, 108, 109, 132 и 133, Высокие Договаривающиеся Стороны смогут заключать другие специальные соглашения по любому вопросу, который они сочли бы целесообразным урегулировать особо. Ни одно специальное соглашение не должно наносить ущерба положению покровительствуемых лиц, установленному настоящей Конвенцией, ни ограничивать прав, которые она им предоставляет.

Покровительствуемые лица продолжают пользоваться преимуществами этих соглашений в течение всего времени, пока к ним будет применима Конвенция, кроме случаев специального включения противоположных условий в вышеупомянутые или позднейшие соглашения и, равным образом, кроме случаев применения к ним той или другой находящейся в конфликте стороной более благоприятных мероприятий.

Статья 8

Покровительствуемые лица ни в коем случае не смогут отказываться, частично или полностью, от прав, которые им обеспечивают настоящая Конвенция и специальные соглашения, предусмотренные в предыдущей статье, если таковые имеются.

Статья 9

Настоящая Конвенция будет применяться при содействии и под контролем Держав-Покровительниц, на которых возложена охрана интересов сторон, находящихся в конфликте. Для этого Державы-Покровительницы смогут, кроме своего дипломатического или консульского персонала, назначать делегатов из числа своих собственных граждан или граждан других нейтральных Держав. На назначение этих делегатов должно быть получено согласие Державы, при которой они будут выполнять свою миссию.

Стороны, находящиеся в конфликте, будут облегчать в пределах максимальной возможности работу представителей или делегатов Держав-Покровительниц.

Представители или делегаты Держав-Покровительниц ни в коем случае не должны выходить за рамки своей миссии, которая определена настоящей Конвенцией; они должны, в частности, принимать во внимание настоятельные нужды безопасности Государства, при котором они выполняют свои функции.

Статья 10

Положения настоящей Конвенции не служат препятствием для гуманитарных действий, которые Международный комитет Красного Креста или любая другая беспристрастная гуманитарная организация предпримут для защиты покровительствуемых лиц и для оказания им помощи, с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте.

Статья 11

Договаривающиеся Стороны смогут во всякое время войти в соглашение о том, чтобы доверить какой-нибудь организации, представляющей полную гарантию беспристрастия и действенности, обязанности, возлагаемые настоящей Конвенцией на Державы-Покровительницы.

Если на покровительствуемых лиц не распространяется или перестала распространяться по каким-либо причинам деятельность какой-нибудь Державы-Покровительницы или организации, предусмотренной в первом абзаце, Держава, во власти которой находятся покровительствуемые лица, должна обратиться с просьбой к нейтральному Государству или такой организации принять на себя функции, выполняемые в соответствии с настоящей Конвенцией Державой-Покровительницей, назначенной сторонами, находящимися в конфликте.

Если покровительство не может быть обеспечено указанным образом, Держава, во власти которой находятся покровительствуемые лица, должна обратиться с просьбой к какой-либо гуманитарной организации, такой, как, например, Международный комитет Красного Креста, или, с учетом положений настоящей статьи, принять предложение такой организации взять на себя выполнение гуманитарных функций, выполняемых в соответствии с настоящей Конвенцией Державами-Покровительницами.

Любая нейтральная Держава или любая организация, приглашенная заинтересованной Державой или предлагающая себя для этих целей, должна действовать с сознанием ответственности по отношению к стороне, находящейся в конфликте, за которой числятся лица, пользующиеся покровительством настоящей Конвенции, и предоставить достаточные гарантии того, что она в состоянии взять на себя соответствующие функции и выполнять их беспристрастно.

Предыдущие положения не могут нарушаться специальными соглашениями между Державами, когда одна из этих Держав, даже временно, ограничена в своих возможностях свободно вести переговоры с другой Державой или ее союзниками в силу военной обстановки, особенно в тех случаях, когда вся или значительная часть территории данной Державы оккупирована.

Каждый раз, когда в настоящей Конвенции упоминается Держава-Покровительница, это наименование означает также организации, заменяющие ее согласно настоящей статье.

Статья 12

Державы-Покровительницы во всех случаях, когда они сочтут это полезным в интересах покровительствуемых лиц, в частности в случае разногласия между находящимися в конфликте сторонами по поводу применения или толкования положений настоящей Конвенции, будут оказывать свои добрые услуги с целью урегулирования разногласия.

С этой целью каждая из Держав-Покровительниц сможет по просьбе одной из сторон или по собственной инициативе предложить находящимся в конфликте сторонам организовать совещание их представителей и, в частности, властей, на которых возложена забота об участи покровительствуемых лиц, возможно, на нейтральной, надлежащим образом выбранной территории. Находящиеся в конфликте стороны обязаны дать ход предложениям, которые им будут сделаны в этом смысле. Державы-Покровительницы могут, в случае необходимости, представить на одобрение находящихся в конфликте сторон принадлежащее к нейтральной Державе или же делегированное Международным комитетом Красного Креста лицо, которое будет приглашено участвовать в этом совещании.

Раздел II

Положения общего характера о защите населения от
некоторых последствий войны

Статья 13

Положения настоящего раздела касаются всего населения находящихся в конфликте стран без какой-либо дискриминации, в частности, по причинам расы, национальности, религии или политических убеждений и должны способствовать смягчению страданий, порождаемых войной.

Статья 14

Еще в мирное время Договаривающиеся Стороны, а после начала военных действий стороны, находящиеся в конфликте, могут создавать на своей собственной территории, а в случае необходимости на оккупированных территориях, санитарные и безопасные зоны и местности, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста.

В самом начале конфликта и в течение его заинтересованные стороны могут заключать соглашения о взаимном признании созданных ими зон и местностей. Для этой цели они могут применять положения проекта соглашения, приложенного к настоящей Конвенции, внося в него возможные изменения, которые они сочли бы необходимыми.

Державы-Покровительницы и Международный комитет Красного Креста призываются содействовать облегчению создания и признания этих санитарных и безопасных зон и местностей.

Статья 15

Либо непосредственно, либо через нейтральную Державу или гуманитарную организацию любая находящаяся в конфликте сторона может обратиться к неприятельской стороне с предложением о создании в районах, где идут бои, нейтральных зон, предназначенных для защиты от связанных с боями опасностей следующих лиц, без всякого между ними различия:

а) больных и раненых комбатантов и некомбатантов;

b) гражданских лиц, не участвующих в военных действиях и не выполняющих никакой работы военного характера во время их пребывания в этих зонах.

Как только находящиеся в конфликте стороны договорятся о местоположении, руководстве, снабжении и контроле намечаемой нейтрализованной зоны, составляется письменное соглашение и подписывается представителями сторон, находящихся в конфликте. Это соглашение установит начало и продолжительность нейтрализации этой зоны.

Статья 16

Раненые и больные, а также инвалиды и беременные женщины будут пользоваться особым покровительством и защитой.

Поскольку это позволят военные требования, каждая находящаяся в конфликте сторона будет содействовать мероприятиям по розыску убитых и раненых, по оказанию помощи потерпевшим кораблекрушение и прочим лицам, подвергающимся серьезной опасности, а также по их ограждению от ограбления и дурного обращения.

Статья 17

Находящиеся в конфликте стороны постараются заключить местные соглашения об эвакуации из осажденной или оккупированной зоны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей и рожениц и о пропуске в эту зону служителей культа всех вероисповеданий, санитарного персонала и санитарного имущества.

Статья 18

Гражданские больницы, организованные для оказания помощи раненым, больным, инвалидам и роженицам, не могут ни при каких обстоятельствах быть объектом нападения, но будут во всякое время пользоваться уважением и покровительством со стороны находящихся в конфликте сторон.

Государства, являющиеся сторонами, находящимися в конфликте, снабдят все гражданские больницы удостоверениями, в которых будет указано, что они являются гражданскими больницами и что занимаемые ими здания не используются для каких-либо целей, которые могли бы лишить эти больницы покровительства в соответствии со статьей 19.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *