жмудь это кто такие

ЖМУДЬ

ЖМУДЬ, русское и польское название одного из древних литовских племён; см. Жемайты.

Жмудь (или Жемайте, Самогития) — название страны между низовьями Немана и Виндавой (в нынешних уездах Россиенском, Тельшевском и Шавельском Ковенской губ.), а также обитавшего здесь литовского племени, весьма схожего по языку с собственной Литвой. По словам некоторых польских историков, Ж. в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство, заходя в пределы нынешней Виленской губ. Достоверная история Ж. начинается с XIII в., со времени появления в соседстве немцев, и наполнена, главным образом, известиями о борьбе с последними, продолжавшейся до начала XV в. Ж. усиленно и долго отстаивала свою религию и свою независимость от немцев; в стране жмудинов находилось литовское святилище Римове, и изгоняемые из Литвы жрецы находили у них убежище еще в XV в. Вместе с тем Ж. была усердною хранительницею национальных преданий и обычаев и ревностно отстаивала их против всех попыток великих князей литовских ввести какие-либо нововведения. По договору 1259 г. Миндовг отдает Ж. Ливонскому ордену; через 11 лет последняя при помощи латышей и куронов освобождается от власти ливонских рыцарей, но вскоре должна начать борьбу с Тевтонским орденом. Особенно часты и опасны были нападения немцев в XIV в., лишь при Кейстуте, лучшем жмудском князе, перешедшие в мелкую партизанскую войну. По смерти Кейстута, в 1382 г., вел. кн. литовский Ягайло отдал Ж. ливонцам; но жмудины вскоре восстали и свергли эту зависимость. В 1398 г. она вновь отдана ливонцам Витовтом, вернувшим ее немцам вторично после восстания 1400-1401 гг. После 1410 г. Ж. избавляется от вторжений немцев. С этого времени ее владельцы, Витовт и Ягайло, начинают усиленно насаждать здесь христианство, которое вследствие сопротивления жителей утверждается окончательно только в XVI в., иезуитами. С самого начала Ж. имела особого князя, большею частью подручника вел. кн. литовского; столицей его были Россиены. В 1492 г. вел. кн. Александр дал Ж. «земскую привилегию» (на русск. яз.), которая послужила началом образования сословий в стране. Дальнейшая история Жмуди входит всецело в общую историю Литвы. В 1795 г. область Ж. вошла в состав Литовской губ., в 1801 г. — в состав Виленской и наконец — Ковенской. Ср. «Очерки Жмуди» Древлянского (в «Пантеоне» 1855 г., № 1); «Zbiorek rzeczy swojskisch kunauce i rozrywce dla mł odzie ży» Ewarysta Estkowskiego (Познань; 1859); «Святая Жмудь» («Вестник Западной России», 1865 г., №№ 8 и 9); «Краткое описание Ковенской губ.» (1889). В. Рудаков.

Источник

ЖМУДЬ

жмудь
I., м. «притеснитель, угнетатель», вероятно, из жмуть от жму, жать и сближено с нижеслед.

Смотреть что такое ЖМУДЬ в других словарях:

ЖМУДЬ

ЖМУДЬ

русское и польское название одного из древних литовских племён; см. Жемайты.

ЖМУДЬ

ЖМУДЬ

ЖМУДЬ, русское и польское название одного из древних литовских племён; см. Жемайты.

ЖМУДЬ

Жмудь (или Жемайте, Самогития) — название страны между низовьями Немана и Виндавой (в нынешних уездах Россиенском, Тельшевском и Шавельском Ковенской губ.), а также обитавшего здесь литовского племени, весьма схожего по языку с собственной Литвой. По словам некоторых польских историков, Ж. в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство, заходя в пределы нынешней Виленской губ. Достоверная история Ж. начинается с XIII в., со времени появления в соседстве немцев, и наполнена, главным образом, известиями о борьбе с последними, продолжавшейся до начала XV в. Ж. усиленно и долго отстаивала свою религию и свою независимость от немцев; в стране жмудинов находилось литовское святилище Римове, и изгоняемые из Литвы жрецы находили у них убежище еще в XV в. Вместе с тем Ж. была усердною хранительницею национальных преданий и обычаев и ревностно отстаивала их против всех попыток великих князей литовских ввести какие-либо нововведения. По договору 1259 г. Миндовг отдает Ж. Ливонскому ордену; через 11 лет последняя при помощи латышей и куронов освобождается от власти ливонских рыцарей, но вскоре должна начать борьбу с Тевтонским орденом. Особенно часты и опасны были нападения немцев в XIV в., лишь при Кейстуте, лучшем жмудском князе, перешедшие в мелкую партизанскую войну. По смерти Кейстута, в 1382 г., вел. кн. литовский Ягайло отдал Ж. ливонцам; но жмудины вскоре восстали и свергли эту зависимость. В 1398 г. она вновь отдана ливонцам Витовтом, вернувшим ее немцам вторично после восстания 1400-1401 гг. После 1410 г. Ж. избавляется от вторжений немцев. С этого времени ее владельцы, Витовт и Ягайло, начинают усиленно насаждать здесь христианство, которое вследствие сопротивления жителей утверждается окончательно только в XVI в., иезуитами. С самого начала Ж. имела особого князя, большею частью подручника вел. кн. литовского; столицей его были Россиены. В 1492 г. вел. кн. Александр дал Ж. «земскую привилегию» (на русск. яз.), которая послужила началом образования сословий в стране. Дальнейшая история Жмуди входит всецело в общую историю Литвы. В 1795 г. область Ж. вошла в состав Литовской губ., в 1801 г. — в состав Виленской и наконец — Ковенской. Ср. «Очерки Жмуди» Древлянского (в «Пантеоне» 1855 г., № 1); «Zbiorek rzeczy swojskisch kunauce i rozrywce dla mł odzie ży» Ewarysta Estkowskiego (Познань; 1859); «Святая Жмудь» («Вестник Западной России», 1865 г., №№ 8 и 9); «Краткое описание Ковенской губ.» (1889). В. Рудаков.

ЖМУДЬ

1) Орфографическая запись слова: жмудь2) Ударение в слове: жму`дь3) Деление слова на слоги (перенос слова): жмудь4) Фонетическая транскрипция слова жму. смотреть

ЖМУДЬ

Жмудь II., ж. «Жемайтия, Нижняя Литва», укр. жму́дський, стар. русск. жемоить (Полоцк. грам. ХV в.; см. Напьерский 242), также жомоть (Сказ. Мам. II, Ш. смотреть

ЖМУДЬ

ЖМУДЬ

ЖМУДЬ

ЖМУДЬ, русское и польское название литовского племени жямайтов и исторической области Жямайтия.Источник: Энциклопедия «Отечество»Синонимы: область, п. смотреть

ЖМУДЬ

ЖМУДЬ

(3 ж), Р., Д., Пр. жму/диСинонимы: область, племя

Источник

ЖМУДЬ

ЖМУДЬ, русское и польское название одного из древних литовских племён; см. Жемайты.

Смотреть что такое ЖМУДЬ в других словарях:

ЖМУДЬ

ЖМУДЬ

русское и польское название одного из древних литовских племён; см. Жемайты.

ЖМУДЬ

ЖМУДЬ

Жмудь (или Жемайте, Самогития) — название страны между низовьями Немана и Виндавой (в нынешних уездах Россиенском, Тельшевском и Шавельском Ковенской губ.), а также обитавшего здесь литовского племени, весьма схожего по языку с собственной Литвой. По словам некоторых польских историков, Ж. в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство, заходя в пределы нынешней Виленской губ. Достоверная история Ж. начинается с XIII в., со времени появления в соседстве немцев, и наполнена, главным образом, известиями о борьбе с последними, продолжавшейся до начала XV в. Ж. усиленно и долго отстаивала свою религию и свою независимость от немцев; в стране жмудинов находилось литовское святилище Римове, и изгоняемые из Литвы жрецы находили у них убежище еще в XV в. Вместе с тем Ж. была усердною хранительницею национальных преданий и обычаев и ревностно отстаивала их против всех попыток великих князей литовских ввести какие-либо нововведения. По договору 1259 г. Миндовг отдает Ж. Ливонскому ордену; через 11 лет последняя при помощи латышей и куронов освобождается от власти ливонских рыцарей, но вскоре должна начать борьбу с Тевтонским орденом. Особенно часты и опасны были нападения немцев в XIV в., лишь при Кейстуте, лучшем жмудском князе, перешедшие в мелкую партизанскую войну. По смерти Кейстута, в 1382 г., вел. кн. литовский Ягайло отдал Ж. ливонцам; но жмудины вскоре восстали и свергли эту зависимость. В 1398 г. она вновь отдана ливонцам Витовтом, вернувшим ее немцам вторично после восстания 1400-1401 гг. После 1410 г. Ж. избавляется от вторжений немцев. С этого времени ее владельцы, Витовт и Ягайло, начинают усиленно насаждать здесь христианство, которое вследствие сопротивления жителей утверждается окончательно только в XVI в., иезуитами. С самого начала Ж. имела особого князя, большею частью подручника вел. кн. литовского; столицей его были Россиены. В 1492 г. вел. кн. Александр дал Ж. «земскую привилегию» (на русск. яз.), которая послужила началом образования сословий в стране. Дальнейшая история Жмуди входит всецело в общую историю Литвы. В 1795 г. область Ж. вошла в состав Литовской губ., в 1801 г. — в состав Виленской и наконец — Ковенской. Ср. «Очерки Жмуди» Древлянского (в «Пантеоне» 1855 г., № 1); «Zbiorek rzeczy swojskisch kunauce i rozrywce dla mł odzie ży» Ewarysta Estkowskiego (Познань; 1859); «Святая Жмудь» («Вестник Западной России», 1865 г., №№ 8 и 9); «Краткое описание Ковенской губ.» (1889). В. Рудаков.

ЖМУДЬ

1) Орфографическая запись слова: жмудь2) Ударение в слове: жму`дь3) Деление слова на слоги (перенос слова): жмудь4) Фонетическая транскрипция слова жму. смотреть

ЖМУДЬ

Жмудь II., ж. «Жемайтия, Нижняя Литва», укр. жму́дський, стар. русск. жемоить (Полоцк. грам. ХV в.; см. Напьерский 242), также жомоть (Сказ. Мам. II, Ш. смотреть

ЖМУДЬ

ЖМУДЬ

ЖМУДЬ

ЖМУДЬ, русское и польское название литовского племени жямайтов и исторической области Жямайтия.Источник: Энциклопедия «Отечество»Синонимы: область, п. смотреть

ЖМУДЬ

ЖМУДЬ

(3 ж), Р., Д., Пр. жму/диСинонимы: область, племя

Источник

Жмудины

жмудь это кто такие. Смотреть фото жмудь это кто такие. Смотреть картинку жмудь это кто такие. Картинка про жмудь это кто такие. Фото жмудь это кто такие

Содержание

История

жмудь это кто такие. Смотреть фото жмудь это кто такие. Смотреть картинку жмудь это кто такие. Картинка про жмудь это кто такие. Фото жмудь это кто такие

Предки жемайтов по археологическим данным в V веке населяли бассейн р. Швентойя. Затем племя жмудь продвинулась на запад до Жемайтской возвышенности в верховьях рек Дубиса и Юра (археологическая культура грунтовых могильников Центральной Литвы V—VI веков). С XIII века отстаивали независимость в борьбе с Тевтонским орденом, в 1422 году окончательно вошли в состав Великого княжества Литовского, образовав там Жмудское староство. К XV-XVI векам ассимилировали южных земгалов и южных куршей Западной Литвы. Жемайты последними из европейских народов были обращены в христианство (XV век). В XIX веке Жемайтия стала центром литовского культурного возрождения. На жемайтийском диалекте были изданы несколько литературных произведений. В первой половине XX века была создана отдельная письменность на латинской основе.

Традиционная культура

Для традиционного хозяйства Жемайтии характерно развитие товарного льноводства и животноводства; с 16 в. известны лошади малорослой жемайтийской породы.

Жемайтский дом (троба) — низкая постройка, обшитая вертикальными досками, с соломенной полувальмовой крышей; в обеих продольных стенах находятся входы в сени (восходящие к старинному лит. жилищу — нумасу) с очагом-камином с дымоходом (каминас), отапливающим примыкающие с обеих сторон к сеням жилые комнаты. Жемайтийские кладбища отличаются резными деревянными надгробиями со скульптурами святых.

Одежда

Комплекс традиционной одежды сохранялся до 2-й пол. 19 в.

В женской одежде преобладает общелитовский тип туникообразной рубахи с наплечниками с красным браным узором, но в Клайпедском районе и по нижнему Неману встречались рубахи с прямыми поликами, пришитыми по основе ткани, и растит. орнамент, вышитый гладью; к кон. 19 в. распространились вышивка крестом и английской гладью, орнаментация кружевом и зубчатой тесьмой, браная техника орнамента сохранилась только в Восточной Жемайтии. Жемайтийская юбка (sijonas, sejonas) — шерстяная (больше на востоке) или полушерстяная (больше на западе) в складку, реже в сборку, продольно-полосатая (больше на западе) или клетчатая (больше на востоке) (преобладает, особенно на севере, красный цвет). Передник — хл.-бум. из одного полотнища, с частыми продольными красными (больше на севере и востоке) или многоцветными (больше на юге и западе) орнаментальными полосами. Характерны короткая безрукавка и кофта со сборками или складками под грудью, клетчатое, в осн. чёрно-красное (до сер. 19 в. бытовало более древнее продолговатое поперечно-полосатое) наплечное покрывало (на севере — raištis, на юге — kryžokas, skepeta). Девичий головной убор — венок в виде обруча с прикреплёнными треугольниками из разноцветных лент (рангай); на западе и в Понеманье вокруг кос, уложенных венком, повязывали чёрную бархатную ленту. Женщины носили чепец, собранный на темени и затылке, поверх которого повязывали платок орнаментом (концы перекрещивались под затылком и завязывались узлом на лбу).

Мужчины носили серый кафтан с отрезной спинкой, складками, сборками или разрезом сзади, разноцветные штаны и жилет, войлочную шляпу с лентами и павлиньими перьями, белый шейный платок. Характерны деревянная обувь (клумпес), вязаные чулки с узором посередине голени.

Музыка

Музыкальный фольклор — старинные одноголосные и более поздние 2-3-голосные песни гомофонного склада, инструментальная музыка. В состав т. н. сельских капелл входят 2-3 скрипки, струнный бас, гармоника.

Источник

Жмудь и литва. Инородцы в России

В среде жмудяков и литвинов революционное движение проявилось осенью 1905 года главным образом в Ковенской губернии, особенно в смежных с Курляндией уездах Новоалександровском, Поневежском и Шавельском, а затем в Вилькомирском и многих других. Главным притоном революционеров был город Поневеж.

Еще в сентябре 1905 года две волости Поневежского уезда прекратили жалование русским учителям и запретили своим детям в школы, с угрозами за неисполнение. С 19 октября начались разгромы училищ и изгнание учителей. Всего было насильственно закрыто в Ковенской губернии 117 училищ, при чем учителя были изгнаны и имущество многих уничтожено.

Одновременно с тем изгоняемы были из Жмуди русские чиновники, писари, старшины и даже простые крестьяне, особенно старообрядцы. Прогнаны были и монахини Антоленского женского монастыря, с ученицами состоявшей при нем школы.

Вероисповедный характер этого движения, поощряемого ксендзами, виден из того, что во многих местах учителям предложен был выбор между принятием католицизма или изгнанием.

Вместо изгнанных учителей, писарей. Старшин назначаемы были новые из жмудяков.

Политические стремления жмудских и литовских вожаков были сформулированы на их Виленском съезде (31 октября – 2 ноября 1905 года) в постановлении, представленном графу Витте и напечатанном в «Правительственном Вестнике» 10 ноября 1905 года. Вот текст этого постановления:

Несколько позже, 22-23 ноября, в Вильне состоялся новый съезд жмудяков и литвинов, на котором были прияты более радикальные решения, каковы, например:

Несколько позже, 23 ноября 1905 года в Вильне состоялся съезд литовского (католческого) духовенства, также высказавшийся против непрошенной опеки поляков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *