жомини да жомини что значит
Жомини да жомини что значит
Но что слышишь от любого?
А об водке – ни полслова!»
Так сетовал в 1817 году Денис Давыдов на молодых гусар, вспоминая своих «друзей минувших лет», «собутыльников седых», прославляя их способность лихо пьянствовать на биваке вечером, а наутро просыпаться как ни в чём не бывало.
Причём тут Жомини
Жомини, упомянутый в «Песне старого гусара», это Антуан Анри Жомини, французский генерал, швейцарец по происхождению. При Бонапарте он сделался известным благодаря своим военно-историческим трудам. Во время кампании 1812 года служил французским губернатором Вильны и комендантом Смоленска. А в 1813 году, видя неминуемый крах империи Наполеона, перешёл на сторону России и служил в русской армии до 1850-х гг.
Жомини не изменил своему призванию военного историка и сделался признанным авторитетом в вопросах стратегии минувшей войны. Поэтому в то время, когда Давыдов написал цитированное стихотворение, любой, кто хотел с умным видом поговорить о наполеоновской кампании, должен был показать своё знакомство с работами Жомини или хотя бы с его именем.
Как ни странно, и, скорее всего, сам Давыдов об этом не догадывался, но русская водка сыграла известную роль в изгнании «двунадесяти языцев» из России. Правда, другим способом.
Пагубное воздействие русской водки на врага
Французский граф Филипп Поль де Сегюр был адъютантом Наполеона во время похода на Россию. Он оставил знаменитые и красочные воспоминания об этой кампании. Одно из его любопытных свидетельств кровопролитного Смоленского сражения касается русской водки и её влияния на ход военных действий.
Начиная поход, «великая армия» была снабжена всем необходимым, в том числе, разумеется, и виноградной (итальянская граппа) либо яблочной (французский кальвадос) водкой. Огромный обоз не поспевал за продвижением войск Наполеона, припасы начали хронически отставать от передовых сил армии ещё в начале войны. Солдаты французского императора начали довольствовать себя на местности, в том числе и крепкими напитками.
Понятно, что в руки неприятельских солдат попадала водка низкого качества очистки, изготовлявшаяся откупщиками царёвых кабаков для русского простонародья. Да и по градусности (38-45) она была крепче западноевропейских водок (30-35 градусов). Быстрее оказывая вначале «взбадривающий» эффект, такая водка в дальнейшем производила более тяжёлую и длительную интоксикацию, снижавшую выносливость организма.
Во время отступления «великой армии» русская водка, бывшая, казалось бы, хорошим согревающим средством, также уложила в могилу немало неприятельских солдат. Она быстро валила с ног ослабленных французов и их союзников. Те засыпали и часто замерзали во сне.
Наши войска её избегали
Подозреваю, что многие воспримут сказанное как свидетельство старой «истины»: «что русскому здорово, то немцу (в данном случае – французу, итальянцу и т.д.) смерть». Увы (или к счастью), совсем не так. И на русского человека такая русская водка оказывает совершенно аналогичное воздействие. Дело отнюдь не в якобы имеющейся у русского человека «привычке» пить более крепкие напитки.
Просвещённые русские люди уже в то время прекрасно знали о пагубном влиянии пьянства на здоровье и благосостояние массы русских людей. Знали об этом и здравомыслящие крестьяне. Спустя всего полвека после описываемых событий это знание вылилось в массовое движение за трезвость и воздержание от хождения в кабаки, проявившееся как раз среди крестьян.
Ну, а не столь фатальное воздействие водки на русских солдат в кампанию 1812 года объясняется лучшим снабжением русской армии, поскольку она воевала на своей территории. И пила обычно не кабацкую, а более качественную водку, поставлявшуюся интендантством. Хотя, как известно, интенданты всегда воры, поэтому, конечно, исключить случаи употребления русскими солдатами низкокачественного зелья было невозможно. И недаром во время преследования армии Наполеона русская армия потеряла более двух третей своего состава – то есть потери в ней оказались сравнимыми с потерями неприятеля.
Что же касается феноменальной способности боевых товарищей Дениса Давыдова пьянствовать без последствий, то, надо полагать, они потребляли не кабацкую сивуху, а то и чаще всего пробавлялись высококачественными трофейными напитками – гусары всё-таки.
Так что русская водка сыграла в изгнании армии Наполеона ту роль, что, став добычей неприятельских солдат, серьёзно подорвала их боеспособность. Противнику её можно подсовывать, но следует избегать поить ею собственных солдат.
Жомини да Жомини, / А об водке ни полслова
Смотреть что такое «Жомини да Жомини, / А об водке ни полслова» в других словарях:
Жоминн да Жомини, / А об водке ни полслова — Из стихотворения «Песня старого гусара» (1817, опубл. 1819) поэта и гусара Дениса Васильевича Давыдова (1784 1839). Говорят, умней они. Но что слышим от любова? «Жомини да Жомини!» А об водке ни полслова. Швейцарский офицер Антуан Анри Жомини… … Словарь крылатых слов и выражений
Жомини, Генрих — Генрих Вениаминович Жомини фр. Antoine Henri Jomini … Википедия
Жомини Антуан Анри — Генрих Вениаминович Жомини фр. Antoine Henri Jomini 6 марта 1779 – 24 марта 1869 Портрет Г.В.Жомини мастерской[1] Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный … Википедия
Жомини, Генрих Вениаминович — Генрих Вениаминович Жомини фр. Antoine Henri Jomini 6 марта 1779 – 24 марта 1869 Портрет Г.В.Жомини мастерской[1] Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный … Википедия
Жомини, Антуан Анри — Генрих Вениаминович Жомини фр. Antoine Henri Jomini 6 марта 1779 – 24 марта 1869 Портрет Г.В.Жомини мастерской[1] Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный … Википедия
Жомини Г. — Генрих Вениаминович Жомини фр. Antoine Henri Jomini 6 марта 1779 – 24 марта 1869 Портрет Г.В.Жомини мастерской[1] Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный … Википедия
Жомини Генрих — Генрих Вениаминович Жомини фр. Antoine Henri Jomini 6 марта 1779 – 24 марта 1869 Портрет Г.В.Жомини мастерской[1] Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный … Википедия
Жомини Генрих Вениаминович — Генрих Вениаминович Жомини фр. Antoine Henri Jomini 6 марта 1779 – 24 марта 1869 Портрет Г.В.Жомини мастерской[1] Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный … Википедия
жомини — Jomini. Обычно шутл. о теоретике сухаре. От им. видного военного теоретика Анри Жомини (1779 1869 ) французского происхождения, был на русской службе. Жомини да жомини, а о водке не в полслова. 1817. Д. Давыдов Песня старого гусара. Сенатор,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Жомини да Жомини, а об водке ни полслова
Цитата из стихотворения «Песня старого гусара» (1817 г., опубликовано в 1819 г.) героя отечественной войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова (1784 – 1839):
Но что слышим от любова?
А об водке ни полслова».
Жомини, это фамилия швейцарского офицера Антуан Анри Жомини (1779 – 1869), который с 1813 г. состоял на русской военной службе в чине генерала от инфантерии (пехотного генерала) и прославился как военный историк и теоретик. Сначала Жомини служил во французской армии, но с 1813 года стал военным советником императора Александра I. Жомини основал русскую Академию генерального штаба.
Песня старого гусара (Денис Васильевич Давыдов, 1817 г.)
Где гусары коренные,
Деды! помню вас и я,
И сидящих вкруг огня
С красно-сизыми носами!
Доломаны до колена,
Сабли, шашки у бедра,
И диваном — кипа сена.
Трубки черные в зубах;
Все безмолвны — дым гуляет
На закрученных висках
Ни полслова. Все мертвецки
Пьют и, преклонясь челом,
Но едва проглянет день,
Каждый по полю порхает;
Кивер зверски набекрень,
Ментик с вихрями играет.
Конь кипит под седоком,
Сабля свищет, враг валится.
Бой умолк, и вечерком
Снова ковшик шевелится.
А теперь что вижу? — Страх!
И гусары в модном свете,
В вицмундирах, в башмаках,
Вальсируют на паркете!
Но что слышим от любова?
Жомини да Жомини!
А об водке — ни полслова!
Где друзья минувших лет?
Где гусары коренные,
✍ Примеры
«Лебедев. Бог с тобой, смешишь ты, Мишель Мишелич. (Перестав смеяться.) Что ж, господа, Жомини да Жомини, а о водке ни полслова. Repetatur. (Повторим! (лат.))
Встают и идут к водке.
(Наливает три рюмки.) Будемте здоровы.
Селедочка, матушка, всем закускам закуска. «
«После, когда предложено было вовсе не подавать вина за ужином, все единодушно согласились. Решили: излишек в экономии от вина приложить к сумме, определенной на библиотеку. О ней был длинный разговор за ужином, «а об водке ни полслова!»»
Военный теоретик генерал Жомини
В одном из стихотворений русского гусара, писателя и поэта Дениса Давыдова есть такие слова: «Жомини да Жомини, а о водке ни полслова». Это говорит о том, насколько русский офицерский корпус интересовался военным искусством, издававшимся в трудах генерала Жомини, ведь он стал основоположником Академии Генерального штаба. Перед тем, как показать ряд его мыслей и сентенций по военному искусству, многие из которых не утратили своей актуальности и по сей день, осветим его биографию, данную с разных российских и советских энциклопедиях.
Жомини Антуан Анри, (в России его звали Генрих Вениаминович) барон, военный теоретик, историк, генерал от инфантерии русской армии (1826 г.) Жомини родился 6 марта (нового стиля) 1779 г. в Швейцарии в городе Пайерне, а умер он в Париже 24.3.1869 г.(1) Жомини прожил 90 лет. В Военной энциклопедии Сытина, изданной в 1912 году, о генерале Жомини написано немало интересного и поныне. Так, Жомини «с детства готовился к военной службе. Когда же в 1792 г. французское правительство расформировало швейцарские войска, молодой Жомини переехал в Париж и, хотя, и поступил в один из банкирских домов, но занялся изучением лучших военных писателей, а в особенности критическим разбором итальянских походов Бонапарта.
В 1798 г. Жомини вернулся в Швейцарию и был назначен личным адъютантом военного министра с чином поручика. В следующем году Жомини производится в капитаны и получает должность главного секретаря военного департамента и на ней выдвигается учреждением национальной милиции, организованной по его идее. «Но род его деятельности в секретариате пришлись ему не по душе. (Генерал Франции) Массена делает Жомини своим помощником, и последний принимает деятельное участие в его швейцарских походах. В 1803 г. Жомини покидает военную службу и поступает в одно коммерческое предприятие; однако он не перестаёт увлекаться военным делом и в том же году издаёт свой первый литературный труд (…)
В 1804 г. Жомини поступает на французскую службу и получает в командование батальон в Корпусе генерала Нея. С этим корпусом он принимает участие в кампании против Австрии. После сдачи Ульма Жомини совершил поход в Тироль, откуда был послан Неем к Наполеону с донесением. Жомини нашёл Наполеона на полях Аустерлица, представился ему и поднёс ему свой новый труд «Traite des grandes operations de la guerre». Наполеон принял Жомини благосклонно, произвёл в полковники и назначил адъютантом к маршалу Нею. С 1805 г. Жомини служил адъютантом маршала М.Нея.
Предвидя войну с Германией, Жомини составил обстоятельные «Рассуждения о вероятности войны с Германией», которые обратили на себя внимание Наполеона. В день сражения при Иене Жомини состоял в штабе Наполеона, но затем вернувшись в штаб генерала Нея и совершил с ним поход в Польшу. Во время этого похода услуги, оказанные им Нею были столь велики, что Ней назначил Жомини своим начальником штаба. За кампанию 1806-1807 гг. Жомини был пожалован баронским титулом. В 1808 г. Жомини совершил с Неем поход в Испанию.
Влияние, которое Жомини приобрёл на Нея, вызвало зависть у многих, и Нею было внушено, что Жомини распространяет слухи, будто Ней, всеми своими успехами обязан исключительно советам Жомини, и что без Жомини, Нею не удалась бы ни одна операция. По ходатайству Нея Жомини был уволен в отставку. После тщетных просьб о реабилитации и принятии его вновь на французскую службу, Жомини написал Императору Александру 1 письмо с просьбой принять его на русскую службу.
Русский Император ответил Жомини, что принимает его с удовольствием. Узнав об этой переписке Наполеон послал Жомини приказ немедленно явиться в Париж, где военный министр по поручению Наполеона передал Жомини, что император категорически запрещает ему переход в русские войска и предлагает ему на выбор: или Венсенскую тюрьму, или чин генерала.
Этим оборотом дела Жомини был глубоко оскорблён, но подчинился приказу военного министра, вновь поступил на французскую службу, получил чин генерала и был назначен состоять в штабе генерала Бертье.
Для управления занятою французскими войсками Литвою было учреждёно временное правление под председательством генерала Гогендорпа. Вскоре между Гогендорпом и Жомини начались раздоры, вследствие чего Жомини обратился к Наполеону с просьбой о другом назначении. Наполеон повелел Коленкуру, только что назначенному губернатором Смоленска, сдать эту должность Жомини. Здесь, как и в Вильне, Жомини было поручено организовать огромное депо (продовольственных) запасов.
В 1813 году, когда опасность начала угрожать самой Франции, Жомини опять стал в ряды войск. Он примирился с Неем и вновь занял пост его начальника штаба. Победой при Бауцене французская армия была обязана почти исключительно Жомини, который своими советами руководил Неем.
На этот раз и сам Ней признал исключительные заслуги Жомини и подал рапорт о награждении его чином дивизионного генерала. Однако Бертье не только отказал, но, придравшись к тому, что Жомини запоздал прислать сведения о состоянии полков, сделал ему письменный выговор.
Эта придирка была явно несправедлива и груба, и Жомини понял, что ему не на что надеяться. Между тем на его глазах из ничтожества вырастали генералы, маршалы, вице-короли, и, наконец, сам император (Наполеон), которого он живо помнил простым генералом. В то же время сам Жомини чувствовал себя много образованнее и способнее доброй половины из них. Продолжать играть второстепенные роли, давать советы, служившие только к славе других и источником неприятности для себя, сделалось для Жомини невыносимым.
14 августа (ст.ст) 1813 г. во время перемирия у Першевица он отправился в лагерь союзников, бывший в окрестностях Праги, и предложил свою шпагу Императору Александру 1. Замечательно, что в это время прибыл в Прагу и предложил свои услуги русскому императору и другой генерал француз Моро.
По словам поэта Сен-Бёва Жомини не был предателем, он не раскрыл союзникам военных секретов, которые были ему известны: нет, он привёз с собой только свой здравый смысл, добрый совет, глазомер, своё знание людей и вещей, и одного этого было больше чем достаточно. И сам Наполеон в бытность свою на острове Святой Елены сказал про Жомини: «Он не изменил своим знамёнам, он имел данные жаловаться на большую к себе несправедливость, он был ослеплён честолюбием, и т.к. он не был французом, любовь к родине (т.е. к Франции) не могла его удержать».
Когда же австрийские войска подошли к границам Швейцарии, Жомини явился к Александру I и своими горячими доводами спас своё отечество от иноплеменного нашествия. Не будучи сторонником нашествия союзников во Францию и, равным образом, не желая нового территориального уменьшения Франции, Жомини оставался вполне безучастным к походу 1814 г. и ограничивался лишь советами, когда к его опытности и знаниям прибегали.
В 1815 г. в свите Императора Александра Жомини выехал в Париж, участвовал во всех конгрессах того времени и, когда его прежнему боевому начальнику, маршалу Нею, угрожала смертная казнь, приложил все старания, чтобы его спасти, но тщетно. С 1815 г. член ряда комитетов и комиссий по реорганизации армии.
В 1822 г. Жомини поселился в России, преподавал военные науки, Великому Князю Николаю Павловичу, и принял участие в войне 1828 г. России с Турцией.»(2) О себе Жимини писал: «Хотя судьба никогда не ставила меня во главе армии, мне доводилось быть начальником штаба почти стотысячной армии, и меня много раз приглашали на советы самых великих монархов своего времени, когда рассматриваемый вопрос состоял в том, чтобы дать верное направление объединённым армиям Европы»(3)
«В 1820 г. по мысли Жомини, в Санкт-Петербурге была основана первая военная академия»(4). А в 1836 году Жомини опубликовал «Резюме военного искусства» предназначенного для того, чтобы помочь своими наставлениями военного характера наследнику Российского Престола Великому Князю Александру Николаевичу (будущему Императору Всероссийскому Александру II, который правил страной с 1855 г. по 1881 г.)
Генерал Жомини «привлекался к планированию боевых действий во время русско-турецкой (1828-1829) и Крымской (1853-1855) войн. В своих военно-теоретических и исторических исследованиях Жомини проанализировал опыт войн конца 18 – начала 19 веков, обобщил важнейшие проблемы стратегии и тактики массовой армии.
(…) Жомини высоко оценивал роль военной истории в познаниитеории военного искусства, внёс ззначительный вклад в разработку методики исследования военной истории (придерживался сравнительного метода)»(5) «Он учил, что результат войны «находится в зависимости от тысячи моральных и физических осложнений», придавал большое значение духу и энергии народа, нравственному состоянию армии, подчёркивал, что «главе государства нужно давать одновременно политическое и военное воспитание»(6)
«Достигнув престарелого возраста, Жомини вышел в отставку и удалился в Брюссель, но во время восточной войны по просьбе Николая 1, вновь вернулся в Россию, принимал участие в военных совещаниях и только в 1855 г. окончательно покинул Россию. Прожив некоторое время в Бельгии, Жомини переехал в Пасси и здесь умер в 1869 г.
Обрисовывая нравственный облик Жомини, нельзя не отметить его благородный характер и рыцарский дух, за что он пользовался уважением своих современников, среди которых имел много врагов. Со своим начальством и даже с Наполеоном Жомини всегда держался с достоинством; чуждый всякой лести и прислуживания Жомини никогда не навязывал своих советов, но сознавал их цену. (…)
Относительно теории стратегии Жомини признаёт существование известных основных принципов военного искусства, применение которых всегда сопровождалось успехом, а отступление от них влекло неудачу. В главе «Политика войны» Жомини рассматривает различные политические обстоятельства, в силу которых война может быть наступательная; оборонительная; оборонительная в политическом отношении и наступательная в военном; с союзниками и без союзников; на одном или нескольких театрах; народная, религиозная, междуусобная и проч. В глав «Военная политика, или Философия войны» Жомини рассматривает все вопросы, которые не входят у нас в область военно-статистическиъ исследований государст по программе, установленной Милютиным. (– указывалось в Военной энциклопедии сытина).
Приступая к изложению высшей части военного искусства, Жомини говорит, что стратегия есть искусство вести войну на карте, соображая действия на всём пространстве театра войны, а тактика – искусство располагать войска и действовать ими на поле сражения. Основное правило для всех вообще военных действий, по мнению Жомини состоит: во-1-х, в сосредоточении по возможности наибольших сил на решительном пункте театра войны либо поля сражения; во-2-х, в употреблении этих сил искуснейшим образом.
ия, производящая нашествие на слишком большом пространстве, Жомини при всём том отдаёт преимущество наступательной войне, «ибо она доставляет упреждение в действиях», а это способствует сосредоточению сил на решительном пункте.
Оборонительная война, по мнению Жомини, тогда только может быть целесообразна, когда, не ограничиваясь пассивной обороной, сопровождается от времени до времени переходом к наступлению.
Вообще же верх искусства полководца заключается, по словам Жомини, в том, чтобы «переходить вовремя от наступления к обороне и наоборот». «Предмет действий» должен быть один из решительных пунктов театра войны, а потому для выбора его необходимо раньше определить решительные пункты. Такие пункты могут быть двух родов: географические и манёвренные.
Ежели на одном и том же театре военных действий оперирует несколько армий отдельно, но направляясь к одному предмету действий, то каждая часть театра действий получает в системе Жомини название «операционной зоны».
Направление от базы к предмету действий составляет «операционную линию» (путь действий). Зона определяется конфигурацией страны, а операционная линия – направлением, по которому двигается армия, и пространством, которое она занимает при движении.
Очевидно, что, смотря по конфигурации и свойствам страны, зона действий может заключать в себе одну или несколько операционных линий; следовательно, зона относится к операционной линии вообще, как целое к части. Не всякое направление, по которому двигаются войска, могут называться операционной линией; 3 или 4 дороги, пролегающие на расстоянии одного или двух переходов, должны считаться не операционными линиями, но параллельными дорогами в тактическом отношении, лежащими на одной операционной линии. Рассматривая далее различные роды операционных линий, Жомини называет простой операционной линией такую, по которой двигается вся армия (не отделяя значительных отрядов) к одному предмету действий, но ежели армия двигается отдельными частями по различным направлениям, к одному или нескольким предметам действий, то операционная линия армий принимает название: двойной, тройной и т.д.
Далее он определяет и рассматривает внутренние и внешние концентрические и эксцентрические, вспомогательные и случайные операционные линии. Затем Жомини разбирает вопросы о стратегических резервах, о расположении и значении крепостей, укреплённых линий, укреплённых лагерей, о диверсиях, десанте, переправах через реки, причём все свои рассуждения подкрепляет многочисленными историческими примерами.
В статье «Об отступлении и преследовании» Жомини сначала рассматривает различные причины, которые могут побудить к отступлению, как например: 1) для выборы выгоднейшего поля сражения; 2) для прикрытия стратегического пункта, угрожаемого обходом противника; 3) для сближения с магазинами и 4) после проигранного сражения. Вообще, отступление
Жомини считает одним из труднейших военных действий, исполнить которое на большое пространство с успехом можно весьма редко. Разбирая затем способы и приёмы отступления, Жомини касается вопроса о фланговых позициях, разделяя на этот счёт взгляды Бюлова. Наконец Жомини высказывает свои суждения о способах и приёме ведения горной войны. В статье «О рекогносцировках» Жомини говорит, что при составлении военных соображений главное затруднение состоит в том, что не всегда можно иметь заблаговременно положительные сведения о намерениях и действиях противника.
Гораздо легче составить превосходный план действий, нежели исполнять его сообразно с непредвиденными обстоятельствами и с препятствиями, которые может противопоставить искусный неприятель. Из сего следует, что искусство проникать в намерения противника гораздо важнее, нежели умение составлять превосходные планы действий.
Для получения сведений о намерениях противника существует 4 рода средств: 1) шпионы; 2) рекогносцировки; 3) сведения от пленных и 4) выводы из вероятнейших предположений.
Признавая пользу первого средства, Жомини сомневается, что можно было получить удовлетворительные средства рекогносцировками, не проникающими далее неприятельского авангарда, а что касается сведений от пленных, то полагаться на них весьма опасно. По недостаточности всех исчисленных способов разведывания Жомини предлагает средство, по его мнению, надёжнее всех прочих.
Оно состоит в том, чтобы предположить вероятнейшие из действий противника и, сопоставив их все между собою, вывести заключение о его намерениях.
Жомини говорит, что перед открытием кампании 1806 г. он составил мемуар, в котором были рассмотрены предположения о действиях прусской армии и выведен лучший план противодействия им, совершенно согласный с тем, который был столь успешно приведён в исполнение Наполеоном.
В отделе «О высшей тактике» Жомини рассматривает сражения оборонительные, наступательные и случайные и даёт правила для каждого из них, затем говорит об атаке и обороне укреплённых лагерей. В следующем отделе рассматривает боевые порядки и рассуждает о строе и управлении в бою различных родов войск.
Все свои основные принципы ведения войны Жомини вывел из рассмотрения и сличения действий двух величайших полководцев конца ХУIII и начала Х1Х вв. – Фридриха II и Наполеона I, а не из отвлечённых умозрений; из рассмотрения действия первого он извлёк мысль о выгоде внутренних линий, а в действиях второго видел постоянное стремление упреждать противника в наступлении и действовать сосредоточенными силами, устремляя их на решительные пункты театра войны; сопоставляя действия обоих этих полководцев, он подметил в них то сходство, что оба они искали решительного боя; но Фридрих, следуя системе внутренних линий, разделял свои силы, а Наполеон действовал силами совокупными, и Жомини пришёл к выводу, что следует устремляться сосредоточенными силами на решительные пункты театра войны; в тех же случаях, когда это невозможно, предпочитает внутренние линии наружным.
1) Искусства управления государством в его отношении к войне.
2) Стратегии, или искусства умелого управления массами людей на театре войны, как в обороне, так и при вторжении.
3) Большой тактики.
4) Логистики, или искусства перемещения армий.
5) Инженерного искусства – в атаке и обороне укреплений.
6) Малой тактики.
ГЛАВА 1.
ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К ВОЙНЕ.
БОЛЬШАЯ ТАКТИКА И КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ.
НЕКОТОРЫЕ ОПЕРАЦИИ СМЕШАННОГО ХАРАКТЕРА, ЧАСТИЧНО ОТНОСЯЩИЕСЯ К СТРАТЕГИИ И ЧАСТИЧНО К ТАКТИКЕ.
Параграф 36. Об отвлекающих манёврах и больших отрядах
• …Посылайте как можно меньше отрядов и отзывайте их сразу же, как только задача нанесения «уколов» выполнена. С.234.
• …Присутствие духа… является более необходимым качеством для партизан, чем холодная расчётливость и смелость. С.235.
Параграф 37. Форсирование рек и других водных преград.
• 1) Важно обмануть противника в отношении места переправы, чтобы не дать ему стянуть туда силы противодействия.С.238.
Параграф 38. Отходы и преследования.
• Отходы, конечно, самые трудные операции в войне.С.242.
• …Торопливое движение иногда может привести к уничтожению армии, а может в других обстоятельствах, стать её спасением. С.243.
• …Сражаясь у Красного Наполеон потерял 32 тысячи, в т.ч.26 тысяч пленными против 2 тысяч у русских, и у Березины 50 тысяч против 4 тысяч у русских (ред) С.245.
• …Побитая армия и без того уже достаточно слаба, чтобы бессмысленно дробить её силы перед победоносным противником. С.249.
• Когда армия отступает, … этому всегда сопутствует преследование. С.253.
• Смелость и активность преследования, конечно, будет зависить от характера командиров и от физического и морального состояния двух армий. С.253.
• …Деморализованная армия, если энергично её преследовать, может быть полностью рассеяна. С.254.
• … Военнослужащие должны знать, что сохранение порядка – единственное средство спасения войскового формирования от беспокоящих атак противника во время осуществления отхода. Для укрепления дисциплины должно быть обеспечено снабжение армии продовольствием – чтобы войскам не приходилось рыскать с целью добычи продуктов мародёрством. С.254.
• Неплохо назначить командиром аръергарда офицера, обладающего большим хладнокровием… С.254.
Параграф 39. О расквартировании либо на марше, либо при размещении по зимним квартирам.
Параграф 40. Морские десанты, или морские экспедиции.
ГЛАВА 6 ЛОГИСТИКА, ИЛИ ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ПЕРЕБРОСКИ АРМИЙ
ВТОРОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕЗЮМЕ ВОЕННОГО ИСКУССТВА
• …Если капитан настоящий командир, отец и судья солдат своей роты, он всегда может получить от них больше в ходе выполнения своих обязанностей, чем незнакомец. С.370-371.
Описание основных морских экспедиций.
• «Ещё одна такая победа, и у меня не останется больше воинов» Пирр. С.377.
СЕНТЕНЦИИ ЖОМИНИ ПО ДРУГИМ ИСТОЧНИКАМ
• Искусство главнокомандующего есть одно из главнейших средств достижения победы. // Толмачёв Е. Военная политика и реформы Алекандра II. М., Воениздат, 2007, С.26.
• Самое главное состоит в том, чтобы выбрать главнокомандующего, который был бы одновременно сведущ и в политике, и в военном искусстве, //Толмачёв Е.П. – Там же, С.26.