Значение для чего используют каравелла
Значение слова «каравелла»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).
Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана.
караве́лла
1. морское парусное судно с высокими бортами, распространённое в средиземноморских странах в XIII–XVII веках ◆ В один из своих приездов в Леге я остановился перед лавкой, на окне которой была выставлена модель парусного судна, ― большое, правильно оснащённое изделие, изображавшее каравеллу времен Васко да Гама. А. С. Грин, «Бегущая по волнам», 1926 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: польститься — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое каравелла
Каравелла — это парусное судно с двумя или тремя мачтами, на которых закреплены косые и прямые паруса. Слово каравелла происходит от португальского «Cavaro» — маленькое парусное судно.
Как использовали каравеллу
До 30-х годов XV века каравелла выполняла роль рыбацких судов, а также использовалась как торговое судно. С 1550 года каравеллы начали использоваться португальцами для работорговли и исследовательских походов. Походы совершались вдоль западного побережья Африки и мыса Доброй Надежды. Каравеллы редко принимали участие в морских сражениях, но в истории были и такие случаи. Португальский король Жуан II оснастил небольшие каравеллы артиллерийскими орудиями. В сочетании с их высокой маневренностью, которая не позволяла большим судам взять каравеллу на абордаж, они смогли легко потопить суда неприятеля.
Виды каравелл
Каравелла-латина представляет собой небольшое судно с тремя мачтами и латинским вооружением на них. Именно на таких судах португальские мореплаватели исследовали побережье Африки и Индийский океан.
Каравелла-редонда — это судно также с тремя мачтами, но имеющее уже прямые паруса. Эти паруса наиболее эффективны при походах в открытом море и для переходов через океан, где присутствуют в основном попутные ветра. Использовались они при плавании из Европы к берегам Америки, а также в походах по Бискальскому заливу.
Каравелла-армады. Главным их отличием является наличие четвертой мачты, так называемой фок-мачтой, имеющей прямой парус. Также такая каравелла имела более высокий бак и пушечные порты, в которых располагалось до 40 вертлюжных пушек и фальконетов. Водоизмещение у каравелл-армад достигало 150 т. Каравелла-армады участвовали в походах на всем протяжении XIX века.
Вооружение каравелл
Каравеллы не имели тяжелого вооружения и состояло оно в основном из легких пушек. Эти легкие вертлюжные пушки назывались бомбарды и устанавливались на верхней палубе или на планшире. Имелись также арбалеты, алебарды и аркебузы.
Легкое вооружение каравелл не могло противостоять тяжелому вооружению других типов кораблей и поэтому они не часто участвовали в морских сражениях. Каравеллам нашли активное применение как десантным кораблям. Легкие бомбардиры демонтировались с корабля, перевозились на берег и там использовались по назначению. Стреляли бомбардиры картечью и свинцовыми ядрами, которые могли изготавливаться прямо на борту каравеллы.
Каравелла
Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).
Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магелана.
Содержание
Этимология
История
Суда с названием «каравелла» известны с XIII века. Но до XV века каравеллой называли небольшое португальское рыболовное парусное судно водоизмещением около 20 тонн.
К концу XIII века в Португалии завершилась Реконкиста, страна вступила в эпоху своего расцвета. С XIV века португальцы были заинтересованы в транссахарских морских путях, которые были нужны для развития торговли в обход арабских территорий в северной Африке.
В 1415 году португальцы захватили у арабов Сеуту, город на северном побережье Марокко прямо напротив Гибралтара, который стал форпостом португальцев для исследований западного побережья Африки
С 1419 года принц Португалии Генрих Мореплаватель (1394-1460) начинает активно снаряжать экспедиции для исследования западного побережья Африки.
Первые исследователи атлантического побережья Африки использовали одномачтовые барки и более крупные «баринели». Но приблизительно с 1440-х годов развитие получают каравеллы.
Тип этих маневренных, приспособленных как для прибрежных, так и для морских плаваний, кораблей с латинским парусным формировался под влиянием кораблей Магриба. Арабы использовали суда с латинским парусным вооружением (багала, дау, кариб) для плаваний вдоль побережья своих земель, в том числе и на северо-западе Африки. Они были приспособлены для плавания на мелководье и использовались как для рыбного лова и каботажных плаваний, так и в качестве лёгких военных кораблей. Такие арабские багалы с латинским парусным вооружением известны с VII века.
Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на латинское парусное вооружение арабских судов. Но в отличие от багалы, каравелла имеет меньше удлинение – так, типичное соотношение длины к ширине для арабских багал и дау составляет 5:1 и больше, а для каравеллы характерно 4:1 и меньше. Такое решение лучше подходит для походов в океане, особенно в неизвестных водах, так как увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, что позволяет брать больше запасов воды и провизии для морского перехода не известной продолжительности.
В 1494 году Тордесильясский договор решением Папы разделил мир между Испанией и Португалией по «папскому меридиану», проходящему в 482 километрах западнее Азорских островов. Таким образом Испании достались все новые земли к западу от 49°32’56″ западной долготы, а Португалии все ещё не открытые земли к востоку от этого меридиана.
История этого решения, которое в дальнейшем повлияет на политику Европы и спровоцирует войны, начинается ещё в 1452 году. Такое разделение мира между Испанией и Португалией повлияло не только на европейскую и мировую политику, но и на конструкцию каравелл.
Так, в Португалии у каравелл сохранилось латинское парусное вооружение, как более подходящее для плаваний вдоль африканского побережья. А в Испании развитие получает каравелла-редонда с прямым парусном вооружением на фоке и гроте, которое более подходит для трансатлантических переходов.
К концу XV столетия в океанских походах каравеллу начинает заменять более крупная и более мореходная каракка. Так, в 1488 году Бартоломеу Диаш совершил поход к мысу Доброй Надежды на двух каравеллах. Но уже в 1492 году среди трех кораблей Христофора Колумба флагманом является каракка (называемая также нао или нау) «Санта-Мария» в сопровождении двух каравелл, «Пинты» и «Ниньи». В 1497 году Васко да Гама первым из европейцев достиг Индии морским путем, в его эскадре, состоящей из четырех кораблей, две каракки, только одна каравелла, а также малое вспомогательное судно. С самого начала XVI века Португалия регулярно снаряжает эскадры в Индию, а Испания в Америку, которые в основном состоят из каракк. В первом кругосветном походе Магеллана-Элькано 1519-1522 годов участвовали четыре каракки и одна каравелла.
Каравеллы имели распространение до XVII века.
Конструкция
Парусное вооружение. Каравеллы обычно имели 3 мачты. Наличие бушприта не характерно для каравеллы, хотя на некоторых изображениях можно встретить каравеллу с бушпритом (обычно каравеллу-редонду).
По типу парусного вооружения каравеллы разделяют:
Размеры и конструкция корпуса. Типичная длина каравеллы 15-35 метров, ширина 4-9 метров, осадка 2-4 метра, водоизмещение 50-80 тонн, иногда до 200 тонн.
Характерной чертой каравелл является длинный полуют – длинная, относительно высокая (но значительно меньше, чем у каракк и более поздних галеонов) надстройка на корме.Носовую надстройку (форкастль) каравеллы имели не всегда.
Археологические находки
Кораблекрушение на рифе Моласиз (англ. Molasses Reef ) [2], территория островов Тёркс и Кайкос. Остатки испанской каравеллы конца XV — начала XVI века, обнаруженные в 1976, и исследованные и поднятые научными экспедициями в 1980-1986 годах. Поднятые археологические объекты хранятся в Национальном музее островов Тёркс и Кайкос [3].
На основании найденных объектов, время кораблекрушения относят к 1510-1520 годам. Это старейший известный европейский корабль, затонувший у берегов Америки.
От корабля сохранилась очень незначительная часть: около 1% корпуса, орудия (небольшие бомбарды) и заряды для них, глиняная посуда, чаши и кувшины, столярные, портняжные и хирургические инструменты, четыре комплекта оков, металлические части такелажа, разные дельные вещи, два якоря, 42 тонны каменного баласта.
Судно было длиной 19 метров, шириной 5-6 метров, осадкой два метра, или чуть больше.
Кораблекрушение на рифе Хайборн (англ. Highborn Cay ), Эксума, Багамские острова. Каравелла, затонувшая на рифе в районе Эскумы (Багамские острова) в начале XVI века, ориентировочно в 1520 году. Останки были обнаружены в 1965 году дайверами-спортсменами. Раскопки и подъем остатков были начаты в 1986 году.
Небольшая часть набора и обшивки корпуса сохранилась благодаря тому, что были покрыты баластом. Толщина обшивки составляла 6 см. Все деревянные элементы корпуса были сделаны из дуба. В качестве баласта использовались камни размером более 50 см.
Длина киля 12,6 метров, общая длина около 19 метров, ширина 5-5,7 метров.
По конструкции это судно схоже с каравеллой, погибшей на рифе Моласиз. Возможно, это один из кораблей, потерянный Пинсоном в 1500 году.
Каравелла
Смотреть что такое «Каравелла» в других словарях:
КАРАВЕЛЛА — (фр. caravelle). Легкие суда в Испании, Португалии, Франции, Турции, имеющие различное назначение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАРАВЕЛЛА старинные небольшие легкие суда в Испании и во Франции.… … Словарь иностранных слов русского языка
каравелла — ы, ж., КАРАВЕЛЬ caravelle, ит. caravella. 1. Старинное морское трехмачтовое судно у португальцев и испанцев. БАС 1. Французы три португалские каравЕлли [португальские малые корабли ]взяли в кадикс привезли. Вед. 1 228. 2. Широко распространенный… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАРАВЕЛЛА — (Caravel) морское парусное судно XIII XVII в. в. сначала у итальянцев, затем у испанцев и португальцев (водоизмещение около 20 т). Высокобортное с высокими надстройками на носу и корме, трех или четырехмачтовое судно со сложной системой парусов,… … Морской словарь
каравелла — КАРАВЕЛЛА, ы, ж. Крупная, полная женщина. каравелла с двумя килями … Словарь русского арго
КАРАВЕЛЛА — (итал. caravella) морское парусное (3 4 мачты) судно с одной палубой и высокими бортами и надстройками в носовой части и на корме, распространенное в странах Средиземного м. в 13 17 вв. Колумб на каравелле совершил плавание через Атлантический ок … Большой Энциклопедический словарь
каравелла — сущ., кол во синонимов: 2 • корабль (101) • судно (401) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Каравелла — (caravel), легкое парусное судно, использовавшееся особенно широко исп. и португ. моряками в 15 17 вв. В странах Средиземноморья К. обычно были торг, судами; на них совершали дальние плавания. На флагманском корабле, 29 метровой К. «Сайта Мария» … Всемирная история
каравелла — каравелла. Произносится [каравэлла] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Каравелла — КАРАВЕЛЛА, суда особаго типа съ водоизм. ок. 20 тн., упоминаются уже въ документахъ 1307 г.; они служили почти исключ но транспортами при эскадрахъ и пріобрѣли большое значеніе въ XV и XVI ст., какъ суда, отличавшіяся хорошими мор. качествами. Въ … Военная энциклопедия
каравелла — морское парусное судно, распространённое в 13 17 столетиях в Италии, Испании и Португалии. Водоизмещение 20 400 т. Имела 3 4 мачты, высокие надстройки в носу и на корме. Обладала хорошей мореходностью. На каравеллах совершили плавание Х. Колумб… … Морской биографический словарь
Каравелла — У этого термина существуют и другие значения, см. Каравелла (значения). Двухмачтовая каравелла латина Каравелла европейское парусное … Википедия
Каравелла-символ эпохи великих географических открытий
Каравелла-символ эпохи великих географических открытий.
Каравемлла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV — начале XVII века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.
Благодаря своему поэтичному названию, Каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана.
Плавания Колумба через Атлантический океан (начиная с 1492 г.), путешествие Васко да Гамы вокруг Африки и через Индийский океан (в 1497-1498 гг.), плавания Кабрала (в 1500 г.) и Америго Веспуччи (в 1498-1502 гг.), а также беспримерное кругосветное путешествие Магеллана (в 1519-1522 гг.) были совершены на каравеллах. Эти корабли как бы вобрали в себя все лучшее, что успели накопить за предшествующие века искусства судостроения и кораблевождения.
Сравнивая между собой типовые корабли начала и конца средневековья, сразу можно отметить их главное отличие: если в конце античности морское судно было по преимуществу весельным, а парус играл только вспомогательную роль, то в начале нового времени судно стало исключительно парусным и совершенно лишилось весел.
Первое упоминание португальской каравеллы встречается в документе, связанном с событиями 1226 года, когда некая каравелла была насильно включена в состав Английского флота при его возвращении в Гасконь. Очевидно, что это уже более значимое, чем просто небольшая лодка, судно, которое было достойно упоминания о включении в состав флота, и которое было способно к плаванию в Бискайском заливе.
В законодательных документа португальского города Вила-Нова-ди-Гая от 1255 года каравелла упоминается как судно, с которого платится наименьшая входная пошлина. То есть каравелла на тот момент была наименьшим судном, среди упомянутых. Подобный Кастильский документ 1255-1256 годов так же помещает каравеллу среди судов других типов.
Появление в XII-XIV веках таких транспортных судов, как неф и когг, стали началом перехода от весельно-парусных кораблей к парусным. На нефе заменили переднюю мачту с артемоном на сильно наклоненный к носу бушприт, выступающий впереди форштевня. На главной и носовой мачте паруса были треугольные. Чтобы увеличить скорость судна, начали устанавливать две, а позже три или четыре мачты, на которые крепились треугольные рейковые паруса. Благодаря кормовой мачте корабль стал более маневренным.
Со временем на суднах стали использовать прямой и косой паруса вместе. Благодаря такому сочетанию судно приобретало высокую скорость и прекрасную маневренность. Уже в XII столетии были широко распространены трехмачтовые корабли, на которых большой парус (грот) приводил судно в движение, с помощью остальных двух меньших парусов судно могло маневрировать. В XV веке паруса стали дробить. Выше грота установили меньший парус — марсель. Над бушпритом поставили блинд-парус. Меньшими по объему парусами было легче управлять, хотя в целом управление парусами становилось большим и сложным искусством.
Наряду с парусами совершенствовался и руль. Сначала в кормовой части судна с обеих сторон были отверстия для весел с широкими лопастями, которыми судно управлялось. В XIII веке рулевое колесо поместили позади кормы, теперь на него не влияла качка и он прекрасно выполнял свои функции. В начале XIV века впервые появился руль, напоминающий современный. Многие века доски обшивки судна крепились внахлест друг на друга. К концу XIV века сначала в Испании и Португалии, позже — во Франции начали применять обшивку вгладь. В этом случае пояса досок прилегали друг к другу заподлицо боковыми гранями. Благодаря такой обшивке сопротивление корпуса судна при движении уменьшалось, обеспечивалась лучшая герметичность, было легче крепить обшивку к шпангоутам. На Балтике корабль такой конструкции впервые появился в 1459 году, в Англии — лишь в начале XVI века. В просторечье корабли с подобным креплением обшивки назвали «каравеллами», что в переводе с итальянского звучит как «красивая форма».
Со временем каравеллы стали совершенствоваться. У них вместо косых парусов появились прямые, и благодаря им судами стало легче управлять при попутном ветре. Колумбовская “Пинта” принадлежала к новому поколению каравелл, и у нее были прямые нелатинские паруса, в то время как у “Ниньи” они были треугольными, как у классических моделей, которые изначально служили в рыболовных целях.
Колумб перед пересечением Атлантики у Азорских островов решил заменить косые паруса на “Нинье” прямыми. И не ошибся. Ведь если бы не это, то каравелла, возможно, не смогла бы добраться до берегов Америки. Так постепенно вышли из потребления паруса латинского типа. И если бы после этого кого-то спросили, что такое каравеллы, то уже никто бы не ответил, что это суда с косым парусным снаряжением.
Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первым из европейцев ходил в Карибском море и в Саргассовом море. Он открыл и положил начало исследованию Южной и Центральной Америки, включая их континентальные части и близлежащие архипелаги — Большие Антильские (Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико), Малые Антильские (от Доминики до Виргинских островов, а также Тринидад) и Багамские острова.
Первооткрывателем Америки Колумба можно назвать с оговорками, ведь ещё в Средние века на территории Северной Америки бывали европейцы (см. Винланд). Но, поскольку за пределами Скандинавии сведений об этих походах не было, именно экспедиции Колумба впервые сделали сведения о землях на западе всеобщим достоянием и положили начало колонизации Америки европейцами.
Всего Колумб совершил 4 плавания к Америке:
- Первое плавание (3 августа 1492 15 марта 1493). Второе плавание (25 сентября 1493 — 11 июня 1496). Третье плавание (30 мая 1498 — 25 ноября 1500). Четвёртое плавание (9 мая 1502 — 7 ноября 1504).