Значение пословицы что на уме то и на языке
Что на уме, то и на языке
Смотреть что такое «Что на уме, то и на языке» в других словарях:
Что на уме, то и на языке. — Что на уме, то и на языке. См. ПРАВДА КРИВДА Что на уме, то и на языке. Что ни видит, то и бредит. См. ЯЗЫК РЕЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
что на уме, то и на языке — См … Словарь синонимов
Пьяный, что малый: что на уме, то и на языке — Пьяный, что малый: что на умѣ, то и на языкѣ. Пьяный да малый говорятъ правду. Ср. Ἐξ ἀνοήτου καὶ μεϑύοντος μαϑήση τὸ ἀληϑὲς. Пер. Отъ неразсудительнаго и пьянаго узнаешь правду. Ср. Planud. 10. Ср. Krumbacher. 7. См. Глупый да малый говорят… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Пьяный, что малый: что на уме, то и на языке. — Пьяный, что малый: что на уме, то и на языке. См. ПЬЯНСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа
пьяный, что малый: что на уме, то и на языке — Пьяный да малый говорят правду. Ср. Εξ ανοήτου και μεθύοντος μαθήση το αληθές. От нерассудительного и пьяного узнаешь правду. Ср. Planud. 10. Ср. Krumbacher. 7. См. глупый да малый говорят правду. См. вся правда в вине. См. что на уме, то и на… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
что/ на уме(на душе), то и на языке — (об откровенном, прямодушном человеке) Ср. Он прямой, откровенный; что/ на душе, то и на языке; часто непокладист, резок. Григорович. Замшевые люди. (Заноза.) Ср. Ты послушай только: она тебе наговорит! Точно дитя: что/ на уме, то и на языке.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Что на уме, то и на говоре — у кого. Арх. То же, что что на уме, то и на языке. АОС 9, 184 … Большой словарь русских поговорок
Что на уме, то и на гумне — у кого. Пск. Шутл. ирон. То же, что что на уме, то и на языке. ПОС 8, 88 … Большой словарь русских поговорок
Что на уме(на душе), то и на языке — Что на умѣ (на душѣ), то и на языкѣ (объ откровенномъ, прямодушномъ человѣкѣ). Ср. Онъ прямой, откровенный; что̀ на душѣ, то и на языкѣ; часто непокладистъ, рѣзокъ. Григоровичъ. Замшевые люди. (Заноза.) Ср. Ты послушай только: она тебѣ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке — Что у трезваго на умѣ, то у пьянаго на языкѣ. Пьянаго рѣчи, трезваго мысли. Трезваго дума, а пьянаго рѣчь. Ср. Это отчасти и лучше, что онъ пьянъ, пьяный всегда разболтаетъ. Достоевскій. Униж. и оскорбленные. 3, 10. Ср. Ce que le sobre tient au… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Что означает пословица «Что на уме, то и на языке»?
В повседневной жизни мы часто слышим высказывание:
Попробуем разобраться, что же имеется ввиду.
С моей точки зрения, это выражение употребляют в первую очередь, когда говорят о людях, которые не привыкли задумываться о том, что говорят. Им в голову приходит какая-то мысль и они, не раздумывая, стоит ли произносить ее вслух, тут же эту мысль озвучивают. Им не приходит в голову, что своими речами они могут кого-то обидеть, могут походя выдать чью-ту тайну, в общем, устроить окружающим неприятности и создать конфликтную ситуацию.
Второй тип людей, о которых так можно сказать, просто недалекие люди. Они разговаривают по принципу: что вижу, то и пою.
На мой взгляд, так можно говорить о человеке, который не задумывается о том, как его слова отзовутся, обидит ли он, порадует ли собеседника.
Он просто не успевает об этом подумать.
Говорит сразу, много и не задумываясь, всё, что пришло в голову.
Это результат крайней опрометчивости и болтливости. Человек, о котором так говорят, не понимает того что не все что пришло на ум нужно озвучивать в том виде, в каком оно возникло в уме.
Про таких говорят еще «языком чешет, как метлой машет»
Для того что бы вас так не назвали. Нужно что бы ум был «закрытой кладовкой» из которой ваш язык достает только то что нужно. Ну и конечно ум, в первую очередь должен руководить языком, а не наоборот.
Значение пословицы «Что на уме, то и на языке» для конкурса «Проба пера» 4 класс
Часто человек спешит сказать, не подумав хорошенько перед этим и, в результате, его поспешное высказывание может принести неприятности другому человеку. Если человек посвящён в подробности личной жизни другого человека, то ему не стоит говорить об этом во всеуслышание, чтобы не обидеть того человека, тайну которого он знает. Поэтому в разговоре с другими людьми нужно осторожно подбирать слова, чтобы не выдать эту тайну. Так же не нужно торопиться говорить всё, что придёт в голову в разговоре с другими людьми на любую другую тему, ведь ваш ответ может быть сумбурным, не обоснованным и люди могут посчитать вас просто глупым, незнающим, несерьёзным человеком, что вызовет массу насмешек по отношению к вам.
Пословицу «Что на уме, то и на языке», можно трактовать следующим образом.
Хорошо, когда человек открытый, не льстец, не лукавит в лицо. Бывает так, что люди не откровенны и говоря что-то в лицо, на самом деле про себя думают иначе. Если у человека, что на уме, то и на языке, то его можно назвать искренним и открытым.
Бывает, что пословицу применяют к людям, которые говорят что-то не в попал, не обдумав. (Сказав что-то не подумав, к примеру можно обидеть человека.)
Из пословицы можно сделать вывод, что не хорошо быть льстецом, но прежде чем что-то сказать, нужно подумать, чтобы не обидеть другого.
В данной поговорке речь идет о человеке, который произносит вслух первое, что ему приходит в голову. Такой человек озвучивает свои мысли не смотря на то, что сказанное им может быть как минимум нелепо, несообразно ситуации или просто «вставлено» невпопад. А как максимум в его словах может вообще отсутствовать здравый смысл. Персонаж этой поговорки просто не может контролировать себя и его мысли не проходят какой-либо «внутренней цензуры» прежде, чем быть представленными окружающим людям.
Означает, что человек говорит прямо, не подумав, не взвесив все «за» и «против». А взвешивать нужно, дабы не наболтать лишнего, не обидеть, не задеть человека словами. Особенно, если это близкий человек. Бывают такие прямолинейные люди, говорящие, все что думают всегда. Их нужно воспринимать спокойно. Часто ими управляют эмоции, а на эмоциях можно сказать все, что угодно.
Эта пословица применима к тем людям, которые не понимают, что ненароком могут нанести обиду своими сказанными словами, произнеся первое, что приходит им в голову, не взвесив плюсы и минусы от своего высказывания по тому или иному вопросу, иногда в порыве эмоционального состояния, а иногда и по глупости своей.
Пословица «Что на уме, то и на языке» применима по отношению к людям, которые е взвешивают свои слова, а произносят первое, что приходит им в голову, не задумываясь о том, что могут ранить больно человека своими высказываниями, сказанными в эмоциональном порыве.
Допустим такая ситуация: человек потерял работу, пошёл и встал на учёт на Биржу труда, стал получать там пособие по безработице, которое намного меньше, чем была его зарплата. Но это лучше, чем ничего, правда?
Так и в пословице. Если дома кушать нечего, а рыба не клюёт, но поймал рака, голодным всё равно не останешься)
«Кем-бы ты меня не считал, за кого-бы не принимал, как-бы я не был для тебя отвратителен, глуп. Все равно ты будешь делать то, что я тебе скажу. Потому что я твой начальник».
Зависимость человека от другого человека.
Думаю, что приведённую пословицу надо понимать так, что не стоит спешить с обвинениями в воровстве, если сам внимательно не разберёшься в сложившийся ситуации. А в подобной ситуации я сама побывала пару лет назад. Получилось так, что продала одно из двух стоящих рядом своих домовладений. После переезда многие вещи долго были упакованы и сложены просто в гараже. К переезду присовокупила ещё и реконструкцию хозяйственных построек, которую взялся делать сосед-строитель со своей бригадой. Работы затянулись, было не до разбора перевезённого и когда строители ушли, то я стала обнаруживать, что то одно не могу найти, то другое. И вот прокралась же такая мысль-змея- точно, украл сосед. Всё, буквально всё со временем «нашлось» в других местах, а не там, где вроде бы я их ставила. Просто, действительно, в суматохе так бывает, что поставишь в одно место, а потом ищешь в другом, но при этом ещё и обдумываешь варианты воровства. Так что, лучше, действительно, быть внимательней к себе и тому, что и как делаешь сам, чтобы потом не стыдиться своих мыслей.
Пословица весьма древняя, а последняя часть имеет как бы глубокое философское назначение, то есть следи з собой, чтобы не оправдать своё человеческое звание и не становись дураком в глазах всех окружающих, именно так можно расшифровать эту пословицу:
Как написать сочинение по пословице «Что на уме, то и на языке»?
Наша речь формирует и во многом определяет нашу жизнь. Часто мы оказываемся в ситуациях, которые являются результатом того, что мы сказали. Привычка некоторых людей говорить все, что думаешь, может легко ранить и навсегда сформировать отрицательное мнение о вас у окружающих.
Особенно опасно говорить то, что думаешь, в порыве злобы или гнева. Слова, произнесенные в неконтролируемом состоянии способны создавать врагов, истощают энергию и, в конце концов, наносят вред тому, кто их произносит.
Есть мудрая поговорка:
Нужно уметь контролировать свою речь, а не жить по правилу:
что на уме, то и на языке
Сочинение по пословице «Что на уме, то и на языке»:
Чтобы Вам не говорили пословицу «Что на уме, то и на языке», подумайте, прежде чем высказать свое мнение, что надо говорить, а о чем в данный момент лучше будет умолчать.
Чтобы написать сочинение давайте вспомним, что означает пословица «Что на уме, то и на языке». Эту пословицу можно перефразировать так: что думаю, то и говорю. Сначала кажется, что в этом нет ничего плохого, потому, что правду говорить правильно. Но если задуматься, то можно понять, что мнение человека, которое он хочет высказать не всегда уместно, не всегда верно и не всегда до конца правильно. Кроме этого, от грубости или глупости, которую хочешь сказать стоит воздерживаться. Все хорошо в меру, даже правда, надо подумать прежде чем что-то сказать.
Сочинение по пословице «Что на уме, то и на языке»:
Пословица «Что на уме, то и на языке» во многом выражает правильную мысль. Очень многие люди, не думая что говорят, способны оскорбить собеседника или выставить себя не в лучшем свете, что безусловно повлияет на отношение к ним. Эта мудрая фраза говорит нам о том, что от многих комментариев лучше воздержаться. А самое главное, на что указывает нам эта пословица, надо думать прежде чем говорить.
Иногда, в порыве гнева, мы можем произнести неприятные слова. Это не значит, что мы так думаем, мы просто раздражены. Но отношения с человеком после грубых слов все равно будут испорчены. Или бывает так, что некоторые люди настолько болтливы, что их неспособность скрывать секреты, в том числе чужие, не играет им на пользу. Желание говорить все, что думаешь, может выставить говорящего не в самом лучшем свете. Поэтому очень ценная мысль, которая выражена в этой пословице предостерегает нас от бездумных речей.
Примерный план таков:
Во все времена года береза хороша.
Весной на березе появляются нежно-зеленые листья и длинные, очень красивые сережки. Летом береза дарит нам легкую тень, а листья летней березы шуршат на ветру, как нежная музика. Осенью береза одевает ярко-желтый наряд. Листья постепено опадают, мягко кружась на ветру. Зимой дерево отдыхает. Особенно прекрасна береза, покрытая инеем или снегом.
Мы все очень любим березу за ее особенную красоту, нежность и неповторимость. Удивительное дерево.
Заданная тема сочинения важна не только с точки зрения академической, но и с познавательной. В первую очередь важно определить своё осознание современного мира. Что именно он из себя представляет и какое восприятие этого мира имеется у автора сочинения. Не для кого ни секрет, что разными людьми окружающая их действительность воспринимается по разному. В этой ситуации крайне важно именно Ваше её описание.
Кроме того, подобная тема заставляет задуматься о том, что вообще Вы знаете об окружающей Вас действительности. Понимаете ли, какие процессы в ней происходят и, самое главное, понимаете ли Вы почему происходят именно эти процессы.
Удачи Вам в раскрытии темы познания этого мира.
если не хотите писать правду, и получилось больше чем страница, то лучше написать вообще откуда у вас появился велосипед, а потом уже приступать к процессу.
Если ваша учеба была скучной, то сочините историю, как несколько раз падали, ходили с зелеными коленками, но не сдавались, не разрешали взрослым помогать и т.д.
Потом можно придумать, что животное спасли, специально учились падать на велосипеде.
Правду писать в сочинении не обязательно.
Для того чтобы написать сочинение на тему «Мое хобби», составьте план из трех частей:
Стоит отметить, что хобби может быть любым, главное чтобы вам это занятие нравилось и приносило удовольствие, будь то: рисование, чтение, бег, футбол, плавание, бисероплетение, йога, а может быть вам просто нравится гулять по парку, т.е. любимое увлечение может быть разным.
Мне кажется, для начала нужно изучить систему детских садов в других странах, например, в Японии. Я не раз читала отчеты о японских садиках в блогах эмигранток: очень интересно, познавательно, необычно, во многом революционно и слишком непривычно для нас. Возможно, изучив систему образования в японских садах, будет от чего отталкиваться. Также следует изучить систему образования в детских садиках Монтессори и Вальдорфских садиках.
Лично для меня, десткий сад будущего это тот детский сад, в который дети будут хотеть идти, а также тот, в котором работают те, кто любит детей все душой, по-настоящему, а не те, кто окончили пед.вуз случайно и жалеют об этом всю жизнь. К сожалению, в современных детских садиках много таких личностей и это порой ужасает.
Также, на мой взгляд, детский сад будущего должен развивать ребенка всесторонне и должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку. Если один из детей отстает или не может нарисовать/вылепить/станцевать так, как это делают его сверстники, не гнобить его, а помочь развиваться, хваля даже за самые маленькие успехи в правильном направлении.
В детском садике будущего будет много развивающих пособий и меньше кукол/машинок, в которые можно играть и дома. Всевозможные конструкторы, деревянные пирамидки, шнуровки, мозаики и т.д.
Также внимание должно уделяться и музыкальному, и физическому развитию. Физкультуры в садиках мало, желательно подключить еще и гимнастику, которая, бесспорно, важна для развития всех деток без исключения. Музыкальные занятия обязательны, а также прослушивание классической музыки. Неплохо было бы, если бы в садиках обучали английскому языку, танцам, конструированию (например, по выбору ребенка). Бассейн в каждом садике тоже было бы здорово.
Также, в моем понимании идеального садика, в группе не должно быть тридцать детей, это слишком много, один воспитатель едва может уделить время каждому ребенку.
От любви до ненависти один шаг, а утро вечера мудренее: наука о мозге объясняет смысл известных пословиц
Пословицы прошли сквозь века, для нас это аксиомы, и мы почти не задумываемся, насколько они правдивы. Но наука — особенно нейробиология и психология — может подтвердить многовековую мудрость результатами исследований. Психофизиолог Анастасия Неклюдова рассказывает о том, как наука объясняет пословицы «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», «От любви до ненависти один шаг», «Утро вечера мудренее» и «У страха глаза велики».
Поговорки и пословицы — емкие выражения, отражающие народную мудрость. Здесь главное не прямой смысл, а подтекст. Например, когда мы слышим: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», то не идем к ближайшему водоему, а понимаем, что нам советуют потрудиться, чтобы добиться какого-то результата. Клинические психологи даже научились диагностировать нарушение мышления с помощью пословиц: если кому-то недоступен переносный смысл этих фраз, это может говорить о шизофрении или других психиатрических заболеваниях.
«От любви до ненависти один шаг»
Любовь и ненависть — два чувства, которые двигают культуру вперед. На протяжении веков они подталкивали творческих людей создавать свои работы, правителей — объявлять войны, а обычных людей провоцировали на самые неожиданные поступки. Кажется, что эти чувства полностью противоположны друг другу, но порой грань между ними тонка.
Эмоции — сложные психологические реакции, обычно они возникают в ответ на какой-то стимул и имеют яркую окраску, положительную или отрицательную. Исследуя работу мозга во время эмоционального опыта, ученые сталкиваются с тем, что эмоцию саму по себе трудно зарегистрировать. Мы можем полагаться только на субъективный отчет испытуемого или его поведение.
Ненависть — сложное чувство, которое можно испытывать к знакомым и незнакомым, отдельному человеку и к какой-то группе людей.
Ученые Семир Зеки и Джон Ромайя из Лондонского университета выяснили, какие зоны мозга активируются при ненависти. Интересно, что две из них — скорлупа (putamen) и островковая зона (insula) — работают и при переживании романтических чувств. Профессор Зеки считает, что это неудивительно:
«Ненависть считается чувством, которое нужно приручать, контролировать и искоренять. Однако для биолога ненависть — это то же самое, что и страсть. Как и любовь, ненависть часто кажется иррациональной, может привести людей и к героическим, и к злым поступкам».
Идея, что разные (зачастую противоположные) эмоции могут быть похожи между собой, не нова. Еще в 1960-х годах американские психологи Стэнли Шехтер и Джером Сингер предложили двухфакторную модель эмоций. Согласно ей, эмоция возникает как общее физиологическое возбуждение в ответ на событие во внешнем или внутреннем мире, а затем мы наполняем его смыслом в зависимости от контекста. То есть самого возбуждения недостаточно — нужна интерпретация.
Шахтер и Сингер провели такой эксперимент: испытуемым ввели адреналин, который вызывает возбуждение, учащает сердечный ритм и дыхание. Участники думали, что тестируют новый препарат для улучшения зрения, причем некоторым из них сказали, что у препарата есть побочный эффект, а другим нет. Затем испытуемых привели в комнату с учеными, которые притворялись посетителями лаборатории и вели себя либо очень радостно, либо агрессивно, чтобы вызвать у людей эмоции.
Участники, которых предупредили о побочном действии «лекарства», чаще испытывали чувства, а вот какие именно, зависело от их окружения.
Если люди вокруг вели себя агрессивно, то испытуемые злились, и наоборот — если рядом кто-то радовался, они заражались его настроением. Исследователи пришли к выводу, что, если человек испытывает чувство и не находит для него логичного объяснения, он может взять его из контекста.
Почему же от любви до ненависти один шаг? Дело еще и в окситоцине. Это гормон, который часто ассоциируется с материнской заботой, однако он может играть роль и в проявлении агрессии. Ученые из Университета Макса Планка искусственно повышали мышам уровень окситоцина, и это могло вызывать и агрессивное поведение, и кооперативное.
Исследования показывают, что чем сильнее было чувство любви и привязанности, тем ярче проявится злость и ненависть после расставания. Так что грань между любовью и ненавистью тонкая (возможно, даже меньше, чем молекула окситоцина).
Читайте также
«Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке»
Эта пословица — вариант известного выражения In vino veritas («Истина в вине»), говорит нам, что алкоголь не просто раскрепощает, а позволяет людям сказать то, что они хотят, без оглядки на принятые нормы и запреты. А что отвечают на это исследователи?
Для начала нужно разобраться, как алкоголь действует на мозг.
Алкоголь (а точнее, этанол — действующее вещество во всех алкогольных напитках) — молекула, которая может вырабатываться и в самом организме, хоть и в маленьком количестве. Те самые 0,3 промилле, допустимые при вождении, отчасти состоят из нашего «внутреннего» алкоголя и не оказывают серьезного действия на поведение человека.
Другое дело этанол, который мы в куда больших количествах пьем в барах и на вечеринках.
Эта маленькая молекула способна очень легко (в отличие от многих других веществ) проникать в мозг.
Там она связывается с разными рецепторами, притворяясь нейромедиаторами, для которых эти рецепторы созданы. Главные ее мишени — рецепторы глутамата, главного возбуждающего медиатора нервной системы, и ГАМК — тормозного медиатора.
Малые дозы алкоголя позволяют нам расслабиться: он взаимодействует с ГАМК-рецепторами и включает нашу тормозную систему. Чувство страха, например перед незнакомой компанией, уходит, человек успокаивается. При этом чем больше алкоголя вы выпиваете, тем больше ГАМК-система тормозит функции мозга — даже те, которые вы бы не хотели отключать, например способность критически мыслить и вовремя останавливаться. Уже тут можно проговориться.
Еще алкоголь влияет на серотониновые рецепторы, поднимая нам настроение и делая более доверчивыми и сочувствующими. Появляется уверенность, люди вокруг кажутся красивее, а самооценка растет. Чуть позже подключаются и дофаминовые рецепторы — и вы чувствуете прилив энергии и энтузиазма, речь становится быстрее и громче.
Так что причин, почему вы можете сболтнуть лишнего за бокалом пива, может быть несколько: снижается способность критически мыслить и вовремя себя останавливать и повышается эмпатия к собеседнику.
Этим могут быть опасны корпоративы. 35% опрошенных предпочитали не пить с коллегами, и треть из них — потому, что в таких ситуациях они могут говорить о том, что коллегам знать необязательно.
Так что хоть поговорка и намекает, что алкоголь подталкивает нас говорить правду, наука утверждает, что пьяный человек скажет что угодно и кому угодно, а правду или неправду — это как получится.
«У страха глаза велики»
Представьте, что вы идете по темному переулку и слышите шум. Большинство людей, находясь в некомфортной для себя ситуации, думают о худшем, даже те, кто оказываются в таких ситуациях часто. Например, 2016 году в США полицейский преследовал человека, который показался ему подозрительным, и открыл огонь, когда тот «достал пистолет» — но на самом деле человек доставал телефон.
Исследования подтверждают то, что нам говорит интуиция: когда мы в стрессе, то совершаем больше ошибок.
Еще одно доказательство того, что наше восприятие меняется в ситуации опасности: люди часто видят именно то, чего боятся. Например, страх высоты заставляет воспринимать объекты выше, чем они есть на самом деле, и наоборот — лечение страха помогает исправить этот необычный «изъян в зрении».
Почему же во время стресса мы часто принимаем наши страхи за реальность? Почему мозг так «ошибается»?
Чтобы ответить на этот вопрос, ученые провели эксперимент: испытуемым показывали на экране две точки — красную и зеленую. После появления красной точки участников с вероятностью 50% били несильным током, после зеленой точки ничего не происходило. В это время показывали изображения линий разной ориентации и просили определить угол их наклона. Причем картинки различались: на одних линии шли редко, на других часто.
Выяснилось, что в стрессе, то есть когда участники ожидали удара током, они лучше распознавали редкие линии. Исследователи сделали вывод, что во время опасности важнее распознать общие контуры и очертания предмета, а не детали. В этом есть эволюционный смысл: не так важна форма гривы льва, как сам лев, если ты антилопа.
На уровне мозга низкочастотная (то есть в случае эксперимента, описанного выше, — редкие линии) и высокочастотная (частые линии) информация обрабатывается разными нейронными путями.
Так что мы сначала узнаем об общих контурах, а лишь затем мозг обрабатывает информацию о деталях.
В свете этих исследований пословица «У страха глаза велики» приобретает интересный смысл: когда мы в опасности, мы замечаем более крупные очертания объектов, а не детали.
«Утро вечера мудренее»
Многие замечали на собственном опыте, что сон часто помогает справиться с плохим настроением. Это подтверждают и исследования: плохой сон ухудшает способность регулировать эмоции, а нарушение цикла сна может быть симптомом аффективных заболеваний, например депрессии или тревожного расстройства.
Мэтт Уолкер, исследователь из Калифорнийского университета, доказал, что, если человек не спит, нарушается связь между двумя важными частями его мозга — префронтальной корой и миндалиной.
Миндалина — структура мозга, которая обрабатывает эмоционально значимую информацию, в том числе ту, что провоцирует отвращение и агрессию. Префронтальная кора ее тормозит. То есть в результате их совместной работы эмоции соответствуют ситуации, а не берут верх над разумом. Если вы плохо выспались и связь этих двух структур ослаблена, эмоциональные реакции могут будут слишком сильными: вы будете раздражительны, любая мелочь сможет вас вывести из себя или расстроить.
Исследователи обнаружили, что отсутствие сна повышает уровень тревоги, депрессии и склонности к самоосуждению.
Но что же такого происходит во время сна, что наутро мы чувствуем себя более готовыми к эмоциональным потрясениям, чем когда мы не выспались?
Фазы сменяют друг друга примерно каждые 90 минут, но в каком порядке — зависит от времени суток. Чем ближе к утру, тем больше REM-сна (именно поэтому имеет значение, в какое время вы ложитесь спать и встаете).
Во сне мозг «проигрывает» опыт предыдущего дня, в том числе эмоциональный, закрепляя в памяти самое значимое, что с нами произошло, в том числе эмоции. Во время REM-сна наблюдается повышенная активность в областях, связанных с эмоциональными состояниями (миндалина, гиппокамп и медиальная префронтальная кора). Исследователи будили испытуемых в разные фазы сна и просили рассказать о своем настроении. Те, кого растолкали во время REM-сна, отвечали, что испытывают целый спектр негативных эмоций: злость, агрессию, грусть. Видимо, в этот момент мозг обрабатывал все эмоции, что накопились за день.
Во время фазы быстрого сна снижается уровень серотонина — одного из медиаторов, работа которого нарушается при депрессии. Возможно, именно поэтому, если нас будят в REM-сне, мы чувствуем себя такими разбитыми.
Еще одна гипотеза называется «сон, чтобы запомнить, и сон, чтобы забыть»: запоминаем мы сами события, а их эмоциональную оценку забываем. В одном эксперименте испытуемых просили запоминать стимулы с негативной, позитивной и нейтральной окраской. И, как мы уже привыкли, одна группа спала хорошо, а другой мешали это делать.
Затем им снова напомнили о стимулах. У тех, кого не трогали, негативные стимулы вызывали меньшую активность миндалины, чем когда человек видел их в первый раз. А у людей, которые спали меньше, этого эффекта не наблюдалось, то есть они испытывали такие эмоции, словно видели негативный стимул впервые, а их выспавшиеся товарищи на этот раз переживали менее интенсивно.
Ученые предполагают, что REM-сон может быть адаптационным механизмом: он помогает перерабатывать все переживания, накопленные за день, которые мы представляем в виде визуальных образов (сновидений), в том числе негативных.
Пройдя ночью эту тренировку по работе с эмоциями, наутро мы просыпаемся в лучшем настроении, чем когда засыпали. Но при расстройствах настроения, например депрессии, этот механизм может нарушаться, и эмоциональный опыт уже обрабатывать труднее. Так что пословица «Утро вечера мудренее» не только частая присказка наших родителей, но и подтвержденный научный факт.