Значимые части слов что это значит
Значимые части слова
Каждое слово имеет в своем составе значимые части (морфемы), которые обладают определенными особенностями:
К таким значимым частям слова относятся:
Корень — самая важная часть, в которой содержится лексическое значение (можно узнать о каком предмете, качестве, признаке или свойстве идёт речь).
Примеры: Рыба, рыбный, рыбак («Рыб» — корень, который позволяет понять, что все слова связаны с позвоночным животным, живущим в воде.)
Корень может употребляться:
Приставка и суффикс имеют в основном словообразующее значение. И являются факультативными, то есть могут и не находиться в слове.
Чаще всего приставочным способом образуются новые глаголы (вбежать, переехать, улететь).
Существуют слова, которые состоят из двух приставок: невозможно, безысходность.
Чаще всего с помощью суффиксов образуются существительные («-ник»: ученик, лесник) и прилагательные («-ск»: деревенский, морской). Присоединение только суффикса к слову может изменить его принадлежность к определенной части речи (белый — белизна).
Формообразующие суффиксы служат для образования:
Нулевой суффикс также может выполнять функцию образования:
Интересный урок, красивая девушка, сильные спортсмены.
Окончания присутствуют только у изменяемых слов.
Существует значимое нулевое окончание. Его нельзя путать с отсутствием окончания, так как нулевое бывает только у изменяемых слов (Пример в слове «дом» нулевое окончание указывает на именительный или винительный падеж).
Для неизменяемых слов основа — это весь корень (какао: основа «какао»).
Состав слова
Морфемика — это раздел науки о языке, изучающий состав слов и их деление на морфемы.
Морфема — это наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.
Значимые части слова
Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Корень в слове выделяется дугой — :
Слова, имеющие общий корень и образованные от какого-либо одного слова, называются родственными или однокоренными. Например, в родственных словах
корнем является -сол-, который содержит общий смысл родственных слов.
Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки обозначаются :
тереть – про тереть,
Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы обозначаются :
Окончание слова
Окончание — это изменяемая часть слова, с помощью которой образуются формы слов. Окончания вместе с предлогами служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях. Окончание обозначается :
Обратите внимание, что окончание может быть нулевым, в этом случае ставится просто пустая клетка.
Окончания имеют только изменяемые слова. У наречий и неизменяемых существительных не бывает окончаний, даже нулевых:
горячо, тепло, стыдно;
Основа
Основа — это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс. Основа обозначается :
Основы бывают производные и непроизводные. Непроизводная основа — это основа, состоящая только из корня, например:
Производная основа — это основа, образованная из непроизводной основы. Например:
Непроизводная основа, от которой образовано новое слово, называется производящей. Например, для слова
Если основа содержит один корень, то она называется простой. Основа, содержащая несколько корней, называется сложной. Например:
кот-ик — простая основа,
кот-о- лов — сложная основа.
Корень слова – что это такое, как его правильно выделить в слове и что про него обязательно надо знать
Наименьшая значимая часть слова.
Вы открываете учебник и там написано, что корень – это наименьшая значимая часть слова. И что? Как вы это понимаете? В другом учебнике написано, что в корнях слов заключается их лексическое значение. А это как понять?
Вы, может быть, еще поймете, а ваш ребенок, который в начальной школе – нет. Давайте разбираться.
Что значит «наименьшая значимая часть слова»
Поясняю сразу на примере. Что значит «л»? Ничего. Ничего у вас в голове не рисуется. Что значит «ле»? Ничего. Что значит «лес»? Опа! Сразу в голове «вспыхивает» картинка – сразу вы видите высокие сосны, плотные стволы деревьев, короче, видите лес.
Вот и получается, что «лес» – вот эти самые три буквы – наименьшая часть слова, которая что-то ЗНАЧИТ, то есть она «значимая», то есть в ней заключается лексическое значение слова, то есть вы представляете себе что-то, когда слышите/читаете эти три буквы.
Это слово можно «увеличивать», добавляя к нему:
Но «наименьшая» часть, которая связывает все слова, все равно будет «лес».
Вот эта наименьшая часть – корень.
Как найти корень слова
Есть две стратегии. Самая популярная – подбирать однокоренные слова. То, что не будет меняться, будет корнем. Например, надо вам определить корень в слове «подводник». Подбираем однокоренные: подводный, водный, вода. Корень – «вод».
Другая стратегия. Надо отделять буквы от корня и смотреть, теряется лексическое значение или нет. Например, разбираете вы слово «почка». И что-то затупили и задумались – «почк» или «поч»? Надо подумать, сохраняется ли лексическое значение у букв «поч». Нет. Буква, которая следует за «ч» тоже входит в корень, потому что она полностью меняет значение. Сравните:
80 % слов вы сможете разобрать, пользуясь этими двумя стратегиями. Но русский язык коварен и сложен, поэтому надо помнить еще кое о чем.
У корней должно быть одинаковое лексическое значение
Это самый важный принцип. Почему мы выделили корень «лес» в словах «лесник», «подлесок», «лесной», «лесничество»? Потому что они все связаны с лесом. А вот два других примера.
«Богатство». Ученик начинает разбирать и думает: «Хм. Какой же тут корень: богат или бог»? Действительно, вопрос интересный. Я даже слышал выражение такое: «Богатство от слова Бог, а нищета от слова «не считать». И как же разобрать?
Кто такой Бог? Это Всевышний. Когда мы говорим это слово мы представляем кого-то, кто, скажем так, находится на небе. А что такое богатство? Деньги, золото, драгоценности, роскошные особняки.
Как они связаны? Никак. Значит, надо выделять корень «богат», а не «бог».
Слову «бог» примерно столько же лет, сколько словам «мать» и «отец». Но оно раньше обозначало обычного человека. Человека, который кому-то что-то отдал. Вот я дам деньги нищему, я для него – «бог».
От этого существительного образовалось прилагательное «богатый» – тот, кому «богом» (= человеком) многое дано. В нем был корень «бог» и суффикс «ат».
Когда переводили библейские тексты, возникла проблема. Там было нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. А в славянских языках такого существительного не было. Ну просто вот не было и всё.
И стали думать, как быть. И взяли для перевода два слова: «господь» = «господин» и «бог» = «податель благ».
Прошло какое-то время и первое значение у слова «бог» забылось. «Бог» стал именно «Всевышним», Творцом.
Связь между словами «бог» и «богатый» разорвалась. Они в современном русском языке никак не связаны. Поэтому мы и выделяем корень «богат», а не «бог».
То же самое со словом «работа». Раньше работа была уделом рабов, но сейчас ведь рабства уже нет. А работа есть. Работать могут творческие люди, работают бизнесмены, политики. Связь с «рабами» разорвалась. Поэтому мы выделяем в этом слове корень «работ», а не «раб».
Однокоренные слова и формы слов – в чем разница
У форм слов и у однокоренных одинаковые корни. Но у однокоренных слов разные приставки или разные суффиксы, а формы отличаются только окончаниями. Сравните:
Если говорить более научно, то у однокоренных слов немного разные лексические значения, а у форм слов лексические значения одинаковые, но разные грамматические значения. Грамматическое значение – это информация о роде, числе, падеже.
Обратите внимание, глагол без суффикса «л» и с суффиксом «л» – это формы одного и того же слова. Потому что значение у них не меняется ни на йоту, меняется только грамматический признак – время: делаю (настоящее), делал (прошедшее). Но сам глагол-то не изменился.
А вот если к нему добавить приставку: сделал – то это уже будет однокоренное слово. Потому что делать – это какое-то продолжительное действие, а сделать – законченное действие. Сделал = довел до конца.
Как проверять орфограммы в корнях
Мы можем сомневаться в написании гласных и согласных в корнях. Чтобы проверить согласные, надо подбирать однокоренные слова или формы слов. В слове «дуб» на конце пишется «б», потому что его можно проверить формой «дубы» или однокоренным «дубок». В слове «здравствуйте» пишется «в», потому что оно от «здравия». В «вестнике» пишется «т», потому что оно от существительного «весть».
Иногда согласную проверить нельзя. Тогда надо смотреть в словарь. Например, почему в прилагательном «абсолютный» пишется «б», а не «п»? Потому что в словаре так написано. Проверить эту букву нельзя.
Гласные в корнях либо также проверяются подбором однокоренных слов и форм (мести – мёл, везти – вёз), либо запоминанием (собака – букву «о» невозможно проверить).
Но. В корнях бывают еще чередующиеся гласные. Например, в слове «замирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». А вот «замереть» пишется с «е», потому что после корня нет «а».
Корни с чередованием надо запомнить.
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на рассылку сайта. Я еженедельно буду высылать вам наши лучшие статьи из рубрики Образование. Рубрика будет продолжать развиваться, скоро появятся тексты по математике, биологии и другим школьным предметам.
Посмотрите мои статьи с курсами подготовки к ЕГЭ, ВПР и ОГЭ. На курсах преподают лучшие учителя, многие из них сами являются экспертами ЕГЭ. Курсы помогают системно готовиться ко всем видам контроля, а стоят часто дешевле, чем репетиторство.
Не поленитесь и посмотрите вот это трехминутное видео о том, как объяснять орфограммы. Если вы будете правильно их объяснять все 11 лет обучения в школе – у вас никогда не будет проблем с грамотностью. Я объяснял именно так и никогда не ходил к репетиторам по русскому. Когда поступал на филфак, был первым по количеству баллов.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите мне, сумел ли я вам объяснить, что такое корень, были ли мои советы и примеры полезны. Если текст вам не нравится, если его сложно читать, – критикуйте смело, буду править.
Состав слова. Значимые части слова
Урок 9. Русский язык 4 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Состав слова. Значимые части слова»
Здравствуйте, друзья мои!
Сегодня на уроке мы с вами вспомним, из каких значимых частей состоят слова. Но прежде я хочу рассказать вам, что натолкнуло меня на разговор на эту тему. ……
Мне так нравится любоваться природой своего края!
И вот сегодня я, как обычно, гулял в парке. Вдруг я услышал печальные крики стаи птиц, улетающей на юг.
И вспомнились мне строки из песни, написанной на стихи Михаила Васильевича Исаковского:
Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать…
И действительно, я не люблю покидать пределы своей страны.
Но ведь я всё-таки профессор в области русского языка. И в этих стихотворных строчках заметил несколько родственных слов. А вы сможете их найти? Попробуйте. Ну что, получилось? Проверьте, эти ли слова вы нашли.
Вы обратили внимание на то, что слово «летят» я выделил только один раз?
Ведь во второй раз оно просто повторяется, то есть это то же самое слово.
А ещё, когда я рассказывал вам о своей прогулке, произнёс слово «улетающей».
Оно тоже родственное выделенным словам.
У всех этих слов одинаковый корень.
Ох, а это что? Ну вот, опять Вирус Ошибкин всё напутал.
Но Вирус забыл правило и сейчас недослушал меня. В родственных словах не только сам корень должен быть одинаковым, но и его лексическое значение.
У слова «лето» такой же корень, но его значение не имеет ничего общего с полётом.
Слово «лето» обозначает пору года.
Значит, оно не родственное словам «летят», «перелётные», «улетать», «улетающей».
А теперь давайте разберём родственные слова из стихотворения по составу.
Возьмём первое слово – «летят». Сначала выделяем изменяемую часть слова, то есть окончание. Для этого изменяем слово: лететь, летит, летим.
Для того, чтобы выделить корень, надо подобрать несколько родственных слов и найти общую часть.
Но у нас уже есть несколько родственных слов и корень найден. В слове «летят» он совпадает с основой.
Пришло время слова «улетать». Изменяем его: улетаем, улетаете.
Итак, мы вспомнили, как выполнять разбор слов по составу и то, из каких частей может состоять слово.
А теперь я хочу вам напомнить, что корень, приставка и суффикс – это те морфемы, которые могут входить в основу и служат для образования новых слов.
Они являются значимыми частями слова. В корне заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Приставка стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс стоит после корня и служит для образования новых слов.
Основа – часть слова без окончания.
Окончание – изменяемая значимая часть слова. Оно образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Кстати, подумайте, друзья мои, слова «перелётные» и «перелётная» – родственные?
Я уже вижу возмущённые взгляды многих из вас. Ну конечно, это не родственные слова, а одно и то же слово. Просто разные его формы. Ведь здесь изменилось лишь окончание.
А теперь посмотрите на эти пары слов: Корабль – укор, костюм – кость
У них есть общая часть. Являются ли эти слова родственными.
Конечно, нет! Ведь их лексическое значение абсолютно разное!
Кстати, слова «корабль» и «костюм» словарные. Их написание надо запомнить.
А сейчас я предлагаю вам найти группы родственных слов вот в этой скороговорке.
Продавец в косухе продаёт сухие продукты:
Сухарики, сушки и сухофрукты.
Сухие баранки и крекеры есть.
Но всухомятку не нужно их есть.
Ну что же, давайте проверим.
У слова «продавец» родственным является слово «продаёт», а корень у них – прода-.
А вот слово «продукты» хоть и имеет общую часть, но отличается по своему лексическому значению и родственным не является.
Вторая группа родственных слов – сухие, сухарики, сушки, сухофрукты, всухомятку.
Ну что же, подходит к концу наше время. И сейчас я ещё раз хочу напомнить вам, ребята, что слова могут состоять из корня, приставки, суффикса и окончания.
Корень, приставка и суффикс входят в основу слова. Они являются значимыми частями слова. В корне заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Приставка стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс стоит после корня и служит для образования новых слов.
Основа – часть слова без окончания.
Окончание – изменяемая часть слова. Оно служит для связи слов в словосочетании и предложении.
А мне осталось только попрощаться с вами, друзья мои. До новых встреч!
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
В русском языке четыре морфемы, которые принято обозначать специальными знаками.
Части слова изучает один из разделов языкознания – морфемика.
Морфемика – от греческого слова морфе – форма.
Давай поподробнее поговорим о каждой из морфем.
Окончание
Восстанови пословицы. Что помогло тебе связать слова в предложения?
Какие пословицы у тебя получились? Проверь себя.
Что ты сделал, чтобы восстановить пословицы? Правильно, изменил окончания.
Слова в предложениях помогают связывать окончания и предлоги.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание?
Например, нам нужно выделить окончание в слове умный.Это имя прилагательное, значит, изменяем по падежам: умного, умному, умного, умным, об умном. Ту часть, которая меняется, выделяем. В данном случае – это окончание –ый.
Слово может иметь окончание, которое не выражено звуками и буквами (если слово записано). Поэтому это окончание называют нулевым.
Сравни: урок, урока, уроку, уроком, (об) уроке.
В слове урок значение именительного падежа единственного числа выражает нулевое окончание- □
У слов, которые не изменяются (например, наречия), нет окончаний, поэтому нужно говорить: «Слово оканчивается на…».
Потренируйся. Выдели окончания в словах: главного, песчинка, квадрат, читатель, чисто.
Проверь себя. Главного, песчинка, квадрат□,читатель□, чисто – нет окончания, так как слово не изменяется.
Основа слова
В основе заключается лексическое значение слова. Основа есть у каждого слова. Какие значимые части внутри основы можно выделить? Основа может состоять из одного корня (друг); из корня с суффиксом (друж-ок); из корня с приставкой и суффиксом (под-окон-ник); из корня с приставкой (вы-ход). Если слово не изменяется, то оно состоит только из основы.
Корень
Как мы уже сказали, в основу входит корень.
Что надо сделать, чтобы найти корень?
Чтобы найти корень, надо:
Та часть, которая будет постоянно присутствовать в словах и имеет одно значение, является корнем этих слов.
А теперь давай поработаем.
Спиши. Найди в словах корень, укажи в каждом из рядов «лишнее» слово.
Проверь себя. «Лишние» слова: 1) морковь, 2) лестница, 3) горестный, 4) летний. «Лишними» они являются потому, что имеют иное лексическое значение.
Суффикс
Кроме окончания и корня, в русском языке много суффиксов. С их помощью образуются слова как одной, так и разных частей речи: голубой – голубоватый, жить – житель.
Например: учить – учитель, белый – беловатый, дед – дедушка, фокус – фокусник и т.д.
Чтобы найти в слове суффикс, надо:
Потренируемся. Ответь на вопросы. В словах-ответах укажи суффиксы.
Как называют человека, который:
Проверь себя. 1) футболист, фигурист, программист. 2) читатель, спасатель, строитель, учитель. 3) переводчик, переплетчик.
Приставка
Например, от глагола нести с помощью приставки в- можно образовать новое слово внести.
Чтобы найти приставку, нужно:
Например: нужно найти приставку в слове подходить. 1. Находим корень – -ход- (для этого нашли общую часть родственных слов: ходить, ходунки, сход и т.д). 2. Подбираем слова с такой же приставкой: подплыть, поднести, подлететь. 3. Делаем вывод, что приставка в слове под-.
А теперь снова время для упражнений.
Прочитай слова, выдели в них приставки. Найди слова, в которых нет приставок.
Рассмотреть, вложить, унести, безграмотный, стукнуть, озеленить, оленевод, предсказать, предмет.
Проверь себя. Рассмотреть, вложить, унести, безграмотный, озеленить, предсказать. Слова без приставок: стукнуть, оленевод, предмет.