Значит ли это что такие живые головы будут обладать сознанием

Психология и педагогика (стр. 3 )

Значит ли это что такие живые головы будут обладать сознанием. Смотреть фото Значит ли это что такие живые головы будут обладать сознанием. Смотреть картинку Значит ли это что такие живые головы будут обладать сознанием. Картинка про Значит ли это что такие живые головы будут обладать сознанием. Фото Значит ли это что такие живые головы будут обладать сознаниемИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы в контексте идеи непрерывного развития:

1. Необходимо двойственное (извне и изнутри) описание генезиса развития знания, деятельности

2. В ходе проектирования развития необходимо совмещение этих двух точек зрения. Основанием проектирования развития может быть или заданная форма сознания, или задаваемые извне свойства деятельности, способности к деятельности и т. п.

3. Развитие знаний, деятельности можно описывать самостоятельно как извне, так и изнутри (извне это будет описание деятельности, ее развертывания в ходе введения проблемных ситуаций, рефлексивных выходов и т. п.; изнутри – это будет генезис форм сознания, их трансформации, преобразования друг в друга).

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования.

Возникшие затруднения привлекают внимание и они, таким образом, осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств, способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр А. Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи решает человек подсознательно, реализуя автоматизмы.

Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне.

2.3. Взаимодействие сознания и подсознания

Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после достижения определенной цели происходит снижение напряжения так же, как и при осознанном управлении.

Известный психолог З. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознаются, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализовать. Выделяют: 1) подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание; 2) собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным (рис.2).

Значит ли это что такие живые головы будут обладать сознанием. Смотреть фото Значит ли это что такие живые головы будут обладать сознанием. Смотреть картинку Значит ли это что такие живые головы будут обладать сознанием. Картинка про Значит ли это что такие живые головы будут обладать сознанием. Фото Значит ли это что такие живые головы будут обладать сознанием

Рис. 2. Схема соотношения сознательного и бессознательного (по З. Фрейду)

З. Фрейд полагал, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры. Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами В случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того чтобы снять возбуждение, нужно, прежде всего, осознать сам конфликт и его причины, но осознание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует их осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания. Однако это не означает, что очаги возбуждения разрушаются. Длительное время они могут сохраняться в заторможенном состоянии, такой ущемленный очаг может быть очень глубоко запрятан, но при неблагоприятных условиях он может выявиться и оказывать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания.

Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор, переоценить и ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и, тем самым, разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое осознание устраняет травмирующее воздействие неприемлемой идеи или желания. Заслуга З. Фрейда состоит в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее основу своей терапевтической практики психоанализа.

Сознание, как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Одним из свойств психики является способность воспринимать информацию, усваивать ее, формировать психический образ и хранить его. Данная деятельность протекает как познавательные психические процессы.

2.4. Основные познавательные процессы

Первичным психическим образом среды являются ощущения, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств (анализаторов). Эволюционно ощущения возникли на базе раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать изменением своего внутреннего состояния на биологически значимые воздействия среды.

Ощущения, которые возникают у человека можно разделить на три группы. К первой группе относятся ощущения, вызываемые возбуждениями органов чувств, находящихся на поверхности нашего тела (экстероцепторов). Эти ощущения отражают свойства предметов, которые находятся вне нас. Сюда относятся ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные и осязательные. Во вторую группу входят те ощущения, которые вызываются возбуждениями органов чувств, рецепторы которых находятся во внутренних органах (интероцепторы). Сюда должны быть отнесены так называемые органические ощущения (голода, жажды). В третью группу входят двигательные (или кинестетические) ощущения, связанные с движениями и положением тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора (проприоцепторы) находятся в мышцах и связках.

Принадлежность ощущений определенным органам чувств называется модальностью. Способность иметь ощущения называется чувствительностью.

Ощущение не возникает сразу, как только стимул начинает действовать на орган чувств. Чтобы ощущение возникло, необходимо чтобы стимул достиг определенной величины, называемой пороговой. Та минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Когда мы не слышим разговора из соседней комнаты, это значит, что величина раздражения, поступающего в наш слуховой аппарат, ниже порога ощущения. Чувствительность какого-либо органа тем выше, чем ниже пороги ощущений.

Благодаря ощущениям отражаются отдельные качества предметов (цвет, звук, твердость и т. п.). Но в окружающей человека действительности каждый предмет или явление обладает целым комплексом различных качеств, свойств.

Психический процесс, заключающийся в отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств, называется восприятием. По сравнению с ощущением, восприятие – более высокая форма отражения действительности.

Физиологической основой восприятия являются сложные условно рефлекторные связи в коре больших полушарий, где осуществляется синтез (объединение) возбуждений, идущих от внешних раздражителей. При восприятии происходит согласованная деятельность нескольких анализаторов, ответная реакция организма на целый комплекс раздражителей. Так, когда мы воспринимаем, например, розу, то одновременно видим красивую форму и чудесную окраску и обоняем, вдыхая приятный аромат розы, осторожно прикоснувшись к цветку, осязаем нежную мягкость ее лепестков и т. п. Все эти отдельные ощущения соединяются в коре мозга вместе, в единый комплекс. Кроме того, мы узнаем в этом предмете розу, т. е. здесь имеет место и процессы памяти. Запах цветка доставляет нам удовольствие, вызывает приятное чувство. Наконец, в процесс восприятия включается и мышление, мы можем думать о том, к какому сорту относится данная роза, производить первоначальное элементарное обобщение. В зависимости от того, какой анализатор преобладает при восприятии, различают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные и кинестетические восприятия.

Восприятие – активный процесс, тесно связанный с деятельностью человека. Восприятие почти любого объекта обычно происходит на фоне, который его окружает. Обладает избирательностью, когда из множества возбуждений, которые поступают в анализаторы, воспринимается в данный момент только то, на что обращается внимание. Внимание же обычно направлено на то, что имеет для нас какое-то значение, представляет интерес, и зависит от общего содержания психической жизни человека, в частности от прошлого опыта. Зависимость восприятия от прошлого опыта называется апперцепцией. Люди разных профессий по-разному будут воспринимать один и тот же предмет. Так, рассматривая сорванный в поле цветок, художник обратит внимание на сочетание в нем красок; ботаник посмотрит на цветок как на представителя определенного класса растений; агронома заинтересует он с точки зрения принадлежности к кормовым травам.

В процессе восприятия мы обычно объединяем отдельные элементы предмета в целое. При этом имеет значение не столько близость частей друг к другу по их местоположению, сколько их принадлежность к определенному предмету. Восприятие обладает целостностью и осмысленностью, что является результат нашего прежнего опыта, относительной константностью, т. е. постоянством наших восприятий.

Предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают для нашего сознания бесследно, а сохраняются в виде образов, которые мы можем мысленно воспроизводить в то время, когда самих предметов или явлений уже нет перед нами. Образы тех предметов и явлений, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий «следов» возбуждений, временных связей, образовавшихся там при восприятии предметов или явлений.

Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга следы (первичный психический образ), которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и о наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью. Если бы люди не могли сохранять и воспроизводить прошлый опыт, они были бы лишены всякой возможности умственного развития и приобретения знаний.

Большое значение имеют смысловые связи. Они представляют собой тоже ассоциации, только более сложные (комплексные). В их основе лежит понимание зависимости одних явлений от других (понимание причинно-следственных связей).

Память обладает качествами, к которым относятся: а) объем, т. е. количество предметов или фактов, которые в определенное время способен запомнить человек; б) точность воспроизведения; в) быстрота запоминания; г) длительность сохранения усвоенного и д) готовность памяти, т. е. умение быстро вспомнить то, что требуется.

Лучшей памятью обладает тот человек, у которого достаточно развиты все указанные свойства. Благодаря возможностям памяти существует процесс опосредованного познания, когда знания получаются непрямо (непосредственно через ощущения, восприятие), а косвенно, посредством понимания связей между явлениями. Процесс познания, заключающийся в отвлеченном, обобщенном и опосредствованном отражении фактов и явлений, в установлении связей и отношений между ними, называется мышлением.

Мышление тесно связано с речью. Благодаря мышлению мы только узнаем факты и явления, но и можем понять причины их существования. Мышление дает нам возможность предвидеть будущие события: видя тучу, мы делаем вывод о том, что будет дождь. Особенно большое значение в жизни имеет научное предвидение.

Условием протекания любого познавательного процесса является внимание. Внимание – это реакция ориентирования, выполняющая следующие функции:

· активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;

· способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации;

· обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

Характеристики внимания делятся на первичные (объем, интенсивность, устойчивость) и вторичные (колебания и переключаемость).

Управление вниманием связано с умением управлять движением. Кто не умеет управлять мускулатурой, не способен и к вниманию. Опыты доказывают антагонизм между большой подвижностью и концентрацией внимания. Способность сосредоточиться, сконцентрировать внимание предполагает активное торможение всех посторонних дви­жений, благодаря этому восприятие нужного объекта становится более ясным и отчетливым. Умение устранять лишние движения позволяет расширить поле внимания.

Привлекающие внимание факторы раз­деляются на внешние и внутренние. К внешним относятся, прежде всего, интенсивность и физические характеристики сигналов, а к внутренним – их новизна, актуальность для данного человека, соответствие его потребностям и эмоциональному настрою. Кроме того, внимание сохра­няется, удерживается дольше на действиях, недостаточно автоматизированных и поэтому требующих текущего кон­троля, и незавершенных (прерванных внезапно) из-за необходимости удержания цели действия для его последующего завершения.

Монотонность, шаблонность, стереотипность выполняе­мых операций (даже мыслительных) понижают устойчи­вость внимания. В этом случае для его поддержания приходится прикладывать все большие усилия, что, в свою очередь, порождает утомление. Однообразие информации и ее малый приток, вызывающие у человека состоя­ние монотонии, сопровождаются ощущением скуки и медленно текущего времени, сонли­востью. Длительные усилия для поддержания бдительности могут приводить к эмоциональной напряженности, способствующей развитию утомления, что в случае возник­новения острой ситуации может проявиться в резком сужении зоны внимания, нарушении его переключаемости и распределяемости. Эмоциональное перенапряжение приводит к сужению объема внимания и ухудшению способности его пере­ключения и распределения, тем самым оно изменяет доступность сознанию полного объема значимой информа­ции. Так, например, если в спокойной обстановке опера­тор может различать 5-7 сигналов, отличающихся по одному признаку, то в аварийной – только 2-3 сиг­нала. Наблюдаются сдвиги световой чувствительности, при чрезмерном возбуждении повышается чувствитель­ность к красному цвету и понижается к синему.

Согласно закону Э. Титченера, произвольное внимание, раз установленное, функцио­нирует далее как непроизвольное. Это позволяет понять, что усилие для восприятия данного материала необходимо только вначале. Постоянное поддержание внимания утомительно, требует воле­вых усилий, вызывает большое напряжение.

Материал для самоконтроля

1. Выпишите понятия, обозначающие психические явления.

Слезы, мышление, память, информация, дыхание, воля, вера, страх, сердцебиение, инстинкт, анализатор, желчь, интерес, боль, чувствительность, диагноз.

2. Прочитайте и прокомментируйте текст, опираясь на знания, полученные при изучении темы.

Наука пришла к выводу, что человек умирает тогда, когда умирает его мозг. Но отсюда следует и обратный вывод: человек живет, пока живт мозг – пусть даже тело уже умерло. Если допустить, что в будущем могут появиться «живые головы – мозг без тела», то означает ли это, что такие «живые головы» будут обладать сознанием?

3. Если психика непосредственно не наблюдаема, то можно ли утверждать, что она познаваема?

4. Постройте логический ряд понятий так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

а) Ощущение, отражение, осязание, познание, чувственный образ
психика.

б) Восприятие, отражение, зрительная иллюзия, психика, чувствен­ное познание.

5. Из указанных в скобках слов выбрерите те, которые отражают смысл понятия.

6. Дайте психологическую интерпретацию приведенного текста.

По рассказу А. Конан Дойля «Пестрая лента» была поставлена пьеса, и чтобы ошеломить публику, взяли живую змею. «Весь спектакль портит отвратительное чучело змеи», – утверждала одна газета. Подбирали новых змей, однако они не устраивали публику. Прибегли к реквизиту и повесили муляж. Эффект превзошел ожидания. Газеты писали о том, что живая змея прекрасно смотрится на сцене. На сей факт А. Конан Дойл заметил, что такова ирония соотношения фактической достоверности и театральной правды.

7. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие – непроизвольного внимания во время занятий:

а) постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении
определенного отрезка времени;

б) особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменения в
раздражителях;

в) осознание текущих результатов деятельности в форме внутрен-него словесного отчета;

г) наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности;

д) использование определенных потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал;

е) использование определенных установок и психических состояний;

ж) постановка существенно значимых целей и задач деятельности.

Тема 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Главной целью освоения данной темы является осмысления собственного внутриличностного психологического пространства.

Ключевые понятия темы: личность, индивид, темперамент, характер, «Я–концепция», самосознание, способы психологической защиты, самооценка, воля, внутренний мир человека, эмоциональная жизнь человека, чувства, настроение, функции эмоций.

3.1. Понятие и структура личности

Высшим проявлением «психологического» является одухотворенная психика, существующая на уровне личности. Что понимается под термином «личность»?

Несмотря на множественность определений личности, выделяется ее существенное свойство – относительно устойчивая совокупность психических качеств, характеризующих стиль отношений, переживаний, состояний, восприятия, поведения и т. п. В этом стиле проявляется глубина личности – ее индивидуальность.

Личность рождается позднее индивида, ее структура складывается постепенно, формируется через систему отношений с миром и самим собой. Личность проявляет себя в том, во-первых, что она хочет (проявления мотивационной сферы); во-вторых, что она чувствует (проявления эмоциональной сферы); в-третьих, что она может (ее способности, умения, навыки, привычки); в-четвертых, что она знает (проявления когнитивной, познавательной сферы); и, наконец, что она есть на самом деле (ее характер, психический склад).

С мотивационной сферой связано формирование устойчивости личности, человек соотносит себя с той мотивацией, которую реализует. Устойчиво доминирующая система мотивов составляет направленность личности. Когда отдельные формы поведения, деятельности становятся для человека средством реализации мотивов, то они закрепляются и приобретают свойство постоянства. Следовательно, качества личности – это мотивы + устойчивые формы поведения, закрепляющиеся в характере.

В личности переплетаются и интегрируются природные и социальные основы индивидуальности, формируя тип реагирования (сильный, слабый, смешанный) или определенное взаимодействие конституционально заданных и ситуативно-обусловленных факторов.

Конституционально заданными являются свойства нервной системы, или темперамент. Темперамент есть свойства нервной деятельности, характеризующие динамику и соразмерность нервных процессов (возбуждение и торможение). К данным свойствам, проявляющимся на физиологическом уровне, относятся: 1) сила (или способность длительно выдерживать интенсивные состояния); 2) лабильность (или скорость возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения); 3) уравновешенность (или реагирование нервной системы на возбудительные и тормозные процессы). Определяя внутренние и внешние реакции, темперамент влияет на темп и ритм деятельности, поведения, на протекание психических процессов, от него зависит скорость их возникновения, устойчивость, интенсивность. И. П. Павлов пришел к выводу (в ходе экспериментальных исследований), что то или иное соотношение основных свойств нервной системы, которое было названо типом высшей нервной деятельности, лежит в основе четырех типов темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического.

Однозначность свойств нервной системы в физиологическом смысле приобретает многозначность в психологическом плане. Во-первых, темперамент определяет динамику психической жизни через психические свойства: реактивность, активность, чувствительность, или сенситивность, эмоциональность, пластичность и ригидность, направленность вовне (экстравертированность) или на себя (интровертированность). И, во-вторых, при разных условиях жизни, обучения и воспитания при наличии определенного типа темперамента формируются разные психологические черты. В зависимости от внешних обстоятельств индивидуально-личностные свойства усиливаются, нивелируются или берутся под контроль. Формируется модальная личность, в структуре черт которой преобладают типизированные, отбираемые социумом, свойства.

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими. Настолько тесно, что многие психологи предлагают по этим особенностям определять сам темперамент.

Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, «чистые» темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера.

Темперамент – это первичная природа личности, на основе которой формируется вторичная природа – характер. Главное свойство характера – образовавшиеся устойчивые отношения личности к себе и миру (к обществу, труду, природе и т. п.). Устойчивая система отношений личности, способов жизнедеятельности, переживаний закрепляется в психологический тип и образует ее характер. Характер имеет свою логику – совместимые и несовместимые поступки.

Личность расширяет свои возможности и самореализуется благодаря совершаемым действиям. Для этого есть индивидуальные физические и психические особенности, способствующие совершению действия способности, которые обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами действия, их результативности.

Человек рождается со способностью к деятельности – интеллектом. Являясь средством удовлетворения потребностей, желаний человека, способности в процессе жизни совершенствуются и расширяются. Расширение сферы потребностей, появление новых стимулирует к совершению действий и развитию востребованных психических качеств.

Интегративным ядром личности является самосознание, или процесс познания себя и отношения к себе. В самосознании запечатлеваются разные проявления личности. Самосознание формируется в процессе соотнесения человеком себя с другими (идентификация) и в процессе аутокоммуникации, соотнесения себя с реализованной мотивацией. Процесс осознания самого себя, внутренних психических актов и свойств называется рефлексией, а отнесение качеств к «Я» – идентификацией.

Однако возможно ли познать себя? Процесс самопознания сложен, динамичен, неисчерпаем, даже при высокой степени понимания себя всегда остается место для загадок и непонимания. Самосознание формируется постепенно, проходя определенные этапы достижения зрелости. Обязательным для самопонимания является выделение себя из окружающего (я – не я) и формирование автономности. Следующими этапами развивающегося самосознания является: а) сравнение себя с другими (определение степени успешности действий); б) самонаблюдение; в) принятие себя и понимание ограниченности своего «Я», что составляет потенциальную возможность для изменений и личностного роста.

Самым первым актом самосознания являются переживания и ощущения собственного состояния – самочувствие. Человек имеет представление и о своем социальном статусе, степени признания и принятия его другими, социальных ролях (роль является социальной функцией индивида, или способом организации поведения как система прав и обязанностей в связи с выполнением определенных действий). У него есть система ценностей и идеалов, которые он олицетворяет со своим жизненным кредо и собственной цельностью. Человек осознает свои возможности к действию, проявляет волеизъявление и совершает акт самотворения, определяя для себя меру ответственности за содеянное. Ответственность является показателем глубины и степени зрелости личности.

Образом собственного «Я» выступает Я-концепция, или система установок относительно себя (впервые выделил концепцию «Я» У. Джеймс). Человек ведет себя чаще всего в соответствии с тем, что он считает самим собой. Самосознание постоянно сравнивает реальное поведение с Я-концепцией и регулирует поведение на основе механизма эмоциональной коррекции (чувства одобрения или чувства вины, стыда).

Выступая системой представлений и установок по отношению к себе, образ Я имеет многие аспекты проявления. Прежде всего, это знания о себе (самосознание); это отношение к самому себе (самоуважение); и, наконец, оценка себя как итог знания и отношения к себе, переживание своей самодостаточности, успешности (самооценка и самоконтроль).

Самосознание имеет систему естественных защит своего «Я», когда информация о личности подвергается внутренней цензуре – психологическую защиту. Функциями психологической защиты являются редукция (уменьшение) психического напряжения; ограничение деструктивных импульсов; связывание патогенной энергии и трансформация ее в приемлемые для личности формы и т. п.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя различные способы психологической защиты, среди которых встречаются следующие:

Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения – это неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что критикуемое в человеке на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую защитную роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает это как факт. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку, не признавая критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.

Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.

Рационализация. Это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать; б) оправдание совершенного нежелательного действия объективными сложившимися обстоятельствами.

Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа (бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом, контролирующем внимании к нему). Такая тенденция получила название «формирование реакции».

Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они у себя признают не с большой охотой, а иногда и совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, тому, кто ему неприятен, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *