Знакомство психолога с ребенком с чего начать
Первое занятие психолога с детьми «Знакомство»
Анастасия Сизова
Первое занятие психолога с детьми «Знакомство»
Занятие «Знакомство«
• знакомство с детьми;
• формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»,
• принятие детьми друг друга
• отработка позитивного взаимодействия детей друг с другом;
• снятие психоэмоционального напряжения.
Ход занятия
1. Ритуал входа в сказку.
Звучит спокойная музыка. Дети проходят по «солнечному лучу», наполняются теплом, радостью, силой солнечного луча. Садятся в круг, в центре – «солнце».(Нарисованный луч и солнце)
2. Знакомство.
Дети передают по кругу игрушку солнце и называют свое имя.Все отвечают: «добрый день, Саша» (улыбнуться, кивнуть головой)
Упражнение «Давайте познакомимся»
Дети встают в круг. Один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его по имени. Упражнение можно повторять несколько раз и на разных занятиях
Сейчас поменяются местами те,
• кто не знает ни одной сказки;
• кто всегда слушается родителей
3. Правила поведения в сказке, которые пригодятся в жизни.
Нет друга – ищи, а нашел – береги!
Помогай друзьям, делись с ними теплом, радостью.
Умеешь сам – помоги товарищу.
Умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее.
Умеешь спорить – учись договариваться.
Не ссорься по пустякам.
Не смейся над ошибками других, ты можешь ошибиться сам.
Не срывай злость на других.
Помни о благодарности – говори волшебные слова.
Поступай с людьми так, как хочешь чтобы поступали с тобой.
Правила читает психолог. Правила обговариваются и принимаются детьми. (Правила записаны на свитке).
4. Пропуск в сказку.
Передать рукопожатие со словами «Саша, я приглашаю тебя в сказку».
5. Знакомство со сказкой. (читает психолог)
Давным-давно, когда, никто не помнит, на небе родилось солнышко. Оно было яркое, теплое, нежное и даже пушистое. Внутри солнышка было много добра и любви, но казалось никто вокруг этого не замечал, ни звездочки, ни планеты, ни люди на планете земля. Это очень огорчало солнышко.И тогда оно спросило у людей: «Почему никто не видит какое я доброе, теплое…И ответили люди: «Ты все держишь в себе, никому не даришь свою любовь и тепло. Научись отдавать, и тогда все увидят, какое ты на самом деле». И стало солнышко по всему миру рассылать свои лучики. Где же живут эти лучики? (В каждом из нас.)
Давайте вместе составим солнце. Каждый из вас – солнечный луч. Подумайте и скажите, что вы можете принести сегодня своим товарищам. Представьте, как ваш лучик летит от солнышка. Он попадает на (имя, и в душе у него рождается маленькое солнышко. Как прикасается солнечный лучик? (Нежно, ласково.) Давайте дотронемся до (имя) своими лучиками и назовем по имени.
6. Заключительный этап.
Теперь вы знаете, что в каждом из вас живет солнышко. Давайте нарисуем солнышко, которое живет внутри вас. У наших солнышек очень много лучей. И каждый лучик может принести что-то хорошее. Подумайте, что бы вы хотели получить от солнышка в подарок, и напишите эти качества на лучике.
7. Ритуал выхода из сказки.
Звучит спокойная музыка. Дети проходят по «солнечному лучу», наполняются теплом, радостью, силой солнечного луча.
«Веселый огород». Сценарий развлечения для первой младшей группы (первое знакомство с группой вместе с родителями) «Веселый огород. » Конспект осеннего развлечения для детей 1 мл. группы (первое знакомство с группой вместе с родителями.) Авторская разработка.
Дистанционное тематическое занятие ко Дню России. «Санкт-Петербург. Первое знакомство» Здравствуйте, ребята! Скоро мы отметим праздник – День России. В нашей стране много разных городов. Сегодня, я хочу рассказать вам об одном.
Фотоотчет «Как прошло наше первое занятие в бассейне!» На этой неделе у ребят появилось много новых положительных, ярких эмоций!Одними из которых стало первое занятие в бассейне, которое они.
Конспект занятия психолога в 1 классе «Знакомство» Конспект занятия. Тема: «Все мы такие разные…» Цель занятия: знакомство с учениками и с зайцем Марфушей; развитие понимания собственной.
Знакомство психолога с ребенком с чего начать
Как правило, обращение к детскому психологу начинается с телефонного звонка или сообщения через сеть. Звонящий говорит о проблеме, которая возникла с ребенком, затем они договариваются о времени встречи.
! Ребенка к психологу на первую встречу должны привести только родители (или другой официальный опекун). Желательно, чтобы пришли оба родителя.
! Если проблема, с которой обращаются к детскому психологу, такова, что о ней невозможно говорить при ребенке (с точки зрения родителей), то на первую встречу с психологом можно прийти без ребенка.
! Возьмите с собой рисунки ребенка, если они у Вас есть.
! Встреча с детским психологом назначается на конкретный день и конкретное время, например на 14.00. Приходить нужно вовремя, именно в 14.00. Не нужно приходить раньше (на 5-15 минут), т.к. в это время у психолога еще идет предыдущая консультация. Однако, не нужно и опаздывать, поскольку время консультации не продлевается и закончится ровно через 60 минут, независимо от того, на сколько опоздал клиент.
! Если Вы передумали или у Вас не получается прийти по любым причинам, пожалуйста, позвоните и предупредите психолога об отмене встречи не позднее, чем за день до встречи. Мы можем договориться о переносе консультации на другое время или другой день.
СКОЛЬКО НЕОБХОДИМО ВСТРЕЧ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ?
Как правило, одной консультации детского психолога недостаточно для решения проблемы. Впрочем, уже уже на первой встрече с детским психологом родители получат некоторые рекомендации и ответы на свои вопросы. Но, как я уже говорила, симптомы (проблемы) – это лишь вершина айсберга. Причины симптомов не всегда лежат на поверхности. Поэтому детский психолог может провести диагностику состояния ребенка, его отношений с родителями. Как это происходит? Родители или любой другой член семьи приводят ребенка к психологу и оставляют его с ним на 30-60 минут. В это время детский психолог беседует с ребенком, играет (если ребенок маленький), предлагает специальные детские тесты. Иногда для прояснения некоторых обстоятельств требуется отдельная встреча с мамой или обоими родителями. Как правило, диагностический этап занимает 1-2 встречи, включая первую. Последняя диагностическая сессия проводится с родителями. На этой встрече я даю свое заключение, которое включает в себя результаты психодиагностики ребенка и рекомендации родителям. Если то, что происходит с ребенком, в общих чертах понятно, причины проблемы определены, понятно, как их устранить, а родители готовы следовать моим рекомендациям, то на этом можно закончить.
Но так бывает не всегда, потому что в силу того, что к детским психологам родители, как правило, обращаются тогда, когда уже «наступил предел» и «стало невмоготу», когда собственные резервы исчерпаны, ничего не получается, а есть желание, чтобы ребенок поскорее стал нормальным (послушным, не нервным, хорошо успевал в школе и т.п.), остается один выход – психотерапевтическая работа с ребенком. На это требуется, как правило, от 5 до 20 встреч (1-2 раза в неделю с ребенком и 1-2 раза в месяц с родителями).
В более сложных случаях, когда симптом присутствует длительное время, был сформирован под воздействием явных негативных факторов или после сильной психологической травмы, а также если есть невротические или психические заболевания, хронические болезни, требуется длительная психотерапевтическая работа с ребенком.
Чрезвычайно важным условием эффективной психотерапевтической работы с ребенком является сотрудничество родителей с детским психологом. Для успеха психотерапии необходим непрерывный, стабильный процесс. Для этого родители должны регулярно приводить ребенка к детскому психологу (без пропусков). А на встречах психолога с родителями они получают рекомендации, а также информацию о состоянии ребенка, о динамике психотерапевтической работы.
Конспект занятия педагога-психолога «Давайте знакомиться!»
«Давайте знакомиться!»
Для плодотворной работы психолога в учреждении необходимо создать атмосферу душевного тепла и поддержки, которая будет способствовать достижению доверия, и как следствие эффективной работе. Для этого, прежде чем начинать работу с детьми, необходимо познакомиться и установить контакт.
Цель: знакомство детей с психологом.
1. Установление контакта с детьми.
2. Проведение серии игр и разминок на знакомство и сплочение.
3. Рефлексия занятия.
1. Вводная часть (приветствие, установление контакта с детьми).
2. Основная часть (игры и разминки).
3. Рефлексия занятия в целом (обсуждение, подведение итогов).
Время занятия: 20-30 минут.
Количество человек: 5-10
Ход занятия.
1. Вводная часть. (5 мин.)
Педагог-психолог: «Добрый день, ребята! Меня зовут Анна Евгеньевна, я – педагог-психолог. Сегодня наше занятие называется «Давайте знакомиться!» и мы с Вами посвятим его знакомству друг с другом». (Дети по очереди представляются)
Упражнение «Сдувание привета».
Дети сдувают с ладоней приветы друг другу и педагогу-психологу.
Педагог-психолог: «Давайте теперь всегда будем так здороваться?»
2. Основная часть (15-20 мин.)
2.1 Игра «Снежный ком».
Цель: запоминание имен.
Каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать свое имя повторяет все имена, которые были названы перед ним.
Дети по очереди произносят то, чем они любят заниматься, произнося, например, «Я люблю кататься на санках. А вы?» Те, кто это любит,хором отвечают: «И я!» Желательно, чтобы каждый ребенок называл что-то новое.
2.3 Разминка «Броуновское движение»
Цель: двигательное раскрепощение детей
Атомы (участники группы) беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины (2-5 атомов) в течении 10 секунд, пока звенит колокольчик. Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы один участник оставался лишним.
2.4 Игра «23 февраля и 8 марта»
Цель: эмоциональное раскрепощение детей.
По очереди каждому мальчику (а потом девочке) дети дарят подарки к празднику. Но подарок можно изобразить только жестами (показать размер, форму) а тот, кому дарят подарок, должен отгадать, что ему подарили.
2.5 Упражнение «Обхлопывание»
Цель: поднятие самооценки и создание хорошего настроения.
По очереди каждый ребенок становится в круг, остальные участники его обхлопывают с ног до головы.
3. Рефлексия (5 минут).
Педагог-психолог: «Дорогие ребята, спасибо Вам за такое интересное занятие, за то, что Вы внимательно меня слушали и охотно выполняли предложенные упражнения. Скажите, что Вам понравилось или запомнилось на занятии больше всего?». (Дети высказали свои мнения, педагог-психолог анализирует свое занятие – саморефлексия)
«Цветик-семицветик». Конспект занятия педагога-психолога в средней группе Занятие педагога-психолога в средней группе «Цветик-семицветик». Цель занятия: развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой.
Фотоотчет. Совместные занятия педагога-психолога и педагога по изодеятельности Совместные занятия педагога-психолога и педагога по изо – деятельности для старшей группы компенсирующей направленности Вот и закончился.
Конспект НОД по экологии с использованием ИКТ «Давайте знакомиться — я Скопа» Конспект НОД по экологии с использованием ИКТ «Давайте знакомиться – я СКОПА» (старший дошкольный возраст) Воспитатель 1 квалификационной.
Конспект занятия педагога-психолога «Попробуй волшебником стать» «Попробуй волшебником стать» Цель: создание эмоционально-эстетического настроения, развитие навыков взаимодействия, гармонизация внутреннего.
Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы «Радость» Цель: знакомство с чувством радости, развитие способности к эмоционально-волевой регуляции; активизирование эмоционального и моторного самовыражения;.
Конспект занятия педагога-психолога: «В мире эмоций» с детьми 5–6 лет. Цель: познакомить детей с понятием «эмоции»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики.
План-конспект проведения родительского собрания «Давайте знакомиться!» План-конспект проведения родительского собрания на тему: «Давайте знакомиться!» (Ранний возраст) Выполнил: Осипова К. А. Район: Борский.
Сценарий знакомства с родителями в клубе молодых семей «Давайте знакомиться!» Сценарий знакомства с родителями в клубе молодых семей «Давайте знакомиться!» Звучит песня «Погода в доме» (Музыка В. Горобца, обработка.
Алгоритм первой консультации психолога: с примерами и советами от практиков
Статья создана при участии эксперта
Твороговой Татьяны Сергеевны
Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.
Читайте в статье:
На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?
Начало консультации
Очевидное, но важное напоминание — не опаздывайте. Занесите встречу в ежедневник, поставьте уведомление в телефоне, оставьте немного времени на форс-мажоры.
Знакомство
Итак, вы на месте, клиент заходит в кабинет или выходит на связь, если это онлайн-консультация. Первое, что вам нужно сделать — представиться и познакомиться. Спросите клиента: «Как я могу к вам обращаться?». В будущем используйте именно ту форму, которую он назовет.
Затем скажите, сколько продлиться сессия, и предложите клиенту рассказать, с чем он пришел.
Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ:
Можно спросить об ожиданиях клиента, например:
«Может быть, вас интересует что-то касаемо самой консультации?»
Возможно, клиент захочет уточнить структуру встречи. Тогда вы можете ответить так:
«Сначала мы с вами познакомимся, определимся с запросами и главной темой на сегодня. Потом вы расскажите о том, что беспокоит. Я буду внимательно слушать вас, поддерживать, комментировать, задавать вопросы. В конце консультации мы подведем итоги, определимся с планом работы на будущее. Вас это устраивает? Может быть, хотите еще что-то узнать?»
Выяснение запроса
Затем можно переходить к разбору темы консультации. Выслушайте, с чем пришел клиент. Узнайте его видение ситуации и позицию по этому вопросу. Когда он акончит рассказывать, помогите сформулировать запрос:
«Чего вам хотелось бы? Какого результата от нашей встречи вы ждете?»
В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.
Там, где это уместно, произносите фразы:
Выслушивая клиента, разрабатывайте стратегию консультации. Определите степень контроля — если клиент отвлекается от темы, то мягко возвращайте его к главному:
«Позвольте уточнить. Вы сказали … (повторяем что-то важное из слов клиента, а потом задаем вопрос по теме)»
Если он последовательно и уверенно излагает свои мысли, то на первых минутах консультации вы можете занять пассивную позицию. Если клиенту сложно раскрыться, вам нужно быть чуть активнее.
Отмечайте в блокноте все жалобы клиента. Перефразирование его ответов, небольшие паузы и вопрос «Это все или вас беспокоит что-то еще?» помогут вам собрать полную картину.
Завершающий шаг в диагностике — повтор всех жалоб, связанных с ними чувств и мыслей. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.
Середина консультации
Трансформируйте жалобы и связанные с ними эмоции и чувства в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Проговорите их, получите обратную связь: согласен он с этим или нет.
Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.
Попросите клиента назвать самое важное для него направление — то, с которого начнете работу. Сконцентрируйтесь на этом. Предложите клиенту рассказать, почему он выбрал именно эту тему, почему она так важна для него.
И еще раз проясняем, что клиент хотел бы получить в конце работы. Зачастую видение конечного результата трансформируется. Особенно по мере проговаривания и осознания клиентом ситуации.
Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:
«Вы упомянули о … Расскажите, пожалуйста, подробнее»
Перефразируйте слова клиента, чтобы вернуться к сути разговора. Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией, то подытожьте все сказанное и продолжите обсуждение.
Получите алгоритм первой сессии на электронную почту
Чтобы был под рукой в нужный момент
Правила общения с клиентом
О чем нужно помнить в процессе общения:
Отслеживайте время консультации, чтобы его было достаточно для ее полноценного завершения. Главное — следить за временем так, чтобы со стороны это не выглядело как желание поскорее «разделаться с этим».
Преподаватель-эксперт Шахбази Татьяна Азеровна
Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.
Важный момент — следить за временем и уметь разделить его так, чтобы полноценно начать, углубиться в проблему и погрузить в нее клиента, а затем иметь достаточно времени для выхода из работы и оценки сессии.
Тайминг консультации определяется индивидуально в каждом случае — универсальной формулы здесь нет. Распределение времени зависит от двух факторов.
Первый, это личность клиента — открыт он или скрытен. Более застенчивому, недоверчивому клиенту иногда нужно больше времени на адаптацию к личности психолога, к ситуации консультирования.
Второй — характер проблемы. Например, жертвам физического или длительного психологического насилия требуется больше времени, чтобы просто проговорить проблему и, конечно, много времени, чтобы погрузиться в эти тяжелые воспоминания и подавленные чувства, а затем выйти из них.
Завершение консультации
До конца сессии осталось 10-15 минут, самое время подвести итоги:
«Итак, мы выяснили. », «Подытожим все сказанное»
«Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?»
Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию. Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.
Вам важно получить и дать обратную связь:
Преподаватель-эксперт Творогова Татьяна Сергеевна
Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.
Избегайте фраз типа «Сегодня вы отлично поработали. Думаю, мы успешно решим вашу проблему». Это оценочное суждение и необоснованное обнадеживание. В конце консультации просто поблагодарите клиента.
Когда клиент покинет кабинет, запишите в свою рабочую тетрадь главную информацию: темы консультации и будущей встречи (в том числе все направления работы, которые вы обозначили в начале консультации), гипотезы, сложности в работе, важные факты из истории клиента, имена, даты. Это нужно, чтобы не забыть ничего важного.
Смазанное или торопливое завершение консультации — распространенная ошибка начинающих психологов. Такой финал встречи способен испортить даже самую лучшую сессию. Уделите достаточно времени завершающей части.
Готово! Вы отлично провели консультацию. Можете похвалить себя и отдохнуть. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.
Статья создана при участии эксперта
Твороговой Татьяны Сергеевны
Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.
Ребенок и психолог: как сделать, чтобы первая встреча не стала последней
Случается, что родители боятся вести ребенка к психологу. Многие переживают, что их будут критиковать, осуждать и обвинять в том, что они плохие родители. Но важно помнить, что такое поведение свойственно только некомпетентному специалисту, и если у вас возникли сложности с ребенком и вы просите о помощи — то это уже заслуживает большого уважения.
Можно обратиться к школьному или выбрать детского психолога . Как поговорить с ребенком перед таким визитом, чтобы не напугать его, как должны проходить встречи и сколько их необходимо, Promum рассказывает психолог Евгения Гайдай.
Как должна проходить первая встреча
Я всегда на первую встречу приглашаю родителей без детей, на тот случай, если существует какая-то тайна, которую они не могут озвучить при ребенке. Дальше я провожу диагностику с самим ребенком.
После чего встречаюсь с родителями, объясняю, что я увидела и как вижу свою работу дальше. Мы договариваемся о контракте.
Сколько должно быть встреч?
Дальше я работаю с ребенком и периодически встречаюсь с родителями. Бывает, что дети ходят с родителями или приходят с ними на одну-две встречи. Есть случаи, с которыми конкретно я не работаю; таких клиентов я перенаправляю к тем специалистам, кто имеет опыт работы с данной проблематикой. Иногда я направляю родителей к психологу, если, допустим, замечаю, что мама в сильной депрессии после развода и сейчас не в состоянии поддержать своего ребенка. Тогда маме полезно походить самой к психологу, а поддержку ребенку буду оказывать я — до тех пор, пока это не сможет сделать его мама. Родители часто спрашивают, сколько надо ребенку ходить к психологу. Об этом говорить сложно, потому что в самом начале работы, когда видишь ребенка впервые, ничего еще не понятно.
Тут я могу только сказать о количестве диагностики, но точно не последующих встреч. Часто дети после нескольких встреч и сами чувствуют, когда готовы закончить, а с некоторыми детьми нужно провести более длительное время. Именно поэтому, если по каким-то причинам вы решили перестать водить ребенка к психологу, об этом стоит сказать заранее и дать психологу еще несколько встреч на то, чтобы ребенок успел попрощаться. Ведь часто в кабинете поднимаются очень важные и сокровенные для ребенка вопросы, и оставить это бывает не так просто.
Как поговорить с ребенком перед встречей
Работая с детьми много лет, я стала замечать, что родители часто приводят ребенка, не предупреждая его о том, куда он идет. Представьте, что у вас есть какая-то сложность и самый близкий вам человек без предупреждения приводит вас к психологу, чтобы вы разобрались с ней. Как вы себя будете чувствовать? Что будете чувствовать по отношению к человеку, который вас привел?
Думаю, это хороший пример, чтобы объяснить чувства ребенка, которого не предупреждают о визите к психологу. Я при знакомстве с детьми всегда объясняю, кто я такая, чем занимаюсь. Но и родителей учу объяснять детям, кто такой психолог. Иногда достаточно сказать несколько простых фраз.
Например: «У меня возникли сложности в отношениях с тобой. Психолог нам поможет наладить отношения. Для этого надо ходить к нему на встречи и тебе, и мне». Или: «Твои сложности с ровесниками можно решить. Давай вместе сходим к психологу. Он как раз занимается такими вопросами».
Если ребенок или подросток отказывается идти к психологу, стоит спросить, из-за чего он переживает. Точно не нужно заставлять и давить на ребенка, особенно подростка. Возможно, хорошим толчком будет то, что вы сходите на консультацию сами, а потом поделитесь своими впечатлениями. Пообщавшись с психологом, вы можете найти способ договориться с ребенком, чтобы и он тоже посетил его.
Мне кажется, что психолог не подходит. Нужно ли продолжать?
После первой консультации не спешите сразу записываться на остальные. Прислушайтесь к своим ощущениям после встречи. Если записались, всегда есть возможность встречу отменить за сутки.
И учитывайте следующее:
Помните, что за свой выбор несете ответственность именно вы. Не стесняйтесь и не бойтесь тех сложностей, которые могут возникать у ваших детей. Есть люди, которые специально изучали то, что не обязаны знать и понимать все родители. Просьба о помощи уже вызывает уважение.