Знание не то что выучено а то что принесло пользу

10 важных высказываний имама аш-Шафии

Знание не то что выучено а то что принесло пользу. Смотреть фото Знание не то что выучено а то что принесло пользу. Смотреть картинку Знание не то что выучено а то что принесло пользу. Картинка про Знание не то что выучено а то что принесло пользу. Фото Знание не то что выучено а то что принесло пользу

Имам Мухаммад аш-Шафи`и является основоположником шафиитского мазхаба в исламском фикхе. Интересно, что он единственный из четырёх имамов, который происходит из племени Курайш. В свое время он брал знания у великих ученых, практически в главных городах Халифата – в Мекке, в Медине, в Багдаде, хотя сам был родом из Палестины.

О нём говорят, что у него была сильная память и мудрый ум. Его слова и высказывания уже многие века наставляют многих мусульман, поэтому интересно ознакомиться с его некоторыми мыслями.

«Ценность человека заключается в трех качествах: в скрытии бедности, когда люди на основе твоей воздержанности считают тебя богатым, в скрытии гнева, когда люди считают тебя довольным, и в скрытии бедствий, когда люди считают тебя благополучным» («Манакъиб аш-Шафии»)

«Приобретение знания лучше добровольной молитвы» («Джами’ баян аль-‘ильм»)

«Управлять людьми намного сложнее, чем управлять вьючными животными» (Ибн Аби Хатим в «Адаб аш-Шафи`и)

«Знание – это не то, что выучено, знание – это то, что принесло пользу» (Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулия»)

«Довольство людей – это вещь недостижимая! А поэтому следуй тому, что принесет тебе пользу, оставив все, что тебя не касается. Ведь, поистине, добиваться довольства творений – это не предопределено и не узаконено, тогда как добиваться довольства Создателя является установленным и обязательным предписанием!» («Мухтасар сыфату-ссафуа»)

«Невозможно уберечься от людей, поэтому посмотри: в ком из них кроется твоя праведность,- с тем и держись» («Сияр а’лям ан-нубаля»)

«Тот, кто требует знание без доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с дровами берет и змею, жалящую его!» (аль-Байхакый в книге «аль-Мадхаль»)

У Имама аш Шафии спросили: «Какие вещи недостойнее всего для мужчины?». На что он ответил: «Многословие, выпытывание тайн и доверчивость каждому» («аль-Интика»)

Имам Шафии говорил: Мне сказали: «Ты замолчал, но ведь с тобою спорят?!» Я ответил: «Слова (в данном случае) — ключи от двери зла». Почёт тому, кто молчит пред невеждой и глупцом, в молчании — сохранение чести и достоинства. Разве ты не видишь, львы молчаливы, но их страшатся, а собаки громко лают, но их отгоняют камнями».

«Кто не любит знания, в том нет блага и между тобой и ним не может быть ни знакомства, ни дружбы!» («Тавали ат-Таанис»)

Источник

Знание не то что выучено а то что принесло пользу

Знание не то что выучено а то что принесло пользу. Смотреть фото Знание не то что выучено а то что принесло пользу. Смотреть картинку Знание не то что выучено а то что принесло пользу. Картинка про Знание не то что выучено а то что принесло пользу. Фото Знание не то что выучено а то что принесло пользу

Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Душа моя! Осталось лишь немного дней терпенья,
Подобных нескольким мгновеньям сновиденья,
Душа моя! Пройди скорее в спешке этот мир,
Покинь его, ведь истинная жизнь пребудет впереди».

Ибн Раджаб Ханбали в книге “Фадль `Илмус-Салаф”.

аль-Музани сказал: «Когда Шафи’и приехал в Египет, я сказал себе: “Если кто-то и сможет успокоить мой разум и избавить меня от тревожащих мыслей, относящихся к одному из вопросов единобожия, то это аш-Шафи’и”. Я отправился к нему и повстречал его в одной из мечетей Египта. Усаживаясь перед ним, я сказал: «Мой разум беспокоит один вопрос, связанный с единобожием, и я не знаю никого, кто был бы столь же сведущим, как ты. Так что же ты можешь сказать относительно этого вопроса?» Аш-Шафи’и разгневался, а затем спросил: «Знаешь ли ты, где находишься?» «Да», – ответил я. Он сказал: «Ты в том месте, где Аллах потопил Фараона. Дошел ли до тебя какой-нибудь хадис, что пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, велел задавать такие вопросы?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «А говорили ли об этом сподвижники?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Известно ли нам, сколько звезд на небе?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «А знаешь ли ты, к какому роду относится хотя бы одна из планет, когда у нее восход и закат, из чего она сотворена?» Я снова ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Если тебе неведомо сотворенное, которое ты видишь воочию, то как же ты можешь говорить о знании их Творца?!» Затем он задал мне вопрос о малом омовении. Отвечая на него, я допустил ошибку, и он изложил мне этот вопрос с четырех сторон, однако я ничего не понял. Тогда он сказал мне: «То, в чем ты нуждаешься пять раз в день, ты оставляешь, но зато обременяешь себя тем знанием, которое относится к Творцу! Когда этот вопрос будет беспокоить твой разум, то обратись к следующим словам Всевышнего Аллаха: «Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного. Поистине, в сотворении небес и земли…» (2: 163-164). Узнавай (о величии) Творца посредством того, что Он сотворил, и не обременяй себя тем, что не способен постичь твой разум!».

Источник: «Табйин казиб аль-муфтари», № 382

Имам аш Шафии (да будет доволен им Аллах) говорил:

«Пустые мечты рубят головы людей также, как мираж обманывает того, кто его видит и предает того, кто на него надеется».

(аль-Интика фи фадаиль ас-саласа аль-аимма аль-фукаха: Малик ва Шафии ва Аби-Ханифа, с. 100).

Аш-Шафи’и сказал: «Что бы ни приключилось с людьми,исповедующими религию Аллаха,они обязательно найдут в Книге Аллаха указание на то,как им следует действовать» («Пятничные проповеди», из-во «Мир»,2010)

Рассказывают, что однажды один из факихов Египта пришел к аш-Шафи’и, который в это время сидел в мечети,а перед ним лежал Коран. Увидев его, аш-Шафи’и сказал: «Фикх отвлек вас от Корана! Поистине, я совершаю вечернюю молитву,после чего кладу перед собой Коран и не закрываю его до рассвета» («Пятничные проповеди», из-во «Мир»,2010)

Мать аш-Шафии,как единодушно утверждают ученые, была глубоко верующей и много поклонявшейся Аллаху, благонравной и благочестивой женщиной. Вместе с матерью Бишра аль-Мариси она свидетельствовала перед судьей,и когда он захотел допросить каждую из них в отдельности, она возразила ему, сказав: «О судья! Ты не имеешь права поступать так,потому что Аллах сказал: «. и если одна из них ошибется,то другая напомнит ей»- и судья не стал разделять их. («Пятничные проповеди», из-во «Мир»,2010)

Аш-Шафи’и сказал: «Когда человеку захочется что-нибудь сказать, ему прежде всего следует обдумать свои слова, и если выяснится, что это принесет пользу, пусть говорит, если же относительно этого у него возникнут сомнения, пусть хранит молчание, пока не обнаружится, что его слова могут принести пользу.» ( «Азкар», ИД»Умма», 2006)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *