Знания и познания в чем разница
Разница между знанием и познанием
В философии и многих других науках часто рассматривается сущность знания и познания. В чем заключается их специфика в соответствии с распространенными точками зрения ученых?
Что представляет собой знание?
Под знанием в науке в общем случае понимается обладание человеком некоторым объемом информации о чем-либо — как правило, достаточным с точки зрения решения каких-либо значимых задач. Например, социальных, экономических, научных. Знание — это некий ресурс человеческого разума, позволяющий его носителю использовать его в тех или иных целях.
Знания приобретаются человеком в процессе получения образования — в специализированных учреждениях или самостоятельно. Они практически не имеют рамок. Человек по желанию может овладевать любыми интересующими его знаниями, передавать их другим людям.
Данное свойство — передаваемость — относится к важнейшим характеристикам знаний. Тот факт, что один человек способен передавать их другому, свидетельствует об их универсальности, приспособленности к пониманию не одним, а многими людьми, владеющими разными языками и представляющими разные культуры.
Знание — ресурс, который может фиксироваться в письменных, мультимедийных источниках или передаваться от одних людей к другим в устной форме. Знания обычно эволюционируют, дополняясь новыми фактами, инструментами их исследования, а также использования на практике.
Процесс освоения человеком знаний именуется познанием. Изучим его особенности.
Что представляет собой познание?
Под познанием в науке, таким образом, понимается мыслительный процесс освоения человеком тех или иных знаний. Он может осуществляться в рамках прохождения им обучения в специальных учреждениях или самостоятельных действий, направленных на овладение знаниями.
Поскольку знание, как мы отметили выше, практически не имеет границ, познание также можно охарактеризовать как процесс, осуществляемый вне каких-либо рамок. Человек может познавать те или иные вещи постоянно.
Особенность познания — в индивидуальном восприятии личностью различной информации. То, каким образом один ученик познает предмет, может существенно отличаться от способов освоения информации другим учащимся. В этом смысле способы познания, в отличие от знаний, во многих случаях с трудом передаются от одного человека к другому. То есть при одинаковости предполагаемого результата — приобретения учащимся определенного объема знаний — процесс достижения данного результата в рамках познания может быть разным.
Сравнение
Главное отличие знания от познания в том, что первый термин соответствует интеллектуальному ресурсу, который человек может фактически задействовать в целях решения тех или иных задач, осуществления различных полезных действий. Знание характеризуется объективностью, передаваемостью. Познание — это инструмент освоения знания. Во многих случаях он субъективен и не может быть передан от одного человека к другому.
В науке возникают довольно напряженные дискуссии относительно того, что первично — знание или познание. Исследователи, считающие, что знание предшествует познанию, аргументируют свою позицию тем, что для освоения одних знаний (например, сложных математических формул) человеку нужно иметь другие — к примеру, знание простых формул. В этом смысле познанию сложных формул предшествует знание простых.
Но есть и другая точка зрения, которая заключается в том, что познание универсально и, в принципе, не зависит от конкретных знаний. Но поскольку оно задействуется в целях его освоения, то является по отношению к нему первичным в связке «познание — знание».
Так или иначе, ученые имеют более или менее одинаковую точку зрения относительно того, что знание — результат познания. Но некоторые исследователи полагают, что познание невозможно без предварительных знаний.
Определив, в чем разница между знанием и познанием, зафиксируем выводы в таблице.
Познание и знание
Содержание
Что такое познание и знание [ править ]
Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира [1] [2] (природы [3] ).
Познание [ править ]
Процессы [ править ]
Процедуры [ править ]
Методы [ править ]
Формы познания [ править ]
Научное [ править ]
Обыденное [ править ]
Художественное [ править ]
Мифологическое [ править ]
Мифологическое познание характерно для первобытной культуры.
Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни.
Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
Религиозное [ править ]
Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность.
Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер.
Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
Философское [ править ]
Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём.
Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках.
В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Знания [ править ]
О явлениях [ править ]
О закономерностях [ править ]
Формы знаний [ править ]
Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.
Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.
По природе [ править ]
Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий. Эти знания приближены к данным, фактам. Например: высшее учебное заведение есть совокупность факультетов, а каждый факультет, в свою очередь, есть совокупность кафедр.
Процедурные же знания имеют трансформационную и управляющую природу. В них представлены средства и пути преобразования, проверки, управления информацией и знаниями, способы генерации и получения новых знаний. Это алгоритмы разного рода. Например: метод мозгового штурма для поиска новых идей.
По степени научности [ править ]
Знания могут быть научными и вненаучными.
Научные знания могут быть
Научные знания в любом случае должны быть основанными на эмпирической или теоретической доказательной основе.
Теоретические знания — абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов изменения объектов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.
Вненаучные знания могут быть [16] :
По местонахождению [ править ]
Выделяют: личностные (неявные, скрытые, пока не формализованные) знания и формализованные (явные) знания.
Формализованные на некотором языке (явные) знания:
Концепции современного естествознания: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины «Концепции современного естествознания». Лаконичное и четкое изложение материала, продуманный отбор необходимых тем позволяют быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам по данному предмету.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Концепции современного естествознания: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 2. Знание и познание
1. Научное знание и его критерии
Для естествознания, как и для философии в целом, большое значение имеет такой критерий, как знание. В словаре русского языка Ожегова С. И. даются два определения понятия знания:
1) постижение действительности сознанием;
2) совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области. Давайте определимся, что такое знание в философском смысле.
Знание — это многоаспектный проверенный практикой результат, который был подтвержден логическим путем, процесс познания окружающего мира. Многоаспектность философского знания, как уже было сказано выше, вытекает из того, что философия состоит из множества наук.
Можно назвать несколько критериев научного знания:
1) систематизированность знания;
2) непротиворечивость знания;
3) обоснованность знания.
Систематизированность научного знания означает, что весь накопленный опыт человечество приводит (или должно приводить) к определенной строгой системе.
Непротиворечивость научного знания означает, что знания в различных областях науки дополняют друг друга, а не исключают. Этот критерий непосредственно вытекает из предыдущего. Первый критерий в большей мере помогает устранять противоречие — строгая логичная система построения знания не даст одновременно существовать нескольким противоречивым законам.
Обоснованность научного знания. Научное знание может подтверждаться путем многократного повторения одного и того же действия (т. е. эмпирически). Обоснование научных концепций происходит путем обращения к данным эмпирического исследования либо путем обращения к возможности описывать и предсказывать явления (проще говоря, опираясь на интуицию).
2. Познание. Методы познания
Точное определение понятия «познание» дать очень сложно. Прежде чем попробовать сделать это, давайте проанализируем само понятие.
Выделяют следующие виды познания:
1) житейское познание;
2) художественное познание;
3) чувственное познание;
4) эмпирическое познание.
Житейское познание — это опыт, накопленный за многие века. Заключается оно в наблюдении и смекалке. Данное познание, без сомнения, приобретается только в результате практики.
Художественное познание. Специфика художественного познания заключается в том, что оно строится на зрительном образе, отображает мир и человека в целостном состоянии. Произведения искусства помогают ощутить связь со временем. Взгляните на любую картину, и что вы увидите? Внешне картина — это холст, который художник «размалевал» разноцветными красками; это холст, вставленный в деревянную раму. А внутренне — это целостный мир, который таит свои секреты. Пытаясь разгадать эти секреты (например, чему так таинственно улыбается Джоконда), мы чувствуем связь с прошлым, настоящим или будущим.
Чувственное познание — это то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств (например, я слышу звонок мобильного телефона, я вижу красное яблоко и т. д.).
Главное отличие чувственного познания от эмпирического заключается в том, что эмпирическое познание осуществляется с помощью наблюдения или эксперимента. При проведении эксперимента используется компьютер или другой прибор.
Индукция — это умозаключение, сделанное на основе двух и более предпосылок. Индукция может приводить как к верному, так и к неверному выводу.
Дедукция — это переход, сделанный от общего к частному. Метод дедукции, в отличие от метода индукции, всегда ведет к истинным выводам.
Анализ — это деление изучаемого объекта или явления на части и составляющие.
Синтез — это процесс, противоположный анализу, т. е. соединение частей объекта или явления в единое целое.
Теперь мы попробуем подобрать наиболее верное определение понятия «познание». Познание — это процесс приобретения знания путем эмпирического или чувственного исследования, а также постижение закономерностей объективного мира и совокупность знаний в какой-нибудь отрасли науки, искусства.
3. Средства научного познания
Средства научного познания написаны на языке науки. Все ученые-философы подмечают, что большинство средств научного познания происходит из математики (Галилей даже утверждал, что книга природы написана на языке математики). Поэтому математику сложно назвать отдельной наукой, она соприкасается со многими науками: физикой, химией, астрономией и т. д.
В науке формальную логику также называют математической логикой, или логикой символической. Из самого названия «математическая логика» можно сделать вывод о том, что логика основывается на строгих математических правилах. Развитие математической логики так же, как и формальной, началось лишь в 60-е гг. XX в. Однако из-за своей сложности она подходит лишь для искусственного интеллекта.
СООТНОШЕНИЕ ЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ
На ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, это сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т. д. Основой данной формы познания были опыт повседневной жизни и практика. Одной из исторических форм было игровое познание. В ходе игры человек осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний. Важную роль на) начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологий вырабатывались определенные знания о природе и людях.
Внутри мифологии зародилась художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наибольшее развитие в искусстве. Древнейшими формами познания являются философское и религиозное познание.
Наука имеет цель: постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать их изменению.
Уже античные философы стремились выявить специфику познавательного процесса, его уровни, формы и противоречия. Аристотелем была создана формальная логика, Гераклит и Платон разработали диалектику, исследовались проблемы истины и заблуждения.
Большой шаг в развитии теории познания и методологии был сделан в философии Нового времени. Процесс познания стал предметом специального исследования таких философов, как Локк и Лейбниц. Ими были разработаны эмпирический, рационалистический и универсальный методы, заложены основы математической логики, сформулирован ряд диалектических идей.
Много продуктивных мыслей, связанных с разработкой теории познания, содержится в русской философии. Это идеи о роли практики в знании, о совпадении форм мышления с формами бытия, о значении философии для научного познания (Чернышевский), В.Соловьев занимался вопросами различий между философской и формальной логикой, о формах знания и истине.
В современной западной философии проблемами познания занимаются представители постпозитивизма, структурализма, аналитической философии, герменевтики, эволюционной эпистемологии. Содержательно и адекватно проблемы познания решает диалектико-материалистическая гносеология.
Вывод:
На картине (норвежский художник Dolk) изображено нечто. Воспользуйтесь своим «багажем», т.е. «знанием» и скажите, что изображено на картине? Затем воспользуйтесь своим «пониманием», и скажите, что изображено на картине? В первом случае вы дадите «поверхностное описание», во втором «глубинное», т.е. увидите «суть», донесете ее до читателей. Заодно увидите, чем «знание» отличается от «понимания».
Называть этот «пересказ» — «живым процессом понимания» — это не понимать. Не понимать, что любое первоклассник своими словами может пересказать любой эпизод из «Войны и мира». Но понимает ли, о чем там идёт речь? Безусловно, нет.
И, уж, тем более, «пересказ» любым человеком чего угодно (например, имеющихся научных знаний) — не является «живой философией». Каждый может пересказать все, что угодно, а понятие «философия» становится синонимом «пересказал, наплёл», и поэтому — бессмысленным, ненужным словом.
То же относится и к понятию «понимание», если его понимать в простом, примитивном, детском значении: школьник (солдат, милиционер, санитар, дворник, задержанный) не понимал — объяснили, теперь понимает.
Чтобы чуть-чуть пройти вперёд в понимании уровней «понимания» нужно сказать, что изображено на картине.
Есть разные уровни «понимания». Есть детский, поверхностный, им обладает школьник, пересказывающий Войну. да что угодно пересказывающий.
Есть глубинный уровень понимания, «видеть суть».
Понимание первого уровня — это жонглирование известными всем смыслами.
Понимание второго уровня — это понимать хорошая это или плохая живопись, и выносить суждение (формировать модель, элемент будущего каталога), столкнувшись с абсолютно неизвестным художником.
Как определить, если автора нет в «каталоге»?
Также пример — картина выше. Что она означает? каков ее смысл?
Чтобы начать понимать про эти «2 уровня понимания», нужно выполнить задание: дать одно описание (поверхностное, видимое) изображённого на картине, а затем другое («суть»).
Ныряем чуть глубже:
Добавлю: «как некий стандарт красоты» женщины. Женщины, а не, вообще, красоты.
Но это пока еще, все равно, «поверхностный» уровень понимания, хотя уже и самый глубокий его слой.
Т.е. это то, что уже есть в «культурном багаже», т.е. достаточно быть «эрудированным», чтобы это заметить.
Т.е. эрудиция (знание прежнего) нам не поможет.
Независимо от того, понимается ли данное «высказывание» художника или нет, думаю, всем присутствующим на этом примере стало ясно, что «знание» и «понимание» находятся в разных «пространствах», что никакое количество «знания» не может дать «понимания».
Повторю: никакое количество «знания» не поможет «понять», что хотел сказать художник.
Выскажу первый (верхний) слой глубинного понимания (т.е. «понимания», которое не может быть найдено с помощью «знания») (я вынужден употреблять слово «понимание» то как «процесс», то как «пространство, явление, альтернативное знанию») (это связано с фундаментальной дуальностью всех процессов, явлений в нашей вселенной, т.е. во вселенной человеческого сознания, восприятия) («явления», «феномены» существуют только во «вселенной человеческого сознания, восприятия»).
Мона Лиза покрылась краской стыда.
Объединяем «идеал красоты женщины», краску стыда и современное время и получаем «высказывание»:
И в этом я подкорректировал Леонардо. Актуализировал его по форме и содержанию. Искусство вечно. Так же как и поиск художника, изменение форм и содержания, мысль и возможность внести свою лепту в описание ( = создание) картины мира.
Это «концептуальное искусство», т.е. искусство, чей посыл, чьё «высказывание» можно выразить словами, вербально. Но есть ещё искусство, чей посыл, «высказывание» является «эстетическим», невербальным. Там тоже не настолько нужно «понимание», сколько «чувствование», там нужно чувствовать красоту, рождаемую гением живописца, его смелостью, вдохновением и мастерством.
И это «чувствование», может быть, будет посложнее «понимания».
Александр Клейн
19-25 декабря 2020 г.
Рис.: Dolk, is the Norway’s most recognized stencil artist.