Знатные люди что это такое история 5 класс

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5

ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ

Объясните значение слов:

1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.

2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.

3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?

Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.

4. Каким имуществом владели знатные семьи?

Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.

5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населе­ния, место совершения религиозных обрядов.

Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.

Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:

В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опор­ные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)

Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.

Источник

История Древнего Мира 5 класс Вигасин. Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей». Номер №9

Что означают слова и выражения: рубило, копье, гарпун, мотыга, плуг, серп, родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, колдовской обряд, жертва, идол, оборотень, душа, “страна мертвых”?

Решение

Рубило – орудия труда, которое представляло собой обработанный камень.
Копье – орудия труда, предназначенное для охоты, представляло собой палку с привязанным заостренным каменным наконечником.
Мотыга – примитивное орудия труда, предназначенное для вскапывания земли.
Плуг – орудия труда, предназначенное для обработки земли; плуг способен рыхлить более твердую землю, чем мотыга.
Серп – орудия труда, предназначенное для срезания колосьев, изготовлялось из дерева или кости.
Родовая община – это человеческий коллектив, главным в котором являлись родственные связи, а жилище, пища, дрова были общими.
Старейшина – это самые опытные и мудрые старики, которые знали повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
Племя – это группа людей, объединенных каким−либо признаком (например, верой в единого предка и др.).
Вождь племени – это глава племени, который избирался для ведения военных походов и защиты своих сородичей от врагов.
Знатный – это члены племени (вожди, старейшины), которые приобретали известность, они пользовались почетом, даже если не отличались особой доблестью и умом, им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.
Колдовской обряд – это действия, направленные на то, чтобы вызвать помощь при охоте и др.
Жертва – это подарки (пища, вещи и др.), которые люди преподносили своим богам и духам, чтобы отблагодарить и задобрить их.
Идол – это изображения богов и духов, которые люди высекали из камня, лепили из глины, вырезали из дерева.
Оборотень – это существа, способные превращаться в других существ – людей, камни, животных и любые другие предметы.
Душа – это сверхъестественное существо, которое обитало в каждом человеке, согласно вере первобытных людей.
«Страна мертвых» − это место, куда, согласно древним верованиям, переселялись души предков.

Источник

Разработка урока по истории на тему «Появление неравенства и знати» (5 класс, параграф 5)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

§ 5. Появление неравенства и знати

У каждой семьи – своё хозяйство

Изготовление прочных и красивых изделий требовало особого мастерства. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками. Например, горшечник должен был долгие годы овладевать своим ремеслом, не отвлекаясь на другие занятия – земледелие и скотоводство. Так он становился ремесленником. (Ремесленник – человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий. Прядение и ткачество, гончарство, плетение, шитьё и т.д. – все это разные виды ремесла). Обычно лепили сосуды на вращающемся гончарном круге и обжигали их в специальной печи. Люди заметили, что некоторые камни имеют необычный желтовато-красный цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а оплавляются, изменяют свою форму. В них можно пробить отверстие, а попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимают новую форму. Странными «камнями» были красноватые куски самородной меди. Первобытные люди поняли, что перед ними какой-то другой материал – металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.

При этом ремесленники заметили, что раскалённый кусок меди меняет форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди ножи, крючки, иглы, шило и другие предметы. Затем люди научились выплавлять медь из руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида.

— Какими преимуществами обладают медные орудия труда перед каменными?

кусок кремня. Несмотря на это, медным топором срубали дерево в три раза быстрее, чем каменным. Это стало известно из опыта, проведенного ученым Семеновым. Под его

Это объясняется тем, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем

каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину; медный топор при одинаковых

Не отвлекаясь на другие виды деятельности, ремесленник занимался либо гончарным

делом, либо обработкой металла, либо каким-то другим. Так постепенно ремесло отделилось от земледелия и скотоводства. Ремесленник теперь обменивал свои изделия на продукты сельского хозяйства: хлеб, мясо, молоко.

городом и деревней, сельскохозяйственными работниками и ремесленниками складывается обмен. Такие изменения, произошедшие в жизни человеческого общества, назвали разделением труда.

Произошли изменения и в земледелии. Мотыгой твёрдую землю рыхлить очень тяжело и долго. Тогда люди взяли суковатое бревно и сделали из него большую «мотыгу», а быки

тащили её по полю. Так возник плуг. Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Ученые провели опыт и установили, что с помощью плуга и лошади можно было разрыхлить участок земли в 50 раз быстрее.

Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие было невозможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи.

Изобретение деревянного плуга положило начало плужному земледелию. Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией).

Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях.

3. У каждой семьи – своё хозяйство.

Человек научился обрабатывать металл, при­думал плуг. В селениях земледельцев складывался новый порядок. Каждая семья могла вести хозяйство самостоятельно, что неизбежно вело к распаду родовых общин.

Община теперь состояла из больших семей. Земли общины были поделены

Однако по-прежнему люди продолжали жить общинами, потому что в борьбе с природой

нередко необходим был совместный труд (осушение болот, вырубка леса и т.д.)

Теперь уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Важно – то, что люди-соседи и, следовательно, должны держаться вместе.

Сравнение: Родовая община и Соседская община

Общее у Родовой общины и Соседской общины: Взаимная помощь и поддержка: выкопать общий пруд, вырубить лес, осушить болото

Общее жилище, орудия труда, скот, пашня, природные угодья (у Родовой общины).

Свой надел (в пользовании), свой скот, отдельное жилище, свои орудия труда (у Соседской общины).

Неудивительно, что лучшие участки земли, больше скота, добычи в военных

чужаков скот, украшения или собранный с полей урожай считалось не

позором, а доблестью. Захватив крупный участок лучшей земли, большее число голов скота, племенной вождь стремился передать свои богатства по наследству сыну. Члены знатных (знаменитых) семей гордились уже не заслугами перед племенем, не

собственным умом и знаниями, не храбростью и даже не богатством, а прежде всего тем, что родились в семье старейшины или племенного вождя. Они гордились своими «знаменитыми» предками, поэтому и себя называли знатными людьми. Им было выгодно убедить своих соплеменников в том, что в жилах знатных течет кровь иная, чем у остальных людей, что по одному рождению они будто бы имеют право на почет,

Знатность передавалась по наследству – сыновья вождей и старейшин пользовались

почётом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племён. Им выделяли лучшие участки земли, большую часть венной добычи. Захваченных на войне пленников вождь и остальные знатные люди

делали своими рабами.

Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие незнатные; одни были богаче, а другие беднее.

Вывод: улучшение орудий труда, появление излишков результатов труда, выделение

знати привело к возникновению неравенства и распаду родовых общин.

Мы уже выяснили, что в соседской общине появилось неравенство. Что такое неравенство? Неравенство – это появление богатых и бедных людей.

Логическая цепочка: улучшились орудия труда > стало легче обрабатывать землю > обильнее стали урожаи > появились излишки > на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство, выделилась знать.

Сегодня на уроке мы узнали о том, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Появление новых орудий труда привело к тому, что каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. На смену родовой общине приходит соседская. В соседской общине появляется неравенство и выделяется знать (вожди и старейшины).

Разделение труда – деление общества по профессиональным принадлежностям.

Обмен – первичные экономические отношения без денег.

Вождь – глава племени, избираемый для военных действий.

Город – крупное поселение, окруженное крепостной стеной.

Святилище – место для идолов.

Царь – правитель государства.

Государство – форма организации общества. Признаки государства: независимость, армия, система управления.

Источник

Урок истории в 5 классе «Появление неравенства и знати»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

5. 6. Тема урока: Появление неравенства и знати

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми.

Обеспечить усвоение понятия «неравенство», «со­седская община», «знать».

Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описы­вать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Учебное оборудование: карта мира, репродукции, иллюстрации учебника,

Неравенство — появление богатых и бедных людей.

Вождь – глава племени.

Рабы – захваченные на войне пленники.

Города – крупные поселения.

Царь – правитель государства.

I . Организационный момент

II . Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земле­делия и скотоводства»

1. Подготовка устного ответа по карточкам № 5 и № 6.

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как появилось земледе­лие и скотоводство?». Для этого вспомни:

На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством?

Какие первые культуры начал выращивать человек?

Как первобытные люди обрабатывали землю?

Какие орудия труда они использовали при обработке земли?

Как поступали с детенышами убитых животных?

* Каких животных первобытные люди стали разводить?

Сделай вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие?

Примерный ответ учащегося: Женщины заметили, что упавшие зерна дают всходы. Они начали сеять его. Первыми культурами, которые освоил человек, были дикие ячмень и пшеница. Землю обрабатывали мотыгой (дере­вянная палка с острым сучком). Приходя с охоты, мужчины иногда приносили детенышей убитых животных. Они оставляли их в своем жилище. Так у че­ловека появилась собака. Позднее — овцы, козы, свиньи, коровы. Появление скотоводства и земледелия дали человеку постоянные продукты питания.

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие новые занятия появились у древних людей?». Для этого вспомни:

* Из чего люди делали посуду?

* Из чего изготавливали ткань?

Сделай вывод, какое значение имело появление этих новых заня­тий для людей.

Примерный ответ учащегося: Люди научились плести из веток корзины, стали их обмазывать глиной. Но при дожде глина намокала. Тогда они начали емкости из глины сушить и обжигать. Для прочности в тесто глиняное добав­ляли опилки и толченую ракушку. Ткань, изготовленную из волокон льна и ко­нопли. Пряли шерсть. Появление этих занятий дало человеку одежду и посуду.

2. Дифференцированная работа учащихся по карточкам.

Карточка № 1. Решите кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы».

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по диагонали, выделенных рамкой, прочтете название возник­шего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей.

По горизонтали: 1. Металл, из которого первобытные ремесленники изготавливали украшения. 2. Подарок, прино­симый первобытными людьми духам и богам. 3. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда. 4. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам. 5. Изготовление из нитей льняного полотна и шерстяной ткани. 6. Возникшее из охоты занятие, надежно обеспечи­вающее людей мясной пищей. 7. Изготовление нитей из шерсти животных или из волокон растений. 8. Орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге. 9. Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня). 10. Несколь­ко родовых общин, живущих в одной местно сти.

Карточка № 2. Найдите ошибки.

Один ученик был большим фантазером. Он написал сочи­нение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно.

«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли соро­дичи с серпами. Своими приплюснутыми носами и высту­пающими вперед челюстями они напоминали обезьян.

Три женщины устроили состязание — чей сноп будет больше. Победила самая юная — ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.

— Нечестно! — заметил руководитель родовой общины, высокий парень, следивший за работой.— У тебя серп же­лезный, а у них-то медные.

Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли ов­цы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было — в те времена они еще не стали домашними живот­ными. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного — они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь тра­ву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной».

В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их.

Карточка № 3. Впишите недостающие слова.

Земледелие и скотоводство возникли в Западной более ________ лет назад.

Первые земледельцы вскапывали землю деревянной (мотыгой).

Колосья срезали (серпом).

Растирали зерна на (зернотерках).

Рубили деревья (деревянным топором).

Земледелие и скотоводство возникли в Западной (Азии).

Из глины научились делать (посуду).

Женщины научились (ткать) и (прясть).

Карточка № 5. Назовите, что изменилось в жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

Карточка № 6. Найди (подчеркни) фактические ошибки в тексте и исправь их.

Первыми занятиями древних людей были земледелие и скотоводство. Земледелие означает, что люди собирали то, что давала им природа. Скотоводство означает, что люди охотились на зверей, которые встречались в приро­де. Появление земледелия и скотоводства никак не изме­нило жизнь древних людей, так как они целиком зави­сели от природы.

Ответ. Первыми занятиями древних людей были охо­та и собирательство. Это собирательство, а не земледелие. Это охота, а не скотоводство. Жизнь людей зависела от труда, а не только от природы.

Карточка 7. Четвертое слово лишнее. Найди его и объясни почему.

Земледелие, мотыга, серп, палка-копалка.

Охота, скотоводство, земледелие, ремесло.

Женщина, собирательство, земледелие, охота.

Возможный ответ. 1. Лишнее слово палка-копалка, потому что ее использовали для собирательства. 2. Лиш­нее слово охота, потому что она не играла ведущую роль, когда появились другие из перечисленных занятий. 3. Лишнее слово охота, потому что она не связана с земледелием и собирательством.

Карточка 8. Вставь пропущенные слова в предложения.

Ответ: 1. Шерсти, льна и конопли. 2. Станок. 3. Плетение.

3. Работа с классом. Беседа по вопросам на стр. 22

4. Развернутый ответ учащегося по карточкам № 5 и № 6.

III . Переход к новой теме

Итак, земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты пи­тания для человека. Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих заняти­ях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем дру­гие что-то делают. Их называют ремесленниками, а чем они занимаются — ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызо­вет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению нера­венства среди людей.

Задача для учащихся: Что такое неравенство?

IV . Изучение новой темы

Распад родовых общин.

Появление неравенства и знати.

На доске записаны тема урока, новые слова: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают но­вую форму. Догадались ли вы что это за камни? (Самородки меди. Их мож­но было плавить и изготовлять орудия труда, которые были прочнее, нем деревянные.)

Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготовлять металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

Работа с иллюстрацией учебника (с. 23 учебника)

— Как происходила отливка медного топора?

Самостоятельная работа со ст. учебника «Изобретение плуга» (стр. 23 – 24).

Задание классу: внимательно прочитать, ответить на вопросы:

Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, об­рабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией.)

Решение творческой задачи.

Работа с новыми понятиями.

На доске и в тетради. Неравенство — появление богатых и бедных людей.

Почему же появилось неравенство?

Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Ро­довая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к дру­гу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероят­но, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются бо­гатые и бедные, т.е. неравенство.

Теперь соплеменники делятся на более «сильных», могущественных и более «слабых», зависимых. Иными словами, возникает иерархия. Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управления — военной силе, чи­новничестве. Таким образом, зарождается государство.

Государство — это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

Вариант 2. Игровой урок

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить уче­никам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подгото­виться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «из родовой общины» и «из племени». Одни долж­ны отстаивать преимущества родовой общины, другие — племенного уст­ройства.

Учитель на доске чертит таблицу:

Ученики, защищая преимущества родовой общины и племени, дол­жны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебник ами, тетрадями и любыми доступ­ными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того, чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполага­ется, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следую­щему плану:

состав (ученики, защищающие родовую общины, должны говорить о тесных, кровных связях внутри этой группы — «соплеменники» о значительных размерах племени, которое могло решать серьезные задачи);

социальное положение (сторонники родовой общины скажут о се­мейных отношениях внутри рода; ученики, отстаивавшие преиму­щества племени, будут говорить, что отношения начальства и подчинения более эффективны).

орудия труда (в данном случае за «соплеменниками» определенные преимущества: в родовой общине орудия труда преимущественно деревянные и каменные, в племени же — металлические);

V . Закрепление изученного на уроке

Задание 1. Решение кроссворда «Сумей прочитать».

Знатные люди что это такое история 5 класс. Смотреть фото Знатные люди что это такое история 5 класс. Смотреть картинку Знатные люди что это такое история 5 класс. Картинка про Знатные люди что это такое история 5 класс. Фото Знатные люди что это такое история 5 класс

Ответы: 1. Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина. 9. Рубило. 10. Племя.

Задание 2. Впишите недостающие слова.

Новое ремесло — обработка металлов — появилось в _______ около _______ лет назад.

Задание 3. Установите последовательность в развитии ремесла: ткачество, изготовление каменных орудий труда, обработка металлов, изготовление изделий из глины

Задание 4. Подумайте, объясните, как связаны, начало применения плуга и переход к соседской общине.

Задание 5. Подумайте, объясните, как связаны, начало обработки металлов и увеличение количества продуктов у древнейших людей

Задание 6. Опишите, чем занимается ремесленник в отличие от земледельца и скотовода.

Задание 7. Найди (подчеркни) фактические ошибки в тексте и исправь их.

Первыми занятиями древних людей были земледелие и скотоводство. Земледелие означает, что люди собирали то, что давала им природа. Скотоводство означает, что люди охотились на зверей, которые встречались в приро­де. Появление земледелия и скотоводства никак не изме­нило жизнь древних людей, так как они целиком зави­сели от природы.

Ответ. Первыми занятиями древних людей были охо­та и собирательство. Это собирательство, а не земледелие. Это охота, а не скотоводство. Жизнь людей зависела от труда, а не только от природы.

Задание 8. Закончи (допиши) предложения.

Ответ. 1. Передней Азии. 2. 10 тысяч лет назад. 3. Ре­меслом. 4. 7 тысяч лет назад.

Задание 9. О каком термине идет речь*? Найди соответствие.

А. Изображение бога. 1. Ремесло.

Б. Существо, по верованиям древних людей обитавшее в 2. Старейшины.

любом растении или камне, в туче, молнии, ветре. 3. Племя.

В. Изготовление различных изделий. 4. Дух.

Г. Самые опытные и уважаемые родичи. 5. Бог.

Д. Самый могущественный дух. 6. Молитва.

Е. Просьба к богу. 7. Жертва.

Ж. Несколько родов, живших в одной местности. 8. Идол.

3. Места, где стояли идолы. 9. Святилища.

Ответ. А — 8, Б — 4, В — 1, Г — 2, Д — 5, Е — 6, Ж — 3, 3 — 9, И — 7.

Задание 10. Назови (напиши) термин.

1. Человек, занимающийся ремеслом. 2. Коллектив, в который входили не только родичи, но и соседи. 3. Глава племени, избиравшийся для ведения военных действий. 4. Разбогатевшие вожди и старейшины. 5. Несвободный че­ловек. 6. Правитель государства. 7. Царь, надсмотрщики, воины; сила, с помощью которой одни люди управляли другими людьми.

Ответ. 1. Ремесленник. 2. Соседская община. 3. Вождь. 4. Знатные люди (знать). 5. Раб. 6. Царь. 7. Государство.

Задание 11. Найди (подчеркни) фактические ошибки в тексте и исправь их.

Даже если каждая семья в соседской общине самосто­ятельно вела свое хозяйство, все семьи были одинаково богаты или одинаково бедны. Неравенство — это название одного из племен древних людей. Племена древних людей воевали друг с другом и для руководства военными дей­ствиями избирали царя, который постепенно становился вождем. Вождь племени, старейшины, их друзья и сорат­ники, бедные земледельцы приобретали известность и ста­новились знатными людьми. Знатность не передавалась по наследству.

Возможный ответ. Существовало неравенство, уже вы­делилась знать (а не все одинаково богаты или одинаково бедны). Неравенство — это неравное положение людей, связанное, в частности, с богатством (землей, скотом). Для руководства военными действиями избирали вождя. Вождь захватывал власть и становился царем. Бедные земледель­цы не становились знатными людьми. Знатность переда­валась по наследству: ребенок знатных родителей тоже был знатным.

— Что нового мы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов из­меняются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседс­кая, появляется неравенство. Т.е. выделение богатых и бедных людей.)

V . Домашнее задание: 1. Прочитать § 5 учебника.

Повторить новые понятия из всего раздела: история, ис­торический источник, человеческое стадо, родовая об­щина, орудия труда, неравенство, религия, искусство.

Уметь объяснять понятия: «старейшина», «племя», «про­изводящее хозяйство», «присваивающее хозяйство».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *