Золотая или бриллиантовая кладовая эрмитажа что посмотреть
Бриллиантовая кладовая Эрмитажа – билеты и часы работы в 2021 году
Бриллиантовая кладовая Эрмитажа – это собрание ювелирных шедевров, начиная с находок из скифских курганов и до коллекций, принадлежавших российским императорам и императрицам в XVIII-XX веках.
Эпидемия коронавируса повлияла на работу всех музеев России. Изменились и условия посещения Государственного Эрмитажа.
Новые правила посещения
Движение экскурсий и отдельных посетителей предусмотрено по определенным маршрутам.
Посещение Золотой и Бриллиантовой кладовых галереи драгоценностей Эрмитажа в Санкт-Петербурге организовано только экскурсионно и точно во время, указанное в приобретенных билетах. Максимальное число человек уменьшено до 10. После завершения осмотра сокровищ предоставляется возможность продолжить индивидуальное путешествие по Эрмитажу в соответствии с маршрутом №1.
По истечении 2 часов пребывания в Эрмитаже в целом посетители обязаны его покинуть.
В связи с постоянно меняющейся ситуацией по коронавирусу, при планировании посещения Бриллиантовой кладовой на официальном сайте музея необходимо отслеживать условия проведения экскурсий. В мае 2021 года бронь билетов выкладывается только на неделю вперед. Эксклюзивные маршруты исчезают из продажи моментально.
Дни и часы работы
Эрмитаж открывается в 11-00. Вход в него – у главной арки Зимнего дворца со стороны площади. Рекомендуется подходить за 15 минут до начала экскурсии для предъявления электронных билетов и подтверждения права на льготное обслуживание (при необходимости).
В Бриллиантовой кладовой Эрмитажа экскурсии проводятся по графику:
Для всех желающих | |
Вторник, четверг воскресенье | 11-15, 11-45, 12-15, 12-45, 13-15, 13-45, 14-15, 15-15, 15-45, 16-15, 16-45 |
Среда, пятница, суббота | 17-15, 17-45 |
Для льготников (по спец. предложению) | |
Вторник, четверг воскресенье | 11-15, 12-15, 13-15, 14-15, 16-15. |
Среда, пятница, суббота | 17-15 |
Общие выходные дни в музее – по понедельникам, а также 1 января и 9 мая.
Стоимость билетов и порядок их приобретения
Для граждан России стоимость билета в Бриллиантовую (алмазную) кладовую Эрмитажа в Санкт-Петербурге с посещением других залов по маршруту №1 составляет 1000 руб. Дети до 7 лет проходят бесплатно.
В музее существует специальное предложение для льготных категорий стоимостью 500 руб.:
При заказе онлайн необходимо учитывать, что один человек может приобрести только пять входных билетов одновременно. Это предусмотрено программой официального сайта Эрмитажа. При покупке необходимо внести:
Внимание! Бесплатно в любое время могут посетить галерею Герои Советского Союза и России, полные кавалеры Ордена Славы, ветераны боевых действий. Один раз в месяц – в третий четверг – бесплатно могут пройти:
Музей выкладывает информацию о наличии свободных мест заблаговременно, минимум за 12 часов. Как правило, в период массовых отпусков и школьных каникул экскурсии разбираются на несколько дней вперед.
Билеты-онлайн без очередей можно также приобрести здесь.
План экскурсии
Посетители к указанному в билете времени собираются у Иорданской (главной парадной) лестницы. Опаздывать категорически не рекомендуется: в Эрмитаж на маршрут №1 гостей пропустят, но к сокровищам вне группы не попасть.
Экскурсовод ведет гостей через:
Перед входом в комнату гид напомнит, что фото- и видеосъемка коллекций категорически запрещена. Придется довольствоваться теми фото экспонатов Бриллиантовой кладовой, что продаются в киосках музея.
Общее время на изучение сокровищницы займет примерно один час. Еще столько же – на обратный путь к выходу тем же маршрутом и спокойное обозревание других экспозиций самостоятельно. Для удобства ориентирования на полу нанесена разметка.
Увы! Увидеть в Павильонном зале часы «Павлин» в движении и с боем, как это было раньше в 19 часов по средам, пока невозможно. В период пандемии их не заводят, чтобы исключить большое скопление народа в одном месте.
Что открывается посетителям в Бриллиантовой кладовой Эрмитажа
Осмотр начинается со скифского зала, где показаны предметы, найденные в майкопском кургане.
Сосуд со сценой охоты на львов. Скифская культура, V-IV вв. до н.э.
Фигурки животных, женские украшения, посуда из золота и серебра созданы великолепными мастерами. Не верится, что изделиям более 2500 тысяч лет.
Пара подвесок. Северное Причерноморье, IV век до н.э.
Из древнегреческого искусства гости музея увидят тончайшие лавровые венки из чистого золота, серебряные амфоры и другие экспонаты.
Еще один зал посвящен церковному искусству: иконы в золоченых окладах, различные кресты, чаши для причастия и другая утварь для богослужебных обрядов из драгоценного металла.
Литургический прибор. Потир. 1677г.
Отдельно представлена экспозиция парадных предметов посуды из фарфора, инкрустированных драгоценными камнями, а также бокалы и фужеры из горного хрусталя.
Особенно привлекает внимание туалетный набор императрицы Анны Иоанновны.
Туалетный набор императрицы Анны Иоанновны
На изготовление шкатулок, пудрениц, подсвечников, флакончиков для духов и других предметов ушло 65 килограммов чистого золота. Стареющая правительница по нескольку часов проводила перед зеркалом. Не удивительно: государственными делами в это время занимались другие…
А где же бриллианты?
К ним экскурсантов подводят в последнюю очередь. Это подарки российским императорам от владык других государств, а также предметы, созданные по заказам самих правителей.
Орден Андрея Первозванного
Одну из витрин занимают конские попоны, на украшение которых ушло более 8000 бриллиантов. Это подарок одного из восточных шахов. Без пояснения экскурсовода туристами не понятно, что драгоценные камни – именно алмазы. Они огранены в старой технике и не блестят, как современные.
На выставке много экспонатов, бывших и личными вещами императриц, а также их приближенных. Украшать себя золотом и бриллиантами в XVIII веке было и женской, и мужской модой:
Много украшений вышло из мастерской Иереми Позье, автора большой короны Екатерины II. Он выполнял и частные заказы, например, букетики для платьев, где цветы и листья заменялись драгоценными камнями.
Букет цветов работы Йереми Позье, 1740 гг.
Пасхальных яиц, изготовленных в ювелирной мастерской Фаберже, в Бриллиантовой кладовой Эрмитажа нет, зато присутствуют копии императорских регалий, в том числе большой екатерининской короны, выполненные мастером для Всемирной парижской выставки 1900 года. Оплачены они Николаем II.
Копии императорских регалий работы Карла Фаберже, 1900 г.
Посетить Бриллиантовую кладовую и познакомится с ее экспонатами Вы можете не выходя из дома при помощи виртуальной экскурсии.
Телефон для справок: +7 (812) 710-90-79, +7 (812) 710-96-25
Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2.
Бриллиантовая кладовая: расписание и экскурсии 2021 год
В 2021 году билет для посещения Бриллиантовой кладовой Эрмитажа необходимо приобрести только через Интернет на официальном сайте музея.
Стоимость обычного билета – 1 000 рублей. В стоимость входит посещение Эрмитажа (сокращенный маршрут) и посещение Бриллиантовой кладовой Эрмитажа.
Собирается группа не более десяти человек. Время начало экскурсий: 11-15, 11-45, 12-15, 12-45, 13-15, 13-45, 14-15, 15-15, 15-45, 16-15, 16-45, 17-15, 17-45. (если сайте нет какого-то времени, значит билеты на этот сеанс в этот день уже проданы).
Стоимость льготного билета – 500 руб.
По льготному билету можно посетить Бриллиантовую кладовую в составе группы со вторника по воскресенье. Сеансы: 11-15, 12-15, 13-15, 14-15, 16-15. По средам, пятницам и субботам доступен также дополнительный вечерний сеанс в 17-15.
Проход на экспозицию организован через Большой двор Зимнего дворца (Дворцовая пл., 2), далее по направлению на маршрут № 1 «Вход со стороны Иорданской лестницы».
Льготный билет для следующих категорий граждан:
– студенты (независимо от гражданства);
– курсанты учебных заведений Российской Федерации (независимо от гражданства);
– пенсионеры (граждане РФ и государств ЕАЭС);
– дети от 7 до 18 лет (независимо от гражданства);
– инвалиды I и II группы (граждане РФ и государств ЕАЭС);
– сопровождающий инвалида I и II группы (независимо от гражданства).
Билеты быстро раскупают, поэтому необходимо планировать и приобретать билеты заранее, чтобы попасть на нужный день и время!
Информация, как проходило посещение Бриллиантовой кладовой Эрмитажа до 2021 года:
Для посещения Бриллиантовой кладовой Эрмитажа необходимо приобрести в кассе музея два билета: входной в Эрмитаж и отдельный – на экскурсию в кладовую. Чтобы попасть в эту Галерею драгоценностей, желательно приходить к открытию Эрмитажа, так как билеты на экскурсию в Бриллиантовую кладовую быстро заканчиваются.
Народ собирается у ворот Государственного Эрмитажа на Дворцовой площади до 10 утра.
В 10.00 ворота распахивают, и все проходят в Эрмитажный двор. Здесь действует правило, кто быстрее ходит, тот ближе к кассе будет находиться к моменту открытия музея.
Формируются две очереди – в левый и правый парадные входы.
Здесь же установлены информационные стенды, на которых указано время оставшихся экскурсий в Бриллиантовую кладовую.
В 10-30 открывают двери и можно проходить к нескольким кассам. Смотрите, где меньше людей, к той кассе и подходите. Бывает, у одной кассы большая очередь, а у другой 3-4 человека.
Стоимость входного билета для взрослого 400 рублей (могут спросить паспорт). Пенсионеры и учащиеся бесплатно, в кассе всегда проверяют подтверждающие документы. Оплачивать можно наличными или кредитной картой.
Сразу же спрашивайте билет на ближайший сеанс в Бриллиантовую кладовую!
Сеансы посещения Бриллиантовой кладовой:
12-00, 12-45, 13-00, 13-15, 13-30, 14-00, 15-15, 15-30, 16-00.
Выходной – понедельник.
В одну группу для экскурсии в Бриллиантовую кладовую набирают всего 15 человек. То есть всего в день смогут посмотреть эту уникальную сокровищницу не более 150 человек.
После покупки билетов к турникету прикладывайте только входные билеты в Эрмитаж и проходите.
На посещение Государственного Эрмитажа желательно выделять целый день, запланировав в этот же день посещение кладовой. Эта экскурсия длится от 1 часа 30 минут до 2 часов в зависимости от экскурсовода.
Скорее всего у вас будет несколько часов до начала экскурсии, поэтому начните осматривать основную экспозицию Эрмитажа, но не забудьте на входе взять бесплатный Информационный план музея около стойки администратора. План двух видов – на русском и английском языке.
Каждый зал музея имеет номер и, сверившись с картой, вы быстро определите свое местонахождение. Это необходимо, чтобы за 5-10 минут до обозначенного времени в билетах в кладовую прибыть на место сбора около входного турникета.
Экскурсовод ждет 1-2 минуты и ведет собравшихся к началу экспозиции.
На входе проверяют еще раз билеты, чтобы точно соответствовало время, и было написано «Экскурсионная путевка в особую кладовую Галереи драгоценностей: Бриллиантовую».
Кстати, на каждом билете указаны фамилия, имя и отчество вашего экскурсовода. Очень подробно и интересно проводит экскурсию Клигман Майя Борисовна.
Сразу предупредим, пройдет около часа, прежде чем вы увидите первые бриллианты!
До этого вы ознакомитесь с золотыми и серебряными украшениями скифских захоронений от VII до II века до нашей эры.
Скифы не могли представить свою жизнь без животных, поэтому часто их изготавливали в виде золотых украшений.
Интересные образцы сохранившихся до нашей дней женских украшений и домашней утвари.
Золотые венки лавровых листьев. Ими награждали людей, достойных жизни после смерти.
Под увеличительным стеклом – ажурные золотые серьги. Трудно поверить, что им почти 2 500 лет.
Скифские захоронения находили также на территории современной России, так-что можно с гордостью рассматривать ювелирные шедевры наших древних предков.
Женские серьги с изображением птиц.
Экспозиция, как и наша общепринятая история, очень резко переходит от 2-3 века до нашей эры сразу к христианским реликвиям начиная с X века нашей эры. Чем занимались наши предки до прихода Рюрика, кто-то решил сделать большой загадкой.
Здесь представлена церковная утварь для прохождения обряда причащения, сделанная для царской семьи.
Кресты, изготовленные в средние века европейскими мастерами.
Фарфоровые изделия и посуда из горного хрусталя.
Подарки восточных владык русским императорам. На этой конской попоне более 8 тысяч бриллиантов.
Набор золотой посуды и предметов туалета. Изготовлены для Анна Иоановны из нескольких десятков килограммов чистого золота.
Заключительный зал, который вы посетите. Он поистине “бриллиантовый”.
Несколько механических часов, инкрустированы бриллиантами и драгоценными камнями.
Украшения с бриллиантами.
Шкатулки, подаренные императорской семье.
Несколько стендов посвящены произведениям искусства, изготовленным на Императорской фабрике Фаберже.
Табакерка Екатерины II.
Здесь размещена лишь небольшая часть ювелирных изделий. Но как вы сами понимаете, никакие фотографии не заменят тех непередаваемых ощущений от экспонатов, это надо видеть, видеть вживую! Дух истории, роскошь и великолепие произведений искусства нужно прочувствовать самому!
комментария 4
Посетили бриллиантовую кладовую. Рекомендую всем. Красота невероятная. Наибольшее впечатление от подаренных попон, расшитых тысячами бриллиантов, узоры потрясающие. Золотые изделия из раскопок и украшения из золотой нити, порой не верится, что это всё творение рук. Спасибо за сохраненную красоту веков.
Нужно посмотреть и ту и другую.
Добрый день! Золотая кладовая после просмотра Бриллиантовой кладовой будет не очень интересна, поскольку в Бриллиантовой кладовой представлено большое количество золотых украшений. По моему мнению, лучше посетить только Бриллиантовую кладовую, остальное время потратить на осмотр основных экспозиций Эрмитажа.
В какую кладовую лучше идти в первую очередь, в бриллиантовую или золотую?
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Метки
—Рубрики
—Статистика
Золотая и бриллиантовая кладовые Эрмитажа
Золотая и бриллиантовая кладовые Эрмитажа
ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В субботу, 2 апреля 2011 года мы решили сходить в Золотую и бриллиантовую кладовые Эрмитажа. Я был только в далеком детстве в Золотых кладовых. И осталось одно воспоминание- скифский золотой гребень.
В этом и вся суть. А потом я читал Р.Рождественского:
Я был таким наивным мальчиком, и верил в то, что говорили великие.
Но что поделать? Мальчики стареют!
Твои (История) ветра по лицам нас секут.
Секунды предъявляют счет столетьям.
Я говорю от имени секунд.
Я люблю Россию. Я привык говорить о ней, как о великой стране.Но меня всегда поражало, я никак не мог понять, как случилось так,
что наша страна занимает самую большую территорию в мире!?
И откуда пошла Россия?
Россия прирастала Сибирью, как говорил Ломоносов.
С 16 века Сибирь была в составе государства Российского. А до этого здесь правили сибирские татары.
Мы привыкли, что освоение Сибири всегда шло с Запада на Восток. Теперь дальние потомки русских первопроходцев с удивлением взирают на встречную волну новых колонистов. Это потягивается окончательно проснувшийся китайский тигр. Правой лапой он уже давно цепко прижал к себе Дальний Восток, а левой лапой пробует на прочность спящую и больную Сибирь.
На сайтах китайских ревизионистов и реваншистов открыто обсуждается методика, по которой Китай вернет себе «утраченные земли»: Внешний Дунбэй (Приморье), Боли (Хабаровск), Хайшэнвей (Владивосток), Внешний Хинганский хребет и далее почти до Новосибирска. Способов вернуть «отнятое царской Россией» всего два: планомерное заселение спорных территорий и наращивание своего экономического влияния. Собственно, все это уже происходит.
Существует «общепринятая» версия» присоединения Сибири. Несколько утрируя, её можно изложить так: некий Ермак, будучи на службе у купцов Строгановых, со своею ватагою то ли из личной блажи, то ли по тайному сговору со Строгановыми, пошел походом на Сибирь, разбил войска сибирского хана Кучума и присоединил Сибирь к России. Все, точка, на этом «общепринятая» историография «русской Сибири» завершается.
Нет даже попыток объяснить события с точки зрения здравого смысла. Например, с такой: каким таким образом Ермак с полутысячей пусть даже изумительно храбрых и многоопытных «воев» сумел бы «завоевать» хотя бы территорию тогдашнего Сибирского царства — включавшего в себя территории нынешних Тюменской, Курганской, Омской, Томской, Новосибирской областей, Алтайского края и изрядного куска нынешнего Северного Казахстана? Да ему бы просто не хватило поставить гарнизоны хотя бы в самых крупных улусах «завоеванной» страны!
Так почему же состоялось «присоединение Сибири»? И в чем оно состояло?
Сибирское царство, Синяя Орда, Хухэ Улус, было одной из частей Улуса Джучи, подразделения Державы Чингисхана. Кроме него, в Джучиевы владения входила Алтын Орда — Золотая Орда, известная из официального курса отечественной истории как источник «монголо-татарского ига». На особых правах к Золотой Орде относились и русские княжества — Рязанское, Владимирское, позже Московское. Причем князья владимирские, и позже московские были не просто покоренными владетелями, а родственниками Чингизидам Джучиева колена, правящей династии Золотой и Синей Орды. Родоначальник владиморско-московской ветви Рюриковичей, Александр Невский, был официально усыновлен ханом Бато (Батыем), а сын Бато, Сартак, стал аньдой — побратимом Александра.
Это побратимское родство помнили и в XV веке, когда хан Сибирский Эдигер признал братское старшинство князя московского Ивана Васильевича, завещая ему в случае пресечения своего рода свое царство, и столетием позже, когда выделившаяся из Золотой Орды Казань стала площадкой для противоборства самых различных политических «агентов влияния» — крымско-турецких, хорезмско-персидских и, конечно же, московских. Взятие Казани было делом рук в первую очередь казанских же татар — а царь Иван Грозный просто совместил в своем титуле эти две «короны» — княжества Московского и царства Казанского (как позже Астраханского, и, позже — Сибирского).
Только этим — союзной помощью — можно объяснить нежданный успех предприятия Ермака.
Всех деталей присоединения Сибири к русскому государству мы. Вероятно, не узнаем уже никогда. Далеко не всегда можно верить сохранившимся в московских архивах донесениям местных воевод, которые сплошь и рядом изобилуют совершеннейшей фантастикой. По ряду же косвенных признаков можно судить о том, что Сибирь с самого начала и в течение длительного времени была вполне автономным образованием, связанным с Москвой, и потом с Петербургом главным образом обязательствами данничества.
Лишь обращения местного населения к Белому царю за судебной подмогой привели к образованию Илимского (позже Иркутского) и Якутского воеводств. Буряты, якуты и русские колонисты, казаки и пашенные крестьяне, сталкиваясь с неправдами и лихоимством начальников воинских гарнизонов, вполне законным порядком обратились к верховному суверену с требованием найти управу на своих слуг — и в ряде случаев (суд и наказание илимскому воеводе Филиппу Кафтыреву, или миссия стольника Матвея Глебова в Якутск) они своего добивались. Понятно, что не было о речи и «покоренной» земле: взяв на себя по наследству функции царя Сибирского, великий князь Московский брал на себя и множество обязанностей.
Впрочем, это искупалось громадным финансовым прибытком. Россия-Московия времен Ивана Грозного и его ближайших преемников испытывала сильный, как сейчас говорят, «кризис ликвидности».
Иными словами, внутренних ресурсов для полноценного развития было крайне недостаточно, а возможности экспорта были весьма ограничены: нечего особенно было России экспортировать. Ни вин, ни шелков, ни пряностей из России в Европу не возили, за отсутствием таковых.
Лишь одна статья экспорта, достаточно выгодная в качестве источника серьезных финансовых поступлений, была доступна для России в то время — пушнина, весьма востребованная в Европе.
Итак, подведем итоги.
Северная часть Западной Сибири была известна новгородцам еще в XI в. под названием Югорской земли. Туда отправлялись новгородские ушкуйники для пушного промысла, менового торга и сбора ясака. В XIII в. Югра упоминается в числе подчиненных Новгороду волостей. В XV в. совершались периодические походы в Сибирь из Москвы. В к. XV в. установились дипломатические отношения Русского государства с тюменским ханом Ибаком. С этого же времени некоторые угорские племенные объединения Нижнего Приобья платят русским дань. В сер. XVI в. завязались отношения России с правителями Сибирского ханства. К последней четверти XVI в. сложились условия, делавшие возможным присоединение Сибири к России.
И в Золотых кладовых Эрмитажа экспозиция начинается с Сибирской коллекции Петра Великого, которая началась с подарка Никиты Демидова.
«В один приезд г. Демидова в Петербург родился монарху сын, царевич Петр Петрович, и когда знатные особы при поздравлении монархини по древнему обычаю подносили приличные дары, то он, пользуясь сим случаем, поднес Ея Величеству богатые золотые бугровые сибирские вещи и сто тысяч рублей денег».
По мнению известного археолога М.П. Грязнова, эти «бугровые сибирские вещи» состояли из великолепных литых поясных блях с изображением борьбы зверей и шейных гривн с фигурами зверей на концах».
Подарок Никиты Демидова заинтересовал царя Петра, любившего разные курьезы. Очевидно, он дотошно расспрашивал невьянского заводчика о древних золотых вещах. Что именно рассказал царю Никита Демидов, не известно. Известно только то, что, Петр немедля послал в Тобольск к сибирскому губернатору князю Матвею Петровичу Гагарину указ, написанный царем собственноручно, что в это время случалось нечасто. Подлинник этого указа вместе с другими уникальными документами сгорел во время опустошительного пожара. Но суть этого указа полагается в гагаринском указе, который несколько лет назад обнаружила научный сотрудник Эрмитажа М. В. Завитухина:
«1717-го июля в 5 день».
По указу великого государя и по приказу губернатора Сибири князя Матвея Петровича Гагарина на Тюмень полковнику и коменданту господину Воронецкому с товарищами.
По именному его царского величества указу древние золотые и серебряные вещи, которые находятся в земле древних поклаш, всяких о людям велено объявлять по Тобольску и велело у них брать те вещи в казну великого государя, а отдавать им за те взятые вещи ис казны деньги.
И уже в конце декабря 1715 года или в самых первых числах января 1716-го царь получил от Гагарина посылку с десятью золотыми предметами. Ибо 10 января, уже осмотрев присланные древности, Петр передал их на хранение своему гоф-интенданту П.И. Мошкову. В декабре 1716 года князь Гагарин отправил из Тобольска самый богатый древний клад — из 122 золотых изделий. И наконец, в октябре 1717 года Гагарин прислал третью группу изделий.
Но ни Демидовы, ни губернатор Гагарин не были первыми, кто прознал про старинные драгоценности.
Предполагают, что еще новгородские ушкуйники знали о сказочных богатствах могильных курганов за Каменным Поясом. Об этих курганах знали и первые русские первопроходцы, и просто «гулящие люди», которые осваивали Сибирь после Ермака. И не только знали. Уже в Х V II веке, а возможно и раньше, появилась даже такая профессия — бугровщики, то есть люди, которые раскапывали древние курганы (бугры).
Видный русский археолог А. А. Спицын, выступая в начале ХХ столетия на заседании Русского археологического общества, говорил: «Коллекция предметов древности, собранная энергией и счастием Петра Великого, составляет одно из важнейших достояний русской археологии.» И вот уже более ста лет идут ученые споры о так называемом скифо-сибирском стиле.
Этот стиль древнего искусства назван так недаром. Ибо основные его персонажи — звери. Самые разные: волки, львы, тигры, олени, бараны, кони, змеи. Это, так сказать, реальные звери — мы узнаем их сразу. А есть еще звери комбинированные. Например, лев с головой орла или орел со змеиной головой. Нередко в одном изображении сочетается и три-четыре разных зверя. Вот у этого зверя тело и голова оленя, клюв грифона, хвост хищника кошачьей по роды, ветвистые рога заканчиваются птичьими головками, такие же головки на загривке и кончике хвоста.
И, наконец, третий вид зверей — это фантастические, мифические, сказочные существа, созданные воображением древнего мастера.
А основной сюжет звериного стиля — борьба, схватка, соперничество. Борьба кабана со змеей, тигра с мифическим волком. Так, на парных поясных бляхах из золота, поступивших в Сибирскую коллекцию еще в 1716 году от сибирского губернатора Гагарина, зеркально повторяется одна и та же композиция — мифический крылатый хищник с те лом льва и рогами антилопью терзает припавшего на передние ноги коня. Их странно перекрученные тела придают сцене особую выразительность и динамичность.
Где же именно найдены золотые звери Сибирской коллекции? Ответ на этот вопрос искали еще Никита и Акинфий Демидовы. Но Демидовы искали золотую тропу, по которой пришли золотые звери. И нашли ее раньше ученых по край ней мере на два столетия. Тропа привела их на Алтай, а точнее, к верховьям Иртыша и Оби к древним, или, как тогда говорили, к чудским, копям. Именно там и начал Акинфий Демидов ставить свои заводы. Попал в самый центр древнейших месторождений. Из почти ста (ста!) рудных мест, начатых при Акинфии Никитиче, большинство явились чудскими конями. Там не раз находили заваленных древних рудокопов, горные инструменты, остатки плавильных печей. Если бы Акинфий Никитич имел страсть к археологии, какую услугу он оказал бы исторической науке. Но у него были другие страсти, а потому тогдашние находки не сохранились.
О золоте Алтая ходили легенды. Тогдашние племена кочевников пасли скот, обрабатывали мотыгами землю, воевали, торговали. А еще они добывали золото и серебро. Много, очень много золота и сере бра. Их быт, как утверждают ученые, перенасыщен золотом. Изобилие вещей из драгоценных металлов и в сравнительно рядовых могилах поражало. Оказалось, что люди этих племен не только сами ели, пили и умирали на золоте и серебре, но и поставляли драгоценные металлы и изделия из них в другие, ближние и дальние страны.Эта традиционная торговля алтайским золотом нарушена была походом Александра Македонского Ахеменидская держава рухнула.
Что именно случилось с племенем, поставлявшим золото, не совсем понятно, но золото та же Бактрия стала ввозить из далекого Китая, Это, наверное, было неудобно и дорого, и потому бактрийский царь Евтидем I (225—189) предпринял грандиозный поход в Сибирь — за золотом. Известно, что воины Евтидема пошли по какой-то «старой золотой дороге», но дошли только до Иссык-Куля и почему-то не решились повернуть на север. Бактрийские войска разгромил царь Селевкидов — Антиох III.
Вообще, после смерти Александра Македонского и распада его огромной империи начались великие междоусобицы и, видимо, многие привычные торговые пути нарушились. По крайней мере, алтайское золото на международном рынке, кажется, исчезло.
Так или иначе, но знаменитый «золотой век» Алтая кончился, оставив после себя золотые курганы. Племя или народ, создавший великое искусство, исчез.
По Геродоту, Аристею и иным свидетельствам, мы кое-что знаем о племенах, которые окружали таинственное племя, создавшее Сибирскую коллекцию.
Вот такая она, Сибирская коллекция Петра Великого. Я показал лишь малую часть этой коллекции. Задумайтесь, около 4000 лет назад в Сибири существовала великая цивилизацияЮ которая растворилась во мраке столетий!
Да, скифы мы, да азиаты мы. Прчитайте Блока прежде, чем мы поговорим о скифском золоте.
Под общим названием «скифы» современные исследователи объединяют племена различного происхождения, которые начиная с 1000 г. до н. э. на протяжении десятков веков занимали часть Восточной Европы, территории современных России и Украины.
И рядом с Сибирской коллекцией расположилась коллекция золота из скифских курганов. Как много общего!
Скифы были чрезвычайно воинственны, и считается, что сооружение Великой китайской стены во II веке до н. э. преследовало цель сдержать именно их набеги на Восток. Золотые украшения и предметы быта, в которых слиты воедино декоративные формы азиатского и греческого происхождения, полны изображений жестоких военных стычек и свидетельствуют о том, что скифы совершали свои набеги на соседние страны с целью захвата добычи.
Бриллиантовые кладовые Эрмитажа
ХХVIII век называли веком бриллиантов. Чего только не делали европейские ювелиры для взыскательных покупателей: табакерки, шкатулки, коробочки, мушечницы, нессесеры, часы, веера, флакончики для духов, украшения для волос, шляп и платья, перстни и браслеты.
Мое внимание привлек орден Андрея Первозванного, усыпанный бриллиантами.
Указом президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 1 июля 1998 г. орден Св. апостола Андрея Первозванного был восстановлен.
Согласно этому указу орден Св. апостола Андрея Первозванного является высшей государственной наградой Российской Федерации.
Этим орденом были награждены Дмитрий Лихачев, Михаил Калашников, Нурсултан Назарбаев, Александр Солженицын, Алексий Второй, Расул Гамзатов, Людмила Зыкина, Сергей Михалков и Даниил Гранин.
И вот, последним кавалером Ордена Андрея Первозванного стал Михаил Горбачев, разваливший великую страну.
Но все-таки сокровища Эрмитажной бриллиантовой кладовой нельзя сравнивать с Алмазным фондом нашего Кремля в Москве и с Музеем «Грюнес Гевёльбе» (нем. Grünes Gewölbe — Зелёные своды) — знаменитая коллекция драгоценностей в Дрездене, бывшая княжеская сокровищница Веттинов, охватывающая период от Ренессанса до классицизма. Ее считают самой богатой коллекции драгоценностей в Европе.