Золотая орда чем закончилась

Чем закончится сериал «Золотая Орда» (2018) на Первом канале

С 19 марта на Первом канале продолжается показ исторического сериала «Золотая Орда» режиссера Тимура Алпатова с Александром Устюговым и Светланой Колпаковой в главных ролях.

Золотая орда чем закончилась. Смотреть фото Золотая орда чем закончилась. Смотреть картинку Золотая орда чем закончилась. Картинка про Золотая орда чем закончилась. Фото Золотая орда чем закончилась

Содержание 9-16 серий сериала «Золотая Орда»

9 серия

Князь Ярослав, созвав воевод и сотников, отправляется на поиски своего сына Даниила, захваченного половцами. Обстановка во Владимире становится все более напряженной. Жители города считают, что Наргиз, околдовавшая Ярослава, является виновницей всех бед княжеской семьи. Борис хочет использовать эти настроения, чтобы расправиться с татарской девушкой. По приказу Берке его жену Кехар казнят за попытку убийства Айжан. Монгольское войско готовится выступить на Хулагу, поэтому Берке предстоит выбрать главу армии ордынцев. За право управлять войском в предстоящей битве соревнуются хан Менгу-Темир и Ногай.

10 серия

Во время сражения русских с половцами Ярослав попадает в плен. Половцы сажают Ярослава в клетку и требуют от него отдать Владимира, виновного в убийстве князя Шигаркана. Во Владимире Наргиз видит тревожный сон о том, что великий князь попал в беду. Она просит верного Ярославу воеводу Еремея немедленно отправиться на его поиски. В Сарай-Берке молодой художник Николка рисует портрет Айжан и влюбляется в нее. Айжан нравятся рисунки Николки, и она впервые за долгое время улыбается. Тогтагай-хатун обвиняет Айжан в том, что она пошла против мужа. Внезапно происходит покушение на жизнь молодой ханши…

11 серия

Во Владимире начинается смута. Народ проклинает Наргиз и требует ее наказать. Несмотря на свое враждебное отношение к сопернице, Радмила защищает молодую татарку. Митрополит Филарет утверждает, что народный гнев может перейти на русскую княгиню или на самого князя Ярослава. Поэтому он хочет заставить Наргиз покаяться перед народом. В Сарай-Берке решается судьба Менгу-Темира. Хан Берке, обвиняет его в трусости и больше не считает своим преемником. А значит, согласно его воле поход против Хулагу возглавит Ногай.

12 серия

13 серия

Ярослав, узнав об исчезновении Наргиз, винит в этом Бориса. Вражда между братьями все больше обостряется. В лесу Борис находит амулет Наргиз. Это наводит его на мысль, что Владимир, у которого он видел подобный, знает, где находится девушка. Хан Берке, желая контролировать действия Менгу-Темира, решает забрать Устинью в свой горем. В шатре наложниц Устинья знакомится с Айжан. Проницательная Устинья понимает, что жена хана беременна. Влюбленного в Айжан художника Николку приговаривают к казни…

14 серия

Благодаря помощи фокусников Николка совершает побег из Сарай-Берке. Вскоре он узнает, что является отцом ребенка, которого ждет Айжан. Хан Берке понимает, что Айжан ему изменила, и решает, что она должна умереть, как только родит. Назначив своим преемником сына Даниила, князь Ярослав отправляется в Орду, чтобы получить от Берке ярлык на княжение. Хан понимает, что если власть Ярослава на Руси ослабнет, то начнется междоусобица, которая может перерасти в восстание против Орды…

15 серия

Настя находит приехавшего в Сарай-Берке Ярослава и умоляет его добиться у хана разрешения на возвращение их с мужем домой во Владимир. Берке узнает о намерении Менгу-Темира захватить власть в Орде. Молодой хан вынужден бежать из Сарай-Берке. Воспользовавшись отсутствием Ярослава во Владимире, князь Владимир хочет взять город под свой контроль. Для достижения этой цели он просит о помощи князя Бориса и половцев.

Чем закончится последняя серия сериала «Золотая Орда»

16 серия

Устинья забирает новорожденного сына Айжан и подменяет его мертвым ребенком. Подлог остается незамеченной. Узнав о смерти наследника, Берке приказывает казнить Айжан. Хан должен решить, кому передать престол. Вернувшись домой Ярослав узнает, что его сын Владимир пленил Наргиз. Также до него доходят дурные вести о том, что князь Борис намеревался расправиться с Даниилом…

Источник

Чем закончится сериал Золотая Орда, продолжение будет?

На Первом канале сейчас идет многосерийный художественный фильм «Золотая Орда». Сериал состоит из 16 серий, будет ли продолжение сериала, когда выйдет 2-й сезон сериала и чем закончится сериал мы и постараемся выяснить в этой статье, мнения по этому поводу взяты из сети.

Чем закончится сериал «Золотая Орда»

Шестнадцатая серия самая интригующая из всего сезона. Все кульминационные моменты сценаристы собрали именно тут. Но самое интересное — развязки нет. Мы так и не узнаём, чем заканчивается эта запутанная история. Наверное, всё подытожит второй сезон.

Некоторых зрителей, посмотревших первые серии кинофильма, не терпится узнать, а чем же закончится последняя шестнадцатая серия.

В шестнадцатой серии княжна Устинья, которую играет артистка Юлия Пересильд, делает подлог. Она крадёт новорожденного сыночка у Айжан (Дина Тасбулатова) и незаметно кладёт вместо живого сына мёртвое дитя. Хан Берке (Рамиль Сабитов) в бешенстве отдаёт приказ о казни Айжан. Потеряв наследника, Берке задумывается о том, кто может заменить его.

Сериал «Золотая орда» 2 сезон: когда будет продолжение

Золотая орда чем закончилась. Смотреть фото Золотая орда чем закончилась. Смотреть картинку Золотая орда чем закончилась. Картинка про Золотая орда чем закончилась. Фото Золотая орда чем закончилась

Кадр из сериала «Золотая Орда»

В первом сезон «Золотой Орды» заявлено шестнадцать серий. Сценарий составлен так, что зритель многие сцены должен додумывать сам.

Авторы фильма не претендуют на историческую достоверность и позиционируют жанр фильма как «фэнтези», хотя и от фэнтези тут мало чего есть.Скорей всего это фантазия на историческую тему, мелодрама без конкретного конца. Так и заключительная, 16-я серия не дает зрителю ответа: что же случилось с героями потом? Наверное, это нужно для интриги, чтобы мы с нетерпением ждали второй сезон сериала.

Как мы уже понимаем, у сериала «Золотая орда» нет логической развязки. Зрителю, конечно же, будет интересно — что будет дальше. Вот некоторые открытые вопросы телезрителей к создателям сериала:

Как видим, вопросов слишком много, чтобы списать такой финал на открытую концовку, где зритель сам додумывает финал истории для всех персонажей. Слишком большую интригу закрутили сценаристы, слишком много осталось не ясного. Вывод очевиден: всё подытожит второй сезон. Все же немалую роль в том, будет ли продолжение сериала, играют рейтинги сериала, его успешность и искренний интерес телезрителей.

Тем не менее, кроме того, что есть все предпосылки к продолжению, нет официальной информации о том когда выйдет 2-й сезон многосерийного художественного фильма «Золотая орда» и будет ли он вообще. Ждем, когда создатели фильма расскажут нам о своих дальнейших планах.

Источник

Сериал Золотая Орда содержание всех серий, чем закончится сериал?

1-я серия
Монгольский хан Берке стар, но у него все еще нет сына-наследника, и поэтому он сильно озабочен судьбой своего государства. Берке докладывают, что персидский хан Хулагу собирает армию, чтобы пойти войной против монголов. Это заставляет Берке приступить к подготовке защиты Орды, и он посылает к великому князю Ярославу посольство во главе с ханом Менгу-Темиром. Русь находится под игом монголо-татар, которые взяли под контроль торговые пути и обложили данью славянские племена. Князь Ярослав, получивший от Орды ярлык на княжение, понимает, что монголы намерены потребовать от него несколько десятков тысяч русских людей для пополнения своего войска. Ярослав созывает совет, в который входит его брат Борис и другие князья, чтобы принять решение относительно требований хана Берке.

2-я серия
Молодой Менгу-Темир стремится стать наследником старого хана Берке. Во время встречи с князем Ярославом, Менгу ставит того перед непростым выбором. Монгольскому хану приглянулась жена князя Бориса Устинья, проницательная и своевольная женщина. Понравилась настолько, что он оценил ее в тридцать тысяч воинов. Если Ярослав позволит забрать Менгу-Темиру Устинью с собой в Орду, то хан сократит свои требования по пополнению монгольского войска на тридцать тысяч человек. Об этом предложении хана узнает и князь Суздальский Борис, который жаждет подсидеть брата Ярослава и заполучить от хана Берке ярлык на княжение.

3-я серия
Хан Менгу-Темир увозит Княгиню Устиньи в Орду, что вызывает возмущение жителей Владимира. Происходит конфликт между великим князем Ярославом и князем Борисом. Борис уверяет брата, что спас его шкуру, согласившись отдать жену монгольскому хану. Ярослав же обвиняет Бориса в том, что тот, пытаясь добиться расположения Берке, опозорил весь русский народ. Ярославу предстоит принять решение, кому отдать управление Переславлем, а также постараться вернуть доверие народа. Сыну Ярослава Владимиру, как и Борису, не нравится политика, проводимая великим князем, поэтому дядя и племянник решают объединиться.

4-я серия
Во время конной прогулки великий князь спасает тонущую молодую татарку Наргиз, которую хан Менгу-Темир привез из Орды ему в дар. Появление Ярослава и Наргиз в княжеском дворе производит ошеломляющее впечатление на окружение князя. Жена Ярослава Радмила чувствует, что ее муж симпатизирует Наргиз. Опасаясь, что татарская девушка может лишить ее мужа, Радмила решает ее проучить. После визита Менгу-Темира и выполнения его требований великому князю Ярославу необходимо восстановить доверие жителей города. Многие приближенные князя выступают за сопротивление Орде…

5-я серия
Воевода Еремей сватается к Наргиз, но та, влюбленная в Ярослава, всячески противится замужеству. Радмила хочет ускорить приближение свадьбы и обращается к митрополиту Филарету, чтобы тот попросил Ярослава собственноручно крестить девушку. Менгу-Темир возвращается в ставку хана Берке. Узнав, что племянник ослушался приказа и пригнал из Руси на тридцать тысяч человек меньше, хан приходит в ярость. Мать Менгу-Темира Уш-Хатун, озабоченная будущим своего сына, решает поставить на место русскую княгиню Устинью, которую считает виновницей его тяжелого положения.

6-я серия
После того, как князь Владимир побеждает в сражении с половцами и убивает князя Шигаркана, те решают отомстить за гибель своего правителя. Два половецких клана собираются идти войной на Новгород. Напряженная обстановка на Руси усиливает конфликт между Ярославом и его братом Борисом. Хан Берке назначает дату своей свадьбы с молодой Айжан. Некогда любимая жена хана Кехар ревнует его к невесте, и всеми способами пытается отговорить Берке от свадьбы. Айжан, в свою очередь, тоже не хочет выходить замуж за Берке, но не может противиться воле монгольского правителя.

7-я серия
В Сарай-Берке начинаются празднества по случаю свадьбы хана Берке и молодой Айжан. Кехар решается на отчаянные меры. После того, как великий князь Ярослав уезжает воевать с половцами, Борис, по приказу брата, выдвигается с отрядом из Владимира, чтобы встретить младшего сына Ярослава Даниила. Борис таит злобу на маленького княжича, которому, по его мнению, несправедливо достался в управление Переславль. Воспользовавшись отсутствием в городе великого князя, Борис решает восстановить утраченную власть.

8-я серия
Уш-Хатун, мать Менгу-Темира, настоятельно просит сына подарить его наложницу Устинью военачальнику Ногаю. Менгу-Темир в резкой форме отказывается от предложения матери и только еще больше сближается с Устиньей. Во время возвращения во Владимир Ярослав и Наргиз видят голову убитого половцами князя Федора. Приехав в город, Ярослав узнает, что Радмила пожертвовала свободой сына Даниила и отказалась открыть ворота города перед половцами, которые пленили княжича. Радмила потрясена тем, что ее муж приехал в город с любовницей, которую теперь намерен поселить в княжеском тереме.

9 серия
Князь Ярослав, созвав воевод и сотников, отправляется на поиски своего сына Даниила, захваченного половцами. Обстановка во Владимире становится все более напряженной. Жители города считают, что Наргиз, околдовавшая Ярослава, является виновницей всех бед княжеской семьи. Борис хочет использовать эти настроения, чтобы расправиться с татарской девушкой. По приказу Берке его жену Кехар казнят за попытку убийства Айжан. Монгольское войско готовится выступить на Хулагу, поэтому Берке предстоит выбрать главу армии ордынцев. За право управлять войском в предстоящей битве соревнуются хан Менгу-Темир и Ногай.

10 серия
Во время сражения русских с половцами Ярослав попадает в плен. Половцы сажают Ярослава в клетку и требуют от него отдать Владимира, виновного в убийстве князя Шигаркана. Во Владимире Наргиз видит тревожный сон о том, что великий князь попал в беду. Она просит верного Ярославу воеводу Еремея немедленно отправиться на его поиски. В Сарай-Берке молодой художник Николка рисует портрет Айжан и влюбляется в нее. Айжан нравятся рисунки Николки, и она впервые за долгое время улыбается. Тогтагай-хатун обвиняет Айжан в том, что она пошла против мужа. Внезапно происходит покушение на жизнь молодой ханши…

11 серия
Во Владимире начинается смута. Народ проклинает Наргиз и требует ее наказать. Несмотря на свое враждебное отношение к сопернице, Радмила защищает молодую татарку. Митрополит Филарет утверждает, что народный гнев может перейти на русскую княгиню или на самого князя Ярослава. Поэтому он хочет заставить Наргиз покаяться перед народом. В Сарай-Берке решается судьба Менгу-Темира. Хан Берке, обвиняет его в трусости и больше не считает своим преемником. А значит, согласно его воле поход против Хулагу возглавит Ногай.

13 серия
Ярослав, узнав об исчезновении Наргиз, винит в этом Бориса. Вражда между братьями все больше обостряется. В лесу Борис находит амулет Наргиз. Это наводит его на мысль, что Владимир, у которого он видел подобный, знает, где находится девушка. Хан Берке, желая контролировать действия Менгу-Темира, решает забрать Устинью в свой горем. В шатре наложниц Устинья знакомится с Айжан. Проницательная Устинья понимает, что жена хана беременна. Влюбленного в Айжан художника Николку приговаривают к казни…

14 серия
Благодаря помощи фокусников Николка совершает побег из Сарай-Берке. Вскоре он узнает, что является отцом ребенка, которого ждет Айжан. Хан Берке понимает, что Айжан ему изменила, и решает, что она должна умереть, как только родит. Назначив своим преемником сына Даниила, князь Ярослав отправляется в Орду, чтобы получить от Берке ярлык на княжение. Хан понимает, что если власть Ярослава на Руси ослабнет, то начнется междоусобица, которая может перерасти в восстание против Орды…

15 серия
Настя находит приехавшего в Сарай-Берке Ярослава и умоляет его добиться у хана разрешения на возвращение их с мужем домой во Владимир. Берке узнает о намерении Менгу-Темира захватить власть в Орде. Молодой хан вынужден бежать из Сарай-Берке. Воспользовавшись отсутствием Ярослава во Владимире, князь Владимир хочет взять город под свой контроль. Для достижения этой цели он просит о помощи князя Бориса и половцев.

16 серия
Устинья забирает новорожденного сына Айжан и подменяет его мертвым ребенком. Подлог остается незамеченной. Узнав о смерти наследника, Берке приказывает казнить Айжан. Хан должен решить, кому передать престол. Вернувшись домой Ярослав узнает, что его сын Владимир пленил Наргиз. Также до него доходят дурные вести о том, что князь Борис намеревался расправиться с Даниилом…

Источник

«Перед нами женский сериал о любви — фэнтезийная мелодрама»

Историки проанализировали нашумевший телесериал «Золотая Орда» как исторический источник

Про сериал «Золотая Орда», который прошел по федеральному телевидению весной 2018 года, написано уже достаточно много, в том числе профессиональными историками. Известный исследователь русско-ордынских отношений доктор исторических наук Юрий Селезнев и его студенты с 3-го курса исторического факультета Воронежского государственного университета Анна Калашникова, Наталья Колесниченко, Даниил Минаков пошли дальше своих коллег. Они проанализировали спорный сериал так, как анализируют другие исторические источники. «Реальное время» публикует результат исследования.

Исторический фильм или фэнтези — разберемся в терминах

В апреле 2018 года на экраны Первого канала вышел сериал из 16 частей под названием «Золотая Орда». Название и общая фабула сериала вызвали к жизни интерес к фильму как историческому художественному произведению. Однако авторы в титрах сразу же объявили, что содержание фильма — вымысел: «Это не историческая драма, а историческое фэнтези на тему ХІІІ века».

Действительно, «историческое или костюмное кино — жанр игрового кино, изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого. Различают историко-биографические фильмы о реальных исторических деятелях, иллюстрирующие их жизненный путь («Спартак», «Александр Невский)», и историко-приключенческие фильмы о вымышленных персонажах прошлых лет, зачастую с остросюжетной интригой («Граф Монте-Кристо», фильмы про Индиану Джонса). Исторические фильмы нередко являются экранизациями исторических романов». В данном произведении ничего вышеозначенного не наблюдается.

Сказка-фэнтези отбрасывает произведение в разряд исключительно развлекательных явлений, и внимание к нему, как к полному вымыслу, а не историческому фильму, должно стремиться к нулю: в лучшем случае поразвлечься вечером, и сериал будет фоном.

Однако зрители ожидают от заявленного названия определенной картинки. В первую очередь потому, что «кино обладает специфической возможностью переносить зрителя в определенное пространство и время».

При этом «режиссер при помощи выразительных средств кинематографа формирует определенную обстановку, в которой мы можем наблюдать детали жизненных ситуаций, находящих свое отражение в фильмах». Однако понимая, что перед нами полный вымысел, мы должны рассматривать это произведение не только как представление авторов о прошлом, а конструкцию авторов человеческих отношений в заданных условиях (причем заданных авторами).

И здесь мы оказываемся в любопытном информационном поле. Дело в том, что «любое изображение на экране является знаком и, таким образом, несет информацию». При этом, согласно источниковедческой теории, «произведения, которые люди создают в процессе осознанной целенаправленной деятельности, служат им для достижения конкретных целей, несут ценную информацию о тех людях и о том времени, когда были созданы».

Художественное произведение, в том числе кинофильм, безусловно, создано в «процессе осознанной целенаправленной деятельности»: оно имеет в основе сюжет, воплощенный в сценарии и интерпретируемый режиссером, создается с помощью актерской игры, режиссерского, операторского и прочих искусств. Следовательно, «игровое кино является важным историческим источником, к которому применимы основные методы источниковедческого анализа, позволяющие изучить историю создания конкретного фильма, а также представить себе эпоху, ее настроение, события, волновавшие общество» времени создания художественного произведения. То есть сериал «Золотая Орда» — исторический источник о времени 2016—2018 гг. — о российском обществе 2010-х годов, то есть о нас с вами.

Применим к создателям сериала методику «допроса» исторического источника

Собственно, что мы узнаем о современном нам российском обществе из сериала «Золотая Орда»? Прежде чем приступить к анализу содержательной части источника, надо понять, где, когда и кем создавалось произведение.

Официальные открытые источники дают следующую информацию:

Золотая орда чем закончилась. Смотреть фото Золотая орда чем закончилась. Смотреть картинку Золотая орда чем закончилась. Картинка про Золотая орда чем закончилась. Фото Золотая орда чем закончилась

«Цель «Золотой Орды» — рассказать о людях, о том времени», – отмечает креативный продюсер Елена Денисевич. Фото marsme.ru

Еще один вопрос, на который нужно ответить: зачем снимался фильм?

И здесь авторы, что называется, начинают путаться в показаниях: «Цель «Золотой Орды» — рассказать о людях, о том времени», — отмечает креативный продюсер Елена Денисевич. А дальше она уточняет: «Сейчас принято в любом проекте, основанном на историческом материале, искать и формулировать «национальную идею». Так вот «национальную идею» нашего проекта мы бы сформулировали очень просто и лаконично — любовь. Да, именно любовь. Причем во всех ее проявлениях. Высоких: к женщине, к матери, к родине, к Богу, к народу, к семье. И низких: к власти, к богатству, почестям и славе. Любовь всегда была важна для человека. И сегодня важна не менее, чем что бы то ни было другое. Из поколения в поколение передаются легенды о том, как люди любили друг друга, были счастливы или страдали, предавали или приносили себя в жертву этой любви. И все это повторяется из века в век — вне зависимости от того, какая политическая обстановка царит в данный момент. Любовь — начало всего. Дар, который для одних становится источником вдохновения и причиной великих побед. А для других — причиной сокрушительных поражений и источником мести и злобы», — говорит Денисевич.

Если фильм о людях, то поле для вымысла и измышлений весьма и весьма широкое, а если о времени — то очень внимательным нужно быть к исторической среде. Креативный продюсер при этом отмечает: «Время великолепное. Давно ушедший в прошлое ХІІІ век открывает невероятные возможности для фантазии и позволяет максимально уйти от любых политических и геополитических аспектов, от позиций, которые меньше всего имеют отношение к искусству, но чаще всего к нему «прилипают»». Авторы особо подчеркивают: «продюсеры особо обращают внимание на то, что не собирались снимать исторические хроники, а отдали предпочтение художественному вымыслу».

Режиссер Тимур Алпатов в оправдание указывает, что «побоялись, что нарушим историческую правду». Он сознается, что «из огромного количества исторической и справочной информации мы вычленили интересное для нас и нашей истории и из него выстроили наш сюжет». И вот здесь самое любопытное, собственно, что вычленяли и что интересно авторам как части общества. Что создатели фильма хотели показать в сериале и сказать столь ярким визуальным рядом? Авторы подчеркивают, что неслучайно поместили своих героев во вторую половину XIII в. — именно внешний фон событий далекого прошлого должен раскрыть характеры героев, мотивации и способы их поведения.

Один из продюсеров — Денисевич отметила, что сериал — это «фантазия о далеком прошлом»; режиссер Алпатов назвал работу «исторической фантасмагорией». Но отметил: «Несмотря на то, что у нас «фэнтези», в основе нашей работы над проектом лежал все-таки не вымысел, а художественный домысел. Задача перед творческой группой фильма ставилась очень конкретно: атмосфера, в которой разворачивается сюжет, коль скоро мы выбрали историческое прошлое, должна быть достоверной. Двенадцать консультантов — специалистов по быту, костюму, оружию, по вопросам религии и истории — помогали всем департаментам огромной съемочной группы проекта «Золотая Орда».

Золотая орда чем закончилась. Смотреть фото Золотая орда чем закончилась. Смотреть картинку Золотая орда чем закончилась. Картинка про Золотая орда чем закончилась. Фото Золотая орда чем закончилась

Авторы считают, что «монголо-татары в это время еще не строили городов, могли за сутки убрать свою «воинскую ставку», собраться и умчаться, оставив своих врагов-преследователей ни с чем. Фото marsme.ru

Куда исчезли золотоордынские города и откуда взялись независимые половцы

Каков же этот фантастичный/достоверный образ атмосферы Золотой Орды у современных кинематографистов? И благодаря им — у зрителей, посмотревших этот фильм.

Ордынцы в представлении авторов — азиаты. «С раскосыми и жадными очами» —как у Александра Блока в «Скифах». Мы очень долго искали актера на роль хана Берке. Мы попробовали не один десяток актеров, в том числе в Японии и в Китае». В общем-то, ничего странного, только, по словам продюсеров Рубена Дишдишяна и Арама Мовсесяна, не исключалась возможность в случае финансирования Республикой Татарстан проекта, что съемки пройдут на просторах Татарстана и с широким участием актеров татарской национальности. Но. Финансирование было ограниченным, и ордынцев играли казахи, а съемки проходили в Крыму. Создается впечатление, что если бы проект оплатили эфиопы, то монголо-татары в сериале были бы маврами. Фантасмагория.

Управление Ордынской империей осуществляется по принципам малого бизнеса. Ближайший наместник хана Берке — Менгу-Темир (добавим, племянник и наследник престола) выполняет любую необходимую по бизнесу работу, не свойственную столь высокому положению и статусу. Например, он может спокойно «сгонять» на Русь, чтобы собрать войска. Для Чингизида и наследника престола это не самая подходящая задача. Вполне естественно, что и Менгу-Темир, и важный человек на Руси, князь Борис, мечтают завладеть бизнесом — захватить престолы своих государств.

Авторы считают, что «монголо-татары в это время еще не строили городов, могли за сутки убрать свою «воинскую ставку», собраться и умчаться, оставив своих врагов-преследователей ни с чем. То есть в основном это юрты, над которыми должны были возвышаться всего две постройки — невысокий ханский дворец и строящаяся мечеть. Видимо, среди двенадцати консультантов, которые присутствовали в группе, не нашлось ни одного человека, который читал бы книгу Вадима Леонидовича Егорова «Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV веках», где исследователь специально анализирует уровень урбанизации в Орде. А главное, столица Орды Сарай появилась при старшем брате Берке — хане Бату (Батые): францисканец Рубрук, посетивший ставку хана в 1254 г., описывает «новый город, построенный Бату на Этилии». Но Рубрука «консультанты», видимо, тоже не читали. А вот строящаяся мечеть может быть признаком времени: восточные авторы отмечают, что Берке — правоверный мусульманин и активно проповедует среди своего народа ислам.

Особое место в «достоверной» атмосфере занимают половцы, которые в сериале ведут самостоятельную активную жизнь. Правда, Бату (Батый) специально совершил семилетний поход (1236—1242 годы), чтобы вытеснить или покорить половцев, и НИКАКОЙ политической или военной роли они в представленное в сериале время играть не могли: те половцы, которые попали в плен, были распределены среди владетельных улусов ордынских нойонов и включены в систему ордынского управления. Либо бежали на Русь (в Венгрию, Польшу, Византию), где постепенно растворились среди местного населения.

Получается, что и фэнтези в фильме очень уж сомнительное (никакого мифологического и сказочного мира там нет). По правде говоря, обозначение авторами жанра как фэнтези, прикрывающееся словами о любви, больше напоминает халтуру: «с эпохой нам разбираться неохота, но Орда нынче в тренде, Восток опять же, варвары, поэтому мы помедитируем на тему: как оно было в Орде, и состряпаем сериальчик. Авось схавает неискушенный пипл». Не «Игра престолов» (и даже не «Великолепный век»), конечно, но «зато про любовь».

Это авторы официально провозглашают: в центре внимания фильма любовь во всех ее проявлениях. Весьма показательно, что любовь преимущественно показана через женские персонажи сериала. Любовь в XIII столетии в вымышленной реальности, через призму женского взгляда — так, наверное, необходимо рассматривать основное информационно-источниковедческое поле фильма. Грубо говоря, взгляд сценариста, поддержанный продюсерами и утвержденный режиссером. То есть представление современных людей о роли мужчин и женщин в любви и обществе. Так каковы же эти роли?

Драма сильных женщин при слабых мужчинах

Женщина в современном мире рассматривается как вполне самостоятельная единица общества, которая стоит на одной ступени с мужчиной: учится, осваивает мужские профессии и завоевывает мир, используя свои гендерные преимущества. Все это мы ярко наблюдаем в вымышленном XIII столетии.

Так, героини сериала, княгини Радмила и Устинья, позволяют себе сидеть за одним столом с мужчинами, вступать в разговоры и дискуссии с ними, а также с чужими мужчинами — ханскими послами. Даже сцена приема ханских послов показывает роль женщины в обществе: княгиня Радмила показана на переднем плане, а князь Ярослав поодаль от нее. Опять же княгиня Устинья: не считается с мнением мужа, пререкается с ним и дерзит. Она мудра и рассудительна. Стремится играть роль в политике русских князей, хотя как для женщины и прежде всего жены князя в Средневековье это немыслимая роль: стать активным политическим деятелем княгиня могла в случае смерти мужа (например, Ольга), и то только до взросления сына.

Другой пример — простая деревенская девушка Настенька. Она мать двоих детей. Ее мужа угнали в Орду. Узнав о наборе в Орду русских воинов, она решается идти на чужбину, дабы отыскать мужа. Возможно, создатели сериала показывают, насколько сильным, волевым может быть характер русской женщины, который так ярко она проявляет сегодня. Насте эта воля не помешала (скорее помогла) оставить двоих детей. Однако в нашем современном представлении нет никакого подвига, тем более заслуживающего воспевания в художественном фильме, в оберегании домашнего очага, сохранении собственных детей, заботе о них, воспитании настоящих воинов, в будущем способных позаботиться о своей матери и государстве. Это не для современной женщины.

Золотая орда чем закончилась. Смотреть фото Золотая орда чем закончилась. Смотреть картинку Золотая орда чем закончилась. Картинка про Золотая орда чем закончилась. Фото Золотая орда чем закончилась

Женщина всегда одинакова: сильна, креативна и любвеобильна. И вынуждена справляться и за себя, и за детей, и за инфантильных мужичков. Фото marsme.ru

Еще один пример — наложница Наргиз, которая досталась в подарок князю Ярославу от Менгу-Темира. Она позволяет себе выпады в сторону князя, ведет себя невоспитанно и дерзко. Вообще нет ничего необычного и ненормального, безнравственного и аморального в том, что юная, вступающая в жизнь особа не гнушается соблазнить взрослого, ЖЕНАТОГО мужчину. Тем более что у него есть положение и средства — он князь. Такой «папик» XIII в. Оправданием может служить то, что она рабыня, ее передают на содержание от одного хозяина к другому — аналогичные истории тоже можно найти в современном мире.

Таким образом, образ женщины в сериале оказался очень ярким и соответствующим нашему времени. Действительно, перед нами женский сериал о любви — фэнтезийная мелодрама. Поэтому авторы показали зрителю то, что он хотел увидеть, по крайней мере, авторы к этому стремились. Женщина всегда одинакова: сильна, креативна и любвеобильна. И вынуждена справляться и за себя, и за детей, и за инфантильных мужичков, пасущихся где-то рядом.

Образ женщины в сериале оказывается центральным. А вот окружающие этот образ мужчины — фон для ее деятельности. Безвольный Ярослав, расчетливый Борис, ветреный Менгу-Темир. Их поступки неприглядны и сомнительны с точки зрения положительных оценок. По-настоящему «мужские» поступки, к примеру, совершает Устинья.

С первых серий уже видна картина происходящего. Русский князь (если герой является плодом фантазии, как утверждают создатели сериала, но собирательный образ все же присутствует), который поступился своей честью ради собственных интересов, выдав собственную жену ханскому посланнику, не может вызывать даже элементарного чувства симпатии к этому герою сериала. В общем-то, образ мужчины в сериале не очень-то пригляден.

Напомним, это расхожий образ современного мужчины. Правда, надо подчеркнуть, исходя из главной цели фильма (рассказать про любовь), что все мужчины в сериале не лишены права и возможности любить.

Сериал о современном обществе, а не о Средневековье

Такой, причудливо переплетенный из разных эпох, социальный мир предстает перед нашими глазами. Так и хочется процитировать Лермонтова: «Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Столь же лишено правдоподобия представление авторов о жизни в Орде и взаимодействии русских и ордынцев в данное время. Вздорно поведение персонажей, попавших из нашего времени в темное Средневековье.

Оправдывают авторы это все тем же: что фильм — фантазия, художественный вымысел. Напомним, что художественный вымысел — это средство создания художественных образов, основанный на жизненном опыте писателя. Писатель действительно изображает не то, что случилось на самом деле, а то, что могло бы случиться. Это-то и выдает представления авторов сериала о Руси и Орде в XIII в.

Предполагаем, что режиссер фильма честно назвал свое произведение фантасмагорий, отдавая себе отчет в том, что фантасмагория — это причудливое, бредовое видение. В общем-то, если это так, то сериал, вышедший на экраны, — явное неуважение к зрителю (фактически глумление) и нецелевое использование средств.

Таким образом, сериал, вышедший на экраны весной 2018 г., несет массу любопытнейшей информации о современной кино- и телеиндустрии, целях и задачах режиссеров и продюсеров, о профессионализме съемочной группы, а главное — о современных представлениях о современном же обществе, об образе кочевников-ордынцев в современном массовом сознании. Все это ценнейший источник о нас с вами. И повод задуматься – о любви, о мужчине и женщине, о Родине и Боге, о семье и власти, о деле и развлечениях в СОВРЕМЕННОМ обществе. Задуматься о нас с вами.

В конце хотелось бы обратить внимание общественности и потенциальных продюсеров, сценаристов и режиссеров: в пласте российской культуры есть замечательные литературные произведения на тему русско-ордынских отношений, экранизация которых стала бы не только честью и славой современного кинематографа, но и была бы весьма интересной и увлекательной демонстрацией человеческих отношений (любви, дружбы, в том числе межнациональной). К таким работам принадлежит цикл «Русь и Орда» писателя-эмигранта Михаила Дмитриевича Каратеева: «Ярлык великого хана» (1958); «Карач-Мурза (Тверь против Москвы)» (1962); «Богатыри проснулись» (1963); «Железный хромец» (1967); «Возвращение» (1967). Или 10 романов Дмитрия Михайловича Балашова из цикла «Государи московские».

А обращение к специалистам-историкам представит широчайший круг сюжетов для интереснейших боевиков, исторических детективов и любовных сериалов — широчайшее поле для сценаристов. Дело за малым — за профессионализмом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *