Золотая орда что за народ
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура
Золотая Орда имела также название Улус Джучи, что переводится как страна Джучи. Существовало это средневековое государство в Центре Евразии и смогло объединить под своим началом несколько различных племён, народов и государств.
Образование Золотой Орды
Появление Улуса Джучи связано с разделом своей империи Чингизханом между его сыновьями. Произошло это в 1224 году.
В 1236-1242 гг. сын Джучи Бату совершил Западный поход и расширил владения Золотой Орды на западе, сделав центром Нижнее Поволжье. В 1251 году в столице государства монголов Каракоруме прошел курултай, где правителем был избран Мункэ, сын Толуя (одного из сыновей Чингизхана). После смерти Батыя в 1256 году обособленное государство стало называться Золотая Орда.
Народы, экономика, культура Золотой Орды
Население Золотоордынского ханства составляли тюркские, финно-угорские, славянские, удмуртские и северокавказские народы. Незначительная по своему количеству монгольская верхушка вскоре ассимилировалась с местными народами, преимущественно тюркского происхождения.
К концу XIV — началу XV в. В Улусе Джучи сложился этногенез следующих народов:
В составе Улуса Джучи находились как кочевники, так и оседлое население:
Главой государства был хан из числа Чингизидов. Власть его опиралась на огромное войско и многочисленных чиновников. Первой столицей монголов стал город Сарай Бату, основанный Батыем (недалеко от нынешней Астрахани).
ВАЖНО! В Золотоордынском ханстве успешно развивалась городская культура. Многие завоеванные территории также развивались, но уже под влиянием монголов. Способствовали культурному обмену торговые пути.
При правителе Берке (1257-1266 гг.) градостроительство достигает наивысших масштабов, в особенности столичные центры:
Политическая зависимость русских земель от Орды
СПРАВКА! Старшим среди князей был Владимирский владыка. Так, с XIII века центром русских земель был Владимир. Туда же в 1299 году была перенесена резиденция митрополита православной церкви.
Религия Орды
Изначально монголы являлись язычниками и веротерпимо относились к представителям других религий. На территории Золотой Орды беспрепятственно возводились церкви и мечети, проповедовали миссионеры из разных стран.
СПРАВКА! При хане Узбеке (1313-1341 гг.) в Улусе Джучи ислам становится официальной религией.
Повинности русского населения
Народы, проживающие на русских землях, в годы Ордынского ига вынуждены были платить ежегодные взносы. Их называли выходом, или Ордынской данью. Для взимания платежей посылались баскаки, которые пытались выжать из княжеств все, что можно. Несколько раз монголы проводили перепись населения, чтобы никто не уклонился от повинности. Лишь духовенство освобождалось от дани, так как Золотоордынские правители видели в их лице поддержку для укрепления своей власти.
Еще одним тяжелым грузом для покоренных народов была поставка воинов в монгольское войско.
Борьба русского народа против ордынского владычества
В 1262 году русский народ взбунтовался против сборщиков дани, в результате этого многие баскаки были убиты. Ордынцы были напуганы таким поворотом дел и решили поручить сбор ежегодных платежей местным князьям.
Последствия ордынского владычества
Последствия для Руси владычества золотоордынских ханов были тяжелыми. Это разорение десятка городов, экономический застой, выплаты дани огромных размеров. Находилась в упадке и русская культура. Профессиональные ремесленники уводились в плен, поэтому встало ремесленное производство. В результате непрерывных войн сократилась численность населения в русских княжествах. Приостановился процесс феодального землевладения.
Золотая Орда: какие факты о ней на самом деле придумали историки
Золотая Орда, или улус Джучи – одно из крупнейших государств, когда-либо существовавших на территории нынешней России. Также оно частично располагалось на территориях современных Украины, Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Оно просуществовало более двух веков (1266-1481; принимают и иные даты его возникновения и падения).
«Золотой» Орда в то время не называлась
Термин «Золотая Орда» применительно к ханству, в зависимости от которого оказалась древняя Русь, был придуман задним числом, московскими книжниками XVI века, когда этой Орды уже не существовало. Это термин того же порядка, что и «Византия». Современники называли Орду, которой Русь платила дань, просто Ордой, иногда – Большой Ордой.
Русь не была частью Золотой Орды
Русские земли не были включены непосредственно в состав Золотой Орды. Ханы ограничивались признанием вассальной зависимости от них русских князей. Вначале делались попытки собирать дань с Руси при помощи ханских администраторов – баскаков, но уже в середине XIII века ордынские ханы отказались от этой практики, сделав ответственными за сбор дани самих русских князей. Среди них они выделяли одного или нескольких, которым давали ярлык на великое княжение.
Старейшим княжеским престолом в Северо-Восточной Руси в то время почитался Владимирский. Но наряду с ним значение самостоятельного великого княжения в период ордынского господства приобрели Тверь и Рязань, а также, одно время, Нижний Новгород. Великий князь Владимирский считался главным ответственным за поступление дани со всей Руси, и другие князья боролись за этот титул. Со временем, однако, Владимирский престол закрепился за династией московских князей, и борьба за него происходила уже внутри неё. В то же время тверской и рязанский князья сделались ответственными за поступление дани со своих княжеств и вступили в вассальные отношения непосредственно к хану.
Золотая Орда была многонациональным государством
Книжное наименование основного народа Орды – «монголо-татары» или «татаро-монголы» – придуманное немецкими историками в XIX веке, является историческим нонсенсом. Такого народа в действительности никогда не существовало. В основе импульса, породившего «монголо-татарское» нашествие, лежало, по-видимому, движение народов монгольской группы. Но в своём движении эти народы увлекли за собой многочисленные тюркские народы, и довольно скоро тюркский элемент стал в Орде преобладающим.
Мы даже не знаем монгольских имён ханов, начиная с самого Чингисхана, а только тюркские. При этом известные ныне народы среди тюрок складывались только в то время. Так, хотя, видимо, ещё в XIII веке часть тюрок называла себя татарами, народ поволжских татар начал образовываться только после отделения Казанского ханства от Золотой Орды в середине XV столетия. Узбеки назвались так по имени хана Узбека, правившего Ордой в 1313-1341 гг. Наряду с кочевым тюркским населением в Золотой Орде имелось немало оседлого земледельческого населения. Прежде всего, это волжские болгары. Далее, на Дону и Нижней Волге, а также в степном Крыму, жили потомки хазар и многочисленных народов, входивших в давно сгинувший Хазарский каганат, но местами ещё сохранявших городской образ жизни: аланов, готов, булгар и др. Были среди них и русские бродники, которых считают предшественниками казаков.
На крайнем северо-западе власти Орды подчинялись мордва, марийцы, удмурты, коми-пермяки.
Золотая Орда возникла в результате раздела империи
великого хана Предпосылки к независимости Золотой Орды возникли ещё при Чингисхане, когда он перед смертью разделил свою империю между сыновьями. Земли будущей Золотой Орды получил его старший сын Джучи. Походы на Русь и Западную Европу предпринял внук Чингисхана Бату (Батый). Окончательно раздел оформился в 1266 году при внуке Батыя хане Менгу-Тимуре. До этого момента Золотая Орда признавала номинальное владычество великого хана, и русские князья ездили на поклон за ярлыком не только в Сарай на Волге, но и в далёкий Каракорум. После они ограничивались поездкой в ближний Сарай.
Веротерпимость в Золотой Орде
Во время великих завоеваний тюрки и монголы поклонялись традиционным племенным богам и были терпимы к разным религиям: христианству, исламу, буддизму. Довольно большое значение в Золотой Орде, в том числе при ханском дворе, имела «еретическая» ветвь христианства – несторианство. Позже, при хане Узбеке, правящая верхушка Орды принимает ислам, однако и после этого в Орде сохраняется свобода вероисповедания. Так, до XVI века продолжает действовать Сарайская епископия Русской церкви, и её архиереи даже пытаются окрестить кого-нибудь из членов ханской семьи.
Цивилизованный образ жизни
Владение большим количеством городов покорённых народов способствовало распространению городской цивилизации в Орде. Сама столица перестала кочевать, а обосновалась в одном месте – в городе Сарае на Нижней Волге. Его местонахождение не установлено, так как город был уничтожен во время нашествия Тамерлана в конце XIV века. Новый Сарай уже не достиг прежнего великолепия. Дома в нём были построены из сырцового кирпича, что объясняет его недолговечность.
В Орде содержались в хорошем состоянии дороги для царских гонцов и иностранных послов, для них держались наготове сменные лошади (русские слова «ям» и «ямщик» оттуда). Орда покровительствовала иностранным купцам и торговле. Одним из самых страшных преступлений в Орде считалась ложь.
Царская власть в Орде не была абсолютной
Хан Орды, называвшийся в Руси царём, не был неограниченным властелином. Он зависел от совета традиционной знати, как это искони было у тюрок. Попытки же ханов укрепить свою власть привели к «великой замятне» XIV века, когда ханы стали игрушкой в руках реально боровшихся за власть высших военачальников (темников). Мамай, разбитый на Куликовом поле, был не ханом, а темником, и ему подчинялась лишь часть Орды.
Лишь с воцарением Тохтамыша (1381 г.) власть хана была восстановлена. Золотая Орда распалась Смута XIV века не прошла для Орды бесследно. Она начала распадаться и терять контроль над подвластными территориями. В течение XV века от неё отделяются Сибирское, Узбекское, Казанское, Крымское, Казахское ханства и Ногайская орда. Москва упорно держится вассалитета к хану Большой Орды, но в 1480 году тот гибнет в результате нападения крымского хана, и Москве волей-неволей приходится стать независимой.
Калмыки не имеют отношения к Золотой Орде Вопреки распространённому заблуждению, калмыки не являются потомками монголов, пришедших вместе с Чингисханом в прикаспийские степи. Калмыки переселились сюда из Центральной Азии только в конце XVI – начале XVII вв.
Золотая Орда
Содержание
Территория Золотой Орды, контроль за территорией [ ]
Административное деление [ ]
Столицей Золотой Орды при Батые стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани ); в первой половине XIV века столица перенесена в Сарай-Берке (основан ханом Берке ( 1255 — 1266 ), близ современного Волгограда ).
Торговля [ ]
Золотая Орда сбывала генуэзским купцам рабов и добычу, захваченную ордынскими отрядами во время военных походов.
Из крымских торговых городов начинались торговые пути, ведущие как в южную Европу, так и в Среднюю Азию, Индию и Китай. Торговые пути, ведущие в Среднюю Азию и Иран, проходили по Волге.
Падение Золотой Орды [ ]
После убийства хана Джанибека в 1357 началась смута, свидетельствовавшая о начале распада единого государства. С 1357 по 1380 на золотоордынском престоле перебывало более 25 ханов.
Ханы Золотой Орды [ ]
Наследники Золотой Орды [ ]
Альтернативные теории [ ]
Сноски [ ]
Литература [ ]
Внешние ссылки [ ]
Шаблон:Монголо-татарское нашествие 1237-42
орда возрождается глубоко в манголии
bg:Златна орда bs:Zlatna horda de:Goldene Horde fi:Kultainen orda ga:An Mathshlua Órga hu:Arany Horda ja:ジョチ・ウルス lt:Aukso orda mn:Алтан Ордын улс nl:Gouden Horde pt:Canado da Horda Dourada ro:Hoarda de Aur sv:Gyllene horden tr:Altın Orda Devleti tt:Altın Urda uk:Золота Орда vi:Kim Trướng hãn quốc zh:金帳汗國
Рафаэль Хакимов: «До XIV века в качестве названия Золотой Орды использовался термин «Татария»
«Великая Татария» казанского историка. Часть 7-я
Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Как возникла Великая Татария и чем она стала». В ней казанский ученый делится своей интерпретацией исторических событий в Евразии, заметное место в которых занимали татары и их предки. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения (см. ч. 1, 2, 3, 4, 5, 6).
Золотая Орда
Улус Джучи (Золотая Орда) с 1224 по 1269 год формально находился в составе Монгольской империи, хотя уже Бату-хан фактически вел автономную политику.
Название «Золотая Орда» впервые появляется в 1566 году в сочинении «Казанская история». С XIX века термин прочно закрепился в историографии как синоним «Улуса Джучи». В золотоордынских и арабо-персидских источниках государство обозначалось термином «Улус», с добавлением какого-либо эпитета («Улуг улус») или имени правителя («Улус Берке») и т. д. Слово «орда» в этих же источниках обозначало ставку в значении «золотой парадный шатер». В русских летописях слово «орда» обычно означало войско. Его употребление в качестве названия страны становится постоянным с рубежа XIII—XIV веков, до этого времени в качестве названия использовался термин «Татария». На татарском языке страну называли «Олуг йорт» (старший дом), «Олуг олыс» (старший улус), при этом столицу называли Баш кала, а передвижную ставку — «Алтын Урда».
Арабский историк Аль-Омари (XIV век) территорию Орды описывал так: «Границы этого государства со стороны Джейхуна — Хорезм, Саганак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, город Маджар, Азака-Кака, Акча-Кермен, Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, область Сибири, Ибирь, Башкырд и Чулыман…». После Западного похода (1236—1242 годы), возглавляемого Бату, Улус Джучи расширился на запад, и его центром стало Поволжье.
Брат Бату Берке (1257—1266 годы) принял ислам и благодаря этому получил поддержку влиятельных мусульманских торговых кругов Поволжья и Средней Азии. Берке приглашал из Ирана и Египта ученых, поэтов, из Хорезма — ремесленников и купцов. Заметно оживились торговые и дипломатические связи со странами Востока. На ответственные государственные посты стали назначаться высокообразованные выходцы из Ирана и арабских стран, что вызывало недовольство кочевой знати. Берке продолжил масштабное градостроительство, начатое Бату.
Менгу-Тимур вошел в историю как хан, подписавший Таласский договор, объявив о полной независимости Золотой Орды и распаде Монгольской империи. После его смерти в стране начался политический кризис, связанный с именем Ногая, занимавшего пост беклярибека (бек беков) — второго по значению в государстве. Его улус находился на западе Золотой Орды (вблизи Дуная). Ногай поставил своей целью образование собственного государства. И в период правления Туда-Менгу (1282—1287 годы) и Тула-Буги (1287—1291 годы) ему удалось подчинить огромную территорию по Дунаю, Днестру, Днепру. При прямой поддержке Ногая на сарайский престол был посажен Тохта (1291—1312 годы). Сначала новый правитель слушался своего покровителя, но вскоре, опираясь на степную аристократию, выступил против него. Длительная борьба закончилась в 1299 году поражением Ногая. Единство государства было восстановлено.
Во времена правления хана Узбека (1313—1341 годы) и его сына Джанибека (1342—1357 годы) Золотая Орда достигла своего расцвета. При Узбеке бурно развивалась торговля со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. Караванные пути стали не только безопасными, но и благоустроенными.
Условный портрет Джанибека в Каталанском атласе 1375 г.
В то же время именно Узбек, приняв государственную религию, заложил в фундамент Золотой Орды противоречия. Они сводились к двум позициям: доминирование одной религии вместо равенства разных культур и противодействие шариата развитию экономики.
После Узбека на престол ханства вступил его сын Джанибек. Еще при его жизни в Улусе Шибана (Западная Сибирь) был провозглашен свой хан. А убийство в 1359 году хана Бердибека (сына Джанибека) положило конец династии Бату, что стало причиной появления многочисленных претендентов на престол. Началась «Великая замятня» («Смута»). С 1359 по 1380 годы на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов, а многие регионы попытались стать независимыми.
«Смута» в Золотой Орде закончилась после того, как чингизид Тохтамыш при поддержке эмира Тамерлана в 1377—1380 годах сначала захватил территории на Сырдарье, а затем — престол в Сарае.
При Тохтамыше (1380—1395 годы) центральная власть вновь стала контролировать всю основную территорию государства. В 1382 году хан совершил поход на Москву и добился восстановления выплаты дани.
Тохтамыш под Москвой
В 1420-х годах начался процесс распада государства. Все большую самостоятельность приобретали регионы (вилояты) в Сибири, Казани, Крыму, Астрахани, в Ногайской степи (Мангыт йорты). Столица из Сарая переместилась в город Крым (ныне Старый Крым).
Золотая Орда
Государство в Северо-Восточной Евразии (1269–1502). Алтын Урда
Содержание
Название
В татарских источниках известно как «Олуг Улус» («Великая держава») или Улус Джучи по имени родоначальника династии Джучи, в арабских – как северное татарское государство Дешт-и-Кипчак, в русских –как Орда, «Царство татар», в латинских – как «Тартария».
В русской исторической литературе понятие «Золотая Орда» как обозначение этого государства используется с конца XVI– нач. XVII вв. и происходит от тюрко-монгольского названия ставки ханов (см. Алтын тахт), термин «Золотая Орда» утвердился в XIX в.
Основа
Золотая Орда образовалась в 1207–1208 гг. на основе земель, выделенных Чингизханом в качестве улуса сыну Джучи в Прииртышье и Саяно-Алтае.
С завоеванием монголами Средней Азии в состав этого улуса были включены земли Хорезма и Восточного Приаралья.
Эпоха Бату хана
После смерти Джучи (1227) решением всемонгольских курултаев (1229, 1235) правителем улуса был провозглашен хан Бату, которому во владение были переданы, помимо улуса, также все западные страны «вплоть до тех мест, куда достигнет копыто монгольской лошади».
В ходе завоевательных монгольских войн с кипчаками, булгарами, аланами, славянами (1229–1242) к улусу Бату были присоединены Южное Приуралье, Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Волжская Булгария, русские княжества, Крым, разорены Польша, Чехия, Венгрия и другие государства вплоть до побережья Адриатического моря (см. Монгольские завоевательные походы).
К 1243 г. в составе Улуса Джучи находились территория от Прииртышья на востоке до Приднестровья на западе и от Южного Приаралья, Северного Кавказа и Крыма на юге до Западной Сибири и Верхнего Приуралья на севере. Включал территорию Дешт-и-Кипчака, Дешт-и-Хазара, Волжской Булгарии, а также Киевского, Черниговского, Владимиро-Суздальского, Новгородского, Галицко-Волынского и др. княжеств.
В середине XIII в. в вассальной зависимости от ханов Золотой Орды находились Венгрия, Болгария, Сербия.
Территория Золотой Орды была связана единой транспортной системой – ямской службой, состоявшей из ямов (станций).
Во главе улусов стояли улусные эмиры ( улусбек ), во главе более мелких уделов – туменбаш, минбаш, йозбаши, унбаши и пр. На подвластной территории они, как правило, осуществляли судопроизводство, организовывали сбор налогов, занимались набором войск и командовали ими.
Одновременно некоторые вассальные владения (булгарское, русские и др. княжества) напрямую подчинялись великому кагану (хану) Монгольской империи, хотя фактически управлялись ханами Золотой Орды.
В 1257–1259 гг. для укрепления ханского правления в ряде вассальных владений (булгарском, русских княжествах и других завоеванных странах) была произведена перепись населения, введено единое подворное налогообложение и установлено выполнение различных повинностей (ямской, воинской и др.), учрежден институт баскачества ( баскак ).
Середина XIII–XIV в.
Хану Менгу-Тимуру удалось добиться полной независимости от великого кагана, свидетельством чего стали чеканка монет с именем хана и курултай ханов улусов Джучи, Чагатая и Угедея в 1269 г., разграничивший их владения и узаконивший распад Монгольской империи.
В конце XIII в. в Ак Орде образовались 2 политических центра: в Северном Причерноморье правил беклярибек Ногай, в Поволжье – хан Токта. Противостояние этих центров закончилось на рубеже XIII–XIV вв. победой Токты над Ногаем; при нем в 1310–1311 гг. были проведены некоторые реформы, в том числе унификация денежной системы.
Верховная власть в Золотой Орде принадлежала джучидам. До 1360 г. ханами были потомки Бату, затем – Тука-Тимура (с перерывами, вплоть до 1502 г.) и Шибанидов на территории Кок Орды и Средней Азии.
С 1313 г. ханами Золотой Орды могли быть только джучиды-мусульмане.
Система власти
Формально ханы являлись единовластными монархами, их имя упоминалось в пятничных и праздничных молитвах ( хутбе ), они скрепляли своей печатью законы и исполняли другие государственные функции.
В государственной иерархии выделялся олуг карачибек (великий карачибек, беклярибек ), который ведал судопроизводством, внутренними и внешнеполитическими делами, а также являлся главнокомандующим войсками страны.
Социальная организация знати в Золотой Орде имела иерархическую систему, связанную с правами на землевладение (или взимание определенного налога), как условное ( суйургал ), так и безусловное ( тархан ).
Социальная структура
Административно-фискальную власть на местах осуществляли чиновники – даругабеки ( даруга ).
Число налогов и повинностей доходило до 16; их сбором ведали чиновники свыше 10 категорий.
Население зависимых областей платило налоги и пошлины в пользу хана (например, ордынский выход в русских княжествах) и своих феодалов, выполняло также некоторые повинности (воинскую, ямскую и др.).
Гарнитура поясного набора. Золотая Орда. Вторая половина XIV – рубеж XV в
Серебро; литье, позолота, чеканка, гравировка. Фонд Марджани
Войско
Войско Золотой Орды состояло из личных отрядов хана и знати, войсковых формирований и ополчений различных улусов и городов, а также войск союзников (всего до 250 тыс. человек).
Костяком армии являлась знать, которая составляла кадры военачальников и профессиональных воинов, главным образом тяжеловооруженных кавалеристов (до 50 тыс. человек). Вспомогательную роль в бою играла пехота.
Применялись стратегические и оперативные маневры, охваты, фланговые удары и засады.
Воины были неприхотливы (должны были снабжать себя сами), войско отличалось маневренностью, быстротой и могло совершать длительные переходы, не теряя боеспособности.
Наиболее крупные сражения:
Поясная чаша. Золотая Орда. XIV в
Серебро, чеканка, гравировка, позолота. Фонд Марджани
Города
На территории Золотой Орды находилось более 30 крупных городов:
в Приднестровье – Аккерман, Иски-Шехр,
в Крыму – Кырк-Ер, Крым,
в Среднем Поволжье – Болгар, Джукетау, Иски-Казань, Казань, Кашан, Мухша,
в Нижнем Поволжье – Укек, Сарай аль-Джадид, Бельджамен, Сарай аль-Махруса, Хаджитархан,
на Северном Кавказе – Маджар, Дербент,
в Северо-Восточном Прикаспии – Сарайчик,
в Хорезме – Ургенч (Куня-Ургенч),
в Приаралье – Дженд, Сыгнак, Отрар, Сайрам и др.
Вокруг большинства городов располагалась обширная оседло-земледельческая округа.
Отрасли хозяйства
Города, особенно крупные, были центрами высокоразвитого ремесла (железоделательного, оружейного, кожевенного, деревообрабатывающего и др.), особый расцвет переживали стеклоделие, гончарное и ювелирное производства.
В Золотой Орде широкое развитие получило декоративно-прикладное искусство (поясная гарнитура, торевтика и украшения), в котором переплелись центрально-азиатские, поволжские и восточные мотивы и традиции.
Важной отраслью хозяйственной жизни являлась торговля со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока. Была развита транзитная торговля с Западной Европой шелком, пряностями и другими товарами из Китая и Индии.
Из Золотой Орды вывозили хлеб, меха, изделия из кожи, пленников, скот (пользовался значительным спросом на внешних рынках и продавался в Западную Европу, вплоть до Италии, а также на Ближний и Средний Восток; в странах мусульманского Востока особенно ценились породистые поволжские скакуны).
Во многих городах Золотой Орды существовали крупные торгово-ремесленные общины евреев, армян (например, Армянская колония в Болгаре), греков и итальянцев. Итальянские города-республики имели свои торговые колонии в Северном Причерноморье (генуэзская в Кафе, Судаке, венецианская в Азаке), функционирование которых регламентировалось договорами с золотоордынскими правителями.
Первая столица
Столицей Золотой Орды до первой трети XIV в. был Сарай аль-Махруса – крупный экономический, религиозный, политический и торговый центр Нижнего Поволжья, построенный при хане Бату. Некоторое время город выполнял только административные функции, но постепенно в нем получили развитие ремесла (в первую очередь, для удовлетворения запросов знати).
В XIV в., в условиях всплеска торговли и производственной активности, город разросся и превратился в мегаполис (общая площадь с пригородами около 36 кв.км). По мнению современников, число жителей достигало 75 тыс. человек.
Плотная застройка, его пригороды с замками знати, обширными садами, огородами, слившиеся в единый массив, своими масштабами и великолепием производили огромное впечатление на современников. Город отличался высоким уровнем благоустройства, в нем имелись централизованные водопровод и канализация, а большая часть дворцов и общественных зданий были выстроены из сырцового кирпича.
Внутри золотоордынских городищ археологами выявлены целые ремесленные кварталы, жители которых специализировались на своем, особом производстве.
Вторая столица
С первой трети XIV в. столицей Золотой Орды стал Сарай аль-Джадид, построенный при хане Узбеке. Подлинного расцвета он достиг при жизни его сына хане Джанибеке, когда сюда был переведен ханский двор.
Город был хорошо спланирован и благоустроен. В нем имелись кварталы знати (юго-восточная окраина), культовые сооружения, жилые и ремесленные постройки.
До 1360-х гг. города Золотой Орды, как правило, не имели общей крепостной стены.
Основные занятия населения
Население выращивало просо, рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, полбу, возделывало различные бахчевые и садовые культуры, снабжало продовольствием, в первую очередь хлебом, не только себя, но и поставляло его на экспорт.
Основную территорию Золотой Орды занимали степи. Степное население Золотой Орды продолжало вести полукочевую жизнь с преобладанием скотоводства (овцеводство и коневодство), кочуя в меридиональном направлении с юга на север летом и с севера на юг зимой.
Этнический состав населения
После завоевания Западной Сибири, Приаралья и Восточной Европы племенные союзы кимако-кипчаков были раздроблены и включены в военно-административную и клановую систему Улуса Джучи, их племенная аристократия частью была истреблена, частью влилась в состав завоевателей.
В этносоциальном и конфессиональном отношении в Золотой Орде произошли кардинальные изменения. Основу этноплеменной структуры населения Золотой Орды составляли тюрко-монгольские кланы, которые ассимилировали многие кипчако-кимакские и угорские народы. Именно с этого времени среди населения Евразии ведущее положение стали занимать татарские (тюрко-монгольские) кланы.
Позже все это привело к социокультурной консолидации аристократии и становлению новой этнополитической общности – татар, объединявшей мусульманизированную (главным образом тюрко- и монголоязычную) знать, находившуюся в вассальной зависимости от джучидов. Она относилась к джучидской кланово-родовой системе, была объединена социально-престижным этнонимом татары и формировалась не только из тюрко-монгольской среды, но и из аристократии оседлых народов булгарских княжеств, Хорезма, частично Руси и др.
Основное оседлое население Поволжья и Северного Причерноморья чаще всего самоопределяло себя по религиозному признаку – «мусульмане».
После распада Золотой Орды (первая половина XV в.) началось формирование новых этнополитических общностей, имевших свои локальные самоназвания, а термин «татары» стал функционировать в качестве политонима, обозначая военно-служилую тюрко-мусульманскую аристократию.
Окончательное оформление этих процессов произошло в XV–XVI вв. в рамках возникших татарских государств: Астраханского, Казанского, Касимовского и Сибирского ханств, Большой Орды и Ногайской Орды.
В языковом отношении (по сравнению с домонгольским периодом) также произошли изменения. Для народов Золотой Орды официальным и разговорным языком являлся тюркский язык. Позднее на его основе сформировался тюркский литературный язык – поволжский тюрки. На нем созданы такие произведения старотатарской литературы, как «Китабе Гулистан бит-тюрки» Саифа Сараи, «Мухаббат-наме» Хорезми, «Хосров ва Ширин» Кутба, «Нахдж аль-фарадис» Махмуда ас-Сараи аль-Булгари.
В качестве литературного языка поволжский тюрки функционировал среди татар Восточной Европы до середины XIX в.
Первоначально делопроизводство и дипломатическая переписка в Золотой Орде осуществлялись на монгольском языке, который во второй половине XIV в. был вытеснен тюркским.
В городах Золотой Орды были также распространены арабский (язык религии, мусульманской философии и законоведения) и персидский (язык высокой поэзии) языки.
Религия
Важным фактором этнокультурной интеграции населения являлось распространение в Золотой Орде ислама, ставшего в 1313 г. государственной религией. Конечным результатом этих культурно-исторических процессов стало формирование имперской надэтничной культуры военно-служилой знати, включая выработку мифологем и символов джучидской историографии (частично соединивших чингизидскую традицию с мусульманской картиной мира).
Первоначально ханы Золотой Орды исповедовали тенгрианство (см. Тенгре) и несторианство, а среди тюрко-монгольской аристократии были также мусульмане и буддисты.
Первым ханом, принявшим ислам, стал Берке. Затем новая религия начала активно распространяться в среде городского населения и тюрко-монгольской аристократии. К тому времени в булгарских княжествах, Хорезме и некоторых других покоренных землях основной население уже исповедовало ислам, к концу XIV в. он широко распространился среди населения всей страны.
Главой духовенства Золотой Орды мог быть человек только из рода сейидов (потомков пророка Мухаммада от его дочери Фатимы и халифа Али).
Важную роль в распространении ислама в Поволжье сыграли суфийские тарикаты (ордена) (например, Кубравийа, Йасавийа), которые имели свои мечети и ханака.
Государственная политика в области религии в Золотой Орде строилась на принципе веротерпимости. Сохранились многочисленные грамоты ханов русским патриархам об освобождении их от всех видов податей и налогов. Аналогично строились взаимоотношения правителей Золотой Орды с армянскими монофизитами, католиками и иудаистами. Мусульм. духовенство владело обширными землями, вакфами и другим имуществом.
Украшения из филиграни. Золотая Орда, Хорезм (?). XIV в
Золото, пайка, филигрань, зернь, бирюза, гранат (?). Фонд Марджани
Культура
Золотая Орда была страной развитой культуры (см. Золотоордынское искусство, Золотоордынская культура).
О грамотности и культуре населения свидетельствуют отдельные предметы с надписями, эпитафии.
Существовала официальная историография, сохранившаяся в сочинениях «Чингиз-наме», «Джами ат-таварих» Рашидаддина, в генеалогиях отдельных правителей и фольклорной традиции.
Высокого уровня достигли строительное дело и архитектура, в том числе белокаменное и кирпичное строительство, резьба по камню (см. Эпиграфические памятники булгаро-татарские). Развивались декоративно-прикладное искусство, народное творчество.
Гарнитура поясного набора. Золотая Орда. Последняя треть XIV в
Серебро, литье, позолота, чеканка, гравировка. Фонд Марджани
Внешняя политика
Внешняя политика Золотой Орды после завоеваний середины XIII в. определялась стремлением захватить новые земли на Западе и распространить свою власть на караванные пути в Закавказье и Малой Азии.
Золотоордынские ханы не прекращали военного и дипломатического давление на страны Юго-Восточной и Центральной Европы. В 1243 г. ордынское войско предприняло поход на Галицко-Волынское княжество, после чего князь Даниил Романович признал себя вассалом Бату. Однако власть последнего была номинальной. Только походы монгольского царевича Хурумши и багатура Бурундая 1250-х гг. смогли нанести сокрушительное поражение Галицко-Волынскому княжеству, Польше и Литве.
Особенно разорительным был поход 1259 г. войск Бурундая в Польшу, когда были разрушены укрепления южнорусских городов, сожжен город Сандомир.
После этих войн западная граница Золотой Орды установилась по реке Прут и Карпатам. Новые военные походы, предпринятые Ногаем (1275, 1277, 1280, 1286, 1287), преследовали цель установления вассальной зависимости балканских стран и Польши, чтобы наложить на них дань и военную контрибуцию.
Походы Ногая на Византию были вызваны желанием ханов нанести поражение союзнику хулагуидов, с которыми началась борьба за Закавказье и возможность беспрепятственного прохода через черноморские проливы торговым судам и ордынским посольствам. Поход окончился осадой Константинополя, разорением Болгарии и включением ее в сферу влияния Золотой Орды (1269).
Война, разгоревшаяся в 1262 г. в Предкавказье и Закавказье, шла с перерывами вплоть до 1390-х гг. Золотая Орда стремилась занять там стратегически важные города Нахичевань, Марагу, Тебриз – центры торговли по Великому шелковому пути и плацдарм для завоевания всего Ближнего Востока. В ходе военных действий 1260-х гг. объединенное войско Берке и Ногая нанесло поражение Хулагу (1263, 1265), отряды Ногая были разбиты близ Шемахи хулагуидами (1267), последние, в свою очередь, потерпели поражение от правителя мамлюкского Египта Бейбарса при Айн-Джалуте в Палестине (1269).
Война не принесла решающей победы ни одной стороне, но явилась важным фактором международной политики, делавшим Золотую Орду стратегическим союзником мамлюкского Египта и тюрок-сельджуков (турков) и соперником ильханов Ирана, королевств крестоносцев в Палестине и Византии.
Затем наступило время дипломатических интриг между Византией и Золотой Ордой и невооруженных противостояний, которое обострялось походами Менгу-Тимура (1290) и Узбека (1318–1319, 1325, 1335).
Период наибольшего политического и экономического могущества Золотой Орды пришелся на время правления ханов Узбека и Джанибека. В этот период на гребне экономического подъема заметно усилилась центральная власть, сложилась единая система управления империей, огромная армия, состоявшая в основном из мелких держателей условных земельных владений (икта), стабилизировались границы, наметились успехи в войнах с соседями в Азербайджане и Восточной Европе.
Замятня
В середине XIV в., после 20-летней междоусобной войны (см. «Великая замятня»), природных катаклизмов (засуха, затопление Нижнего Поволжья водами Каспийского моря), эпидемий чумы и т. п., произошло резкое ослабление Золотой Орды.
Наступил период длительного упадка, начался распад единого государства (фактическая независимость владений Мамая в Ак Орде и марионеточных ханов, появление своей правящей династии Суфи в Хорезме, независимость Болгара при Булат-Тимуре и Хасане, война великого князя московского Дмитрия Донского против Мамая в 1378–1380).
Эпоха хана Токтамыша
Попытки вернуть стабильность в Золотую Орду путем новых реформ (укрепление центральной власти, денежная реформа и т. п.), предпринятые Идегеем в начале XV в., лишь на короткое время сняли внутреннее напряжение в стране. Его правление при номинальных ханах ознаменовалось рядом внешнеполитических успехов (разгром войск великого князя литовского Витовта и Токтамыша на реки Ворскла в 1399 г., поход на Мавераннахр в 1405 г., осада Москвы в 1408 г.).
Распад
После гибели Идегея в битве с сыновьями Токтамыша (1419) начался распад единой империи, который привел к возникновению на территории Золотой Орды ряда татарских государств: Сибирского ханства (1420), Крымского ханства (1428), Казанского ханства (1438).
Последним осколком Золотой Орды в Нижнем Поволжье оставалась Большая Орда, которая распалась в 1502 г. в результате разгрома потомков хана Ахмада войсками крымского хана Менгли-Гирея (см. также Ногайская Орда).
Влияние
Золотая Орда сыграла значительную роль в этнокультурном формировании татарской нации, а также в этническом развитии башкир, казахов, ногайцев, узбеков (тюрков Мавераннахра) и ряда других тюркских народов. Золотоордынские традиции сыграли огромную роль при становлении Московской Руси, особенно в организации государственной власти, системе управления и военном деле.
Ханы Улуса Джучи и Золотой Орды
Джучи (1208–1227),
Бату (1227–1256),
Сартак (1256),
Улакчи (1256),
Берке (1256–1266),
Менгу-Тимур (1266–1282),
Туда-Менгу (1282–1287),
Тула-Буга (1287–1291),
Токта (1291–1313),
Узбек (1313–1342),
Тинибек (1342),
Джанибек (1342–1357),
Бердибек (1357–1359).
Ханы периода «Великой замятни»:
Кульпа (1359–1360),
Науруз (1360),
Хызр (1360–1361),
Тимур-Ходжа (1361),
Орду-Мелик (1361),
Абдуллах (1361–1370, с перерывами),
Кильдибек (1361–1362),
Мюрид (1361–1364),
Мир-Булат (1364–1365),
Азиз-Шейх (1365–1367),
Тулунбек (1370),
Мухаммад-Буляк (1370–1380, с перерывами),
Урус (1374–1375),
Черкес- бек (1374–1375),
Каганбек (1375–1377),
Токтакия (1376–1377),
Арабшах (1377–1379).
Ханы после завершения «Великой замятни»:
Токтамыш (1380–1397, с перерывами, в 1394–1395 гг. – Таш-Тимур, в 1396–1397 гг. – Коюрчак),
Тимур-Кутлуг (1397–1399),
Шадибек (1399–1407),
Булат-Султан (1407–1410),
Тимур (1411),
Джалаладдин (1411–1412),
Керим-Берди (1413),
Кебек (1413–1414),
Чакры (1413–1416),
Джаббар-Берди (1416),
Дервиш (1416–1419),
Кадыр-Берди (1419),
Улуг-Мухаммад (1420–1437, с перерывами, в 1420–1438 гг. – Гиясаддин, в 1420–1424 гг. – Худайдат, в 1422–1427 гг. – Барак, в 1433–1435 гг. – Хаджи-Гирей).
Ханы периода распада Золотой Орды:
Сейид-Ахмад (1433–1455),
Кичи-Мухаммад (1433–1459),
Ахмад (1459–1481),
Муртаза (1481–1494),
Сейид-Ахмад (1485–1502),
Сейид-Мухаммад (1485–1502),
Шейх-Ахмад (1491–1502).
Источники
Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды: в 2 т. М.–Л., 1941.
Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957.
Рашид ад-Дин. Сборник летописей: в 3 т. М.–Л., 1960.
Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. 1–5, 15, 18.
Барбаро и Контарини о России. Л., 1971.
Поло М. Книга Марко Поло. А.-А., 1990.
Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. А.-А., 1992.
Григорьев А.П., Григорьев В.П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции. СПб., 2002.
Литература
Саблуков Г.С. Очерк внутреннего состояния Кыпчакского царства. Казань, 1895.
Насонов А.Н. Монголы и Русь (История татарской политики на Руси). М.–Л., 1940.
Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М.–Л., 1950.
Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.
Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом (XIII–XIV вв.). М., 1966.
Фёдоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.
Фёдоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973.
Фёдоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994.
Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV–XV вв.). М., 1975.
Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV–XVI вв. Казань, 1979.
Григорьев А.П. Золотоордынские ханы 60–70-х годов XIV в.: хронология правлений // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., 1983. Т. 7.
Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII–XV вв. М., 1983.
Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в 13–14 вв. М., 1985.
Из истории Золотой Орды. Казань, 1993.
Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. Проблема исторической преемственности. М., 1993.
Губайдуллин Г.С. История татар. М., 1994.
Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994.
Фахретдин Р. Ханы Золотой Орды. Казань, 1996.
Кульпин Э.С. Золотая Орда. Проблемы генезиса Российского государства. М., 1998.
Малов Н.М., Малышев А.Б., Ракушин А.И. Религии в Золотой Орде. Саратов, 1998.
Кляшторный С.Г., Султанов Т.М. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000.
Измайлов И.Л. Ислам в Золотой Орде // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье. История и современность. Казань, 2001.
Крамаровский М.Г. Золото Чингисидов: культурное наследие Золотой Орды. СПб., 2001.
Источниковедение истории Улуса Джучи. Казань, 2003.
История татар: в 7 т. Казань: Институт истории АН РТ, 2009. Том III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в.
Золотая Орда: библиографический указатель / автор-составитель И.М. Миргалеев; отв. ред. Э.Г. Сайфетдинова. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2013. 412 с.
Spuler B. Die Goldene Horde. Die Mongolen in Russland. Lpz., 1943.
Schamiloglu U. The Qaraci byes of the later Golden Horde: Notes on the Organization of the Mongol World Empire // Archivum Eurasiae medii aevi. 1984. Vol.4.
Halperin Ch. J. Russia and the Golden Horde. The Mongol Impact on Medieval Russian History. Bloomington, 1985.