Золотой теленок что означает

Золотой телец

Золотой теленок что означает. Смотреть фото Золотой теленок что означает. Смотреть картинку Золотой теленок что означает. Картинка про Золотой теленок что означает. Фото Золотой теленок что означает

Н.Пуссен Поклонение золотому тельцу

Выражение золотой телец используется как символ богатства, власти золота и денег. С золотом тут все ясно, а вот почему телец? ( Телец – это теленок. ) П очему не петух, не баран, не осел, не верблюд, наконец?

Ноги этого фразеологизма растут из библейской легенды. Все знают, что по легенде народ израилевый долгое время был в египетском рабстве, и, разумеется, не мог не позаимствовать некоторые обычаи и манеру поведения у своих хозяев. А египтяне были отчасти скотоводы по роду занятий и язычники по верованиям. Символом богатства и достатка у древних египтян был скот. Вот они и поклонялись скоту как источнику питания и быку, (то есть тельцу), как вождю коровьего племени, который в их глазах олицетворял сильного предводителя своего стада. Все разумно и понятно.

Когда евреи вырвались из египетского плена, они долго шастали по пустыне, сорок лет водил их вождь Моисей по безлюдным местам, чтобы родились и выросли два поколения новых евреев, которые не помнили бы египетского рабства и унижений, и, стало быть, ощущали бы себя свободными людьми. Гениально задумано и исполнено.

Золотой теленок что означает. Смотреть фото Золотой теленок что означает. Смотреть картинку Золотой теленок что означает. Картинка про Золотой теленок что означает. Фото Золотой теленок что означает И вот Моисей отправился на гору Синай, где сорок дней ждал от господа священных правил поведения правоверных. И господь послал Моисею две каменные плиты с высеченными на них текстами знаменитых десяти заповедей, так называемые скрижали.

Но в это время евреи, оставшиеся у подножия горы без своего вождя Моисея, обратились к первосвященнику Аарону дать им идола для поклонения, которого они могли бы благодарить за выход из плена и прекращение всех своих неприятностей. Аарон велел евреям собрать все золотые украшения и монеты, какие у них были, приказал переплавить их и из этого золота отлить фигуру тельца. После чего золотого тельца водрузили на высокое место и стали возносить ему благодарности и устроили празднества и пиршества с музыкой и танцами.

Увидев все это безобразие, это форменное идолопоклонство, Моисей шибко осерчал на соплеменников и в гневе разбил каменные скрижали. Дальнейшие события можете прочитать в священном писании или его вольных толкованиях, нас же интересует лишь происхождение выражения золотой телец.

Собственно, его мы уже установили. Евреи, оставшись временно без мудрого руководства, решили поклоняться тому, к чему призывал их голос еврейской крови – золоту. Ну, а телец тут – лишь форма.

Но Моисей железной рукой восстановил порядок, цитата:

« И взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (Исх. 32:20). Моисей устроил кровавый суд, по его приказу левиты убили три тысячи человек. Бог поразил народ несчастьем».

Золотой теленок что означает. Смотреть фото Золотой теленок что означает. Смотреть картинку Золотой теленок что означает. Картинка про Золотой теленок что означает. Фото Золотой теленок что означает 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Источник

Золотой Телёнок как книга жизни

«Золотой Телёнок» как книга жизни

Об изменении восприятия книги с возрастом

Трагическая судьба героев романа

Это сложная и чувствительная тема. Мы не будем говорить о двух экранизациях «Двенадцати стульев». Там особо не о чем говорить. Последняя многосерийная картина под названием «Золотой телёнок» находится очень далеко от духа оригинала. Это какая-то водевильно-комическая интерпретация вообще-то серьёзного произведения, с последующим созданием фильма «по мотивам». Даже счастливый конец приделали. Как говорится, без комментариев.
Единственная экранизация произведений авторов, о которой можно серьёзно говорить, это «Золотой телёнок» с Юрским в роли Остапа, Евстигнеевым в роли Корейко, Куравлёвым в роли Балаганова, Гердом в роли Паниковского. (Кто играл Козлевича, не помню.) На мой взгляд, трудно было бы создать фильм более близкий к оригиналу. И всё же надо отметить некоторые моменты. Балаганов в экранной версии, как ни жаль, далёк от настоящего Шуры Балаганова, которого мы видим на страницах книги. Балаганов Куравлёва не созовёт Сухаревскую конвенцию. Цитата из книги: «Может, все-таки возьмете частями? – спросил мстительный Балаганов», к нему также не относится. Шура Куравлёва в принципе не мстительный и заметно глупее Шуры из романа. И много других разногласий с книгой. Пожалуй, хорош Паниковский в исполнении Герда. Козлевич похож, но простоват и слишком добрый по сравнению с книжным Козлевичем. Всё-таки за спиной у человека несколько тюремных сроков и непростых жизненных решений и, что самое главное, их реализации. Нет претензий к Корейко Евстигнеева. Очень хорошо. Юрский в роли Остапа совсем неплох. И всё же, всё же… Остап это главный герой. Он более тонок и гибок, чем Остап Юрского, более увлекаем идеями и более плодовит на них. Книжный Остап генерит идеи легко, естественно. Собственно, вся жизнь Остапа это постоянное придумывание новых идей и решений проблемных ситуаций. Остап из романа более артистичен, больший импровизатор. Остап Ильфа и Петрова во многом поэтичен. А несколько тяжеловесный и прямолинейный Остап Юрского не поэт. Прототип Остапа это реальный человек, брат которого был поэтом. Наверное, и скорее всего наверняка, человек, который послужил прототипом Остапа, тоже был в какой-то мере поэтической натурой (а кто ещё пойдёт к бандитам, которые убили его брата, чтобы выяснять обстоятельства гибели, а потом с ними пить, поминая брата и читая его стихи?). Так что в моем представлении фильм и книга существуют отдельно. Фильм хорош сам по себе, верно отражая многие моменты. Роман, и особенно книжный Остап, включая его зрительный образ, в моём воображении живут самостоятельной жизнью.

Вот я и написал свои заметки, излив наконец на бумагу свои давние мысли. Поводом послужил канун Нового 2013 года – решил сделать себе такой новогодний подарок. Дальше тянуть было невозможно. Если не сейчас, то, скорее всего, уже никогда. Мне жаль, что в своё время я взял из книги то, что брать не следовало, и наоборот, был не до конца последователен в том, что действительно принесло бы пользу. Фактически, в какой-то своей части, я был похож на весёлых простоватых студентов политехникума. Впрочем, как и многие мои сверстники. Недолго, но был. Я не сразу заметил глубину, потому что это было не принято, потому что жизнь подавалась более упрощённой и более схематичной. И это аукнулось. За любое неадекватное представление о жизни рано или поздно приходится расплачиваться, неважно каким образом оно было приобретено – от друзей, от школы, от семьи или почерпнуто из книг.
Так что одна из основных мыслей этих заметок это то, что «Золотой телёнок» на деле более серьёзная книга, чем многие думают. Намного более серьёзная и глубокая. А вторая мысль была о том, что жизни надо учиться, надо понимать её, адекватно представлять, а иначе будет слишком много проблем, чтобы сохранить себя и прожить достойную человеческую жизнь.

Примечание:
Я не против товарно-денежных отношений, обеими руками за свободу предпринимательства, когда человек зарабатывает своим трудом. Проблема в том, что при капитализме неминуемо происходит поляризация в распределении общественного продукта, когда одни становятся всё богаче, а другие всё беднее, до тех пор пока вопиющее неравенство не приведёт к неразрешимым проблемам и общественной нестабильности. Надо понять, что при капитализме, когда капитал контролирует все аспекты жизни общества, а именно так и происходит в современных капиталистических странах, в принципе невозможен баланс общественных интересов, потому что капитализм изначально, в силу его примитивной природы, основанной на животных инстинктах, не предполагает понятия меры, баланса, понятия общественного блага. Элитарное правление в этом плане во многих аспектах даже лучше капиталистического общества, поскольку там хотя бы есть преемственность и есть осознание ответственности за страну, хотя и там есть куча своих проблем. Конечно, социализм сейчас хают и топчут, по вполне понятным причинам, но там был большой потенциал, там по-настоящему были ростки будущего, и даже в тех условиях он в какой-то мере был реализован и наглядно показал свои преимущества. Конечно, социализм, равно как и капитализм, не для всех подряд. Требуется определённый менталитет, культура, чтобы реализовать его преимущества, и не у всех народов или этнических групп такие качества присутствуют. Но это уже другой вопрос. А сама социалистическая идея в основе здоровая и в смысле социального согласия и гармонии очень даже продуктивная. Просто социализм не для всех, до него надо дорасти, вот и всё.

Источник

Золотой телец

Золотой телец
Из Библии. В Ветхом Завете, во Второй книге Моисея (Исход, гл. 32) рассказывается о том, как евреи, возвращаясь на родину из египетского плена, долгое время блуждали по пустыне и совершенно\’ утратили веру в скорое прекращение своих скитаний. Тогда священнослужитель Аарон велел собрать все золотые украшения, которые были у евреев, переплавить их и сделать золотую статую тельца (быка). Евреи стали поклонять-. ся этому тельцу и приносить ему жертвы в надежде на возвращение домой: «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (гл. 32, ст. 4). Но пророк Моисей пресек это идолопоклонство.
Иносказательно: символ богатства, власти золота, власти денег. Отсюда же выражения «поклонение золотому тельцу», «пляска вокруг золотого тельца» и т. п. Пример использования выражения в иносказательном смысле — роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» (1931).

Смотреть что такое «Золотой телец» в других словарях:

золотой телец — сущ., кол во синонимов: 8 • власть денег (3) • власть золота (1) • деньги (129) … Словарь синонимов

ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ — в ветхозаветных преданиях золотой (или позолоченный) идол быка, которому поклонялись как воплощению самого Бога. В переносном смысле олицетворение богатства, денег … Большой Энциклопедический словарь

Золотой телец — в Ветхом Завете золотой (либо позолоченный) идол быка, поставленный Аароном по требованию народа, обеспокоенного долгим отсутствием Моисея, говорившего с Яхве на Синайской горе. Золотому тельцу поклонялись либо как воплощению самого Бога, либо… … Исторический словарь

ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ — в ветхозаветной традиции золотой (либо позолоченный) идол быка, поставленный Аароном по требованию народа, обеспокоенного долгим отсутствием Моисея, говорившего с Яхве на Синайской горе (народ «сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел … Энциклопедия мифологии

Золотой телец — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его … Википедия

Золотой телец — в ветхозаветных преданиях золотой (или позолоченный) идол быка; был сооружён Аароном по требованию народа, который стал поклоняться Золотому тельцу как воплощению самого Бога. В переносном смысле олицетворение богатства, денег. * * * ЗОЛОТОЙ… … Энциклопедический словарь

Золотой телец — Золотой телецъ (иноск.) золото, богатство. Поклоняться золотому тельцу. Ср. На землѣ весь родъ людской Чтитъ одинъ кумиръ священный, Что̀ царитъ надъ всей вселенной: Тотъ кумиръ телецъ златой. Гете. Фаустъ. Арія Мефистоф. Ср. Но въ роскошный… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

золотой телец — Золотой (златой) теле/ц, книжн. Символ власти золота, денег. Из библейского рассказа о том, как израильтяне, забыв о Боге, сделали себе идола золотого тельца, пока Моисей пребывал на горе Синай … Словарь многих выражений

Источник

Тайна Булгакова. Золотой телёнок

«При желании дать картину символического процесса, хорошим примером являются серии образов алхимиков. Они пользуются в основном традиционными символами, несмотря на их часто непонятное происхождение и значимость. Превосходным восточным примером является тантристская система чакр или мистическая нервная система в китайской йоге. По всей вероятности, и серия образов в Таро является потомком архетипов трансформации, что было подтверждено для меня в очень просвещённой лекции профессора (Рудольфа) Бернулли»

Карл Густав Юнг
«Об архетипах коллективного бессознательного»

Приоткрывание завесы тайны романа «Золотой телёнок» произошло со мной давно, где-то в начале 90-х годов, когда мне в руки попалась брошюра под названием «Энциклопедия оккультизма». На тот момент моё мировоззрение было уже вполне состоявшимся. Одна часть его досталась мне, по-видимому, из багажа прошлых жизней, а другая была приобретена под влиянием энергоинформационного обмена с очень интересными людьми, встречавшимися на протяжении всего жизненного пути.

Так вот, в этой брошюрке, небольшой по объёму, но очень ёмкой по содержанию, речь шла о древней символической системе, именуемой «ТАРО». Эта система описывала универсальные законы Вселенной посредством посвящения в тайны, именуемые арканами:

Не вникая пока в глубинную суть, приведу для начала примеры самых ярких соответствий, формально отразившихся в названиях этих глав:

Глава 7. Сладкое бремя славы (Золотой Телёнок)
Аркан 7. Победа (Таро)

Глава 11. Геркулесовцы (Золотой Телёнок)
Аркан 11. Сила (Таро)

Глава 15. Рога и копыта (Золотой Телёнок)
Аркан 15. Дьявол (Таро)

Но особое внимание хотелось бы обратить вот на эту главу романа и соответствующий ей аркан:

Глава 22. Командовать парадом буду я
Аркан 22. Абсолют

Теперь зададимся простым вопросом: а как можно охарактеризовать человека, виртуозно владеющего искусством комбинирования. Как оказалось, ответ на этот вопрос лежит на самом виду! Ну, конечно же – «Великий комбинатор». Недаром же говорят: «если хочешь что-либо спрятать – положи на самое видное место»…

«– Разве вы не слышали про искусство «хохмат-га-церуф»?
– Нет, – ответил Капустин.
– Строители Храма впервые познакомились с ним во времена тамплиеров. Точнее, в тринадцатом веке, когда в орден был принят Авраам Абулафия, великий мастер «Алеф-Бет» и других божественных алфавитов. Он открыл нам, что в глубинной основе мира лежат слова и буквы множества разных языков. Комбинируя их – как говорил сам Абулафия, развязывая и связывая заново – можно влиять на реальность и даже радикально менять её.
Неужели вы про это не знаете?»

Виктор Пелевин
«Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»

Как уже было отмечено, связь «Золотого телёнка» с «Таро» я обнаружил в те времена, когда интернета ещё не было и в помине, и поэтому, сверить свои открытия с единомышленниками, пришедшими к таким же выводам самостоятельно, было практически невозможно. Но даже с появлением интернета мне долгое время не удавалось это сделать, а уж о связи М.А. Булгакова с этим произведением даже и не догадывался.

Но даже тогда, когда я приводил примеры виртуозного владения Булгаковым комбинированием букв, и понимал, что глубинная суть «Золотого телёнка» присуща именно ему, мне почему-то не пришла мысль о сакральном значении термина «Великий комбинатор».

Марина пришла к тем же выводам, что и Ирина Амлински, чисто интуитивно – в результате озарения. Особый интерес вызывает тот факт, что оба автора первоначально сталкивались с разными произведениями Булгакова.

Итак, вернёмся к «Золотому телёнку». Ранее, в своей работе «Тайна слова в романе Мастер и Маргарита» http://www.proza.ru/2018/05/22/1347,

я наглядно продемонстрировал, как Михаил Афанасьевич на практике применял науку о комбинировании, из чего можно сделать предположение, что на самом деле он и является тем самым «Великим комбинатором». И, если вышеназванные авторы нашли в произведениях, приписываемых Ильфу и Петрову, стилистический и энергетический следы Булгакова, то мне остаётся лишь в дополнение к оным найти и мистический.

Попутно замечу, что, как правило, поиск скрытого смысла слов и выражений я обычно делаю не простым перебором возможных вариантов, а чисто интуитивно, начиная с выделения главного. А остальное, как это обычно бывает, уже складывается само собой. В этой науке интуиция играет не самую последнюю роль…

Глава 27. «Позвольте войти наемнику капитала!»

И что интересно, в рассматриваемой нами главе, рассказу Остапа Бендера о «Вечном жиде» предшествует «Рассказ господина Гейнриха об Адаме и Еве».

Есть в этом романе и ещё одна отсылка к библейскому сюжету – крылатая фраза о «блюдечке с голубой каёмочкой». Вот что говорится о происхождении этого фразеологизма на «Академике»:

«Вероятно, что в данном случае авторы иронически переосмыслили библейский рассказ о Саломее, которая за свой блестяще исполненный танец потребовала подать ей на серебряном блюде голову Иоанна Крестителя».

А не этот же сюжет лежит в основе появления на блюде отрезанной головы Берлиоза на Великом бале у сатаны в Булгаковском «Мастере и Маргарите». И ещё один маркер: на этом же балу, Фриде настойчиво подают платок с «синей каёмочкой».

А теперь посмотрим, как «Великий комбинатор» зашифровал эти смысловые параллели:

(Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков)

Ай да Булгаков! Ай да … «комбинатор»! Стоп…

КОМБИНАТОР = БИНОМ К «ТАРО»

Помните крылатое выражение из романа «Мастер и Маргарита», произнесённое Коровьевым, когда он предсказал дату смерти буфетчика:

«Подумаешь, бином Ньютона!»

Какой смысл заложен в это слово.

Бином (лат. bis — дважды, nomen — имя)

Так может быть в этом слове заключено понятие «второе имя», намекающее на тайный смысл, аналогичный термину «второе дно».

У Булгакова этих «тайн»… Буду продолжать исследование.

Источник

Золотой телёнок

Журнал «30 дней», 1931, №№1-7, 9-12.

«Золотой телёнок» — роман И. Ильфа и Е. Петрова, повествующий о похождениях Остапа Бендера после событий, описанных в романе «Двенадцать стульев». Написан в 1931 году. Жанр — плутовской роман, социальная сатира, роман-фельетон. Название обыгрывает библейский образ золотого тельца.

Впервые роман опубликован в журнале «30 дней» за 1931 год, в номерах 1-7, 9-12. Первое отдельное издание вышло в 1932 году на английском языке в США [1] с предисловием А.В. Луначарского, в переводе Charles Malamut в издательстве Farrar and Rinehart Incorporated, Нью-Йорк. Первое отдельное издание на русском языке появилось в 1933 году, в издательстве «Федерация».

Содержание

Сюжет

Несмотря на то, что в конце прошлой книги Остап Бендер, по замыслу авторов, был зарезан бритвой, этот факт, опять же по замыслу авторов, не привёл к смерти великого комбинатора:

И вот перед самым размежеванием добытой суммы глупый предводитель полоснул меня бритвой по шее. Ах, как это было пошло, Корейко! Пошло и больно! Хирурги еле-еле спасли мою молодую жизнь, за что я им глубоко признателен.

В новом романе О. Бендер выступает в роли шантажиста. Узнав от «сына лейтенанта Шмидта» Шуры Балаганова о существовании подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко, великий комбинатор решает отобрать у него часть денег — ведь ему известны «400 сравнительно честных способов» это сделать. Но выбранный способ не срабатывает (сам А.Корейко оценивает его как «жалкую попытку третьесортного шантажа»), после чего О. Бендер подходит к делу серьёзно — на А. Корейко заводится дело, в котором путём упорного труда собираются сведения о второй, подпольной жизни миллионера — дабы потом продать это дело ему же за 1 000 000 рублей.

Несмотря на активную помощь в работе экипажа «Антилопы Гну» (автомобиль марки «Лорен-Дитрих») Адама Козлевича, уже упомянутого Шуры Балаганова и Михаила Самуэльевича Паниковского, путь к миллиону будет тернист и долог…

Персонажи

Структура романа

По версии В. Катаева, по сути являвшегося одним из соавторов романа (см. «Алмазный мой венец»), оба романа представляют сборники фельетонов, весьма условно объединенных общей сюжетной линией. Любой из фельетонов мог бы быть изъят и заменён другим, без особого ущерба для развития сюжета. Существует второй, авторский, вариант романа «Золотой телёнок», в котором его фельетонный характер проявляется особенно ярко — не вошедшие в классический вариант главы романа практически не связаны с его основным сюжетом.

Текст романа содержит многочисленные пародийные вставки (см., например, приведенный ниже фрагмент текста повести «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова), в которых авторы романа довольно удачно обыгрывают особенности стиля других авторов. К сожалению, большинство современных читателей слабо знакомы с популярными литературными произведениями того времени, что приводит к некоторой потере смысла написаного.

«Стояла ночь. На всем протяжении России и Кавказа стояла бесприютная, одичалая, перепончатая ночь. Нессельрод спал в своей постели, завернув, как голошеий петух, оголтелый клюв в одеяло. Ровно дышал в тонком английском белье сухопарый Макдональд, обнимая упругую, как струна, супругу. Усталая от прыжков, без мыслей, спала в Петербурге, раскинувшись, Катя. Пушкин бодрыми маленькими шажками прыгал по кабинету, как обезьяна в пустыне, и присматривался к книгам на полке. Храпел в Тифлисе, неподалеку, генерал Сипягин, свистя по-детски носом. Чумные, выкатив глаза, задыхались в отравленных хижинах под Гумри. И все были бездомны. Не было власти на земле. Герцог Веллингтон и Сент-Джемсский кабинет в полном составе задыхались в подушках. Дышал белой плоской грудью Николай.»

Текст «Золотого телёнка»:

«Ночь, ночь, ночь, как уже было сказано, лежала над всей страной. Стонал во сне монархист Хворобьев. которому привиделась огромная профсоюзная книжка. В поезде, на верхней полке, храпел инженер Талмудовский, кативший из Харькова в Ростов, куда манил его лучший оклад жалованья. Качались на широкой атлантической волне американские джентльмены, увозя на родину рецепт прекрасного пшеничного самогона. Ворочался на своем диване Васисуалий Лоханкин, потирая рукой пострадавшие места. Старый ребусник Синицкий зря жег электричество, сочиняя для журнала „Водопроводное дело“ загадочную картинку. При этом он старался не шуметь, чтобы не разбудить Зосю. Полыхаев лежал в постели с Серной Михайловной. Прочие геркулесовцы спали тревожным сном в разных частях города. Александр Иванович Корейко не мог заснуть, мучимый мыслью о своем богатстве.»

Фильмография

Радиоспектакль

Интересные факты

Упомянутые в романе фамилии встречаются и в других произведениях Ильфа и Петрова. Так, например, фамилии Талмудовский (которую в романе носил инженер-«летун») и Пружанский (сокамерник Шуры Балаганова по черноморскому ДОПРу, рассказавший ему о Корейко) носили студенты («вузовцы») из рассказа «Граф Средиземский» (1930). Фамилии Трикартов (в романе — метрдотель) и Фанатюк (в романе упомянут как сантехник) носили персонажи повести «Тысяча и один день, или Новая Шахерезада» (1929).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Золотой телёнок
Золотой теленок что означает. Смотреть фото Золотой теленок что означает. Смотреть картинку Золотой теленок что означает. Картинка про Золотой теленок что означает. Фото Золотой теленок что означает
Разворот журнала «30 дней» с первой публикацией. Иллюстрация К. Ротова
Жанр: