Золотой теленок что означает
Золотой телец
Н.Пуссен Поклонение золотому тельцу
Выражение золотой телец используется как символ богатства, власти золота и денег. С золотом тут все ясно, а вот почему телец? ( Телец – это теленок. ) П очему не петух, не баран, не осел, не верблюд, наконец?
Ноги этого фразеологизма растут из библейской легенды. Все знают, что по легенде народ израилевый долгое время был в египетском рабстве, и, разумеется, не мог не позаимствовать некоторые обычаи и манеру поведения у своих хозяев. А египтяне были отчасти скотоводы по роду занятий и язычники по верованиям. Символом богатства и достатка у древних египтян был скот. Вот они и поклонялись скоту как источнику питания и быку, (то есть тельцу), как вождю коровьего племени, который в их глазах олицетворял сильного предводителя своего стада. Все разумно и понятно.
Когда евреи вырвались из египетского плена, они долго шастали по пустыне, сорок лет водил их вождь Моисей по безлюдным местам, чтобы родились и выросли два поколения новых евреев, которые не помнили бы египетского рабства и унижений, и, стало быть, ощущали бы себя свободными людьми. Гениально задумано и исполнено.
И вот Моисей отправился на гору Синай, где сорок дней ждал от господа священных правил поведения правоверных. И господь послал Моисею две каменные плиты с высеченными на них текстами знаменитых десяти заповедей, так называемые скрижали.
Но в это время евреи, оставшиеся у подножия горы без своего вождя Моисея, обратились к первосвященнику Аарону дать им идола для поклонения, которого они могли бы благодарить за выход из плена и прекращение всех своих неприятностей. Аарон велел евреям собрать все золотые украшения и монеты, какие у них были, приказал переплавить их и из этого золота отлить фигуру тельца. После чего золотого тельца водрузили на высокое место и стали возносить ему благодарности и устроили празднества и пиршества с музыкой и танцами.
Увидев все это безобразие, это форменное идолопоклонство, Моисей шибко осерчал на соплеменников и в гневе разбил каменные скрижали. Дальнейшие события можете прочитать в священном писании или его вольных толкованиях, нас же интересует лишь происхождение выражения золотой телец.
Собственно, его мы уже установили. Евреи, оставшись временно без мудрого руководства, решили поклоняться тому, к чему призывал их голос еврейской крови – золоту. Ну, а телец тут – лишь форма.
Но Моисей железной рукой восстановил порядок, цитата:
« И взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (Исх. 32:20). Моисей устроил кровавый суд, по его приказу левиты убили три тысячи человек. Бог поразил народ несчастьем».
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Золотой Телёнок как книга жизни
«Золотой Телёнок» как книга жизни
Об изменении восприятия книги с возрастом
Трагическая судьба героев романа
Это сложная и чувствительная тема. Мы не будем говорить о двух экранизациях «Двенадцати стульев». Там особо не о чем говорить. Последняя многосерийная картина под названием «Золотой телёнок» находится очень далеко от духа оригинала. Это какая-то водевильно-комическая интерпретация вообще-то серьёзного произведения, с последующим созданием фильма «по мотивам». Даже счастливый конец приделали. Как говорится, без комментариев.
Единственная экранизация произведений авторов, о которой можно серьёзно говорить, это «Золотой телёнок» с Юрским в роли Остапа, Евстигнеевым в роли Корейко, Куравлёвым в роли Балаганова, Гердом в роли Паниковского. (Кто играл Козлевича, не помню.) На мой взгляд, трудно было бы создать фильм более близкий к оригиналу. И всё же надо отметить некоторые моменты. Балаганов в экранной версии, как ни жаль, далёк от настоящего Шуры Балаганова, которого мы видим на страницах книги. Балаганов Куравлёва не созовёт Сухаревскую конвенцию. Цитата из книги: «Может, все-таки возьмете частями? – спросил мстительный Балаганов», к нему также не относится. Шура Куравлёва в принципе не мстительный и заметно глупее Шуры из романа. И много других разногласий с книгой. Пожалуй, хорош Паниковский в исполнении Герда. Козлевич похож, но простоват и слишком добрый по сравнению с книжным Козлевичем. Всё-таки за спиной у человека несколько тюремных сроков и непростых жизненных решений и, что самое главное, их реализации. Нет претензий к Корейко Евстигнеева. Очень хорошо. Юрский в роли Остапа совсем неплох. И всё же, всё же… Остап это главный герой. Он более тонок и гибок, чем Остап Юрского, более увлекаем идеями и более плодовит на них. Книжный Остап генерит идеи легко, естественно. Собственно, вся жизнь Остапа это постоянное придумывание новых идей и решений проблемных ситуаций. Остап из романа более артистичен, больший импровизатор. Остап Ильфа и Петрова во многом поэтичен. А несколько тяжеловесный и прямолинейный Остап Юрского не поэт. Прототип Остапа это реальный человек, брат которого был поэтом. Наверное, и скорее всего наверняка, человек, который послужил прототипом Остапа, тоже был в какой-то мере поэтической натурой (а кто ещё пойдёт к бандитам, которые убили его брата, чтобы выяснять обстоятельства гибели, а потом с ними пить, поминая брата и читая его стихи?). Так что в моем представлении фильм и книга существуют отдельно. Фильм хорош сам по себе, верно отражая многие моменты. Роман, и особенно книжный Остап, включая его зрительный образ, в моём воображении живут самостоятельной жизнью.
Вот я и написал свои заметки, излив наконец на бумагу свои давние мысли. Поводом послужил канун Нового 2013 года – решил сделать себе такой новогодний подарок. Дальше тянуть было невозможно. Если не сейчас, то, скорее всего, уже никогда. Мне жаль, что в своё время я взял из книги то, что брать не следовало, и наоборот, был не до конца последователен в том, что действительно принесло бы пользу. Фактически, в какой-то своей части, я был похож на весёлых простоватых студентов политехникума. Впрочем, как и многие мои сверстники. Недолго, но был. Я не сразу заметил глубину, потому что это было не принято, потому что жизнь подавалась более упрощённой и более схематичной. И это аукнулось. За любое неадекватное представление о жизни рано или поздно приходится расплачиваться, неважно каким образом оно было приобретено – от друзей, от школы, от семьи или почерпнуто из книг.
Так что одна из основных мыслей этих заметок это то, что «Золотой телёнок» на деле более серьёзная книга, чем многие думают. Намного более серьёзная и глубокая. А вторая мысль была о том, что жизни надо учиться, надо понимать её, адекватно представлять, а иначе будет слишком много проблем, чтобы сохранить себя и прожить достойную человеческую жизнь.
Примечание:
Я не против товарно-денежных отношений, обеими руками за свободу предпринимательства, когда человек зарабатывает своим трудом. Проблема в том, что при капитализме неминуемо происходит поляризация в распределении общественного продукта, когда одни становятся всё богаче, а другие всё беднее, до тех пор пока вопиющее неравенство не приведёт к неразрешимым проблемам и общественной нестабильности. Надо понять, что при капитализме, когда капитал контролирует все аспекты жизни общества, а именно так и происходит в современных капиталистических странах, в принципе невозможен баланс общественных интересов, потому что капитализм изначально, в силу его примитивной природы, основанной на животных инстинктах, не предполагает понятия меры, баланса, понятия общественного блага. Элитарное правление в этом плане во многих аспектах даже лучше капиталистического общества, поскольку там хотя бы есть преемственность и есть осознание ответственности за страну, хотя и там есть куча своих проблем. Конечно, социализм сейчас хают и топчут, по вполне понятным причинам, но там был большой потенциал, там по-настоящему были ростки будущего, и даже в тех условиях он в какой-то мере был реализован и наглядно показал свои преимущества. Конечно, социализм, равно как и капитализм, не для всех подряд. Требуется определённый менталитет, культура, чтобы реализовать его преимущества, и не у всех народов или этнических групп такие качества присутствуют. Но это уже другой вопрос. А сама социалистическая идея в основе здоровая и в смысле социального согласия и гармонии очень даже продуктивная. Просто социализм не для всех, до него надо дорасти, вот и всё.
Золотой телец
Золотой телец
Из Библии. В Ветхом Завете, во Второй книге Моисея (Исход, гл. 32) рассказывается о том, как евреи, возвращаясь на родину из египетского плена, долгое время блуждали по пустыне и совершенно\’ утратили веру в скорое прекращение своих скитаний. Тогда священнослужитель Аарон велел собрать все золотые украшения, которые были у евреев, переплавить их и сделать золотую статую тельца (быка). Евреи стали поклонять-. ся этому тельцу и приносить ему жертвы в надежде на возвращение домой: «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (гл. 32, ст. 4). Но пророк Моисей пресек это идолопоклонство.
Иносказательно: символ богатства, власти золота, власти денег. Отсюда же выражения «поклонение золотому тельцу», «пляска вокруг золотого тельца» и т. п. Пример использования выражения в иносказательном смысле — роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» (1931).
Смотреть что такое «Золотой телец» в других словарях:
золотой телец — сущ., кол во синонимов: 8 • власть денег (3) • власть золота (1) • деньги (129) … Словарь синонимов
ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ — в ветхозаветных преданиях золотой (или позолоченный) идол быка, которому поклонялись как воплощению самого Бога. В переносном смысле олицетворение богатства, денег … Большой Энциклопедический словарь
Золотой телец — в Ветхом Завете золотой (либо позолоченный) идол быка, поставленный Аароном по требованию народа, обеспокоенного долгим отсутствием Моисея, говорившего с Яхве на Синайской горе. Золотому тельцу поклонялись либо как воплощению самого Бога, либо… … Исторический словарь
ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ — в ветхозаветной традиции золотой (либо позолоченный) идол быка, поставленный Аароном по требованию народа, обеспокоенного долгим отсутствием Моисея, говорившего с Яхве на Синайской горе (народ «сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел … Энциклопедия мифологии
Золотой телец — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его … Википедия
Золотой телец — в ветхозаветных преданиях золотой (или позолоченный) идол быка; был сооружён Аароном по требованию народа, который стал поклоняться Золотому тельцу как воплощению самого Бога. В переносном смысле олицетворение богатства, денег. * * * ЗОЛОТОЙ… … Энциклопедический словарь
Золотой телец — Золотой телецъ (иноск.) золото, богатство. Поклоняться золотому тельцу. Ср. На землѣ весь родъ людской Чтитъ одинъ кумиръ священный, Что̀ царитъ надъ всей вселенной: Тотъ кумиръ телецъ златой. Гете. Фаустъ. Арія Мефистоф. Ср. Но въ роскошный… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
золотой телец — Золотой (златой) теле/ц, книжн. Символ власти золота, денег. Из библейского рассказа о том, как израильтяне, забыв о Боге, сделали себе идола золотого тельца, пока Моисей пребывал на горе Синай … Словарь многих выражений
Тайна Булгакова. Золотой телёнок
«При желании дать картину символического процесса, хорошим примером являются серии образов алхимиков. Они пользуются в основном традиционными символами, несмотря на их часто непонятное происхождение и значимость. Превосходным восточным примером является тантристская система чакр или мистическая нервная система в китайской йоге. По всей вероятности, и серия образов в Таро является потомком архетипов трансформации, что было подтверждено для меня в очень просвещённой лекции профессора (Рудольфа) Бернулли»
Карл Густав Юнг
«Об архетипах коллективного бессознательного»
Приоткрывание завесы тайны романа «Золотой телёнок» произошло со мной давно, где-то в начале 90-х годов, когда мне в руки попалась брошюра под названием «Энциклопедия оккультизма». На тот момент моё мировоззрение было уже вполне состоявшимся. Одна часть его досталась мне, по-видимому, из багажа прошлых жизней, а другая была приобретена под влиянием энергоинформационного обмена с очень интересными людьми, встречавшимися на протяжении всего жизненного пути.
Так вот, в этой брошюрке, небольшой по объёму, но очень ёмкой по содержанию, речь шла о древней символической системе, именуемой «ТАРО». Эта система описывала универсальные законы Вселенной посредством посвящения в тайны, именуемые арканами:
Не вникая пока в глубинную суть, приведу для начала примеры самых ярких соответствий, формально отразившихся в названиях этих глав:
Глава 7. Сладкое бремя славы (Золотой Телёнок)
Аркан 7. Победа (Таро)
Глава 11. Геркулесовцы (Золотой Телёнок)
Аркан 11. Сила (Таро)
Глава 15. Рога и копыта (Золотой Телёнок)
Аркан 15. Дьявол (Таро)
Но особое внимание хотелось бы обратить вот на эту главу романа и соответствующий ей аркан:
Глава 22. Командовать парадом буду я
Аркан 22. Абсолют
Теперь зададимся простым вопросом: а как можно охарактеризовать человека, виртуозно владеющего искусством комбинирования. Как оказалось, ответ на этот вопрос лежит на самом виду! Ну, конечно же – «Великий комбинатор». Недаром же говорят: «если хочешь что-либо спрятать – положи на самое видное место»…
«– Разве вы не слышали про искусство «хохмат-га-церуф»?
– Нет, – ответил Капустин.
– Строители Храма впервые познакомились с ним во времена тамплиеров. Точнее, в тринадцатом веке, когда в орден был принят Авраам Абулафия, великий мастер «Алеф-Бет» и других божественных алфавитов. Он открыл нам, что в глубинной основе мира лежат слова и буквы множества разных языков. Комбинируя их – как говорил сам Абулафия, развязывая и связывая заново – можно влиять на реальность и даже радикально менять её.
Неужели вы про это не знаете?»
Виктор Пелевин
«Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»
Как уже было отмечено, связь «Золотого телёнка» с «Таро» я обнаружил в те времена, когда интернета ещё не было и в помине, и поэтому, сверить свои открытия с единомышленниками, пришедшими к таким же выводам самостоятельно, было практически невозможно. Но даже с появлением интернета мне долгое время не удавалось это сделать, а уж о связи М.А. Булгакова с этим произведением даже и не догадывался.
Но даже тогда, когда я приводил примеры виртуозного владения Булгаковым комбинированием букв, и понимал, что глубинная суть «Золотого телёнка» присуща именно ему, мне почему-то не пришла мысль о сакральном значении термина «Великий комбинатор».
Марина пришла к тем же выводам, что и Ирина Амлински, чисто интуитивно – в результате озарения. Особый интерес вызывает тот факт, что оба автора первоначально сталкивались с разными произведениями Булгакова.
Итак, вернёмся к «Золотому телёнку». Ранее, в своей работе «Тайна слова в романе Мастер и Маргарита» http://www.proza.ru/2018/05/22/1347,
я наглядно продемонстрировал, как Михаил Афанасьевич на практике применял науку о комбинировании, из чего можно сделать предположение, что на самом деле он и является тем самым «Великим комбинатором». И, если вышеназванные авторы нашли в произведениях, приписываемых Ильфу и Петрову, стилистический и энергетический следы Булгакова, то мне остаётся лишь в дополнение к оным найти и мистический.
Попутно замечу, что, как правило, поиск скрытого смысла слов и выражений я обычно делаю не простым перебором возможных вариантов, а чисто интуитивно, начиная с выделения главного. А остальное, как это обычно бывает, уже складывается само собой. В этой науке интуиция играет не самую последнюю роль…
Глава 27. «Позвольте войти наемнику капитала!»
И что интересно, в рассматриваемой нами главе, рассказу Остапа Бендера о «Вечном жиде» предшествует «Рассказ господина Гейнриха об Адаме и Еве».
Есть в этом романе и ещё одна отсылка к библейскому сюжету – крылатая фраза о «блюдечке с голубой каёмочкой». Вот что говорится о происхождении этого фразеологизма на «Академике»:
«Вероятно, что в данном случае авторы иронически переосмыслили библейский рассказ о Саломее, которая за свой блестяще исполненный танец потребовала подать ей на серебряном блюде голову Иоанна Крестителя».
А не этот же сюжет лежит в основе появления на блюде отрезанной головы Берлиоза на Великом бале у сатаны в Булгаковском «Мастере и Маргарите». И ещё один маркер: на этом же балу, Фриде настойчиво подают платок с «синей каёмочкой».
А теперь посмотрим, как «Великий комбинатор» зашифровал эти смысловые параллели:
(Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков)
Ай да Булгаков! Ай да … «комбинатор»! Стоп…
КОМБИНАТОР = БИНОМ К «ТАРО»
Помните крылатое выражение из романа «Мастер и Маргарита», произнесённое Коровьевым, когда он предсказал дату смерти буфетчика:
«Подумаешь, бином Ньютона!»
Какой смысл заложен в это слово.
Бином (лат. bis — дважды, nomen — имя)
Так может быть в этом слове заключено понятие «второе имя», намекающее на тайный смысл, аналогичный термину «второе дно».
У Булгакова этих «тайн»… Буду продолжать исследование.
Золотой телёнок
Золотой телёнок | |
Разворот журнала «30 дней» с первой публикацией. Иллюстрация К. Ротова | |
Жанр: |
---|