Зона космического мониторинга что это

Космический мониторинг

Космический мониторинг – это система регулярных наблюдений и контроля состояния территории, анализа происходящих на ней процессов и своевременного выявления тенденций, имеющих место изменений средствами космического базирования.

Зона космического мониторинга что это. Смотреть фото Зона космического мониторинга что это. Смотреть картинку Зона космического мониторинга что это. Картинка про Зона космического мониторинга что это. Фото Зона космического мониторинга что это

Космический мониторинг поверхности Земли

Методы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), существующие в настоящее время, позволяют проводить контроль только объектов, различающихся между собой по спектральной отражательной способности хотя бы в одном диапазоне длин волн и имеющих размеры, сравнимые с пространственным разрешением съемочной аппаратуры. На космических снимках, которые получаются в оперативном режиме, наблюдаются следующие объекты: лесные массивы и пожары, сельскохозяйственные угодья с посевами, пастбища, открытые поверхности почвы, населенные пункты и промышленные зоны, дороги, водоемы, снежный и ледовый покров, облачный покров. Методы ДЗЗ позволяют оперативно проводить анализ изменений, происходящих с перечисленными объектами во времени и пространстве, выявлять катастрофические изменения, происходящие с этими объектами в результате аварий, катастроф и стихийных бедствий, решать задачи в разных областях народного хозяйства на основе этой информации. Следует отметить, что методами космического мониторинга невозможно регистрировать техногенные аварии и катастрофы, если они не влекут за собой площадные загрязнения или не сопровождаются сильным пожаром.

Задачи

К задачам, решаемым с помощью космического мониторинга, можно отнести:

Зона космического мониторинга что это. Смотреть фото Зона космического мониторинга что это. Смотреть картинку Зона космического мониторинга что это. Картинка про Зона космического мониторинга что это. Фото Зона космического мониторинга что это

Перечисленные задачи решаются с использованием различных видов съемочной аппаратуры, работающей в разных спектральных областях. Некоторые задачи требуют оперативной информации, поступающей регулярно, с периодичностью 1–3 часа, с пространственным разрешением не хуже 1000 м. Другие задачи могут быть менее оперативными, но требующими более высокого пространственного разрешения изображений. Оптимальными условиями для решения поставленных задач были бы высокое пространственное и высокое временное разрешение изображений. Эти условия могут быть реализованы при успешном осуществлении программы наращивания группировки «малых спутников» или воздушным мониторингом при помощи барражирующих пилотируемых или беспилотных летательных аппаратов. Для уточнения информации, полученной с помощью космического мониторинга, используются авиационные средства (самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты).

Перечисленные выше задачи, решаемые с помощью космического мониторинга, можно разделить на две группы:

Зона космического мониторинга что это. Смотреть фото Зона космического мониторинга что это. Смотреть картинку Зона космического мониторинга что это. Картинка про Зона космического мониторинга что это. Фото Зона космического мониторинга что это

К первой группе относятся оперативные задачи. Для оперативных задач используются данные с аппаратуры AVHRR (КА серии NOAA) и MODIS (КА серии TERRA), которые поступают на Землю с периодичностью от 3 до 12 часов.

Ко второй группе относятся все остальные задачи, требующие детального описания и анализа явлений и их последствий, выявления территорий, населенных пунктов и других объектов, попавших в зону чрезвычайной ситуации. Возникающие чрезвычайные ситуации могут быть мгновенными (в случае паводков) или растянутыми во времени (засуха, изменение ландшафтов, почв). Для решения этих задач требуются соответствующее время наблюдения (сутки, месяц, год, несколько лет) и периоды наблюдений (сутки, декада, месяц, год). По признаку периодичности наблюдения можно подразделить на полуоперативные (засуха, контроль лесов, распределение снежного покрова в горах и на равнинах, контроль ледовой обстановки) и неоперативные (эрозия и деградация почв, смена ландшафтов). Для решения ряда задач (например, обнаружения схода селей) необходима информация с высокой оперативностью и высоким пространственным разрешением, которая пока недоступна для потребителей или отсутствует. В этих случаях можно использовать доступную информацию высокого разрешения, но с потерей оперативности.

В настоящее время для выявления пожаров применяется аппаратура, имеющая спектральное разрешение и набор спектральных каналов: 0,58-0,68 мкм, 0,72-1,1 мкм, 3,53-3,93 мкм, 10,3-11,3 мкм. Это обеспечивают 4 канала аппаратуры AVHRR KA NOAA (США), представляющей информацию в открытом доступе. Активная деятельность вулканов обнаруживается с использованием 5-го канала (11,4-12,4 мкм) этой аппаратуры. Для выявления различных признаков, связанных с растительным покровом (состояние лесов и сельскохозяйственных культур, различные их заболевания, гибель, засуха, горимость леса и т.д.) используется следующий набор спектральных диапазонов: 0,6-0,7 мкм, 0,8-0,9 мкм, 1,5-1,7 мкм. Определение параметров водных объектов осуществляется с использованием спектральных диапазонов 0,5-0,6, 0,6-0,7 (для выявления концентраций минеральных взвесей) и 0,8-0,9 мкм. Для выявления паводковой ситуации используются методы активной радиолокации, которые позволяют наблюдать территорию, покрытую в период паводка, как правило, облачностью, что делает ее недоступной для наблюдения в оптическом диапазоне спектра. Задымленность территорий определяют, используя спектральные диапазоны 0,5-0,6 мкм и ближний ИК диапазон. Приземное задымление и загрязнение городов определяется по трем спектральным диапазонам: 0,5-0,6, 0,6-0,7 и 0,8-1,0 мкм. Все задачи, связанные с определением параметров почвенного покрова осуществляются с использованием данных всего оптического диапазона спектра, а также радиолокационных данных.

Источник: Гарбук С.В., Гершензон В.Е. Космические системы дистанционного зондирования Земли. – М., 1997; Григорьев А.А., Кондратьев К.Я. Природные и антропогенные экологические катастрофы. Классификация и основные характеристики // Исследование Земли из космоса. 2000. № 2.

Источник

Зона космического мониторинга что это

от 25 мая 2005 года N 112

О космическом мониторинге лесных пожаров

В целях совершенствования и максимального использования методов космического мониторинга при охране лесов от пожаров и повышения эффективности использования средств федерального бюджета

Методические рекомендации по проведению космического мониторинга лесных пожаров на территории лесного фонда Российской Федерации (приложение N 1);

Разделение лесного фонда Российской Федерации на зоны наземной, авиационной охраны и космического мониторинга (приложение N 2);

Формы оперативной отчетности для организации космического мониторинга (приложение N 3: формы 1-ИСДМ, 2-ИСДМ, 3-ИСДМ, 4-ИСДМ, 5-ИСДМ);

План-график работ по внедрению космического мониторинга лесных пожаров на территории лесного фонда Российской Федерации в 2005 году (приложение N 4).

2. Управлению защиты и воспроизводства лесов (Каспаров):

по результатам космического мониторинга лесных пожаров за 2005 год при необходимости подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в «Методические указания по проведению космического мониторинга лесных пожаров на территории лесного фонда Российской Федерации».

3. Федеральному государственному учреждению «Авиалесоохрана» (Ковалев):

организовать обработку, анализ материалов космического мониторинга лесных пожаров и обеспечить представление информации в Федеральное агентство лесного хозяйства и его территориальные органы;

осуществлять на основе материалов космического мониторинга учет всех крупных лесных пожаров и контроль за динамикой их развития;

представлять своевременно информацию территориальным органам Рослесхоза о пожарах, возникающих в зоне космического мониторинга;

обеспечивать в целях уточнения лесопожарной обстановки авиационный контроль данных космического мониторинга при возможной вероятности угрозы лесных пожаров населенным пунктам и объектам экономики.

4. Руководителям территориальных органов Рослесхоза обеспечить прием и регистрацию представляемой ФГУ «Авиалесоохрана» информации о лесных пожарах в зоне космического мониторинга с составлением на каждый пожар протокола о лесном пожаре и последующим включением информации в статистику лесных пожаров отдельной строкой.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Гиряева М.Д.

Приложение N 1
к приказу Рослесхоза
от 25.05 2005 N 112

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению космического мониторинга лесных пожаров
на территории лесного фонда Российской Федерации

I. Общие положения

2. Отчетность по лесным пожарам в зонах наземного, авиационного мониторинга и космического мониторинга первого уровня следует производить по формам отчетности, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 29.09.98 N 256 «Об утверждении форм отчетности». Для организации космического мониторинга следует использовать формы 1-ИСДМ, 2-ИСДМ, 3-ИСДМ, 4-ИСДМ, 5-ИСДМ.

3. Обеспечение территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации оперативной информацией о результатах космического мониторинга может осуществляться ФГУ «Авиалесоохрана» через его филиалы.

4. Часть отчетных форм информационной системы дистанционного мониторинга (ИСДМ) формируется и направляется на соответствующий fttp ресурс автоматически.

Данные в ИСДМ делятся на две группы:

— оперативные данные (результат детектирования температурных аномалий по данным прибора TERRA-MODIS), погрешность которых сильно зависит от характера горения и состояния атмосферы;

— уточненные данные (выявление изменений по данным SPOT-VEGETATION), которые практически не зависят от состояния атмосферы и поступают и обрабатываются с задержкой до 10 дней.

5. Оперативные спутниковые данные в зоне космического мониторинга второго уровня следует использовать для учета лесных пожаров, оценки лесопожарной обстановки и принятия решений о необходимости их ликвидации. Протокол о лесном пожаре необходимо составлять после поступления уточненной информации о пройденной огнем площади.

6. На всей охраняемой территории лесного фонда спутниковые данные используются в качестве дополнительного источника информации.

II. Перечень формируемых документов

При проведении космического мониторинга лесных пожаров следует оформлять следующие документы:

1. ведомость лесных пожаров в зоне космического мониторинга второго уровня (1-ИСДМ);

2. оперативный отчет о лесных пожарах в зоне космического мониторинга второго уровня (2-ИСДМ);

3. сообщение о лесном пожаре (3-ИСДМ);

4. сводный отчет о лесных пожарах в зоне авиационного мониторинга и космического мониторинга первого уровня (4-ИСДМ);

5. сравнительную ведомость крупных лесных пожаров в зоне авиационного мониторинга и космического мониторинга первого уровня (5-ИСДМ).

Кроме указанных выше аналитических форм отчетности в системе ИСДМ могут формироваться другие вспомогательные формы.

III. Порядок формирования отчетных форм

1. Ведомость лесных пожаров в зоне космического мониторинга второго уровня (1-ИСДМ) автоматически формируется в ФГУ «Авиалесоохрана» ежедневно в 7:30 московского времени по каждому территориальному органу Рослесхоза на основании детектирования информации, полученной со спутников NOAA и TERRA (прибор MODIS). Данные в форме группируются по субъектам Российской Федерации с отображением итогов по федеральным округам и по всей территории лесного фонда, по количеству и площади (общей и в том числе покрытой лесом) только действующих лесных пожаров.

2. В форме указываются действующие пожары (в том числе, по которым нет данных), ликвидированные за прошедшие сутки, и ликвидированные пожары, по которым в прошедшие сутки получена уточненная информация (данные SPOT-VEGETATION) по пройденной огнем площади.

Форма поступает в территориальный орган Рослесхоза через филиалы ФГУ «Авиалесоохрана».

В графе 1 формы указывается номер пожара. Нумерация пожаров в зоне космического мониторинга второго уровня производится автоматически ИСДМ, отдельно по каждому субъекту Российской Федерации.

В графе 2 указывается азимут (в целых градусах) на лесной пожар, название ближайшего населенного пункта и удаление от него (в целых километрах).

В графе 3 указывается название лесхоза, который осуществляет функции по ведению лесного хозяйства на участке лесного фонда, на территории которого зарегистрирован данный пожар.

В графе 4 указывается дата первого наблюдения, в формате «ДД.ММ» (пример, «03.07»).

В графе 5 указывается общая площадь первой регистрации лесного пожара (покрытая и не покрытая лесом), с точностью до целых гектаров.

В графе 6 указывается дата последнего наблюдения, в формате «ДД.ММ» (пример, «25.07»).

В графе 7 указывается состояние пожара (действует, нет данных, ликвидирован).

В графе 8 указывается общая площадь лесного пожара (покрытая и не покрытая лесом), с точностью до целых гектаров.

В графе 9 указывается покрытая лесом площадь лесного пожара, с точностью до целых гектар.

Графы 1-9 формируются автоматически. В случае необходимости, диспетчер центрального пункта диспетчерского управления (ЦПДУ) в графе 10 «Примечание» может указывать дополнительные сведения о пожаре.

Если в графах 8 и 9 указана площадь, пройденная огнем по уточненным данным (по данным SPOT-VEGETATION), то в графе «Примечание» указывается «Уточненные данные».

3. Оперативный отчет о лесных пожарах в зоне космического мониторинга второго уровня (2-ИСДМ) автоматически формируется в ФГУ «Авиалесоохрана» ежедневно в 7:30 московского времени по всей неохраняемой территории лесного фонда по каждому субъекту Российской Федерации. Данные в форме группируются по федеральным округам с отображением итогов по округам и, в целом, по всей территории лесного фонда.

В графе 1 отчета указывается наименование субъекта Российской Федерации.

В графе 2 указывается количество лесных пожаров, ликвидированных за прошедшие сутки.

В графе 3 указывается общая площадь ликвидированных за прошедшие сутки лесных пожаров в лесном фонде (в т.ч. покрытая лесом), с точностью до целых гектаров.

В графе 4 указывается покрытая лесом площадь, пройденная лесными пожарами, ликвидированными за прошедшие сутки, с точностью до целых гектаров.

В графе 5 указывается количество действующих лесных пожаров.

В графе 6 указывается общая площадь действующих лесных пожаров (в т.ч. покрытая лесом) с точностью до целых гектаров.

В графе 7 указывается покрытая лесом площадь действующих лесных пожаров, с точностью до целых гектаров.

В графе 8 указывается количество действующих лесных пожаров, по которым нет данных.

В графе 9 указывается общая площадь действующих лесных пожаров (в т.ч. покрытая лесом), по которым нет данных, с точностью до целых гектаров.

В графах 10 указывается покрытая лесом площадь действующих лесных пожаров, по которым нет данных, с точностью до целых гектаров.

В графе 11 указывается количество всех лесных пожаров с нарастающим итогом.

В графе 12 указывается общая площадь всех лесных пожаров (в т.ч. покрытая), с нарастающим итогом, с точностью до целых гектаров.

В графе 13 указывается покрытая лесом площадь всех лесных пожаров с нарастающим итогом, с точностью до целых гектаров.

4. Сообщение о лесном пожаре (3-ИСДМ) формируется в ФГУ «Авиалесоохрана» автоматически для каждого лесного пожара в зоне авиационного и космического мониторинга ежедневно в 1:00 по местному времени следующего дня, по результатам комплексной обработки спутниковых снимков за прошедшие сутки.

В графе «Координаты точки регистрации» указываются географические координаты в формате ГГ°ММ,М’ (пример, 56° 45,6′).

В графе «Привязка» указывается азимут (в целых градусах) и удаление (в целых километрах) от ближайшего населенного пункта до точки первой регистрации, а также название этого населенного пункта.

В графе «Федеральный округ», «Область (край, республика, автономный округ, автономная область)», «Лесхоз», указываются соответствующие характеристики для точки регистрации пожара.

В графе «Авиабаза», «Авиаотделение», заполняются данные для точки регистрации. В случае если пожар был зарегистрирован в зоне космического мониторинга второго уровня и в процессе распространения перешел на территорию, охраняемую ФГУ «Авиалесоохрана», то в соответствующих графах заполняются данные по точке вхождения на территорию, охраняемую ФГУ «Авиалесоохрана».

В графе «Начало наблюдения», «дата», «время», указывается соответственно дата и время первой регистрации лесного пожара в формате «ДД.ММ.ГГГГ» и «ЧЧ:ММ» (пример, 11.07.2004, 17:50). В графе «Площадь регистрации» указывается площадь при первой регистрации лесного пожара в целых гектарах.

5. В таблице «Динамика развития пожара» формы 3-ИСДМ указываются ежедневные данные по состоянию и динамике развития пожара. Каждая строчка заполняется, независимо от того, есть или нет данных. Если данных нет, то заполняются только графы 1 и 7.

Информация по пройденной огнем площади автоматически формируется в ФГУ «Авиалесоохрана» на основании суммирования данных, зарегистрированных за прошедшие сутки.

Источник

Методические рекомендации по проведению космического мониторинга пожарной опасности на территории лесного фонда Российской Федерации

Зона космического мониторинга что это. Смотреть фото Зона космического мониторинга что это. Смотреть картинку Зона космического мониторинга что это. Картинка про Зона космического мониторинга что это. Фото Зона космического мониторинга что это

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОСМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕСНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(версия с правками ИКИ РАН)

I. Общие положения

1. В соответствии со статьёй 90 пункт 3 Лесного кодекса, государственная инвентаризация лесов космическим способом проводится в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий.

2. Космический мониторинг пожарной опасности лесного фонда Российской Федерации (далее мониторинг) является составной частью государственной инвентаризации лесов и, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 Г. N 407 “О проведении государственной инвентаризации лесов”, его основной задачей является выявление и учёт изменений состояния лесов, происходящих в результате негативных воздействий лесных пожаров и анализ причин их возникновения.

3. Результаты мониторинга могут использоваться для:

— оценки эффективности мероприятий по охране лесов от пожаров и их тушению (далее мероприятий) и соответствие этих мероприятий лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту и проекту освоения лесов;

— повышения качества планирования мероприятий и оптимизации затрат на их проведение;

поддержка управленческих решений при выполнении мероприятий, в том числе повышение безопасности работ, связанных с охраной лесов от пожаров.

4. Организацию работ по мониторингу лесного фонда Российской Федерации проводит Центр мониторинга пожарной опасности при ФГУ «Авиалесоохрана» (далее Центр мониторинга) за счёт средств федерального бюджета.

5. Основным инструментом является Блок мониторинга пожарной опасности Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства (далее БМПО ИСДМ-Рослесхоз).

6. Обеспечение зарегистрированных пользователей информацией мониторинга осуществляется по сети Интернет посредством информационных серверов БМПО ИСДМ-Рослесхоз (адрес центрального информационного сервера http://www. pushkino. *****/rus/main. sht).

7. Порядок регистрации пользователей определяет Центр мониторинга. Для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений и их подведомственных организаций доступ к системе предоставляется бесплатно.

8. Порядок организации функционирования ИСДМ-Рослесхоз определяется техническим регламентом, который утверждается Федеральным агентством лесного хозяйства (далее Рослесхоз).

9. Ответственность за организацию работ по поддержанию и развитию БМПО ИСДМ-Рослесхоз возлагается на ФГУ «Авиалесоохрана».

10. Основные направления развития БМПО ИСДМ-Рослесхоз определяются Программой развития блока мониторинга пожарной опасности ИСДМ-Рослесхоз, утверждаемой Рослесхозом.

11. С целью повышения качества мониторинга, а также решения локальных задач, связанных с осуществлением соответствующих мероприятий, допускается создавать дополнительные подсистемы или компоненты систем мониторинга на региональном уровне, а также приобретать данные зондирования Земли и информационные продукты, полученные на их основе (далее ДЗЗ) за счёт средств субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

12. Подготовка специалистов по осуществлению мониторинга с применением ИСДМ-Рослесхоз проводится при учебном центре ФГУ «Авиалесоохрана» за счёт средств федерального бюджета.

II. Основные термины

13. В рамках данных рекомендаций используются следующие определения и термины:

III. Зонирование лесного фонда по видам мониторинга

15. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Лесного кодекса деление лесного фонда Российской Федерации на зоны мониторинга (далее зонирование) осуществляет Рослесхоз по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (далее уполномоченный орган субъекта Российской Федерации ).

16. Для внесения изменений в зонирование лесного фонда уполномоченный орган субъекта Российской Федерации обязан предоставить обоснование и цифровые карты предполагаемых зон. После утверждения Рослесхозом должны быть внесены соответствующие изменения в Лесной план субъекта Российской Федерации.

17. К зоне наземного мониторинга относятся густонаселённые территории с развитой дорожной сетью, на которых нецелесообразно применение авиации, обнаружение и тушение лесных пожаров производится наземными способами. Применение авиации допускается для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами. Не допускается выделение таких зон внутри территорий, покрываемых маршрутом авиапатрулирования лесов.

18. К зоне авиационного мониторинга относятся земли лесного фонда и прилегающая территория, на которых проводятся регулярные плановые полёты по авиапатрулированию лесов с целью обнаружения лесных пожаров с воздуха.

19. Зона авиационного мониторинга разделяется на районы, в которых тушение пожаров производиться с применением авиационных сил и средств и районы, в которых тушение пожаров должно производиться с применением наземных сил и средств.

20. К районам применения наземных сил и средств зоны авиационного мониторинга относятся территории земель лесного фонда, к которым наземные силы и средства пожаротушения могут быть доставлены за время не более трёх часов с момента поступления информации о пожаре.

21. К зоне космического мониторинга первого уровня относятся удалённые территории, на которых плановое авиационное патрулирование не проводится, зоны наземных сил и средств и авиационных сил и средств не выделяются. Обнаружение лесных пожаров производится преимущественно с помощью ИСДМ-Рослесхоз. Тушение лесных пожаров осуществляется с применением авиационных сил и средств. При возникновении чрезвычайной лесопожарной ситуации и угрозе объектам экономики и населенным пунктам возможно назначение патрульных полетов.

22. К зоне космического мониторинга второго уровня относятся удаленные и труднодоступные территории, на которых авиапатрулирование не производится, а тушение лесных пожаров выполняется только при наличии явной угрозы населённым пунктам или объектам экономики. Основным способом обнаружения лесных пожаров являются данные блока лесопожарного мониторинга ИСДМ-Рослесхоз.

23. Лесной пожар, действующий в зоне космического мониторинга первого и второго уровня, относится к категории «крупный» если пройденная огнём лесная площадь превышает 200 га.

24. Для повышения оперативности обнаружения лесных пожаров, независимо от деления по зонам мониторинга, допускается дополнительное использование наземных методов обнаружения лесных пожаров.

IV. Основные виды информационных продуктов и их точность

25. В целях выполнения мониторинга в ИСДМ-Рослесхоз используются следующие виды информационных продуктов:

— данные зондирования земли и информационные продукты на их основе;

— оперативная и статистическая отчётность субъектов Российской Федерации;

— архивная тематическая информация.

26. В ИСДМ-Рослесхоз в качестве базовой используется цифровая топографическая подложка по точности соответствующая карты масштаба М 1:1000000. Ошибка границ административно-территориального деления Российской Федерации не превышает 500 м.

28. Ошибка привязки космических снимков в среднем составляет:

— среднего разрешения м;

29. В БМПО ИСДМ-Рослесхоз используется два независимых алгоритма оценки площади лесных пожаров. В соответствии с этими алгоритмами данные по площадям лесных пожаров делятся на две группы:

— оперативные (результат детектирования температурных аномалий по данным приборов MODIS, установленных на спутниках серии TERRA и AQUA), представляется системой несколько раз в день для районов, не покрытых облачностью.

— данные послепожарного анализа, получаемые на основе выявления изменений в состоянии растительности в районах зарегистрированного активного горения. Позволяют уточнить зоны повреждений от пожаров на лесных территориях и оценить степень повреждений. Данные о зонах повреждений (площадях пройденных огнем) предоставляются системой с задержкой до 30 дней после окончания горения и могут уточнятся по мере дальнейшего поступления безоблачных данных.

30. Погрешность оперативного определения площади лесного пожара от 200 до 1000 га при отсутствии облачности в среднем не превышает 20 %. На площадях более 1000 га – в среднем не превышает 10 %.

31. Погрешность определения координат точки возникновения лесного пожара меняется в зависимости от расположения траектории пролёта спутника и в среднем не превышает 1-2 км.

32. Минимальная площадь регистрации лесного пожара зависит от условий наблюдения, температуры поверхности и наличия облачности в районе наблюдения..

33. В системе автоматически фильтруются «устойчивые огни» (тепловые аномалии которые не являются пожарами). В случае возникновения подозрений в том что детектированные тепловые аномалии не являются пожарами следует провести анализ ситуации с помощью методики комплексного анализа пожаров (см. Приложение 1.)

34. Метеоинформация в БМПО ИСДМ-Рослесхоз используется для оценки и прогнозирования пожарной опасности по условиям погоды, а также может использоваться для прогнозирования поведения крупных лесных пожаров. Задержка отображения в ИСДМ-Рослесхоз метеоинформации, поступающей от Гидрометцентра Российской Федерации, а также данных системы регистрации молниевых разрядов не превышает полтора часа от официальных сроков наблюдений. Сроки формирования производных информационных продуктов зависят от их сложности и указаны в Руководстве пользователя БМПО ИСДМ-Рослесхоз.

35. В БМПО ИСДМ-Рослесхоз используется утверждённая в установленном порядке статистическая отчётность субъектов Российской Федерации в части охраны лесов от пожаров, а также оперативная информация о лесных пожарах и ходе их тушения, поступающая от региональных лесопожарных служб. Порядок представления указанной оперативной информации утверждается Рослесхозом.

36. В БМПО ИСДМ-Рослесхоз используется следующая тематическая информация, построенная на основе спутниковых данных:

— карта лесов Российской Федерации, с разрешением 250 км на пиксель, карта отражает лесные экосистемы по состоянию 2005 год. Периодически в системе осуществляется корректировка карты;

— карта запасов лесных горючих материалов, с разрешением 1 км на пиксель.

— карты гарей (площадей пройденных огнем) в период с 2000 по настоящее время

V. Особенности детектирования лесных пожаров из космоса

37. Отличие информации по площади лесных пожаров, полученной из разных источников, всегда отличается по следующим причинам:

— из-за технических особенностей детектирования площадь по данным БМПО ИСДМ-Рослесхоз в начале действия лесного пожара в основном больше фактической, а после распространения пожара на большие площади может быть меньше.

38. Площадь лесного пожара по оперативным данным (по тепловым аномалиям) может отличаться от уточнённой (по изменению растительности). Это может определяться различными факторами например – действующий пожар был частично закрыт облачностью или дымом (в этом случае площадь оцененная по активному горению будет меньше), или повреждения од пожара были незначительны и/или быстро заросли (в этом случае меньше будет площадь оцененная по повреждениям).

39. Данные космического мониторинга по количеству лесных пожаров могут отличаются от информации наземных лесопожарных служб, в частности:

— один реальный пожар может быть по данным ДЗЗ детектирован как два или более меньших по площади пожаров, если он был «не виден» или из-за облачности или слабой интенсивности горения) и до того, как снова был детектирован, успел распространится на расстояние более 500 м;

— два и более лесных пожара регистрируются с космоса как один, когда они действуют на расстоянии от 500 до 1000 м друг от друга, или когда новый лесной пожар возник на указанном расстоянии в период менее 10 дней после последней регистрации первого пожара;

— часть лесных пожаров могут быть пропущены БМПО ИСДМ-Рослесхоз из-за малой площади или слабой интенсивности горения при большой полноте древостоя, а так же если не был распознан участок покрытой лесом площади.

— сложный крупный пожар (особенно в случаях когда в процессе горения объединяется несколько очагов) по данным наземных служб может быть зарегистрирована как несколько пожаров

40. БМПО ИСДМ-Рослесхоз не всегда может определить реальную дату ликвидации лесного пожара в связи с отсутствием информации по следующим причинам:

— пожар был закрыт облачностью или дымами;

— время и траектория пролета спутника не позволили спутнику увидеть пожар;

— сбои в поступление данных в систему;

— автоматическая обработка пропустила «горячую точку» в зоне пожара;

— пожар затухает, горение слабое, его невозможно «увидеть» со спутника.

В связи с этим за дату ликвидации лесного пожара по космическим данным условно принимается десятый день после последнего наблюдения.

41. Используемый в БМПО ИСДМ-Рослесхоз алгоритм оперативного детектирования лесных пожаров по тепловым аномалиям настроен так, чтобы исключить ложные срабатывания. Наличие в реестре лесных пожаров записи почти всегда соответствует реальному горению. Ошибка может быть связана с тем, является это лесным пожаром или это горение другого характера (сжигание порубочных остатков, новые техногенные источники и т. д.). Из-за такой настройки алгоритма часть слабых источников горения пропускается. Для того чтобы обеспечить раннее обнаружение на начальной стадии горения в БМПО ИСДМ-Рослесхоз предусмотрено отображение на карте региона (без включения в общий реестр) % вероятностности горячих точек.

VI. Действия основных категорий пользователей БМПО ИСДМ-Рослесхоз

42. Специалисты Центра мониторинга пожарной опасности выполняют:

— поддержание функционирования БМПО ИСДМ-Рослесхоз и регулярный контроль работоспособности её элементов в соответствии с Техническим регламентом.

— сбор информации от субъектов Российской Федерации в соответствии с утверждённым Порядком её представления;

— консультацию специалистов региональных диспетчерских пунктов по вопросу представления информации, связанной с охраной лесов от пожаров;

— выборочную проверку достоверности информации, поступающей в БМПО ИСДМ-Рослесхоз;

— подготовку аналитических справок и обзоров по запросу Рослесхоза;

— подготовку предложений в технические задания по модернизации и развитию БМПО ИСДМ-Рослесхоз, а также в соответствующие нормативные и методические документы;

— принимают участие в подготовке специалистов по мониторингу.

43. Работа по мониторингу пожарной опасности на региональном уровне с применением БМПО ИСДМ-Рослесхоз возлагается на Единые диспетчерские пункты управления при специализированных организациях по охране лесов от пожаров, а при их отсутствии на назначенных специалистов исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области лесных отношений.

44. Пользователи ИСДМ-Рослесхоз делятся на две категории:

— пользователи, имеющие право вносить отчётную информацию от имени исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (далее операторы БМПО ИСДМ-Рослесхоз);

— пользователи, имеющие право только просматривать информацию.

45. Операторы БМПО ИСДМ-Рослесхоз должны в обязательном порядке на бесплатной основе пройти подготовку при учебном центре ФГУ «Авиалесоохрана».

46. Операторы БМПО ИСДМ-Рослесхоз выполняют следующие обязательные операции:

— контроль работоспособности системы;

— ввод соответствующей оперативной отчётной информации;

— сопоставление данных наземных, авиационных и космических наблюдений, идентификацию загораний и оповещения соответствующих служб;

— формирование предложение и замечаний по работе БМПО ИСДМ-Рослесхоз.

47. Операторы БМПО ИСДМ-Рослесхоз от имени исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области лесных отношений через web-интерфейс вводят следующую информацию:

— сводный и детальный планы профилактических выжиганий;

— отчёт о проведении профилактических выжиганий;

— отчёт о текущих затратах на тушение лесных пожаров;

— отчёт о наличии ресурсов о лесных пожарах;

— оперативное сообщение о действующих лесных пожарах;

— контрольное месячное сообщение о лесных пожарах;

— оперативное сообщение о крупных лесных пожарах.

48. При наличии региональных информационных систем (например, ИТС «Ясень») имеется возможность организации автоматической передачи отчётов, если это предусмотрено техническим регламентом БМПО ИСДМ-Рослесхоз и соответствующих информационных систем.

49. Операторы БМПО ИСДМ-Рослесхоз должны в течение пожароопасного периода осуществлять оперативный мониторинг лесопожарной ситуации, который заключается в выполнении следующих действий:

— получение информации о зарегистрированных загораниях и её первичный анализ (сравнение с уже имеющейся информацией из других источников);

— если указанное загорание является уже зарегистрированным наземными или авиационными службами лесным пожаром, то указать (ввести через Web-интерфейс) номер этого пожара по нумерации лесничества, а если пожар числится крупным, то номер по классификации крупных лесных пожаров;

— если загорание не было ранее зарегистрировано и нет достоверной информации о том, что это пожар, то необходимо оповестить представителей подрядной организаций, осуществляющих работы по мониторингу и тушению лесных пожаров на указанной территории, а также соответствующее лесничество;

— в случае если имеется достоверная информация, что зарегистрированное с помощью БМПО ИСДМ-Рослесхоз загорание не являются лесными пожарами (сельхоз палы, техногенные объекты и т. д.), необходимо внести соответствующую отметку через специальный интерфейс.

50. Специалисты соответствующих служб субъектов Российской Федерации обязаны принять меры для проверки достоверности информации о всех загораниях.

51. В случае отсутствия возможности подтвердить или опровергнуть информацию БМПО ИСДМ-Рослесхоз о горении в течение трёх суток, при условии, что площадь горения увеличивается, то необходимо зарегистрировать источник горения как лесной пожар в установленном порядке и ввести соответствующую отметку через Web-интерфейс. Допускается в качестве информации о времени и площади возникновения лесного пожара использовать данные БМПО ИСДМ-Рослесхоз.

52. Решение о необходимости дополнительной проверки данных БМПО ИСДМ-Рослесхоз на территории наземного, авиационного или космического мониторинга первого уровня принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений или их уполномоченным подведомственным учрежденьем.

53. Если загорание зарегистрировано в зоне космического мониторинга 2-го уровня, то информация БМПО ИСДМ-Рослесхоз является основной и допускается вносить данные в отчёт без ожидания подтверждения факта лесного пожара от лесничеств.

54. При заполнении Протокола о лесном пожаре только по данным космического мониторинга (в частности в зоне космического мониторинга второго уровня) графы 5-8, 11-14, 16, 17 могут не заполняться, в графе 2 указывается, что пожар был обнаружен в ходе космического мониторинга. Расчет причиненного лесным пожаром ущерба производится в установленном порядке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *