Зона рекреации водных объектов что это
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
Требования к зонам рекреации водных объектов, пляжам
Требования к зонам рекреации водных объектов, пляжам
Зона рекреации водного объекта- это водный объект или его участок с прилегающим к нему берегом, используемые для массового отдыха населения и купания.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в аренде у которых находятся пляжи, обязаны обеспечить благоустройство территории пляжа и безопасность использования водоема. Перед началом и в период купального сезона необходимо осуществлять контроль качества воды водоема по микробиологическ им и санитарно-химиче ским показателям в соответствии с программой производственног о контроля.
Требования к качеству воды и состоянию водных объектов определяют санитарные правила СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Если качество воды по микробиологическ им и санитарно-химиче ским показателям не соответствует гигиеническим нормативам, использование водоема для купания признается невозможным. Показатели воды отслеживаются на протяжении всего купального сезона.
Вода в питьевых фонтанчиках и душевых должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
На территории пляжа должны быть выделены следующие функциональные зоны:
Перед открытием пляжа организации-поль зователи должны проводить мероприятия по улучшению санитарно-технич еского и санитарно-гигиен ического состояния зон отдыха:
— очистку территории от мусора и опавшей листвы;
— очистку дна и зеркала водоема;
— завоз чистого песка;
— ремонт и покраску малых архитектурных форм, теневых навесов, кабин для переодевания, урн, ограждений, контейнеров, душевых установок;
— провести работы по замене и ревизии системы летнего водопровода;
— провести исследования пробной партии песка;
— провести лабораторное исследование воды водоема и воды из питьевых фонтанчиков на органолептически е, санитарно-химиче ские и микробиологическ ие показатели.
— пополнить запас дезинфицирующих средств для проведения влажной уборки;
— оборудовать помещения медицинского пункта и спасательной станции;
— заключить договоры на вывоз твердых бытовых отходов.
Организации, в ведении которых находятся водный объект или его участок, используемый для рекреации, перед каждым купальным сезоном должны получать разрешение Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю (территориальных отделов Управления) на его эксплуатацию в форме санитарно-эпидем иологического заключения на использование водного для купания и отдыха.
При осуществлении деятельности предприятий общественного питания и торговли на пляжах должны соблюдаться требования санитарных правил СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпиде миологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособнос ти в них пищевых продуктов и продовольственно го сырья» и СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпиде миологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственно го сырья и пищевых продуктов».
Доводим до сведения, что с вязи со вступлением в действие Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий употребления табака» с 1 июня 2013 года установлен запрет на курения табака в границах территорий, занятых пляжами. Нарушение данного запрета на курение табака на пляже влечет наложение административног о штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей согласно ст. 6.24 КоАП РФ.
Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей
Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 50 ВК РФ
1. Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
1.1. Использование акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в часть 2 статьи 50 настоящего Кодекса внесены изменения
2. Проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Зона рекреации водных объектов что это
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗОНАМ РЕКРЕАЦИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Nature protection. Hydrosphere.
Hygienic requirements for recreation areas at water objects
Дата введения 1982-07-01
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25 декабря 1980 г. N 5976
Настоящий стандарт устанавливает гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов, используемых для организованного массового отдыха и купания.
Требования стандарта обязательные при организации, проектировании и эксплуатации зон рекреации и реорганизации уже существующих.
Стандарт не распространяется на водные объекты и участки их берегов неорганизованного, неконтролируемого рекреационного использования, а также лечебные пляжи курортов и санаториев.
Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в приложении.
1. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ЗОН РЕКРЕАЦИИ
1.1. Для организации зон рекреации используют водные объекты и их берега, выбор которых согласовывается в установленном порядке.
1.2. К зонам рекреации водных объектов предъявляются следующие требования:
соответствие качества воды водного объекта и санитарного состояния территории требованиям настоящего стандарта;
наличие или возможность устройства удобных и безопасных подходов к воде;
наличие подъездных путей в зону рекреации;
безопасный рельеф дна (отсутствие ям, зарослей водных растений, острых камней и пр.);
благоприятный гидравлический режим (отсутствие водоворотов, течений более 0,5 м/с, резких колебаний уровня воды);
отсутствие возможности неблагоприятных и опасных процессов (оползней, обвалов, селей, лавин).
1.3. Зона рекреации с учетом местных условий должна быть удалена от портов и портовых сооружений, шлюзов, гидроэлектростанций, от мест сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота, а также других источников загрязнения.
1.4. Зона рекреации должна быть размещена за пределами санитарно-защитных зон промышленных предприятий и с наветренной стороны по отношению к источникам загрязнения окружающей среды и источникам шума.
1.5. Расстояние от автомобильных дорог общей сети до зон рекреации следует принимать в соответствии с главой СНиП по планировке и застройке городов, поселков и населенных пунктов как до границ санитарно-курортных учреждений и домов отдыха.
1.6. Оборудование зоны рекреации и обеспечение безопасности использования водоема и пляжа осуществляются организациями и предприятиями, в ведении которых находится или будет находиться зона рекреации.
2. ТРЕБОВАНИЯ К БЛАГОУСТРОЙСТВУ ЗОН РЕКРЕАЦИИ
2.1. При расчете необходимой площади территории пляжа следует исходить из норм не менее 5 м для морского пляжа и не менее 8 м для пляжа на водотоках и водоемах на одного человека.
При расчете площади детского сектора следует исходить из норм не менее 4 м на одного человека.
2.2. Граница зоны купания должна быть обозначена опознавательными знаками.
2.3. Зона купания в детском секторе должна иметь дно с пологим уклоном, с преобладающей глубиной 40-50 см, но не более 70 см.
2.4. На территории пляжа должны быть выделены следующие функциональные зоны:
Затенение отдельных участков пляжа должно обеспечиваться теневыми навесами, зонтами, тентами с учетом пользования последними до 40% отдыхающих на пляже;
2.5. Количество кабин для переодевания, душевых установок, питьевых фонтанчиков, туалетов и урн должно соответствовать требованиям СНиП 11-71-79.
2.6. Зона рекреации должна быть обеспечена питьевой водой, соответствующей требованиям ГОСТ 2874-82.
2.7. В душевые установки должна подаваться питьевая вода.
2.8. При устройстве туалетов должно быть предусмотрено канализование с отводом сточных вод на очистные сооружения. При отсутствии канализации необходимо устройство водонепроницаемых выгребов.
2.9. На пляже должно быть предусмотрено помещение медицинского пункта и спасательной станции с наблюдательной вышкой.
2.10. Контейнеры для мусора должны располагаться на бетонированных площадках с удобными подъездными путями. Вывоз мусора следует осуществлять ежедневно.
2.11. Вблизи зоны рекреации должно быть предусмотрено устройство открытых автостоянок личного и общественного транспорта. Площадь автостоянок должна соответствовать требованиям СНиП 11-71-79 и выделяться дополнительно к площади земельного участка зоны рекреации.
Санитарно-защитные разрывы от зоны рекреации до открытых автостоянок должны быть озеленены.
3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВОДЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РЕКРЕАЦИИ
3.1. Состав и свойства воды водного объекта должны соответствовать требованиям и нормам, приведенным в таблице.
Требования и нормы
Отсутствие на поверхности воды плавающих пленок, пятен минеральных масел и скопления других примесей
Посторонний запах, баллы, не более
Привкусы (исключая морскую воду), не более
Не должна обнаруживаться в столбике 10 см,
Токсические химические вещества (исключая солевой состав морской воды)
Не должны превышать норм, установленных Министерством здравоохранения СССР
для лодочно-парусного спорта
2. Выбор исследуемых токсических веществ при контроле качества воды определяется органами санитарно-эпидемиологической службы с учетом местных условий.
При необходимости уточнения характера и установления источника микробного загрязнения проводятся исследования воды на содержание Е.соli, энтерококков, фагов кишечных палочек.
4. САНИТАРНАЯ ОХРАНА ЗОН РЕКРЕАЦИИ
4.1. Водные объекты и их берега, используемые для рекреации, должны быть защищены от систематического и случайного загрязнения.
4.3. При необходимости отведения сточных вод в водные объекты, используемые для рекреации, сброс сточных вод может быть разрешен при соблюдении правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами.
4.4. Сброс сточных вод с судов в море осуществляется в соответствии с требованиями Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов и Конвенции по защите морской среды в районе Балтийского моря, а также перечня веществ, вредных для здоровья людей и для живых ресурсов моря, сброс которых запрещается, и норм предельно допустимых концентраций этих веществ в сбрасываемых смесях.
4.5. В зону купания не должны допускаться транспортные средства (лодки, катера, суда), за исключением средств спасательной службы.
5. КОНТРОЛЬ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ ЗОН РЕКРЕАЦИИ
5.1. Организации и предприятия, в ведении которых находится водный объект или его участок, используемый для рекреации, перед каждым купальным сезоном должны получить разрешение органов санитарно-эпидемиологической службы на его эксплуатацию.
5.2. Контроль санитарного состояния водного объекта, берегов и сооружений проводится в установленном порядке.
5.3. Контроль качества воды водных объектов проводится по показателям, указанным в п.3.1:
ежегодно перед началом купального сезона на расстоянии 1 км вверх по течению от зоны купания на водотоках и на расстоянии 0,1-1,0 км в обе стороны от нее на водоемах и в море, а также в границах зоны купания;
в период купального сезона не менее чем в двух точках, выбранных в соответствии с характером, протяженностью и интенсивностью использования зоны купания.
Частота отбора проб устанавливается в каждом конкретном случае местными органами санитарно-эпидемиологической службы, но не менее двух раз по всем показателям до начала купального сезона и не менее двух раз в месяц в период купального сезона.
Для, установления числа лактозоположительных кишечных палочек в 1 дм при использовании водного объекта для купания в период купального сезона пробы необходимо отбирать не менее четырех раз в месяц.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ПОЯСНЕНИЯ К ТЕРМИНАМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ В СТАНДАРТЕ
Зона рекреации водного объекта
Водный объект или его участок с прилегающим к нему берегом, используемый для отдыха
Площадка или сооружение для принятия воздушных ванн
Площадка или сооружение для принятия солнечных ванн
Комментарий к СТ 50 ВК РФ
Комментарий к статье 50 ВК РФ:
1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей. Первая часть расшифровывает понятие «рекреационные цели», которое охватывает отдых, туризм и спорт. В ней также предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по установлению правил пользования водных объектов в порядке, установленном статьей 6 ВК РФ. Вторая часть содержит правило, согласно которому развитие и эксплуатация инфраструктуры, предназначенной для использования водных объектов для рекреационных целей, осуществляются в соответствии с водным и градостроительным законодательством.
2. Цели, сфера действия и адресаты предписаний.
Целями комментируемой статьи являются уточнение полномочий органов местного самоуправления в сфере водных отношений, а также определение особенностей регулирования в сфере развития и эксплуатации инфраструктуры, используемой для рекреационных целей.
Сфера действия статьи ограничена целями, заявленными в части 1, и распространяется на отношения, возникающие в сфере использования водных объектов в рекреационных целях, в том числе отдыха, туризма и спорта. С учетом положений статей 6, 49 и 51 положения комментируемой статьи применимы исключительно к использованию в рекреационных целях водных объектов общего пользования в случаях, если это не связано с рыбалкой, охотой и использованием водных объектов в лечебно-оздоровительных целях.
Адресатами предписаний являются, в первую очередь, органы местного самоуправления, органы государственной власти в сфере регулирования водных отношений, водопользователи, которые организуют или намереваются организовывать использование водных объектов в рекреационных целях (в том числе связанных с развитием и эксплуатацией объектов инфраструктуры).
———————————
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1984. С. 414.
Следует также учитывать, что спорт может быть как любительским (осуществляемым для рекреационных целей, то есть как средство отдыха от основной деятельности), так и профессиональным.
Организация спортивных мероприятий и занятий физической культурой может сопровождаться созданием спортивных сооружений на водных объектах (например, водные стадионы, места хранения плавательных средств, используемых для проведения спортивных соревнований) и поддержанием их функционирования, либо осуществляться без таковых (например, заплывы на открытой воде). При этом граждане могут самостоятельно заниматься физической культурой и спортом на водных объектах с учетом действующих ограничений.
———————————
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1984. С. 464.
Необходимые мероприятия по безопасности и охране жизни людей на лечебных пляжах осуществляются организациями, в ведении которых находятся пляжи.
———————————
Приказ Ростуризма от 05.09.2006 N 119 «Об утверждении Системы классификации пляжей» // БНА РФ. 2006. N 44.
Для обеспечения организованного массового отдыха и развития спорта водные объекты полностью или частично могли предоставляться «в обособленное пользование государственных и общественных организаций». Статья 143 Водного кодекса РФ 1995 г. «Использование водных объектов для рекреации» предусматривала аналогичный (согласовательный) порядок использования водных объектов в рекреационных целях.
Принятие действующего ВК РФ ознаменовало разграничение пользования водными объектами общего пользования для личных нужд (в рекреационных целях) и организованное использование водных объектов при посредничестве субъектов, наделенных соответствующими правами и обязанностями.
СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.
В соответствии с частью 11 ст. 35 указанного Кодекса в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
5. Связь с другими статьями. По общему правилу (часть 1 ст. 11 ВК РФ) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей на основании договоров водопользования.
Особым образом регулируется использование для рекреационных целей водохранилищ. В соответствии со ст. 45 ВК РФ такое регулирование может осуществляться типовыми правилами использования водохранилищ (ч. 1 ст. 45 ВК РФ) или индивидуально для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование (ч. 3 ст. 45 ВК РФ). Правительством РФ утверждается перечень водохранилищ, для которых устанавливаются индивидуальные правила использования. Такие планы утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ (см. комментарий к ст. 45).
В соответствии с Типовыми правилами использования водохранилищ их использование для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии с ВК РФ. Использование водохранилищ рекреационного назначения в иных целях, предусмотренных ВК РФ, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
———————————
Приказ Минприроды РФ от 24.08.2010 N 330 «Об утверждении типовых правил использования водохранилищ» // РГ. 2010. N 219.
6. Субъекты водопользования для рекреационных целей. Водопользователей, использующих водные объекты для рекреационных целей, следует разделить на 2 группы:
а) субъекты, осуществляющие организацию использования водных объектов для рекреационных целей (массовый отдых, спортивные мероприятия, туризм);
б) субъекты, использующие водные объекты для личных нужд.
Действительно, в соответствии с частью 1 ст. 11 ВК РФ акватория водных объектов предоставляется для рекреационных целей на основании договора водопользования. Решения о предоставлении водного объекта в пользование принимаются в случаях, если водопользование осуществляется для организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов (ч. 2 ст. 11 ВК РФ).
В соответствии с частью 3 ст. 11 ВК РФ не требуется разрешительных документов на водопользование для осуществления в том числе плавания маломерных судов, разового взлета и посадки воздушных судов, рыболовства, охоты, купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан. При этом только рыбалка, охота, купание и иные виды отдыха не связаны с необходимостью оборудования причалов и стоянок. На последние распространяются правила части 2 ст. 11 ВК РФ.
Соответственно, положения части 1 комментируемой статьи распространяются в основном на такие виды отдыха, как купание и отдых на пляже (см. комментарий к ст. 6).
В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта.
7. Нормирование воздействия. В соответствии с пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 14. Ст. 1650.
В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» до утверждения в соответствии со статьей 35 ВК РФ нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 23. Ст. 2380.
Нормируемые виды воздействий по видам пользования
———————————
Приказ МПР РФ от 12.12.2007 N 328 «Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты» // Российская газета. 2007. N 62.
Вид пользования Нормируемое воздействие
ных веществ Привнос
ных веществ Привнос
В соответствии с пунктом 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
———————————
См. комментарий к ним: Комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2010.
См., например: СНиП II-71-79 «Нормы проектирования. Оздоровительные учреждения и учреждения отдыха». М., 1979; ВСН 23-75 «Инструкция по планировке и застройке курортов и зон отдыха». М., Госгражданстрой, 1977; Руководство по проектированию санаториев для подростков. ЦНИИЭП КТК. М., Стройиздат. 1980; Указания по проектированию санаториев для родителей с детьми. Союзкурортпроект. М., 1973; Рекомендации по проектированию детских санаториев. ЦНИИЭП КТК. М., Стройиздат, 1976.
9. Проблемные ситуации и трудности применения. Ряд проблем связан с тем, что понятия отдых, туризм и спорт являются настолько емкими, что могут предполагать использование самых разных аппаратов, приспособлений и устройств, обращение с которыми регулируется отраслевым законодательством (например, транспортным). Так, использование акваторий для плавания маломерных судов, взлета и посадки летательных аппаратов и других механизмов (независимо от целей пользования) является предметом регулирования отраслевых нормативных правовых актов.
———————————
Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 882 «Об утверждении Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов» // СЗ РФ. 2007. N 5. Ст. 650.
а) осуществляют взлет, посадку воздушных судов таким образом, чтобы не создавать препятствий водопользователям, осуществляющим пользование водным объектом на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, и ограничений их прав, а также помех и опасности для судоходства и людей;
б) обязаны знать и соблюдать требования правил охраны жизни людей на водных объектах и установленные органами местного самоуправления правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд, а также выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, действующих в пределах предоставленных им полномочий;
г) принимают меры по охране используемых для взлета, посадки воздушных судов водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения, в том числе вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций, а также охране водных биологических ресурсов, других объектов животного и растительного мира, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
д) соблюдают иные требования, установленные водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
При использовании водных объектов для взлета, посадки воздушных судов запрещаются:
а) сброс в водные объекты, захоронение в них и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации воздушных судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
б) размещение на водных объектах и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос объектов хранения авиационного топлива и горюче-смазочных материалов, ремонта и заправки воздушных судов без их оборудования средствами предотвращения загрязнения и засорения водных объектов, локализации и ликвидации последствий аварий и иных чрезвычайных ситуаций, а также контрольно-измерительной аппаратуры для обнаружения и ликвидации утечек нефтепродуктов и иных загрязняющих веществ;
в) снятие и самовольная установка оборудования и средств обозначения участков водных объектов (акватории), установленных на законных основаниях.
Однако наибольшее количество проблем возникает с применением положений статьи 6 комментируемого Кодекса относительно свободного использования объектов общего пользования для личных нужд (в том числе для купания).
Суды установили, что в соответствии со статьей 49 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
———————————
Определение ВАС РФ от 05.08.2010 N ВАС-7095/10 по делу N А32-38708/2009-15/550.
С учетом изложенного, следует полагать, что установленное статьей 6 право беспрепятственного пользования гражданами береговой линией водных объектов общего пользования для личных нужд (в том числе отдыха) не является безусловным.