Зондовый логопедический массаж что это
Зачем и как делать зондовый массаж артикуляционной мускулатуры
Статью подготовила логопед Елизаветинского детского сада (АНО ММДЦ) Светлана Анатольевна Гольчевская для Ресурсного центра в рамках реализации проекта «Счастливая семья. Комплексная социальная поддержка и психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами с ДЦП».
В данной статье мы постараемся предельно подробно рассказать о зондовом массаже, о приемах его использования в домашних условиях мамой.
Вначале хотелось бы поговорить о целесообразности массажа, влиянии его на развитие ребенка в целом.
В моей практике с печальной периодичностью появляются мамы с запросом: «Вы делаете зондовый массаж? Нам очень нужно!». Крепко обхватывают своего малыша, зажимают голову так, что ребенок не может пошевелиться и командуют: «Начинайте! Только учтите, он может кусаться! Челюсти зафиксировать я не могу». Ребенок при этом, кажется, перестает дышать вообще…
Нужен ли массаж ребенку в таком исполнении? Пройдет какое-то время, ребенок благополучно подрастет, придет время постановки и коррекции звуков. Мама обратится за помощью к специалисту, а логопед увидит ребенка с «запечатанным» ртом. Малыш давно забыл специалиста, а ситуацию «рот-боль-опасность» усвоил прочно.
Приемы массажа легко найти в интернете, но об отношении к ребенку как к личности говорят не всегда.
Зондовый массаж по методике Н.В. Новиковой используется очень широко при различных проявлениях дизартрии у детей. Многие мамы приобретают пособие автора, посещают курсы учеников автора, приобретают зонды. Но потом приходят к логопеду с вопросом: «Почему у меня не получается делать массаж своему ребенку? Я проштудировала множество книг, разобралась в приемах и методиках, а помочь своему малышу не могу?».
Ну, во-первых, массаж только языка по Новиковой занимает 40 минут. Вам, мамы, когда-нибудь делали массаж языка? Впечатления добровольцев на мастер-классах передавались жестами и мычанием: их языки так устали, что плохо двигались во рту. Процесс, прямо скажем, малоэстетичный и болезненный. Хотя в моей практике встречаются мамы и бабушки, твердо уверенные, что если не через боль, то неэффективно. Думаю, причина такой позиции «боль во благо» кроется уже в семейном опыте некоторых людей, но мы сейчас не о взрослых комплексах, а о безречевом ребенке, которому нужна помощь. Как помочь? И что делать?
Для начала открыть атлас по анатомии и рассмотреть мышцы лица и языка. Мы обнаружим, что щеки и язык состоят из крупных мышц, расположенных «слоями». Точечный массаж оставьте специалистам, они много лет учились, потом долго практиковались, чтобы иметь право этот вид массажа выполнять. А вот мышцы щек может размять любая мама. Здесь вы ничего не повредите, не растянете, не надорвете по своей неопытности. Поэтому действуйте смело. При этом необходимо соблюдать определенные правила:
• Разогреваем мышцу осторожными разминающими движениями;
• Интенсивно воздействуем, т.е. можно пощипывать, разминать вдоль скуловой кости (под ней) костяшками пальцев и пр. (приемы движений можно найти в пособиях по массажу);
• Успокаиваем кожу, поглаживаем, легко постукиваем кончиками пальцев, опять поглаживаем, дуем теплой струей.
Затем – губы. Снова заглядываем в анатомический атлас. Ваши массажные движения должны идти вдоль мышечных волокон. Это закон. Вялые губы тонизируем энергичными движениями, с широкой амплитудой. Спастичные губы – с осторожностью, т.к. ребенок при воздействии может испытывать боль.
Правила те же:
— разогреваем
— интенсивно воздействуем
— успокаиваем.
Начинаем с верхней губы, затем массируем нижнюю, затем – захватываем обе губы. При этом весело декламируем стишки и потешки, озвучиваем пассивные движения губ: «Кря-кря», «Чив-чив», «Ква-ква» и пр. Приемы, схемы, видео вы найдете в массажных пособиях.
После губ спускаемся на подбородок, большой палец при этом под подбородком, на точке слияния челюстных костей. Подушечками пальцев проходимся по челюстям от центра к ушам. После привыкания можно размять более интенсивно: костяшками пальцев, специальными валиками. Затем обязательно успокаиваем кожу поглаживающими движениями.
Хорошо, если каждый зонд станет определенным персонажем со своей историей и ролью.
Например, зонд «вилочка» у нас Ворона. Она любопытна, сама задает вопросы, сама на них отвечает, рассказывает истории из жизни ребенка, как бы представляя его, большого и умелого.
Зонд «маленькие саночки» – Хрюша, который никогда ничему не учился, не ходил в садик, его никогда никто не хвалил. И спиралевидные движения этим зондом мы обыгрываем так, будто Хрюша роет землю, ищет сладкие корешки и каштаны.
Зонд «топорик» – Мишка косолапый с фирменным стишком и т.д.
Таким образом, непонятные железки становятся понятными, повседневными персонажами знакомых сказок, стихов, песенок. Помимо «знакомства» с зондами, ребенок пробует на ощупь и ватные диски со спиртовым раствором, и капает на ладошку хлоргексидин биглюконат из флакона.
Хорошо бы не хватать сразу за кончик языка марлевой салфеткой, а сначала спросить: «Можно я возьму тебя за язычок платочком?»
При приучении ребенка к зондам, на начальном этапе, хорошо бы использовать «набор для чистки зубов до №-х лет». В него входит, помимо щетки, силиконовая насадка с небольшими бугорками. ЕЕ удобно надевать на палец и массировать язычок и внутреннюю поверхность щек.
Язык, если верить анатомическому атласу, мышца многослойная. Верхний слой – продольные мышечные волокна. Вдоль них и действуем. И если вы хорошо разогрели мышцу, покалывать, постукивать, разминать пальцами можно довольно интенсивно. Чтобы обезопасить подъязычную уздечку, язык необходимо вытянуть, указательный палец при этом лежит на нижних зубах, большой палец придерживает кончик языка с помощью салфетки.
Если у ребенка выраженная спастика корня языка, работать приходится без салфетки, без натяжения языковой мышцы. Мама в таком случае заменяет зонды обычной зубной щеткой и вводит массаж языка в ежедневную процедуру чистки зубов и умывания.
Стандартный металлический набор зондов можно не покупать. Можно использовать зондозаместители. Фабричные или самодельные (например, изогнутые в кипятке одноразовые вилки). Некоторые логопеды и мамы используют марлевые салфетки, намотанные на указательный палец. Мы это не применяем, т.к. сухая шершавая салфетка неприятна для малышей.
Конечно, каждый должен заниматься своим делом: мама – растить ребенка, логопед – выполнять логопедический массаж лицевой мускулатуры и языка.
Но это в теории. В жизни мамы и бабушки становятся сами себе логопедами, массажистами, инструкторами ЛФК. В этом реальность.
Дорогие мамы, кто-то, может, забыл, а кто-то и не знал вовсе (тогда я напомню), что Ваш душевный покой в ситуации ежедневного НАДО – это покой и радость Вашего ребенка.
Тогда и зондовый массаж превращается из малоэстетичной процедуры в увлекательное общение с любимым взрослым, в совместную игру.
Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов и Комитета общественных связей г.Москвы.
Что такое Зондовый логопедический массаж и зачем он нужен?
Одним из методов, который использует в своей деятельности логопед — зондовый массаж. Эта процедура применяется для:
Для проведения массажа используются специальные зонды. С помощью этих инструментов логопед воздействует на губные мышцы и языка, щёк, мягкого нёба с помощью скольжения, надавливания, отодвигания и потирания. Описанные манипуляции с отдельными участками артикуляционного аппарата ведёт к его оздоровлению и восстановлению правильной работы. Но кроме нормализации звукопроизношения зондовый массаж оказывает благотворное воздействие на нервную систему, что дополнительно стимулирует развитие детской речи.
Как и перед любой медицинской процедурой для зондового массажа требуется тщательная логопедическая диагностика, в ходе которой обследуются мимические и жевательные мышцы, входящие в артикуляционную систему, а также губ, щек, языка и мягкого нёба. По результатам обследование определяется место и степень поражения, уточняется время, которое понадобится для лечения. Предварительная диагностика также направлена на определение наиболее эффективной методики массажа для с учётом всех особенностей пациента и его дефекта речи. На срок, который понадобится для устранения недостатков влияют следующие факторы:
Следует заметить, что направляет на курсы массажа невролог (детский невролог) после предварительного обследования пациента. А логопед выбирает конкретную технику массажа и его интенсивность.
Что такое логопедические зонды?
Зондовый массаж, как следует из названия, проводится при помощи специальных металлических инструментов. Их не следует путать с зондами по Рау, которые применяется для постановки звуков.
Автор массажного комплекса — Е.В. Новикова, которая получила патент на свою разработку 2000 году.
Набор зондов включает в себя 8 основных и 4 дополнительных зонда с определённым функционалом. Различное виды воздействия зондов на пораженные участки стимулируют чувствительность, улучшают связи между периферическими органами и корой головного мозга.
Инструменты используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Зоны массажа подбираются индивидуально, в зависимости от того, на что жалуется пациент. С помощью зондов можно расслабить мышцы лица и повысить их тонус, избавиться от спазмов. А воздействие на мышцы ведущей руки развивает моторику, помогает в формировании почерка.
С 2000 года технология не стоит на месте, и некоторые специалисты вносили свои улучшения. Например, известные логопеды Т.А. Воробьева и О.И. Крупенчук разработали свой вариант из 9 инструментов.
Специалисты ВИВО КЛИНИК в своей работе используют массажные логопедические зонды всех авторов, подбирая индивидуальные комплекты инструментов, исходя из целей и задач коррекции.
В каких случаях поможет логопедический зондовый массаж?
Есть ли противопоказания у зондового массажа?
Противопоказания могут быть временными и абсолютными.
После исчезновения вышеперечисленных причин возможно выполнение массажного комплекса.
Если у человека повышенный глоточный рефлекс?
Повышенный глоточный рефлекс не является противопоказанием. Массаж, напротив, постепенно нормализует рефлекторную деятельность, улучшает качество жевания, глотания (делая его более безопасным и произвольно контролируемым), улучшает слюноотделение.
Как проводится массаж?
Сеанс массажа проводится лежа или в любой другой комфортной позе, которая позволит максимально расслабиться. В некоторых случаях мама может присутствовать в кабинете.
Логопед выбирает способы воздействия на мышцы в каждом случае индивидуально, после обследования состояния артикуляторного аппарата.
Логопедический массаж специалист проводит только в специальных одноразовых перчатках, медицинском халате и только стерильным инструментом. Всё оборудование подвергается обязательной медицинской стерилизации после каждого занятия.
Как часто проводится массаж?
Обычно логопедический массаж обычно проводится курсами, количество и периодичность которых назначается логопедом или наблюдающим врачом. Их длительность подбирается персонально для каждого пациента. Среднее число процедур обычно в районе 10 продолжительностью от 5 до 25 минут. Между курсами делают месячный перерыв. Чаще всего требуется для появления результата нужно 3-4 курса, но иногда хватает и одного. Важно помнить, что результат появится только при регулярности курсов
На длительность процедуры влияет возраст пациента, степень поражения и индивидуальные особенности.
Например, часть логопедов предпочитают предварять сеанс массажем перед всеми своими занятиями.
Когда предпочтительнее проводить логопедический зондовый массаж?
Лучше всего натощак, либо через час-полтора после еды.
Какие преимущества и недостатки у зондового логопедического массажа?
Недостаток, пожалуй, можно выделить только один: зондовый массаж не может применяться как единственное средство борьбы с нарушениями речи. На лечение тяжёлых нарушения речи может уйти 3-4 года и потребуется сочетание различных методов: физио- и медикаментозная терапия, массажи (логопедический и общий), регулярное посещение терапевта и психолога (итогом которых должно стать развитие речи на всех уровнях, выработка мотивации и развитие высших психических функций).
Есть ли еще какие «хитрости» при проведении массажа?
Ребенка знакомят с зондами постепенно, ненасильственно, что также является залогом успеха. Необходимо поощрение ребенка.
Взрослому же пациенту объясняются механизмы воздействия того или иного приема, имеет место рациональная психотерапия, визуализация конечного результата.
Важно знать, что в неумелых руках массаж может быть причиной неприятных ощущений и обратных реакций мышц (повышенный тонус), травмирования уздечки, усиления рвотного рефлекса и т. п. Условием положительного эффекта массажа является индивидуальный выбор техники воздействия на мышцу, что обеспечит специально обученный этому логопед. Так что доверьте его исполнение профессионалам.
В «ВИВО КЛИНИК» предлагается услуга по логопедическому зондовому массажу. Вы можете записаться к специалисту-логопеду на сайте на удобное время. Ждём вас на приёме!
Зондовый логопедический массаж что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В логопедической практике данные массажные упражнения применяют при мышечном гипертонусе и гипотонусе.
Статья:
Нарушение речевой функции у детей – нередкая проблема. Логопедический массаж зондами позволяет стимулировать артикуляционную мускулатуру, улучшает дыхание при произношении, исправляет прикус, делает голос сильнее. При процедуре оказывается комплексное воздействие на мышечные и нервные волокна, кровеносные сосуды, мягкие ткани речевых органов. В логопедической практике данные массажные упражнения применяют при мышечном гипертонусе и гипотонусе.
Важность речевого развития
Задача родителей – создание условий к тому, чтобы дети максимально рано приступили к коммуникационному развитию, учились обмениваться эмоциями, воспринимать окружающие явления и вещи. Для малышей, еще не умеющих говорить, крайне важным является невербальный способ коммуникации, позволяющий показать окружающим людям эмоции без слов. Так, зевание – сигнал для родителей, что малыш устал, улыбка – что у младенца замечательное настроение. Когда родители правильно отвечают на невербальные посылы малыша, они способствуют его развитию, ускоряют переход к вербальному общению.
Когда ребёнок рассказывает вслух об окружающих предметах и явлениях, его речевая способность активно развивается. Подрастающий малыш получает навык создания логических цепочек, размышления, перехода от рассуждений к действиям. Родители должны уделять достаточно времени общению с детьми в благоприятной обстановке, ведь это главное условие речевого развития.
При правильно развитой речи дети имеют:
Показания и противопоказания
Зондовый логопедический массаж применяется при:
Массажные упражнения противопоказаны при:
Виды логопедического массажа
Логопедический массаж бывает нескольких видов:
Зондовый логопедический массаж
Массаж, осуществляемый посредством зондов, помогает предотвратить усугубление нарушения речи, предупреждает недоразвитость слуха, торможение обретения опыта словарного анализа, низкий уровень словарного запаса. После курса процедур с использованием зондов:
Зондовый массаж языка
Массаж языка зондами длится 5 минут, его проводят несколько раз в день. Перед процедурой желательно сделать гимнастику для разминания языковых мышц, включающую следующие упражнения:
Логомассаж для детей в домашних условиях
Массаж, способствующий развитию речи, можно проводить дома. Родителям следует проконсультироваться с логопедом насчет техники проведения упражнений и противопоказаний.
В домашних условиях массируют лицо и язык пальцами и чайными ложками, проводят дыхательную и артикуляционную гимнастику.
В основе массажа лица разглаживания, растирания, разминания, которые не должны вызывать дискомфорт у пациента. Лицевой массаж имеет поэтапную технику:
Сегодня популярностью пользуется логопедический лицевой массаж ложками. Он также осуществляется поэтапно. Массажист ложками:
Ложки следует брать без острых граней и выпуклостей, чтобы не поцарапать кожу пациента.
Методика Новиковой с неговорящими детьми
Чаще всего зонды для логопедического массажа применяются при дизартрическом расстройстве, когда пациент испытывает большие трудности с произношением звуков. Зондовый вид массажа разработала знаменитый педагог-логопед Елена Викторовна Новикова. Процедура проводится при помощи восьми приспособлений разной конфигурации, называемых зондами.
Каждый зонд применяется для логопедического массажа с определенной целью, воздействует на конкретную область, нуждающуюся в коррекции. Специалист определяет, какой участок требует коррекции, с какой силой на него нужно давить. Главное, пациент не должен испытывать болевые ощущения. Если устраняется мышечный гипертонус, то пациент может чувствовать незначительное напряжение мышц. В этом случае для ослабления дискомфорта следует усадить малыша в мягкое сиденье или уложить на удобную поверхность.
Зондовые процедуры корректируют технику речи, обеспечивают:
Постановка речи по Новиковой технически несложная, показывает высокую эффективность. Специалист разработала методику так, что каждый зонд стимулирует определенный участок артикуляционного аппарата: губы, язык, щёки, мягкое нёбо. В ходе процедур эти участки восстанавливаются.
Массажист обращает внимание на состояние лицевой мускулатуры пациента. Исходя из уровня поражения мышц, специалист назначает количество процедур, необходимых для нормализации состояния.
Инструменты для массажа и техника выполнения
Массаж следует доверять специалисту высококвалифицированному и опытному. Желательно, чтобы использовались качественные и безопасные зонды от зарекомендовавших себя фирм. Родители должны водить малыша на каждую процедуру, а если занятия проводятся дома, то их нельзя пропускать.
Курс процедур длится 2 – 3 недели. После 1,5-месячной паузы курс возобновляют. Повторность каждого упражнения – 30 – 35 раз. Иногда достаточно одного курса, чтобы привести в норму речь. Обычно дети с удовольствием идут на процедуры, не испытывают от зондов никаких неприятных ощущений.
Массажисты используют следующие логопедические зонды для массажа:
Зондовый массаж высокоэффективен, если соблюдаются врачебные рекомендации. Процедуры по Новиковой не проводятся младенцам до 1,5 года. А вот ручной логопедический массаж разрешено делать детям любого возраста. Главное, своевременно приступить к исправлению речевых дефектов.
Зондовый логопедический массаж что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Дизартрия — расстройство, при котором страдает произносительная сторона речи из-за недостаточной иннервации. Коррекция включает в себя логопедический массаж для детей при дизартрии.
Статья:
Дизартрия — расстройство, при котором страдает произносительная сторона речи из-за недостаточной иннервации. Коррекция включает в себя логопедический массаж для детей при дизартрии. Он помогает снять спазм мышц, таким образом улучшая артикуляцию. Как нужно выполнять массаж при дизартрии, чтобы достичь максимального эффекта, какие виды воздействия бывают, расскажем в статье.
Коррекция дизартрии массажем у детей
Логопедический массаж при разных формах дизартрии предполагает механическое воздействие на различные участки лица и на язык. В итоге устраняется патологическая симптоматика в периферическом отделе речевого аппарата, меняется тонус мышц.
В результате у ребенка, снижается сила спазма мышц и их количество, происходит нормализация мышечного тонуса при дизартрии (артикуляционных и мимических мышц). Восстанавливается подвижность органов речи, улучшается кровоток в мягких тканях лица, головном мозге.
Эти факторы способствуют улучшению качества речи: она становится плавной, выразительной, понятной окружающим. Малыш начинает вести себя спокойнее, лучше спит.
Логопедический массаж назначает только логопед после детального обследования. Специалист оценивает степень нарушения, и в зависимости от этого подбирает индивидуальную схему коррекции.
Противопоказания
Логопедический массаж для детей при дизартрии нельзя проводить, когда у ребенка имеются:
Массаж лица
Правильная последовательность проведения расслабляющего массажа такая: сначала воздействуют на лицо и губы, затем на язык.
Массаж лица при дизартрии заключается в растирании, разминании, поглаживании. Перед процедурой снимите украшения, ногти должны быть коротко подстрижены. Первые сеансы короткие, постепенно продолжительность увеличивается.
Классический вариант начинается с разминающих движений в области лба. Движения плавные, от центральной части в сторону висков. Затем поглаживание от бровей к линии волос подушечками всех пальцев.
На веки нельзя сильно нажимать: все движения должны быть легкими, поглаживающими. Направление — круговое, по часовой стрелке.
В области щек необходимо расслабить мышцы путем их растягивая от рта в сторону висков, а от скул — книзу, к подбородку. После этого переходим к носу, плавно растирая крылья вверх и вниз, поглаживая носогубную складку в направлении от носа к уголкам губ.
Артикуляционный массаж губ при дизартрии заключается в разминании вибрационными движениями, затем растирании от середины губ к уголкам. Затем растирают подбородок, поглаживают уши.
Когда у ребенка имеется асимметрия лица, разный тонус мышц слева и справа, уделяйте пораженной стороне больше внимания, чтобы добиться нормализации мышечного тонуса при дизартрии.
Логопедический массаж языка
Язык — основной орган речи. Поэтому логопедический массаж языка при дизартрии — необходимый элемент лечения. Помогает бороться со слабостью, ограничении подвижности мускулатуры, парезах и параличах. Специалисты в своей работе используют несколько методик. Рассмотрим их подробнее.
Массаж зубной щеткой
Зубная щетка за счет своей ворсинок отлично разминает язык. Ее можно использовать и на занятиях с логопедом, и для самостоятельного логопедического массажа в домашних условиях. Примерные этапы следующие:
При массировании следите за тем, чтобы не вызвать рвотный рефлекс у ребенка.
Массаж языка пальцами
Пальцевый логопедический массаж языка при дизартрии позволяет проработать все группы мышц, в том числе глубокие. Сеансы помогают снять гипертонус мимических и артикуляционных мышц. Для проведения процедуры нужны чистый носовой платок, салфетки тканевые, специальные напальчники
Логопедический массаж при разных формах дизартрии нужно выполнять один-два раза в день, в течение 15 минут, в течение пары недель. Точную продолжительность и количество вам подскажет логопед: всё зависит от диагноза и степени нарушений. Учитывайте также возраст: маленькие дети не могут долго усидеть, поэтому один день выберите несколько упражнений, и выполните только их. А на следующий день делайте другие.
Зондовый массаж
Один из современных методов коррекции — зондовый массаж при дизартрии. Это из новых способов лечения, который постепенно завоевывает популярность. Проводится он при помощи специальных, зондов, разработанных Новиковой Е. В. — доктором педагогических наук.
Стандартный набор состоит из 9 инструментов, каждый из которых предназначен для определенных целей. Например, «саночки» в форме полозьев санок с закругленными концами предназначены для стимуляции мышц. «Топорик» в форме двух сплющенных петель может применяться и при повышенном (легкое воздействие), и при пониженном тонусе (сильное нажатие) мышц.
Есть вариации других авторов, например, зонды с су-джок эффектом для дополнительной стимуляции нервных окончаний и мышц.
После сеансов у детей нормализуется речевое дыхание, голос становится выразительным, сильным, устраняются дефекты звукопроизношения, улучшается состояние центральной нервной системы.
Артикуляционный массаж зондами при дизартрии нельзя делать детям до полугода, в этом возрасте такой необходимости и нет.
Последовательность проведения расслабляющего массажа определяет логопед/дефектолог, исходя из конкретной ситуации, тяжести заболевания и возраста пациента. Стандартная тактика следующая:
Зондовый массаж при дизартрии проводится длительно: обычно курсами по 2 – 3 недели. Каждое движение нужно повторить по 20 – 30 раз. Повторный курс показан через полтора месяца.
Можно ли проводить массаж в домашних условиях
Специалисты рекомендуют проводить логопедический массаж в домашних условиях. Во-первых, это залог непрерывности лечения, что влияет на эффективность коррекции. Во-вторых, дети, особенно маленькие, в обычной обстановке более раскрепощены, а с незнакомым человеком даже заставить открыть рот бывает невозможно. В-третьих, дома вы можете выполнять массаж в любое время: не нужно подстраиваться под график, менять свой режим, что само по себе стрессовый фактор.
Лицо массируйте при помощи пальцев. Можно использовать чайные ложки. Вместо зондов при массировании языка вы можете использовать также подручные средства: ложки или те же зубные щетки. Разминание пальцами также будет полезным.
Необходимо, чтобы вы умели делать расслабляющий массаж при дизартрии. Важно правильно делать все движения, знать, куда нужно нажать сильнее, а где лучше использовать легкие прикосновения. Обучиться можно на курсах. Также основы вам может показать логопед. Если сочетать процедуры с обычным массажем, эффект будет в разы выше. Только учтите, что он бывает расслабляющим или тонизирующим.
Неправильная техника может спровоцировать ухудшение: могут появиться другие виды нарушения речи, кроме дизартрии.
Важные правила логомассажа
Артикуляционный массаж при дизартрии — несомненно, эффективный способ коррекции. Чтобы получить пользу, и избежать осложнений, необходимо выполнить следующие условия:
Наберитесь терпения. Ведите обычную жизнь: пусть ваш малыш чувствует, что он ничем не отличается от остальных, что его также любят и ценят. Это — важный момент, который несомненно, поможет ему справиться со своими проблемами.