Зоотроп что это такое
Кинотеатр Юрского периода: что такое зоотроп
Кинематографический аппарат братьев Люмьер представлял собой усовершенствованную конструкцию кинетоскопа Томаса Эдисона. Основным его отличием была возможность проецировать изображение на большой экран, тогда как в кинетоскопе зритель должен был смотреть в окуляр. Суть в том, что и кинетоскоп, и кинематограф были устройствами, базировавшимися на одном принципе: целлулоидная лента с кадрами быстро движется перед проектором (или «волшебным фонарем»). Поэтому нас не очень интересует сейчас, кто же стал родоначальником кино — Эдисон или Люмьеры. Нас интересуют те, кто жил до них — и кто не пользовался фотопленкой для демонстрации фильмов.
Тауматроп Роджета
Первым шагом к созданию мультипликации можно считать модную в первой половине XIX века игрушку — тауматроп. Вы наверняка видели подобную штуку — если не в реальности, то хотя бы в кино. Мне сразу вспоминается классический фильм Тима Бертона «Сонная лощина», где главный герой играет с тауматропом на протяжении всей ленты.
Тауматроп — это просто кусочек картона, преимущественно круглый. С обеих его сторон — по рисунку. Сверху и снизу к тауматропу прикреплены пары веревочек. Сначала нужно их закрутить, а потом потянуть с двух сторон — и пока они разворачиваются, картонка будет вращаться с большой скоростью. Рисунки с двух ее сторон сольются. Так, если с одной стороны тауматропа изображена клетка, а с другой- птица, то при вращении видна птица в клетке. Можно получить цветы в вазе, или даму с собачкой, или редактора «Популярной механики» с ветвистыми рогами.
Принцип его действия основывается на способности сетчатки человеческого глаза запоминать изображения на доли секунды (персистенции). Считается, что изобрел тауматроп английский физик Питер Марк Роджет в 1824 году. На примере подобного устройства он демонстрировал студентам устройство сетчатки. Игрушку как таковую создали несколько позже.
Фенакистископ Плато
Опыт Роджета не остался незамеченным. Как было сказано раньше, его тауматроп стал модной забавой. Но некоторые ученые восприняли забавную диковинку серьезно и продолжили игры с сетчаткой человеческого глаза. Самым знаменитым и трагическим персонажем стал бельгиец Жозеф Плато.
В 1829 году 28-летний Плато получил докторскую степень в физико-математических науках и в том же году поставил на себе чудовищный опыт. Он в течение долгого времени — по некоторым сведениям, до минуты — смотрел в полдень на солнце, чтобы выяснить долговременность «памяти» сетчатки. В тот день он начал слепнуть — и, неоднократно повторяя свои эксперименты, полностью ослеп к 1842 году. Но все же успел сделать свое самое известное изобретение.
Он работал над развитием идеи тауматропа и пришел к конструкции, которую назвал фенакистископом. Устройство представляло собой диск, разделенный на сектора узкими щелями-прорезями. В каждом из секторов был нарисован «кадр мультфильма». Если быстро вращать диск перед зеркалом и смотреть в зеркало через прорези, «кадры» сливались в полноценный анимационный фильм.
У фенакистископа была странная судьба. Запатентовав свое изобретение в 1832 году, Плато не смог уследить за огромным количеством нелегальных производств фенакистископов. Фабриканты из Лондона и Париже тысячами клепали копеечные приборы, сделанные крайне грубо: изображения в них были плохо подогнаны и плясали. В последствии фенакистископное изображение пытались проецировать на экран, использовать в качестве пособия для студентов-оптиков, но долгая история этому прибору была не суждена. Дело в том, что вскоре после его изобретения появился зоотроп.
Зоотроп Хорнера
Если верить хроникам, зоотроп изобрели в Древнем Китае, но все же большинство ученых подвергает этот факт сомнениям. По уточненным данным, зоотроп сконструировал английский математик Уильям Джордж Хорнер в 1833 году и годом позже продемонстрировал его публике.
По сути, зоотроп — прямое развитие фенакистископа. По внутренней кромке открытого сверху барабана идет что-то подобное современной кинопленке — лента с последовательными картинками, над которыми проделаны вертикальные щели. Когда барабан вращается, щели сливаются и через них хорошо видны «кадры» — сливаясь, они образовывают короткий мультфильм. В отличие от фенакистископа, зоотроп не требовал зеркала — зритель просто раскручивал барабан и смотрел на него снаружи.
Праксиноскоп Рейно
Способ скрестить два прибора придумал французский преподаватель Шарль-Эмиль Рейно. В 1877 году он запатентовал прибор, названный им праксиноскопом. Аналогично зоотропу, в новом устройстве по окружности большого цилиндра шла лента, на которой были размещены «кадры» мультфильма. Но никаких щелей в устройстве не было, зато был внутренний маленький цилиндр, обклеенный зеркальцами. Каждое зеркальце располагалось напротив «своего» рисунка. При вращении человек смотрел поверх внешнего цилиндра и в зеркальце видел движущиеся картинки.
Далее Рейно принялся совершенствовать свой прибор. Сначала он прикрепил к барабану щиток со зрительным окошком по размеру картинки, чтобы зритель смотрел только в одно зеркальце и у него не мельтешило в глазах. В 1880 году Рейно придумал «оптический театр» — способ «трансляции» мультфильмов не для одного человека, а для целого зала зрителей. Четкое изображение на зеркале-экране позволило скрестить праксиноскоп с камерой-обскурой и получить кинокартинку. Проблема была в ограничении количества кадров двенадцатью.
А спустя 12 лет, в 1889 году, Рейно усовершенствовал свою конструкцию путем увеличения барабана и. создания почти что настоящей кинопленки. Каждый кадр рисовался отдельно на тонкой пластинке из желатина, затем пластинки скреплялись — таким образом Рейно получал «пленки» длиной до 600 кадров.
28 октября 1892 года, на три года опередив братьев Люмьер с их синематографом, Рейно показал свой первый мультфильм широкой публике (впрочем, предварительные показы он проводил еще на Всемирной выставке 1889 года). Известно пять мультфильмов Рейно, первым из которых стал «Бедный Пьеро».
История праксиноскопа завершилась трагически. Когда Рейно понял, что его конструкция не может соперничать с быстро развивающимся кинематографом, он уничтожил и свой аппарат, и все свои ленты, кроме двух.
Кинеограф Линнетта
В сентябре 1868 года английский печатник и специалист по литографиям Джон Барнс Линнетт запатентовал совершенно новый принцип анимации — кинеограф. Этот принцип не составил конкуренции зоотропу, хотя также снискал немалую популярность в обществе.
Кинеограф — это картинки, изображенные на страницах книги. Когда мы быстро листаем книгу, картинки сливаются в мультфильм. Каждый из нас когда-нибудь делал такой трюк, не правда ли? Впрочем, этот способ получения движущихся картинок знали и до Линнетта. Просто он оказался ловчее всех — и успел получить патент.
Своего расцвета кинеографический принцип ждал достаточно долго. Линнетт печатал книжки с такими рисунками в своей типографии, но это было не массовым производством, а скорее мелкосерийным. Ряд других типографий приобрели у Линнетта права на изготовление книг-кинеографов, а после его смерти супруга и вовсе продала патент со всеми потрохами какому-то предпринимателю.
В 1894 году американец Херман Каслер на основе кинеографа создал еще один прибор — мутоскоп. Внутри мутоскопа находился барабан с множеством страниц-картинок, при его вращении использовался тот же принцип, что и при перелистывании страниц книги. Каслер пытался развить это начинание, даже основал фирму American Mutoscope Company. Компания успела снять ряд «фильмов» для мутоскопа, но тут наступила эра кинематографа, и Каслеру пришлось срочно переквалифицироваться в режиссера. Кинокомпания Каслера просуществовала до 1928 года, сняв 12 полнометражных и около 3000 короткометражных фильмов.
Аналогичную инициативу проявил в 1897 году англичанин Генри Шорт, создав нечто мутоскопоподобное и назвав это «филиоскопом». Его компания разорилась практически сразу, хотя он успел выпустить значительное количество больших кинеографов с механическими устройствами для перелистывания страниц.
А то, что мы можем в любое время пойти в кино и посмотреть там очередной блокбастер, подтверждает, что все они — Роджет, Плато, Хорнер, Линнетт, Рейно — работали не зря.
Списки8 оживших скульптур,
от которых трудно оторвать взгляд
Что такое 3D-зоотропы
В интернете всё чаще появляются впечатляющие скульптуры, которые, вращаясь, образуют сложную анимацию. Мы решили разобраться, как они устроены и вспомнить самые впечатляющие экземпляры.
Эти аттракционы называются 3D-зоотропами и они отсылают нас к устройствам, которые появились около 180 года н. э. в Китае. Современный классический зоотроп изобрёл в 1833 году британский математик Уильям Джордж Горнер, который сам называл его «дедалеумом» или «колесом дьявола». Конструкция этого устройства основана на персистенции, способности сетчатки человеческого глаза сохранять изображения. Первые зоотропы имели вращающийся цилиндр, внутри которого по кругу размещалась серия изображений. Тонкие прорези в нём позволяли видеть кадры анимации только долю секунды. И, по мере того как барабан вращался, зритель мог наблюдать за цикличной анимацией.
Современные 3D-зоотропы опираются на те же принципы, однако вместо плоских двухмерных картинок в них используются 3D-модели, а вместо прорезей — светодиодные вспышки (то есть стробоскоп) для освещения каждого отдельного кадра в определённую долю секунды. Стробоскоп должен мигать с такой частотой, чтобы вспышка происходила после поворота фигуры на 137,5 °. Это примерная величина Золотого угла, который рассчитывается по методу Золотого сечения и на основе Чисел Фибоначчи. Свет позволяет нам видеть каждый отдельный кадр в застывшем виде, а затем наш мозг склеивает эти изображения, и фигурки «оживают» прямо у нас на глазах. В противном случае, если бы вспышек не было, мы просто видели бы размытый вихрь.
Создание 3D-зоотропов вышло на новый уровень благодаря 3D-принтерам. Перед тем, как распечатать прототип, его создатели тщательно выверяют действия виртуальной модели на компьютере. Кроме того, эта технология позволяет использовать любые по сложности и уровню абстракции формы, ограниченные только воображением создателя.
Зоотроп
Содержание
Конструкция
История создания
Самый простой зоотроп был создан ещё в Китае около 180 н. э. изобретателем Дин Хуанем (кит. 丁緩 ). Изобретение Дин Хуаня было основано на явлении конвекции. [2]
Современный зоотроп был изобретен в 1833 году британским математиком Уильямом Джорджем Хорнером. Сам он назвал свое изобретение «дедалеум» (в честь Дедала) или «колесо дьявола». В 1860 году француз Дезвинь и американец Уильяма Е. Линкольн (англ. William F. Lincoln ) закрепили за всеми подобными устройствами название «зоотропа».
Зоотроп представляет собой одну из трансформаций фенакистископа Жозефа Плато. [1]
Зоотроп является новой формой зубчатого диска Плато, созданного до описания колеса Фарадея.
Наиболее замечательным в зоотропе является то, что рисунки в нём нарисованы на ленте из тонкого картона. Это было не что иное, как прототип современной кинопленки. Мысль продолжить эту ленту до бесконечности привела Рейно, а возможно и Марэ и Эдисона, к представлению о современном фильме.
Современные зоотропы
В 2008 году компания Sony создала зоотроп в виде тора диаметром 10 метров и 10 тонн весом. Внутри находится второй тор, представляющий собой большое количество выгнутых экранов. Внутренний тор вращается с окружной скоростью 44 км/ч (и может разгоняться свыше 50 км/ч). На экранах же появляется высокочёткое изображение.
Называется этот зоотроп BRAVIA-Дром. Расположен в Венария-Реале (северная Италия). Внутри BRAVIA-Дрома были использованы шестьдесят четыре изображения бразильского футболиста Kakà.
BRAVIA-Дром был был занесён в книгу рекордов Гиннесса, как самый крупный зоотроп в мире.
Примечания
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Зоотроп» в других словарях:
Список изобретений, сделанных в Китае — Колесница с зонтом в упряжке из четырёх лошадей из терракотовой армии … Википедия
Персистенция — Эту страницу предлагается объединить с Инерция зрения. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/19 декабря 2012. Обсуждение … Википедия
Фенакистископ — Эдварда Мейбриджа (1893) … Википедия
Луп — У этого термина существуют и другие значения, см. Луп (значения). Луп (англ. loop петля, кольцо) фрагмент звуковой или визуальной записи, замкнутый в кольцо (петлю) для его циклического воспроизведения. Содержание 1 Техника осуществления 2 … Википедия
American Zoetrope — (рус. Американский Зоотроп) киностудия основаная Фрэнсисом Фордом Копполой и Джорджем Лукасом. Фрэнсис Форд Коппола решил назвать свою компанию Zoetrope после того как получил в дар зоотроп от режиссера и коллекционера раннего оборудования… … Википедия
АНИМАЦИЯ — технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения. Наиболее популярная форма мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений. На каждом следующем рисунке фигурка представлена в… … Энциклопедия Кольера
РЕЙНО Эмиль — РЕЙНО (Reynaud) Эмиль (08 декабря 1844 08 января 1918), французский художник и изобретатель, один из создателей мультипликации. Историки кино считают, что первый показ мультипликационного фильма состоялся до рождения игрового кино, в 1892, когда… … Энциклопедия кино
Рено, Эмиль — Шарль Эмиль Рейно фр. Charles Émile Reynaud … Википедия
Волшебный фонарь — У этого термина существуют и другие значения, см. Волшебный фонарь (значения). «Волшебный фонарь» «Волшебный фонарь» (лат. Later … Википедия
Кинеограф — Кинеограф, 1886 г. Кинеограф Кине … Википедия
Зоотроп
Зоотро́п (от греч. zoe — жизнь, греч. trope — вращение) — аппарат для демонстрации движущихся изображений, один из родоначальников мультипликации. Действие аппарата основано на эффекте непрерывности, персистенции зрительного восприятия, то есть на способности человеческого глаза сохранять зрительные ощущения, объединяя их в движущуюся, «живую» картину. На этой же способности зрения основан современный кинематограф, мультипликация и воспроизведение всех теле-видеофильмов.
Содержание
История [ править | править код ]
Однако простейший аналог зоотропа был создан ещё в Китае, около 180 н. э. изобретателем Тинг Хуанем ( англ. Ting Huan ). Изобретение Тинг Хуана было основано на явлении конвекции. [2]
С точки зрения оптики, зоотроп представляет собой одну из трансформаций фенакистископа Жозефа Плато. [1]
Зоотроп является новой формой зубчатого диска Плато, созданного до описания колеса Фарадея. Наиболее замечательным в зоотропе является то, что рисунки в нём нарисованы на ленте из тонкого картона. Это было не что иное, как прототип современной кинопленки. Мысль продолжить эту ленту до бесконечности привела Рейно, а возможно и Марэ и Эдисона, к представлению о современном фильме.
Конструкция [ править | править код ]
В зоотропе диск с отверстиями заменен деревянным или металлическим барабаном, открытым сверху, прорезанным вертикальными щелями по бокам и вращающимся горизонтально на оси. Диск с картинками заменен длинной лентой, которая помещается, свернутая в круг, внутри барабана. Эти ленты могли вместить пять, десять и более дюжин картинок, тогда как диски не могли вместить больше двух дюжин.
Такого рода игрушки для детей выпускали ещё в середине ХХ века. «Фильмы» для них были выполнены в виде рисунков на бумажной ленте; они содержали по 10-16 фаз повторяющегося, циклического движения.
Современные зоотропы-рекордсмены [ править | править код ]
В 2008 году компания Sony создала зоотроп в виде тора диаметром 10 метров и 10 тонн весом. Внутри находится второй тор, представляющий собой большое количество выгнутых экранов. Внутренний тор вращается с окружной скоростью 44 км/ч (и может разгоняться свыше 50 км/ч). На экранах же появляется высокочёткое изображение.
Называется этот зоотроп BRAVIA-Дром. Внутри BRAVIA-Дрома были использованы шестьдесят четыре изображения бразильского футболиста Kakà.
BRAVIA-Дром был был занесён в книгу рекордов Гиннесса, как самый крупный зоотроп в мире.
Зоотроп
расскажите друзьям
о «Легендах»
Прибор для показа движущихся изображений, в основу которого заложена способность сетчатки глаза человека сохранять рисунок, называется зоотропом. В переводе с греческого языка это означает вращение жизни. Примитивный вариант подобного устройства построил китайский изобретатель Дин Хуань около 180 года н. э.
Фанатик своего дела
В 1829 году молодой ученый начал проводить над собой опасный опыт. В полдень он подолгу смотрел на солнце для выяснения долговременности памяти человеческого зрения. В свои двадцать восемь лет он получил степень доктора физико-математических наук. Эксперемент, к сожалению, очень плохо сказался на зрении молодого ученого, он начал слепнуть. К 1842 году, спустя 13 лет, Жозеф Плато, а именно так звали этого ученого, совсем ослеп, однако успел изобрести прославивший его фенакистископ.
Диск был разделен на сектора маленькими прорезями-щелями. Каждый сектор имел свой собственный рисунок. Диск быстро вращался перед зеркалом. Стоит заглянуть в зеркало сквозь прорезь, и отдельные картинки сливаются в настоящий анимационный мультфильм.
В 1833 году английский математик У. Д. Хорнер на основе фенакистископа изобрел зоотроп, он также назывался дедалеумом. В следующем году автор показал прибор публике. С этого времени устройство нередко называли колесом дьявола. Особенностью зоотропа было то, что в нем изображения создавались на ленте, вырезанной из тонкого картона.
Диск Плато в зоотропе заменили барабаном из металла либо дерева, который был открыт сверху, а сбоку прорезали вертикальные отверстия. Барабан вращался на оси горизонтально. Длинная лента, свернутая в круг, давала больший эффект по сравнению с диском, вмещавшим не более двух дюжин картинок. Лента внутри барабана имела, как минимум, пять дюжин изображений, но их число могло превышать десяток. Эффект непрерывности зрительного восприятия объединял все рисунки в движущуюся картину.
Зоотроп стал самым удачным усовершенствованием фенакистископа. Зеркала этому устройству были не нужны. Зритель вращал барабан и смотрел короткий мультфильм снаружи.
Развитие изобретения
По сути, устройство стало наиболее известным прототипом кино. Через двадцать семь лет американец У. Е. Линкольн и француз Дезвинь закрепили за такими приборами название зоотропов. Как только Ш.-Э. Рейно, преподаватель из Франции, догадался продолжить ленту до бесконечности, возникла мысль о современном фильме.
Он запатентовал свое изобретение в 1877 году. По окружности шла лента с изображениями. Щелей в этом приборе уже не было. Внутри находился маленький цилиндр, на котором размещались напротив рисунков зеркальца. Зритель при вращении видел в зеркальце ожившие изображения.
Рейно стал работать над улучшением устройства. В 1880 году он изобрел способ демонстрации мультфильма не для одного зрителя, а для многих людей, сидящих в зале. Четкое изображение на экране дало полноценную кинокартину, ограниченную двенадцатью кадрами. В 1889 году изобретатель увеличил барабан и получил с помощью тонких пластин пленку длиной около 600 кадров.