Зпу что это такое в армии
Зпу что это такое в армии
задняя пулемётная установка
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
зенитно-пулемётная установка
зенитная пулеметная установка
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
защищённый пункт управления
Источник: Нормы СП 11-107-98
заданный путевой угол
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Западный промышленный узел
запасной пункт управления
Полезное
Смотреть что такое «ЗПУ» в других словарях:
ЗПУ-1 — в походном положении. Израиль, военный музей в Тель Авиве. Тип … Википедия
ЗПУ-2 — (56 УС 562) ЗПУ 2 в походном положении. Польша, военный музей в Жагани … Википедия
ЗПУ-4 — в Артиллерийском музее Санкт Петербурга ЗПУ 4 счетверённая 14,5 мм зенитная пулемётная установка пулеметов … Википедия
ЗПУ — ЗПУ: Зенитная Пулемётная Установка, например: Зенитная пулемётная установка М4 образца 1931 года счетверённая зенитная пулемётная установка, разработанная коллективом Н. Ф. Токарева в 1928 1931 годах на базе пулемёта «Максим» образца 1910 года.… … Википедия
ЗПУ- — запорно пусковое устройство в маркировке деталей огнетушителя в маркировке Пример использования ЗПУ 96 … Словарь сокращений и аббревиатур
ЗПУ — См. Пункт управления запасный EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
ЗПУ — заданный путевой угол задняя пулемётная установка зенитно пулемётная установка … Словарь сокращений русского языка
запорно-пломбировочное устройство (ЗПУ) — 3.4 запорно пломбировочное устройство (ЗПУ): ПУ, выполняющее функции индикации вмешательства и обеспечивающее в установленных пределах сдерживание от несанкционированного (криминального) проникновения путем взлома. Источник: ГОСТ 31282 2004:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Инерционность ЗПУ — 2.6. Инерционность ЗПУ время с момента подачи на ЗПУ пускового импульса до момента начала истечения из него огнетушащего вещества. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Отечественные зенитно-пулемётные установки. Часть 2-я
В послевоенные годы в Советском Союзе продолжилось совершенствование средств борьбы с воздушным противником. До массового принятия на вооружения зенитно-ракетных комплексов эта задача возлагалась на истребительную авиацию, зенитные пулемётные и артиллерийские установки.
Во время войны крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт ДШК, созданный В.А. Дегтяревым и доработанный Г.С. Шпагиным, являлся основным зенитным средством защиты войск на марше. ДШК, установленные на треноге в кузове грузового автомобиля, передвигаясь в составе колонны, позволяли достаточно эффективно бороться с вражескими низколетящими самолётами.
Крупнокалиберные пулемёты широко применялись в объектовой ПВО и для обороны железнодорожных составов. В качестве дополнительного зенитного вооружения они устанавливались на тяжелые танки и САУ. ДШК стал мощным средством борьбы с вражеской авиацией. Обладая высокой бронепробиваемостью, он значительно превосходил ЗПУ калибра 7,62 мм по дальности и высотности эффективного огня. Благодаря положительным качествам пулемётов ДШК количество их в армии в годы войны постоянно росло. В ходе войны зенитными пулеметами сухопутных войск было сбито около 2500 вражеских самолетов.
В конце Великой Отечественной войны К.И. Соколов и А.К. Коров провели существенную модернизацию ДШК. Был усовершенствован механизм питания, повысилась технологичность изготовления, изменилось крепление ствола, осуществлён ряд мер по повышению живучести и надежности в работе. В 1946 году под маркой ДШКМ пулемет принимается на вооружение.
Внешне модернизированный пулемет отличался не только иной формой дульного тормоза, конструкция которого была изменена еще в ДШК, но и силуэтом крышки приемника, в котором был упразднен барабанный механизм — его заменил приемник с двухсторонним питанием. Новый механизм питания позволил использовать пулемет в спаренных и счетверенных установках.
Крупнокалиберные пулемёты в варианте ДШКМТ предназначенном для установки на бронетехнику использовались в качестве зенитных практически на всех типах послевоенных советских средних и тяжелых танков.
Пулемёты ДШКМ длительное время состояли на вооружении, в настоящее время они практически вытеснены из российской армии более современными образцами.
Последний случай боевого применения этих пулемётов российскими подразделениями отмечен в ходе «контртеррористической операции» на Северном Кавказе, где они использовались для ведения огня по наземным целям.
В 1972 году на вооружение принят крупнокалиберный пулемёт НСВ-12,7 «Утёс» конструкции Г. И. Никитина, Ю. М. Соколова и В. И. Волкова, на не универсальном треножном станке 6Т7 конструкции Л.В. Степанова и К.А. Барышева. Темп стрельбы пулемета 700—800 выстр./мин, а практическая скорострельность составляет 80—100 выстр./мин.
Масса пулемёта со станком составляла всего 41 кг, но, в отличие от ДШК, на универсальном станке Колесникова, имевшего со станком более чем вдвое большую массу, вести огонь по воздушным целям из него было невозможно.
По этой причине Главное ракетно-артиллерийское управление выдало предприятию КБП задание на разработку легкой зенитной установки под пулемет калибра 12,7 мм.
Установку следовало разработать в двух вариантах: 6У5 под пулемет ДШК/ДШКМ (пулеметы этого образца имелись в огромных количествах в мобилизационных запасах) и 6У6 под новый пулемет НСВ-12,7.
Главным конструктором установок был назначен Р. Я. Пурцен. К полигонным и войсковым испытаниям приступили в 1971 году. Полигонные и последовавшие за ними войсковые испытания зенитных пулеметных установок подтвердили их высокие боевые и эксплуатационные характеристики.
В соответствии с решением комиссии на вооружение Советской Армии в 1973 году поступила только установка 6У6 под наименованием: «Универсальный станок конструкции Р. Я. Пурцена под пулемет НСВ».
Лафет установки является самым легким из всех современных аналогичных конструкций. Его вес составляет 55 кг, а вес установки с пулеметом и патронной коробкой на 70 патронов не превышает 92,5 кг. Для обеспечения минимального веса штампосварные детали, из которых в основном состоит установка, изготовлены из стального листа толщиной всего 0,8 мм. При этом необходимая прочность деталей была достигнута с помощью термообработки.
Особенность лафета такова, что наводчик может вести стрельбу по наземным целям из положения лежа, при этом спинка сиденья используется в качестве плечевого упора. Для повышения точности стрельбы по наземным целям в механизм вертикального наведения введен редуктор тонкой наводки. Для стрельбы по наземным целям установка 6У6 оснащена оптическим прицелом ПУ. Воздушные цели поражаются с помощью коллиматорного прицела ВК-4.
Универсальная зенитная установка с пулемётом НСВ-12,7 на сегодняшний день не имеет аналогов по массогабаритным характеристикам, обладает хорошими служебно-эксплуатационными данными. Это делает возможным использование её небольшими мобильными подразделениями с переноской в разобранном виде.
Пулемёт НСВТ-12,7 прочно занял своё место в качестве зенитного на башнях советских и российских основных танков Т-64, Т-72, Т-80, Т-90 и самоходных артиллерийских установок.
В ходе различных локальных конфликтов зенитная установка НСВТ как правило, использовалась для стрельбы по наземным целям. Большой угол вертикального наведения позволяет вести огонь по верхним этажам зданий при боевых действиях в городе.
В 1949 году на вооружение был принят 14,5-мм крупнокалиберный пулемет Владимирова на колесном станке Харыкина (под обозначением ПКП — пулемет крупнокалиберный пехотный системы Владимирова).
Эффективным боеприпасом для поражения воздушных целей с броневой защитой на расстояниях до 1000-2000 м являются 14,5 мм патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 массой 64 г. Эта пуля пробивает броню толщиной 20 мм при угле 20° от нормали на расстоянии 300 м и зажигает авиационное горючее, находящийся за броней.
Для поражения защищенных воздушных целей, а также для пристрелки и корректировки огня на расстоянии до 1000-2000 м применяются 14,5 мм патроны с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ массой 59,4 г (индекс ГРАУ 57-БЗ Т-561 и 57-БЗ Т-561 с). Пуля имеет колпачок с запрессованным трассирующим составом, который оставляет светящийся след, видимый на большом расстоянии.
Бронебойное действие несколько уменьшено по сравнению с пулей Б-32. На расстоянии 100 м пуля БЗТ пробивает броню толщиной 20 мм, размещенную под углом 20° к нормали.
Для борьбы с защищенными целями могут применяться также 14,5 мм патроны с бронебойно-зажигательной пулей БС-41 массой 66 г. На расстоянии 350 м эта пуля пробивает броню толщиной 30 мм, расположенную под углом 20° к нормали.
В боекомплект установки могут входить и 14,5 мм патроны с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БСТ массой 68,5 г, с зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ массой 60 г, с пристрелочно-зажигательной пулей ЗП.
В 1949 году параллельно с пехотным на вооружение была приняты зенитные установки: одноствольная установка ЗПУ-1, спаренная ЗПУ-2, счетверённая ЗПУ-4.
ЗПУ-1 была разработана конструкторами Е. Д. Водопьяновым и Е. К. Рачинским. Зенитная пулеметная установка ЗПУ-1 состоит из 14,5 мм пулемета КПВ, легкого лафета, колесного хода и прицельных приспособлений.
Для транспортировки ЗПУ-1 по пересеченной местности и в горных условиях она может разбираться на отдельные части и перевозиться (или переноситься) во вьюках весом до 80 кг.
Питание патронами производится из металлической звеньевой ленты, укладываемой в патронный ящик емкостью 150 патронов. В качестве прицельных приспособлений на ЗПУ-1 используется коллиматорный зенитный прицел.
Наряду с одиночной зенитной пулеметной установкой ЗПУ-1 была спроектирована спаренная зенитная установка. В её создании приняли участие конструкторы С. В. Владимиров и Г. П. Марков. На вооружение Советской Армии установка была принята в 1949 году.
ЗПУ-2 поступала на вооружение зенитных подразделений мотострелковых и танковых полков Советской Армии. По внешнеэкономическим каналам значительное количество установок этого типа было экспортировано во многие страны мира.
ЗПУ-2 состоит из двух 14,5 мм пулеметов КПВ, нижнего станка лафета с тремя подъемниками, вращающейся платформы, верхнего станка лафета (с механизмами наведения, кронштейнами люльки и патронных ящиков, а также сиденьями наводчиков), люльки, прицельных приспособлений и колесного хода.
Для стрельбы установку снимают с колесного хода и устанавливают на грунт. Перевод ее из походного положения в боевое выполняется за 18-20 секунд. Хотя масса установки с колесным ходом и патронами достигает 1000 кг, на малые расстояния она может перемещаться силами расчета.
В целях повышения тактической мобильности зенитных пулеметных подразделений и обеспечения ПВО мотострелковых частей на марше в конце 1940-х годов был спроектирован вариант ЗПУ-2, предназначенный для размещения на бронетранспортерах. Он имел обозначение ЗПТУ-2.
В 1947 году в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода разработали зенитную установку БТР-40 А, состоявшую из легкого двухосного бронетранспортера БТР-40 и зенитной пулеметной установки ЗПТУ-2, размещенной в десантном отделении бронетранспортера.
Установка БТР-40 была принята на вооружение в 1951 году и выпускалась серийно на Горьковском автомобильном заводе.
В 1952 году была запущена в производство зенитная установка, созданная на базе трехосного бронетранспортера БТР-152 с размещением в ней спаренной 14,5 мм установки ЗПТУ-2.
Счетверенная ЗПУ-4 стала самой мощной зенитной пулеметной установкой, разработанной в СССР. Она создавалась на конкурсной основе несколькими конструкторскими коллективами. Испытания показали, что лучшей является установка конструкции И. С. Лещинского. На вооружение Советской Армией установка ЗПУ-4 была принята в 1949 году.
Для обеспечения необходимой устойчивости установки при стрельбе имеются винтовые домкраты, на которые опускается установка при переводе ее из походного положения в боевое. Расчет из 6 человек выполняет эту операцию за 70-80 секунд. При необходимости стрельба из установки может вестись и с колес.
Максимальная скорострельность составляет 2200 выстр./ мин. Обеспечивается зона поражения по дальности 2000 м, по высоте — 1500 м. На походе установка буксируется легкими армейскими автомобилями. Наличие подрессоривания колес позволяет движение с высокими скоростями. Возможности передвижения установки силами расчета затруднены вследствие относительно большого веса установки — 2,1 т.
Для управления стрельбой на ЗПУ-4 используется автоматический зенитный прицел построительного типа АПО-14,5, имеющий счетно-решающий механизм, учитывающий скорость цели, курс цели и угол пикирования. Это позволило достаточно эффективно использовать ЗПУ-4 для поражения воздушных целей, летящих со скоростью до 300 м/с.
По внешнеэкономическим каналам она экспортировалась во многие страны мира, а в КНР и КНДР она производилась по лицензии. Эта установка и сегодня используется не только в системе войсковой ПВО ряда стран, но и как мощное средство поражения наземных целей.
В 1950 году был выдан заказ на разработку спаренной установки для воздушно-десантных войск. При принятии на вооружение в 1954 году она получила наименование «14,5-мм зенитно-пулеметная установка ЗУ-2». Установка могла разбираться на вьюки малого веса. В ней была обеспечена более высокая скорость наводки по азимуту.
К работам по установке ЗУ-2 были привлечены Е.К. Рачинский, Б. Водопьянов и В.М. Гредмисиавский, создавшие ранее ЗПУ-1. Конструкция ЗУ-2 во многом аналогична конструкции ЗПУ-1 и состоит из двух 14,5-мм пулеметов КПВ, лафета и прицельных приспособлений.
В отличие от ЗПУ-1, на верхнем станке лафета смонтировано дополнительное сиденье справа для прицельного и правый и левый каркасы для патронных ящиков. Нижний станок лафета имеет неотделяющийся колесный ход. За счет упрощения конструкции колесного хода удалось снизить вес установки до 650 кг по сравнению с 1000 кг у ЗПУ-2. При этом также повысилась устойчивость установки при стрельбе. На поле боя установка перемещается силами расчета, а для транспортировки в горных условиях ее можно разобрать на части весом не более 80 кг каждая.
Однако транспортировка ЗПУ-1 и ЗУ-2, не говоря уже о ЗПУ-4 на четырёхколёсной телеге в горно-лесистой местности, представляла большие трудности. Поэтому в 1953 году было принято решение о создании под 14,5 мм пулемёт КПВ специальной малогабаритной горной установки, разбираемой на части, переносимые одним бойцом.
В 1954 году конструкторами Р.K. Рагинским и Р.Я. Пурценом разработан проект 14,5-мм одиночной зенитной горной установки ЗГУ-1. Вес ЗГУ-1 не превышал 200 кг. Установка успешно прошла полигонные испытания в 1956 году, но в массовое производство не поступила.
О ней вспомнили в конце 60-х, когда возникла острая потребность в таком оружии во Вьетнаме. Вьетнамские товарищи обратились к руководству СССР с просьбой предоставить им среди прочих образцов вооружения и легкую зенитную установку, способную эффективно бороться с американской авиацией в условиях партизанской войны в джунглях.
ЗГУ-1 идеально подходила для этих целей. Ее срочно доработали под танковый вариант пулемета Владимирова КПВТ (вариант КПВ, под который проектировали ЗГУ-1, к тому времени был снят с производства) и в 1967 году запустили в серийное производство. Первые партии установок предназначались исключительно для поставок на экспорт во Вьетнам.
Конструкция ЗГУ-1 отличается малой массой, которая составляет в боевом положении вместе с патронной коробкой и 70 патронами 220 кг, при этом обеспечивается быстрая разборка (в течение 4 мин) на части с максимальной массой каждой не более 40 кг.
Хотя роль зенитных пулемётов винтовочного калибра в послевоенное время была сведена к минимуму при разработке и принятии на вооружение новых образцов устанавливаемых на станки и турели, в технических условиях задавалась возможность ведения зенитного огня.
Вскоре после окончания войны модернизации подвергся станковый пулемёт СГ-43. Его усовершенствованный вариант СГМ на новом треножным регулируемым станке с возможностью ведения зенитного огня был существенно облегчен.
В 1961 году на вооружение Вооружённых Сил СССР принят единый пулемет ПК, разработанный М.Т. Калашниковым. Его станковые варианты ПКС имели возможность ведения зенитного огня. Для ведения огня по воздушным целям станок имеет специальную штангу.
Бронетранспортёрный вариант на шкворневой установке получил обозначение ПКБ.
ПКБ использовался на бронированных машинах, имевших конструкцию с открытым верхом без поворотной башни (БТР-40, БТР-152, БРДМ-1, БТР-50) а также на ранних вариантах БТР-60 — БТР-60П и БТР-60ПА.
Не так давно появились сообщения о создании для модификации танка Т-90СМ, вместо привычного зенитного пулемета НСВТ появилась дистанционно управляемая пулеметная установка калибра 7,62 мм.
Несмотря на совершенствование таких высокотехнологичных средств борьбы с низколетящими воздушными целями как ПЗРК, они не смогли полностью вытеснить зенитные пулемётные установки из арсенала ПВО сухопутных войск. ЗПУ оказались особенно востребованы в локальных конфликтах, где они с успехом применяются для поражения самых различных целей — как воздушных, так и наземных. Основными их достоинствами являются универсальность, неприхотливость, простота в применении и обслуживании.
Советские послевоенные зенитные пулемётные установки
В послевоенные годы в Советском Союзе продолжилось совершенствование средств борьбы с воздушным противником. До массового принятия на вооружения зенитных ракетных комплексов эта задача возлагалась на истребительную авиацию и зенитные пулемётные и артиллерийские установки.
Во время войны крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт ДШК, созданный В.А. Дегтяревым и доработанный Г.С. Шпагиным, являлся основным зенитным средством защиты войск на марше. ДШК, установленные на треноге в кузове грузового автомобиля, передвигаясь в составе колонны, позволяли достаточно эффективно бороться с вражескими низколетящими самолётами.
Крупнокалиберные пулемёты широко применялись в объектовой ПВО и для обороны железнодорожных составов. В качестве дополнительного зенитного вооружения они устанавливались на тяжелые танки ИС-2 и САУ.
ДШК стал мощным средством борьбы с вражеской авиацией. Обладая высокой бронепробиваемостью, он значительно превосходил ЗПУ калибра 7,62-мм по дальности и высотности эффективного огня. Благодаря положительным качествам пулемётов ДШК, количество их в армии в годы войны постоянно росло. В ходе войны зенитными пулеметами сухопутных войск было сбито около 2500 вражеских самолетов.
В конце Великой Отечественной войны К.И. Соколов и А.К. Коров провели существенную модернизацию ДШК. Был усовершенствован механизм питания, повысилась технологичность изготовления, изменилось крепление ствола, осуществлён ряд мер по повышению живучести и надежности в работе. В 1946 году под маркой ДШКМ пулемет принимается на вооружение.
Внешне модернизированный пулемет отличался не только иной формой дульного тормоза, конструкция которого была изменена еще в ДШК, но и силуэтом крышки приемника, в котором был упразднен барабанный механизм — его заменил приемник с двухсторонним питанием. Новый механизм питания позволил использовать пулемет в спаренных и счетверенных установках.
Вместе с механизмом питания изменена и конструкция ленты. Вместо прежней неразъемной ленты на 50 патронов с соединением звеньев пружинами принята лента со звеном типа «краб», из отдельных кусков по 10 звеньев.
Пулемёты ДШКМ длительное время состояли на вооружении, в настоящее время они практически вытеснены из российской армии более современными образцами.
В 1972 году на вооружение принят крупнокалиберный пулемёт НСВ-12,7 «Утёс» конструкции Г. И. Никитина, Ю. М. Соколова и В. И. Волкова, на неуниверсальном треножном станке 6Т7 конструкции Л.В. Степанова и К.А. Барышева. Масса пулемёта со станком составляла всего 41 кг, но, в отличие от ДШК, на универсальном станке Колесникова, имевшего со станком более чем вдвое большую массу, вести огонь по воздушным целям из него было невозможно.
По этой причине Главное ракетно-артиллерийское управление выдало предприятию КБП задание на разработку легкой зенитной установки под пулемет калибра 12,7-мм.
Установку следовало разработать в двух вариантах: 6У5 под пулемет ДШК/ДШКМ (пулеметы этого образца имелись в огромных количествах в мобилизационных запасах) и 6У6 под новый пулемет НСВ-12,7.
Главным конструктором установок был назначен Р. Я. Пурцен. Заводские испытания опытных образцов установок были начаты в 1970 году, к полигонным и войсковым испытаниям приступили в 1971 году.
Полигонные и последовавшие за ними войсковые испытания зенитных пулеметных установок подтвердили их высокие боевые и эксплуатационные характеристики.
В соответствии с решением комиссии на вооружение Советской Армии в 1973 году поступила только установка 6У6 под названием: «Универсальный станок конструкции Р. Я. Пурцена под пулемет НСВ».
Зенитная пулеметная установка 6У6 рассматривается как батальонное и полковое средство ПВО. Эти установки придаются также дивизионам зенитных ракетных комплексов С-300П для прикрытия от атакующих вертолетов и борьбы с наземным противником (десантами).
Зенитная пулеметная установка 6У6 состоит из 12,7-мм пулемета НСВ-12,7, легкого тревожного лафета (станка) и прицельных приспособлений. Механизмы автоматики пулемета работают за счет использования энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола.
Темп стрельбы пулемета 700 — 800 выстр./мин, а практическая скорострельность составляет 80 — 100 выстр./мин.
Лафет установки является самым легким из всех современных аналогичных конструкций. Его вес составляет 55 кг, а вес установки с пулеметом и патронной коробкой на 70 патронов не превышает 92,5 кг. Для обеспечения минимального веса штампосварные детали, из которых в основном состоит установка, изготовлены из стального листа толщиной всего 0,8 мм. При этом необходимая прочность деталей была достигнута с помощью термообработки. Особенность лафета такова, что наводчик может вести стрельбу по наземным целям из положения лежа, при этом спинка сиденья используется в качестве плечевого упора. Для повышения точности стрельбы по наземным целям в механизм вертикального наведения введен редуктор тонкой наводки.
Для стрельбы по наземным целям установка 6У6 оснащена оптическим прицелом ПУ. Воздушные цели поражаются с помощью коллиматорного прицела ВК-4.
Транспортировка пулеметным расчетом 12,7-мм крупнокалиберного пулемета НСВ-12,7 “Утес” со станком 6У6
Универсальная зенитная установка с пулемётом НСВ-12,7 на сегодняшний день не имеет аналогов по массогабаритным характеристикам, обладает хорошими служебно-эксплуатационными данными. Это делает возможным использование её небольшими мобильными подразделениями с переноской в разобранном виде.
В 1949 году на вооружение был принят 14,5-мм крупнокалиберный пулемет Владимирова на колесном станке Харыкина (под обозначением ПКП — пулемет крупнокалиберный пехотный системы Владимирова).
Эффективным средством поражения воздушных целей с сильной броневой защитой на расстояниях до 1000-2000 м являются 14,5-мм патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 массой 64 г. Эта пуля пробивает броню толщиной 20 мм при угле 20° от нормали на расстоянии 300 м и зажигает авиационное горючее, находящийся за броней.
Для поражения защищенных воздушных целей, а также для пристрелки и корректировки огня на расстоянии до 1000-2000 м применяются 14,5-мм патроны с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ массой 59,4 г (индекс ГРАУ 57-БЗ Т-561 и 57-БЗ Т-561 с). Пуля имеет колпачок с запрессованным трассирующим составом, который оставляет светящийся след, видимый на большом расстоянии.
Бронебойное действие несколько уменьшено по сравнению с пулей Б-32. На расстоянии 100 м пуля БЗТ пробивает броню толщиной 20 мм, размещенную под углом 20° к нормали.
Для борьбы с защищенными целями могут применяться также 14,5-мм патроны с бронебойно-зажигательной пулей БС-41 массой 66 г. На расстоянии 350 м эта пуля пробивает броню толщиной 30 мм, расположенную под углом 20° к нормали.
В боекомплект установки могут входить и 14,5-мм патроны с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БСТ массой 68,5 г, с зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ массой 60 г, с пристрелочно-зажигательной пулей ЗП.
В 1949 году параллельно с пехотным на вооружение была приняты зенитные установки: одноствольная установка ЗПУ-1, спаренная ЗПУ-2, счетверённая ЗПУ-4.
ЗПУ-1 была разработана конструкторами Е. Д. Водопьяновым и Е. К. Рачинским. Зенитная пулеметная установка ЗПУ-1 состоит из 14,5-мм пулемета КПВ, легкого лафета, колесного хода и прицельных приспособлений.
Для транспортировки ЗПУ-1 по пересеченной местности и в горных условиях она может разбираться на отдельные части и перевозиться (или переноситься) во вьюках весом до 80 кг.
Питание патронами производится из металлической звеньевой ленты, укладываемой в патронный ящик емкостью 150 патронов.
В качестве прицельных приспособлений на ЗПУ-1 используется коллиматорный зенитный прицел.
Наряду с одиночной зенитной пулеметной установкой ЗПУ-1 под один 14,5- мм пулемет системы С. В. Владимирова была спроектирована спаренная зенитная установка. В её создании приняли участие конструкторы С. В. Владимиров и Г. П. Марков.
После устранения выявленных в ходе испытаний недостатков установка в 1948 г. была предъявлена на полигонные, а затем и войсковые испытания. На вооружение Советской Армии установка была принята в 1949 г. под обозначением «14,5-мм спаренная зенитная пулеметная установка ЗПУ-2».
ЗПУ-2 поступала на вооружение зенитных подразделений мотострелковых и танковых полков Советской Армии. По внешнеэкономическим каналам значительное количество установок этого типа было экспортировано во многие страны мира.
ЗПУ-2 состоит из двух 14,5-мм пулеметов КПВ, нижнего станка лафета с тремя подъемниками, вращающейся платформы, верхнего станка лафета (с механизмами наведения, кронштейнами люльки и патронных ящиков, а также сиденьями наводчиков), люльки, прицельных приспособлений и колесного хода.
Нижний станок лафета представляет собой сварную треугольную раму, на которой закреплен с возможностью кругового вращения верхний станок. Для обеспечения транспортировки установки нижний станок снабжен отделяемым колесным ходом. Для стрельбы установку снимают с колесного хода и устанавливают на грунт. Перевод ее из походного положения в боевое выполняется за 18-20 секунд.
На большие расстояния установку, боекомплект и расчет из 6 человек перевозят в кузове армейского грузового автомобиля. Хотя масса установки с колесным ходом и патронами достигает 1000 кг, на малые расстояния она может перемещаться силами расчета.
В целях повышения тактической мобильности зенитных пулеметных подразделений и обеспечения ПВО мотострелковых частей на марше в конце 1940-х годов был спроектирован вариант ЗПУ-2, предназначенный для размещения на бронетранспортерах. Он имел обозначение ЗПТУ-2.
В 1947 г. в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода разработали зенитную установку БТР-40 А, состоявшую из легкого двухосного бронетранспортера БТР-40 и зенитной пулеметной установки ЗПТУ-2, размещенной в десантном отделении бронетранспортера.
Установка БТР-40 была принята на вооружение в 1951 г. и выпускалась серийно на Горьковском автомобильном заводе.
Счетверенная ЗПУ-4 стала самой мощной зенитной пулеметной установкой, разработанной в СССР. Она создавалась на конкурсной основе несколькими конструкторскими коллективами. Испытания показали, что лучшей является установка конструкции И. С. Лещинского.
Доработанный по результатам испытанный вариант этой установки был предоставлен на полигонные испытания в 1946 году, в 1948-м она проходила войсковые испытания, а на вооружение Советской Армией установка ЗПУ-4 была принята в 1949-м.
Основные части ЗПУ-4: четыре 14,5-мм пулемета КПВ, лафет и прицельные приспособления. На верхнем станке лафета смонтированы погон, вертлюг, люлька с четырьмя пулеметами, каркасы для патронных ящиков, подъемный, поворотный и спусковой механизмы, сиденья для наводчика и прицельного. Нижний станок лафета снабжен четырехколесным подрессоренным ходом. Для обеспечения необходимой устойчивости установки при стрельбе имеются винтовые домкраты, на которые опускается установка при переводе ее из походного положения в боевое. Расчет из 6 человек выполняет эту операцию за 70-80 секунд. При необходимости стрельба из установки может вестись и с колес.
Максимальная скорострельность составляет 2200 выстр./ мин. Обеспечивается зона поражения по дальности 2000 м, по высоте — 1500 м. На походе установка буксируется легкими армейскими автомобилями. Наличие подрессоривания колес позволяет движение с высокими скоростями. Возможности передвижения установки силами расчета затруднены вследствие относительно большого веса установки — 2,1 т.
Для управления стрельбой на ЗПУ-4 используется автоматический зенитный прицел построительного типа АПО-14,5, имеющий счетно-решающий механизм, учитывающий скорость цели, курс цели и угол пикирования. Это позволило достаточно эффективно использовать ЗПУ-4 для поражения воздушных целей, летящих со скоростью до 300 м/с.
По внешнеэкономическим каналам она экспортировалась во многие страны мира, а в КНР и КНДР она производилась по лицензии. Эта установка и сегодня используется не только в системе войсковой ПВО, но и как мощное средство поражения наземных целей.
Установка ЗПУ-4 довольно часто снималась в художественных фильмах о Великой Отечественной войне. Например, в фильме «А зори здесь тихие» есть сцена, где девушки-зенитчицы отражают ночной налёт немецких самолётов. Что, безусловно, исторически недостоверно и является «киноляпом».
В 1950 году был выдан заказ на разработку спаренной установки для воздушно-десантных войск. Это было обусловлено тем, что ЗПУ-2 не соответствовала специфике боевых действий этого рода войск. Полигонные испытания установки прошли в 1952 году. При принятии на вооружение в 1954 году получила наименование «14,5-мм зенитно-пулеметная установка ЗУ-2». Установка могла разбираться на вьюки малого веса. В ней была обеспечена более высокая скорость наводки по азимуту.
К работам по установке ЗУ-2 были привлечены Е.К. Рачинский, Б. Водопьянов и В.М. Гредмисиавский, создавшие ранее ЗПУ-1. Конструкция ЗУ-2 во многом аналогична конструкции ЗПУ-1 и состоит из двух 14,5-мм пулеметов КПВ, лафета и прицельных приспособлений.
В отличие от ЗПУ-1, на верхнем станке лафета смонтировано дополнительное сиденье справа для прицельного и правый и левый каркасы для патронных ящиков. Нижний станок лафета имеет неотделяющийся колесный ход. За счет упрощения конструкции колесного хода удалось снизить вес установки до 650 кг по сравнению с 1000 кг у ЗПУ-2. При этом также повысилась устойчивость установки при стрельбе, так как из-за неотъемного колесного хода ее масса в боевом положении больше масса ЗПУ-2, у которой колесный ход перед стрельбой отделяется. Конструкция ЗУ-2 позволяет транспортировать ее различными способами. Она может буксироваться легкими армейскими автомобилями или перевозиться в кузове на небольшие расстояния. На поле боя установка перемещается силами расчета, а для транспортировки в горных условиях ее можно разобрать на части весом не более 80 кг каждая.
Боевая эффективность ЗУ-2 примерно соответствует эффективности ЗПУ-2. Она имеет максимальную скорострельность 1100 выстр./мин, зона обстрела по дальности 2000 м по высоте 1500 м. В то же время благодаря применению усовершенствованного автоматического прицела и большей скорости наводки по азимуту повысилась вероятность поражения скоростных воздушных целей. Малый вес и повышенные маневренные качества ЗУ-2 позволили сделать ее штатным средством ПВО не только в полковом, но и в батальонном звене. При этом огневая мощь батальона в калибре 14,5 мм была повышена вдвое.
Однако транспортировка ЗПУ-1 и ЗУ-2, не говоря уже о ЗПУ-4 на четырёхколёсной телеге в горно-лесистой местности, представляла большие трудности.
Поэтому в 1953 году было принято решение о создании под 14,5-мм пулемёт КПВ специальной малогабаритной горной установки, разбираемой на части, переносимые одним бойцом.
В 1954 году конструкторами Р.K. Рагинским и Р.Я. Пурценом разработан проект 14,5-мм одиночной зенитной горной установки ЗГУ-1. Вес ЗГУ-1 не превышал 200 кг. Установка успешно прошла полигонные испытания в 1956 году, но в массовое производство не поступила.
О ней вспомнили в конце 60-х, когда возникла острая потребность в таком оружии во Вьетнаме. Вьетнамские товарищи обратились к руководству СССР с просьбой предоставить им среди прочих образцов вооружения и легкую зенитную установку, способную эффективно бороться с американской авиацией в условиях партизанской войны в джунглях.
ЗГУ-1 идеально подходила для этих целей. Ее срочно доработали под танковый вариант пулемета Владимирова КПВТ (вариант КПВ, под который проектировали ЗГУ-1, к тому времени был снят с производства) и в 1967 году запустили в серийное производство. Первые партии установок предназначались исключительно для поставок на экспорт во Вьетнам.
Конструкция ЗГУ-1 отличается малой массой, которая составляет в боевом положении вместе с патронной коробкой и 70 патронами 220 кг, при этом обеспечивается быстрая разборка (в течение 4 мин) на части с максимальной массой каждой не более 40 кг.
Несмотря на совершенствование таких высокотехнологичных средств борьбы с низколетящими воздушными целями как ПЗРК, они не смогли вытеснить зенитные пулемётные установки из арсенала ПВО сухопутных войск. ЗПУ оказались особенно востребованы в локальных конфликтах, где они с успехом применяются для поражения самых различных целей — как воздушных, так и наземных. Основными их достоинствами являются универсальность, простота в применении и обслуживании.