Зрр алалия что это
Задержка речевого развития
Диагностика
Прежде всего, нужна комплексная профессиональная диагностика. Специалист выявит причину отсутствия речи, проверив:
Определив характер задержки развития речи, логопед предложит курс коррекции.
Темповая задержка речи
При темповой задержке речи ребенок может начать говорить спонтанно, без специально принимаемых мер. Может быть резкий скачок от подозрительно маленького набора слов к полноценной для этого возраста фразовой речи.
Логопеды по опыту знают, что многим детям в период развития речи нужен коммуникативный «толчок». Чаще всего им становится общение со сверстниками, превосходящими его в речевом развитии, групповые речевые игры или индивидуальные занятия с логопедом, который способен заинтересовать и стимулировать ребенка. Именно такой «толчок» и способствует выходу из состояния темповой задержки речи.
Алалия
Если речь у ребенка полностью или частично отсутствует – это явления называется алалией. Алалия возникает в результате повреждения отдела коры головного мозга во внутриутробном периоде развития плода или в раннем возрасте. Ребенок с алалией имеет задержку в развитии речи, которая не связана со снижением слуха или снижением интеллекта. Но без специального обучения такие дети не могут научиться разговаривать самостоятельно. Речь развивается по патологическому пути или не развивается вовсе.
Если лечение и коррекционное обучение начать поздно (после 4-5 лет), малыш будет отставать и в речевом, и в интеллектуальном плане.
При алалии нарушены все стороны речевого развития ребенка: налицо неправильное произношение, плохо усваиваются закономерности родного языка, речь похожа на говор иностранца, не усваиваются родовые понятия и правила согласования слов, не наращивается словарный запас.
Так или иначе, прежде чем принять решение «подождать, пока произойдет тот самый «скачок», проконсультируйтесь со специалистом-логопедом. Если не провести адекватное обучение и лечение, речевое отклонение может появиться страх речи, нежелание общаться и учиться. Чем раньше начать коррекционное обучение, тем благоприятнее будет прогноз для интеллектуального и речевого развития малыша.
Коррекция ЗРР
В этом случае понадобятся занятия ребёнка с логопедом и психологом, консультирование родителей.
Также причина может быть в нарушениях функционирования головного мозга. В этом случае для коррекции ЗРР в первую очередь необходима консультация невролога: специалист назначит комплексную терапию, включающую при необходимости ноотропные препараты, массаж, физио- и рефлексотерапию. Занятия с логопедом и психологом потребуются в дополнение к неврологической помощи: акцент в них будет сделан на развитии мелкой моторики, концентрации зрения и слуха, связной речи.
Специалисты нашего Центра оказывают высококвалифицированную помощь для преодоления ЗРР и алалии.
В нашем Центре Вы можете пройти комплексную психоречевую диагностику и узнать, необходима ли ребенку помощь логопеда или его задержка речи временна.
Записаться на прием можно по телефону +7(921) 995-61-57 или заполнив форму
© « Центр коррекции речи Анны Белик »
Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам
Советы специалиста: как распознать моторную алалию?
Моторная алалия – недоразвитие речи вследствие поражения корковых речевых зон, наступившее в возрасте до 3-х лет и проявляющееся преимущественно как расстройство языковых операций (лексических, синтаксических, морфологических, фонематических).
Речь у детей с моторной алалией начинает развиваться очень поздно: ближе к 4-5 годам. При этом динамика речевого развития крайне медленная. Речь изобилует специфическими ошибками, которые характерны именно для этого нарушения. При поздно начатой коррекционной работе или неправильно проведённом обучении высока вероятность инвалидности в старшем возрасте. Поэтому важной задачей является своевременная диагностика этого расстройства.
По каким признакам можно распознать моторную алалию? Ниже дано описание целого ряда симптомов, указывающих на возможное наличие этого нарушения. Не нужно забывать, что эти симптомы следует оценивать в комплексе, а не изолированно. Именно в этом случае будет воссоздана целостная картина нарушения, позволяющая установить правильный диагноз.
1. Позднее начало развития речи.
При алалии имеется выраженная задержка начала становления речи. Критическим периодом считается достижение ребёнком трёхлетнего возраста, когда полное отсутствие речи с большой долей вероятности может указывать на наличие алалии. Отсутствие речи до достижения данного возраста интерпретируется не как алалия, а как задержка речевого развития (ЗРР).
2. Наличие апраксии артикуляционного аппарата.
Апраксия – это нарушение произвольных движений и действий (то есть движений и действий по собственному желанию). При апраксии те же движения непроизвольно ребенок может выполнить. Апраксии являются механизмом, который непосредственно препятствует процессу артикулирования. Артикуляционные апраксии могут быть двух видов: кинетическая и кинестетическая.
Чаще всего встречается кинетическая апраксия. Она возникает при поражении или недоразвитии моторного центра речи (центра Брока), находящегося в задней трети нижней лобной извилины левого полушария. В норме этот центр отвечает за построение последовательностей слогов в слове и звуков в слоге, обеспечивает плавность переключения от одной артикуляции к другой. При нарушении функционирования центра Брока ребёнок может произнести отдельные звуки, иногда слоги, но слить их в слово или произнести их в правильной последовательности не может.
При тяжелой кинетической апраксии речь полностью отсутствует, заменяется нечленораздельно произносимыми звуками. В менее тяжелых случаях ребёнок в состоянии произнести слова, состоящие их одного-двух прямых слогов (“да”, “не”, “мама”, “папа”, “дядя”), но не может развернуть более сложную слоговую структуру. В результате слова, сложные по своему слоговому составу, имеющие закрытые слоги, стечения согласных, большое количество слогов, произносятся со значительными искажениями. Чаще всего звуки и слоги пропускаются (яблоко – “я”, гулять – “гуя”, машина – “сина”). На более поздних этапах ребёнок начинает произносить многосложные слова, однако пропуски звуков в стечениях согласных, слогов по-прежнему имеют место. Слоги и звуки меняются местами (молоток – “мотолок”, ромашка-“морашка”, сорт – “сотр”, окно – “онко”). Количество таких ошибок несоизмеримо больше, чем при дизартрии. Преодолеваются эти затруднения очень тяжело: ребёнок многократно повторяет слово “сорт”, пытаясь воспроизвести артикуляции в нужном порядке (СО(1)Р(2)Т(3)), но у него все равно получается “сотр” (1-3-2). При дизартрии пропуски и перестановки (если они есть) в процессе коррекционной работы преодолеваются очень быстро.
Другой вариант апраксии – кинестетическая апраксия. Она возникает при поражении постцентральных отделов коры, находящихся в теменных отделах мозга. При кинестетической апраксии нарушено нахождение нужной артикуляционной позы. Например, ребёнок не может по просьбе поднять кончик языка наверх или опустить вниз из-за неспособности определить его текущее положение. При этом непроизвольно те же движения он выполняет. Механизм апраксии не связан с нарушениями мышечного тонуса, а является расстройством более высокого уровня организации двигательного акта.
При тяжёлой кинестетической апраксии речь отсутствует. По мере преодоления этих затруднений обнаруживаются многочисленные звуковые замены (забор – “танон”).
3. Фонематические нарушения
4. Нарушения лексики
Нарушения синтаксической структуры предложения.
По особенностям овладения синтаксической структурой предложения можно выделить две группы детей:
1. дети с выраженными нарушениями синтаксической и морфологической систем языка;
2. дети с преимущественными нарушениями морфологической системы и относительной сохранностью синтаксической структуры предложения.
Для первой группы характерно очень медленное овладение структурой простого предложения, выраженные искажения синтаксических конструкций. Грубые и стойкие синтаксические аграмматизмы приводят к тому, что речь ребенка длительное время останавливается на первых двух уровнях речевого развития.
Синтаксические аграмматизмы чаще всего проявляются в следующих особенностях:
а) отсутствии значимых элементов предложения – подлежащего, сказуемого, дополнения (Девочка бежит. – “Бежать”, Мама варит суп. – “Мама суп”).
б) перестановках слов (“Папа подаи асына асива” – Папа подарил красивую машину).
в) тенденции отнесения сказуемого и отрицания “не” в конец фразы (“Я мако любить нет” – Я не люблю молоко; “Я кУка тИни девА” – Я одеваю кукле ботинки.).
Дети второй группы с большей лёгкостью овладевают простым предложением, однако демонстрируют аграмматизмы при построении сложных конструкций: допускают перестановки слов, зачастую приводящие к искажению смысла предложения (“Девочка плачет, потому что собака утащила куклу злую” – вместо “злая собака утащила куклу”), неправильно используют синтаксические средства связи (Мама сказала, что (вместо чтобы) я не ходил сегодня гулять).
Нарушения морфологической системы языка.
Все вышеперечисленные симптомы в комплексе составляют речевую симптоматику моторной алалии. Решение о постановке диагноза принимает логопед на основании выявленных нарушений, оценив речевой анамнез и обязательно учитывая при этом мнение невролога, психиатра.
Задержка речевого развития или алалия?
Развитие ребёнка имеет определенные периоды и точки отсчёта. И в том, как ребёнок преодолевает каждый из этих этапов, колоссальную роль играют родители – его главные проводники в окружающем мире.
Прохождение этих периодов не всегда проходит гладко – и не всегда дети «укладываются в срок»: долго не могут начать говорить или произносить отдельные звуки. И родители не всегда могут определить степень потребности в логопедической помощи.
Когда родителей волнует речевое развитие ребенка, чаще всего они формулируют проблему следующим образом:
«Мой ребенок не говорит, или говорит меньше, чем дети его возраста»
Нет чётких границ развития речи: первые слова могут появиться как в 9 месяцев, так и в полтора года. Ситуация требует вмешательства специалиста-логопеда, если ребёнку 2 года, а в его словаре нет хотя бы нескольких слов (лепетных или полных форм). В 3 года нормой является способность строить короткие фразы.
В нашей статье мы остановимся на понятии темповой задержки речевого развития – то есть просто временное отставание от сверстников детей в возрасте от 2 до 3 лет. Такая задержка может быть обусловлена неблагоприятными факторами, как, например, соматические заболевания, сниженный иммунитет, неправильные методы воспитания в семье.
Если задержка речевого развития темповая, то про своего ребёнка Вы можете сказать, что:
1. Он хорошо понимает обращенную речь, способен выполнить такие просьбы и задания:
«Покажи, где домик» (на картинке)
Ребёнок реагирует на свое имя (поворачивает голову, когда вы его зовете).
В 3 года он способен выполнить чуть более сложные инструкции:
«Посади мишку на столик, под столик, около столика».
«Принеси маме книжку папы» (любую вещь другого члена семьи).
«Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку».
2. У ребёнка достаточное слуховое внимание.
Ребёнок узнает бытовые шумы и звуки природы (шум фена, лай собаки, звонок телефона), а также их источники. Малыш различает голоса людей, способен к звукоподражанию животным, может показать предмет, который Вы называете.
3. Он любознателен, стремится к знаниям об окружающем мире. Ребенок стремится все потрогать, у него вызывают интерес окружающие предметы.
4. Он стремится к общению, различными способами привлекая к себе внимание: тянет вас за одежду; поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету; использует звукоподражание, жесты, мимику.
Характерно, что при темповой (временной) задержке речевого развития ребёнок может начать говорить спонтанно, без специально принимаемых мер и без последствий в будущем развитии. Нередко наблюдается резкий скачок от подозрительно маленького набора слов к полноценной для этого возраста фразовой речи. Такой «языковой взрыв» наиболее вероятно происходит, когда улучшается физическое состояние ребёнка (например, летом).
Однако рассчитывать на такой скачок, если Вы наблюдаете у Вашего ребёнка признаки задержки речевого развития, не стоит.
Так или иначе, прежде чем предпринимать меры или принять решение «подождать, пока произойдет тот самый «скачок», проконсультируйтесь со специалистом-логопедом нашего центра.
Мама и малыш: ДАВАЙ поговорим!
Дети начинают говорить к концу первого года жизни, у некоторых малышей осмысленные слова появляются уже к 6‑8 месяцам.
«Ранние пташки» вызывают гордость у родителей, в то время как мамы и папы «молчунов» испытывают тревогу. И не зря: за отсутствием речи к 1,5‑2 годам могут скрываться серьезные проблемы.
Об алалии – распространенной форме речевого нарушения, расскажет психопедагог, логопед-дефектолог, Ярославна Романова.
Что такое алалия?
Алалия – это одно из наиболее тяжелых речевых нарушений, выражающееся в отсутствии или недоразвитии речи вследствие органического поражения определенных зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. К сожалению, в последнее время ко мне на прием стало попадать все больше малышей с подобной патологией, и я могу констатировать, что количество не говорящих детей с каждым годом только увеличивается.
Следует отметить, что особенности развития их речи, как правило, усугубляются еще и их собственным психоэмоциональным состоянием и психологической атмосферой в семье, а также неумением родителей правильно общаться с детьми (что не дает развиваться разговорной речи естественным образом).
Как проявляется эта проблема?
Нужно понимать, что алалия – не просто временная функциональная задержка речевого развития, она представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все ее компоненты, а процесс становления проходит в условиях патологического состояния нервной системы. Отдельные проявления данного нарушения внешне могут не быть в расхождении с нормальным развитием ребенка в раннем возрасте, однако со временем несоответствие все более увеличивается, так как при обычной эволюции речи один этап сменяется другим более плавно и быстро, чем при алалии.
Важно отметить, что такая патология может проявляться в разной степени тяжести – от простой словесной неловкости до полной неспособности разговаривать. При ней отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы (трудности при составлении или восприятии предложений), нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов.
Научившись произносить отдельные звуки, дети не способны овладеть звукосочетаниями, у них нередко замечается перестановка слогов, такая как «ломоток» вместо «молоток». С увеличением сло- варного запаса возникает специфический феномен, который выражается в неверных падежных окончаниях, отсутствии союзов, предлогов и наречий.
Некоторые малыши способны проявлять речевую активность, однако их речь полностью непонятна для окружающих. Ввиду глубоких нарушений ребенок с возрастом начинает отставать и в психическом развитии. В дальнейшем обучение письму и чтению будет вызывать серьезные затруднения.
Патология может проявляться в разной степени тяжести.
Почему она возникает?
На самом деле, существует несколько основных предпосылок задержки речи у ребенка, и не всегда в этом виновна алалия. При темповой задержке речевого развития у малыша (довольно частого явления) сдвигаются только сроки появления первых фраз и предложений, начав говорить, кроха, как правило, в короткие сроки догоняет своих сверстников.
Очень часто такие дети быстрее других осваивают ходьбу и, несмотря на отсутствие речи, смышленые и любознательные. Важно отметить, что задержка речевого развития в этом случае может быть, даже если у мамы беременность и роды протекали нормально; в первые годы жизни у ребенка не было травм головного мозга и заболеваний центральной нервной системы; у него нормальный слух, богатые набор жестов и мимики, стойкий игровой и познавательный интерес, хороший эмоциональный контакт с родителями.
Одной из основных причин отсутствия речи у крох является снижение или полная потеря слуха. Необходимо подчеркнуть, что в этом случае без специального обучения дети не начинают говорить или их речь будет очень искажена. У ребенка раннего возраста тугоухость или глухота может наступить по нескольким причинам, таким как врожденное повреждение слуха; применение ототоксических антибиотиков, которые нарушают работу периферической слуховой системы; нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит).
Причиной алалии могут стать патологии беременности, такие как поздний токсикоз (гестоз), внутриутробные инфекции, гипоксия плода, тяжелые роды, заболевания и травмы, перенесенные в раннем возрасте, и многое другое.
Какие бывают виды данной патологии?
Среди неречевых расстройств при алалии выделяют: моторные, сенсорные, психопатологические симптомы. Традиционно рассматривают моторную и сенсорную алалию, однако некоторые авторы выделяют еще и сенсомоторную алалию (комбинированную).
Моторная алалия – это отсутствие или недостаточность речевой активности при относительно сохранном понимании речи. У детей, страдающих данным нарушением, наблюдается сильное расхождение между активным и пассивным словарным запасом. Чрезвычайная бедность лексики заставляет многих из них активно использовать мимику и жестикуляцию.
Наблюдаются ошибки в произношении звуков, изолированное звукоподражание, пропуски, искажение, смешивание и замена звуков, бедность словарного запаса, специфические аграмматизмы, сложность запоминания зрительного образа, грубые ошибки словообразования и словоизменения, шаблонизация, грубое отставание речевого развития, трудности составления предложения или рассказов, лепетные слова, нарушение вербально-логического мышления, психопатологические изменения, нарушение памяти, плаксивость, импульсивность, расторможенность, застенчивость, трудноуправляемость.
Сенсорная алалия – это нарушение понимания речи, вследствие чего вторично недоразвивается и собственная речь ребенка. Первоначальное впечатление, которое производит такой малыш, заставляет думать или об умственной отсталости, или о раннем значительном снижении слуха. Контакт с этими детьми сильно затруднен. Для привлечения их внимания необходимо не только звуковое, но и тактильное воздействие, а также нахождение в его поле зрения.
Симптомами данного расстройства считаются эхолалия (неконтролируемое автоматическое повторение слов), гиперакузия (аномально острый слух или болезненная чувствительность к слышимым звукам), тревожность, замкнутость, замыкательная аупатия (ребенок не понимает обращенной речи). Тяжелые формы алалии проявляются полным отсутствием речи или наличием только лепетных слов. В более легких ситуациях наблюдается аграмматизм, затруднение в освоении письма и чтения.
В каком возрасте можно выставлять подобный диагноз?
К сожалению, в нашей стране не развита ранняя диагностика таких нарушений. В первую очередь, в этом повинен укоренившийся стереотип, что раньше пяти лет заниматься с логопедом не имеет смысла. Это в корне неверно. Как показывает моя практика, при любых дефектах речи чем раньше будет начата коррекционная работа, тем лучших результатов удастся достигнуть.
Поэтому, если родителям кажется, что их малыш в чем‑то отстает от своих ровесников, то лучше показать его специалистам – невропатологу, психоневрологу, логопеду-дефектологу. Помните, что диагноз, особенно такой серьезный, как алалия, должен устанавливаться не логопедом в детском саду, а на специальной медико-психопедагогической комиссии после комплексного обследования психологом, логопедом-дефектологом, сурдологом, невропатологом, и не ранее трехлетнего возраста.
Если в два года у ребенка существуют определенные нарушения речи, то это далеко не всегда означает, что он «алалик», в некоторых случаях ему просто надо помочь научиться правильно овладевать своим артикуляционным аппаратом. К сожалению, многие мамы и папы слушают рассказы родственников и знакомых о том, как чье‑то чадо молчало почти до пяти лет, а сейчас занимает первое место в конкурсе чтецов, и упускают драгоценное время.
Ребенок растет, а вместе с ним растет и его проблема. В семь лет дети с серьезным нарушением речи обязательно направляются на вышеуказанную комиссию, по решению которой, как правило, идут в школу для ребят со специальными нуждами. Это очень печально, ведь в дошкольном возрасте можно провести адекватную терапию и будущий первоклассник будет зачислен в общеобразовательную школу, но при условии ранней диагностики, длительной и систематической работы квалифицированного дефектолога под наблюдением грамотных невропатолога и психолога.
Каким образом проводится ее коррекция?
В первую очередь, хочется отметить, что родители, столкнувшиеся с такой проблемой, не должны ждать чудес, им следует настроиться на длительную и кропотливую работу.
Также стоит сказать,что, каким бы грамотным ни был бы дефектолог, в одиночку ему не справиться, трудиться придется всей семье и выполнять все домашние задания, рекомендованные специалистом. Терапия осуществляется с учетом индивидуальных особенностей малыша.
В результате создается новая речевая модель взаимодействия с миром, направленная на развитие осознанной речи и личности ребенка в целом. В зависимости от характера нарушения подбираются индивидуально-дифференцированные методы. Занятия проходят индивидуально, преимущественно в игровой форме. Они возбуждают интерес к окружающему, вызывают потребность в общении, способствуют развитию речевого подражания и мелкой моторики (очень важный фактор, влияющий на речь), обеспечивают эмоциональный контакт.
Однако в ряде случаев «алаликов» приходится обучать и игре, так как игровые действия у них могут быть не сформированы. Важно знать, что зачастую на устранение и коррекцию алалии уходит несколько лет, и впоследствии ребенок все равно может нуждаться в регулярных занятиях с логопедом для удержания достигнутого результата, а также для устранения таких нарушений, как дисграфия (неспособность овладевать письмом) и дислексия (неспособность овладевать чтением).
Кроме того, дети-«алалики» остро нуждаются в психологической помощи и поддержке. Им трудно заводить новые знакомства и комфортно чувствовать себя в коллективе, некоторые из них испытывают постоянный стресс при общении со сверстниками, что может привести к замкнутости, агрессии и нервным срывам.
Существует ли специфическая профилактика?
К сожалению, нет. В настоящее время лучшей профилактикой любых нарушений у будущего малыша считается запланированная беременность, а также строгое соблюдение всех врачебных предписаний в период ожидания крохи. Важно избегать стрессов и сильных потрясений, правильно питаться и гулять на свежем воздухе. Кроме того, уже давно доказано, что малыши, мамы которых общались с ними еще до рождения, начинают говорить гораздо раньше.
Интересно знать…
У кого чаще встречается алалия, у мальчиков или у девочек? Считается, что мальчики страдают от этого нарушения в два раза чаще, чем девочки, но ко мне на прием дети обоих полов попадают одинаково часто.
Nota Bene!
Правильное заключение можно сделать лишь при динамическом наблюдении за состоянием ребенка. Если в результате логопедических занятий у малыша будут заметны изменения, то это задержка речевого развития, если же обнаружатся стойкие трудности в овладении речью, то тогда это алалия. Если вместе с этим будет наблюдаться отставание в овладении другими знаниями и умениями, значит, у крохи страдает интеллект.
Диагностика
Алалию очень трудно диагностировать, ее легко можно спутать с глухотой, аутизмом, с задержкой речевого развития. Для правильного заключения необходимо обследовать ребенка у сурдолога, невропатолога, психиатра, психолога, логопеда. Только при соответствующем неврологическом лечении и коррекционной работе логопеда и психолога можно добиться хороших результатов при решении данной проблемы.
Что вы пожелаете родителям, столкнувшимся с такой проблемой?
В первую очередь, любить своих детей и принимать их такими, какие есть. Однако это вовсе не означает, что надо смиряться и опускать руки. При любых тревожных сигналах необходимо обращаться за помощью к специалистам.
Кроме того, абсолютно всем мамам и папам я советую заводить дневник наблюдений за ребенком с его первых дней, ведь он обеспечит не только приятные воспоминания в будущем: в дальнейшем, если у малыша возникнут какие‑либо проблемы, он может быть весьма полезен для многих специалистов.
Ни в коем случае нельзя замыкаться в себе и своей проблеме. Ведь на свете есть немало счастливых мам и очень разговорчивых детей, которые уже справились с этой неприятностью. Любви, терпения, сил и удачи вам, дорогие родители.