Зрр у детей что
Зрр у детей что
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Важно знать первые симптомы такого нарушения. Это позволит вовремя обратиться к доктору за помощью.
Нужны занятия с логопедом?
Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Но несмотря на то, что дети отличаются друг от друга, существуют возрастные нормы, которым они должны соответствовать.
Это позволяет дифференцировать здоровых малышей от тех, которые имеют определенные нарушения. Задержка речевого развития (ЗРР) является актуальной проблемой у некоторых детей.
Возникает она по разным причинам. Важно знать первые симптомы такого нарушения. Это позволит вовремя обратиться к доктору за помощью.
Ребенок долго не начинает говорить: когда стоит волноваться?
Под задержкой речевого развития в логопедии понимают несвоевременное овладение ребенком младше трехлетнего возраста разговорной речью. Большинство родителей начинает беспокоиться по поводу молчания ребенка в год. Если малыш не разговаривает в двухлетнем возрасте, то матери бьют тревогу.
Известный детский врач Комаровский отмечает, что речевой аппарат у детей развивается по-разному: одни пытаются произносить слова еще до года, а другие не могут этого сделать и к двухлетнему возрасту. Педиатр говорит, что речь ребенка формируется поэтапно.
Существуют среднестатистические сроки, при отставании от которых стоит заподозрить наличие отклонения.
Этапы речевого развития:
Даже если ребенок не торопится выговаривать слова, к двухлетнему возрасту у него должна быть хорошо развита пассивная речь. Это означает, что малыш понимает, что говорят ему взрослые, может выполнять два последовательных действия по просьбе родителей.Комаровский утверждает, что если ребенок не разговаривает в двухлетнем возрасте, то паниковать рано. Серьезно нужно отнестись к молчаливости ребенка в 3 года.
Задержка речевого развития у детей 3 лет может быть вызвана разными причинами. Чаще всего малыши молчат по вине родителей: матери не уделяют должного внимания, не проводят развивающие занятия, не общаются с младенцем.
К решению проблемы нужно подходить ответственно. Задержка речевого развития у детей 4 лет лечится тяжелее, чем у малышей в три года.
Причины задержки речи
Родители молчаливых малышей интересуются, почему ребенок не разговаривает в 2 года. Причин задержки развития речевого аппарата немало. Все они делятся на первичные – связанные с неправильным течением беременности или тяжелыми родами, и вторичные – обусловленные влиянием болезни, социальных факторов.
Врожденные аномалии сложно поддаются коррекции. Самые тяжелые нарушения возникают во время 3-4 месяца вынашивания плода. В этот период происходит формирование структур головного мозга малыша.
Специалисты выделяют следующие причины нарушения речевого развития у детей, связанные с течением беременности, родами:
Определенную роль играет плохая наследственность, к прочим причинам задержки речи относятся такие:
Особенно часто задержка речевого развития наблюдается у билингвальных детей, родители которых говорят на разных языках. Чтобы выяснить, почему ребенок до сих пор не разговаривает, нужно обратиться к специалисту и пройти обследование.
Характерные симптомы и признаки ЗРР
Родителям важно наблюдать за ребенком, его состоянием физического и психического здоровья, развитием. Это поможет вовремя заметить отклонения. Признаки задержки речи проявляются на первых этапах ее становления.
Что делать?
Если родители заметили отклонения в речевом развитии ребенка, то им следует посетить специалиста. Данной проблемой занимаются логопеды, неврологи, отоларингологи, психиатры, психологи. К кому обращаться, зависит от того, что стало причиной расстройства.
В первую очередь нужно посетить педиатра. Доктор проведет осмотр, назначит ряд обследований, поставит предварительный диагноз и направит на консультацию к узкому специалисту.
На основании полученных данных доктор разрабатывает схему лечения. В терапии могут задействоваться разные методики: медикаментозные, физиотерапевтические, массажные. Также полезны развивающие занятия дома. Комбинированный подход позволяет быстрее решить проблему.
Коррекция дефектолога
Дефектолог – это врач, который занимается устранением проблем не только речевого, но и интеллектуального развития. Деятельность этого специалиста направлена на улучшение памяти, развитие у ребенка мыслительных способностей.
Для лечения детей с речевым отставанием, дефектологи используют такие методики:
Логопедический массаж
Помогает стимулировать развитие речи за счет улучшения поступления крови к артикуляционным зонам, укрепления мышц. Это достаточно эффективный метод лечения. Количество сеансов подбирается индивидуально.
Чтобы достичь хорошего результата, логопедический массаж нужно выполнять ежедневно. Воздействие может быть ручным, зондовым и аппаратным. Классический вариант выполняется руками. Используются такие основные приемы: растирание, поглаживание, вибрация, разминание.
Домашние занятия
Стимулировать развитие речи можно и путем проведения домашних занятий. С малышом нужно чаще разговаривать. Хорошо помогает артикуляционная гимнастика. Вначале ее продолжительность составляет около 10 минут. Потом время занятий постепенно увеличивают.
Упражнения «Хоботок» и «Улыбка»
Рекомендованы такие упражнения:
Другие методы терапии
Помимо описанных выше методов, существуют и другие способы развития речи. Например, хорошо помогает физиотерапия. Педиатры могут посоветовать электрорефлексотерапию, магнитотерапию, иппотерапию.
Эти методы стимулируют развитие речевых зон и интеллектуальных центров головного мозга. Выбор способа лечения ЗРР нужно делать осторожно, поскольку некоторые из них могут вызывать эпилептические приступы, судороги, расстройства психики.
Полезно общение с дельфинами, катание на лошадях. Это устраняет мышечный гипертонус, стимулирует речевые центры головного мозга.
Зрр у детей что
В этой статье мы рассмотрим, что такое ЗРР, степени и как лечить задержку речевого развития.
Нужны занятия с логопедом?
О задержке речевого развития говорят, когда ребенок овладевает устной речью позже, чем по возрастной норме. По статистике, его диагностируют у 3 – 10% детей, мальчики страдают им в 4 раза чаще, чем девочки.
Отставание в развитии речи не пройдет само по себе — необходимо комплексное лечение. В противном случае это грозит общей задержкой психического развития, социальными проблемами. В этой статье мы рассмотрим, что такое ЗРР, степени и как лечить задержку речевого развития.
Что такое синдром ЗРР
У детей с этим диагнозом скудный словарный запас, собственная речь не сформирована, она неграмотная и несвязная. Отсталое развитие речи можно заметить уже с 2-х лет: такой малыш не говорит простыми фразами. Признаки ЗРР зависят от степени нарушения.
Принято несколько классификаций форм ЗРР у детей.
Неврологическая. Нарушение связано с поражением ЦНС и мозга — в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций. В классификацию входят афазия, алалия и дизартрия. А также нарушения, которые связаны с заиканием, глухонемотой или немотой, дефектами строения артикуляционного аппарата и синдром ЗРР, который развился вследствие тяжелых родов, недоношенности, социальных факторов.
Логопедическая. Включает нарушения звукопроизношения (дисфонию, брадилалию, тахилалию, заикание, дислалию, ринолалию, дизартрию) и нарушения структуры речи (алалию и афазию).
Психолого-педагогическая. Задержка развития речи делится на 2 типа — нарушение средств коммуникации (искаженное восприятия родного языка на слух и общее недоразвитие речи) и неправильное использование средств коммуникации.
ЗРР: уровни нарушений
Выделяют 4 степени выраженности задержки развития речи в детском возрасте.
Первая — самая тяжелая форма ЗРР у детей. Симптомы: малыш практически не говорит или не говорит вообще.
Вторая — в активном словаре есть общеупотребительные слова, но он неправильно произносит звуки, «глотает» или меняет местами слоги.
Третья — звуки произносит не всегда корректно, часто заменяет их на другие, которое похожи по звучанию. Говорит только простыми предложениями.
Четвёртая — говорит невнятно, бывают ошибки, артикуляция нечеткая, звуки произносятся не всегда правильно, иногда малыш ошибается в словообразовании. Но мышление критическое.
Возрастные нормы развития речи
Об отставании в развитии речи свидетельствует несоответствие возрастным нормам ее усвоения. Их делят на несколько этапов.
Первый — первая минута после рождения. В этот короткий период новорожденный кричит. Громкий и модулированный крик — признак сохранной ЦНС.
Второй — доречевой период. Длится в течение первого года жизни младенца. Включает несколько этапов: в 1,5 – 2 месяца малыш гулит, в 4 – 5 — лепечет, с 7 – 8 месяцев произносит первые лепетные слова, а в 9 – 10 месяцев (девочки) и 11 – 12 месяцев (мальчики) — говорит первые слова.
Третий — этап лексического взрыва. До полутора лет у малыша преобладает активный словарь — к году он включает около 10-ти слов, а пассивный словарь состоит из 200 слов. Но к 1,5 годам слова из пассивного словаря резко переходят в активный. У некоторых деток это происходит позже — к 2-м годам.
Четвертый — переход к фразовой речи. Он возможен, если активный словарь насчитывает от 40 до 60 слов. Этого достаточно, чтобы начать говорить простыми предложениями из двух слов. Активный словарь двухлетнего ребенка насчитывает от 50 до 100 слов.
Пятый — переход к развернутым предложениям. Малыши в 2,5 года уже могут говорить фразами из 3-х – 4-х слов.
Шестой — переход к связной речи. В ней появляются прилагательные, местоимения, наречия. Этот этап начинается в 3 – 4 года. В 3 года детки уже знают около 1200 слов.
Если ребенок физически и психически развивается нормально, но его речь не вписывается в рамки нормы, это не значит, что у него синдром зрр. Дети развиваются по-разному, поэтому это может быть просто индивидуальный темп развития конкретного малыша. Но все равно лучше проконсультироваться с педиатром.
Основные признаки ЗРР
Родители могут заметить первые симптомы ЗРР, когда их малышу еще нет и 2-х лет. Если он не говорит фразами из двух слов (например, «мама, дай»). Если вашему сыну или дочке исполнилось 3 года, обратите внимание, связно ли говорит, полностью ли говорит все слоги слов, много ли слов использует и достаточно ли их ему для того, чтобы выразить свои мысли и желания.
Если вы видите, что малышу явно не хватает слов, возможно, это свидетельствует об отставании в развитии речи. Если действительно имеются проблемы, то в 4 года они очевидны.
Симптомы задержки речевого развития
Заметить несоответствие нормам можно на разных этапах развития. Среди них выделяют:
Дети с признаками задержки используют вместо слов жесты и мимику. Причем делают это осознанно и уместно.
Причины ЗРР: факторы развития заболевания
Выделяют 2 фактора, которые провоцируют задержку речевого развития. Это биологические, или органические и социально-психологические.
Органические факторы синдрома ЗРР
Перинатальные поражения головного мозга приводят к его дисфункции. Дети с отсталым развитием речи в период внутриутробного развития часто переносят гипоксию или инфицирование, асфиксию или травмы при рождении, рождаются раньше или позже срока.
К нарушениям могут привести и черепно-мозговые травмы, менингит, энцефалит, ослабленный иммунитет и осложнения после вакцинирования.
Задержку речевого развития часто диагностируют и у деток с тугоухостью.
Индивидуальный темп созревания нервной системы и наследственность — еще один фактор. Если папа или мама заговорили позже возрастной нормы, то и у сына или дочки выше вероятность развития ЗРР.
Социально-психологические факторы
Если родители разговаривают с чадом, не занимаются с ним, не объясняют, это приводит к задержке речевого развития. В этом случае говорят о педагогической запущенности. Затрудняет процесс и ситуация, когда родители сюсюкают, коверкают слова, говорят «детским» языком, употребляют уменьшительно-ласкательные формы («синенький», «тарелочка»).
Если в семье царит неблагоприятная речевая среда и в целом атмосфера, члены семьи ругаются, употребляют ненормативную лексику, дитя находится в состоянии напряжения и стресса, это тормозит его развитие — и не только речевое.
Но и в благополучных семьях тоже может возникнуть такая проблема. Например, если папа и мама разговаривают на разных языках — детки-билингвы нередко страдают ЗРР.
Диагностика задержки развития речи
К диагностике подходят комплексно. Сначала маленького пациента осматривает педиатр. Он оценивает общее состояние здоровья, делает заключение о предполагаемой причине задержки речевого развития. Затем педиатр направляет маленького пациента к узким специалистам.
Невролог осматривает его и назначает аппаратную диагностику — ЭЭГ, ЭхоЭг, дуплексное сканирование артерий головы. Это позволит выявить, поражен ли головной мозг, и исключить аутизм, олигофрению и другие заболевания.
Отоларинголог исключает тугоухость и хронические заболевания — аденоиды, отит.
Логопед оценивает речевой аппарат, моторику, особенности коммуницирования, общую речевую активность, характер и качество речи (фразовая, связнкая), объем словаря. На основании заключений коллег, полученной от родителей информации и осмотра маленького пациента логопед составляет коррекционную программу.
Помощь детям с задержкой речевого развития
Схему лечения подбирают, в зависимости от причин заболевания.
Если к задержке развития речи привели социально-психологические факторы, то сначала работают с окружающей средой малыша, в том числе и речевой. Для стимуляции развития речи подбирают материал для занятий, соответствующий навыкам и возрасту маленького ученика. Дают рекомендации родителям — без их участия добиться успехов невозможно.
Обязательно показывают ему примеры правильной речи и проговаривают все действия малыша — это способствует накоплению в словаре новых слов.
Если к задержке привели дисфункции мозга, то к лечению ЗРР подходят комплексно — коррекционно-педагогические занятия сочетают с неврологическим лечением. Детский невролог назначает медикаментозную терапию. Эффективны пептидные препараты — они способствуют нормальному психическому развитию, улучшают работу головного мозга, восстанавливают кортикально-субкортикальные связи. Школьнику легче учиться за счет стимуляции интеллектуальной деятельности. Вот почему медикаментозное лечение показано при к задержке речевого развития дошкольников.
Очень полезны физиопроцедуры, массажи, ЛФК — все это способствует психическому развитию, в том числе и речевому.
Независимо от причины, лечение задержки речевого развития включает и занятия с логопедом. Большую роль играет и семейное воспитание.
Направления логопедической помощи при ЗРР
Логопед ставит перед собой ряд задач.
Во-первых, развить у маленького пациента речевое внимание, научить его понимать, что говорят другие люди.
Во-вторых, научить его высказывать свои желания, потребности, мысли вербально и вести диалог. То есть логопед работает над развитием у малыша его собственной речи.
В-третьих, привлечь внимание малыша к словам — их звуковой и слоговой структуре.
В-четвертых, закрепить и совершенствовать навыки вербального общения детей дошкольного возраста во время игры и учебы.
Логопед в работе с маленькими пациентами опирается на особенности развития их познавательных процессов, эмоциональной сферы, общей и мелкой моторики. Занятия развивают не только вербальные навыки, но и воображение, восприятие, память и мышление.
Методы логопедической помощи при ЗРР
Поскольку деткам с этим диагнозом не хватает коммуникативных навыков, логопед занимается с ними индивидуально, а не в группах.
При коррекции задержки речевого развития эффективны логоритмические и релаксационные упражнения, распевки, пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, задания на понимание речи и классификацию. Все занятия проходят в форме игры.
Хорошо зарекомендовали себя и техники психотерапии — музыкальной и игровой.
Важную роль отводят и родителям. Они должны создать для чада насыщенную языковую среду. Буквально проговаривать каждое действие — свое и его, называть окружающие предметы, читать книги, озвучивать игры с игрушками — всячески стимулировать дитя говорить.
Прогноз и профилактика задержки развития речи
Эффективность лечения ЗРР, зависит от того, насколько своевременно оно начато. Если нет тяжелой задержки речевого развития, то в процессе коррекции заметна динамика. Речевые навыки детей улучшаются от этапа к этапу. Однако родители должны быть готовы к тому, что даже несмотря на эти улучшения, по сравнению со своими сверстниками их чадо может все равно отставать. Нужно быть готовыми и к проблемам в школе — нередко таким деткам тяжелее научиться читать и писать.
Тем не менее, при своевременной помощь детям с задержкой речевого развития можно достичь успехов, причем достаточно быстро — уже к 5,5 – 6,5 годам ваша дочка или сын может догнать своих сверстников. Главное — грамотно организовать коррекционную работу и действовать сообща — специалистам и родителям. Только в этом случае можно ожидать хороших результатов.
Для профилактики заболевания создайте чаду активную речевую среду, разговаривайте с ним, посещайте педиатра — это поможет своевременно выявить проблемные зоны и откорректировать их.
Зрр у детей что
В логопедии задержка речевого развития (ЗРР) означает несвоевременное овладение разговорной речью ребенком младше 3-летнего возраста. Проявляется такое заболевание при недостаточном развитии словарного запаса в количественном, а также качественном плане. Важно знать симптомы патологии, чтобы начать вовремя ее корректировать, а также возможные последствия несвоевременной терапии.
При данном нарушении отмечается задержка экспрессивной речи – отсутствие фразового произношения к возрасту ребенка 2 лет, а к 3 годам – неспособность произносить цельные предложения.
При задержке речевого развития требуется консультация не только логопеда, но и некоторых других врачей, так как патология может развиваться на фоне некоторых других заболеваний. Часто ЗРР сопровождается задержкой психического развития. Требуется осмотр логопеда, отоларинголога, невролога, психолога. В отдельных случаях проводится медицинский анализ общего состояния ребенка.
Общая характеристика болезни
Задержка речевого развития – не слишком распространенное детское заболевание, так как по статистике им страдают не более 10% людей, причем значительно чаще проблемы с речью испытывают мальчики.
Данный термин применяется только для детей до 3-летнего возраста, так как связан с недостаточностью развития раннего речевого онтогенеза. Обычно патология характеризуется состоянием, при котором наблюдается отставание в развитии не одного компонента речи, а всех сразу: произношения, словарного запаса, способность к фразовому и связному устному отражению мыслей.
Различают 3 самых важных периода, при которых происходит становление речевого аппарата:
В эти моменты речь развивается максимально быстро и эффективно. В то же время речевой аппарат становится наиболее уязвимым к действию неблагоприятных факторов. В 1 период могут зародиться предпосылки появления ЗРР, во 2 – заикание, мутизм, в 3 – детская афазия, заикание.
Причины возникновения ЗРР
Причины задержки речевого развития могут иметь разные истоки. Заболевание может быть спровоцировано как биологическими, так и психологическими предпосылками. К первому типу относятся следующее:
Наиболее часто состояние связано с родовыми проблемами, перенесенными воспалительными заболеваниями (преимущественно теми, которые затрагивают мозговые оболочки). В отдельных случаях задержка речи у ребенка может быть наследственной: если один из родителей смог заговорить только в позднем возрасте, генетически несвоевременно развиться речь может и у ребенка.
Физиологические предпосылки развития болезни являются первичными, так как связаны с физическим состоянием детей.
Социальные причины охватывают психологическую сферу ребенка. На становление речи может повлиять семья (возникает недостаток речевого взаимодействия), появление психосоматического синдрома – «госпитализма», недостаточность педагогических мер и невостребованность общения в социальной среде, где находится ребенок – часто причиной последнего состояния становится гиперопека. Как правило, социальные причины носят вторичный характер.
Для развития речи нежелательно учить детей говорить на двух разных языках сразу и воспитывать его в среде, где идет постоянный большой поток разной информации, которая сложна для понимания в младенчестве.
Но как показывает практика однозначно установить причину появления задержки речевого развития бывает крайне сложно.
Проявление ЗРР
Проявлениями задержки речевого развития могут стать следующие симптомы:
Проявление любого из симптомов может свидетельствовать о наличии заболевания. Задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленного вмешательства врачей.
Диагностика задержки речевого развития
При подозрении на развитие задержки речевого развития требуется проконсультироваться с несколькими специалистами для установления точной причины отклонения и назначения адекватного лечения.
Требуется консультация логопеда, педиатра, психолога, психиатра и отоларинголога, причем самым первым врачом станет педиатр, так как он может оценить общее состояние ребенка и дать направление к нужному специалисту.
Неврологический осмотр с проведением нужных исследований состояния головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий) требуется для определения наличия патологий в головном мозге.
Отоларинголог исключает присутствие ушных заболеваний (глухоты и хронического отита), а также аденоидов.
Расширенное обследование нарушения проводит логопед. На первом этапе собирается анамнез болезни, а также заключений предыдущих специалистов о наличии или отсутствии сопутствующих отклонений. Определяется текущее состояние речевого аппарата, особенности коммуникации ребенка, состояние слуховых и зрительных реакций.
При исследовании речи детей до года, как правило, рассматривается поведение как в естественной среде, так и искусственно созданной. Анализируются доречевые реакции и голосовые проявления малыша.
В более позднем возрасте, если в речи есть слова, фиксируется момент, в который они были произнесены, проверяется обширность активного и пассивного словарного запаса, общее речевое поведение ребенка, присутствие фраз или предложений.
Для диагностики психологического и речевого развития психологи детского профиля и логопеды используют Денверский тест психомоторного развития, шкалы Гриффитс и Бейли, шкала раннего речевого развития.
Задержку речевого развития нужно отделить от общих отклонений (аутизма, олигофрении, мутизма) и общего недоразвития речи любого из уровней.
Коррекция состояния задержки речевого развития
Способ лечения задержки речевого развития зависит от того, какими причинами были вызваны отклонения в протекании развития. Если задержка развития речи у ребенка носит социальный или психологический характер, нужно организовать ребенку среду, подходящую для гармоничного развития коммуникационных навыков.
Должна проводиться стимуляция речи ребенка, грамотный подбор необходимого словарного запаса и материала, демонстрирование модели правильного ведения разговора, проговаривание всех действий и окружающих предметов.
Если у ребенка наблюдаются патологии мозга, спровоцировавшие задержку речи, лечение должно проводиться совместно с детским неврологом с учитыванием его рекомендаций.
Эффективен логопедический массаж, при котором врач-логопед стимулирует определенные точки языка, губ, щек и ушных мочек. В отдельных ситуациях дополнительно могут быть назначены авторские массажные методики – Новиковой, Приходько, Дьяковой, Краузе.
Аналогично действуют логопедические упражнения – обычно их используют, когда лечится задержка речевого развития у детей 3 лет. Направлено такое лечение на улучшение моторики языка, подвижность мышц лица и губ. Наиболее распространено звукоподражание, скороговорки, гимнастики для лицевых мышц.
При выполнении упражнений важна регулярность. В качестве альтернативного лечения используются методики дельфинотерии и иппотерапии.
Лечение ЗРР посредством упражнений
Обычно одновременно с применением домашней и медицинской терапии состояния требуется регулярное проведение занятий с врачом-логопедом. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога, специализирующегося в развитии речи у ребенка, а также навыков правильной коммуникации и процессов познания.
Ввиду того, что речевые функции неразрывно связаны со слухом и зрением, уделяется внимание процедурам, влияющим на прогресс познавательного процесса через данные анализаторы. Так, наиболее распространены:
Терапия направлена на устранение основной причины, которой спровоцирована задержка речевого развития. Лечение нарушения подбирается индивидуально в каждом случае и может содержать специальные методики.
Профилактические меры и прогноз течения заболевания
Задержка речи у детей хорошо поддается коррекции. Важно вовремя начать лечение, так как в более молодом возрасте оно является максимально эффективным – при проведении интенсивной терапии в детстве дети с отклонениями могут уже к 5-6 лет достигнуть должного уровня, даже если раньше у них наблюдалась задержка речевого развития.
2 года – возраст, при котором лечение даст достаточно быстрый и эффективный результат, дети старше хуже поддаются терапии.
Максимальная эффективность терапии достигается при комплексном подходе к лечению: нужно соблюдать все рекомендации врачей, в компетенции которых находится конкретный вид отклонения.
Также важна среда, в которой развивается ребенок: помимо лечебных мероприятий нужно создать подходящую для развития коммуникации обстановку.
Профилактикой появления состояния, связанного с таким заболеванием, как задержка речевого развития у ребенка, являются следующие мероприятия:
Для контроля состояния ребенка при задержке речевого развития (как текущего, так и вылеченного) необходимо регулярное посещение логопеда в профилактических целях. Даже если состояние не имеет признаков ЗРР, желательно посещать врача для оценки текущего развития.
Возможные последствия
Если лечение начато своевременно (в год или раньше), обычно негативных последствий для ребенка не бывает. Но задержка речевого развития у детей 3 лет требует быстрого лечения, так как при отсутствии должной терапии отклонение может стать причиной следующих последствий:
Во избежание данных состояний важно следить за прогрессом речевого аппарата ребенка с рождения.