Чехов в рождественскую ночь о чем рассказ
«В рождественскую ночь» А.П. Чехова – краткое содержание
За свою недолгую жизнь А. П. Чехов сумел создать несколько сотен произведений, ставших классикой мировой литературы. Его юмористические сборники, высмеивающие человеческие пороки, до сих пор пользуются большой популярностью. Поклонники театрального искусства ежегодно посещают постановки его пьес. Есть у Чехова и тексты, в основе которых лежит драматический сюжет. Рассказа В рождественскую ночь краткое содержание познакомит читателей с одним из них.
Персонажи рассказа
Наталья – жена ушедшего в море помещика. Женщина недавно стала матерью. Она надеется, что нелюбимый муж погибнет. Когда же он возвращается, она не может сдержать отчаяния. Лишь после гибели супруга Наталья осознает, что любит его.
Литвинов – помещик, руководивший артелью рыбаков. Любит свою жену, но не встречает взаимности.
Петруша – умалишенный парень, испытывающий сильную боль от ноги. Решает, что лучше умереть, чем постоянно испытывать муки.
Денис – старик, считающий, что все происходящее зависит от воли высших сил.
Краткий пересказ «В рождественскую ночь»
Наталья с замиранием сердца вглядывается в морскую даль. Её супруг с другими рыбаками ушел в море. Начавшийся ветер гонит воду, из-за чего лед трескается, что грозит гибелью всем, кто не вернулся вовремя домой.
В волнении женщина с трудом спускается к морю. Там она встречает Дениса и его жену, оплакивающую сына, ушедшего с Литвиновым. Старик говорит, что люди выживут, если так решит Бог. Если же им суждено погибнуть, следует смириться.
Сидящий в лодке дурачок Петруша слышит треск льдин. Герои понимают, что выжить в такой ситуации никто не мог. Наталья идет к ступенькам. Весь ее вид говорит о том, что она счастлива и спокойна. Вдруг она видит мужа, который берет ее на руки. Литвинов говорит, что им удалось спастись. У женщины вырывается крик отчаяния: ее насильно выдали замуж, и она надеялась, что станет вдовой. Поняв все, любящий ее муж ставит женщину на ноги и идет к морю.
Петруша испытывает постоянную физическую боль, которую не может больше терпеть. Парень решает, что лучше утонуть. Литвинов садится к нему в лодку. Когда они отплывают от берега на значительное расстояние, он слышит, как Наталья просит его вернуться. Однако уже поздно: на суденышко неслась огромная льдина.
Героиня поняла, что любит мужа, который погиб.
Основная идея автора
Рассказ «В рождественскую ночь», краткое содержание которого приведено выше, повествует о событии, перевернувшем жизнь и мировоззрение молодой героини. Наталья, погруженная в постоянные мысли о несправедливости жизни, считает, что ненавидит мужа. Она понимает, какие чувства к нему испытывает, только после его гибели.
Текст учит нас ценить тех людей, которые рядом. Человеку порой из-за собственных эмоций сложно понять, что для него является самым дорогим. Если бы героиня позволила себе быть счастливой в замужестве, ее жизнь могла сложиться совершенно по-другому.
Антон Чехов — В Рождественскую ночь:
Краткое содержание
В ненастную Рождественскую ночь бледная 23-летняя Наталья Сергеевна, жена помещика Андрея Петровича Литвинова, недавно ставшая матерью, в ужасе вглядывается морскую даль. В нескольких верстах (километрах) отсюда – рыбачья артель ее мужа. Уже два дня бушует метель. Рыбаки могут быть под снегом. А может, их сани спешат к берегу. Еще немного – и ветер взломает лед. А тогда погибнут все.
По лесенке из 90 ступенек она спускается с отвеса на берег. Старик Денис уже там. Он тоже ждет. И жалеет молодую барыню. Тут же плачет 70-летняя мать рыбака Евсея. В целом мире у нее есть только Евсей. С колокольни несется звон – как путеводная звезда для погибающих. Денис говорит, что на все Божья воля. У кромки льда в лодке возится «дурачок Петруша», нескладный парень. Боль в ноге мучает его так, что он и жить не хочет. Петруша первый сообщает, что лед взломан. «Чудовище проснулось и начало свою бурную жизнь».
Значит, все кончено. Денис зовет всех на рождественскую службу в церковь. Наташа Литвинова внезапно смеется и бодро идет наверх по лестнице. И тут целый и невредимый муж преграждает ей путь. Он немножко пьян. Оказывается, рыбаки вышли к Таганрогу, а оттуда – домой. Он счастлив, что жена настолько любит его, ждет. И тут Наташа вопит от отчаяния и разочарования. Она вовсе не любит мужа. И успела поверить, что он мертв, а она – свободна. Литвинов все понял. Он сел в лодку к Петруше. Тот стал грести. Трижды Наташа кричит: «Воротись!» И муж верит в ее искренность. Но остановить Петрушу он уже не смог. Лодку накрыла льдина. Утром измученную Наташу увели домой. «В ночь под Рождество она полюбила своего мужа…»
Читательский дневник по рассказу «В Рождественскую ночь» Чехова
Сюжет
Ночь под Рождество, молодая жена и мать помещица Наташа Литвинова ждет на берегу мужа и его рыбачью артель. Ясно, что все погибли: лед сломан ветром. Наташа идет домой. Навстречу – муж. А она уже свыклась с мыслью, что освободилась от нелюбимого мужа. Видя это, он в лодке с «дурачком Петрушей» уходит в море. Она зовет его обратно. Литвинов готов вернуться, но лодку накрывает льдина. В эту ночь Наташа поняла, что любит мужа.
Отзыв
События в канун Рождества, но рассказ не совсем «рождественский». Хотя чудо произошло: герой был спасен. Трагедия оборачивается фарсом, ироническим парадоксом. Жена ждет не возвращения мужа, а его гибели. А когда он гибнет – чувствует к нему любовь. Тема несчастливой семейной жизни. С виду в семье все хорошо, а на деле любви и мира нет. Тема свободы, судьбы, и загадочной, противоречивой, капризной женской души. Рассказ учит жить в реальности, а не в фантазиях, учиться договариваться, быть честным с собой и близкими людьми.
Анализ рассказа Чехова В рождественскую ночь
Чехов, А.П. В рождественскую ночь // А.П.Чехов
Повести и рассказы.-Ростов н/Д; Кн. изд-во, 1984.– С.7 (Донская библиотека «Лазоревая степь»).
Рассказ получился все-таки «рождественским». Однако от документально точного воспроизведения конкретных фактов и событий Чехов никогда не отказывался, если они достаточно точно и полно передавали типическую сущность явления, более того этот
Чехов, А.П. Приданое // А.П.Чехов Повести и рассказы.– Ростов н/Д; Кн. изд-во, 1984.– С.13 (Донская библиотека «Лазоревая степь»).
Чехов, А.П. На пути // А.П.Чехов Повести и рассказы.– Ростов н/Д; Кн. изд-во, 1984.– С.51 (Донская библиотека «Лазоревая степь»).
Рассказ «На пути» написан незадолго до поездки Чехова в родные места в 1886году. События рассказа происходят на постоялом дворе, затерявшемся в обширном Донецком крае: упоминаются шахты, куда едет герой рассказа Лихарев, а героиню Чехов наделил известной на Дону и в Приазовье фамилией богатых помещиков—Иловайская. И, как многие произведения этой поры, написанные по впечатлениям детства и юности, рассказ имеет глубокий подтекст и отражает личные мировоззренческие поиски. Писался рассказ трудно, зато, когда был опубликован, по словам писателя, «в Питере произвел фурор!»
Все, кто писал о рассказе, начиная с В.Г.Короленко, увидели в главном герое Лихареве «рудинский тип» и говорили как еще об одном образе «лишнего человека». Короленко видел в Лихареве тип неудачника, близкий Рудину. Но дело не только и не столько в неудачах, сколько в их причинах. Неудачи Рудина в феноменальной неприспособленности к активной практической деятельности. Лихарев же, не просто активен, он в деятельности своей страстен до полного самозабвения: он всю жизнь не знал покоя, изнывал от тяжкого, беспорядочного труда, раз пять сидел в тюрьмах, ссылался в Архангельскую и Тобольскую губернии и т. д. Самозабвенность—не самая характерная черта «лишнего человека», ему скорее присущ эгоизм в разных его формах. Лихарев не просто увлекался поочередно нигилизмом, черным переделом, славянофильством, непротивлением злу и т.д., он служил этим идеям страстно и отдал им молодость, состояние, благополучие самых близких ему людей. И можно ли презирать героя за постоянные измены, если многочисленные идеи его века оказывались действительно ложными?
Лихарев заканчивает своеобразной капитуляцией, истина для него оказалась недоступной: «русская жизнь представляет из себя непрерывный ряд верований и увлечений. ». Однако рассказ не случайно назван «на пути». Чехов не берется предсказывать судьбу героя, но то, что Иловская, проснувшись утром, видит его среди мужиков, быть может, и есть слабый намек на дальнейшую его деятельность, на очередное его увлечение
ние. Приход Чехова в большую литературу связывают с именем очень известного в то время писателя Д.В.Григоровича. Это он 25 марта 1886 года прислал молодому писателю письмо, в котором утверждал, что у него настоящий, большой талант, и убеждал не тратить его на пустяки, а взяться за большое, серьезное произведение.
Краткое содержание рассказа «В Рождественскую ночь» Антона Чехова
В ненастную Рождественскую ночь бледная 23-летняя Наталья Сергеевна, жена помещика Андрея Петровича Литвинова, недавно ставшая матерью, в ужасе вглядывается морскую даль. В нескольких верстах (километрах) отсюда – рыбачья артель ее мужа. Уже два дня бушует метель. Рыбаки могут быть под снегом. А может, их сани спешат к берегу. Еще немного – и ветер взломает лед. А тогда погибнут все.
По лесенке из 90 ступенек она спускается с отвеса на берег. Старик Денис уже там. Он тоже ждет. И жалеет молодую барыню. Тут же плачет 70-летняя мать рыбака Евсея. В целом мире у нее есть только Евсей. С колокольни несется звон – как путеводная звезда для погибающих. Денис говорит, что на все Божья воля. У кромки льда в лодке возится «дурачок Петруша», нескладный парень. Боль в ноге мучает его так, что он и жить не хочет. Петруша первый сообщает, что лед взломан. «Чудовище проснулось и начало свою бурную жизнь».
Значит, все кончено. Денис зовет всех на рождественскую службу в церковь. Наташа Литвинова внезапно смеется и бодро идет наверх по лестнице. И тут целый и невредимый муж преграждает ей путь. Он немножко пьян. Оказывается, рыбаки вышли к Таганрогу, а оттуда – домой. Он счастлив, что жена настолько любит его, ждет. И тут Наташа вопит от отчаяния и разочарования. Она вовсе не любит мужа. И успела поверить, что он мертв, а она – свободна. Литвинов все понял. Он сел в лодку к Петруше. Тот стал грести. Трижды Наташа кричит: «Воротись!» И муж верит в ее искренность. Но остановить Петрушу он уже не смог. Лодку накрыла льдина. Утром измученную Наташу увели домой. «В ночь под Рождество она полюбила своего мужа…»
Читательский дневник по рассказу «В Рождественскую ночь» Чехова
Сюжет
Ночь под Рождество, молодая жена и мать помещица Наташа Литвинова ждет на берегу мужа и его рыбачью артель. Ясно, что все погибли: лед сломан ветром. Наташа идет домой. Навстречу – муж. А она уже свыклась с мыслью, что освободилась от нелюбимого мужа. Видя это, он в лодке с «дурачком Петрушей» уходит в море. Она зовет его обратно. Литвинов готов вернуться, но лодку накрывает льдина. В эту ночь Наташа поняла, что любит мужа.
Отзыв
События в канун Рождества, но рассказ не совсем «рождественский». Хотя чудо произошло: герой был спасен. Трагедия оборачивается фарсом, ироническим парадоксом. Жена ждет не возвращения мужа, а его гибели. А когда он гибнет – чувствует к нему любовь. Тема несчастливой семейной жизни. С виду в семье все хорошо, а на деле любви и мира нет. Тема свободы, судьбы, и загадочной, противоречивой, капризной женской души. Рассказ учит жить в реальности, а не в фантазиях, учиться договариваться, быть честным с собой и близкими людьми.
Урок внеклассного чтения в 9 классе по творчеству А.П.Чехова: «Иронический парадокс в рождественском рассказе А.П. Чехова» (На материале рассказа А.П. Чехова «В рождественскую ночь»)
Урок внеклассного чтения по литературе в 9 классе
Учитель : Рыжкова Ирина Владимировна
Тема урока: «Иронический парадокс в рождественском рассказе А.П. Чехова» (На материале рассказа А.П. Чехова «В рождественскую ночь»)
Цель урока : открыть новое в творчестве писателя; учить старшеклассников видеть подтекст литературного произведения; развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.
— продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова;
— развивать навыки анализа художественных произведений Чехова;
— продолжить поиск духовно-нравственных ориентиров, осмысления их истоков на примере художественного произведения.
-обозначить основные сюжетные линии рассказа, проработать композицию;
-проанализировать произведение, найти в нем примеры художественно-изобразительных средств.
— тренировать умение учащихся выражать собственное мнение по проблеме, умение находить нужное из перечисленного.
Оборудование: портреты писателя, афоризмы, выставка книг.
Словарная работа: ирония, ироническое, парадокс, композиция, сюжет, сравнение, эпитеты, подтекст.
Тип урока : урок комплексного применения знаний.
Необходимое оснащение: художественный текст, тетрадь, ручка, чистый лист.
-З дравствуйте, ребята!
-Сегодня мы продолжим наше знакомство с творчеством замечательного русского писателя Антона Павловича Чехова.
(на магнитной доске представлены портреты и фотографии А.П. Чехова одного и в кругу других писателей)
— Дома вы прочитали рассказ «В рождественскую ночь», у вас сложилось свое мнение.
На чистом листе я попрошу вас 1-2 словами определить, какое впечатление произвел рассказ на вас? (возможные ответы: загадочный, непонятный, странный).
— Итак, зафиксировано первоначальное впечатление, к нему вернемся в конце урока.
Постановка темы, целей урока, введение проблемного вопроса.
Объявляется тема урока.
2-3 чел. дают свои варианты ответа.
Учащиеся делают запись в тетради:
2. Работа с опорными тезисами
— Как вы понимаете эти высказывания?
— Спасибо! Приведите примеры известных вам рассказов.
Чехов- мастер коротких рассказов. Жанр рассказа малой эпической формы он довел до совершенства.
Ученики называют рассказы, изученные ранее
3. Словарная работа
(На доске записаны слова:
— Ребята, давайте вспомним определения этих слов.
Вашим помощником, если вы немного что-то подзабыли, будет словарь литературоведческих терминов. И данные определения примерим к рассказу «В рождественскую ночь».
Учащиеся записывают в тетради:
Заглавие имеет точное идейное звучание.
Сюжет построен на остром, необычном положении.
Композиция: краткая экспозиция, динамичное действие, неожиданная развязка, в которой сосредоточена суть рассказа.
Художественная деталь вместо красноречивых описаний.
Простота и четкость авторской речи, речь героев в соответствии с характером.
Сравнения подсказаны жизненной ситуацией,
Ирония — истинный смысл скрыт (например в заглавии рассказа) или противоречит смыслу явному.
В парадоксе привычная истина рушится на глазах.
Парадоксальность- неожиданность, непривычность. Противоречивость исходным предпосылкам, традиционному взгляду или здравому смыслу.
4. Анализ рассказа А. Чехова «В рождественскую ночь»
— Перескажите, пожалуйста, кратко содержание рассказа.
— Какова основная тема рассказа?
— Исследователи творчества А.П. Чехова утверждают, что в его рассказах всегда присутствует элемент литературной игры. Произведение называется «В Рождественскую ночь». Ждали вы чудесного от «святочного рассказа» с таким названием?
Сбылось ли ваше ожидание после прочтения этого рассказа?
— Кто является главными героями рассказа?
— На сколько частей вы поделили бы рассказ? В какой части сосредоточено действие? Какой эпизод считаете кульминационным?
— С помощью каких приемов (внешних описаний) автору удается показать всю сложность и напряжение внутреннего состояния героини, пришедшей на берег моря?
— Какие нравственные вопросы ставит перед читателем А.П.
Чехов? Какие моральные ценности утвеждаются?
— Чем достигается высокий психологизм рассказа?
— В какой форме повествования написан рассказ? Даются ли в повествовательной речи прямые характеристики героев? Как они помогают прояснить авторское отношение к персонажам?
— Кто вам более симпатичен – Наталья Сергеевна или Андрей Петрович?
— Не менялось ли ваше отношение к героям на протяжении рассказа? Если да, то каковы причины этому?
— В чем смысл описания лестницы, ведущей к берегу вниз, вдоль отвеса?
— Почему А.П. Чехов выбрал глагол «зиял» по отношению к существительному «простор»?
— Какие мотивы заставляют героиню вздрогнуть и потерять самообладание при появлении мужа? Понимание чего с её «душу раздирающим воплем» приходит к главному герою, чудом спасшимся от стихии и непогоды? Найдите подтверждение своих слов в тексте.
— Какую смысловую нагрузку выполняет образ дурачка Петруши?
— Как любовная история (женитьба) выстроила судьбу главного героя?
— Предначертана ли заранее судьба человека или нет? Свободен ли человек изначально или он лишён свободного выбора?
— Почему Наталья отчаянно просит мужа «воротиться»? О каких сторонах личности героини говорит этот порыв отчаяния?
— О каких сторонах личности главного героя говорит попытка повернуть обратно лодку, несущуюся в морскую пучину, управляемую обезумевшим от боли дурачком Петрушей?
— Какова роль финала рассказа?
Предлагаю на этот вопрос ответить дома.
Один ученик кратко пересказывает содержание
— Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы, невозможности влиять на неё собственными поступками.
— Да, перед прочтением представлялось, что будет какое-то чудо.
На это настраивало название произведения, но, к сожалению, рассказ закончился очень трагично.
— На три части. Кульминация наступает в тот момент, когда читатель узнает о том, что Литвинова вовсе не ждали на берегу. Скорей, жена ждала известия о том, что её муж погиб во льдах.
Поведение, движения, страстное желание спуститься вниз по отвесной лестнице, готовой вот-вот уйти из-под маленьких ножек героини. Эти липкие и увертливые, как вьюн, перила…
Любовь, которая готова порой творить чудеса: исцелять, спасать, оберегать от бед. Верность и преданность супругов. Нежелание зла ближнему своему…
Внешними проявлениями психики: движения, жесты. Речь героини. Описанием неистовствующей непогоды. «Лед не может вынести этого ветра», так и эта молодая женщина ждет.
Дождь, ледяной ветер, мрак и тьма…
— В словах и делах быть чистыми; любить и почитать своего супруга; не причинять страданий и вреда ближнему своему, но помогать ему и заботиться о нем во всех его нуждах…
Повествование ведется от лица рассказчика (от третьего лица). Для автора нет тайн в душе героини рассказа. Её шепот, обращение к святому чудотворцу Николаю, покровительствующему путникам, морякам…
Андрей Петрович. Он так любит свою жену. Так искренне рад встрече с ней: «И по его опьяневшему от счастья и вина лицу разлилась мягкая, детски добрая улыбка… Его ждали на этом холоде, в эту ночную пору! Это ли не любовь? И он засмеялся от счастья»…
— Вертикальная лестница, идущая вниз вдоль отвеса, шаткие перила, холодные и грязные ступени, ветер зло шатал её. Девяносто ступеней. Лестница считается символом сошествия из рая в ад…
«Пронзительный, душу раздирающий вопль ответил на этот тихий, счастливый смех. Ни рев моря, ни ветер, ничто не было в состоянии заглушить его. С лицом, искаженным отчаянием, молодая женщина не была в силах удержать этот вопль, и он вырвался наружу. В нем слышалось всё: и замужество поневоле, и непреоборимая антипатия к мужу, и тоска одиночества, и наконец рухнувшая надежда на свободное вдовство. Вся ее жизнь с ее горем, слезами и болью вылилась в этом вопле, не заглушенном даже трещавшими льдинами. Муж понял этот вопль, да и нельзя было не понять его…
— Тебе горько, что меня не занесло снегом или не раздавило льдом! — пробормотал он.
Нижняя губа его задрожала, и по лицу разлилась горькая улыбка. Он сошел со ступеней и опустил жену назем».
Ему принадлежит роковая роль . «Но дурачок не слышал. Стиснув зубы от боли и глядя с надеждою в даль, он работал своими длинными руками… Ему никто не кричал «воротись», а боль в нерве, начавшаяся сызмальства, делалась всё острее и жгучей… Литвинов схватил его за руки и потянул их назад. Но руки были тверды, как камень, и не легко было оторвать их от весел. Да и поздно было. Навстречу лодке неслась громадная льдина. Эта льдина должна была избавить навсегда Петрушу от боли…»
— Да, думаем, что скорей всего у каждого своя судьба, изменить которую человек не в силах.
— Стоя здесь, на холоде, Наташа поняла, что муж ей очень дорог, что она его полюбила.
— Муж очень порядочный, добрый и милосердный человек. Он понял, что Наташа осознала свое отношение к мужу, он поверил ей. Поверил в то, что она его любит.
— Давайте вспомним Ваше первое впечатление от этого рассказа. Изменилось ли оно?
— Так в чем же иронический парадокс рассказа?
— Художественный текст основан на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения. От рассказа с названием «В рождественскую ночь» ждешь чего-то волшебного, чудесного
Истинный смысл противоречит смыслу явному.
6. Домашнее задание.
— Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В ночь под Рождество она полюбила своего мужа…» Приведите аргументы из прочитанного текста. Постарайтесь, чтобы Ваше сочинение не представляло собой пересказ текста.