Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются

Чеховская женщина

В культуре очень широко распространено понятие «тургеневская девушка». Думаю, что «чеховская женщина» имеет не меньшее право на существование. Это женщина со слабыми руками и сильной волей, с умением терять и неумением поступаться принципами. Легкомысленная Раневская может все свое состояние потратить на заболевшего парижского любовника, но вишневый сад и родительский дом не продаст, как не уговаривай.

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, 150-летие со дня рождения которой отмечается сегодня, по праву считалась примой Московского художественного театра. Многие задавались вопросом: почему? Были в труппе актрисы красивее, чем Ольга Леонардовна, моложе ее и даже талантливее. Но тем ни менее бесспорной примой признавали ее. Именно она сыграла все главные женские роли в чеховском репертуаре.

И что еще важнее, в своем женском и человеческом типе она идеально воплощала именно «чеховскую женщину», ее легкомыслие, ее слабость, ее благородство и несгибаемую силу духа.

Когда Антон Павлович впервые увидел Ольгу Книппер на сцене в роли царицы Ирины в спектакле «Царь Федор Иоаннович», то написал полушутливо-полувсерьез: «Из Москвы надо бежать, иначе влюблюсь в эту Ирину. Такая в ней задушевность и благородство, что просто невозможно».

Но от судьбы, как известно, не убежишь.

Про женское и человеческое обаяние Ольги Леонардовны написано много. В своей книге Софья Гиацинтова оставила зарисовку как Книпер-Чехова идет по переулку, ведомая под руки двумя мужчина, щебечет и лицо ее сияет весенним светом. Такой она была до самой старости: всегда надушенная, благоуханная, шуршащая юбками, всегда веселая, даже когда жизнь складывалась трагически.

Веселье и стойкость ценил в ней Антон Павлович, который начиная с «Трех сестер» писал роли с мыслью именно о ней, переплавляя ее женское естество в Машу Прозорову или Раневскую. Дарил любимым героиням ее бесшабашность, легкость, фантастическое женское обаяние.

О Книпер-Чеховой как о человеке мы многое знаем из ее переписки с мужем. Двухтомник переписки актрисы с Антоном Павловичем, по-моему, одно из лучших среди опубликованных эпистоляриев XX века.

Полное отсутствие пафоса и сентиментальности. При этом поразительное ощущение внутренней близости людей, которые могут поделиться друг с другом всем: мелочами быта и раздумьями о главном.

Самое ласковое словосочетание, которое Антон Павлович употреблял по отношению к Ольге Леонардовне — «моя собака». Но при этом из переписки абсолютно понятно, как они близки во взгляде на мир, в оценке людей и событий.

Пару лет назад замечательный мхатовский историк Зинаида Удальцова собрала переписку Ольги Леонардовны с Марией Павловной Чеховой, сестрой драматурга. Это были очень тяжелые отношения. Мария Павловна долго не могла простить актрисе, что брат вдруг взял и «изменил» семье — женился. Они долго и болезненно притирались друг к другу, строили свои отношения, переступая обиды и недоумения. И в итоге на протяжении полувека эти женщины переписывались, дружили, помогали друг другу.

В самые тяжелые годы Ольга Леонардовна отправляла Марии Павловне, которая жила в Ялте в доме Чехова, продуктовые посылки. А сестра драматурга собирала первые появившиеся цветы и отправляла в Москву. Поразительная история взаимоотношений людей, которые на протяжении длиной-длинной жизни убирали из себя все плохое. И, судя по всему, удалось им это блестяще!

В научно-исследовательском секторе Школы-студии МХАТ к 150-летию со дня рождения актрисы подготовлена еще одна ее переписка — с архивистом и библиографом Ленинской библиотеки Марией Коншиной. Она начинается с писем поклонницы прославленной актрисе, длится десятилетия, становится всё более дружеской и доверительной.

В многолетнем эпистолярном общении этих двух женщин запечатлен один из самых непростых периодов в жизни нашей страны: годы революции, годы террора. Мария Коншина была близким другом семьи философа Густава Шпета, который был расстрелян в 1937 году. Я никогда до этого не знала, что Ольга Леонардовна принимала так много участия в его судьбе. К сожалению, этим «чеховским женщинам» не удалось спасти Шпета от ссылки и смерти. Но светлым лучом для него они, несомненно, были.

Убеждена, что чем больше мы узнаем об Ольге Леонардовне, тем лучше начинаем понимать чеховских героинь. Пристально всматриваясь в необыкновенно долгую насыщенную жизнь актрисы, можно представлять, как чеховские героини, живущие в разных русских городах принимали свой век.

Автор — профессор Школы-студии МХАТ, доктор искусствоведения, театральный критик

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник

Образ «тургеневских девушек»: описание, характеристика и анализ

Каждый из нас наверняка хотя бы раз слышал выражение «тургеневская девушка» или «тургеневская барышня», но всегда ли мы правильно понимаем, что оно означает? Итак, тургеневская девушка – это некий стереотип, который сформировался в русской литературе, это обобщенный образ нескольких литературных героинь Ивана Тургенева.

Тургеневская девушка скромная, мечтательная, тонкая, ранимая и романтичная натура, которая, как правило, родом из глухих мест, воспитанная вдали от светской жизни. То, что она несколько нелюдима и замкнута не мешает ей быть достаточно умной и образованной. Для многих тургеневская девушка – дурнушка, не обладающая выдающейся красотой. Но будучи «некрасивой» внешне, внутри она прекрасна, ее внутренний мир богаче, чем у многих видных девушек. Ей свойственно без оглядки влюбляться в главного героя, для нее не важны не богатство не внешняя красота возлюбленного, ее интересуют лишь его истинные лицо, его качества и черты характера, такие как стремление служить народу. В проявлении своих чувств она порой искренна и верна настолько, что не способна увидеть недостатков любимого, который попросту не способен оценить ее самоотверженной любви. Ей свойственно идеализировать образ возлюбленного, она готова следовать за любимым даже вопреки запрету родителей.

Тургеневская девушка – сильная натура, хоть и может на первый взгляд показаться слабой, она способна идти к поставленной цели вопреки любым обстоятельствам и даже пожертвовать собой ради этой цели. Благодаря твердости своего характера она способна добиться в жизни гораздо большего, чем многие мужчины. В ней сочетаются любовь, упрямство и самопожертвование.

Взять в пример хотя бы образ тургеневской Аси – немного неуверенной в себе, ранимой, непорочной, искренней и благородной. Влюбившись она первой признается в своих чувствах, которые хоть и оказываются взаимными, но обрести счастье влюбленным так и не удается. Ее избранник оказывается не способен в полной мере оценить чувства девушки, для него на первом месте не любовь, а общественное мнение. Он не готов идти наперекор светским обычаям и жениться на девушке в благородности происхождения которой он не уверен. Ася будучи девушкой сильной, находит в себе решимость отказаться от своей любви. Эта история в очередной раз возвысила мягкий и в то же время твердый характер тургеневской девушки над трусостью и нерешительностью ее избранника.

Личная трагедия и отношение к любви

Образ «тургеневских девушек» сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви. Писатель всю свою жизнь питал безответную страсть к Полине Виардо, известной французской певице. Это чувство помешало Ивану Сергеевичу жениться, он даже пошел на дипломатическую службу, чтобы быть ближе к предмету воздыхания. Но все было напрасно – Виардо была замужем и любила супруга.

Эта любовная неудача отразилась на мировоззрении Тургенева. Он перестал верить в то, что чувство может сделать человека счастливым. Для писателя любовь стала непреодолимой силой, которая легко ломает даже самую стойкую личность. В этом можно убедиться на примере судьбы Базарова. Тургенев был уверен в том, что, столкнувшись с чувством, человек не сможет остаться прежним – любовь перемелет его. В ней автор видит обреченность, неотвратимый фатум.

Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются

Героини

Образ тургеневской девушки является неким воплощением рока, который призван разрушать жизни – познав любовь, герой обречен на гибель духовную и физическую. Его персонаж либо умирает, как Базаров, либо угасает, как Павел Петрович Кирсанов, который безответно был влюблен в княгиню Р. После того как она умерла, он теряет внутреннюю силу, существует по инерции.

Что касается романа «Отцы и дети», то Анна Одинцова не подходит на роль «тургеневской барышни». Скорее к ним можно причислить Фенечку и Катю.

Кисейная барышня

Выражение, как нетрудно догадаться, появилось от слова “кисея” — легкой прозрачной ткани, которую очень любили молодые дворянки в России. Иначе говоря, “кисейная барышня” — это модница. Слово в обиход ввел критик Дмитрий Писарев. Негативные коннотации же к фразе добавились после статьи публициста Николая Шелгунова под названием “Женское безделье”. Затем скучающие, щеголеватые, недалекие светские красотки стали кочевать из произведения в произведение. “Кисейную барышню” упоминает Николай Лесков в “Островитянах”, у Софьи Ковалевской в повести “Нигилистка” и у Дмитрия Мамина-Сибиряка в романе “ Горное гнездо”.

Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются

Образ «тургеневских девушек»: характеристика

Героини писателя разные, но у них есть и общие черты.

Все «тургеневские девушки» очень женственны. Они могут быть и не красивы на первый взгляд, но в них есть что-то особенное. Его героини «не от мира сего» — очень романтичны, много читают, впечатлительны, живут в своем мире. Показательно в этом отношении описание Натальи («Рудин»): «оставалась неподвижной… задумывалась… опускала руки… на ее лице отражалась работа мыслей… она чувствовала сильно и глубоко, но тайно».

Тургеневская девушка очень нравственна и безукоризненно добродетельна. Самое важное для нее – быть честной перед собой и не пойти против совести. Только тогда она может быть счастлива. Со стороны может показаться, что такие героини беспомощны и слабы, но это совершенно не так. В них заключена большая сила, которую дает им чувство нравственного долга. Сломить такую героиню невозможно, если она приняла решение, то уже не изменит его.

«Тургеневские барышни» могут легко принести себя в жертву, но только ради любимого человека. В этом снова проявляется их внутренняя сила. Часто духовной потенциал таких героинь намного выше, чем у любого героя-мужчины. Из-за их необычного характера судьба «тургеневских девушек» складывается очень необычно. Например, Елена из «Накануне» отправляется на войну, Марианна из «Нови» оказывается в самом центре революционных событий, Лиза Калитина («Дворянское гнездо») находит успокоение только в монастыре.

Героиня Тургенева обязательно чему-то служит. Это может быть любимый мужчина, высшая идея, а подчас и то, и другое. При этом в ней уживаются совершенно противоречивые черты характера, например, трезвость ума и упрямство, порывистость.

Итак, мы разобрали основные характеры персонажей. Ниже можно будет увидеть план. Образ «тургеневской девушки» по нему будет гораздо легче проанализировать. Мы же для примера возьмем Асю.

Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются

Pin-up Girl

Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются

Внутренняя сила

Писатель создает новый женский образ. В его героинях ничего не остается от прекрасных дам Средневековья, которые считались идеалом. Такие женщины были покладисты, смиренны и ждали действий от мужчин. Образ «тургеневской девушки» в повести или романе совершенно не такой. От нее можно ожидать, что она сама займет место рыцаря и спасет своего возлюбленного от всех бед. Поэтому назвать такую барышню безвольной и слабой – непоправимая ошибка. Просто разглядеть ее потенциал сразу не удается. При этом героини Тургенева остаются верны себе, они всегда внутренне цельны, их не раздирают противоречия и сомнения. Вот, для примера, описание Лизы Калитиной: «проникнута чувством долга… с сердцем кротким и добрым… она любила одного Бога нежно, восторженно, робко».

Критика[править]

Иннокентий Анненский писал о том, сколь однообразно женщины изображаются у Тургенева («Богатырь, посаженный в женский карман, да ещё вместе с лошадью, вот настоящий символ тургеневского отношения к красоте»).

«И она [Ася], и Елена (жена Инсарова), и Одинцова (предмет любви Базарова) при всей своей экспрессии наделены теми же проблемами, что и тургеневские юноши, — они не в состоянии совладать с собственной аффективностью, не способны присвоить силы экспрессии, для этого им необходим, в качестве протеза-посредника мужчина, в которого они инвестируют свою либидозную энергию. Сама по себе подобная трактовка женщины не является специфической особенностью Тургенева, мы находим такие фигуры у Жорж Санд, оказавшей вообще огромное влияние на русскую литературу середины века. Специфика тургеневской девушки выявляется только на фоне её связей с тургеневским юношей.»
— Эдуард Надточий

Лиза Калитина

Рассмотрим образ «тургеневских девушек» на примере героини романа «Дворянское гнездо». Лиза Калитина предстает обычной провинциальной барышней, которая во всем подчиняется матери и целыми днями музицирует. В будущем ей предрекали хорошую партию, то есть завидного жениха. Приняв эту судьбу, она могла бы прожить такую же жизнь, как и многие ее ровесницы. Однако обыкновенна Лиза только на первый взгляд. Особенность героини подчеркивает сам автор. Он знакомит читателя с каждым героем, расписывая его прошлое, но Лизу нужно понять, разгадывая характеристики, которые дают ей другие. И при этом надо учесть, что окружающим не сразу удается понять девушку. Так, Лаврецкий составляет о ней совершенно после первого знакомства неверное суждение. Лишь со временем ему удается разгадать Лизу и выяснить, что у них много общего. Единственное, что их отдаляет, — это вера в Бога: Лиза убежденная христианка, а Лаврецкий атеист. Девушка очень пылко рассуждает о свое вере, забывая обо всем на свете.

Бальзаковская дама

Давно стало расхожим выражение “бальзаковский возраст”. Он, как мы знаем из романа Оноре де Бальзака равняется 30 годам, роман так и называется — «Тридцатилетняя женщина». У его героини Жюли, впоследствии ставшей прообразом всех героинь бальзаковского возраста, непростая судьба. Нормы морали XIX века предписывали женщине быть прежде всего хорошей матерью, женой и домохозяйкой, но Жюли всей своей жизнью опровергает этот постулат, следуя за собственными чувствами, желаниями и личным счастьем. По сути, Жюли и женщины бальзаковского возраста — это не столько про возраст, сколько про отношение к жизни и к роли женщины. Впоследствии в массовом сознании понятие трансформировалось — и, слыша “женщина бальзаковского возраста”, мы думаем прежде всего о годах.

Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются

Любовь Лизы

Образ «тургеневской девушки» очень невинен. Это неопытное создание, мало знакомое с реальной жизнью. Именно поэтому Лиза не сразу понимает, что полюбила Лаврецкого. О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным.

Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Герои счастливы. И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера.

Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход – уход в монастырь. Но и в этом решении девушка верна себе. Совершить этот поступок велит вера в Бога.

Комсомолка

Фраза “студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица” из фильма “Кавказская пленница” — самая известная и в общем-то точная фраза, описывающая образ советской девушки. Комсомолка — девушка довольно идеалистичная, лишенная сомнений и противоречий. Она красива, здорова, идейна и устремлена в будущее. Комсомолка и вдохновляет на подвигиподвиги, и наставляет на истинный путь своих менее идейных товарищей. Нина из “Кавказской пленницы” ходит в походы и танцует твист, героиня фильма “Неподдающиеся” исправляет двух лодырей, работающих вместе с ней на заводе. А вот Катя из фильма “Высота”, на первый взгляд, из этого ряда выбивается. Она и курит, и даже татуировка у нее есть, и, судя по всему, веселая юность. Но, как вы понимаете, впоследствии Катя находит настоящего комсомольца и сама вступает в комсомол. Рита из “Покровских ворот” — красива, холодна, но не чужда искренним чувствам. И конечно же, носит комсомольский значок на лацкане.

Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»: план

Чтобы облегчить себе процесс анализа персонажей, можно составить общую схему рассуждений. Выглядеть она будет следующим образом:

Повесть «Ася»

Теперь попробуем, пользуясь нашим планом, разобрать образ «тургеневской девушки». «Ася» была написана в 1857 году. Эта повесть рассказывает о девушке, рожденной от связи барина и крестьянки. Писатель не раз видел судьбы таких детей, поэтому тема была ему близка и понятна.

Теперь перейдем к описанию Аси. Она предстает типичной «тургеневской барышней». Девушка не особенно красива, зато миловидна, грациозна, в ней много личностного обаяния и неповторимости. Вот какой описывает ее сам автор: «было нечто особенное в ее смугловатом крупном лице… с маленьким тонким носиком, светлыми глазками, детскими щечками». В ее облике много светлого и даже детского. На героя она произвела при первой встрече странное впечатление – слишком много резкого и стремительного было в ее жестах и поступках.

Как обычно, «тургеневская девушка» открывается не сразу. Вскоре становится ясно, что ее поведение можно объяснить прошлой жизнью. Несмотря на свой возраст, она понимает двойственность своего положения, и эта двойственность передалась ее характеру.

Викторианская барышня

Викторианская эпоха — период в истории Англии, пришедшийся на время с 1837 по 1901 годы под правлением королевы Виктории. Этот период отмечен викторианской моралью — доведенным до крайности пуританством. Борьба за улучшение общественной морали соседствовала с классовым неравенством, распространением проституции и детского труда. Викторианская барышня должна была обладать большим чувством долга, быть респектабельной, строгой и трудолюбивой, а также филантропом. Одинокая женщина с ребенком становилась изгоем, а даже упоминания о сексе или сексуальности были постыдными. Примечательно, что предки Виктории явно не вели благочестивого образа жизни. Так, например, ее дядя, король Вильгельм IV, абсолютно не скрывал, что у него было десять незаконных детей. Викторианские нормы морали порой доходили до абсурда: античным статуям закрывали гениталии фиговыми листками, а для купания на пляже ставили специальные закрытые купальные машины. Викторианским девушкам предписывалось не только хранить физическую девственность до брака, но и не пытаться узнавать что-то о сексе или деторождении, поскольку это считалось постыдным. В свою очередь, замужние женщины не должны были снимать в присутствии мужа ночную рубашку, а в период беременности — появляться на людях.

Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются

Чувства Аси

Образ тургеневской девушки в повести «Ася» очень ярок. Особенно это проявляется в тот момент, когда героиня осознает, что на нее обратил внимание рассказчик. Начинаются встречи, они разговаривают, и мужчина понимает, насколько духовно богата Ася. Девушка раскрывается все больше, становится ясно, что она свято уверена в том, что человек способен совершить все, что угодно, было бы желание. При этом Ася романтична и деятельна, ей нужно занятие, она не может спокойно сидеть на месте. Любовь придает ей новые силы, делает ее счастливой, окрыляет.

Но счастью не суждено было сбыться – главный герой не распознал любви, побоялся мнения света и отказался от героини. Именно поэтому оставляет его до конца дней несчастным и не дает другой семьи и любви Тургенев. Ася (образ «тургеневской девушки» безупречен) предстает идеалом, который был предан самым близким человеком.

Кто она такая?

Тургенев в 50-80-е годы XIX века написал несколько произведений, в которых показаны героини, подходящие под определение «тургеневская девушка». Они имеют много общего. Это девушки, детство и юность которых прошли где-нибудь в отдаленных имениях, где не очень чувствуется влияние столичного светского общества. Тургеневская героиня выросла среди лесов и полей, она много думает и читает, у нее богатый внутренний мир, в который она не спешит пускать посторонних. Она не очень привлекательна внешне, а молодому человеку, привыкшему к светскому блеску, может показаться и вовсе некрасивой. Несмотря на то, что круг ее знакомств ограничен, она неплохо разбирается в людях и может отличить истинное от показного. Среди окружающих ее молодых людей она безошибочно выберет того, кто готов служить благородной идее, при этом она готова идти за ним хоть на край света. Внешне она кажется слабой и нежной, но в случае необходимости проявляет очень сильный характер, решительность, целеустремленность. Герой-мужчина обычно оказывается слабее нее.

Источник

Тургеневская барышня, кто она?

Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются

Всемы мы слышали выражение «тургеневская барышня»,

Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются

Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание следовать идее служения народу, и не обращает внимание на внешний лоск и богатство других претендентов на её руку. Влюбившись, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на неприятие её выбора родителями или внешние обстоятельства.

Иногда в романах влюбляется в недостойного, переоценив его душевные качества. Она обладает сильным характером, который может быть сначала незаметен окружающим; она ставит перед собой цель и стремится к ней, преодолевая преграды, и порой достигает намного большего, чем мужчина её круга; она может пожертвовать собой ради какой-либо идеи

Её черты — огромная нравственная сила, «взрывная экспрессивность, решимость „идти до конца“, жертвенность, соединённая с почти неземной мечтательностью», Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством; любит она упорно и неотступно.

Образ «тургеневских девушек» сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви. Писатель всю свою жизнь питал безответную страсть к Полине Виардо, известной французской певице. Это чувство помешало Ивану Сергеевичу жениться, он даже пошел на дипломатическую службу, чтобы быть ближе к предмету воздыхания. Но все было напрасно – Виардо была замужем и любила супруга.

Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются

Эта любовная неудача отразилась на мировоззрении Тургенева. Он перестал верить в то, что чувство может сделать человека счастливым. Для писателя любовь стала непреодолимой силой, которая легко ломает даже самую стойкую личность

Источник

Тургеневская девушка: какая она?

Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что нет выражений типа «толстовская девица» или «чеховская барышня»? А уж перл вроде «достоевская» или «гоголевская» девушка совсем немыслим! Но выражение «тургеневская барышня» живет до сих пор! В чем же причина? И кто она такая, любимая героиня великого писателя?

Думаю, начать стоит с личности и судьбы самого И. С. Тургенева. Многим известно, что у прозаика была сильная страсть к французской певице Полине Виардо. Эта история неразделенной любви до сих пор волнует людей, о ней ставятся спектакли, снимаются фильмы. Сам писатель так и не женился.

Неудачи в личной жизни неизбежно наложили отпечаток на личность, мировоззрение и творчество классика. Когда-то А. С. Пушкин признался: «Я атеист счастья; я не верю в него» (позднее он свое мнение изменил). Так и Тургенева можно назвать атеистом счастливой любви. Но, в отличие от Пушкина, он своего мнения не изменил. Для Тургенева любовь — роковая сила, которая ломает личность. По его мнению, человек, столкнувшись с сильным чувством, уже не может оставаться прежним, любовь слепа, безжалостна и перемалывает любого. Она злой фатум, сама обреченность. Полюбив, герои Тургенева умирают или физически, или духовно. Страшная концепция: чувства человека не меняют к лучшему, не преображают, а именно губят! Но для некоторых читателей в этом есть какое-то очарование: они получают сильные впечатления от творчества Тургенева, находят в его трагизме источник катарсиса.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Итак, герой умирает физически или духовно. Если с телесной смертью все понятно (а зачем «жить» такому герою, который самое главное уже почувствовал, понял? Автор просто его «убивает»), то с духовной все сложнее. Человек как будто исчерпывает все силы души и живет по инерции, его существование становится жалким. Так было, например, с Павлом Петровичем Кирсановым, героем романа «Отцы и дети». Он полюбил княгиню Р., но они не могли быть вместе. Безымянная героиня умирает, а опустошенный Павел Петрович не видит смысла в жизни. Во многом в его образе Тургенев отразил и свою судьбу. Прожив 38 лет в тесном общении с семьей Виардо, Тургенев чувствовал себя глубоко одиноким, не создав своей семьи. Но, несмотря на весь трагизм его понимания любви, в изображении чувств и идеальной женщины среди русских писателей практически нет ему равных. Появление особого типа девушки — это как будто писательский протест против трагедий любви и жизни. Его лучшие героини очень разные, но все же у них есть некоторые общие черты.

Имена этих девушек — Елена Стахова (роман «Накануне»), Наталья Ласунская (роман «Рудин»), Зинаида (повесть «Первая любовь»), Ася из одноименной повести, Лиза из повести «Дневник лишнего человека», Вера из повести «Фауст» и, конечно же, Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо». Но не каждая героиня в творчестве писателя воплощает его любимый тип. Анна Сергеевна Одинцова (роман «Отцы и дети») являет собой полную противоположность писательскому видению идеала. В этом произведении тургеневскими барышнями, скорее, назовешь сестру Анны Сергеевны Катю и Фенечку, вторую жену Николая Петровича Кирсанова.

Тургеневская девушка женственна, не всегда красива на первый взгляд, но при этом ее отличает какой-то особый шарм. Она в каком-то смысле «не от мира сего»: много читает, романтична, впечатлительна, живет в своем мире, яркий интроверт. Вот как автор представляет читателям Наталью Ласунскую из романа «Рудин»: «Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно…» Идеальным примером тургеневской барышни, вышедшей, правда, из-под пера другого писателя и поэта, можно считать Татьяну Ларину.

Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Смотреть картинку Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Картинка про Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются. Фото Чеховская девушка и тургеневская чем отличаются

Между любовью и нравственными нормами героиня выберет последние, она безукоризненно добродетельна. Для нее чистота совести, возможно, даже самый важный критерий счастья. Лишь только на первый взгляд тургеневская героиня слаба и беспомощна, на самом деле она обладает мощным потенциалом внутренней силы, основанном на чувстве нравственного долга.

Тургеневская девушка склонна к самопожертвованию, ради любимого человека может многое сделать. Ее запас силы может быть мощнее, чем у мужчины, а влечет вперед ее сила призвания. Необычный характер порождает необычную судьбу. Героини Тургенева смело идут на войну (Елена в «Накануне»), и в революцию (как Марианна в «Нови»), и в монастырь (Лиза Калитина в «Дворянском гнезде»). Тургеневская барышня служит либо любимому мужчине, либо идее, а порой и тому, и другому одновременно. Она может сочетать в себе на первый взгляд непримиримые качества: рассудочность в ней соседствует с порывами чувств и упрямством.

Героиня Тургенева не похожа на Прекрасную даму Средневековья, которая просто принимает внимание от своего рыцаря. Она, скорее, сама станет рыцарем и, подобно некоторым женщинам из русских сказок, пойдет спасать своего героя. Поэтому она не слаба и безвольна, как кажется на первый взгляд: «… От всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным», — так автор описывает Марианну (роман «Новь»). Удивительна внутренняя цельность, верность себе тургеневских героинь! Вспомним, например, Лизу Калитину: «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно».

Не всем писателям был близок образ подобной девушки. Аркадий Аверченко в рассказе «Смерть девушки у изгороди» едко высмеивает потуги современных женщин быть похожими на героинь Тургенева. По мнению сатирика, тип подобной девушки невозможен в изменившихся реалиях.

Существует множество стереотипов о тургеневской девушке, современный мир дает этому типу собственную интерпретацию. Порой так называют простых романтических барышень, или тех, кто много читает и может с головой уйти в книжный мир. Есть также представление, что это девушка нервная, неуравновешенная, истеричная; или же очень скромная, чуть ли не забитая, или же просто несовременная. Но я все же думаю, что истинная тургеневская барышня гармонично сочетает в себе все те качества, о которых я писала выше. В современном мире таких, пожалуй, действительно мало.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *