Чему учит чехов душечка
А. П. Чехов «Душечка»: анализ
История создания
В восьмидесятые годы девятнадцатого века Чехов начинает печататься во влиятельной газете «Новое время», владельцем которой был А.С. Суворин. Появляется возможность подписывать рассказы настоящей фамилией. Начиная с 1887 года, почти все работы писателя выходят у Суворина. По этим книжкам Россия узнала Чехова.
В 90-х годах автор пишет повести, рассказы, пьесы, являющиеся вершиной его творчества, и среди них – «Душечка». Произведение было опубликовано в 1899 году.
Говоря о прототипе Душечки, можно с уверенностью утверждать, что это обобщённый символ, некое общее свойство характера – праматеринское первоначало.
С восторгом принял рассказ Л.Н. Толстой.
В центре внимания обычная жизнь Ольги Семёновны Племянниковой. Сюжетная интрига отсутствует.
В рассказе выделяются две сюжетные линии, обе связанные с историей Оленьки: с одной стороны, «цепь увлечений героини», с другой – «цепь потерь и утрат». Всех троих мужей Душечка любит самозабвенно. Взамен своей любви она ничего не требует. Без страсти просто не может жить. Отними у неё это чувство – жизнь потеряет всякий смысл.
Все мужья покидают эту землю. Она их искренне оплакивает.
Настоящая любовь приходит к Душечке лишь тогда, когда в её судьбе появляется мальчик Саша.
Образ главной героини
Оленька Племянникова, дочь коллежского асессора в отставке, живет в своем доме вместе с отцом. Это розовощекая барышня с белой нежной шейкой, пухлыми ручками, кротким взглядом и умильной улыбкой.
Окружающие любят симпатичную девушку. Она нравится всем без исключения. При разговоре с ней так и хочется тронуть ее за руку и сказать ей: «Душечка!» В душе Оленьки постоянно присутствует какая-нибудь привязанность: сначала она была влюблена в учителя французского, затем стала обожать своего папеньку, а после тетушку, навещавшую ее два раза в год. Проблема в том, что эти симпатии часто сменяют одну другую. Но Оленьку это не беспокоит, как и окружающих ее людей. Им импонирует наивность девушки, ее доверчивость и тихая доброта. Так описывает свою героиню в рассказе «Душечка» Чехов. Краткое содержание поможет составить представление о личных качествах героини. Образ ее противоречив: с одной стороны, она наделена даром самоотверженной любви. Так раствориться в своей второй половинке дано далеко не каждому. И это, безусловно, вызывает у читателя уважение к героине. Однако, с другой стороны, она предстает перед нами легковерной и ветреной особой. Полное отсутствие духовных интересов, неимение собственных взглядов и представлений об окружающем мире — все это вызывает насмешку читателя.
Главные герои и их характеристика
Темы и проблемы
Судьба женщины в обществе всегда волновала Антона Павловича. Незабываемые страницы своего творчества он посвятил ей, создав образ «чеховской женщины».
Основная тема рассказа – любовь. Любовь к родственникам, любовь к мужчине и материнская любовь. Тема любви – главная в жизни Душечки. Её чувства тихие, грустные. Речь в рассказе идёт о способности русской женщины к самоотверженности ради продолжения и сохранения жизни.
Но вполне ли свободны в своём поведении и суждениях персонажи рассказа? Труднейшим является вопрос о действительной человеческой свободе, о преодолении в себе зависимости от любящих людей.
Проблема счастья. Можно ли назвать счастливым человека, живущего только ради блага и счастья родных и близких? Так ли необходимо обеспечивать их «счастьем» по какой-то своей норме? Автор пытается ответить на эти вопросы с присущей ему деликатностью.
Философская проблема ценности жизни. У человека есть обязательства перед нею и перед её сохранением. Не нужно её разрушать.
Конфликт обыденной бессмысленной жизни и личности, которая должна «убить в себе раба» и начать жить осознанно. Героине предстоит сбросить с себя сонное оцепенение пассивности и взять на себя ответственность за чью-то судьбу.
Смысл
Писатель обычно не даёт утешительных ответов. Не всё в жизни ясно ему самому. Но есть в прозе такие ценности, в которых мастер уверен. Что же такое любовь? Прежде всего, это чувство, позволяющее человеку раскрыть потенциал своей души. Любить – не значит копировать вторую половинку, слепо повторять её мысли, полностью лишив себя свободы выбора. Любовь дарует личности невидимую энергию, позволяющую разделить с любимым все жизненные невзгоды, преодолеть встречающиеся на пути трудности. Где нет настоящей любви, там и жизнь не до конца настоящая – вот главная мысль писателя.
Женщина – это не только любящая и заботливая жена. Она мать, которая дарует миру дитя, продолжательница рода человеческого. Любовь у Чехова – глубоко христианское чувство, отсюда и его идея – дать Душечке чувства, возвышающие ее, а не закабаляющие в рутине.
Подлинная любовь возможна лишь в семейном мире. Материнская любовь позволяет заново пройти с ребёнком путь познания жизни.
Материнские чувства в душе Оленьки
Оленька всем сердцем полюбила Сашеньку – сына Смирнина. Супруга бывшего ветеринара уехала в Харьков по делам, сам он целыми днями пропадал где-то, появляясь только поздно вечером. Ребенок целыми днями находился в доме один. Оленьке казалось, что он вечно голодный, позаброшенный своими родителями. Она забрала мальчика к себе во флигель. С какой нежностью женщина смотрела на него, провожая в гимназию. Как она баловала дитя, потчуя его беспрестанно сладостями. С каким удовольствием делала с Сашенькой домашнее задание. Теперь от «душечки» можно было слышать только об учебе в гимназии, учебниках, учителях и тому подобное. Оленька расцвела, пополнела. Одного боялась женщина – что у нее вдруг отберут ее любимого Сашеньку. С каким страхом она прислушивалась к стуку в калитку: а вдруг это телеграмма от матери мальчика, которая требует его к себе? На этом незавершенном моменте заканчивает свое произведение Чехов. «Душечка», анализ и краткое содержание которой здесь приведено, это рассказ о самоотверженной любви, которая так нечасто встречается в нашей жизни, о ее таких порой нелепых и смешных проявлениях. Главное в героине – неисчерпаемый запас нежности и тепла, заботы и ласки. Смешны и ничтожны по сравнению с нею ее избранники. Она же смешна лишь в той части, когда полностью принимает их образ жизни и их взгляды на действительность. Лишь в последней своей материнской привязанности она становится поистине прекрасна. В этом ее образе многие женщины наверняка узнают себя.
Чему учит?
Автор смотрит на своих персонажей с грустью, вниманием и надеется, что жизненные уроки сделают их более терпимыми к другим людям и требовательными, прежде всего, к себе.
Чехов ставит читателя перед необходимостью самому выбрать ответ на вопрос. Основная мысль заключена в сцене «урока географии»: «Островом называется часть суши», — повторяет Оленька. «Острова» — человеческие судьбы, «суша» — наш необъятный мир, который складывается из семейных «островков». Ведь только там можно испытать высшую полноту жизни и обрести самого себя.
Писатель учит тому, что всякая исповедуемая истина ограниченна. Жизнь в многообразии её проявлений оказывается «мудрее». Писатель хотел, чтобы человек не закрывался от нее, а умел прожить каждый подаренный ею миг.
Анализ рассказа Чехова «Душечка»
Автор: Guru · 16.07.2018
Главная черта натуры Чехова – острое чутьё к чужой боли, прирождённая мудрость высокой и доброй души. Чтобы понять его взгляды, мысли, нужно всматриваться в глубины произведений, вслушиваться в звучащие голоса героев его творчества. Писателя интересуют обыкновенные люди, в которых он старается найти то, что делает их исполненными высокой духовности.
История создания
В восьмидесятые годы девятнадцатого века Чехов начинает печататься во влиятельной газете «Новое время», владельцем которой был А.С. Суворин. Появляется возможность подписывать рассказы настоящей фамилией. Начиная с 1887 года, почти все работы писателя выходят у Суворина. По этим книжкам Россия узнала Чехова.
В 90-х годах автор пишет повести, рассказы, пьесы, являющиеся вершиной его творчества, и среди них – «Душечка». Произведение было опубликовано в 1899 году.
Говоря о прототипе Душечки, можно с уверенностью утверждать, что это обобщённый символ, некое общее свойство характера – праматеринское первоначало.
С восторгом принял рассказ Л.Н. Толстой.
Жанр, направление
Чехов продолжает лучшие традиции классического реализма, который переплетается с приёмами высокого натурализма.
Писатель соприкасается и с символизмом, ища в нём современные формы изображения действительности.
«Душечка» — небольшой по объёму рассказ, музыкальность звучания которого позволяет говорить о его камерности. Повествование сопровождается лёгкой иронией, скрывающей насмешливую улыбку.
В центре внимания обычная жизнь Ольги Семёновны Племянниковой. Сюжетная интрига отсутствует.
В рассказе выделяются две сюжетные линии, обе связанные с историей Оленьки: с одной стороны, «цепь увлечений героини», с другой – «цепь потерь и утрат». Всех троих мужей Душечка любит самозабвенно. Взамен своей любви она ничего не требует. Без страсти просто не может жить. Отними у неё это чувство – жизнь потеряет всякий смысл.
Все мужья покидают эту землю. Она их искренне оплакивает.
Настоящая любовь приходит к Душечке лишь тогда, когда в её судьбе появляется мальчик Саша.
Главные герои и их характеристика
Характеры и души чеховских героев открываются не сразу. Автор учит не спешить с вынесением однозначных оценок его персонажам.
Темы и проблемы
Смысл
Писатель обычно не даёт утешительных ответов. Не всё в жизни ясно ему самому. Но есть в прозе такие ценности, в которых мастер уверен. Что же такое любовь? Прежде всего, это чувство, позволяющее человеку раскрыть потенциал своей души. Любить – не значит копировать вторую половинку, слепо повторять её мысли, полностью лишив себя свободы выбора. Любовь дарует личности невидимую энергию, позволяющую разделить с любимым все жизненные невзгоды, преодолеть встречающиеся на пути трудности. Где нет настоящей любви, там и жизнь не до конца настоящая – вот главная мысль писателя.
Женщина – это не только любящая и заботливая жена. Она мать, которая дарует миру дитя, продолжательница рода человеческого. Любовь у Чехова – глубоко христианское чувство, отсюда и его идея – дать Душечке чувства, возвышающие ее, а не закабаляющие в рутине.
Подлинная любовь возможна лишь в семейном мире. Материнская любовь позволяет заново пройти с ребёнком путь познания жизни.
Чему учит?
Автор смотрит на своих персонажей с грустью, вниманием и надеется, что жизненные уроки сделают их более терпимыми к другим людям и требовательными, прежде всего, к себе.
Чехов ставит читателя перед необходимостью самому выбрать ответ на вопрос. Основная мысль заключена в сцене «урока географии»: «Островом называется часть суши», — повторяет Оленька. «Острова» — человеческие судьбы, «суша» — наш необъятный мир, который складывается из семейных «островков». Ведь только там можно испытать высшую полноту жизни и обрести самого себя.
Писатель учит тому, что всякая исповедуемая истина ограниченна. Жизнь в многообразии её проявлений оказывается «мудрее». Писатель хотел, чтобы человек не закрывался от нее, а умел прожить каждый подаренный ею миг.
Итоговое сочинение
Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления
Подготовка к сочинению ЕГЭ
Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ
ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам
Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!
Бесплатно, без регистрации и смс 🙂
Анализ рассказа Чехова «Душечка»
Автор: Наталья Игоревна Иванова (учитель русского языка и литературы)
Дата публикации: 28.03.2020
«Душечка» – один из самых известных и популярных рассказов Антона Павловича Чехова, полюбившийся читателям сразу же после первой публикации.
О произведении в свое время рассуждали, спорили, критиковали его или хвалили Максим Горький, В.И. Ленин, Л.Н. Толстой, В. Немирович-Данченко и многие другие выдающиеся люди.
В 1966 году рассказ был экранизирован на киностудии «Мосфильм». В киноленте снялись известные советские актеры.
История создания
Замысел рассказа «Душечка» зрел у Антона Павловича Чехова целых десять лет. Об этом свидетельствуют записные книжки писателя. В 1893 году Чехов приступил к написанию произведения, но вскоре снова отложил в сторону его черновик. Вернулся к рассказу писатель лишь в 1898 году, будучи в Ялте, и написал его всего за десять дней.
В декабре 1898 года Чехов отправил рассказ в секретариат газеты «Новости дня». А уже в начале 1899 года произведение опубликовали в еженедельном литературном приложении к «Новостям дня» – в первом номере газеты «Семья».
Антон Павлович остался не очень доволен медлительностью предпечатной подготовки и задержкой доставки журнала с опубликованным рассказом.
Информация о публикации «Душечки» быстро распространилась в издательских кругах. О разрешении напечатать рассказ Чехова вскоре попросила и редакция газеты «Курьер».
Жанр, направление
Рассказ «Душечка» написан в жанре классического реализма с элементами натурализма.
Незатейливая бытовая история изложена писателем с легкой доброй иронией и свойственной его произведениям лиричностью звучания.
Реалистичное направление рассказа основано на наблюдениях Чехова, жившего в то время в Ялте, за городской средой.
В «Душечке» нашли отражение и плачевное состояние дел городского театра, с трудом зазывающего на свои спектакли зрителей, и деятельность ветеринарной службы Ялты.
В центре повествования – непростая, но в то же время наполненная хорошими событиями, судьба дочери отставного коллежского асессора Ольги Семеновны Племянниковой, называемой знакомыми душечкой.
Простая, милая девушка самозабвенно влюблялась в своих мужей, растворяясь в них самих и их делах целиком и полностью. Оставаясь в одиночестве, искренне оплакивала потерю любимых супругов, страдала и снова обретала смысл жизни в новой привязанности.
После расставания с последним из мужчин, постарев, помрачнев и потеряв интерес к окружающему миру, Ольга Николаевна вновь обрела смысл жизни в заботе о полюбившемся ей мальчике Саше.
Главные герои и их характеристика
В литературном сообществе XIX века тема возможных прототипов героев чеховского рассказа была очень популярна. Образ главной героини произведения, «душечки», «примерялся» на многих знакомых Чехову женщин.
Ольга Семеновна Племянникова — милая девушка с чистой и открытой душой, простая, сердобольная, кроткая. За здоровый вид и приветливый характер знакомые называли Ольгу душечкой.
Особенностью Оленьки было то, что «она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого». Любовь героини вначале была обращена к отцу, тетке, учителю французского языка…
Антрепренер Иван Кукин, устраивающий спектакли в городском саду, был худощав, невысок ростом, говорил высоким голосом, часто огорчался и жаловался: на погоду, невзыскательную к репертуару публику, актеров… Оленька стала сострадательна к несчастьям Кукина и полюбила его.
Они повенчались, стали жить счастливо и вместе заниматься театральными делами. Иван нежно называл жену душечкой, а она его — ласково Ваничкой. Ольга будто бы стала мужниной тенью. Она жила мыслями супруга и делилась ими с окружающими. Ольгу поглотило театральное дело, которое она стала считать самым важным на свете.
Как-то Кукин отбыл в Москву для набора труппы и скоропостижно умер, о чем Ольгу известили в срочной вечерней телеграмме. Похоронив мужа, Ольга страдала и тосковала. А уже через три месяца в ее сердце родилось новое чувство.
Василий Андреич Пустовалов, сосед Ольги Николаевны, в которого она влюбилась безоглядно, отличался от беспокойного Кукина степенностью, солидностью, равнодушием к развлечениям.
Олина любовь к театру осталась в прошлом. Пустовалов – управляющий лесным складом, и теперь героиню увлекли лес, древесина, бревна и балки. Жизнь наполнилась совместными с мужем Васичкой сытными обедами, баней и церковными службами. И снова Оленька полностью растворилась в супруге: говорила, как он, переживала за древесное дело и… критиковала театры.
После шести лет совместной жизни Ольга Николаевна снова овдовела (Василий Андреич заболел и умер).
Владимир Платоныч Смирнин, полковой ветеринарный врач, заходивший в гости к Ольге Николаевне в отсутствие Пустовалова, стал новым увлечением женщины.
Семейна жизнь Смирнина не сложилась. С изменившей ему женой Владимир Платоныч расстался и стал помогать ей лишь деньгами на содержание сына Саши.
Ветеринарная медицина увлекла Ольгу Николаевну так, как прежде ее увлекали театр и древесное дело. Но Смирнин однажды уехал, а Ольга Николаевна впала в апатию, потеряла интерес к жизни, не имела никаких мнений.
Благодаря сыну Смирнина, Саше, Оленька познала неведомое ей ранее материнское чувство, помолодела и снова сделалась заботливой и любящей душечкой.
Темы и проблемы
Любовь – главная тема произведения. Любовь к семье, к мужчине, к ребенку, к делу, которое увлекает. И главная героиня рассказа полна этого чувства и готова дарить его без устали.
Рассказ посвящен и теме женской судьбы, непростой, полной отчаяния и радости одновременно.
Писатель повествует нам о жизни главной героини, предельно деликатно выбирая слова для характеристики Ольги Николаевны.
Чеховскую «Душечку» трудно представить без темы счастья. И эта тема проходит в рассказе красной линией.
Чехов затрагивает и не утрачивающую свою актуальность проблему ценности человеческой жизни.
Чему учит?
Рассказ учит умению любить. Любить за простые душевные качества и свойства характера, не замечать недостатки и слабости близких людей.
Чувство Оленьки к Кукину, Пустовалову, Смирнину и его сыну имеет объединяющее начало. Во всех случаях это чувство имеет характер жалостливый, добрый, стихийный, материнский и поглощает героиню целиком и полностью.
Так и надо любить – безоглядно, истово, нерасчетливо.
Рассказ учит умению быть счастливым и радоваться простым житейским поводам.
Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка») план-конспект занятия по литературе (10 класс) по теме
Жизнь А.П. Чехова подобна его произведениям. Она весьма коротка и очень насыщенна. За 25 лет творчества он создал более 500 произведений, многие из которых стали мировой классикой. Сам он, полушутя и не без доли гордости, говорил:
«Вам хорошо, теперешним писателям. Вас теперь хвалят за небольшие рассказы. А меня, бывало, ругали за это. Да как ругали! Бывало, коли хочешь называться писателем, так пиши роман, а иначе о тебе и говорить и слушать не станут, и в хороший журнал не пустят. Это я вам всем стену лбом прошибал для маленьких рассказов.»
Попробуем разобраться, почему именно Чехову удалось сломить презрительное отношение литературного общества к малому жанру. В качестве примера Многомудрый Литрекон рассмотрит рассказ «Душечка» об очаровательной и очаровывающейся, ласковой и доброй девушке, чья жизненная дорога определяется спутником…
История создания
Чехов – писатель, сумевший превратить качество в количество, не проиграв нигде. В период с 1885 по 1887 из-под его пера вышли три сотни рассказов (по его собственным словам, он писал по рассказу в три дня). Удивительно, что при такой плотности творчества замысел «Душечки» он хранил в голове порядка десяти лет, о чем можно судить по записным книжкам.
Изначально Чехов хотел создать персонажа, излучающего тепло, доброту и ласку. Эта задумка, надо полагать, отчасти реализована в «Рассказе неизвестного человека» и повести «Три года». В 1893-1894 была сформирована фабула рассказа, где вторым мужем Оленьки мыслился кондитер. Однако «опредмечен» рассказ был лишь в декабре 1898 года.
Пройдя столь долгий путь, «Душечка» была напечатана в первом номере журнала «Семья» за 1899 год.
Жанр, направление
Антон Чехов не оставил после себя ни одного романа. Он придерживался выведенной им же аксиомы «краткость – сестра таланта». Казалось бы, по временному охвату «Душечка» вполне могла бы стать повестью или романом, ведь только в браке со вторым мужем героиня прожила шесть лет. Но в этом и состоял гений писателя – в несколько страниц рассказа уложить историю длиною в годы, сконцентрировав в ней саму жизнь.
Мы знаем Чехова как писателя-реалиста. В «Душечке» нашли отражение многие особенности конца девятнадцатого века. Проблемы Кукина, пытающегося завлечь публику на представления, стояла и перед реальным руководителем ялтинского театра, где жил Чехов после 1898 года. Жители никак не реагировали на афиши, тогда артисты заменили серьезные драматические постановки комедиями, которые также игнорировались.
Третьим возлюбленным Оленьки становится ветеринар. В Ялте в 1890-х годах проходил судебный процесс о нарушениях в бойнях. Чехов как врач присутствовал на заседаниях, анализировавших деятельность местных ветеринаров.
Эти и другие детали реального времени свидетельствовали о стремлении Чехова соединять вымысел и точные подробности тогдашней жизни.
Смысл названия
Главная героиня – воплощение всепоглощающего тепла, убаюкивающей ласки, материнской доброты. Она мила внешне, милы и ее поступки. Сложно подобрать более точное слово для описания ее сущности, чем «душечка». По словарю Ожегова душечка (душенька) – милый, приятный человек (преимущественно о женщине или ребенке, обычно в обращении).
Однако ничего большего об Ольге сказать нельзя. Всю свою жизнь она лишь подстраивалась под очередного мужа и принимала все его взгляды и идеи. Так она и осталась лишь душечкой, личность которой пуста и подвержена чужому влиянию. Поэтому автор назвал рассказ о ней не по имени (имя означало бы индивидуальность), а по тому, что определяло ее натуру.
Сочинение Анализ рассказа Душечка Чехова
Рассказ А.П.Чехова «Душечка» является одним из последних и одним из самых великий повествований автора. Главная героиня Ольга, Семеновна Племянникова, живет с родителями в домике неподалеку от сада «Тиволи», в Цыганской слободке. Она милая, очень добродушная и сердечная девушка. Ольга полна любви и хочет её дарить всем окружающим, помогая им в решении проблем и полна сочувствия. Соседи прозвали её «душечкой» благодаря её характеру и её поступков.
В рассказе четко приведены две сюжетные линии, которые проходят вокруг Душечки. Первая — это её некие любовные увлечения. Несмотря на её прекрасный характер, она любвеобильна и старается избраннику отдать часть своей любви, а когда не выходит, пытается найти другого мужчину. Вторая – это одновременно и цепь постоянных утрат, что она вечно теряет свою любовь и находит новую.
Этот рассказ состоит из 4 частей, и в каждой из части нам рассказывается о временной любви Ольги и как она решает проблемы людей, только чтобы сделать их счастливыми. Все четыре истории повторяются. Они имеют похожую развязку и сюжет: она влюбляется, забирает все проблемы своего возлюбленного себе, берет его привычки, но в конце, что-то с её любовью случается. Такое однообразие и вызывает некую комичность в ситуации.
Главными персонажами повести являются: Ольга Семеновна Племянникова она же «Душечка», Кукин, Пустовалов, ветеринар и его сын Саша. Сам же Чехов описывает Душечку милой и любящей, но одновременно и довольно глупой и смешной. Ольга полностью забывается в своих чувствах, теряя при этом себя. Она начинает повторять слова мужчин, у неё появляются такие же проблемы как у её избранников, такие же недовольства. С помощью различных деталей Чехов ярко описывает изменения в лексике Душечки, из своих мужей — различные обсуждения про театр с Кукиным меняются на лексикон про технику с Пустоваловым, а позже и про обсуждение с Смирниневым о лошадях.
Но уже под конец Душечка впервые встречает милого мальчика Сашу, сына того ветеринара. Она полностью растворяется в любви к этому мальчугану больше напоминающей материнскую любовь. Все чувства до этого ей кажутся ничтожными, не настоящими, ведь она видит маленького мальчика, которого забыли родители и не уделяют ему внимания. Душечка сразу меняться, она дарит свою любовь и поддержку мальчику и получает её обратно от него. Все чего она боится, то, что когда, то мальчика заберут родители.
«Душечка» — рассказ о женщине, которая готова отдать всю свою любовь дорогому человеку, готова отдать всю свою страсть и желание. Оленька милая и трогательная, но одновременно и довольно глупа. Для неё любовь — это отдавать и нечего не получать в замен.
Суть: о чем рассказ?
Рассказ этот об Оленьке, дочери отставного коллежского асессора Племянникова. Ее звали Душечкой за особое очарование, наивную доброту и простоту, а также за удивительное свойство любить всех и вся, любить наивно и искренне, полностью растворяясь в объекте обожания.
Ее жизнь меняется после знакомства с Кукиным, содержателем увеселительного сада. Его ремесло, как и он сам, приходится ей по душе. Вскоре после этого они женятся. Оленька очень быстро овладевает искусством говорить о театре, составляет мнения о многих вещах. Конечно, эти мнения она «позаимствовала» у мужа. Теперь она на дух не переносила невежественную публику, следила за актерами на репетициях, плакала, когда читала неодобрительный отзыв о театре в газете.
Настало время Кукину уезжать в Москву набирать трупу. Вернуться ему было не суждено. К телеграмме Оленьке было написано «скоропостижно скончался».
Прошло три месяца, Душечка познакомилась с Василием Андреичем Пустоваловым, управляющим лесным складом. Сыграли свадьбу, жили хорошо. Оленька сменила увлечение театром на увлечение торговлей лесом. Она искренне удивлялась тарифам на лес и жаловалась на необходимость ездить за товаром в другую губернию.
Но и здесь не вышло счастливого конца. Пустовалов заболел и умер. Оленька снова овдовела.
Вскоре героиню стали видеть с ее знакомым ветеринаром — Владимиром Платонычем Смирниным. Он жил у нее во флигеле еще при живом Пустовалове. У него была жена, с которой он был в ссоре, и ребенок, живший с ней. После смерти последнего в отношениях Оленьки и ветеринара произошли изменения. Теперь героиня жаловалась на отсутствие в городе должного ветеринарного надзора. Однако Смирнин сильно конфузился и просил ее не вмешиваться в его разговоры с коллегами. Несмотря на это, они были счастливы.
Но недолго. Ветеринар уехал в Сибирь вместе с полком, в котором служил. Оленька сильно изменилась. Привязанность давала ей жизненную энергию, здоровье, силы. Теперь, оставшись одна, она постарела, подурнела, утратила былую свежесть, заряд молодости.
Ситуацию исправил вернувшийся ветеринар Смирнин. Он помирился с женой и искал жилье, которое тотчас и получил. Они поселились в главном доме, Оленька переехала во флигель. Владимир Платоныч много работал и, случалось, не появлялся дома по несколько дней. Жена его уехала в Харьков к сестре и не возвращалась. Душечке казалось, кто их сына Сашу совсем забросили, а он как раз должен был начать ходить в гимназию. Не высвобожденные забота, ласка и внимание с утроенной силой устремились к мальчику. Оленьку же всерьез начали заботить проблемы школьников. На базаре она рассказывала, как трудно нынче учиться в гимназии, как много задают маленьким детям.
Заканчивается рассказ на том, что Оленька слышит стук в ворота и воображает, что принесли телеграмму из Харькова, в которой мама требует Сашу к себе в Харьков. Она в отчаянии. Но через мгновение оказывается, что это ветеринар возвращается домой из клуба, что никакой телеграммы нет. Оленьке становится легче. Она ложится и думает о Саше.
Анализ произведения
Действие сюжета развивается в конце XIX века в маленьком городке рядом с Москвой. Автор описал главную героиню, которая видела смысл жизни только в возлюбленном.
Краткое содержание
С самого детства Ольга привлекала внимание людей своей добротой, мягкосердечием, женственностью, спокойным нравом. Ее прозвали Душечкой, поскольку это имя ей шло. Рядом с ее домом жил антрепренер Кукин. Мужчина переживал из-за дождливой погоды, ведь под дождем не каждый пойдет в театр. Его раздражали вкусы местной публики из-за того, что она выбирала балаган, а не настоящее искусство.
Ольга понимала Кукина, они нашли общий язык. Вскоре пара поженилась. Девушка помогала супругу. Она продавала билеты, следила за буфетом и актерами. Ольга полностью растворилась в муже, говорила его фразами, повторяла движения. В скором времени мужчина отправился за новой труппой в столицу, где неожиданно умер.
Главная героиня через некоторое время встретила другого человека. Это был управляющий лесным складом Василий Пустовалов. Вскоре Ольга вновь вышла замуж. Она опять стала помогать мужу, продавала лес, стала говорить, как супруг. Душенька теперь считала лесное дело самым важным. Супруги хотели завести детей, но так и не смогли стать родителями. Через 6 лет Пустовалов простудился, а вскоре умер. Ольга была в ужасном состоянии, шесть месяцев носила траур.
Но спустя время женщина вновь повстречала мужчину — ветеринара Смирнина. Он был в разводе, платил алименты.
Ольга тут же сменила интересы и стала вести разговоры про ветнадзор, заболевания домашних животных. Оленька стала жить вместе с этим мужчиной. Когда он уезжает по службе в другой город, она скучает.
Проходят годы. Смирнин мирится с бывшей женой и начинает жить с ней и сыном Александром. Ольга предлагает им поселиться в своем доме, а сама переходит во флигель. Теперь смысл ее существования сводится к заботе о 9-летнем Саше.
Она помогает ему делать уроки и боится, что супруга ветеринара может уехать и забрать мальчика с собой.
План пересказа
При изучении произведения детям нужно подготовить краткий пересказ «Душечки».
Для этого можно использовать следующий план:
Главные герои и основная мысль
В произведении описана главная героиня, черты которой раскрыты с помощью других персонажей. Душечка имела следующие качества:
Женщина не могла жить без любви, быть одной. У нее было три супруга:
Автор на примере главной героини хотел показать, что безвольным людям довольно сложно найти себя в этом мире. В этом весь смысл рассказа. Душечка жила своими мужьями, думала их мыслями, растворялась в них.
Главная тема произведения — любовь. Читатель видит, что женщина не могла определиться в жизни, поэтому ей нужен другой человек. Ей было безразлично, кто перед ней.
Мужчина был лишь предметом привязанности. В этом и заключается проблематика таких людей.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Душечка» построена вокруг любящей и щедрой женщины, которая притягивала к себе мужчин. Многомудрый Литреконе объединил всех героев в таблицу:
герои рассказа «душечка» | характеристика |
оленька | «это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «да, ничего себе…» и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: «душечка!». главное свойство оленьки – растворение в личности партнера – очень тонко выражено в оборотах «мы с васичкой», «нам с ваничкой», поскольку утрачивается «я». так, имеем два варианта: «васичка» или «ванечка» и «мы». один полноценный элемент (муж) и дополнение к нему (оленька), не имеющее самостоятельности, образуют в итоге «мы». |
кукин | «он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние…». этот человек считал себя знатоком искусства, порицал необразованную публику, не желавшую посещать организованные им мероприятия. он вообще часто жаловался: на убытки, на погоду; вероятно оттого «желтел» и «кашлял по ночам». |
пустовалов | уже по введению его имени и отчества в повествование чувствуется, что это человек куда более серьезный, чем кукин. сравнить даже фамилии: кукин звучит комично, нелепо, пустовалов же – монументально и статно. в самом деле, если кукин имел привычку жаловаться и говорить о своих проблемах, то пустовалов обратил внимание на то, что тревожило ольгу, сочувствовал, пытался поддержать. он говорил мало, а свободное время предпочитал проводить дома. |
смирнин | о ветеринаре известно мало. он мало времени проводил с семьей даже после примирения с женой, не занимался воспитанием сына. любил разговаривать с коллегами и раздражался каждый раз, когда в эти разговоры вмешивалась оленька. |
Образ Душечки в рассказе Чехова «Душечка»
Племянникова Ольга Семеновна (Душечка) — дочь коллежского асессора, тихая, добродушная и жалостливая барышня, очень здоровая, у нее полные розовые щеки, мягкая белая шея с темной родинкой, кроткий взгляд и добрая наивная улыбка. Живет она в собственном доме на окраине города, в Цыганской слободке.
Душечка в рассказе «Душечка» Чехова обладает удивительной способностью самозабвенно влюбляться в человека, как бы перетекая в него душой, становиться его полным двойником: смотреть на мир его глазами, думать, как он. Она всю жизнь бессознательно ищет такой «объект любви», который наполнил бы все ее существо, поскольку жить, не перетекая в другого, для нее невозможно: своего «я», на которое она могла бы опереться, у нее нет и, соответственно, нет никаких своих мыслей и «мнений».
В детстве, когда училась в прогимназии, Душечка любила своего учителя французского языка, потом любила отца, потом — тетю. Став взрослой и фактически единственной хозяйкой дома (отец ее был еще жив, но сильно болен и домашними делами не занимался), героиня влюбляется в жильца, квартировавшего у нее во флигеле, — театрального антрепренера Ивана Петровича Кукина, и вскоре выходит за него замуж. «Мнения» Кукина сразу же становятся ее «мнениями», и она уже верит, что самое важное в жизни — это театр. После неожиданной смерти Кукина Душечка через некоторое время выходит замуж за Василия Андреича Пустовалова, управляющего лесным складом, и главной темой ее размышлений становится лес и торговля лесом, к театру же она полностью охладевает. Проходит шесть лет счастливой семейной жизни, и Пустовалов тоже умирает, а Душечка влюбляется в нового своего жильца — полкового ветеринарного врача Владимира Платоновича Смирнина, и с этого момента говорит только о болезнях животных и об отсутствии в городе правильного ветеринарного надзора. Когда ветеринар надолго уезжает из города и Душечка остается одна, основным ее страданием становится то, что она не может ни о чем составить никакого «мнения», и ей непонятно, зачем мужик едет на телеге, зачем идет дождь или зачем стоит бутылка.
Но ветеринар возвращается — с женой и девятилетним сыном Сашей, которого собирается отдавать в гимназию. Душечка, благодарная судьбе за такой подарок, с искренней радостью предоставляет семейству Смирниных возможность жить в ее доме, сама же перебирается во флигель, а потом, когда мать Саши уезжает в Харьков и, похоже, не собирается оттуда возвращаться, переселяет к себе во флигель и Сашу, которого любит и о котором заботится как о родном сыне. Хотя «мнения», заполняющие теперь ум героини, почерпнуты ею из гимназических учебников, по которым учится Саша (так, фраза «Островом называется часть суши, со всех сторон окруженная водою» исполнена для нее необыкновенного смысла и значения), сама она в этой новой ситуации нисколько не кажется смешной, потому что возможное ироническое к ней отношение как к существу, совершенно лишенному какой-либо интеллектуальной самостоятельности, полностью снимается восхищением перед ее глубоко трогательной материнской привязанностью к этому чужому ей мальчику. Она находит наконец истинный объект для переполняющего ее чувства любви, изначально, как выясняется, предполагавшей готовность к бескорыстному жертвенному служению. В литературоведении Душечку Чехова иногда сопоставляют с героиней повести Г. Флобера «Простая душа» — служанкой Фелисите.
Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997
Темы и проблемы
Говоря о тематике рассказа «Душечка», отчетливо видим одну доминирующую тему – любовь. Но не та любовь, о которой мы привыкли читать в романах. Здесь не раскрывается ее глубина, скупо описаны душевные переживания. Это не значит, что любовь не сильна и быстро проходит. Напротив, она здесь является природным свойством Оленьки, страдающей от невозможности эту любовь высвобождать.
Основная проблема рассказа «Душечка» – отсутствие «я» в отношениях. Четырехчастная композиция – четыре сменяющих друг друга объекта любви Оленьки – показывают повторяемость ситуации и невозможность изменений. Писатель с иронией завершает список привязанностей душечки мальчиком. Во-первых, это показывает сущность ее любви: не биологическая тяга к мужчине и не пошлость, а материнское желание согреть, защитить, приласкать. Во-вторых, особенность душечки присваивать себе мнения доведена до абсурда: теперь она пересказывает на базаре то, что слышит от ребенка – пустота ее внутреннего мира поражает читателя.
Сочинение по произведению Душечка
Главной героиней рассказа Чехова является Ольга Семеновна Племянникова, которую другие люди называют душечкой. Отсюда, собственно, и название рассказа.
Такое прозвище придумали люди за добрый нрав этой женщины, которая со всеми проявляет себя кротко и учтиво. Основное свойство этой героини – полностью растворяться в заботах своего избранника. Кого бы она не любила, она всегда полностью поглощается делом этого человека.
Как диктует нам христианская этика, нужно полюбить других людей (и в частности каждого отдельного другого) как самого себя и полюбить всецело. Таким образом, предписывается даже любить других людей немного больше чем себя. Душечка является воплощением такого идеала, она полностью отдает себя и себя для себя, если возможно так выразиться, практически не оставляет.
Эта женщина утрачивает собственную личность и заполняет внутреннее пространство личностью того, кого любит. Поэтому вторые прозвища ей дают такие как «Мы с Ванечкой» или «Мы с Сашенькой». Именно так выражается героиня, да и в целом ее речь становится по большей части повтором фраз человека, с которым сейчас отношения.
В процесс прочтения рассказа возникает вопрос как относиться к этой героине. Является ли она просто пустышкой без внутреннего содержания, которая заполняет себя другими или она самоотверженно может любить? Автор, на мой взгляд, дает тут некоторые подсказки.
Сам рассказ говорит о мягкости и простоте характера. Бытовые подробности из рассказа тоже говорят об этом. Любовь Душечки не глубока и не трагична, она трагична только в смысле острой потребности заполнения внутренней пустоты.
Тем не менее, как еще поступать человеку с внутренней пустотой? Возможно вариант Ольги Семеновной является довольно-таки актуальным и вполне достойным по сравнению с многими другими.
Помимо этого Чехов ведь в некоторой степени воспроизводит тут женский архетип. Для женщины свойственно заботится о других, в частности о своих мужчинах и тут не имеет значения о супруге или сыне. Так или иначе, женщина и становится действительно полной в этой деятельности, в этом обретает смысл своего существования.
Основная идея
Чеховские рассказы и повести с трудом поддаются прямолинейному толкованию, сопротивляются попыткам подогнать их под шаблонные схемы. Смысл рассказа «Душечка» каждый должен найти для себя сам.
В чем же заключается главная мысль, по мнению Многомудрого Литрекона? Возможно в том, что одиночество и страдания – выбор самого человека, не желающего искать другие пути, кроме растворения в других людях. Душечка пуста, и для жизни ей всегда необходим кто-то еще, ведь своего внутреннего мира, своих желаний, интересов, предпочтений — у нее нет. Нет даже ни одной своей мысли и печали. Но, во всем опираясь на чужое плечо, Ольга морально изматывает близкого человека, поэтому все ее мужья либо болеют, либо умирают, либо бегут от нее.
Не исключено, что автор хотел показать антитезу Оленька – жена Смирнина. Первая любит все и жить без любви не может, вторая самодостаточна и сильна, из-за чего долгое время не следила за ребенком. Вероятно, вводя два диаметрально противоположных характера, Чехов хотел спровоцировать читателя на поиск «усредненного» идеала, к которому стоит стремиться.
Главные герои
Ольга Семеновна Племянникова (Оленька) – мягкая, нежная, очень добрая и женственная молодая женщина, не представлявшая свою жизнь без любви.
Кукин – первый супруг Оленьки, театральный деятель, нервный, раздражительный человек.
Пустовалов Василий Андреевич – второй муж Оленьки, управляющий лесным складом, деловой, надежный человек.
Смирнин Владимир Платонович – сожитель Оленьки, ветеринарный врач.
Смирнин Саша – сын Владимира Платоновича, девятилетний мальчик, к которому Оленька привязалась всем сердцем.
Обратите внимание, ещё у нас есть: