Чему учит чик и пушкин

Открытый урок в 6-м классе по теме «И смех, и слезы, и любовь» (по рассказу Ф.Искандера «Чик и Пушкин»)

Разделы: Литература

Оборудование: портрет писателя, стенгазета “Дерево детства”, таблички с названиями отделов издательства, кластер, памятки с алгоритмом ответа, книги Искандера; на доске: цели урока, новая лексика, используемая на уроке; эпиграф.

Ход урока.

II. Введение, эмоциональная и интеллектуальная разминка. Приём “погружение”.

— Мы уже кое-что знаем о писателе Искандере. Чтобы настроиться на учебную работу, мы проведём разминку. Одновременно это будет и проверка того, как вы усвоили и материал предыдущего урока. Итак, по “цепочке” отвечаем на вопросы. (Учащиеся последовательно отвечают на вопросы о жизни и творчестве Искандера, изученные уроком ранее: ученик задаёт вопрос рядом сидящему, тот отвечает и, в свою очередь, задаёт вопрос следующему и т.д.).

— Какова одна из главных тем в творчестве Искандера?

III. Контрольно-подготовительный этап. Проверка домашнего задания.

— Сегодня на уроке мы проведём с вами ролевую игру. Некоторые учащиеся представляю редакцию одного очень крупного книжного издательства. Так вот социологический отдел этого издательства провёл исследование, насколько читатели хорошо знают творчество Искандера. Сейчас представители этого отдела представят нам результаты социологического опроса. ( Алгоритм ответа:

1. Сколько всего человек опросили?

2. сколько ответили на вопрос “Что вы знаете об Искандере?”:

а) не знаю;
б) знаю кое-что;
в) много знаю.

3. Сколько опрашиваемых читали книги Искандера?

— Итак, мы узнали, что творчество Искандера не очень известно массовому читателю. При подготовке уроков об Искандере возникла ещё одна проблема. Мы с трудом нашли одну-единственную книжку с произведениями писателя, чтобы прочитать рассказ полностью. Стоит ли издавать книги Искандера или нам хватит одной, которая есть у нас в библиотеке? Э то должен решить редакторский совет нашего издательства. А его решение зависит от того, понравится ли нам сегодня работа над произведением и само произведение.

— Мы прочитали один из рассказов писателя Искандера – “Чик и Пушкин”. Нам хотелось бы послушать, какое впечатление произвёл он на вас, подвиг ли он вас на знакомство с другими рассказами о мальчике Чике. Каков ваш первый эмоциональный отклик на творение писателя? Произнесите “защитительную” или “обвинительную” речь. Итак, ваше слово. (Учащиеся читают сочинение-миниатюру “Буду ли я читать Искандера?”, написанное дома.)

IV. Этап целеполагания.

— Мы поделились знаниями об Искандере, поделились первыми впечатлениями о его рассказе. Вроде бы нам многое уже известно. Чем же мы тогда будем заниматься на сегодняшнем уроке?

— Понятна ли вам тема урока? Как она связана с содержанием рассказа? Почему я назвала так урок?

— Как вы думаете, какова должна быть цель этого урока? Что мы ещё должны узнать сегодня об Искандере, чему научиться?

— Каковы ваши личные цели на уроке?

— Итак, цели сегодняшнего урока…(на доске).

— Обращаемся к эпиграфу “забегу к Фазилю И на сердце у меня будет благодать” (Б. Окуджава). Мы вернёмся к нему в конце урока. (Работают лингвисты и литературоведы, объясняя значения слов. Они заранее поработали со словарями.

Своеобразный – отличающийся от других, не похожий на обычное, оригинальный.

Благодать – так говорят об условиях существования, пребывания где-нибудь, доставляющих радость, удовольствие.

Эпиграф – высказывание перед текстом, отражающее его содержание).

V. Сотворчество. Работа с текстом. Составление кластера. (Этап формирования знаний).

-В чём же своеобразие Искандера как писателя? Что может привлечь нас в его творчестве? Каковы особенности рассказа “Чик и Пушкин”? Обратимся к тексту.

— Какова главная тема произведений Искандера? Как она отражена в рассказе “Чик и Пушкин”? (Тема детства).

— Кто рассказывает эту историю? От чьего лица ведётся повествование в рассказе?

— Найдите в тексте примеры, подтверждающие, что герой как бы вытесняет автора. Иногда кажется, будто рассказывает Чик. ( Чик как будто смотрит на себя и оценивает себя со стороны. Герой словно подменяет автора, вытесняет его. Но голос автора всё-таки слышен. Голоса героя и автора сливаются, не поймёшь, это автор говорит или герой).

— Прочитайте отрывок “Когда дело дошло до Чика…”. Какая интонация слышится в нём? Что такое ирония? (Ученик – литературовед читает определение иронии) Для чего она служит? Какие качества Чика автор высмеивает с помощью иронии? (Самоуверенность, амбиции, самомнение, честолюбие, тщеславие, наивность. Лингвист объясняет значение некоторых слов).

— Что показалось вам смешным в рассказе? Что такое юмор? Проследите, как менялись чувства, настроение Чика по ходу повествования. Скажите, сама ситуация была смешной для Чика? Ему было смешно? Тогда откуда юмор? Кому это так смешно? И зачем же автор смеётся над бедным Чиком?

— Как ведёт себя Чик в этой ситуации? Чем он вознаграждён за это?

— В чём же своеобразие рассказа? Каковы особенности творческого стиля писателя. Составьте кластер, в котором назовите эти особенности.

Чему учит чик и пушкин. Смотреть фото Чему учит чик и пушкин. Смотреть картинку Чему учит чик и пушкин. Картинка про Чему учит чик и пушкин. Фото Чему учит чик и пушкин

— Почему рассказ называется “Чик и Пушкин”?

— Что бы вы сказали о Жоре Куркулия? Как вы оцениваете его поступки? Почему Евгений Дмитриевич отдал ему роль Балды? ( Небольшая дискуссия).

— С удовольствием ли вы работали над произведением Искандера? Возникло ли у вас что-то похожее на благодать, как у Булата Окуджавы?

— Так нужно ли издавать как можно больше книг Искандера, чтобы ещё больше читателей познакомилось его творчеством? Художественный отдел нашего издательства подготовил решение.

1. Чем полезно чтение произведений Искандера? В чём особенности творчества писателя?

2. Издавать или не издавать его книги? Почему?

3. Социологи считают, что Искандер малоизвестен, поэтому много печатать его произведений не стоит? Так ли это?

— Что нужно сделать для приобщения читателей к чтению произведений Фазиля Искандера?

VII. Домашнее задание. Художественному отделу подготовить предложения по оформлению книги, нарисовать обложку, продумать иллюстрации. Режиссёрам и актерам подготовить предложения по постановке сказки Пушкина, кто может сыграть в этом спектакле и как нужно играть.

Источник

Фазиль Искандер — Чик и Пушкин:
Краткое содержание

В полной тишине Александра Ивановна читает классу «Капитанскую дочку». Старая любимая учительница, к которой Чик так привык, что думал, что она будет в его жизни всегда, вечно. Но всего через год литературе их стал учить директор Акакий Македонович, больше она не войдет в их класс. И это будет так странно, как если бы мама однажды с базара пошла в другой дом, а не к себе. Чик вспомнил, как пришел в школу самым маленьким первоклассником, как громко болтал на уроках. Над ним смеялись, но как он мог обижаться, если была Александра Ивановна и ее любящая улыбка. «Смеяться любя – это еще больше любить».

Когда она читает, кажется, что правда и добро победят в мире. Чику приятно, что все ребята чувствуют также. У Чика в классе есть друг Сева. Спокойный «глазастик» со светло-курчавой головой. Учится Сева хорошо, но в отличники не лезет. Он тонко чувствует смешное, часто раньше Чика. Вот и теперь оба любят верного ворчуна Савельича. Переглядываются, когда о нем идет речь.

У них есть игра: сверлить глазами новичка-жадину, который под партой ест свои завтраки. Сева подметил, как, поругавшись со своей женой в очках, учитель математики изводит у доски Анциферова в очках, как влюбленно грек-учитель говорит о древнегреческом полководце. Как-то, собирая молочай для свиньи, Сева сказал Чику, что их свинья сдружилась с собакой. И собака терпит «подружку», чтобы не обижать.

Чтение учительницы прервал артист Евгений Дмитриевич Левкоев. Он искал талантливых ребят для спектакля по сказке Пушкина. Учительница вызвала Чика. Он с чувством, играя голосом, прочел стихи о матери с сыном на баррикадах. Артист глядел на него как на коллегу. И Чик готов был читать «Парус» Лермонтова, но его попросили сесть.

Левкоев дал Чику роль Балды. А Жору Куркулия из-за акцента не взяли. Побороть свою «деревенскость» он не мог, и стал зрителем репетиций. Параллельно свое репетировали старшеклассники, и там главный герой пел с одной и той же ошибкой: «Я цыганский Байрон, я в цыганку влюблен» (вместо барон). Чик репетирует, но не может «ощутить себя Балдой». Вначале его выручали громогласность чтения и знание текста. Потом и Левкоеву стало ясно, что Чик как актер бездарен. Чик думал, что это не он плохо играет, а Балда нехорош. Обманывает, притесняет чертей своим оброком.

А тут еще Жора со своими грушами и рассказами про чачу (виноградный самогон). Жору вначале взяли на роль задних ног картонной лошади, так он бил копытами. А потом на роль «головы»: так мастерски Жора ржал. Вообще, Жора знал сказку наизусть. Даже Чику подсказывал. Чик понял, что Левкоев любит выпить.

А один раз вот что было. Чик играл с ребятами в футбол и увидел, как к нему бежит Жора. Совсем как противная библиотекарша, чью книгу он потерял. Тогда она нашла Чика на груше. Он отдал ей свою книгу. И перестал к ней ходить. Все равно она заставляла брать ненужные книги. И предчувствие оправдалось. Чик узнал, что его перевели на роль задних ног. А Куркулию сделали Балдой. И тот хорошо играл. А кавказский акцент даже украсил роль.

Теперь толстенький Жора скакал на Чике-лошади. И ладно бы, но как сказать об этом тете? Она на роль Балды сперва обиделась, а что уж говорить про лошадь. В день премьеры на олимпиаде Чик увидел в зрительном зале Александру Ивановну. Но и тетя была здесь. С мужем, подружкой и сумасшедшим дядюшкой Колей. Хоть бы уж пожар начался в театре, что ли. Вот уже старшеклассник спел своего «Байрона» (так и не выучил!).

Безумная мысль выдать тете Жору за себя на сцене Чику даже не приходила. «Уж лучше Чик – униженный, чем Чик – отрекшийся от себя». Наконец, его лошадь вышла на сцену. В зале раздался хохот. Чику это понравилось, он крутил хвостом лошадки. «Успех был огромный». И Левкоев сдернул с ребят картон. Смущенный Чик увидел смеющееся, любящее лицо дорогой Александры Ивановны. «Вот кто Чика никогда не предаст, и Чик ее никогда в жизни не забудет!»

Однажды после последнего урока Сева таинственно кивнул на свою тетрадку. У Чика тоже была такая – к столетию смерти Пушкина. На первой страничке – прощанье Олега с конем и сама «Песнь о вещем Олеге». В завитушках букв Сева прочел «долой его». Кого? Оба взглянули на портрет Сталина с девочкой Мамлакат. «Вредители!» Сам Чик их никогда не видел, но разговоры шли.

Раз был случай. Школьники пристали к одному приезжему, на вид – ну точно вредителю. Будто он – автор дурацкого рисунка. Чик шел тогда с дядей Колей. И дядя закричал им: «Нельзя!» и: «Сумасшедшие». Приезжий понял, что спасен. Он даже взял у дяди «справку»-разрешение. Милиционер не стал гнаться за «вредителем», поверил дяде.

И вот теперь Чик разоблачит вредителей. Он даже не стал играть в футбол, хотя его звали. Тем более там опять играла девчонка. Зачем она в мужской игре? «Фальшь!» Чик изучал буквы и хотел погонять мяч с Анести, Шуриком, Бочо. А потом вгляделся в картинку с конем, вчитался в строчки. И они стали оживать. Это была чистая поэзия, «поток чего-то горестного и прекрасного» о смысле жизни, о судьбе. И Чик понял, что Олег «оттуда» радуется за товарищей. «Слова засияли». Чик заплакал от наплыва чувств.

Он верил, что вредители есть, но теперь они «стали маленькими-маленькими». Он бросил искать «те слова». А тут еще тетушка позвала украинский борщ есть. Что ж, это можно. Ведь и дружина Олега пировала после всего, что произошло.

Читательский дневник по рассказу «Чик и Пушкин» Искандера

Сюжет

Александра Ивановна – учительница мальчика Чика. Он всегда чувствовал ее любовь, доброту. С ее помощью Чик полюбил литературу, Савельича из «Капитанской дочки» Пушкина. У него есть друг Сева. Он тонко чувствует юмор и на уроках поглядывает на Чика. Актер Левкоев выбирает Чика на роль Балды из сказки Пушкина. Но Чик читает хорошо, а играет плохо. Роль отдают Жоре Куркулия. Чику остается играть задние ноги лошади. Зрителям, и Александре Ивановне, нравится «лошадь», не рада только тетя Чика.

Однажды вместо футбола Чик ищет в тетрадке шифр «вредителей», врагов Сталина. Друг Сева его там разглядел. И зачитывается «Песнью о вещем Олеге» Пушкина. Впервые он чувствует красоту и мудрость поэзии. «Вредители» отходят на задний план, и Чик бежит есть тетушкин борщ.

Отзыв

Смысл названия: мальчик «растет» душой, читая, слыша произведения Пушкина. Искусство делает его чище, будит добрые чувства. Пушкин близок Чику. В рассказе упомянуты «Капитанская дочка», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Тема светлых и темных сторон советской жизни. Даже дети заражены духом подозрительности, поиском врага среди чужих и своих.

Образ сумасшедшего, но доброго и честного дяди Коли. Яркие образы сверстников Чика. Тема детства, призвания учителя, семьи, дома, дружбы, внутреннего мира ребенка, счастья, юмора. Рассказ учит любить жизнь, прекрасное, ценить близких и друзей, вечные ценности вместо ложных, благодарить учителей, наставников.

Источник

г. Екатеринбург, УрГПУ

ИНТЕРТЕКСТ В РАССКАЗЕ Ф. ИСКАНДЕРА «ЧИК И ПУШКИН»

INTERTEXT IN F. ISKANDER’S NARRATIVE «CHIK AND PUSHKIN»

Аннотация: В статье рассматривается понятие «интертекстуальности» как важного компонента художественного текста. В литературе XXвека интертекст приобретает особый смысл, именно поэтому определение роли межтекстовых связей становится актуальным при анализе рассказа Ф. Искандера «Чик и Пушкин».

Ключевые слова: интертекстуальность; пушкинская традиция; диалектика характера; художественный метод Ф. Искандера.

Abstract: The concept of intertextuality as an important component of literary text is considered in this article. Intertext has an especial meaning in literature of XX century, so the determination of intertext links role becomes actual during the analysis of F. Iskander’s narrative «Chik and Pushkin».

Keywords: intertextuality; A. S. Pushkin’s tradition; character’s dialectic; Iskander’s artistic method.

С гг. понятие «интертекстуальность» становится значимым при анализе художественного текста. Особый смысл «интертекст» приобретает в литературе XX века, поскольку в эту эпоху происходит переосмысление механизмов функционирования культуры.

Создание новых произведений может быть осуществлено во взаимодействии со сложившейся литературной традицией. Интертекстуальность позволяет произведению закрепиться в литературной системе, «. приобрести необходимую смысловую полноту» [5, с. 158].

Таким образом, интертекстуальность— это авторский прием, который, по словам Ю. Лотмана, держит «. текст во взаимодействии с другими текстами» [4, с. 213], помогает автору адекватно изобразить действительность, переосмыслить ценностно-смысловую картину мира.

Поиск интертекстуальных связей дает новые возможности в постижении философии автора, глубоком понимании идеи самого произведения. В процессе анализа расширяется круг фоновых знаний.

В цикле историй о детстве Чика Ф. Искандера наиболее ярко интертекстуальные связи проявлены в рассказе «Чик и Пушкин», они становятся ключом к интерпретации произведения.

Подчеркнем, что Искандер обращается к текстам А. Пушкина. Выбор источника «чужого» текста сделан автором неслучайно. Пушкинский текст используется Искандером не только как материал, выполняющий экспрессивную функцию, но и как текст, отвечающий на вечные вопросы, который, включаясь в контекст современной литературы, обогащает её идейно.

Название рассказа, построенное на приеме метонимии, уже отсылает читателя к творчеству А. Пушкина. Автор имеет в виду не личность Пушкина, а его наследие в целом, которое несомненно играет значимую роль в формировании личности ребёнка. Попробуем выяснить, какие функции выполняют тексты «Капитанской дочки», «Сказки о попе и работнике его Балде», «Песни о вещем Олеге» в рассказе, обратившись к его анализу.

Тенденция к преемственности традиций Пушкина наблюдается у Искандера в особенностях развития характера героя. На протяжении рассказа автор показывает диалектику характера Чика, используя сквозной мотив «Капитанской дочки». Эксплицитная аллюзия на исторический роман появляется с первых строк: «В классе было тихо-тихо. Александра Ивановна сидела за столом и читала „Капитанскую дочку“ Пушкина» [2, с. 374]. Мысль о влиянии обстоятельств на характер человека, столь важная для романа Пушкина, проходит красной нитьючерез весь рассказ Искандера, именно поэтому целесообразным можно считать гибкое сопоставление образов Чика и Гринева.

Герои пушкинского романа, в частности Гринев, «. не являются пассивными натурами» [3, с. 37], они личности активные. Каким мы видим Гринёва на первых страницах романа? Инфантильный, мечтающий о столичной жизни в Петербурге, еще не зрелый душою молодой человек. Но постепенно погружаясь в роман, мы понимаем, что герой меняется: встреча с Пугачевым, любовь к Маше, дуэль со Швабриным, восстание заставляют героя принять правильную жизненную позицию, понять, что есть истинные ценности — любовь, семья, родина. Семейное воспитание Гринёва, потенциал, заложенный в него с рождения, в течение жизни раскрывается в Петре Андреевиче в еще большей степени. Этим оправдывается верность героя родине и семье.

Активность жизненной позиции, способность к самоанализу свойственны и Чику. События, в которые вовлечены герои «Детства Чика», это всегда испытания, подводящие героя к рефлексии. Трудности, которые мальчику необходимо преодолеть, делают его сильнее, позволяют найти ответы на вечные вопросы.

В Чике действительно заложен, как и в Гриневе, огромный нравственный потенциал. «Чик продолжал стоять, ощущая в себе прилив огромных и, главное, совсем не исчерпавшихся сил». И у читателя возникает вопрос: как направить силы в нужное русло?

Одно из испытаний, встречающихся на пути Чика, — исполнение роли Балды в школьном спектакле. Искандер показывает, как Чик хочет заполучить главную роль. В этом фрагменте он изображен как талантливый, озорной, наделенный самомнением мальчишка, чем и вызывает у автора иронию. Для достижения комического эффекта писатель использует несобственно-прямую речь, проникая в сознание героя: «Чик уже знал, что без него не обойдется. Он был самым громогласным в классе и считался начитанным мальчиком. Смешно было бы думать, что дело обойдется без него. Но Чик не хотел начинать первым. С такой карты не начинают. » [2, с. 379]. Ироническое отношение автора подчеркивает и сюжет безусловно шутливой «Сказки о попе. », которая имеет сатирический смысл.

Однако Чик не справляется с миссией актера. Подходя к репетициям недобросовестно (герой сам это подмечает), мальчик лишается роли Балды. Её отдают другому мальчику — Жоре Куркулия. Играть Чику приходится задние ноги лошади — вовсе неприемлемую для него роль.

Почему все складывается таким образом? Объяснение недобросовестному отношению Чика к репетициям есть: мальчику не нравится роль Балды, Чик играет эту роль только из-за стремления показать свою «громогласность» [2, с. 382]. Априори Жора подходит на роль больше. Ведь он, по словам Чика, «большой хитрец» [2, с. 387] и, на наш взгляд, выразитель народного начала. Это ярко прослеживается в портрете Жоры (широкий деревенский румянец на лице), в его речи (мальчику был присущ своеобразный акцент), в поведении. Народность Жоры позволяет сопоставить его с героем пушкинского произведения — Балдой. Эта параллель проведена Искандером неслучайно, поскольку в противостоянии Чика и Жоры всё складывается по сценарию пушкинской сказки.

Представитель «простого народа» Жора Куркулия выходит из истории победителем. Его образ постепенно укрупняется: из деревенского мальчишки, в котором Чик видел не конкурента, а объект иронии, Жора превращается в главного героя спектакля, чем вызывает зависть у Чика.

Интересно также, что в «Сказке о попе. » наказание приходит попу от Балды. В рассказе Искандера мы видим иронический перифраз этой сюжетной ситуации: конечно, Чик лишается роли из-за своей ошибки, однако в эти обстоятельства вовлечен и Жора Куркулия. Мальчик с самого начала включается в постановку спектакля, поэтому и выучивает слова каждого героя; напомнить про репетицию Чику бежит именно он, а войдя в расположение Евгения Дмитриевича (руководителя кружка), получает роль в спектакле.

Чик терпит наказание за свое «преступление»: он испытывает угрызения совести перед тетушкой, Александрой Ивановной и другими зрителями, и для мальчика это становится уроком. Данная часть текста значима в раскрытии характера Чика. Испытания повлекли за собой изменения в душе героя; эти главные слова звучат в рассказе: «Волна бодрящей благодарности омыла душу Чика. Какая там разница, задние ноги лошади или Балда? Главное, что все это смешно» [2, с. 398].

Иными стали и взаимоотношения Чика с другом Севой: если в начале произведения Чика и Севу объединяет желание искать повсюду смешное, то после в мыслях Чика звучит отчетливое: «Ничего смешного в этом нет» [2, с. 399].

В хронотопе рассказов Искандера особое место занимает воспроизводимая автором эпоха. Атмосфера сталинского времени пропитывает и рассказ «Чик и Пушкин», в котором даже дети повсюду находят атрибутику эпохи.

Обнаруженные Севой вредительские знаки в тетради, посвященной юбилею Пушкина, на обложке которой напечатан текст «Песни о вещем Олеге», захватывают и Чика. Права К. Цколия в том, что шпиономания становится для детей своеобразной игрой. Вместе с этим актуальным становится звучащий в произведении «мотив бдительности и подозрительности» [6, с. 135], связанный в данном случае с преданностью.

Мотив преданности неоднократно звучит в рассказе. Он сопряжен с пушкинскими идеями и раскрывается в эпизоде чтения «Песни о вещем Олеге», высшей точке произведения, фрагменте, в котором эмоции и героя, и читателя достигают апогея.

Что мы видим: теперь Чик не отвечает на приглашения ребят играть в футбол. Он остается преданным своему делу и осознает важность своей миссии. Чик, как и Петр Гринев, в процессе взросления приобретает новое качество — ответственность. При этом ситуация в целом освещена авторской иронией, ведь то, что делает Чик, по сути абсурдно (это подчеркивает и вставной эпизод: герой вспоминает, как однажды его сумасшедшего дядю приняли за вредителя). Однако Искандер не осуждает подобное проявление ответственности, ведь Чик еще ребёнок, в котором только закладываются основы нравственности.

Читая «Песнь о вещем Олеге», Чик приходит к главному — к «нравственному самоочищению» [3, с. 44]. Испытав катарсис, Чик понимает, что в жизни есть вещи важнее футбола, шуток с Севой, школьных постановок. В процессе чтения мальчику открывается новое — поэзия, «. о существовании которой у Чика были самые смутные представления» [2, с. 407].Герой осознает, что нет ничего прекраснее искусства и понимает, что преданность и дружба, отраженные в «Песни о вещем Олеге», существуют вне временных рамок. К поиску ответов на вечные вопросы прибегает и Гринев в «Капитанской дочке». Перед героем и Пушкина, и Искандера открывается «. поток чего-то горестного и прекрасного. » [2, с. 407], оба пытаются постигнуть смысл жизни.

Однако если у Пушкина толчком для самосознания героя становится его вовлеченность в катастрофические события эпохи, у Искандера эта роль отведена литературе. Именно на фоне «вечного» Пушкина Чику становится очевидна глуповатость идеи «вредительства». Искусство остраняет у Искандера социальное, делает заметным советский абсурд.

В то же время и погружение в мир искусства у Искандера иронически освещено: возвращение Чика в реальность происходит сразу же. Это подтверждает финал рассказа: «Горячий украинский борщ? Обедать тоже как-то глуповато. Чик прислушался к себе и вдруг с удивлениемпочувствовал, что мог бы и пообедать. Даже не прочь пообедать. Что делать! Ведь и дружина пировала у брега после всего, что случилось с Олегом» [2, с. 411].

Фрагмент привносит в текст добрую иронию. Авторский прием не направлен против литературных аллюзий, он выполняет другую функцию — подчеркивает ценность и неповторимость жизни, которую так любит герой Искандера.

Подводя итоги, отметим важную роль интертекста в понимании смысла рассказа, поскольку он выполняет функцию сюжетообразующую: с помощью отсылок к творчеству Пушкина формируется сюжет рассказа. Важной становится и характерологическая функция интертекстуальных связей, ведь по аналогии с пушкинскими строятся и развиваются характеры Искандера, а образ ребёнка основывается на принципе «компаса нравственности» [1, с. 13], ориентиром для построения которого становятся пушкинские герои. Особая роль интертекстуальности заключается в перенесении основного принципа реализма — взаимодействия характера и обстоятельств — в детство. Данный принцип становится значимым в рассказе «Чик и Пушкин», так как именно на этом принципе основывается сюжет взросления героев. Последняя функция интертекста — экспрессивная, благодаря которой происходит формирование присущего писателю «иронико-философского оттенка» произведения [6, с. 11]. Проанализировав рассказ «Чик и Пушкин», определив основные функции межтекстовых связей, мы можем с уверенностью утверждать, что интертекстуальность является важным компонентом художественного метода Ф. Искандера.

Библиографический список

1. Иванова, Н. И. Фазиль Великолепный / Н. И. Иванова // Искандер Ф. Кролики и удавы. Созвездие Козлотура. Детство Чика: Притча. Повесть. Рассказы. — М. : Э, 2016. — 640 с.

2. Искандер, Ф. Кролики и удавы. Созвездие Козлотура. Детство Чика: Притча. Повесть. Рассказы / Ф. Искандер. — М. : Э, 2016. — 640 с.

3. Ложкова, Т. А. Диалектика характера и обстоятельств в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» / Т. А. Ложкова // Филологический класс. — 2013.— № 4 (34). — 134 с.

4. Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры / Ю. М. Лотман // Избранные статьи : в 3 т. Т. 2. — Таллин, 1992.

5. Николина, Н. А. Филологический анализ текста / Н. А. Николина. — М. : Академия, 2003.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *