Чему учит легенда разгневанный огонь
Мифы и легенды народов Дальнего Востока
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Фольклор народов Дальнего Востока стал достоянием письменности лишь в двадцатом столетии.
О происхождении мира и Вселенной
О происхождении человека
Много мифов посвящено добыванию огня, изобретению ремёсел.
Разграничение мифа, сказки, легенды часто условно, потому что в их основе лежит вымысел.
Центральной фигурой дальневосточной мифологии является шаман. Он считается посредником между людьми и духами-«хозяевами».
Роль шамана – «добывать» у духов промысловых рыб, выпрашивать удачи для охотника, «усмирять» непогоду и так далее.
Что просили охотники у «хозяина дома» джулина во время обряда?
Чувствуют ли себя «люди тайги» царями природы? Докажи это примерами из «благопожеланий».
Чему нас учит эта легенда?
ФОЛЬКЛОРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
Приведите примеры пословиц об ученье, книге, труде, поведении человека.
Попробуйте сами сочинить произведения малого жанра.
Проиллюстрируйте одну из загадок.
Если вы не умеете или не хотите рисовать, напишите, что будет изображено на ваших рисунках:
Если вы расставите книги по порядку, то прочитаете пословицу.
Найдите в сказке примеры волшебного и бытового.
Что высмеивается в этой сказке?
Составьте план сказки.
Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся вам эпизоду.
Перед вами цитатный план сказки. Переделайте его в обычный.
«Жила себе женщина одиноко в своей хижине…» «Однажды выдалась зима долгая и ветреная…» «Замесила тесто и испекла три лепёшки…» «Вдруг налетел страшный ураган…» «Десятую часть товара …отдам за кусок хлеба…» «Весь народ дивился чуду с лепёшкой…»
Нарисуйте плакат-призыв «Берегите природу!»
Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова. Проверьте себя, сравнив ваш вариант с текстом.
С первого взгляда я понял, в чем дело: __________добывал из дупла мед. Он стоял на задних ногах и тянулся к ________. Протиснуть лапу в дупло ему мешали камни. Медведь ворчал и тряс __________ из всей силы. Вокруг улья вились пчелы и жалили медведя в голову. Он тер морду лапой, кричал _________________ голосом, валялся по земле, но затем вновь принимался за ту же работу. Смотреть на его уловки было очень ____________.
Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
Какими качествами должен обладать писатель, чтобы так рассказать о мире животных?
Выпишите из текста (хрестоматия стр. 37 от слов «Шатун до того обнаглел, … до слов …загребая ими в воздухе.) сравнения, эпитеты, метафоры.
Запишите, какие животные встретились в тексте.
Как звали главную героиню рассказа? _____________ Что это за животное? ______________________________ Чему научилась героиня рассказа? ___________________ Как относилась мачеха к героине рассказа? ___________ Каков окрас тигрицы?______________________________
Подумайте, каким основным цветом, в зависимости от настроения, вы бы окрасили стихотворения.
Старые сказки Сенокос Шалаш в тайге
Словно юрты на древнем становье,
За рекой вырастают стога.
Какой троп использован в этом отрывке?
Дорисуйте иллюстрации, используя содержание стихотворений «Оленёнок», «Кабарга», «Барсук», «Сойка».
Найдите в любом доступном вам источнике (Интернет, энциклопедия и т. д.) краткие сведения о Шолом-Алейхеме. Самостоятельно составьте о нём небольшую словарную статью. Запишите: Шолом-Алейхем (и продолжите): _________________
Устное рисование. Подберите и запишите ключевые слова для изображения Рябчика. При желании устное рисование может быть заменено вашей иллюстрацией.
Сколько собак встретил Рябчик на своём пути? Запишите.
Составьте план рассказа «Рябчик».
СТИХИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ПОЭТОВ О ПРИРОДЕ
Для каждого времени года поэты находят слова, краски, звуки. Отыщите их в прочитанных стихотворениях.
ТЕМА ВОЙНЫ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Перечислите известные вам (или порасспросите старших) военные события на Дальнем Востоке.
Научитесь выразительно читать стихотворения о войне. Подчеркните в стихах слова, которые, по вашему мнению, нужно выделить эмоционально и интонационно, напишите, какие чувства надо постараться передать в голосе.
Выясните у людей, которые помнят или знают по рассказам военные годы, как жили, работали, учились. Запишите.
Нарисуйте иллюстрацию на военную тему и подберите к ней строки из любого стихотворения.
Шаг к мечте или ребяческая шалость: Почему история об Икаре трактуется не так, как сам древнегреческий миф
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Древнегреческий миф об Икаре и Дедале.
Однако легендарному греческому умельцу, пришлось бежать из Афин, где в порыве зависти и злобы совершил преступление: он сбросил с крыши акрополя своего племянника Талоса, превзошедшего его в таланте и мастерстве.
12-летний мальчик, несмотря на столь юный возраст, изобрел по образцу и подобию спинного хребта рыбы столярную пилу, сконструировал гончарный круг, придумал токарный станок и циркуль. Дедал так испугался превосходства юного гения, что однажды столкнул его с крыши афинского Акрополя.
Но это уже история из другого мифа, когда греческий герой Тесей отправился на остров Крит дабы уничтожить Минотавра, которому афиняне каждые девять лет обязаны были отправлять семь юношей и семь красивых девушек на растерзание.
Разгневанный царь Минос, прослышав о пособничестве, заточил в лабиринт и самого Дедала, и его сына Икара, родившегося уже на острове от рабыни Навкарты. К слову, сын мастера был зеркальной копией своего убиенного двоюродного брата Талоса и возраста в ту пору они были также одного. Но справедливости ради нужно отметить, что в отличие от Талоса у Икара не было совершенно никаких талантов и увлечений.
Из лабиринта узников тайно освободила Пасифая. И, чтобы бежать с острова, гениальный мастер смастерил для себя и сына из перьев четыре огромных крыла. С неутомимым усердием Дедал связывал всевозможные птичьи перья, начиная с самых коротких и постепенно заканчивая более длинными, скрепляя их воском. И когда крылья были готовы, он, привязывая их ремнями на плечи сыну, давал наставления, что бы тот летел, не подымаясь слишком высоко, дабы воск не растаял от солнечных лучей.
Отца беспечный юнец не послушался и приблизился слишком близко к Солнцу, лучи которого и растопили крепления. Икар упал и утонул невдалеке от острова Самос в море, которое и получило в этой части название Икарийского моря.
Однако мифическая история на этом не закончилась. Оплакав сына, Дедал добрался в сицилийский город и попросил местного правителя Кокала об укрытии от преследований критского царя. Ибо тот, когда узнал, что его мастер сбежал на Сицилию, решил отправиться за ним с целым войском и вернуть его.
Некоторое время правитель Сицилии увиливал, однако Минос хитростью заставить выдать мастера, и Кокалу ничего не оставалось как согласиться отдать беглеца. Но перед этим, предложив гостю принять ванну с дороги, сварил того в кипятке. А Дедал провел остаток жизни на Сицилии.
Из поколения в поколение передавались предания о гениальном мастере Дедале, который смог устроить в Сицилии чудесное озеро с вытекающей рекой. А на высоком утесе скалы, где не могло удержаться ни одно дерево, построил удивительный замок. В нем и поселился правитель Кокал, там же и хранил свои сокровища. Третьим чудом, сотворенным Дедалом была глубокая пещера, в которой он устроил подземное отопление.
Кроме того, он воздвиг открытый храм Афродиты над могилой критского царя Миноса.
Воистину был великим мастером Дедал. Но со времени смерти сына он уже больше никогда не был счастлив, несмотря на все свои достижения. Он одиноко доживал старость в скорби и был похоронен в Сицилии.
Мораль древнегреческого мифа
Именно поэтому сын, вопреки советам отца, стал подниматься к солнцу, это тоже была ребячливая игра, шалость, а не обретение свободы в гибельном полёте. Всю эту красивую историю, весьма знакомую широкому кругу общественности, придумали писатели. Это они идеализировали образ Икара как героя, символизирующего мечту человека взмыть в небо, как птица, и парить, не ощущая тяжести.
Ренессансные же моралисты использовали эту тему древнегреческого мифа, дабы научить, как опасны крайности и как хороша добродетель умеренности, а также предостеречь от человеческого высокомерия.
Тетрадь по литературному краеведению (5 класс)
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Фольклор народов Дальнего Востока стал достоянием письменности лишь в двадцатом столетии.
О происхождении мира и Вселенной
О происхождении человека
Много мифов посвящено добыванию огня, изобретению ремёсел.
Разграничение мифа, сказки, легенды часто условно, потому что в их основе лежит вымысел.
Роль шамана – «добывать» у духов промысловых рыб, выпрашивать удачи для охотника, «усмирять» непогоду и так далее.
Что просили охотники у «хозяина дома» джулина во время обряда?
БЛАГОПОЖЕЛАНИЯ
Чувствуют ли себя «люди тайги» царями природы? Докажи это примерами из «благопожеланий».
Чему нас учит эта легенда?
ФОЛЬКЛОРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
Приведите примеры пословиц об ученье, книге, труде, поведении человека.
Попробуйте сами сочинить произведения малого жанра.
Проиллюстрируйте одну из загадок.
Если вы не умеете или не хотите рисовать, напишите, что будет изображено на ваших рисунках:
Если вы расставите книги по порядку, то прочитаете пословицу.
ЖЕСТОКИЙ МУДУР-МЭРГЭН
Найдите в сказке примеры волшебного и бытового.
Что высмеивается в этой сказке?
Составьте план сказки.
Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся вам эпизоду.
ТРИ ЛЕПЁШКИ
Перед вами цитатный план сказки. Переделайте его в обычный.
«Жила себе женщина одиноко в своей хижине…»
«Однажды выдалась зима долгая и ветреная…»
«Замесила тесто и испекла три лепёшки…»
«Вдруг налетел страшный ураган…»
«Десятую часть товара …отдам за кусок хлеба…»
«Весь народ дивился чуду с лепёшкой…»
Нарисуйте плакат-призыв «Берегите природу!»
Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова. Проверьте себя, сравнив ваш вариант с текстом.
С первого взгляда я понял, в чем дело: __________добывал из дупла мед. Он стоял на задних ногах и тянулся к ________. Протиснуть лапу в дупло ему мешали камни. Медведь ворчал и тряс __________ из всей силы. Вокруг улья вились пчелы и жалили медведя в голову. Он тер морду лапой, кричал _________________ голосом, валялся по земле, но затем вновь принимался за ту же работу. Смотреть на его уловки было очень ____________.
Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
Какими качествами должен обладать писатель, чтобы так рассказать о мире животных?
Запишите, какие животные встретились в тексте.
Проверьте себя!
Как звали главную героиню рассказа? _____________
Что это за животное? ______________________________
Чему научилась героиня рассказа? ___________________
Как относилась мачеха к героине рассказа? ___________
Каков окрас тигрицы?______________________________
СТИХИ
Подумайте, каким основным цветом, в зависимости от настроения, вы бы окрасили стихотворения.
Старые сказки Сенокос Шалаш в тайге
Словно юрты на древнем становье,
За рекой вырастают стога.
Какой троп использован в этом отрывке?
Дорисуйте иллюстрации, используя содержание стихотворений «Оленёнок», «Кабарга», «Барсук», «Сойка».
Найдите в любом доступном вам источнике (Интернет, энциклопедия и т.д.) краткие сведения о Шолом-Алейхеме. Самостоятельно составьте о нём небольшую словарную статью. Запишите: Шолом-Алейхем (и продолжите): _________________
Устное рисование. Подберите и запишите ключевые слова для изображения Рябчика. При желании устное рисование может быть заменено вашей иллюстрацией.
Сколько собак встретил Рябчик на своём пути? Запишите.
Составьте план рассказа «Рябчик».
СТИХИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ПОЭТОВ О ПРИРОДЕ
Для каждого времени года поэты находят слова, краски, звуки. Отыщите их в прочитанных стихотворениях.
ТЕМА ВОЙНЫ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Перечислите известные вам (или порасспросите старших) военные события на Дальнем Востоке.
Научитесь выразительно читать стихотворения о войне. Подчеркните в стихах слова, которые, по вашему мнению, нужно выделить эмоционально и интонационно, напишите, какие чувства надо постараться передать в голосе.
Выясните у людей, которые помнят или знают по рассказам военные годы, как жили, работали, учились. Запишите.
Нарисуйте иллюстрацию на военную тему и подберите к ней строки из любого стихотворения.
Кулагина Н.В. Литература: Рабочая тетрадь. 5 класс, 2000.
Меркин Г.С. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса. – М.: РОСТ, Скрин, 1996.
Хрестоматия по дальневосточной литературе: 5 – 6 класс/Сост. Г.В. Гузенко, 1997.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-088217
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.