Чему учит отрочество толстого
Повесть Л. Н. Толстого «Отрочество» для читательского дневника
Произведение Л. Н. Толстого «Отрочество» было написано в 1854 году. Это вторая повесть трилогии писателя. В ней описывается период взрослении юноши, который переживает любовь, дружбу, но и подлость, лицемерие, предательство. Краткое содержание повести Толстого «Отрочество» для читательского дневника поможет выяснить его главную мысль, понять, что автор хотел передать своим читателям.
Анализ произведения
Жанр — автобиографическая повесть. Сюжет развивается в XIX веке в России, а именно в ее столице. Семья Иртеньевых переехала туда после смерти матери Николеньки.
Краткое содержание
Главному герою Николеньке исполнилось 14 лет. Вместе со своей семьей он живет в Москве у бабушки. Юноша повзрослел, стал понимающе относиться к чувствам и поступкам других людей. Неожиданно для него было испытать влечение к горничной Маше. Это была молодая и красивая девушка. Парень себя не считал красавцем, особенно на фоне брата. Он думал, что в его жизни не будет счастья из-за этого, поэтому проживет всю свою жизнь в одиночестве.
С семьей в столицу переехал их гувернер Карл Иваныч. Ребята как-то играли с порохом, это увидела бабушка. Женщина обвинила учителя в безалаберности и уволила его. Вместо него был приглашен московский педагог. Николенька сильно расстроился из-за этого, переживал. Перед уходом Карл Иваныч рассказал юноше трагичную историю своей жизни.
С новым учителем Николай не смог найти общий язык, дерзил ему, вел себя вызывающе. Он сам не понимал, почему себя так ведет. Вскоре за такое поведение отец запер его в чулан и сказал, что выпорет розгами. Юноше стало стыдно, он попросил прощения, а после этого у него был припадок. Это сильно взволновало родных. Николай замкнулся в себе, чувствовал одиночество, непонимание. Он часто размышлял, наблюдал за близкими.
Вскоре Николенька узнал про отношения между Машей и портным Василием и не мог понять, как эти грубые плотские отношения можно относить к любви.
В это время в университет поступил его старший брат. Николай завидовал ему, так как Володя стал совсем взрослым и самостоятельным. Николенька решил учиться еще усерднее, чтобы в будущем тоже поступить. Юноша анализировал себя, осознал, что самым большим его недостатком является склонность к постоянной бездеятельной философии.
Чуть позже он познакомился с молодым князем Дмитрием Нехлюдовым. Именно этот человек укрепил в молодом парне решимость бороться с недостатками. Николай решил встать на путь саморазвития, чтобы быть лучше, помочь миру.
Характеристика героев и основная мысль
Главный герой в «Отрочестве» Толстого — Николай Иртеньев, в семье его все зовут Николенька.
Ему 14 лет, это добродушный и отзывчивый юноша, который переживает взросление.
Николенька живет вместе со своими сестрами, братом, отцом и бабушкой:
На примере главного героя видно, что ребенок по мере взросления испытывает множество волнительных открытий, но они могут быть не только радостными. Подросткам открывается новый мир, они начинают понимать и переосмысливать духовные и материальные ценности. В этот период им особенно нужна поддержка, направление. У Николеньки не складываются отношения, он испытывает бурю эмоций, нуждается в понимании.
Автор хотел донести до читателей те ощущения, которые испытал мальчик. Ведь через путь взросления проходят все люди. Подростковый возраст — самый непростой период, но очень важный. Именно в это время закладываются основы личности, формируется характер.
Л. Н. Толстой хотел проанализировать сущность человека, показать его развитие.
Он описал становление личности в период детства, отрочества и юности. Именно в эти периоды человек наиболее полно ощущает себя в мире, происходит осмысление себя и всего, что окружает.
Таким образом, повесть учит следующему:
Именно эти качества помогут преодолеть все трудности жизни, решить нравственные проблемы на этом этапе взросления.
Отзывы о книге
Основная мысль произведения в том, чтобы показать формирование характера человека, его личности, а также образ мыслей и поведение. Книга может стать примером для самоанализа, поспособствует самокопанию. А также для родителей подойдет, позволит лучше понимать своего ребенка, помочь ему в период взросления. Советую.
Я читала всю трилогию автора, осталась в восторге. Мне безумно нравятся все произведения Л. Н. Толстого. Он всегда затрагивает философские мысли, поиск смысла существования, цели в жизни. Очень интересно наблюдать за становлением личности Николеньки. Порой видела сходство с собой, временами было стыдно, ведь в таком возрасте не всегда осознаешь, что произойдет, если совершить какой-то поступок. Только когда вырастаешь, понимаешь, как был неправ. Советую прочитать, это очень полезное произведение.
В школе по этому произведению нам задавали написать сочинение, сделать реферат. Я изучил Википедию, оказалось, что повесть автор писал в течение двух лет, есть продолжение. Книга довольна интересная, понравится даже взрослым. В ней много полезных высказываний, есть о чем подумать. Рекомендую, время с этой книгой можно провести с пользой.
Анализ произведения Отрочество Толстого
Автобиографическое произведение Толстого посвящено описанию периода становления личности в подростковом возрасте. Однако, наряду с психологическими переживаниями, повесть показывает особенности жизни дворян девятнадцатого века, через которые преломляются чувства и мысли главного героя.
Николенька после смерти матери, вместе со своими близкими переезжает в Москву. Поездка сопровождается грозой и непогодой, которая должна символизировать беспокойство и тревогу героя при изменении жизни.
Тогда же в дороге Николенька слышит жалобы и сетования дочери гувернантки на тяжелую жизнь. Это заставляет его задуматься о том, что есть другие люди и другая жизнь, которая может быть гораздо хуже, чем та, к которой он привык. Этот эпизод дает автору возможность напомнить читателям о простых людях, о необходимости не замыкаться в своем мирке, видеть реальную жизнь.
Разумеется, автор не мог обойти интерес своего героя к противоположному полу, учитывая возраст о котором ведется повествование. Николеньке нравятся и сверстницы его круга и горничная Маша. Показательно, что при описании отношения к ней, совершенно отсутствует сословная спесь. Николенька преисполнен сочувствия к горничной. Эпизод, когда подросток, узнав о желании Маши выйти замуж пьяницу Василия, проникается желанием помочь им сочетаться браком, в целом мало реалистичен. Однако, видимо, Толстой желал дать читателям пример для подражания, ради чего пожертвовал достоверностью.
Отношения Николеньки с братом показывают процесс, в ходе которого он учится установлению и поддержанию взаимоотношений, принятых среди взрослых людей. Слезы главного героя, появившиеся после того, как его брат первым попросил прощения после ссоры, должны показать, что Николенька усвоил необходимость отказа от эгоизма и путь восстановления отношений через компромисс.
Писатель уделил много места отношению главного героя к его гувернерам. Ненависть Николеньки к французу Сен-Жерому символизирует процесс формирования личности, утверждение своей самостоятельности. Недаром, повзрослев, Николенька начинает мягче относиться к своему наставнику.
Важное место в произведении занимает и дружба главного героя с Нехлюдовым. Через нее писатель также показывает существенную черту процесса становления личности – появление собственных глубоких интересов. Эта дружба остается не видной для окружающих, символизируя внутренние интеллектуальные и духовные процессы.
Описание процесс взросления, через который проходят все, показанное через призму другой социальной среды, позволяет обратить внимание на важные вещи, которые кажутся слишком привычными.
Вариант 2
Лев Николаевич Толстой — это популярный русский писатель, который знаменит и за пределами России. Каждое его произведение наполнено определенным смыслом, который будет понятен каждому из читателей.
В произведении Отрочество автор показывает внутренние переживания и изменения в душе юного человека. Николай на все смотрит сквозь решетку, он все пропускает сквозь себя, пытается найти глубинный смысл во всем происходящем вокруг. Николенька очень замкнутый мальчик, он считает, что им никто не интересуется, что он никому не нужен в этой жизни. Но он очень добрый, дружелюбный ребенок.
Главный герой этой повести- это мальчик-подросток, учащийся лицея, которого зовут Николенька Иртеньев. На момент второй главы Николеньке исполнилось уже целых четырнадцать лет. Именно в таком возрасте дети учатся в лицее. Он уже учится, принимает правильные и неправильные решения, сам делает ошибки, сам их исправляет.
В этом произведении рассказывается о людях, о том, как они меняются с течением времени, о том, как меняются мысли, идеи разных людей с течением возраста, от того, что они прошли, от того, что успели увидеть за свою, казалось бы, невероятно долгую жизнь.
Это произведение позволяет каждому читателю задуматься о том, что ему нужно от жизни. Особенно это произведение будет полезно почитать читателям-подросткам, которые в самом начале жизненного пути и не знают, в какую сторону нужно двигаться дальше.
Поэтому, я, как читатель-подросток, могу с радостью и огромной уверенностью сказать, что данное произведение — очень приятное для чтения, позволяет задуматься, порассуждать. Я могу смело посоветовать к прочтению эту повесть. Если бы у меня возможность, я бы очень хотел лично пообщаться с автором этого произведения и понять конкретно его мысли на момент написания этой повести. Мне очень интересно, совпадают ли мои мысли с мыслями автора. Я хотел бы еще больше погрузиться в жизнь этого ребенка, этого подростка.
Отрочество Толстой Л.Н. — читательский дневник
Предлагаем изучить читательский дневник по произведению Толстого «Отрочество», где компактно изложены основные моменты повести. В повести «Отрочество» описан подростковый период главного героя. Это одна из частей трилогии Льва Толстого, рассказывающая об этапах развития мальчика Николеньки, до момента его вступления во взрослую жизнь.
Повесть создана в 1854 году. В произведении описаны жизнь, быт, семейные традиции русских дворян 19 века.
Николенька Иртеньев – подросток из дворянской семьи. Он – чувствителен, стремится найти смысл в происходящем;
Брат Володя – успешный подросток, у которого многое получается делать на 5+.;
Папа – спокойный, рассудительный человек, но он – картежник, отстранен от детей;
Бабушка – графиня, с жесткими правилами и нормами поведения. После смерти матери Николеньки семья Иртеньевых переехала именно к ней в Москву;
Любочка – сестра, напоминающая Николеньке мать;
Карл Иванович – гувернер, заботливый и добрый, воспитавший Николеньку и любящий его;
Мальчик Николенька – представитель русского дворянства тех времен. Он, как и любой подросток, получает множество впечатлений, общаясь с людьми. Николенька остро воспринимает события, поскольку невысокого мнения о себе. Мальчик анализирует все то, что происходит с ним, пытается разобраться в жизни. И он успешно проходит этап отрочества – одну из ступеней на пути к взрослению.
Я думаю, что произведение учит спокойному отношению к себе – принятию своих действий, мыслей и чувств.
Толстой с сочувствием и пониманием относится к любым чувствам и поведению Николеньки. Автор понимает, что ребенок учится жить. Толстой относится ко всему, что чувствует и делает мальчик, как к детскому и подростковому опыту, который в дальнейшем уже сформирует зрелую личность. И действительно, с годами для Николеньки многие противоречия стираются.
В главном герое есть одна важная черта – ему нравится анализировать. Есть ощущение, что Толстой с радостью описывает его мысли. В том, что для Николеньки интересен его внутренний мир, Толстой видит много позитива, раскрытие его способностей в будущем.
Читая «Отрочество», я чувствую отношение автора ко своему главному герою. Мне нравится, что Толстой не занимается «морализацией». Для него Николенька Иртеньев – живой, реальный мальчик, для которого ничего человеческое не чуждо. Подросток может быть и добрым, и злым, и любящим, и ненавидящим. Николенька слишком сильно критикует себя, и к этому юношескому максимализму Толстой относится со снисхождением. Есть моменты, которые даются ему не слишком легко в отличии от его старшего брата. Сам Толстой опровергал мнение, что повесть автобиографическая. Я же вижу в ней исповедь классика о своем детстве. Будучи взрослым человеком, Толстой еще раз проживает события детских лет, относясь к ним уже совершенно по-другому. Он во всем принимает себя в образе своего главного героя и сочувствует ему.
Толстой разграничивает различные этапы взросления Николеньки, описывая его переезд в Москву. Мальчик уже не ребенок, а подросток. Для него открывается целый мир, который не ограничивается только его семьей.
И в этой новой жизни Николенька общается с другими людьми – детьми и взрослыми. Часто его близкие люди: бабушка и отец, не понимают его, с образами которых он явно или скрыто конфликтует. Особенно это противостояние происходит с гувернером Сен-Жеромом. Мальчик расстроен, что первый гувернер, с которым он находится в единении, уволен и уходит из семьи. Толстой показывает, как сложно ребенку отстаивать себя, объяснить взрослым, что во многих его действиях нет злого умысла.
Образы главного героя и девочек, девушек конфликтуют друг с другом. И Сонечка, и Маша не интересуются подрастающим Николенькой, из-за чего мальчик сильно переживает.
Николенька взрослеет, и стираются многие конфликты. Отношения с Машей меняются: Николенька становится спасителем для влюбленной пары, которая смогла пожениться. Ненависть к Сен-Жерому переходит в теплое отношение к нему. И гувернер радуется успехам своего ученика, хвалит его. Конфликты между этими образами стирается, исчезает. Когда читаешь об этом, то становится легче и радостней.
Бричка – легкая повозка на колесах, иногда крытая верхом;
Ракита – простонародное название деревьев из рода ивовых;
Аршин – мера длины, 0,711 метра;
Котомка – сума, мешок на лямках, который носят за плечами;
Форейтор – верховой, слуга, восседающий на передней лошади;
Козлы – место для кучера впереди повозки или экипажа;
« Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни, вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества. ».
« Мысли эти представлялись моему уму с такою ясностью и поразительностью, что я даже старался применять их к жизни, воображая, что я первый открываю такие великие и полезные истины. ».
« Жалкая, ничтожная пружина моральной деятельности – ум человека! ».
« Неужели в то время я мог бы думать, что останусь жив после всех несчастий, постигших меня, и что придет время, когда я спокойно буду вспоминать о них. ».
« Ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее. ».
«Отрочество» — читательский дневник по повести Л. Толстого
«Отрочество» — вторая повесть трилогии Льва Толстого впервые была опубликована в 1854 году в журнале «Современник».
Описание книги для читательского дневника
Автор: Толстой Лев Николаевич
Название произведения: «Отрочество»
Жанр: повесть
Год написания: 1854
Издательство: Азбука
Год издания: 2020
Главные герои и их краткая характеристика
Николай Иртеньев (Николенька) – добрый, отзывчивый четырнадцатилетний подросток, остро переживающий свое взросление.
Владимир – старший брат Николеньки, который был для него примером для подражания.
Катя, Люба – сестры Николеньки.
Бабушка – добрая, любящая женщина, которая так и не оправилась после смерти дочери.
Старший Иртеньев – отец Николеньки, добрый, строгий, но справедливый человек.
Карл Иваныч – старый гувернер Николеньки и Володи, который искренне привязался к мальчикам.
Дмитрий Нехлюдов – молодой князь, студент, ставший лучшим другом Николеньки.
Время и место действия
Действие повести происходит в первой половине XIX века в Москве, куда семейство Иртеньевых переехало после смерти матери Николеньки.
Краткое содержание и сюжет
Николеньке Иртеньеву уже четырнадцать лет. После смерти горячо любимой матери он вместе с отцом, старшим братом Володей и сестрами Любой и Катей переехал в Москву. Семья поселилась в доме бабушки по материнской линии. В этот период повзрослевший подросток стал лучше понимать чувства и поступки других людей. Неожиданным для него стало непонятное влечение, которое вызывало у него молодая и красивая уборщица Маша.
Николенька был убежден в своем уродстве, которое, по его мнению, особенно остро выделялось на фоне красавца Владимира. Он все больше задумывался над тем, что в его жизни не будет счастья, и остаток своих дней он проведет в гордом одиночестве.
Когда бабушка узнала, что мальчики играли с порохом, она обвинила в безалаберности их старого гувернера Карла Иваныча, и заменила его столичным гувернером. Николенька остро переживал расставание с верным другом. Напоследок Карл Иваныч рассказал ему печальную историю своей жизни.
У мальчика сразу не сложились отношения с новым гувернером. Он стал вести себя излишне дерзко, вызывающе, и даже самому себе не мог объяснить перемены в поведении. После очередной некрасивой выходки отец запер Николеньку в чулан и пригрозил выпороть розгами. Мальчик, чувствуя острый стыд за свое дурное поведение, попросил прощение, и сразу после этого с ним случился припадок, который взволновал все семейство.
После этого досадного случая Николенька замкнулся в себе. Чувствуя себя одиноким, никем не понятым, он предавался уединенным размышлениям и наблюдениям за домашними. Его неприятно поразила связь портного Василия и горничной Маши. Юноша не понимал, как такие грубые, плотские отношения можно называть любовью.
Тем временем Володя поступил в университет, и Николенька завидовал, каким взрослым и самостоятельным стал его брат. Он стал еще более усердно учиться, чтобы в скором будущем поступить на математический факультет. Анализируя свой характер, Николенька понял, что наибольшим его недостатком является склонность к бездеятельной философии. Знакомство с молодым князем Дмитрием Нехлюдовым окончательно укрепило в нем решимость бороться с собственными недостатками. Николенька решил встать на путь самосовершенствования, чтобы стать лучше самому и изменить все человечество.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Николенька после приезда в Москву заметил, что изменился. Он начал уметь понимать поступки других и сострадать. Например он братца простил после ссоры, и бабушке посочувствовал которая была убита горем после того как ее дочка умерла. Еще Николенька влюбился в горничную, но считает, что он из-за своей неказистой внешности так и останется на всю жизнь один. Бабушка выгоняет гувернера Карла Ивановича и Николеньке и с ним трудно расстаться, а вот с новым гувернером у него совсем не складываются отношения. Он дерзит, капризничает и даже удивляет этим старшего брата. Мальчика в чулан запирают и на нервной почве у него случается эпилепсия. До поступления в институт Николеньке остается всего лишь несколько месяцев.
План пересказа
1. Иртеньевы едут из деревни в Москву.
2. Новые ощущения входят в жизнь героя.
3. Учитель Карл Иванович рассказывает юноше свою историю.
4. День рождения Любочки.
5. Николай ломает маленький ключик от отцовского тайника.
6. Выходка мальчика по отношению к Сен-Жерому. Мальчик наказан.
7. Брат Володя поступает в университет. Его друг Нехлюдов становится другом и Николая.
8. Николай отмечает, как повзрослели его сестры. Он начинает критически оценивать поведение отца.
9. Бабушка умирает, оставив все состояние Любочке.
10. Николай готовится к поступлению в университет.
Основная мысль
Подростковый возраст – непростой, и очень важный период в жизни каждого человека, во время которого закладываются основы его личности.
Чему учит
Произведение учит спокойному отношению к себе – принятию своих действий, мыслей и чувств.
Отзыв и что понравилось
В повести «Отрочество» показан сложный процесс взросления, перехода из одного состояния в другое, изменение чувств и убеждений в душе подростка. В произведении собрано множество важных мыслей, которые рано или поздно касались нашей души в ранние годы жизни. И тем интереснее наблюдать, как приходит к ним герой.
Вывод и мое мнение
Когда ребенок вступает на путь взросления, его ждет множество волнительных открытий, как радостных, так и не очень. Перед ним открывается новый, ранее неизведанный мир, который живет по своим правилам и законам. У подростков происходит полное переосмысление жизненных ценностей, и в этот период очень важно поддержать их, мягко направить на правильный путь.
Пословицы
Словарь новых и незнакомых слов
Бричка – легкая повозка на колесах, иногда крытая верхом
Ракита – простонародное название деревьев из рода ивовых
Аршин – мера длины, 0,711 метра
Котомка – сума, мешок на лямках, который носят за плечами
Форейтор – верховой, слуга, восседающий на передней лошади
Козлы – место для кучера впереди повозки или экипажа
Понравившиеся цитаты из текста
« Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни, вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества. ».
« Мысли эти представлялись моему уму с такою ясностью и поразительностью, что я даже старался применять их к жизни, воображая, что я первый открываю такие великие и полезные истины. ».
« Жалкая, ничтожная пружина моральной деятельности – ум человека! ».
« Неужели в то время я мог бы думать, что останусь жив после всех несчастий, постигших меня, и что придет время, когда я спокойно буду вспоминать о них. ».
« Ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее. ».
Краткий и полный анализ повести Л. Н. Толстого «Отрочество»
Год написания – 1854 г.;
История создания – В 50-е годы Лев Толстой переживает собственный кризис. Он уезжает на Кавказ, светские развлечения он оставив в прошлом. Толстой пишет: «Мне 24 года, а я еще ничего не сделал», а на следующий день получает письмо от Некрасова с наилучшими отзывами о его рукописи «Детство». После этого Толстой и задумывает повесть, где будут описаны различные этапы жизни человека.
Жанр – псевдо-автобиографическая повесть;
Направление – реализм;
Основная идея – раскрытие внутренних процессов, протекающих в человеке, на примере событий, происходящих с мальчиком-подростком. Толстой показывает, как формируются взгляды и закладывается основа дальнейшего развития личности;
Тема – Отражение процесса развития и взросления главного героя.
Индивидуальность человека раскрывается уже в детском возрасте. В подростковый период она проявляется наиболее резко и ярко;
Проблема – Внутренний конфликт ребенка, его отношение к себе, к своим мыслям, чувствам и к происходящим событиям;
Композиция – Простая, повесть описывает череду последовательных событий из жизни главного героя и его окружения;
п.1. Тематика и проблематика
Тема: 1. Развитие личности, ее становление
Толстой описывает этапы взросления человека. Автор передает не сухие факты, а мысли и чувства 14-летнего подростка. И процесс взросления очень хорошо понимаешь и чувствуешь.
Толстой описывает реального мальчика, не идеализирует его. Он показывает, что мысли и чувства главного героя бывают разными. В одних ситуациях Николенька добрый и отзывчивый, в других – завистливый и злой. Мальчик дважды наступает на платье своей гувернантки, чтобы развеселить детей на празднике и обратить на себя внимание. Или он переворачивает стол старшего брата, разозлившись на него. Но тот же Николенька очень помогает горничной Маше, которой удается выйти замуж за Василия. Николенька может быть и добрым, и злым, и Толстой не осуждает его.
Тема: 2. Отношение к себе
Николенька чувствует себя ненужным, неспособным, одиноким. Он думает, что никто не любит его.
Николенька видит себя неспособным к обучению, уродливым. Он чувствует зависть к брату. Раньше братья были дружны, но потом отдалились друг от друга. Возможно, здесь сыграла роль успешность Володи и «никчемность» Николеньки. Его стеснительность не позволяет оказывать знаки внимания противоположному полу. Николенька не смог на себя обратить внимание Сони. А чувства к горничной Маше так и останутся невыраженными. Но Николенька сделал для нее очень много, уговорив отца дать разрешение на брак.
Тема: 3. Взаимоотношения со взрослыми и их воспитание. Роль учителя
События детских лет закладывают основу человека и влияет на его судьбу. В эти годы наиболее важна помощь со стороны взрослых, их поддержка, понимание, любовь.
Николенька любит своих близких: отца и бабушку, но скрыто или явно конфликтует с ними. Мальчик растет без матери, и ему важно иметь рядом взрослого, который любит его всей душой. Карл Иванович гувернер, который искренне привязан к ребенку, но именно его бабушка увольняет, что усилит внутренний конфликт ребенка. Нового гувернера мальчик ненавидит всем сердцем, но, по мере взросления ребенка, эта ненависть уходит. Гувернер будет хвалить своего ученика, а Николенька станет относиться к нему с теплотой и даже любовью.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Читая повесть, мы чувствуем, как для Николеньки значимы его подростковые переживания. Вмести с ним мы проживаем его впечатления по поводу произошедших событий.
Толстой описывает всю гамму переживаний Николеньки к происходящему. Автор, как бы говорит в своем произведении, насколько сильны и важны чувства и эмоции этого 14-летнего мальчика. И как важно со стороны взрослых бережно и с пониманием относиться к его мыслям и желаниям. Автор показывает, как несладко бывает ребенку, который только формируется, приобретает первый опыт жизни. Он еще не знает, как поступать, удивляется своим противоречивым чувствам. Читая о внутреннем конфликте ребенка, проникаешься состраданием к мальчику, когда взрослые не понимают и не чувствуют его.
Основной идейно-эмоциональный акцент Толстой делает не на нравственности подростка, а на «движении сердца», которые при удачном формировании личности переходят в «огненный восторг» души.
Эмоционально и с интересом Толстой описывает тот самоанализ, который присущ мальчику и видит в нем большие перспективы для развития. Это созвучно с концепцией автора, что проблема зла решается не через изменение внешней среды, а через самоанализ и внутренний духовный поиск. Я считаю, что именно в этом пафос и идея произведения.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образ Николеньки противоречив, его ощущаешь живым и реальным. Он находится в конфликте с образом старшего брата Володи. Николенька завидует его успехам, но, эти образы находятся и в единстве, поскольку они – родные братья, и в детстве были дружны. Хоть мальчик любит близких, но и конфликтует с ними. Противодействие чувствуется в отношении с бабушкой, а также с отцом, которого больше интересуют карты, чем собственные дети.
Николенька находится в единении с образом первого гувернера, Карла Ивановича, но их разлучают. Добрый и значимый человек навсегда уходит из жизни мальчика.
Николенька противопоставлен всем женским образам, к которым он испытывает влечение. Таковы Маша и «изменница» Сонечка. Впоследствии, главный герой, как бы, соединяется с образом Маши, помогая ей осуществить ее большую мечту – выйти за Василия замуж. Толстой отмечает, что после этого подросток освободился от чувства влюбленности. Он понял то, что Маша любит Василия. Мальчик помог им пожениться, совершив благородный поступок и поставив для себя точку во всей этой истории.
По мере взросления подростка большинство конфликтующих образов начинает ощущаться в единстве. Ситуации меняются, стираются противоречия.
п.4. Литературные приёмы
В повести символичен переезд семьи главного героя в Москву. Символ переезда, как бы, проводит черту, разграничивая основные этапы жизни Николеньки – переход от детства к отрочеству. В его жизни появляется много новых людей, с которыми ему важно научиться создавать отношения.
п.5. Конфликт произведения
Я думаю, что основной конфликт повести – это внутренний конфликт главного героя. Мальчик теперь живет в Москве, он дружит, учится, интересуется противоположным полом. Внутренний мир Николеньки конфликтен. Он – стеснителен, считает себя некрасивым, думает, что его нельзя любить. Этот комплекс неполноценности усиливается на фоне красивого и успешного старшего брата.
Мальчик взрослеет, и его представления о мире меняются. К примеру, он видит слабости отца, и какая может быть любовь на примере отношений Василия и Маши. Этот непростой процесс вызывает в нем множество противоречивых чувств. Мальчик расстается с иллюзиями, видит мир более реалистично.
Научившись рассуждать еще с детских лет, он еще больше анализирует себя, свое поведение, события жизни. Чувствуется, что Толстой сопереживает своему герою, и видит в его самоанализе большие возможности.