Чему учит произведение бородино лермонтова
Стихотворение и анализ «Бородино»
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.
И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.
Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!
Краткое содержание
Иллюстрация В. Шевченко
Молодой человек просит рассказать старого солдата про нападение на Россию Наполеона. Участник Отечественной войны вспоминает, что русские долго отступали и были недовольны. Отступление продолжалось до Бородинского поля, где командование решило дать противнику генеральное сражение. Два дня прошли в перестрелке, которая не дала никакого результата. На третий день состоялся знаменитый Бородинский бой. Сражение продолжалось до темноты, было очень ожесточенным и привело к большим потерям с обеих сторон. Русские солдаты смогли удержать позиции и были настроены принять новый бой. Только по решению командования армия вновь отступила и оставила Москву. Солдат гордится тем, что принадлежит к числу участников знаменитой битвы. Многие из них погибли в бою или уже умерли, а достойной смены среди молодого поколения, к сожалению, нет.
Анализ
История создания
Стихотворение «Бородино» было написано М. Ю. Лермонтовым в связи с 25-летней годовщиной самого знаменитого сражения Отечественной войны 1812 г. Поэт использовал в работе свое раннее произведение «Поле Бородина», перенеся из него целиком некоторые строки.
«Бородино» было впервые напечатано в 1837 г. в пушкинском журнале «Современник».
Гражданская лирика. По стилю изложения (разговорная речь, назидательная форма) стихотворение напоминает народное предание.
Центральная тема произведения
Иллюстрация В. Шевченко
До сих пор нет единого мнения о том, кто же одержал победу в Бородинской битве. Противники остались на прежних позициях, потери русских и французских войск были примерно равны. Более того, после сражения Кутузов принимает решение оставить Москву, что в высших кругах расценивается как явный позор.
Наполеон вступает в поверженную столицу России, но после этого триумфа его прежде непобедимая армия начинает разваливаться на глазах. Поход заканчивается поспешным отступлением, бегством императора и последовательным уничтожением остатков его войск.
Этот парадокс объясняется тем, что в Бородинском сражении русские одержали пока еще не материальную, но нравственную победу над противником. В стихотворении Лермонтов обращает особое внимание на небывалый подъем патриотизма среди рядовых солдат.
На протяжении всей отечественной истории русские войска лучше всего воевали, защищая свою землю. Будет уместно также вспомнить известную поговорку: «Русский мужик долго запрягает, да быстро едет». Отступление вглубь страны и сдача городов Наполеону постепенно приводили к усилению национального духа. Под стенами столицы рассказчик выражает общую, восторжествовавшую в рядах солдат, идею: «Уж постоим мы головою за родину свою!»; «Умремте ж под Москвой»; «Что значит русский бой удалый». В условиях смертельной угрозы, нависшей над Россией, эти фразы не выглядят напыщенно и воспринимаются совершенно естественно.
Иллюстрация В. Шевченко
Весь рассказ старого солдата свидетельствует о мощном патриотическом порыве. Это выражается в полном пренебрежении опасностью («…в перестрелке. Что толку в этакой безделке?»); эпическом описании сражения («рука бойцов колоть устала»); насмешливом отношении к противнику («брат мусью», «и отступили бусурманы»).
Рассказчик твердо уверен в том, что сдача Москвы произошла по «Божьей воле». Сами солдаты были готовы мужественно защищаться до последнего человека.
Проблематика
В «Бородине» поставлена серьезная проблема о выяснении причин победы России в Отечественной войне 1812 г. Традиционно заслуга приписывается главнокомандующим армиями. Лермонтов даже не упоминает о Кутузове и других русских знаменитых полководцах. По мнению автора, победу над Наполеоном одержал весь русский народ, сумевший сплотиться в единое целое.
Иллюстрация В. Шевченко
Волю народа выражали не умудренные знаниями и опытом стратеги, а рядовые командиры. Яркий пример — полковник, который пользовался безграничным авторитетом у подчиненных и был «слуга царю, отец солдатам».
Еще одна проблема стихотворения волновала Лермонтова на протяжении всей жизни: резкое различие между двумя поколениями. К поколению победителей Наполеона поэт относил и декабристов, противопоставляя им людей, выросших в годы николаевской реакции.
Укор солдата современному поколению («богатыри — не вы») несет в себе тайный глубокий смысл. Только «могучее, лихое племя» могло отстоять родину и бросить вызов самой царской власти. Такие великие дела уже не под силу изнеженным и трусливым современникам Лермонтова.
Размер и композиция
Стихотворение написано разносложным ямбом. Поэт использовал редкую форму стихосложения — семистишие. Впоследствии она будет названа бородинской строфой.
Произведение представляет собой монолог главного героя, который отвечает на вопрос молодого человека, заданный в первой строфе. Композиция кольцевая: начало и конец монолога практически полностью идентичны.
Выразительные средства
Автор использует разнообразные художественные средства выразительности: эпитеты («грозной сечи», «в земле сырой», «протяжный вой»), олицетворения («звучал булат, картечь визжала»), сравнения («как тучи», «как наши груди»).
Лермонтов очень удачно сочетает разговорную речь («тут как тут», «ушки на макушке») с возвышенными героическими фразами («грозной сечи», «сверкнув очами»).
Монолог непосредственного участника Бородинского сражения очень эмоционален. Его воздействие усилено многочисленными вопросительными и восклицательными предложениями: «Что ж мы? на зимние квартиры?», «Ребята! не Москва ль за нами?», «Ну ж был денек!».
Чему учит автор
Лермонтов с большим уважением относился к участникам Отечественной войны 1812 г. Он не видел достойных примеров среди современников, поэтому призывал их никогда не забывать «про день Бородина», ставший символом национального величия.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Бородино» по плану
1. История создания
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» было создано поэтом в 1837 году. Поводом для рождения произведения послужила 25 годовщина великого Бородинского сражения под Москвой.
2. Литературное направление
Реализм — основное литературное направление стихотворения «Бородино» (правдивое изображение исторических событий).
Присутствуют элементы романтического направления (русские солдаты показаны богатырями, совершившими героический подвиг).
3. Род
Стихотворение относится к гражданской лирике.
4. Жанр
Жанр произведения — историческая баллада.
5. Проблематика
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» поднимается целый ряд важных проблем:
6. Тематика
Тема стихотворения — отображение исторических событий. В произведении рассказывается об участии простых солдат в великом Бородинском сражении.
7. Идея
Основная мысль стихотворения: показать роль народа в победе над французскими захватчиками. Идея патриотизма выражается в героизме и доблести русских солдат.
8. Пафос
В стихотворении звучит пафос гордости и восхищения подвигом русского народа. Слышатся нотки досады и раздражения, вызванные бездействием офицеров: «Досадно было, боя ждали…».
9. Система образов
Образный ряд состоит из двух главных героев (рассказчик и молодой солдат) и эпизодических персонажей.
Перед глазами читателя также возникают усталые солдаты, бравый полковник и непобедимые французы.
10. Центральные персонажи
Главные действующие герои произведения — это участники диалога: молодой солдат и старый воин.
Представитель юного поколения появляется только в первой строфе стихотворения, чтобы расспросить боевого товарища о Бородинском сражении.
Искренний интерес, гордость и сочувствие звучат в словах молодого воина: «Ведь были ж схватки боевые, да, говорят еще какие!». Читатель понимает, что тот любит свою Родину и переживает за ее судьбу.
Основное внимание автор уделяет рассказчику. Его монолог занимает большую часть произведения.
Старик ничего не рассказывает о своих подвигах, но из его скупых реплик становится понятно, что перед нами храбрый солдат, который не отделяет себя от товарищей по оружию.
В своей речи он употребляет местоимения «мы», «наш», «нам». Он часть великого народа, совершившего подвиг ради спасения Родины.
11. Лирический герой
В роли лирического героя произведения выступает рассказчик, старый солдат, переживший войну 1812 года.
Его незамысловатый рассказ о Бородинском сражении не только воспроизводит события прошлого, но и выражает чувства и переживания участников. Гордость за боевых товарищей («Могучее, лихое племя: богатыри…») передается читателю.
12. Сюжет
Сюжетная линия построена на реальных исторических событиях войны 1812 года. Она движется от настоящего к прошлому.
Первая строфа — вступление. «Скажи – ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?», — спрашивает молодой солдат.
Со второй по двенадцатую — описание боя. Его условно можно разделить на две части:
Последняя строфа — заключение. Старый солдат сожалеет о том, что Москву пришлось уступить врагам: «Когда б на то не божья воля, не отдали б Москвы!».
13. Композиция
Стихотворение «Бородино» — это рассказ в рассказе. Подобная композиция помогает автору связать воедино прошлое и настоящее.
Произведение построено в форме диалога молодого солдата и старого воина и подразделяется на две основные части.
1. Реплика солдата — вопрос, обращенный к старшему товарищу.
2. Ответ участника героических сражений. Воспоминания о Бородинском сражении.
Первая строфа стихотворения является своеобразным вступлением.
Рассказ о страшном бое — основной частью, который обрамляется своеобразным повтором: «Да были люди в наше время…». Поэт использует кольцевую композицию.
Последняя строфа — заключение.
14. Художественное своеобразие
Глубина содержания отражается в художественном своеобразии стихотворения. В нем необычайно гармонично сочетаются противоположные пласты лексики.
Рядом с просторечными выражениями («постой – ка, брат мусью!», «что тут хитрить», «вздремнуть», «ворчал», «что толку в этакой безделке») соседствуют слова высокого стиля («клятву верности», «слуга царю, отец солдатам», «Москва, спаленная пожаром», «умремте ж под Москвой»).
На протяжении текста меняется настроение. Речь рассказчика то спокойная размеренная («но тих был наш бивак открытый»), то воодушевленная и торжественная («И умереть мы обещали и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой», «Ну ж был денек!»).
Повторяющиеся в начале и в конце повествования строки: «Да были люди в наше время…», — помогают читателю за насыщенным сюжетом не упустить главную мысль: «Люди, совершившие беспримерный подвиг, настоящие былинные богатыри»!
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение, написанное трехстопным и четырехстопным ямбом, делится на 14 строф, каждая из которых состоит из семи стихов.
Необычна рифмовка произведения: между собой в каждой строфе параллельно рифмуются 1 – 2, 4 – 5 – 6 строка, и перекрестно 3 – 7 строки (ААБВВВБ).
Используется как женская, так и мужская рифма.
16. Средства художественной выразительности
Большая часть стихотворения — рассказ простого русского солдата, речь которого наполнена яркими народными высказываниями. Эмоциональность создается с помощью разнообразных тропов:
Большое количество восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений делают читателя участником событий.
17. Значение произведения
Невозможно переоценить значение стихотворения, темой которого стало великое событие в истории нашей Родины. Оно вызывает у читателя чувство гордости и восхищения подвигом русского народа.
18. Актуальность
Мы свободные граждане свободной страны. Чтобы по заслугам оценить это, надо знать, какой ценой досталась свобода и независимость.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова сохраняет свою актуальность. Ведь, чтобы не совершать ошибок в настоящем, надо хорошо знать прошлое.
19. Мое отношение
Я люблю поэзию Лермонтова, а стихотворение «Бородино» занимает в моем сердце особое место. Читая строки этого произведения, забываешь об окружающем мире, полностью погружаясь в прошлое.
Яркие картины боя сменяют друг друга, не дают опомниться. Ты чувствуешь запах дыма и гари, видишь сверкающего глазами полковника, сочувствуешь раненым, вместе со всеми сражаешься с врагом.
20. Чему учит
Стихотворение М. Ю. Лермонтова учит нас беззаветной любви к Родине, готовности пожертвовать жизнью ради спасения Отечества.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Трагическим событиям, связанным с Отечественной войной 1812 г., посвящено немало литературных трудов. Один из них — стихотворение «Бородино». Анализ произведения школьники выполняют в 5 классе при подготовке к сочинению или пересказу на уроке литературы. Такая работа помогает глубже изучить текст, понять главную мысль автора и сделать выводы.
История написания
О том, какому событию посвящено стихотворение Лермонтова «Бородино», можно узнать после прочтения стихотворения или знакомства с историей его создания. По содержанию это отклик поэта на события, произошедшие 27 августа (7 сентября) 1812 г. под Москвой в окрестностях Бородинского поля. Стих был написан в 1837 г., когда народ России торжественно отмечал 25-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г.
Идеей написания стихотворения послужили услышанные в 1832—1834 гг. воспоминания ветерана Афанасия Столыпина (1788—1864) — родственника поэта по линии бабушки. Из его рассказа заимствованы многие детали и смысл сюжета. Представлена в произведении и сама личность рассказчика.
Стихотворение было опубликовано в год написания в журнале «Современник». Неизвестный композитор написал к строкам поэзии музыку. Композиция стала популярной среди простых людей.
Краткое содержание и главные персонажи
Перед написанием сочинения на тему «Бородино» следует изучить содержание произведения и провести разбор, который поможет осознать героизм и силу духа русского народа. Герои стихотворения имеют реальных исторических прототипов. У автора их всего двое:
Молодой человек просит дядю, ветерана войны, рассказать о нападении на Россию армии Наполеона. Старый солдат вспоминает о том, что русская армия долго отступала, из-за чего многие солдаты испытывали негодование. Когда дошли до Бородинского поля, русское командование решило дать решающее сражение.
Два дня шла бессмысленная перестрелка. На третьи сутки противники встретились лицом к лицу. Ожесточенная битва продолжалась до темноты и привела к большим потерям в русских и французских войсках. Защитники родины отстояли позиции и готовы были принять новый бой, но по решению командования их войско отступило и отдало Москву врагу.
Старый ветеран гордится, что участвовал в такой знаменитой битве. Одни его товарищи полегли на поле боя, другие ушли из жизни уже в мирное время.
Герой печалится о том, новое поколение не обладает чертами, присущими его современникам. Он говорил, что достойной смены старым воинам нет.
Тема и проблематика
Центральной темой стихотворения Лермонтова является патриотизм народа. На протяжении Отечественной войны русские воины отстаивали каждую пядь земли. Однако им пришлось долго отступать под натиском наполеоновской армии. Постепенно это приводило к недовольству ситуацией и поднятию национального духа. В условиях угрозы их слова звучат не пафосно, а патриотично: «Умремте ж под Москвой!», «Уж постоим мы головою за родину свою!».
Рассказ старого солдата подтверждает мощный патриотический порыв. Он выражается в перестрелке, которая ни к чему не привела, эпическом описании сражения («рука бойцов колоть устала»), насмешливом отношении к врагу (француз у ветерана — «брат мусью»). Солдат убежден, что лишь по воле высших сил произошла сдача Москвы. Воины готовы были идти до конца и отстаивать город.
Автор произведения не только описывает сражение, но и говорит правду о том, кому принадлежала победа в войне 1812 г. Все лавры достались ее командирам — выходцам из знатных и обеспеченных семей. Однако Лермонтов не упоминает об известных полководцах. По его мнению, победа была возможна благодаря силе духа и патриотическому настроению простого русского народа. Сумев сплотиться в единое целое, он дал отпор завоевателям.
Воля народа была выражена не умудренными знаниями стратегами, а рядовыми командирами. Яркий пример — полковник, который пользовался уважением среди подчиненных: «Слуга царю, отец солдатам».
Проблема разницы поколений, которая волновала автора, отражена во фразе старого солдата: «Да, были люди в наше время». Укор солдата относится к изнеженным и трусливым современникам поэта, неспособным бросить вызов царской власти. Только поколению победителей в войне 1812 г. и декабристам было под силу менять мир вокруг себя.
Композиция и средства выразительности
Поэт написал произведение ямбом, используя семистишие — редкий способ изложения. Это монолог главного героя, который отвечает на вопрос, заданный племянником в начале произведения. Композиция закольцовывается: начало и конец истории очень похожи.
Рассказ участника героических событий эмоционален, пронизан гордостью и легкой грустью. Его воздействие усиливают многочисленные вопросы («Что ж мы? На зимние квартиры?»), а также применяемые автором средства выразительности:
Автор удачно сочетает простую устную речь («ушки на макушке», «тут как тут») и возвышенные фразы («сверкнув очами», «ликовал»). Использована гипербола: «и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».
Разбор произведения
Патриотический стих описывает мысли поэта относительно битвы. Это первое в русской истории произведение, в котором отображен народ как главный герой войны 1812 г. Анализ стихотворения «Бородино» школьникам рекомендуется проводить по такому плану:
Школьная работа
Сочинение про «Бородино» входит в учебную программу. Работа может быть на тему патриотизма, проблемы поколений, раскрытия образа полковника. Перед написанием следует продумать структуру и составить план. Его пример вместе с работой представлен ниже. План сочинения по стихотворению «Бородино»:
В честь героических событий в Отечественной войне 1812 г. Лермонтов сочинил стихотворение «Бородино». Благодаря простым строкам и патриотизму оно вошло в классику русской литературы.
Во время знакомства с произведением читатель переносится на двести лет назад и оказывается на русском поле. Вместе с простыми солдатами он переживает события, которые отразились на судьбе России. С тех пор прошло много лет, но описанное автором сражение побуждает задуматься о смелости и самоотверженности воинов.
Прочитав стихотворение, я осознал, как важно быть мужественным и сильным в сложное для страны время. Однако невозможно даже представить, что чувствовали солдаты, идя в бой, который для многих из них стал последним. Бородинское сражение — пример патриотизма, мужества и безграничной любви народа к своей стране. Я рад, что, несмотря на отступление, которое последовало за битвой, врага удалось изгнать из страны.
После знакомства с произведением школьникам рекомендуется совершить экскурсию на поле битвы, чтобы представить весь драматизм описанных автором событий. Ребятам, которые живут далеко от Москвы, можно воспользоваться интернет-ресурсами и совершить виртуальное путешествие.
Лермонтов «Бородино», какая главная мысль?
Главный герой стихотворения «Бородино» простой солдат, который без страха, не раздумывая о чем-либо, мог отдать свою жизнь за Родину.
Это стихотворение было написано к 25 летнему юбилею этого сражения, а так же к поражению декабристского восстания. После неудачного декабристского восстания, люди стали трусливее. Именно об этом нам хочет поведать автор. Нынешнее поколение отличается от поколения из прошлого. Слова из стихотворения:
Это стихотворение звучит как упрек нынешнему поколению, которое не готово и не способно взять ответственность за судьбу народа.
Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» написано в виде рассказа рядового участника исторического сражения с войсками Наполеона.
Оно создано к 25-летию Бородинской битвы, когда по прошествии времени уже можно оценить значение этого события.
Он гордится братьями по оружию, горюет о погибших, сетует о том, что в нынешнем поколении не видит таких богатырей, какие были в его время. В трагическом отступлении он видит лишь волю Бога, а не вину солдат, готовых героически защищать родную землю до последней капли крови.
Главная мысль состоит в том, что для русского народа чувство патриотизма является неотъемлемой частью его сознания и жизни.
Бородино. Произведение было написано Лермонтовым к 25-й годовщине бородинского сражения.
Пожалуй. главной мыслью в этом стихотворении можно считать две. В принципе, это поаторяется в тесте не один раз.
Совершенно понятно, что старый солдат, герой произведения, считает, что предыдущее поколение воинов было более отважным. Возможно, что автор просто таким образом жалеет о павших.
Касаемо же того, что Москва была всё-таки отдана Наполеону, то здесь лично я вижу какую-то попытку оправдаться за такое поражение и дать понять, что данный факт, то есть сдача Москвы. был практически неизбежен.
Высказываю исключительно собственную точку зрения, то есть, это моё личное видение ответа на вопрос.
Лермонтов в этом стихотворении излагает свою мысль от имени рядового участника того боя – простого солдата, но такой прием помогает автору передать значимость Бородинской битвы в истории страны и героизм русского народа и воинства.
Основной мыслю этого стиха, является то, что русский народ, для достижения победы над врагом, не жалеют своей жизни. Для защиты своего Отечества они готовы пожертвовать собой.
К основной мысли относится и любовь к своей Родине, которая дает людям силы для совершения героических поступков и это вызывает у нас гордость как за офицеров и солдат, так и за всю страну в целом.
В стихотворении «Бородино» Лермонтов в поэтической форме описывает события, которые действительно имели место в сражении под Бородино во времена Отечественной войны 1812 года. Используя рассказ старого артиллериста, очевидца и участника тех событий, поэт перемещает читателя на поле битвы, показывает ужасы войны и героизм простых русских воинов. Рассказ артиллериста наполнен грустью и сожалением о павших товарищах, но не только.
Но также обратим внимание на слова:
В которых также заключен важный посыл. Поэт верит, что только воля провидения, судьба отдала Москву французам, ведь такие герои просто не могли проиграть сами по себе.
И все-таки главная мысль этого стихотворения в том, что по смелости, отваге, бесстрашию русскому воину нет равных в мире.
В стихотворении «Бородино» речь идет о событиях, которые имели место быть, это сражение под Бородино.
Старый солдат с некоторым презрением отзывается о нынешних воинах и говорит, что :
Главная мысль произведения: хорошо, что есть такие люди, которые готовы сражаться за свою Родину до конца, они смело идут в бой, не боясь врага, они готовы жизнь положить, лишь бы только защитить свою землю.
Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Бородино» к двадцать пятой годовщине этого события. В нем описываются события Отечественной войны 1812 года. Прошедший эту войну старый солдат рассказывает молодым как это было. Из стихотворения мы понимаем, что русский человек, солдат будет стоять за Родину до последнего вздоха. Простые солдаты были недовольны решением командиров на отступление, но пришлось подчиниться.
Главная мысль: русский солдат полон патриотизма, готов отдать жизнь за Родину, за русскую землю. Солдаты отважные, смелые, готовы идти в бой и защищать свою Отчизну.
Я считаю, что это произведение Лермонтова очень патриотичное. Одна из основных мыслей тут в том, что русские люди способны до последнего биться с врагом для защиты своей Родины. Лермонтов также гордится храбростью офицеров и простых русских солдат. Читатель учится гордится своей страной и узнает о героях и их подвигах. Сила русского народа в преданности своей Отчизне. Причем эта преданность беззаветная. Мы любим Родину и всегда готовы ее защищать от неприятеля. Лично у меня это стихотворение вызывает чувство гордости за русский народ. Произведение учит быть отважным, смелым, любить Родину и не предавать ее.
Свое произведение Лермонтов написал к 25-летию войны 1812 года. Он обратился к этому историческому событию и описал Бородинское сражение, которое было главным в войне и самым кровопролитным. Поэт показал подвиг своего народа и раскрыл тему Родины.
Как мы помним, Москву пришлось сдать, но в Бородинском сражении французы понесли большие потери и Наполеон потом говорил что это было самое тяжелое сражение в его жизни. Русские понимали, что французская армия обескровлена и застряв в холодной сожженной Москве, потерпит поражение. Бородинское сражение для нас до сих пор является образцом стойкости и героизма.
На тему Бородинского сражения как эмоциональный отклик поэта Лермонтова было написано стихотворение «Бородино». С ветераном беседует молодой солдат, которого интересует, почему наши сдали Москву французам, и что было на поле битвы Бородино. Простой русский народ, который проявил отвагу и мужество, сражаясь с наполеоновской армией, воспевает поэт. Старый солдат говорит, что это была величайшая битва. Но он весьма сожалеет о сдаче Москвы, ведь это не по вине простых солдат произошло.
Основная мысль: для защиты Родины, для победы над врагом, не жалеют жизни русские люди.
Ответим на вопросы к стихотворению Лермонтова «Бородино» по учебнику Коровиной для 5 класса.
Русский солдат обладает стойкостью, решительностью, выдержкой, храбростью. Вот как описывает чувства простых солдат поэт: