Чему учит произведение бородино
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Лермонтов М. «Бородино» Читательский дневник, краткое содержание
Лермонтов М. «Бородино» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Лермонтов Михаил Юрьевич
Название: «Бородино»
Жанр: Стихотворение
Тема произведения: Бородинская битва и её настоящие герои.
Число страниц: 3
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Стихотворение о подвиге русских солдат в битве с французами на Бородинском поле. Во время Отечественной войны 1812 г. русская армия хоть и отступала сначала, но позже смогла одолеть такого сильного противника.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне больше всего запомнился эпизод, когда дядя рассказывал о том, как русские солдаты бились с французами не только с помощью орудий, но и в рукопашном бою. Они не боялись идти прямо на врага, хоть и понимали, что это путь навстречу смерти.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Настоящие герои Отечества – это необязательно знаменитые генералы и полководцы. Каждый простой солдат – герой, готовый отдать свою жизнь за Родину.
Чему учит эта книга:
Стихотворение учит нас любить свою Родину, гордиться её прошлым, её защитниками. А ещё учит нас быть смелыми и стойкими, не бояться бороться за то, что тебе дорого.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне очень понравилось это стихотворение. Русские солдаты долго отступали, не в итоге всё равно смогли дать бой французам. Каждый солдат, который готов так отдать свою жизнь ради других – настоящий герой. Надеюсь, в наше время такое уже не повторится, а если и повторится, то найдутся такие же отважные герои.
Новые слова и выражения:
Редут – защитное сооружение для круговой обороны.
Бивак – стоянка войск для ночлега или отдыха под открытым небом.
Кивер – военный головной убор цилиндрической формы.
Пословицы к произведению:
Жить – Родине служить.
За край родной иди бесстрашно в бой.
Один в поле не воин.
Тот герой, кто стоит за Родину горой.
Лермонтов Михаил баллада «Бородино»
Читательский дневник по балладе «Бородино» Михаила Лермонтова
Автор: Михаил Лермонтов
Название произведения: «Бородино».
Жанр произведения: стихотворение — баллада, поэма.
Главные герои: старый солдат-артиллерист.
Второстепенные герои: полковник.
Характеристика главных героев:
Рассказчик — старый солдат.
Храбрый, мужественный и смелый.
Огорчён, что молодёжь уже не такая хваткая.
Характеристика второстепенных героев:
Полковник — отец солдатам. Опытный воин, мужественный, смелый.
Краткое содержание баллады «Бородино»
Юноша спрашивает дядю о том, почему была отдана французам Москва.
Старый воин пускается в воспоминания.
Он говорит о том, как долго отступали русские войска.
С каким нетерпением ждали воины приказа о битве.
Но вот было выбрано место сражения и назначен час.
Два дня армии провели в перестрелках, а наутро третьего полковник обратился к солдатам с речью.
Он призвал их быть смелыми, ведь отступать больше нельзя.
Французы двинулись на русские позиции и закипела битва.
Всё смешалось на поле.
Повсюду плыл дым от выстрелов.
И дрогнули французы.
Они отступили, а наши воины стали считать погибших.
План баллады:
Основная мысль баллады «Бородино»
Главная мысль баллады заключается в том, никто в мире не сравнится в мужестве и героизме с русским солдатом.
Основная идея произведения в том, что за Родину не жаль отдать жизнь.
Что настоящие патриоты не сдаются и не отступают.
Что война ведётся до победного конца.
Чему учит произведение
Баллада учит быть патриотами, любить свою Родину.
Учит быть сильными, смелыми, отважными и не бояться своего врага.
Баллада учит с уважением относиться к старшим, к тем, кто отдал свою жизнь за наше мирное небо.
Краткий отзыв о стихотворении «Бородино» для читательского дневника
Прочитав это стихотворение, я была поражена мужеством русских воинов, которые не дрогнули перед лицом прославленных французов, покорителей Европы.
Я поняла, что старый воин имеет полное право говорить молодым людям о том, что они не богатыри.
Он видел такое сражение, которого не помнила земля.
Автору удалось не просто воссоздать картину решительного сражения отечественной войны 1812 года, но и показать мужество наших воинов.
Его стихи заражают отвагой читателей, взывают к их чувству патриотизма.
Мне очень нравится спокойствие старого воина перед лицом битвы.
Он понимал, что может погибнуть, но не страшился этого.
Ведь он защищал Родину.
За его спиной стояла Москва, а значит надо было драться до конца.
Я всем советую прочитать это стихотворение и вспомнить о тех, кто пал за свободу нашей Родины.
О тех, кто сберёг нашу землю. О тех, кто боролся за наше будущее.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Лермонтова:
Библиотека произведений автора пополняется.
Стихотворение и анализ «Бородино»
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.
И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.
Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!
Краткое содержание
Иллюстрация В. Шевченко
Молодой человек просит рассказать старого солдата про нападение на Россию Наполеона. Участник Отечественной войны вспоминает, что русские долго отступали и были недовольны. Отступление продолжалось до Бородинского поля, где командование решило дать противнику генеральное сражение. Два дня прошли в перестрелке, которая не дала никакого результата. На третий день состоялся знаменитый Бородинский бой. Сражение продолжалось до темноты, было очень ожесточенным и привело к большим потерям с обеих сторон. Русские солдаты смогли удержать позиции и были настроены принять новый бой. Только по решению командования армия вновь отступила и оставила Москву. Солдат гордится тем, что принадлежит к числу участников знаменитой битвы. Многие из них погибли в бою или уже умерли, а достойной смены среди молодого поколения, к сожалению, нет.
Анализ
История создания
Стихотворение «Бородино» было написано М. Ю. Лермонтовым в связи с 25-летней годовщиной самого знаменитого сражения Отечественной войны 1812 г. Поэт использовал в работе свое раннее произведение «Поле Бородина», перенеся из него целиком некоторые строки.
«Бородино» было впервые напечатано в 1837 г. в пушкинском журнале «Современник».
Гражданская лирика. По стилю изложения (разговорная речь, назидательная форма) стихотворение напоминает народное предание.
Центральная тема произведения
Иллюстрация В. Шевченко
До сих пор нет единого мнения о том, кто же одержал победу в Бородинской битве. Противники остались на прежних позициях, потери русских и французских войск были примерно равны. Более того, после сражения Кутузов принимает решение оставить Москву, что в высших кругах расценивается как явный позор.
Наполеон вступает в поверженную столицу России, но после этого триумфа его прежде непобедимая армия начинает разваливаться на глазах. Поход заканчивается поспешным отступлением, бегством императора и последовательным уничтожением остатков его войск.
Этот парадокс объясняется тем, что в Бородинском сражении русские одержали пока еще не материальную, но нравственную победу над противником. В стихотворении Лермонтов обращает особое внимание на небывалый подъем патриотизма среди рядовых солдат.
На протяжении всей отечественной истории русские войска лучше всего воевали, защищая свою землю. Будет уместно также вспомнить известную поговорку: «Русский мужик долго запрягает, да быстро едет». Отступление вглубь страны и сдача городов Наполеону постепенно приводили к усилению национального духа. Под стенами столицы рассказчик выражает общую, восторжествовавшую в рядах солдат, идею: «Уж постоим мы головою за родину свою!»; «Умремте ж под Москвой»; «Что значит русский бой удалый». В условиях смертельной угрозы, нависшей над Россией, эти фразы не выглядят напыщенно и воспринимаются совершенно естественно.
Иллюстрация В. Шевченко
Весь рассказ старого солдата свидетельствует о мощном патриотическом порыве. Это выражается в полном пренебрежении опасностью («…в перестрелке. Что толку в этакой безделке?»); эпическом описании сражения («рука бойцов колоть устала»); насмешливом отношении к противнику («брат мусью», «и отступили бусурманы»).
Рассказчик твердо уверен в том, что сдача Москвы произошла по «Божьей воле». Сами солдаты были готовы мужественно защищаться до последнего человека.
Проблематика
В «Бородине» поставлена серьезная проблема о выяснении причин победы России в Отечественной войне 1812 г. Традиционно заслуга приписывается главнокомандующим армиями. Лермонтов даже не упоминает о Кутузове и других русских знаменитых полководцах. По мнению автора, победу над Наполеоном одержал весь русский народ, сумевший сплотиться в единое целое.
Иллюстрация В. Шевченко
Волю народа выражали не умудренные знаниями и опытом стратеги, а рядовые командиры. Яркий пример — полковник, который пользовался безграничным авторитетом у подчиненных и был «слуга царю, отец солдатам».
Еще одна проблема стихотворения волновала Лермонтова на протяжении всей жизни: резкое различие между двумя поколениями. К поколению победителей Наполеона поэт относил и декабристов, противопоставляя им людей, выросших в годы николаевской реакции.
Укор солдата современному поколению («богатыри — не вы») несет в себе тайный глубокий смысл. Только «могучее, лихое племя» могло отстоять родину и бросить вызов самой царской власти. Такие великие дела уже не под силу изнеженным и трусливым современникам Лермонтова.
Размер и композиция
Стихотворение написано разносложным ямбом. Поэт использовал редкую форму стихосложения — семистишие. Впоследствии она будет названа бородинской строфой.
Произведение представляет собой монолог главного героя, который отвечает на вопрос молодого человека, заданный в первой строфе. Композиция кольцевая: начало и конец монолога практически полностью идентичны.
Выразительные средства
Автор использует разнообразные художественные средства выразительности: эпитеты («грозной сечи», «в земле сырой», «протяжный вой»), олицетворения («звучал булат, картечь визжала»), сравнения («как тучи», «как наши груди»).
Лермонтов очень удачно сочетает разговорную речь («тут как тут», «ушки на макушке») с возвышенными героическими фразами («грозной сечи», «сверкнув очами»).
Монолог непосредственного участника Бородинского сражения очень эмоционален. Его воздействие усилено многочисленными вопросительными и восклицательными предложениями: «Что ж мы? на зимние квартиры?», «Ребята! не Москва ль за нами?», «Ну ж был денек!».
Чему учит автор
Лермонтов с большим уважением относился к участникам Отечественной войны 1812 г. Он не видел достойных примеров среди современников, поэтому призывал их никогда не забывать «про день Бородина», ставший символом национального величия.
Анализ стихотворения «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)
Михаил Юрьевич Лермонтов был известным русским поэтом и писателем. Одним из его наиболее знаменитых произведений является стихотворение «Бородино». В нем автор наглядно продемонстрировал события Бородинской битвы. Рассмотрим анализ произведения «Бородино» по плану вместе с Многомудрым Литреконом.
История создания
Свое известное стихотворение Михаил Юрьевич создал в 1837 году. В это же время стихотворение опубликовали в журнале «Современник». Писатель посвятил произведение 25-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. Тогда французский император Наполеон и его многотысячная армия направились покорять Россию. Но русские войска не могли дать главный бой и долго отступали, загоняя противника в капкан. Чем дольше он шел, тем больше терял силы на продвижение. Перед Москвой было решено дать бой. Выбор пал на поле Бородино. Сражение состоялось 26 августа в 125 к западу от Москвы. Оно длилось 12 часов, после чего прозвучал отбой. На следующий день Наполеон отступил, ожидая резерва, а Кутузов дал команду сдать Москву, потому что у обеих сторон были большие потери, но к французской армии спешило подкрепление, а у русской силы были на исходе. Сегодня принято считать, что ни одна сторона не добилась желаемых результатов в этой схватке.
К созданию данного стихотворения Михаила Юрьевича подтолкнули воспоминания Афанасия Столыпина, который приходился ему родственником. Афанасий Алексеевич был братом бабушки Михаила Юрьевича. Создавая свое грандиозное стихотворение, Лермонтов позаимствовал немало деталей из рассказа Столыпина. При этом сама личность повествователя присутствует в произведении. Для полного погружения в реалии битвы поэт избрал в качестве рассказчика простого солдата, речь которого проста и понятна каждому. Он видит события глазами народа, который не все знает и осознает, но горячо любит Родину и стремится ее защитить.
Не секрет, что автор «списал» с личности Петра Багратиона известный образ полковника.
Жанр, направление, размер
Произведение «Бородино» создано в жанре лирического стихотворения. По мнению многих исследователей и литераторов, произведение представляет собой народную оду или балладу. Так, присутствие повествовательного мотива свидетельствует о схожести произведения «Бородино» с балладой. Признаками народной оды, проявившимися в стихотворении, являются невероятный патриотизм людей и восхваление славы. В стихотворении представлено множество приёмов звукозаписи, благодаря которым звуки выстрелов, а также картины битвы выглядят очень правдоподобно. Также Лермонтов при создании стихотворения употреблял специальную лексику, основное назначение которой заключается в подчеркивании реалистичности повествования («булат», «редут», «картечь» и так далее).
Направление творчества Лермонтова — это романтизм. Оно проявилось и в этом произведении. Автор переносит нас в прошлое, место действия — экзотическое, ведь мы находимся на поле, где произошла одна из самых кровопролитных битв века. Полковник окружен романтическим ореолом: перед нами лишенный страха и упрека герой, зовущий людей в бой. Автор не скупится на гиперболы и преувеличения, чтобы картина получилась еще более грозной («Французы двинулись, как тучи, и всё на наш редут»).
Стихотворный размер «Бородино» – разностопный ямб со смешанным способом рифмовки.
Композиция
Композиция стихотворения кольцевая, начало и финал речи героя отмечены повтором одних и тех же строк:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
В этих словах обозначен главный конфликт стихотворения: современные люди не способны защитить отечество в минуту угрозы, а героев прошлого уже не вернуть. Своему произведению Михаил Юрьевич придал форму рассказа пожилого солдата. Именно он был не только очевидцем, но и участником Бородинского сражения. Лирическое повествование включает в себя четырнадцать строф. При этом, автор разделил повествование на две части.
Данное стихотворение написано разностопным ямбом. При этом, автор мастерски его соединил с особенной рифмовкой строф: парная + кольцевая ААБВВБ. Именно благодаря этому приёму повествование напоминает народные сказания. Подобные стихи очень легко воспринимать на слух, поэтому они довольно быстро распространяются в народе.
Образы и символы
Большую роль в произведении «Бородино» играет образ рассказчика. Автор изобразил настоящего патриота, который восхищается героизмом своего народа. Несмотря на то, что рассказчик уже в преклонном возрасте, он готов встать на защиту своей родной земли. В образе рассказчика Михаил Юрьевич воплотил самые лучшие качества народа: честность, порядочность, отвагу и мужество. Перед нами простой солдат, его речь изобилует просторечиями, и оттого его рассказ кажется еще более искренним и родным. Автор изобразил рядового защитника Родины и не зря: именно таким бравым ребятам мы обязаны спасением Отечества. Не лишен ветеран и скепсиса, свойственного всем представителям старшего поколения. Он сомневается, способны ли молодые ребята защитить родную землю, как отстояли ее их отцы и деды?
Не менее интересным является лирический герой. Можно заметить, что повествованию автор придал форму диалога. Так, старик беседует с молодым человеком. Юноша очень заинтересовался историей прошлого. Ему совсем не безразличны события 1812 года. Лирический герой олицетворяет большую надежду на молодое поколение. Писатель хотел показать, что не все новые люди так уж безнадежны, как говорит старик. Раз в их сердцах жив интерес к памяти о подвигах предков, значит, и они не посрамят их честь в минуту опасности.
Очень ярким образом в стихотворении выступает образ командира, прототипом которого является князь Багратион. Он погиб в бою, отважно защищая свою Родину. Он не боялся отдать свою жизнь ради благополучия народа. Его речи воспламеняют сердца солдат и ведут их на битву.
Свое знаменитое творение Михаил Лермонтов создал выразительным народным языком. Писатель продемонстрировал субъективный взгляд на решающее сражение около деревни Бородино. Именно эта битва носила решающий характер в кровопролитной войне 1812 года. Какова же тематика поэмы «Бородино»?
Какие еще темы Вы нашли в «Бородино»? Поделитесь наблюдениями, и Литрекон дополнит статью.
Проблемы
Проблематика поэмы «Бородино» не менее интересна:
В произведении чувствуется двойственное настроение. Ведь, с одной стороны, читатель ощущает гордость за своих предков. Однако, вместе с этим, присутствует мотив грусти и тоски, связанный с осознанием того, что новое поколение не может повторить подвиг прошлого поколения.
Основная идея
Основная мысль стихотворения «Бородино» заключается в невероятной силе русского народа и его патриотическом духе, который сломил неприятеля. Она выражает необходимость вспомнить героическое прошлое великой страны и ровняться на него в настоящем. Можно заметить, что лирический герой использует очень понятный и простой язык, чтобы описать события сражений. Он не употреблял сложных терминов. Поэтому каждый понимает, что он хотел сказать.
Смысл стихотворения «Бородино» состоит в том, что новое поколение должно чтить память предков и учиться у них доблести, смелости и патриотизму.
Чему учит?
Известное стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино» не оставляет равнодушным никого. Оно учит читателя с особым трепетом и любовью относиться к своей Родине. Оно также учит каждого человека быть мужественным и храбрым. Автор утверждает, что не нужно жалеть собственной жизни, когда речь идёт о спасении Родины.
Произведению присущ жизнеутверждающий мотив, «Бородино» заставляет задуматься о том, что никогда не нужно сдаваться и унывать. Сила духа способна победить в любом бою.
Средства выразительности
Основным тропом в стихотворении «Бородино» является гипербола (“Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”). Данное средство выразительности позволяет читателю оценить все масштабы кровопролитной битвы.
Также большое значение в произведении имеют эпитеты («удалый бой”, «лихое племя», «кровавых тел» и так далее). Этот троп придаёт особую выразительность событиям.
Большую роль играют олицетворения («картечь визжала”, “звенел булат” и так далее). Благодаря этому средству создаётся впечатление, что участниками битвы являются даже неодушевленные предметы. Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел” — придают тексту поэтическую выразительность.
Критика
Не секрет, что известный литературный критик Виссарион Белинский много размышлял над творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Он не обошёл стороной и его знаменитое стихотворение «Бородино».
«его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества», — именно так однажды высказался Виссарион Белинский.
Известный критик восхищался той простотой и естественностью, которая присуща произведению. Белинский отмечал, что в каждом слове стихотворения можно услышать солдата, язык которого является простым и благородным. Кроме того, критик подчеркивал, что произведению присуща особая выдержанность тона, которая позволяет в полной мере ощутить основную мысль стихотворения.
Таким образом, Михаилу Юрьевич удалось создать поистине грандиозное и великое стихотворение. Автор наглядно показал, каким героизмом и силой воли обладает русский народ, готовый во что бы то ни стало защитить родную страну и отстоять её независимость.
Краткое содержание баллады «Бородино» М. Ю. Лермонтова
Стихотворение «Бородино», написанное Лермонтовым в 1837 году, воспевает мужество и отвагу простого русского народа, которому пришлось сражаться с наполеоновской армией. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Бородино» с цитатами. Решающей в этом противостоянии стала битва под Бородино, которая красными буквами была вписана в историю России.
Основные персонажи стихотворения
Главные герои стихотворения (баллады):
Лермонтов «Бородино» в сокращении
Краткое содержание «Бородино» для читательского дневника:
Юноша принялся расспрашивать своего дядю о событиях 1812 года. Старый солдат, прошедший от начала до конца всю войну с Наполеоном, стал рассказывать о наиболее значимом событии в истории этой войны – сражении возле деревни Бородино.
Солдат с нескрываемым восхищением описывал отважных воинов, которых называл русскими богатырями. Он превозносил свое поколение, которому довелось хлебнуть горя в военных сражениях, о нынешнем же он говорил с некоторым презрением. Солдату тяжело вспоминать своих товарищей, которым не суждено было вернуться живыми с войны.
Бойцы не могли скрыть свое недовольство, когда узнали приказ главнокомандующего об отступлении российских войск. Они были полны решимости сражаться с неприятелем, посягнувшим на их родную землю. Но вскоре стало известно, что планы изменились, и было выбрано место для сражения.
Однако радость победы была омрачена страшными потерями. Тем, кто выжил, пришлось испытать всю горечь утраты, подсчитывая погибших товарищей. Но, несмотря на тяжелые воспоминания, старый солдат гордится тем, что русский народ выстоял в этой битве и заставил неприятеля уйти ни с чем.
Пересказ «Бородино» с цитатами
М. Ю. Лермонтов «Бородино» краткое содержание для читательского дневника с цитатами из произведения:
Дядя рассказывает о Бородинской битве, в которой он принимал участие, и сетует на нынешнее поколение.
Стихотворение начинается со строфы от лица рассказчика, затем следуют воспоминания его дяди.
Племянник спрашивает у своего дяди о сражении у деревни Бородино, в котором тот принимал участие. Родственник восхваляет своё поколение, и возмущается нынешним:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Дядя рассказывает про битву. По приказу командиров русские войска отступают, этим недовольны старые вояки. Затем находят место для финальной битвы:
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Перестрелка идёт два дня, но не приносит никаких результатов. Вот уже третий день русские войска бездействуют. Радости французов нет предела:
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Утром полковник произносит речь, вселяя в солдат уверенность в своей победе. Начинается Бородинская битва.
Вам не видать таких сражений.
Носились знамёна, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Французы узнают на собственной шкуре, что значит «русский бой удалый». Русские воины готовы стоять до конца, но французы отступают.
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
О чем баллада Лермонтова «Бородино»?
Сила русского народа в его беззаветной преданности Отчизне, страстном желании избавить родную землю от врага, неукротимой силе духа.
Произведение учит быть смелым и отважным, любить свою Родину и быть готовым защитить ее в случае вражеского наступления.
Стихотворение вызывает чувство гордости за наших предков, которые героически сражались с врагом, и не дали ему возможность завоевать родную землю.
Понравилось то, с каким воодушевлением и гордостью старый солдат рассказывал о знаменательном в истории России сражении. Прошло уже много лет, но он все еще полон задора и готовности дать отпор неприятелю.