Чему учит произведение лиханов мой генерал

Чему учит произведение лиханов мой генерал

Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть фото Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть картинку Чему учит произведение лиханов мой генерал. Картинка про Чему учит произведение лиханов мой генерал. Фото Чему учит произведение лиханов мой генерал

Альберт Лиханов
«Мой генерал»
Художник Ю. Иванов
Издательство «Детство. Отрочество. Юность», 2010

Мы с одноклассниками часто читаем и обсуждаем художественные книги о Великой Отечественной войне, о военном детстве, о тех испытаниях, которые пришлись на долю наших прабабушек и прадедушек, когда они были молоды.

В романе Альберта Лиханова «Мой генерал» нет войны, но воспоминаниями о ней пронизано все произведение. Ведь только сильные, мужественные и благородные люди могут дать достойный отпор врагу. Война поломала всю жизнь «Трубача» ‒ человека, который искал своего сына. Война повлияла на жизнь семьи Рыбаковых.

Итак, в семью строителей, живущих на Севере, приезжает дед-генерал. Внук Антон очень гордится этим событием, невольно приписывая себе славу деда. Каково же было его разочарование: дед моет полы и печет пироги, каждое утро ходит за молоком, нянчится с чужими младенцами, в конце концов становится кладовщиком! Но генерал Рыбаков говорит своим близким: «Да что вы за чистоплюи! Нет стыдной работы, разве не знаете!»

Когда я читала роман, я задумалась, кто же настоящие друзья Антона? Когда он зазнался, только Кешка и Алька поглядывали на него искоса. Только настоящие друзья могут сказать правду и могут помочь в трудный момент. А те, кто очень хотел дружить с Антоном ‒ генеральским внуком, очень быстро отвернулись от него. Дед стал внуку настоящим примером для подражания, стал ему настоящим верным другом, несмотря на разницу в возрасте.

Особенно меня поразила глава «Военная тайна». Тайна деда заключалась в том, что он, оказывается, не был родным отцом Сергея, папы Антона, он нашел его среди беженцев, его настоящая мать погибла. Конечно, можно было бы промолчать, но дед посчитал «долгом своей совести» найти настоящего отца Сергея. Вот слова генерала Антона Петровича Рыбакова: «Есть вещи поважнее службы, работы, дома… У каждого человека должно быть продолжение, это высшее счастье». После прочтения романа я стала внимательнее и добрее относиться к моим бабушке и дедушке.

Антошка по возрасту наш ровесник, хотя жил совсем в другое время. Ему посчастливилось встретиться с Антоном Петровичем. Дед сумел ему привить любовь к труду, к людям, к справедливости и другие черты характера. Все события, о которых рассказано в этой истории, воспитывают мальчика. Для Антона дед стал особым человеком, на которого хочется быть похожим. И мы уверены, что Антон станет порядочным и добрым человеком.

В конце романа Антон говорит: «Мой генерал всегда рядом… Он так жил, что не может умереть. Никогда!» Если человек жил достойно, он будет жить и после смерти в памяти потомков.

Я думаю, роман Альберта Лиханова надо прочитать всем моим сверстникам. Любой человек может столкнуться с множеством проблем. Автор помогает читателям найти правильный ответ, поступать по совести. Роман делает нас добрее, подсказывает, к чему надо стремиться.

Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть фото Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть картинку Чему учит произведение лиханов мой генерал. Картинка про Чему учит произведение лиханов мой генерал. Фото Чему учит произведение лиханов мой генерал
Мария Морякова, 13 лет, с. Айша, Республика Татарстан. Участник конкурса «Книжный эксперт XXI века» (первый сезон)

Источник

Отзыв ученицы на роман А. Лиханова ` Мой Генерал`

Отзыв ученицы на роман А. Лиханова ` Мой Генерал`

Книга поднимает много проблем. Она о взаимоотношениях близких людей, об их дружбе, о душевных переживаниях главного героя Антона. Но самое ценное и важное в романе – показ нравственного влияния деда – генерала на внука.

Начнем с дедушки. Он, скорее, просто идеален! Серьезно! Несмотря на то, что он участвовал в войне, он не жалуется на здоровье, не говорит, какой он бедный и несчастный. А наоборот, бегает, моет полы, готовит, полон энергии, полон жизни!

Да. И это еще не все: он всегда сияет, на его лице улыбка. И даже не назовешь его пожилым человеком, который сидит в кресле с газеткой в руках, в очках и с задумчивым видом выбирает очередную программу по телевизору. Я бы сказала обратное! Это мужчина в полном расцвете сил! Хотя сердце его не такое здоровое, как кажется. Но дедом я, действительно, восхищаюсь!

А теперь об Антоне. Мне сначала не понравилось, как он вел себя. Он хвалился тем, что его дед – генерал, а не тем, что он просто рядом, просто, вообще есть! Ему нравилось то, что «ордена генерала отражали свет» на нем. Он обманывал одноклассников, стыдился собственного родного дедушки. И стыдился тогда, когда дед был одет не в мундир, а в телогрейку. Но Антон осознал это. Это же такой груз на душе. Когда лучшие друзья отворачиваются, поддержать некому, а «камень» не сдвинуть. Но Антон пережил это. Отношения с одноклассниками наладил, друзей вернул: слова деда помогли. Я читала роман и завидовала отношениям деда и внука. Не каждый может понять друг друга. Но у них свой особый язык. Между Антошкой и дедом промелькнула особая искра. Такая хорошая, яркая, что даже обжигает.

Мне понравились в романе эпизоды, когда генерал рассказывал о войне и мальчик с увлечением слушал. Внук спрашивал всегда про военную тайну деда, дед все откладывал, но вот и раскрылась она. Генерал – лейтенант Антон Петрович вовсе ни– какой не дед Антошки! Я сама поразилась этому. Вот как так? Сколько эмоций! Такая любовь к не родному внуку, которого видишь практически первый раз! Откуда это?!

Когда я начала читать этот роман, он восхищал меня с каждой минутой все больше и больше. Я столько узнавала нового! Читалось легко, страницы буквально перелистывались, пусть иллюстрации черно – белые, но они помогли представить ярко, образно каждого героя.

Когда ты маленький, то особо не придаешь значению слова «люблю», но постепенно узнаешь ему цену. Антошка понял, как любит деда и как он дорог.

И зачем так жестоко заканчивать роман? Я плакала, мне стало очень…да, больно. Просто когда переживаешь так же, как и сам герой, что-то съеживается и ноет. Хотя понимаю, это всего книга, но трогает сильно.

Главное, для Антошки дед не умер. Он остался веселым и жизнерадостным. Остался на фотографии и не только… Генерал остался в сердце мальчика навсегда. Дед так жил, что не может умереть. НИКОГДА!»

Эта книга многому учит. Она дает понять, как можно любить родных и заботиться о них. Я бы прочитала эту книгу еще много – много раз с огромным желанием. Роман запал мне в сердце и оставил меня под огромным впечатлением

Источник

Размышления о прочитанных страницах книги «Мой генерал» (читательская конференция по роману А.А. Лиханова «Мой генерал»)

Разделы: Литература

Тема урока: Размышления о прочитанных страницах книги «Мой генерал». (Читательская конференция по роману А.А. Лиханова «Мой генерал»)

Цели урока:

1. Помочь увидеть в романе проблемы нравственного воспитания подростка, вступающего в сложные взаимоотношения с окружающим миром (становление подрастающего поколения).
2. Способствовать формированию нравственных ценностей «Человек. Семья. Знания».
3. Убедить обучающихся в необходимости узнавать историю страны по произведениям художественной литературы (Великая Отечественная война).
4. Развивать коммуникативные способности школьников.
5. Расширять читательский кругозор.

Оборудование:

Ход урока

Слово учителя: Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас. Наша встреча посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману «Мой генерал». Сегодня мы поразмышляем над самыми серьёзными страницами произведения. А эпиграфом нашего общения пусть станут слова писателя: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».

Короткая справка о писателе

Альберт Анатольевич Лиханов родился в городе Кирове 13 сентября 1935 года. После окончания отделения журналистики Уральского государственного университета имени А.М. Горького в Свердловске он возвращается в родной город. Работал литературным сотрудником областной газеты «Кировская правда», главным редактором молодёжной газеты «Комсомольское племя». Позже был собственным корреспондентом «Комсомольской правды» по Западной Сибири, работал в аппарате ЦК ВЛКСМ. С 1967 по 1975 годы был ответственным секретарём, а с 1975 по 1988 год – главным редактором журнала «Смена».

В 1987 году инициировал создание Советского детского фонда, преобразованного в 1991 году в Российский детский фонд, задачами которого являются защита прав ребёнка, улучшение жизни детей-сирот, инвалидов, оставшихся без попечения родителей. Сейчас А.А. Лиханов – председатель правления фонда, главный редактор журнала «Дитя человеческое», посвящённого вопросам детства. А. Лиханов удостоен Государственной премии России, Международных премий имени Януша Корчака и Максима Горького, французско-японской культурной премии имени Виктора Гюго, литературной премии имени А. Грина и других.

В 1962 году в журнале «Юность» был опубликован первый рассказ Альберта Лиханова. Затем появились «Музыка», «Чистые камушки», «Магазин ненаглядных пособий», «Мой генерал» и другие произведения.

Основная тема его творчества – становление подрастающего поколения. Романы в повестях «Русские мальчики» и «Мужская школа» составляют дилогию, посвящённую военному и послевоенному детству. Многие эпизоды в этих книгах имеют автобиографическую основу.

Романы и повести «Тёплый дождь», «Солнечное затмение», «Мой генерал», «Невинные тайны», «Вам письмо» и многие другие посвящены проблемам нравственного воспитания подростка, вступающего в сложные взаимоотношения с окружающим миром, и ответственности взрослых за детей.

Многие (если не все) произведения Лиханова имеют двух адресатов – читателя-ребёнка (подростка) и читателя-взрослого. Эти книги могут стать предметом разговора, цель которого – возвращение к традиции семейного чтения, обсуждение прочитанного в семье.

Роман «Мой генерал» издавался неоднократно и вошёл в число произведений, за которые А. Лиханов был удостоен Государственной премии имени Н.К. Крупской.

Книга затрагивает многие темы. Она и о взаимоотношениях близких людей, и о душевных переживаниях ребёнка-школьника, и о дружбе. Но самое ценное и важное в ней – показ нравственного влияния, которое оказывает дед-генерал на мальчика.

У А. Лиханова много благодарных читателей, слушателей, зрителей. Ведь значительная часть его произведений получила как бы вторую жизнь на сцене театра, в кино, на радио, телевидении. Его книги изданы на языках народов бывшего СССР, в Болгарии, ГДР, Чехословакии, Польше, Монголии, Венгрии, Вьетнаме, Италии, США, Японии, Китае и других странах.

Для размышления предлагаются вопросы, помогающие высказать отношение:

Вопросы для размышления

1. Как вы понимаете смысл названия романа «Мой генерал»?

Слово «генерал» выступает в названии в качестве слова-символа. Можно обозначить несколько его истолкований:

Местоимение «мой» придаёт слову «генерал» определённую субъективную окраску – говорящий испытывает к этому человеку чувство гордости и вместе с тем нежность. Общий смысл названия, который должны понять и объяснить ребята: мой генерал – это человек, на которого хочется быть похожим, некий идеал. В романе таким человеком является Антон Петрович Рыбаков, Антошкин дед.

2. Кому посвящается книга «Мой генерал»?

В начале романа в качестве эпиграфа читаем:

3. Что вы можете рассказать о маме и папе Антошки Рыбакова? ( Часть первая «Самое начало», Главы «Про папу», «Про маму», «Как мы живём»)

4. Вспомните эпизод, где Антон, встречая деда в аэропорту, пробегает мимо него. Как произошла первая встреча? Какие мысли о внешнем облике деда-генерала возникают у Антона в этот момент? (Часть вторая «Дедушка», глава «мама за рулём»)

5. Вспомните главу «Злой демон» одноимённой части. В этой главе рассказывается о том, как Антон сообщает классу, что к нему приехал дед-генерал. Одноклассники не верят мальчику. Тогда Антон надевает генеральский мундир и выходит на балкон. Все поверили, что дед у Антона действительно генерал. Отношение к мальчику меняется.

Почему резко меняется отношение учителей и ребят к Антону?

Вспомните эпизод романа, где выбирают председателя совета отряда. Как повёл себя Антон в этой ситуации?

Какие привилегии были у мальчика после избрания его председателем совета отряда? (Часть четвёртая «Злой демон», главы «Привилегии», «Генерал»)

Опишите состояние Антона после избрания его председателем совета отряда. (Глава «Выборы»)

Почему Алька и Кешка не стали относиться к Антону как все остальные – с заискивающим уважением? Настоящие ли они друзья Антона?

Как вы думаете, что такое настоящая дружба?

6. Что произошло на воскреснике? (Глава «Воскресник») Как вы относитесь к такому поведению Антона Рыбакова?

7. Как относится Антон к труду в начале и в конце романа? Как относился к труду генерал Рыбаков? Используйте для ответа главы части третьей «Отставка»: «Дедушкина отставка», «Дедушкино шефство», части четвёртой «Злой демон»: «Кладовщик».

8. Меняется ли отношение Антона к дедушке на протяжении романа?

Как вы думаете, какой момент в поведении и взаимоотношениях внука и деда стал переломным?

Снегопад, откапывание дедушкиного склада. (Главы «Снеговал», «Дедушкины стихи», «КП»)

9. В какой момент дедушка надел генеральскую форму и почему? (Глава «КП», дедушка руководит штабом по борьбе со снеговалом)

10. За что просил прощения Газовый Баллон (Кирилл Пухов) у дедушки? (Нельзя быть равнодушным – история с белкой)

11. Вспомните сцену встречи генеральских внуков в Москве. Чем остался недоволен Антошка? Какие чувства вызвали у вас слова, поступки этих детей?

Эти дети ещё ничем не отличились, но уже считают себя особенными, достойными особого уважения. Эти ребята уверены, что они лучше других только потому, что их деды – генералы. (Часть пятая «Дорогой человек», глава «Встреча на высшем уровне»)

12. В чём заключалась «военная тайна» генерала Рыбакова? Почему он её открыл? Прав ли он был? Почему? Как отнёсся Антон к этой тайне?

Почему Антон Петрович сказал о раскрытии «военной тайны» так: «Это долг моей совести»?

13. Родинка. Какие события связаны с этим понятием? (Глава «Родинка»)

14. Как вы относитесь к следующим словам генерала Рыбакова: «Есть вещи поважнее службы, работы, долга… У каждого человека должно быть продолжение. Это высшее счастье». Прав ли Антон Петрович?

15. Что вам запомнилось из поездки всей семьи в командировку для осмотра будущего морского дна?

Старуха, ждущая сына с войны. Муравейники. (Главы «Семейная идиллия», «Море и мама»)

16. Вспомните страницы, повествующие нам о войне. («Могила Неизвестного солдата»). Вспомните цитату:

Жил человек. Имя у него было.
Мать, может, жена была, дети.
А потом погиб. Так погиб,
Что никто об этом не узнал.
Но он не пропал. Он стал
Неизвестным солдатом. Его,
Может, ждут до сих пор.
Думают о нём. Вспоминают.
Зовут про себя по имени.
А он без имени. Потому что
Имя ему не нужно. Он –
Для всех Неизвестный солдат».

Седой человек, старуха, ждущая сына, генерал Иванов, история трубача, телеграммщик: О нём Антошка сказал: «Брось ты! Не досадуй! Подумаешь, какой-то пьяница!» А дедушка так отнёсся к словам Антошки: « Не смей, я тебе просто приказываю: никогда не смей! Не смей о людях думать равнодушно! Люби, спорь, наконец, ненавидь! Но не будь равнодушным! У каждого несчастья есть причина. И её надо отыскивать. Надо помогать людям, чем можешь. Но никогда не закрывай глаза, не маши рукой, не считай, что есть зряшные люди. А самое главное – не будь равнодушным. Запомни это! И помни всю жизнь!»

17. Вспомните историю генерала Иванова. Почему глава, в которой рассказывается его история, называется «Настоящий человек»?

18. Выразительное чтение стихотворений о солдатском подвиге.

Слово учителя: На протяжении всего романа звучит тема войны. Вспомним историю трубача. Война поломала всю жизнь этого человека (Глава «Ещё одна история. Про трубача), лишила его семьи. Война повлияла на жизнь семьи Рыбаковых. На войне лишился рук генерал Иванов. Война перевернула жизнь многих людей. С тех далёких сороковых прошло много лет, многое забылось, большинство участников войны ушли из жизни, но всё же люди хранят военные награды, письма с фронта и рассказывают о родственниках – участниках войны уже их правнукам, праправнукам.

19. Как вы считаете, нужно ли это делать? Расскажите ваши подготовленные истории.

20. Помог ли вам этот роман узнать что-то новое о взаимоотношениях в вашей семье?

21. В конце романа Антон говорит: «Мой генерал всегда рядом… Он так жил, что не может умереть. Никогда!» Как вы понимаете эти слова?

В романе неоднократно звучит мысль, что, если человек жил достойно, он будет жить и после смерти – в памяти потомков.

22. Вспомним слова генерала Рыбакова: «Когда человек не доволен собой, это прекрасно. Хуже нет, если он собой доволен. Пиши, пропало. Нет человека. Хоть он есть, а его нет… Человек должен быть недоволен собой. Когда он досадует, он ошибку понимает. Досада – это урок.»

Согласны ли вы с ним? Почему?

23. Как вы думаете, какой человек вырастет из Антошки?

Для Антона дедушка стал особым человеком, на которого хочется быть похожим. Дед оказал огромное влияние на то, каким человеком вырастет мальчик. И очень важно, что влияние это хорошее.

24. Какие нравственные проблемы может помочь решить книга «Мой генерал»?

Заключительный этап обсуждения (Рефлексия)

Каждому участнику встречи выдаются листы бумаги, на которых написано начало нескольких фраз.

Задача участников – закончить одну из фраз по выбору.

Когда работы написаны, авторы вывешивают их на заранее приготовленный стенд. Название стенда придумывают вместе все участники обсуждения.

Список литературы

1. Лиханов А. Мой генерал, М.: Детская литература, 1990.
2. Читаем, играем, учимся, 2005, № 8, с.90 – 92, «Мой генерал»: семейное прочтение.

Источник

Педагогика «Моего генерала»

Каждый человек – нужен; и нужно всегда оставаться человеком

Почему «Мой генерал» и какая педагогика? А вот почему. На Белгородчине в честь юбилея Великой Победы проводится среди школьников 5 – 11 классов конкурс сочинений «История моей семьи в истории моей России», одним из организаторов которого является Российский детский фонд и лично его Председатель Альберт Лиханов. Конкурс поддерживает Губернатор области Евгений Савченко. По итогам конкурса десяти авторам лучших работ от каждой школы будет вручена книга Альберта Лиханова «Мой генерал». Таким образом, книгу получат более пяти тысяч ребят. Написанная в 1974 году, она десятки раз издавалась в нашей стране и за рубежом. За неё автор был удостоен Государственной премии РСФСР. Книга просто потрясающая, не случайно признанная одним из лучших произведений отечественной литературы. Вот почему «Мой генерал». А о педагогике книги дальше…

Могучий источник воспитания

Имя писателя Альберта Лиханова для меня не новость. Знаю многое из его творчества. А вот роман для детей «Мой генерал» прочитал совсем недавно, хотя произведение и написано более 40 лет назад. Может быть, даже здорово, что с этой книгой познакомился в зрелом возрасте. Очень сильная вещь.

Два года назад ко мне, тогда ещё начальнику управления по контролю и надзору в сфере образования областного департамента образования, на приём пришёл многодетный отец из Белгорода и поставил вопрос, почему в школе не изучается творчество Альберта Анатольевича Лиханова. Я рассказывал про учебники по литературе, про образовательные стандарты, примерную основную образовательную программу, про требования, ими установленные. А отец всё не уходил из кабинета и спокойно, но настойчиво доказывал, что творчество Альберта Лиханова есть могучий источник воспитания детей. Последствием разговора стало направленное в муниципальные органы управления образованием и школы письмо о том, что департамент рекомендует произведения Альберта Лиханова для внеклассного чтения на уроках литературы, для использования во внеурочной деятельности.

Прочитав «Моего генерала», понял, не просто понял, а утвердился во мнении, что этот роман имеет мощнейший по силе педагогический потенциал.

«Генеральские» привилегии

Роман рассказывает о трёх поколениях семьи Рыбаковых. События разворачиваются вокруг четвероклассника Антона и его деда Антона Петровича. Антон с родителями живёт в Сибири, дед – в Москве.

Антон – обычный мальчик-школьник. Только в отличие от других его дед – генерал. Долгое время не виделись внук и дед, внук мечтал о встрече. Через некоторое время дед выходит в отставку и приезжает в Сибирь. Антон несколько разочарован, потому что не такой представлял он встречу. Приехал обычный человек, а Антон ожидал увидеть его в военной форме и с медалями.

В повседневной жизни дед убирает квартиру, моет полы, печёт пироги, каждое утро ходит за молоком, нянчится с чужими младенцами. В классе проведали о дедушке-генерале, и класс переменился. Какие же перемены произошли? Антона-школьника начинают уважать, перед уроками все мальчишки подходили к нему поздороваться, и не просто, а «по петушкам», что было признаком высшего уважения. А девчонки, стоило только остановить на какой‑нибудь взгляд, улыбались в любую секунду перемены или урока. Антон получил привилегии: двойки проскакивали реже, да и те учителя ставили с оговорками. Физрук перестал придираться и срамить, когда не получалось упражнение на брусьях. Завуч не останавливала при беготне по коридору на перемене, директор всегда замечал и вежливо отвечал на поклоны. Антон быстро привык к привилегиям, первоначальная неловкость быстро рассосалась. И звали Антона теперь Генералом. Тема о школьных привилегиях может стать предметом большого разговора в педагогическом коллективе.

Затем дед идёт работать кладовщиком, Антон стал стесняться деда, так как считал, что не генеральское это дело, позор какой‑то.

Но старший Антон объясняет младшему, что любая работа достойна уважения: «Да что вы за чистоплюи! Нет стыдной работы, разве не знаете!»

Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть фото Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть картинку Чему учит произведение лиханов мой генерал. Картинка про Чему учит произведение лиханов мой генерал. Фото Чему учит произведение лиханов мой генерал

Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть фото Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть картинку Чему учит произведение лиханов мой генерал. Картинка про Чему учит произведение лиханов мой генерал. Фото Чему учит произведение лиханов мой генерал

Большой пример

Книга «Мой генерал» от первого слова до последнего формирует личностные черты и качества, которые в конечном итоге составляют воспитанность человека.

Один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Антон Петрович как раз и есть тот большой пример и для своего внука, и для его родителей и сверстников, и для всего посёлка.

Альберт Лиханов всей сутью романа убеждает, насколько важен в процессе развития и совершенствования личностных качеств растущего человека положительный пример как метод воспитания, сущность которого состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для пробуждения у детей стремления к активной работе над собой и преодоления имеющихся недостатков. Константин Ушинский подчёркивал, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Лев Толстой писал: «Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».

Психологической основой влияния положительных примеров на воспитание детей является их подражательность. Антон младший не желает сначала подражать деду, не приемлет его жизненной позиции, даже отвергает её.

Удивителен по силе эпизод воскресника. Перед Новым годом в посёлке объявили воскресник. Требовалось расчистить пустырь. Все работали, было весело, настроение у мальчика хорошее. Но так было до тех пор, пока Антон не увидел деда, который, как все, был одет в телогрейку, на голове – лохматый отцовский треух, на руках – варежки из собачьего меха. Совсем не так Антон представлял этот момент: дед в форме, ордена сверкают, позументы горят, ребята им любуются. А тут, видите ли, шлёпает какой‑то старик – в валенках с загнутыми голенищами, с ломиком на плече, ну совсем не генерал. На вопрос одноклассника: «Он? Генерал?» — Антон пожал плечами и не просто ответил, а фыркнул: «Вот ещё!» По сути Антон отказался от собственного деда. А вечером перед сном дед преподал внуку замечательный урок, причём тонко, ненавязчиво, без назиданий и нравоучений, как бы между прочим, исподволь. Дед сказал:

— Сегодня один гражданин из вашего класса мою личность выяснял. Спрашивает: «Вы генерал?» Я подумал: раз у меня выясняет, значит, ты мной не козыряешь. Правильно. А то ведь за чужой‑то спиной нетрудно жить. Есть такие, видал не раз. Чужой славой пользуются и глаз не жмурят. – Он зевнул, добавил сонным голосом: — Ну, я и отказался. Говорю: «Пенсионер я!» Как полагаешь, правильно поступил?

Какое состояние в это время переживает мальчик? Он весь сжался, губы затряслись, ребёнка бросило в жар. При этом внук размышляет: «Вон как выходит! Я дедом козыряю, чужой славой пользуюсь!» Пример деда в очередной раз оказал сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств.

Действительно, педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника.

К окончательному прозрению Антошка шёл долго и трудно, была мучительная внутренняя борьба, и тем ценнее сделанный вывод:

— Кончайте! Что вам мой дед дался! Я сам за себя отвечаю. И прошу меня из председателей снять. За позорное поведение. И за спекуляцию.

— Дедушкиной славой, осёл!

Имея за плечами большой педагогический опыт и все эти годы наблюдая, анализируя живые образцы трудолюбия, патриотизма, чести, этики, понимал и понимаю, что при наличии таковых школьник отчётливее осмысливает сущность и содержание этих качеств. С этой точки зрения метод положительного примера приобретает особое значение.

Пример родителей – один из самых эффективных методов воспитания. И в этом плане мы, читатели, спокойны за нашего маленького героя, ему повезло. Отца Антона уважают, потому что он отдаётся работе. Он заместитель главного инженера на строительстве электростанции. Мама Антона работает главным санитарным врачом района, она носится по району как угорелая, везде ей поспеть надо, чтобы была чистота.

«Мама моя добрая, я её злой никогда ещё не видел. Даже когда сердится, она всё равно добрая» — так говорит сын. В семье нашего героя царит гармония, что очень важно для ребёнка, так как определяет характер.

Про «свадебных» генералов

Книга «Мой генерал» очень органично вписывается в философию региональной Стратегии развития образования «Доброжелательная школа», потому что она учит детей извечным нравственным ценностям: простому человеческому общению, милосердию, состраданию, дружбе.

Уникально само по себе высказывание Альберта Лиханова: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».

Добро должно быть деятельным, только тогда оно даёт результат. Генерал Антон Петрович Рыбаков как раз и является носителем такого добра. Казалось бы, что генерал будет исповедовать авторитаризм в отношениях… Но нет, он понимает, что в этом заключается главная причина отчуждения воспитанников от своих воспитателей, что есть другой подход, основанный на душевном соприкосновении, который называется гуманистической педагогикой.

Убеждён, что реализация программы воспитания и социализации, как обязательного в каждой школе документа, должна основываться в том числе на произведениях Альберта Лиханова, включая «Моего генерала».

… Как‑то Антон Петрович заявил своему сыну, когда тот хотел пристроить отца начальником отдела кадров на стройку, что не умеет быть свадебным генералом. Кстати, очень хорошая тема для разговора со школьниками в любом возрасте. Так вот Антон старший говорит Антону младшему:

— Позорное звание это, Антошка! Свадебный генерал! На свадьбу, например, зовут генерала. Чтобы было торжественней. Чтобы все говорили потом: «Это да, это – свадьба! Даже генерал был!» А генерал к свадьбе отношения не имеет. Ни сват ни брат. Вот и я не хочу быть таким генералом.

Антошка пытается возразить: «Так то свадьба!», на что получает однозначный и возмущённый ответ:

— Да никогда нельзя быть свадебным генералом! Нигде! Разве не понимаешь? Или работаешь как все, или…

Книга «Мой генерал» убеждает, насколько важны и необходимы методы одобрения и осуждения. Каждый ученик прислушивается к оценочным суждениям учителей, коллектива, отдельных учеников. Если его поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения, которое ещё больше стимулирует, побуждает быть лучше, энергичнее, деятельнее. Метод осуждения, наоборот, вызывает отрицательные внутренние переживания, которые заставляют анализировать свои действия, недостатки, чтобы соответствовать более высокому уровню требований коллектива. Школьник начинает обдумывать, как сопротивляться соблазнам, как управлять своим поведением. Роман «Мой генерал» в этом плане развивает у детей критичность к своему поведению и более требовательное отношение к себе.

Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть фото Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть картинку Чему учит произведение лиханов мой генерал. Картинка про Чему учит произведение лиханов мой генерал. Фото Чему учит произведение лиханов мой генерал

Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть фото Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть картинку Чему учит произведение лиханов мой генерал. Картинка про Чему учит произведение лиханов мой генерал. Фото Чему учит произведение лиханов мой генерал

Воспитание человеческого

В романе «Мой генерал» что ни эпизод, то урок воспитания человеческого в маленьком человеке. Такие уроки запоминаются на всю жизнь, формируют характер, меняют внутренние установки.

В книге есть небольшая по объёму глава «Белка». Она про жизненный выбор. Очень часто приходится выбирать между чем‑то. Весь жизненный путь состоит из тех или иных каждодневных решений. Когда‑то этот выбор будет прост и незаметен, а иногда он может быть необычайно сложным и важным для личности. Решение порой становится определяющим для человека. После пионерского сбора Антон тащился по улице домой и вдруг увидел, как толпа старшеклассников лепила снежки и швыряла в стену нового дома, а там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка. Десятеро против белки. Но эти десятеро были людьми. Вариантов дальнейшего развития событий несколько: промолчав и не заметив, пройти мимо; присоединиться и начать швырять в белку; просто молча наблюдать и ждать, чем всё кончится. Антон с ненавистью закричал: «Вы, гады! Что делаете!» А в белку уже не снежки летели, а мёрзлые комья земли и камни. В конце концов белка упала вниз, а на шероховатом бетоне краснело пятнышко. И тут Антон вступает с толпой в самую настоящую схватку. Он швырнул портфель и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. А затем таранил следующего и следующего. Мальчишки опешили ненадолго и взялись лупить Антона. Неожиданно удары стихли. И тут Антон увидел деда, который сказал: «Я всё видел, ты молодец!» Этот эпизод многому учит. Ради спасения белки, протестуя против жуткой жестокости, заведомо зная, что силы не равны, наш герой сделал свой выбор – бороться за спасение беззащитной белки.

Военная тайна

Когда после отставки дед из Москвы приехал в Сибирь, между ним и Антоном состоялся разговор:

— А настоящая военная тайна у тебя есть? Взаправдашняя?

— Придётся, не помирать же мне со своей тайной.

Эта тайна, как оказалось, связана с войной. Дед с внуком договорились весенние каникулы провести вместе. Сначала полетели на родину деда:

— Надо заехать на родину. Поклониться отцу-матери. Вдруг не придётся?

Родителей своего дедушки Антон не знал. Поэтому просто задумчиво смотрел на кресты. Но наблюдательность мальчика позволила нам, читателям, ощутить состояние деда. Он стоял, сняв папаху, склонив голову, забыв про всё на свете: про внука, про своего сына и невестку, про сибирскую стройку, всё-всё забыл, всю жизнь, которая сейчас. Он смотрел на снег, на покосившийся крест, а видел не это, совсем не это, а что‑то другое, что только он знает и помнит. Никогда дедушка не был таким.

Автор книги тем самым подчёркивает, что на кладбище нужно ходить не потому, что все так делают, нужно ходить для себя, для своей души.

Жители родной деревни не отпустили генерала без обеда. Радушие и гостеприимство – это исконно русские черты. В комнате, за столом, сидели старухи и старики. На прощание генерал попросил спеть любимую песню мамы про солдата.

Затем в маршруте путешествия была Москва, где до Сибири жил генерал. Вот говорят, что скромность украшает человека. В этом плане глава «Его дом» позволяет организовать с детьми большой и нужный разговор о скромности. В доме деда внук обнаруживает стоящую на столе маленькую пушку с надписью «Майору А.П. Рыбакову в память об испытаниях», книгу с непонятным названием «Теория баллистики», автор которой кандидат военных наук А.П. Рыбаков. Оказывается, дед испытывал гаубицу, которая потом прошла всю войну, написал книгу. Всё это настолько повлияло на внука, что он принимает для себя взрослое решение быть офицером, учёным офицером. А дедушка при этом говорит: «Не забудь, это работа тяжкая. Учиться. В поле спать. Сильным быть. Ехать, куда пошлют. За других отвечать и самому ответа не бояться. Думай, Антон! Время у тебя ещё есть». Воспитательный эффект как раз и достигается благодаря подобным ситуациям. В такие минуты и приходит понимание, в чём выражается скромность. Это и умеренность во всех требованиях,
и отсутствие стремления к роскоши, и отсутствие стремления первенствовать, показывать себя; соблюдение рамок приличия, степенность в общении с другими людьми. Всё это было присуще Рыбакову-старшему. В христианстве скромность считается добродетелью.

Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть фото Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть картинку Чему учит произведение лиханов мой генерал. Картинка про Чему учит произведение лиханов мой генерал. Фото Чему учит произведение лиханов мой генерал

Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть фото Чему учит произведение лиханов мой генерал. Смотреть картинку Чему учит произведение лиханов мой генерал. Картинка про Чему учит произведение лиханов мой генерал. Фото Чему учит произведение лиханов мой генерал

«Не смей о людях думать равнодушно!»

Действие романа происходит не в военное время, но произведение пронизано этой темой, так как на долю многих героев выпали суровые военные испытания, патриотизм – одна из тем книги. Тем более что в современных условиях патриотизм и гражданственность имеют особое значение. Потому что без них нельзя возродить сильное государство, создать гражданское сообщество, привить людям понимание своего долга, своих прав, уважения к законам, к своей Конституции.

Последствия войны и её влияние ощущаются во всём.

В истории трубача, который сразу добровольцем записался, как только про войну узнал. Прославился он как храбрец необыкновенный. Попал в фашистский плен, в самое страшное место – в лагерь смерти. До войны он был музыкантом, играл на трубе. Фрицы создали из таких, как он, оркестр, который должен был играть весёлые мелодии в то время, когда пленных отводили в печь. Работа была страшная. Однажды он бросил трубу, стал топтать её, проклиная, что выучился музыке. Его избили шомполами и дали новую трубу. Но теперь в весёлой музыке слышались зловещие ноты, которые посвящались фашистам. Музыкантов не успели сжечь. Трубач вернулся домой, но никого не нашёл. Жена и сын погибли.

Война в истории старухи, ждущей сына. Большая территория, так как строится электростанция, должна уйти под море. Половина жителей деревни уже уехала. Но одна старушка упрямо повторяла: «Никак не могу!» Хотя колхоз ей на новом месте построил хороший дом. А она никак со своей покосившейся хибарой проститься не желает. Увидев генерала, старушка убежала в избушку и вышла с фотокарточкой сына Коли в деревянной рамке. Он на фронте пропал без вести. «Может, ещё живой?» – спросила нерешительно старушка, теребя тёмный фартук. Генерал разглядывал снимок, а потом спросил: «Ждёшь, мать?» В ответ услышал: «Как же я уеду‑то? Вдруг Коля придёт? А тут ничего и нету. Одна вода». Дед помолчал и сказал негромко: «Это ты зря, мать. Придёт твой Коля, найдёт и на новом месте. Не сомневайся».

Война в истории телеграммщика — спившегося, сломавшегося и опустившегося майора, не нашедшего себя в мирной жизни, потерявшего честь. Так бывает, когда проявивший себя на фронте человек, даже майор, оказывается не готов к мирной жизни, не может себя найти. Телеграммщик обидел деда. О нём Антошка сказал: «Брось ты! Не досадуй! Подумаешь, какой‑то пьяница!» А дедушка так отнёсся к словам Антошки: «Не смей, я тебе просто приказываю: никогда не смей! Не смей о людях думать равнодушно! Люби, спорь, наконец, ненавидь! Но не будь равнодушным! У каждого несчастья есть причина. И её надо отыскивать. Надо помогать людям, чем можешь. Но никогда не закрывай глаза, не маши рукой, не считай, что есть зряшные люди. А самое главное – не будь равнодушным. Запомни это! И помни всю жизнь!» Но была вторая телеграмма и вторая встреча майора-телеграммщика и генерала. Дед сказал: «Знаете, не могу о вас судить, потому что вижу всего второй раз. И не в этом дело. Не обязательно мне вас знать близко. Просто, если вы в самом деле майор, вспомните войну. Вспомните себя на войне. Не вообще на войне, а в трудный час. Каким вы были. Вспомните, это поможет». В ответ майор сообщил о том, что решил идти трудиться на стройку и нашёл в себе силы извиниться перед генералом. Значит, не всё потеряно и возрождение человека обязательно произойдёт.

Война в истории семьи Рыбаковых. Долго хранил Антон Петрович военную тайну. Всю жизнь её носил. Но, предчувствуя свой уход из этой жизни, решился поведать о ней. В начале войны дедушка был майором. Яростно бился майор. Сражался до последнего. Но пришлось отступать. Сильные были фашисты. Идёт майор с бойцами по дороге. По страшной дороге, на которой лежат мёртвые тела. И вдруг по мёртвой дороге идёт мальчик и поёт «Катюшу». Подошёл к дедушке, голову поднял, потому что высоко смотреть, и говорит: «Чего‑то все спят… И мама спит… Я её толкаю, а она не просыпается…» Забрали бойцы ребёнка с собой. На привале мальчик сказал, что ему три года и зовут его Серёжа, а маму зовут Катя и она любит песню про Катюшу. Вывел дедушка бойцов из окружения. Надо с мальчиком расставаться. И тут Серёжа первый раз за долгую дорогу вдруг заплакал. Задумался дед, написал письмо жене, поручил раненому знаменосцу довезти мальчика до Москвы. В каждом письме-треугольнике от жены была ладошка Серёжи. Так и рос мальчик Серёжа – будущий отец Антона — в семье деда. Вот так и узнали военную тайну генерала, которая заключалась в том, что генерал не был родным отцом Сергея, папы Антона. Он старался найти настоящего отца Сергея. Можно было, конечно, промолчать, но дед посчитал своим долгом сказать правду.

Книга «Мой генерал» убедительно воздействует на сознание, что главной ценностью является жизнь, потому что это великое чудо и величайшее благо, дарованное человеку. Важно любить свою жизнь и в то же время уважать и ценить жизни других людей, жизнь нужно всячески беречь и наполнять её лишь светлым и созидательным.

Особый человек

Роман называется «Мой генерал». Генерал – это воинское звание, а также человек, имеющий такое звание. А ещё генералом называют того, кто играет ведущую роль. Антон Петрович Рыбаков, действительно, имел воинское звание генерала, но главное в другом: он, никогда не демонстрируя его окружающим, генералом был по своему влиянию на них, делая их чище, красивее, благороднее. Свою генеральскую шинель Антон Петрович надел в Сибири один только раз, чтобы успокоить людей, когда на посёлок обрушился небывалый снегопад, как говорит писатель, снеговал. Генерал рассуждал: армия рядом, значит, бояться нечего. В формировании внука он сыграл определяющую роль. Впрочем, как в жизни ещё многих и многих. Не зря же его хоронит весь посёлок. Рыбаков-старший – это тот особый человек, на которого хочется быть похожим. Антон Петрович стал и моим генералом, а книга – моей книгой. Мой в названии романа – это не просто и столько притяжательное местоимение, это слово, заключающее в себе и гордость за генерала, и нежность к нему.

Автор определил произведение как роман для детей, но книга адресована не только читателю-ребёнку, но и читателю-взрослому.

Очень важно, чтобы эта книга была на полке у каждого школьника, у каждой семьи, у каждого учителя-словесника, классного руководителя, директора школы. Очень правильно, если эта книга станет предметом чтения и обсуждения на читательских конференциях в наших школах, на сеансах семейного чтения, особенно в преддверии Дня Победы. Абсолютно все события, описанные в книге, воспитывают. Роман можно разобрать на цитаты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *