Чему учит произведение подросток
Анализ романа «Подросток» Достоевского
Произведение было задумано в начале 1870-х годов, однако закончено только к 1876 году. Достоевскому хотелось создать творение, примерно равное по объёму эпопее Толстого, однако каждая из пяти частей должна была быть совершенно отдельной. Первоначально писатель задумывал название «Беспорядок» и повествование от третьего лица. Но постепенно замысел изменился. События представлены устами рассказчика, раскрывающего «житие великого грешника».
На роль главного героя предназначался Петр Версилов, но впоследствии в центре внимания оказалась фигура девятнадцатилетнего Аркадия Долгорукого. Сейчас мы проведем краткий анализ романа «Подросток» Достоевского.
Проблематика романа «Подросток»
В романе в центре внимания автора вопрос о будущем России. Поэтому в качестве главного выбран юный герой. Достоевский затрагивает вечную проблему отцов и детей, проблему формирования и воспитания молодого поколения.
Не менее важна в романе и трактовка любимой идеи писателя о «спасающей красоте». Именно красота способна преобразовать общество и изменить отдельного человека. Сила её воздействия определяется влиянием на душу человека помимо сознания, впечатлением, способным проникнуть в глубину и произвести благотворные перемены. «Положительно прекрасные» образы в искусстве необходимы, по мнению Достоевского. Это одна из ключевых мыслей в анализе романа «Подросток».
Однако в романе Достоевский показывает двойственность красоты. Красота внешняя, не имеющая нравственной основы, тоже способна проникать в сердце, минуя сознание. В этом её опасность. Поэтому главным становится вопрос о разграничение истинной и ложной красоты, ведь только по-настоящему прекрасное включает единство эстетического и этического начал.
Произведение состоит из трёх частей. В начале романа Аркадий приезжает в Петербург. Он лелеет честолюбивые планы – разбогатеть и раздать деньги бедным. Накопить миллион он желает только честным путём, избегая дороги обмана и мошенничества. Аркадий стремится вести аскетический образ жизни, ограничивая свои потребности. В виде искушения даны альтернативные способы накопления средств: действия мошенника Стебелькова, шантаж Ламберта, ростовщичество, игра.
Продолжая анализ романа «Подросток» отметим, что во второй части мы видим изменения жизненных ценностей Аркадия. Он не проходит испытания роскошью и богатством. Им овладевает гордыня и мысль о том, что деньги способны поднять человека в своих собственных и в чужих глазах.
В третьей части на первом плане мотивы покаяния и возрождения. Герой оказывается перед выбором: перед его глазами встают два ориентира – Ротшильд и Христос.
Анализ образа главного героя в романе «Подросток»
Аркадием владеет гордыня. Он хочет насладиться жизнью сполна, стать новым Ротшильдом. Он отказывается от обогащения путём мошенничества или ростовщичества, но роскошь притягивает его. Если вы проводите анализ романа «Подросток», не упустите эту мысль.
Вы прочитали статью, где был представлен анализ романа «Подросток» Достоевского. В нашем литературном блоге сотни статей с похожей тематикой.
Анализ произведения Подросток Достоевского
История создания романа
Сам сюжет произведения «Подросток» Федор Михайлович придумал еще в 1871 году, но написание этого романа он начал только в 1874 году и спустя год уже закончил его. Отдельным изданием его могли лицезреть только лишь в 1876 году.
Идей Федора было написать огромный роман, ничего не уступающий «Войне и миру» Толстого. Произведение должно было состоять из 5 поветей и носить совершенно иное название – «Житие великого грешника».
В этом романе он хотел полностью отразить себя, то есть то, как он видит себя самого.
Вторым названием романа было «Беспорядок», но и его вскоре Достоевский решил изменить, вместе с формой повествования. Теперь рассказ велся от первого лица, а не от автора.
Жанром данного произведения является реализм, которым был очень популярен на тот момент. Чтобы отобразить его Достоевский использовал проблемы общества, а именно он писал про отношения между старшим поколением и младшим.
Проблематику этого произведения он придумал в 1874 году, когда писал письмо своей любимой жене. Это была актуальная на тот момент времени тема. Это взаимоотношения между поколениями, он брал не только свою семью, а более обширно, то есть в обществе тоже. Также в каких-то моментах проглядывает проблема воспитания.
Все действия в романе происходят в течение нескольких месяцев, а именно с середины сентября по начало декабря. Но в этом произведении описывается не полностью каждый день, а только некоторые моменты, которые соответствуют тематике романа. Если точнее, то каждая часть это три дня. Тем самым конфликт, который присутствует в работе Достоевского перерастает из драмы в трагедию.
Сюжет
Всего в романе присутствует три части.
В самой первой части рассказывает о том, как Аркадий Долгорукий переезжает в Петербург, потому что так хочет его отец. Аркадий хочет быть богатым и успешным человеком и при этом достигнуть этой вершины только честным путем, то есть, не поддаваясь ни на какие мошенничества, воровство, обман и тому подобное. Ему как будто специально попадались такие знакомые, которые как раз-таки и занимались добычей денег нечестным путем. Например, Стебельков, предстает в произведении перед нами в качестве мошенника, Версилов, которому просто повезло, и он получил богатое наследство от своих родственников, Версилова, которая вышла замуж за богатого человека и тому подобное. Также достичь такой вершины он хочет не ради себя, а ради других людей, то есть для того чтобы Аркадий мог им помогать в материальном плане.
Во второй части Аркадий меняется совершенно на противоположного человека, а именно поддается соблазну легких денег. Так как он подумал, что можно просто стать выше всех его знакомы и даже не знакомых личностей любым способом, и даже есть шанс, что об этом никто не узнает.
Также в этой части появляются три любовные линии. Между отцом Аркадия и Ахмаковой, между Лизой и Сергеем, между Анной и стариком Сокольским.
В третьей части повествуется о том, что Аркадий снова задумался над своей жизнью и осознал, что пошел не тем путем. Теперь перед ним предстоит выбор – Ламбер, которого так боится сам Аркадий или Макар, который так заострен на красоте. В итоге Аркадий выбирает правильный путь – идею Христа.
Герои
Аркадий Макарович Долгорукий – девятнадцатилетний незаконный сын Версилова. Очень гордый, а также упорный. Был уже совершеннолетним, но не осознавал свою ответственность за свои поступки из-за чего Достоевский называл его подростком.
Версилов – незаконный отец Аркадия. Из-за его гордыни он не замечает хороших намерений. Для него единственный идеал – это христианство.
Женские образы присутствуют в этом произведении лишь для отображения характеров и поступков главных героев, а также с помощью них отражено отношение главных героев к окружающим людям.
Ахмакова – женщина, которая имела сильный характер и смогла противостоять Версилову.
2 вариант
Роман поднимает ряд актуальных для человечества тем. Изначально автор планировал назвать произведение по-другому, первоначально роман назывался Житием великого грешника. Главным героем должен был быть Версилов. Планировалось, что он будет иметь черты самого автора. Путь героя, который начинал с атеизма, потом обратился в веру и снова вернулся к атеизму.
Первая тема, которую поднимает автор, это проблема отцов и детей. Эта тема поднимается не только в семье главного героя, но и вообще везде. Проблема воспитания отличается особой актуальностью. Особенно, когда тема касается нравственности.
Далее, Фёдор Михайлович поднимает тему детей, которые являются будущим нашей страны. С детства их окружает множество негативных факторов: «плохая» информация, которая пестрит на страницах журналов и газет, всё, что показывают на телеэкране. Автор описывает разные жизненные ценности: царящий в обществе хаос, случайные семейства и прочее. После автор противопоставляет этим деталям семьи, которые всегда заботились о своей чести и чтили традиции своего родства, за пример берется произведение «Капитанская дочка» и «Война и мир».
Фёдор Михайлович доносит до читателя мысль, что корень всех проблем находится в нравственности, а точнее, ее уровне. В сознании героя царит полный хаос, который возник по причине недостаточного уровня нравственности. По сути, разум героя уже опорочен. По этой причине герой ведет разгульный образ жизни, а потом будет пытаться исправить ситуацию через исповедь.
Следующая проблема – проблема эстетики. Начинается со спасительной красоты, которая помогает душе очиститься. Однако, вот в чем загвоздка, душа уже успела оскверниться. Всё начинается с обычного любования и доходит до того, что может произойти разврат. Любование на прекрасное не поможет измениться за раз, нужно время, чтобы прекрасное накопилось, тогда человек сможет измениться.
После Фёдор Михайлович поднимает тему двойственности красоты. Суть в том, что красота может быть разной. Она может быть, как нравственной, чистой и Христовой, так и грязной, ложной и полной противоположностью первым качествам.
По причине безнравственности человеческое сердце грубеет и перестает понимать, где добро, а где зло. Человек теряет способность правильно оценивать прекрасное. Красота является страшной силой.
Всегда важно помнить, что главной является внутренняя красота души, а не внешность. Проблема в том, что человек, очень часто мужчина, в первую очередь, обращает внимание на внешнюю оболочку. Именно, когда человек следует этой красоте, происходит совершенная другая реакция. В таком случае душа не будет преобразовываться, она будет продолжать оскверняться. Потому как чрезмерное любование на внешнюю красоту приведет к разврату. Эта красота работает непосредственно на сердце, не проходя через разум, в отличие от красоты нравственной, которая охватывает всё и помогает измениться.
Главным героем является Аркадий, незаконный сын Версилова. Этот молодой человек стремится к свободе и независимости. Он еще не умеет различать добро и зло. Герою свойственна гордыня, он желает получить от жизни всё лучшее, его тянет к роскоши. Однако, он не согласен получить богатство путем мошеннических действий. В конечном итоге, герой встает на правильный путь, ему в этом помогает родной отец.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Подросток
Популярные сегодня темы
Андрей Болконский является одним из главных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Личность Болконского очень сложная и интересная
Пришло время, и изумрудное лето уступило место золотой осени. Вернее, передача календарной власти произошла не в одночасье, а постепенно: сначала в зелёных прядях кудрявых деревьев начала появляться золотистая
В своём произведении «Песня о соколе» Горькому удалось раскрыть идеальный образ людей отважных и независимых. Олицетворением таких людей в рассказе стал сокол.
Одними из основных персонажей являются два крестьянина Хоть и Калиныч, абсолютно противоположных характеров. У Хоря имеется большая семья, которую нужно чем-то кормить
Главным персонажем произведения «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова является Григорий Печорин. Он эгоистичен. Конечно же, люди, которые окружают главного героя тоже помогают раскрыть
Литература для всех. «Подросток». Достоевский.
Итак, продолжим. … Всё человечество можно разделить на два типа: те, которые «Подростка» не читали и те, которым это и не надо. Попробуем доказать, почему правы последние. Перескажем своими словами. Вдруг Голливуд всё-таки возьмётся?
Но случилось то, что случилось. Что так часто случается с хорошими писателями. Фёдор Михайлыч пишет плохой роман. И как обычно пытается выдать его за хороший. Впрочем, поэтому Достоевский и стал Достоевским. Как любой гений, умел навязать своё. Людям, которые до сих пор пытаются стрясти с меня бесплатный совет, я бесплатно советую: пишите всегда много, по – большому, и по нужде. Тогда кто- нибудь обязательно вляпается и ваши следы пойдут по миру. Просто закон физики и молекул.
— Фёдор Михайлович, даже если книжка плохая, как мы думаем, вы не расстраивайтесь. Вот, у Тургенева всегда хорошо, но всегда одинаково. А у вас всегда плохо, но всегда по-разному плохо!
То есть автор старательно имитирует то, про что пишет. Достоевский разумно прикинул, что не может ждать ещё сто лет, пока западная литература изобретёт нужный формат. Например, надо тебе написать, что ты лениво поднялся с кровати и пополз к холодильнику? Но как это написать? Просто так взять и написать? Неинтересно… Тогда ты, как передовой автор, старательно растягиваешь на 20 страниц оригинальным курсивом.*
Это и называется новая литература.
На момент написания книги, Подросток уже всё насобирал и живёт в Москве, у друга семьи юриста Андронникова. Только что Аркадий мучительно закончил пансион Тушара. Тут нота бене: в описании школьных дней героя, Достоевский умело использовал свой опыт каторги, плюс переживания детства. А они, как мы понимаем, тоже были нелёгкими. Когда Достоевскому было легко…
Как каждый нормальный человек, Фёдор Михайлович старался запоминать о людях только плохое и любил мстить. Так вот, помимо Чернышевского с его «что делать», Достоевский не переставал ненавидеть своего директора школы Сушарда. Сушард бил маленького Достоевского, щёлкал ему по носу пальцем, спьяну любил драть за волосы и катать по полу. Этот эпизод также повлиял на последующее становление и позитивный настрой писателя. Аркадия так же бьют в пансионе Сушара, щёлкают по носу, и дерут за вихри. Психика ребёнка портится, у него начинается мания величия. Аркадий выдумывает свою идею и всю книгу с ней носится, доканывая читателя.
— У меня есть идея. Но я не скажу. Нет скажу, но потом. Нет, сейчас скажу. Но ещё чуть-чуть, мне надо кое-что проверить и тогда скажу. Ладно, я всё равно пишу плохо, я подросток, так что я потом скажу, а сейчас я о другом..В этом смысле, Достоевский пишет как я.
К сожалению, у Аркадия не получается ни того ни другого. Вот об этом и вся книга.
Немного ранее: Аркадий узнаёт, что его отец Версилов по молодости, проживая с Софьей Андреевной, пытался дополнительно поджениться на молодой идиотке Лидии Ахмаковой. Ахмакова была хоть и сумасшедшая, но всё-таки не настолько, чтобы случайно не забеременеть. Она и забеременела. Думали, от Версилова. Но оказалось, от князя Серёжи… В целях омоложения, Ахмакова травится фосфорными спичками. Умирает. Версилов получает пощёчину от князя Серёжи. Однако делает вид, что это не ему. Он сглатывает обиду и не зовёт Серёжу на дуэль. Версилова позорно изгоняют из света, не дают приглашения на антиправительственные квартирники. От Версилова отворачиваются даже собственные дети- негодяи от первого брака.
Аркадий на протяжении всей книги пытается отомстить за честь отца. Он вызывает князя Серёжу на дуэль. Князь Серёжа берёт пощёчину обратно, и говорит, что его не так поняли, извините.
Андронников куда-то спрятал письмо, а сам умер.
Всю книгу герои ищут это письмо, потому что все неудачно влюблены в Катерину Николаевну. Она им из под юбки дулю. Обнаружив в себе мексиканский темперамент, мужчины желают мстить.
В итоге, гулящего князя всё же вернули в ту семью, из которой он вышел. В эпилоге его обрекли на пожизненное супружество с Софьей.
Катерина Николаевна ни от кого не забеременела, и не стала есть фосфорные спички.
Как и многие красивые женщины, она со словами: «ну вас всех на хер» предпочла одиночество и тактичного в проявлении чувств кота***.
Подросток вырос и его даже уговорили поступить в университет.Извините, что длинно, но это не я писала.
NB. Временно прошу посторонних мне людей воздержаться от гадостей. Как на стене так и лично. Я заколебалась тратить деньги сначала на книжки, а потом на психотерапевта. Вещее перо может завять. увять..завянуть.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Рассмотрите репродукцию портрета писателя. Какие детали привлекли ваше внимание? Что служит фоном для портрета? Какое время года изображено? Какое настроение создаёт портрет? Что мы можем сказать о человеке, изображённом на нём?
Описание слайда:
(Фильм «Любовь и смерть», реж. Вуди Аллен)
Описание слайда:
Выберите цитату из произведения Достоевского и объясните свой выбор
Так, когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастие других. («Белые ночи»)
• Человек ищет не столько Бога, сколько чудес. («Братья Карамазовы»)
• Я знаю всё, но не знаю ничего хорошего. («Подросток»)
• Свобода будет тогда, когда будет всё равно, жить или не жить. («Бесы»)
• Станьте солнцем, вас все и увидят. («Преступление и наказание»)
• Ко всему-то подлец-человек привыкает. («Преступление и наказание»)
Описание слайда:
Прочитайте фрагмент статьи И. А. Бродского «О Достоевском», написанной в 1980 году. Согласны ли вы с поэтом, что деньги «суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться»? В чём поэт видит главную причину того, что произведения Достоевского сохраняют свою актуальность? Какой оптикой, по мнению Бродского, пользовался Достоевский?
Наравне с землёй, водой, воздухом и огнём — деньги суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться. В этом одна из многих — возможно, даже главная — причина того, что сегодня, через сто лет после смерти Достоевского, произведения его сохраняют свою актуальность. Принимая во внимание вектор экономической эволюции современного мира, т. е. в сторону всеобщего обнищания и унификации жизненного уровня, Достоевского можно рассматривать как явление пророческое. Ибо лучший способ избежать ошибок в прогнозах на будущее — это взглянуть в него сквозь призму бедности и вины. Именно этой оптикой и пользовался Достоевский.
Описание слайда:
Прочитайте аннотацию к одному из современных изданий романа. Выделите в тексте ключевые слова. В каком предложении, по вашему мнению, сформулирована тема романа? Аргументируйте своё мнение. Отражает ли аннотация содержание романа? Что бы вы добавили к аннотации, что бы изъяли из неё?
«Подросток» (1875 г.) Фёдора Достоевского — роман-исповедь, роман воспитания, в нём подробно рассказывается о становлении характера и жизненной позиции молодого человека 19 лет, уже не совсем подростка, но и не взрослого. Он незаконнорождённый сын помещика Версилова и жены дворового человека. Происхождение накладывает отпечаток на всю его жизнь, он постоянно ощущает двусмысленность своего положения.
Мучимый различными переживаниями: противоречивыми чувствами к отцу, желанием разбогатеть и ощутить себя могущественным, стремлением отгородиться от людей и, напротив, жаждой вернуться в самую гущу жизни, жаждой взаимной любви, — Аркадий оказывается в чудовищном переплёте событий романа. Так он взрослеет и постигает жизнь. «Подросток», безусловно, роман очень современный, роман, где проблемы юношеского самоопределения поданы с таким блестящим знанием психологии человека, что любой, даже взрослый человек невольно увидит в портрете героя и своё отражение.
Описание слайда:
Описание слайда:
Отвечая на вопрос: что может дать этот роман современному юноше, Ю. Ф. Карякин, наряду с другими тезисами, озвучил и такой:
Но что ещё? Судьба подростка как раз из «случайного семейства», подростка, вступающего в жизнь, стремящегося быть независимым и попадающего в зависимость на каждом шагу, мечтающего помочь людям, а вместо этого приносящего им (вольно и невольно) беду, мечтающего о подвиге и становящегося соучастником преступления, одержимого тоской по идеалу и падающего в грязь, переполненного предчувствиями чистой красивой любви и встречающегося с любовью безобразной, продажной? Конечно, конечно! И можно быть уверенным: если этот роман будет читать современный подросток, наделённый воображением, он поразится: это же всё и про меня! Пусть у меня другое имя, другие встречи, друзья, поступки, пусть живу я совершенно в другое время, но этот странный Аркадий — брат мой, да это ведь почти я! И если читатель поймёт роман так, это уже будет великим делом, это и станет слиянием труда гения с трудом его, читателя.
Описание слайда:
Прочитайте фрагменты романа Ф. Достоевского «Подросток». О чём они? В каких словах, по мнению героя, заключена тайна достижения его цели? Как он их понимает? Подтверждают или опровергают фрагменты романа мысль Д. Л. Быкова о «хаосе, громоздящемся в голове подростка»? Аргументируйте своё мнение.
Моя идея — это стать Ротшильдом. Я приглашаю читателя к спокойствию и к серьёзности.
Я повторяю: моя идея — это стать Ротшильдом, стать так же богатым, как Ротшильд; не просто богатым, а именно как Ротшильд. Для чего, зачем, какие я именно преследую цели — об этом будет после. Сперва лишь докажу, что достижение моей цели обеспечено математически.
Описание слайда:
Культурологическая справка
Династия Ротшильдов — европейская династия банкиров и общественных деятелей еврейского происхождения, чья история восходит к концу XVIII века. В 1816 году император Австрийской империи Франц II пожаловал Ротшильдам баронский титул. Ротшильды стали принадлежать высшему свету австрийского дворянства. Британская ветвь династии была принята при дворе королевы Виктории. Считается, что с XIX века Ротшильды имеют самое крупное состояние в мире. Младший из пяти братьев Джеймс Ротшильд умер за шесть лет до начала действия в романе, в 1868 году, оставив фантастически огромный капитал. Генрих Гейне, перефразируя Коран, заметил: «Деньги — это Бог нашего времени, и Ротшильд — его пророк». И действительно, в Европе XIX века вместо «богат, как Крез» говорили «богат, как Ротшильд».
Возникновение понятия «ротшильдовская идея» связано с социальными установками XIX века. Идея быстрого приобретения денежного капитала являлась одной из доминирующих, она непосредственно связана с идеей неограниченной власти.
Идея быстрого обогащения нашла своё отражение в художественных произведениях. В русской и европейской литературе сложилась традиция изображения героя-скупца (Ж.-Б. Мольер, О. Бальзак, А. Пушкин, Ф. Достоевский).
Описание слайда:
Прочитайте 2-й фрагмент от слов «Дело очень простое. » до слов «. дальнейшее — всё пустяки».
• Зачем Аркадий записывает в дневнике истории о нищих, скопивших огромные суммы?
• Как характеризуют Аркадия опыты, которые он провёл над собой?
Описание слайда:
Прочитайте 3-й фрагмент: от слов «С двенадцати лет, я думаю. » до слов «. от меня закрывались».
• Как сам Аркадий объясняет свою «нелюбовь людей»?
Описание слайда:
Прочитайте 4-й фрагмент: от слов «Да, я жаждал могущества. » до слов «Деньги сравнивают все неравенства».
К какому выводу приходит Аркадий? На чём он основан? Согласны ли вы, что деньги «сравнивают все неравенства»?
Описание слайда:
Прочитайте 5-й фрагмент.
Нужно ли противопоставлять «деньги, богатство» — «общественная польза», «гуманные подвиги»? Что думает об этом Аркадий? А вы?
• Как Аркадий в свете своей теории относится к образованию?
• В чём суть идеи Аркадия Долгорукого? Изложите идею и выразите своё отношение к ней.
Описание слайда:
Прочитайте фрагмент статьи литературоведа Л. М. Сараскиной и выполните одно из заданий.
В романе «Подросток» герой, двадцатилетний мальчишка, решил стать Ротшильдом. Он хочет быть таким же богатым, как богатейший из банкиров, и править миром. Но от этой заманчивой идеи ему пришлось отказаться. Сердце юноши откликается на страдания других: нужно помочь ближнему! Нужно поделиться своим насущным, помочь вдове, пожалеть сироту. У него не получается быть скрягой, бездушным скупцом.
Но посмотрите, что происходит сегодня! У нас со всех экранов кричат: «Заработай миллион! Десять миллионов!». У нас миллион стал национальной идеей. При жизни Достоевского подумать было невозможно, что такое — когда-нибудь случится. Достоевский предупредил нас
об этой опасности. Сегодняшние богатеи совсем не похожи на Аркадия Долгорукого. Они не экономят на себе, ни в чём себе не отказывают. Что значит «быть, как Ротшильд»? Этот банкирский дом создавался веками, за два столетия сумел сколотить огромный капитал, а сегодня человек ухитряется за два-три года выскочить в миллиардеры. Как?! Достоевский сформулировал: «Они хотят разом весь капитал».
Описание слайда:
Напишите эссе «Почему Аркадий Долгорукий не смог стать Ротшильдом?»
Представьте, что к вам обратились из издательства, в котором хотят напечатать роман Ф. Достоевского «Подросток», с предложениями:
а) написать аннотацию к роману так, чтобы она заинтересовала ваших сверстников;
б) подготовить описание рекламного плаката к роману,
в) сделать буктрейлер к роману;
г) поделиться своими впечатлениями от романа.
Выберите одно из предложений и осуществите его.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.