Чему учит произведение повесть о настоящем человеке

Анализ произведения «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого

Автор: Guru · Опубликовано 25.11.2020 · Обновлено 28.11.2020

Борис Полевой – автор нашумевшего произведения, которое посвящено военным действиям. «Повесть о настоящем человеке» рассказывает читателю историю жизни летчика, перед которым нет ничего невозможного. В повести Борис Николаевич поднимает проблемы патриотизма и силы духа.

История написания произведения

«Повесть о настоящем человеке» Полевой написал через год после войны. За основу произведения он взял реальную историю. Главным героем является летчик, с которым автору удалось случайно познакомиться. Во время войны Борис Николаевич занимал должность военного корреспондента. Алексей Маресьев был лучшим летчиком полка под Брянском. Однажды Маресьев предложил Полевому переночевать в его землянке. Именно там Маресьев рассказал писателю свою историю жизни. У летчика были ампутированы две ноги, он носил протезы. Бориса Полевого очень заинтересовала история его жизни, и он постарался как можно детальнее записать историю Маресьева.

После той ночи Полевой больше никогда не видел летчика, но написанные заметки всегда носил при себе. После окончания войны история нашла отражение в повести. Борис неоднократно признавался, что некоторые детали пришлось придумывать уже по ходу написания, так как за 3 года он кое-что забыл. Из-за этого пришлось изменить букву в фамилии главного героя и отнести его к художественной литературе.

Название

Полевой не просто так решил упомянуть сочетание «настоящий человек». В повести автор ясно дает понять читателю, что невозможно сразу родиться «настоящим человеком», им можно стать только со временем. Алексей не сдался и продолжал бороться за свою жизнь. После крушения самолета он смог выжить, и его главным желанием было скорейшее возвращение на фронтовую линию. Он хотел защищать Родину. По мнению автора, именно самоотверженность и преданность Родине делают Алексея поистине «настоящим».

Однако Алексей – не единственный «настоящий человек» в произведении. Борис Полевой также повествует о комиссаре Воробьеве, который своим примером смог научить летчика никогда не сдаваться. Воробьев оставался жизнерадостным даже когда умирал. Он до последнего старался помогать другим раненым. Главным отличием «настоящего человека» от просто человека, по мнению Полевого, является жизнь ради помощи другим людям.

Краткое содержание

Повесть разделена на 4 части и далее на главы.

В начале произведения автор рассказывает о том, как Маресьев добирался с раненными ногами по заснеженному лесу к своим. Его самолет разбился в 1942 году. В этой катастрофе Маресьев выживает, но сильно повреждает ноги. На пути летчика встречается медведь, которого он убивает. Алексею очень трудно идти, он опирается на палки, с трудом делает каждый шаг. Он слаб и очень замерз. Когда боль в ногах стала совсем невыносимой он начал ползти. На возвращение ему понадобилось целых 18 дней. Когда он уже не мог даже ползти, его нашли дети и позвали на помощь деда Михайло. Втроем они смогли с помощью салазок дотянуть Маресьева до деревни. Он несколько дней лежал в землянке, а после его забрал самолет в военный госпиталь.

Вторая часть переносит читателя в военный госпиталь. Маресьеву говорят, что у него начала развиваться гангрена. В палате с Алексеем также лежал Степан Иванович, который был на войне снайпером. Также соседом по палате был лейтенант танковых войск Григорий Гвоздев. Он попал в тыл врага и объединил три танка в группу. Это позволило Григорию на протяжении месяца разорять немецкие обозы. Однажды в его танк попала ампула с горючей смесью, но он пытался сражаться даже когда начал задыхаться от дыма. В госпиталь Гвоздев поступил обгоревшим.

Еще одним соседом по палате Маресьева стал летчик из его отряда. Самолет Кукушкина подбили враги, и он был вынужден осуществить экстренную посадку. Это позволило спасти самолет.

Попавший в палату Маресьева Семен Воробьев мучился очень сильно. Во сне он стонал от боли, однако он все равно пытался морально поддержать остальных раненых. Маресьев не понимал, как можно оставаться таким энергичным, испытывая при этом наисильнейшую боль.

Позже Маресьеву ампутировали обе ноги. Он впал в депрессию из-за отсутствия возможности летать. С каждым днем он терял в весе. Еще одним страхом Алексея стал предстоящий разговор с его девушкой. Он очень переживал, что из-за инвалидности Ольга уйдет от него.

Однажды Воробьев показал ему статью о летчике времен Первой мировой войны. Он смог вернуться к работе даже несмотря на отсутствие одной из ног. Узнав об этом, Маресьев начинает ежедневные тренировки. Позднее Воробьев умирает.

Третья часть показывает читателю тяжелый путь восстановления летчика. Ему необходимо прожить месяц в санатории для военных. Только после этого будет решаться вопрос о его возвращении в небо. Каждый день Алексея начинался с утренней зарядки. Он пытался ходить, бегать и выполнять специальные тренировки для ног, танцевать. Каждое его движение сопровождалось жгучей болью. Бывало он падал, распускал ремни для отдыха ног и снова возвращался к занятиям танцами. С каждым днем он все лучше осваивал передвижение на протезах.

Дальше Маресьев приезжает в школу для тренировок. Это сопровождается радостью. Во время первого полета на его глазах проступили слезы. Алексей научился уверенно управлять самолетом. В школе его характеризовали как прекрасного летчика.

В четвертой части Маресьев снова становится военным летчиком. Несмотря на скептицизм окружающих, он твердо знал, что будет летать. Он смог убедить в этом не только врачей, но и военноначальников. Все считали его прекрасным летчиком.

Главная идея

В своем произведении автор рассказал о духовно сильном человеке, летчике Алексее Маресьеве. Несмотря на полученную инвалидность, он смог вернуться в небо. Находясь в зимнем лесу, он все равно нашел силы ползти на протяжении 18 дней. Спустя долгий курс реабилитации молодой человек снова смог стать одним из лучших летчиков.

Также в повести автор приводит в пример и других сильных персонажей. К примеру, комиссар Воробьев, который пытался поддерживать раненых, испытывая при этом сильную боль.

Полевой показывает большое количество настоящих людей, которые могли не только защитить Родину, но и помочь другим.

Характеристика главных героев повести

Проблемы произведения

Чему же учит произведение

Автор через главного героя показывает, как надо жить. Нужно любить жизнь и именно эта любовь поможет достигать настоящие вершины.

Повесть помогает читателю задуматься об ужасах войны и истинной цене победы. Именно такие исторические произведения позволяют задуматься о ценности мирного неба над головой. Не смотря ни на что не нужно опускать руки. После публикации в журнале, автор начал получать множество писем от незнакомых людей. Именно эти слова благодарности читателей остались наиболее ценной благодарностью.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

14.04.2020

Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке»

Главные герои повести «Повесть о настоящем человеке» и их характеристика

Чему учит повесть «Повесть о настоящем человеке»
Повесть учит мужеству и бесстрашию, упорству и настойчивости. Учит преодолевать трудности. Учит верности и самоотверженности. Учит быть настоящим патриотом и горячо любить свою Родину.

Отзыв на повесть «Повесть о настоящем человеке»
Мне очень понравилась эта повесть, в которой говорится о простом русском человеке, который сумел сделать невозможное. Лишенный ног, он не только научился ходить на протезах, бегать и даже танцевать, но сумел вернуться в строй, снова став военным летчиком. Эта повесть написана на основе реального случая, и героизм Маресьева-Мересьева не может не восхищать.

Пословицы к повести «Повесть о настоящем человеке»
Победа над смертью рождает героя.
Пример героя зовет на подвиг.
На героя и слава бежит.
Каждый человек познается в трудностях.
Сам погибай, а товарища выручай.


Читать краткое содержание, пересказ повести «Повесть о настоящем человеке» по главам:

В утреннем лесу было тихо и морозно. Лось вышел на поляну и посмотрел на многочисленные черные фигурки людей. Фигурки не двигались. В небу раздался звук, похожий на жужжание жуков. Там крутились какие-то странные черные жуки.
Вдруг один из жуков отклонился и стал падать прямо на поляну. Лось поспешил уйти.
На его место явился медведь. Он понюхал следы лося и услышал звук, который издавало слабое живое существо.

Алексей Мересьев увлекся погоней за немецким бомбардировщиком и расстрелял весь боекомплект. Вернувшись, он увидел что его товарищи ведут бой с немецкими истребителями. Он ввязался в бой, но опытные немцы быстро приметили беззащитный самолет. Они взяли его в двойные клещи и стали гнать к себе на аэродром. Но в плен попасть Мересьев не хотел. Он попытался вырваться и его подбили. Мотор заглох и самолет стал падать.
Сосны смягчили падение, Мересьева вышвырнуло из кабины прямо в глубокий сугроб, что спасло ему жизнь.
Он услышал рядом шаги, и подумал, что это немец. Он приоткрыл глаза и увидел тощего медведя.

Медведь стал врать комбинезон и Мересьев выстрелил из пистолета. Зверь умер, а летчик потерял сознание.
Очнулся Алексей уже днем. Он попытался встать, но острая боль пронзила ноги. Летчик с трудом снял унты и увидел, что мелкие кости ступней раздроблены. Мересьев решил идти с раздробленными ногами. Он надел унты и медленно побрел по снегу. Потом обвязал ступни шарфом и идти стало чуть легче. Но боль постоянно терзала его.

Алексей стал отсчитывать шаги, рассчитывая дойти до своих за три-четыре дня. К полудню он сделал четыре перехода по тысячи шагов. Потом поел снега и вскрыл консервы.

На третий день Алексей услышал шум моторов и поспешил спрятаться. Мимо проехали две машины немцев. Алексей выбрался на дорогу и побрел дальше. На ночь он развел большой костер, чтобы уберечься от зверей. И услышал звуки боя. Линия фронта была совсем рядом.

На следующее утро звуков боя уже не было слышно. Алексей доел консервы и понял, что буран скрыл дорогу. Он так устал, что не мог больше сделать ни шагу. Но он вырезал палку и стал потихоньку идти, опираясь на посох.

На шестую ночь Алексей устроился на ночлег под мощной елью. Он развел костер, набрал шишки и стал выбирать из них крохотные зерна. Он ел шишки, и вспоминал детство в Камышине.

На седьмой день Алексей нашел следы боя. Он обошел поле и нашел сухарь, который решил разделить на три части. Потом он стал звать партизан, надеясь, что те где-то поблизости. Но лес молчал.
Зато вскоре Алексей услышал канонаду и понял, что линия фронта всего в десяти километрах.

Алексей дополз до разрушенной пустой деревни. Он полз по мертвой улице, вспоминал Камышин и плакал.

Из кустов раздался детский голос. Дети не сразу поверили, что Алексей свой, не фриц, но когда увидели командирскую книжку стали действовать быстро. Младший мальчик побежал в деревню, а старший стал рассказывать о зверствах немцев в деревне. Он же сказал, что уже три дня, как эти места отбиты Красной Армией.
Вскоре пришел старик с салазками, бережно уложил Алексея и потащил летчика в деревню.

Следующие три дня Алексей провел в деревеньке. где в живых остались лишь несколько баб и стариков. Он лежал в землянке и ему было хорошо, несмотря на жгучую боль в стопах.
Местные кормили его чем могли и рассказывали о тягостях оккупации. Им было жаль тощего летчика.

Проснувшись Алексей поел супчика, а потом снова уснул. И разбудил его голос командира эскадрильи Дягтеренко. Тот не сразу узнал в изможденном человека Мересьева. Он не мог понять, как этот простой парень смог выжить в лесу с раздробленными ногами, как он полз, надеясь добраться до своих.
Ступни Алексея почернели и это было самым опасным.
Мересьева уложили на носилки и Дягтеренко обещал, что в Москве его вылечат.

Провожала Алексея вся деревня. Просили не забывать и писать. А Алексея загрузили в самолет и он снова потерял сознание. Очнулся он лишь на аэродроме, когда его перегружали в скорую, чтобы отвезти в Москву.

Алексей очутился на родном аэродроме и его окружили родные лица. Он не знал, что у него столько друзей. Он стал просить командира полка оставить его в санчасти при аэродроме, но тот называл летчика чудаком.
Вдруг появились немецкие самолеты, заговорили зенитки, а суровый метеорологический сержант, молодая еще девушка, закрыла Алексея своим телом.
Когда налет отбили, один из самолетов был поврежден. Им управлял Кукушкин. Командир взлетел и помог истребителю приземлиться на одно шасси. Алексей удивился мастерству Кукушкина.
Потом Алексея погрузили в скорую и повезли в Москву. Врач называл приключение Алексея джек-лондонским.

Мересьева, а заодно и Кукушкина доставили в лучший в Москве госпиталь. Их положили было в коридоре, но летчиков увидел шеф госпиталя. Он распорядился перевести героев в полковничью палату, и сказал Мересьеву, что у него гангрена. Алексей затосковал.

Вскоре в палате появился пятый сосед и другим больным пришлось потесниться. Новым соседом оказался комиссар, кавалерист Семен Воробьев. Он выглядел плохо, но бодрился и даже подмигнул новым соседям.

Воробьев был полон энергии. Он читал, учил немецкий, сумел подобрать подход к каждому из соседей. Алексей видел, как страдает этот человек и поражался силе его характера.

Наконец оттягивать ампутация стало нельзя и ноги Мересьевы отрезали. Он стойко перенес операцию и очнувшись в палате сказал, что стал короче. Комиссар передал ему пачку писем из полка, которые специально откладывал до этого момента, и Алексей увлекся чтением. Было там и письмо от метеорологического сержанта. Девушка упрекала Алексея, что тот не пишет, и требовала вернуться в часть.

Алексей ушел в себя и напрасно Воробьев пытался растормошить его. Он вспоминал Камышин и думал об Оли. Как раз принесли новые письма из дома, и Ольга, словно предчувствуя несчастье, писала, что всегда будет с ним, чтобы не случилось. Только метеорологическому сержанту Алексей написал о своей беде, ведь ее он почти не знал и мог говорить свободно.

Началась весна. В полковничьей палате беседовали про охоту, кормили воробьев. Раненый танкист пришел в себя, и даже стал переписываться с девушкой Анютой. Эту переписку тайно устроил Воробьев, который все больше сдавал. Он уже не делал гимнастику, но все еще бодрился. Казалось ничто не может сломить его дух.

Алексей продолжал переписываться с метеорологом, и девушка призналась, что неравнодушна к нему. Но Алексей не хотел жить без неба.
Воробьев нашел заметку про русского летчика, который летал без ступни, и на все возражения Алексея отвечал, что тот советский человек. А Мересьев поверил, что сможет летать.

Вскоре выписался снайпер, и вся палата тоже стала оживать. Только комиссару становилось все хуже.

Поверив, что сможет летать, Алексей обрел цель в жизни. Он стал изнурять себе гимнастикой, и через боль учился управлять телом. Между тем, Алексей счел себя не вправе обманывать метеоролога и написал девушке про Олю, которую любил. Ответ пришел очень быстро. Девушка была расстроена, но просила писать ей правду и надеялась, что летчик разлюбит Олю.

Первого мая умер Воробьев и на его место принесли летчика Стручкова, сделавшего таран. Это был веселый человек, который в больнице чувствовал себя как дома.
На следующий день хоронили Воробьева и на вопрос Стручкова, все ответили, что хоронят настоящего человека.

Разговоры Стручкова утомляли Алексея. Особенно ему не нравилось отношение нового соседа к женщинам. Стручков пытался даже соблазнить медсестру, но чуть не получил по морде.
Выписался Кукушкин и вернулся в полк. Там его все спрашивали про Алексея.

В начале лета Алексею принесли протезы и он стал потихоньку их осваивать. Он долго ходил по коридору на костылях.
Танкист Гвоздев в письмах объяснился в любви Анюте. Девушка сомневалась, хотя Гвоздев давно ей нравился. Да и сам Гвоздев, глядя на обезображенное огнем лицо, чувствовал неуверенность.

Вскоре Гвоздев выписался и прошел с Анютой под окнами палаты. Но потом в письме он написал Алексею, что Анюту пугает его внешность, а он любит ее все сильнее.
Алексей стал учиться ходить без костылей и шеф госпиталя подарил ему палку. А узнав про проблему Гвоздева, посоветовал тому обзавестись бородой.

Алексей продолжал учиться ходить. Как-то он услышал, что Стручков признается медсестре в любви, но та отказала мужчине. И сосед Алексея сильно переживал.
Однажды в палату заглянула женщина, и сказала, что Мересьева зовут к телефону. Алексей не помня себя подбежал на ногах к телефону и услышал незнакомый голос. Это была Анюта, которая волновалась о Гвоздеве. Мересьев успокоил девушку и назвал адрес полевой почты друга. И кстати, Анюта не одобрила бороду, считая ее лишней.

Мересьев вышел из больницы летом 1942 года и отправился в санаторий под Москвой. Вместе с ним в санаторий был направлен Стручков, но Мересьев решил пройтись пешком. Он шел по Москве и любовался городом. У памятника Пушкину он присел отдохнуть и тут его нашла Анюта.
Алексей проводил девушку до дома и она пригласила его на чай. Они поговорили о Грише, и потом пошли на вокзал. На карте в центральном зале Мересьев смотрел на линию фронта, что приближалась к Волге и Камышину.

На электричке Алексей доехал до санатория, и потом еще шел через лес, любуясь природой. В санатории дежурная сестра Зина долго не хотела верить, что перед ней Мересьев, человек без ног, но Алексей обещал сводить ее на танцы.
Его поселили в номере со Стручковым, и ночь, слушая шум сосен, Алексей дал себе слово научиться танцевать.

По утрам Мересьев бегал, потом занимался танцами с Зиной. Летчики в санатории узнали, что среди них есть безногий, мечтающий летать, и популярность Алексея стала огромной. А Стручков страдал от неразделенной любви к медсестре из больницы.

Однажды Алексей получил письмо от Оли. Девушка писала, что вместе с другими строит оборонную линию вокруг Сталинграда. Она словно чувствовала ранение Алексея и писала, что в любом случае никогда его не бросит.

В санаторий прибыла комиссия ВВС, чтобы отобрать выздоравливающих. Кто-то выходил от них довольным, кто-то ругался.
Мересьев волновался, сейчас решалась его судьба. Он вошел, и врачи остались довольны его видом, но когда узнали про ампутацию, решили, что летчик напрасно морочит им голову. Но в зал забежала Зина и пригласила врачей на танцы.
Вечером вся комиссия с удивлением и недоверием наблюдала, как танцует безногий летчик. Судьба Мересьева была решена.
Вечером он простился с Зиночкой, и молодые люди долго гуляли по лесу и пели песни.

Для Мересьева начались трудные времена скитаний по учреждениям. Он поселился у Анюты и целыми днями обходил комиссии и командиров. Но никто не мог ему помочь, говоря про строгие инструкции. Мересьеву пришлось даже продать отцовский портсигар, чтобы купить продуктов. Помаленьку он начинал терять надежду.

Знакомый по комиссии врач дал Мересьеву направление в тренировочную школу, но генерал, к которому Мересьев обратился, направил его в БАО. Алексей оскорбился, он хотел летать, а не заниматься земными работами. Адъютант генерала посоветовал обратиться к командующему и Мересьев отправился к самому.
Там он снова беседовал с адъютантом и тот, войдя в положение Алексея, дал ему записку для генерала.
Генерал посмеялся над скитаниями Мересьева и направил его в тренировочную школу.

В школе Мересьеву понравилось. Начальник дал ему направление в отряд, но потребовал бросить палку, с которой ходил Алексей.
Инструктор Наумов понравился Алексею. Он был маленький и быстрый.
На следующее утро Алексей пришел на поле раньше всех, и Наумов сразу погнал его в самолет. Алексей торопливо забрался на место пилота, пристегнув ремешками ноги к рычагам. Видя его неуклюжие движения, техник даже подумал, что Алексей пьян.
Они взлетели. Наумов следил за лицом Алексея и видел, что тот плачет. Алексей вел самолет правильно, и Наумов доверил ему посадку.
А узнав, что у его курсанта нет ног, потрясенно тряс ему руку.

Наконец Алексей почувствовал самолет, как самого себя. Он был счастлив.
Гвоздев прислал другу письмо, в котором рассказал о ранении, и о том, как шли бои под Сталинградом. Упомянул и бороду, за которую его травит Анюта.
Алексей заскучал, ему тоже хотелось на фронт.

Начиналась Курская битва. Артиллерия вела перестрелку, и летчики находились в постоянном напряжении. Они спали не раздеваясь. Алексей думал о завтрашнем бое.

На фронт прибыла дивизия рифтгофен, в бою с которой был когда-то сбит Мересьев. И вот с этим врагом и пришлось снова встретиться Мересьеву.
Сперва Алексею удалось сбить немецкий фоккер, который прицепился к нашему ЯКу. Потом он увидел, как немец атакует сверху истребитель Петрова, и бросил свой в крутое пике. Ему удалось подбить и этого немца, но бензина оставалось мало. И к нему приближался еще один фоккер.

7.
Мересьев и немец шли друг на друга. Алексей приготовился к быстрой смерти, но в последний момент немец отвернул, и Мересьев нажал гашетку.
Он повернул к аэродрому. Топлива оставалось на 3 минуты и он стал набирать высоту. Поднявшись на четыре километра. Алексей услышал, как изменился звук мотора. Тот стал чихать, но и аэродром был уже близко. Но мотор затих, а на самолет стремительно понеслись деревья. Мересьев вспомнил, как падал в первый раз и потянул ручку на себя.

Вечером Алексей долго не мог уснуть, а потом взялся писать Оле. Он писал про сбитых в бою немцев и про то, о чем так долго молчал.

Рисунки и иллюстрации к повести «Повесть о настоящем человеке»

Источник

Полевой Повесть о настоящем человеке читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

Краткое содержание для читательского дневника

Во время Великой Отечественной войны, в воздушном бою над лесом, был сбит лётчик-истребитель Алексей Мересьев. Он выбирался из лесу, на лётчика чуть не напал медведь. Застрелив зверя, мужчина потерял сознание. Когда очнулся — понял, что повредил ноги. Он шёл, а потом полз или перекатывался по лесу. Две с половиной недели Алексей пробирался по заснеженному лесу. Его обнаружили жители уничтоженной фашистами деревни.

Они выхаживали больного, а затем отправили в госпиталь. Мересьеву ампутировали ступни ног. Тяжелораненый комиссар Воробьёв поддерживает Алексея. Мересьев, несмотря на боль, регулярно выполняет упражнения. Он научился ходить, танцевать и вернулся на фронт. Там участвовал в сражениях, спасал других военных лётчиков, сбивал вражеские самолеты.

Главные герои

Главные герои, их краткая характеристика:

1) Алексей Мересьев — лётчик, решительный, отважный, совершивший подвиг и оставшийся без ног.

2) Жители бывшей деревни — нашли и выходили Алексея.

3) Комиссар Воробьёв — упрямый, целеустремленный, не унывает, поддерживает оптимизмом всех, кто оказался с ним в палате госпиталя.

4) Медсестра Зиночка — научила инвалида танцевать.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 4 класса, 5 класса.

Главная мысль

Главной мыслью «Повести о настоящем человеке» является то, что, при желании, возможно даже невозможное.

Чему учит

«Повесть о настоящем человеке» учит читателей брать пример с Алексея. Этот человек проявил колоссальную силу воли. В произведении также описана взаимная поддержка людей в тяжёлые военные годы.

Читать по теме:

Пословицы

Три пословицы, которые больше всего подходят к данному рассказу:

Отзыв

На меня «Повесть о настоящем человеке» произвела очень сильное впечатление. Я считаю, что такие произведения чрезвычайно важные и нужные.

Они напоминают о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны и приводят конкретный пример героизма.

Источник

Борис Полевой, «Повесть о настоящем человеке»: анализ произведения

В 1946 году из-под пера Бориса Николаевича Полевого вышла «Повесть о настоящем человеке». Это одна из тех историй, которые принято рассказывать совсем отчаявшимся людям. Анализ «Повести о настоящем человеке» покажет, что нет ничего невозможного и не так просто сломить личность, у которой есть вера в свои силы и желание жить вопреки всему.

О чем будет повесть?

Сюжет «Повести о настоящем человеке» Полевого Б. Н. основан на реальных событиях, произошедших с летчиком Алексеем Маресьевым, Героем Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны в одном из воздушных боев его самолет был сбит. Летчик получил серьезные травмы, из-за которых ему в госпитале ампутировали ноги. Для многих такой поворот стал бы концом всему, но Алексей не сдался. Благодаря своему упорству и несгибаемой силе воли он не только не отчаялся, но вернулся в ряды действующих боевых пилотов.

Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Смотреть фото Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Смотреть картинку Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Картинка про Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Фото Чему учит произведение повесть о настоящем человеке

Безногий военный летчик… Для нас, современных людей, это что-то на грани фантастики. Нам, гражданам, живущим в мирное время, тяжело понять, как можно после такой катастрофы снова лезть на рожон, снова сражаться с врагом, вновь и вновь защищать Родину.

Издания, награды, отзывы

Книга «Повесть о настоящем человеке» от корки до корки пропитана гуманизмом и настоящим, безмерным, советским патриотизмом. В свое время это произведение удостоилось Сталинской премии. Более восьмидесяти раз книгу издавали на русском языке, около пятидесяти раз была выпущена повесть на языках народов Советского Союза и почти сорок раз ее издавали за рубежом.

Русская писательница Елена Сазанович в одном из своих эссе написала, что эта повесть завоевала весь мир. Такая русская и такая советская, простая и сложная, понятная и немыслимая. Мир, далекий от советской реальности, восторженно принял ее. Только до 1954 года общий тираж насчитывал 2,3 миллиона экземпляров. Эта история стала популярной не только потому, что рассказывала о легендарном подвиге или учила мужеству. Прежде всего, это история о том, что каждый человек имеет шанс на жизнь, даже когда шансов уже нет. Главное знать, для чего ты существуешь в этом мире.

Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Смотреть фото Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Смотреть картинку Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Картинка про Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Фото Чему учит произведение повесть о настоящем человеке

Время действия

Анализ «Повести о настоящем человеке» стоит начать с рассмотрения времени, когда происходят события. Не сложно догадаться, что это Великая Отечественная война. Время, омытое реками крови, изувеченное тысячами трагедий, сквозь мрак которых проступал неуверенный огонек героизма. Словами невозможно описать тот подвиг, что совершил народ. Отстаивая честь, достоинство и свободу своей Родины, солдаты, словно забывая о страхе, сражались до последнего.

Каждый, кто был на передовой, каждый, кто прикрывал тыл, каждый, кто заботился о раненых, – герой. И «Повесть о настоящем человеке» рассказывает нам об одном из таких героев, мужество и упорство которого стали легендой. Алексей Маресьев – это настоящий Человек, с большой буквы. Он стал олицетворением русского характера, берущего свои истоки с беззаветной преданности Родине.

Герой истории

«Повесть о настоящем человеке» Полевого рассказывает историю А. П. Маресьева. Такой человек действительно существовал. Он родился в 1916 году, работал токарем. В 1929-м вступил в ряды ВЛКСМ, принимал активное участие в строительстве Комсомольска-на-Амуре. В 1939 году в новом городе был создан аэроклуб с летной школой, недолго думая Маресьев подал туда документы. Хотя учиться и работать было сложно, но ему удалось успешно окончить летную школу и связать свою дальнейшую судьбу с летной авиацией. Начало Великой Отечественной он встретил в качестве летчика-истребителя. За время, проведенное в небе, сбил четыре вражеских самолета, когда ранней весной 1942 года в небе над Новгородом подбили его самолет и сам летчик оказался тяжелораненым.

Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Смотреть фото Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Смотреть картинку Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Картинка про Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Фото Чему учит произведение повесть о настоящем человеке

Именно с этого момента ведет рассказ Борис Полевой в своей повести, меняя фамилию настоящего героя Маресьева на персонажа Мересьева.

Содержание сюжета

Итак, в содержании «Повести о настоящем человеке» говорится о том, что самолет военного летчика Мересьева был подбит и упал в чащу леса. Летчика тяжело ранили, его ноги в буквальном смысле были раздробленными, и он оказался в тылу врага. Восемнадцать долгих дней ему пришлось пробираться к своим. Желание жить позволило превозмочь невыносимую боль, голод и холод. Автор пишет, что Алексей не мог подумать ни о чем другом, кроме как о жгучей боли. Он делал неуверенные шаги, а когда не осталось сил идти, пополз. Им двигало только одно желание – снова оказаться в строю и сражаться за свою Родину.

Его спасли мальчики из лесной деревушки Плавни. Когда началась война, жители ближайших деревень вынуждены были поселиться в лесных окопах, которые сами и вырыли. Они страдали от голода и холода, но все же сохранили человечность и отзывчивость. Все они прониклись трагедией летчика и помогали, кто чем мог.

Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Смотреть фото Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Смотреть картинку Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Картинка про Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Фото Чему учит произведение повесть о настоящем человеке

Надежда

Но бывают в жизни встречи, которые меняют ее к лучшему. Тяжело больной комиссар Воробьев внимательно и с заботой отнесся к герою. Благодаря ему у Алексея появилась надежда, и началось настоящее сражение с собой и своей слабостью. При анализе «Повести о настоящем человеке» можно понять, что сил летчику придало неутолимое желание уничтожить врага, и ради этого он хотел как можно быстрее вернуться в строй. Он научился не только пользоваться протезами, но и сел за штурвал самолета.

Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Смотреть фото Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Смотреть картинку Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Картинка про Чему учит произведение повесть о настоящем человеке. Фото Чему учит произведение повесть о настоящем человеке

Кульминационный момент – это первый полет Мересьева. Инструктор Наумов, видя радость пилота, просто не может дать команду «На посадку!». В глаза Алексея читается не просьба, а требование. Требование летать. И снова фронт. Решающее сражение с немецким асом. Победа далась Мересьеву нелегко, но «он впился в цель всей своей волей» и таки победил врага.

Даже без анализа «Повести о настоящем человеке» можно уверенно сказать, что это рассказ о выдержке, непоколебимом мужестве и любви к Родине. В трудные послевоенные годы эта история многих возвращала из пучины отчаяния. Борису Полевому таки удалось достучаться к каждому читателю и показать, что в самых нежизненных ситуациях можно жить и выжить. И более того, даже в нечеловеческих условиях всегда можно оставаться человеком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *