Чему учит произведение пушкина моцарт и сальери
Анализ произведения А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания –1830 год.
История создания – написана в болдинский период, работа шла плодотворно, в 1831 году трагедия опубликована в альманахе “Северные цветы” за 1832 год. Основой стала легенда о безвременной смерти австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта и слухи, связанные с ней.
Тема – зависть, талант и упорный труд, рационализм и творчество, “ремесленничество” и гениальность.
Композиция – традиционная композиция, свойственная жанру трагедии. Монологи Сальери структурно окольцовывают действие в пьесе.
Жанр – трагедия в двух действиях. Пушкин характеризовал свой жанр как “маленькая трагедия”, это понятие прижилось в литературоведении.
Направление – классицизм (единство места, времени и действия).
Главные герои
Пьеса не отличается богатым составом персонажей. Среди них выделяются два главных героя — Моцарт и Сальери, характеристика которых во многом противоположна. Таблица действующих лиц:
Персонажи, помимо Моцарта и Сальери, являются второстепенными. Автор никак не раскрывает их характер, используя героев только как часть сюжета, происходящего с друзьями-композиторами.
История создания
По сведениям исследователей творчества поэта, замысел родился у Пушкина ещё в 1826 году. Период болдинской осени – самый яркий в творчестве Пушкина, именно тогда создавались самые гениальные его произведения, работа шла легко и плодотворно. “Моцарт и Сальери” относится к циклу так называемых “маленьких трагедий”, которые писатель успел написать лишь четыре, хотя планировал девять.
В двадцатые годы XIX века существовал своеобразный культ Моцарта. Им восхищались, его жизнью и подробностями смерти интересовались, вся Европа терялась в догадках о судьбе гениального композитора. Нужно отметить, что после создания Александром Сергеевичем своей трагедии миф о том, что Моцарт был отравлен, стал настолько популярен, что со временем превратился в стереотип. А имя Сальери стало нарицательным в значении “завистник”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Содержание произведения
Невозможно производить анализ без ознакомления с содержанием. Как уже было сказано выше, трагедия Пушкина состоит из двух частей. События первой половины происходят в комнате главного героя — Сальери. Экспозиция произведения, которая является вводной частью, показывает внутренний мир, а также его характер, мысли и воспитание через монолог. Аудиторией музыканта являются только читатели.
Автор обращает внимание публики на то, что главный персонаж, Сальери, полностью осознает, насколько велик талант Моцарта, он поистине в восторге от его творений, но в нем живет ужасное чувство — зависть. Стыд захватывает композитора, это чувство угнетает его и ухудшает качество жизни героя, но исправить он это не в его силах. В начале первой части речь идет о трудных взаимоотношениях главных действующих лиц, которые основаны как на дружбе, так и на вражде.
По окончании своего монолога Сальери проговаривает вслух имя Моцарта, в то время как он появляется на сцене, подумав, что первый его заметил. Он приходит не один, а со слепым скрипачом, которого нашел в трактире, затем просит его исполнить какую-нибудь мелодию. Музыкант решает исполнить арию из произведения «Дон Жуан» и принимается за игру. Исполнение не радует слух, звучит ужасно фальшиво и неумело. Моцарт считает это смешным, а Сальери, напротив, выражает крайнее недовольство, обвиняя старика в надругательстве и неуважении к высочайшему искусству. Сальери прогоняет музыканта прочь, но Моцарт вручает ему деньги, а также предлагает выпить.
Ощущение зависти и незаслуженности таланта
Далее Моцарт представляет Сальери свое сочинение, которое написал ночью из-за мучившей его бессонницы, и начинает его исполнять. Слушатель поражается глубине написанного, но музыкант лишь смеется. Сальери оказывается в полном возмущении, убеждаясь, что Моцарт не заслуживает того, что имеет, в особенности своего таланта, а также называет коллегу божеством, которое этого не понимает. Моцарт же снова отшучивается, затем Сальери приглашает его пообедать в трактире.
После случившегося Сальери осознает, что наделал, и пытается остановить друга, но не справляется с этой задачей. Моцарт все же выпивает содержимое стакана. Затем он подходит к фортепиано и принимается за исполнение «Реквиема». По мере того как он исполняет произведение, глаза его собеседника наполняются слезами, но вовсе не от угрызений совести, а именно от осознания того, что он сумел выполнить долг. Музыканту, исполняющему оперу, становится нехорошо, и он покидает трактир.
Далее Сальери начинает сомневаться в содеянном, считая, что совершил ошибку и никакого оправдания его поступкам нет. В итоге Моцарт, несмотря на то что оказался отравленным, выходит победителем из этого столь длительного противостояния.
Композиция
Композиция произведения начинается с экспозиции – монолога Сальери о своей жизни и искусстве. Остальные структурные компоненты полностью раскрыты в произведении: очевидная кульминация, философская развязка.
Особенностью композиции является то, что оба действия состоят из монологов и диалогов главных героев. Кольцевой композицию произведения делают глубокие мучительные монологи Сальери, они как бы обволакивают всё действие. Именно мысли старого композитора начинают трагедию, они же звучат в финальных строках пьесы. Зависть, будто змея, вкрадывается в сознание человека и медленно душит его. Такова смысловая сторона авторской композиционной системы. Душевное состояние героя, олицетворяющего зло (Сальери), перетекает из глубины человеческой сущности в реальное действие – убийство.
Именно столкновение добра и зла – внутренняя основа композиции.
Жанру, в котором написано произведение, свойственен острый конфликт, чёткая идея, насущная проблематика и трагический финал. Большинство трагедий написаны в стихотворной форме, у Пушкина тоже – белым пятистопным ямбом, который принято называть “шекспировским”.
Объём произведения невелик, сюжет прост, он не содержит дополнительных ответвлений: два главных героя и слепой скрипач, который, скорее, эпизодический персонаж. Трагедия в два действия названа маленькой именно из-за своей уникальности в жанровой системе. Однако маленькое произведение Пушкина огромно и содержательно в смысловом и философском плане.
Анализ внутренней структуры и жанровых особенностей “Моцарта и Сальери” позволяет сделать вывод об уникальности пушкинского изобретения – “маленькой трагедии”. К этому жанру относятся “Каменный гость”, “Пир во время чумы” и “Скупой рыцарь” А. С. Пушкина. Этим произведениям, написанным в направлении классицизма, свойственно классическое художественное триединство, вечные темы и неразрешимые конфликты.
Моцарт и Сальери: некоторые размышления над драмой А.С. Пушкина
В этом году исполняется 215 лет со дня рождения А.С. Пушкина. Вновь и вновь мы приникаем к животворным источникам его творчества. И в том числе к «Маленьким трагедиям».
Творчество Пушкина во многом мистично. Дерзну сказать: временами христологично. Христологическим характером во многом обладает и драма «Моцарт и Сальери».
Понятно, что Пушкин оказался заложником черной легенды относительно Сальери: у того не было никаких причин для зависти Моцарту. Реальный Сальери был талантливым признанным композитором, состоявшимся человеком, счастливым семьянином, капельдинером Венской капеллы. Отравление Моцарта ему приписали. Кто и зачем? Трудно сказать. Темна вода во облацех…
Впрочем, есть одна версия. Если Моцарт действительно был отравлен, что не исключено, то его убийцами (и клеветниками Сальери) могли явиться масоны, с которыми знался Моцарт и чьи «таинства» и посвящения он безжалостно осмеял и освистал в «Волшебной флейте». Отступничества ему могли не простить… А дальше – дело техники. Пустить слух о причастности Сальери, из слуха сделать молву, из молвы – априорную истину. «И вот – общественное мненье». Оно оказалось столь могущественным, что довело Сальери до сумасшествия, в одном из припадков которого он признался в убийстве Моцарта. С юридической точки зрения ясно, какова цена подобному признанию. Но, увы, ведь всем известно…
Итак, в прямом смысле пушкинский Сальери не историчен. Но, однако, его образ является глубоко историчным в другом смысле и плане. Он – зеркало эпохи Французской революции и наполеоновских завоеваний.
В трагедии много следов т.н. Великой Французской революции
В трагедии много следов т.н. Великой Французской революции. Один из них – насмешливые слова Моцарта о своем божественном призвании. «Но божество мое проголодалось». Это явная аллюзия на слова предпоследнего царя ацтеков Монтесумы: «Боги жаждут». Понятно чего – крови. Их процитировал Камиль Демулен, говоря о Робеспьере и революционном терроре незадолго до своей гибели, а затем и казни Робеспьера. Как известно, т.н. Великая Французская революция послала на плаху многих гениальных ученых, писателей и поэтов. Среди них был и великий химик Лавуазье; отправляя его на плаху, судьи объявили: «Революции не нужны химики». Казнен был и знаменитый французский поэт Андре Шенье, которому Пушкин посвятил свое проникновенное стихотворение. В этом революционном контексте по-иному прочитывается гибель Моцарта: его убивает посредственность, представитель духовного третьего сословия, для которого непереносима аристократия духа. Характерна эгалитаристская логика Сальери с его мнимой заботой об общем благе:
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет…
Как тут не вспомнить Петрушу Верховенского из «Бесов»! «Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное – равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов; не надо высших способностей! Их изгоняют или казнят. Цицерону отрезается язык, Копернику выкалываются глаза. Шекспир побивается каменьями. Рабы должны быть равны: без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство».
Сальери – воплощение революционного духа, протеста против несправедливости земной и небесной. Этот протест присутствует с самого начала драмы:
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
И вопль обвинения, обращенный к самому Богу:
О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений – не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан –
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного.
Как здесь не вспомнить притчу о работниках виноградника: «Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Мф. 20: 10–12).
Социальная сторона подобного обвинения очевидна: земные богатства достаются не труженикам, а «гулякам праздным», «безумцам», «прожигателям жизни».
Здесь уместно задуматься: каков был механизм атеизма времен Французской революции, и почему вчерашние добрые католики бросались бить статуи святых и гадить в храмах? Объяснения можно предложить самые разные: одно из наиболее убедительных – извращенная жажда справедливости, оборотная сторона которой – зависть. Почему, если Бог есть, Он позволяет, чтобы праздные люди богатели и роскошествовали, а труженики разорялись, нищенствовали и угнетались? Христианину ведом ответ на этот вопрос, но он закрыт для того человека, у которого всё – здесь и сейчас и сосредоточено в сей бренной материи.
Однако трагедия пушкинского Сальери гораздо глубже. Ему ведомы духовные глубины, он знает, что такое неземная красота, и тем страшнее его страдания, что не он является творцом такой красоты. Его терзает зависть, и он сам понимает, насколько отвратителен и некрасив этот грех.
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто! А ныне – сам скажу – я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую…
И вот оборотная сторона притчи о работниках виноградника: ропотник-работник становится Каином, братоубийцей. Ведь Сальери убивает не просто своего друга, он убивает собрата по искусству и только потому, что Бог не призрел на его, Сальери, многочисленные труды и жертвы, возделывание музыкальной нивы в поте лица, а призрел на «гуляку праздного», беспечного «пастуха» Моцарта.
В характере пушкинского Моцарта много от Авеля. Он кроток, простодушен, чужд всякой гордости, в отличие от гордеца Сальери. Он подлинно смиренен и вежливо с юмором отстраняет всякие разговоры о своем «сверхъестественном» призвании. Он любит жизнь в самых, казалось, незатейливых ее проявлениях: радостно возится на полу со своим сыном, с восторгом слушает музыку слепого скрипача, более похожую на скрип. В отличие от Сальери, он живет не для себя, а для других, не задумываясь об этом. И при этом он – творец, ясный, светлый, жизнерадостный, обыкновенно-спокойный. К нему применимы слова Христа: «И научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим».
И в этом контексте внутренний поединок Моцарта и Сальери приобретает иной смысл: это оппозиция Христос – Каиафа, Спаситель – фарисеи. По особому воспринимаются слова Сальери:
Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить – не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой…
Как тут не вспомнить слова Каиафы: «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11: 49–50)!?
Образ Сальери связан с масонской «математической традицией»
Распятие Христа Каиафа оправдывает спасением иудейского народа (но прежде – сословия священников и фарисеев). Убийство Моцарта Сальери оправдывает спасением избранного – жреческого – сословия композиторов. Если мы вспомним, что Сальери, прежде всего, – математик, проверяющий алгеброй гармонию, и впишем в контекст Французской революции, то всё встает на свои места. Образ Сальери связан с масонской «математической традицией», в том числе и с образом циркуля; Бог для масонов – Архитектон вселенной, но на последних ступенях посвящения Богом может стать человек. Соответственно, Сальери может символизировать Каиафу новейших времен – масона-революционера, истребляющего аристократию духа, и одновременно – новейшего Каина-братоубийцу, носителя революционного террора.
Но и к Каину-Сальери приходит возмездие. Характерна концовка:
Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.
Анализ пьесы «Моцарт и Сальери» Пушкина
Предлагаем вам рассмотреть краткий и полный анализ произведения Пушкина «Моцарт и Сальери». Великий поэт и прозаик использовал слух об отравлении Моцарта композитором Сальери, чтобы показать разрушающую силу зависти.
Год написания и публикации — Произведение написано в 1830 году, а впервые опубликовано в 1831 году.
История создания — Замысел этой «маленькой трагедии» Пушкин вынашивал несколько лет, с 1826 года. В тот период жизни имя Моцарта и его музыка были необычайно популярны. Светское общество интересовала жизнь гениального композитора и причина его ранней смерти.
Миф, созданный Пушкиным, укоренился в сердцах людей. Имя Сальери стало нарицательным, что означало «завистливый человек».
Жанр — Трагедия в двух действиях или «маленькая трагедия», как охарактеризовал свой труд Пушкин.
Направление — Классицизм, где отражено триединство времени, места, действия.
Основная идея — Пушкин стремился показать, насколько может быть разрушительным чувство зависти. И к каким серьезным последствиям может привести одержимость этой опасной эмоцией. Разум Сальери затмевается, он принимает роковое решение, становясь убийцей.
Тема — Тема зависти и гордыни.
Проблема — Зависть и гордыня может влиять на человека деструктивно, разрушая личность человека, приводя к злодеянию.
Композиция — Композиция, характерная для жанра трагедии. Произведение начинается с монолога Сальери, далее следует кульминация и развязка. Мучительные монологи Сальери, как бы, опутывают все произведения, показывая, что зависть душит его. Особенность композиции – оба действия трагедии содержат монологи и диалоги ее персонажей.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Тема добра и зла.
Проблема: Бывает так, что зло одерживает победу над добром, но это лишь мнимая победа.
2. Тема: Гордыня и зависть.
Проблема: Человек, находящийся во власти зависти и гордыни, чувствует себя неудачником, не ценит жизнь. Иногда эти качества приводят к тяжелым последствиям.
Завидующий человек часто охвачен гордыней. Проявление этих качеств мы видим в Сальери. Он считает, что успех и популярность Моцарта случайны, хотя это не так. Моцарт пишет великолепную музыку, потому что умеет быть счастливым. И музыка льется из его души. Более того, его дорога не усыпана розами. Моцарт, если вспоминать его биографию, тоже много работал.
Сальери не чувствует радости от жизни. Как же он напишет шедевр? Не понимая этого Сальери считает, что жизнь несправедлива. Гонимый завистью, он сам выступает в роли судьи, вынося приговор Моцарту.
3. Тема: Два различных подхода к жизни – творческий и рационалистический.
Проблема: Конфликт жизненных ценностей двух известных композиторов. Жизнь Сальери – тяжелый и упорный труд без сна и отдыха. Жизнь Моцарта – это радость творчества, легкое отношение к жизни. Он тоже много работал, но делал это по-другому.
Сальери похож на фанатика, предавшего себя самого. С детских лет он не живет, а только работает. Всю свою жизнь подчиняет он сверх ценной идее – стать великим. Ему удается добиться успехов, славы, но он заплатил слишком большую цену. Его жизнь прожита скудно, безрадостно, без ярких впечатлений.
Сальери видит Моцарта, который живет по-другому. Молодой композитор весел, жизнерадостен, похож на шаловливого ребенка. Несмотря на такую жизнь, он пишет великолепную музыку. Сальери не выдерживает приговора своим ценностям – и Моцарт должен умереть.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Пафос произведения «Моцарт и Сальери», как и других «маленьких трагедий» Пушкина заключен в значимости нравственных законов. Любое нарушение их ведет к внутренней деградации, потери смысла. Сальери не понимает Моцарта, который написав шедевр, останавливается и слушает трактирного музыканта. Для молодого гения это способ ощущать радость бытия, чувствовать свободу и наполненность жизни. И Сальери не выдерживает этой манифестации жизни.
Во второй части произведения, переполненный трагическим пафосом, мы видим муки Сальери. Он хочет «остановить» гения, который своим поведением порочит высокое искусство, вносит смятение в умы посредственных композиторов.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образ Сальери, труженика, положивший свою жизнь на службу музыке, противопоставлен образу Моцарта, талантливого от природы. Кажущаяся легкость, с которой пишет музыку Моцарт, обманчива. Молодой композитор просто гармонично сочетает в себе разные стороны жизни. Я считаю, что именно в этом проявляется его гениальность. Он умеет наслаждаться и своим творчеством, и весело хохотать, слушая старика-музыканта. Не во всем Моцарт такой уж удачливый. Он проводит бессонные ночи, пытаясь уловить одну-две мысли. Берется за написание Реквиема, нуждаясь в деньгах.
п.4. Литературные приёмы
Важное место в любом произведении занимают символы, раскрывая смыслы, добавляя эмоциональности и яркости сюжету. Основной символ – музыка. Она звучит в каждой из сцен. Трагедия происходит, как раз, на фоне великолепной музыки Моцарта. Надо понимать, что именно гениальность этого человека, красота его произведений послужила причиной его преждевременной смерти.
Человек в черном и Реквием – это символы смерти. Они приходят в жизнь Моцарта, предостерегая его об опасности. Страх молодого музыканта имеет под собой почву – рядом с ним друг-убийца. Черный человек усиливает мрачное впечатление трагедии, вызывает дополнительные эмоции, проявляет трагический финал.
п.5. Конфликт произведения
Моцарт и Сальери Пушкин А.С. — читательский дневник
В плодотворный болдинский период Пушкин написал свои четыре «маленьких трагедии», хотя задумывал написать их девять. Предлагаем вам изучить читательский дневник по пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери», которая и входит в число «маленьких трагедий».
Пушкин написал произведение в 1830 году в период пребывания в имении Болдино, где провел несколько месяцев. Оказавшись затворником вследствие эпидемии холеры, поэт плодотворно работает. Именно в болдинский период из-под пера Пушкина выходит пьеса «Моцарт и Сальери».
Время и место сюжета – Австрия, 1791 год. Моцарт умер в 1791 году в Вене, хотя в пьесе не указано ни время, ни место сюжета.
Моцарт — композитор. Он – молод, весел и добродушен, как ребенок. Моцарт открыт миру, видит его в розовых очках. Он относится к Сальери, как к другу, не подозревая о его тайном разрушительном замысле.
Сальери — композитор, одержимый желанием постичь гармонию музыки. Эта мечта заставила его отречься от праздности, удовольствий. Он много работал, поскольку обучение не давалось ему легко. Благодаря своему упорству он стал хорошим «ремесленником», но истинное искусство неподвластно ему.
Для человека важно контролировать свои чувства, не позволять им затмевать свой разум. Доводы, которые приводит Сальери в пользу убийства Моцарта, абсурдны. Чувствуется, что разум человека, просто-таки, помутился.
Сальери нельзя назвать посредственностью. Как композитор, он был достаточно популярен в свое время. В пьесе речь идет о неистовом труженике, в поте лица работающего над собой. Он отторгает собственную жизнь, ее праздность, потому что хочет достичь высот. И тут он видит Моцарта, по-мальчишески, беспечного, который не придает большого значения своему таланту и способностям других людей. Музыка, которую пишет Моцарт, дается ему легко. Со слов Сальери, Моцарт лишь гуляка, талант которого падает ему с небес.
Мнение завистника ошибочно. Человек, который завидует, как правило, преуменьшает заслуги предмета своей завести. Зная по другим источникам биографию Моцарта, предполагаешь, что Сальери просто злится. Моцарт – тоже трудяга, но без одержимости и фанатизма, это лишь человек, который подвернулся человеконенавистнику под горячую руку. Сальери зол, потому что несчастен. Он не жил свою жизнь, а лишь упорно трудился, пытаясь вырастить в себе гениальность.
Сальери негодует, глядя на счастливого Моцарта, который умеет радоваться, как ребенок. И червь зависти проникает в его душу, вызывая сильнейший конфликт. Сальери превращается в убийцу. Он отнял жизнь у Моцарта, но не отнял его гениальности. Угрызения совести – это то, что может, подобно яду, отравлять жизнь Сальери. Моцарт умер, но Сальери понимает, что все равно ему не стать гениальным.
Моцарт станет еще более популярным после смерти. Никогда Сальери не освободится от его гения, от его тени.
Образ Сальери, одержимого своей профессией, противопоставлен образу Моцарта, относящегося к своей одаренности спокойно, весело, с юмором.
Я считаю, что после смерти Моцарта противоборство их образов осталось неразрешенным. Несмотря на то, что Моцарт умер, конфликт еще более усугубился.
Гамма — звуковой ряд, состоящий из восьми нот, где первая имеет то же название, что и последняя.
Келья — комната монастыря с минимальной обстановкой, предназначенная для одного-двух монахов.
Фигляр — двуличный, лицемерный человек, обманщик, акробат, фокусник, используется как презрительное, нарицательное прозвище.
Жрец — служители языческих культов, совершающие жертвоприношения.
Херувим — небожитель, крылатое существо.
Боже! Ты, Моцарт, недостоин сам себя
(Сальери)
Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! Но нет: тогда б не мог И мир существовать; никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни
(Моцарт)
Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит»
(Моцарт)
А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль?
(Моцарт)
Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма
(Сальери)